В чем основополагающая идея диалектики? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем основополагающая идея диалектики?



Основополагающая идея в том, что действительность нужно понимать в развитии. Диалектика — учение о развитии в его полном и наиболее всестороннем виде.

Диалектический метод рассматривает окружающий мир как вечно изменяющуюся систему, опираясь на законы, кате­гории, принципы и концепции.

Что понимают в философии под категорией?

Категории — особые философские понятия, которые отра­жают общие связи и свойства явлений. Основные категории: материя и движение, время и пространство, сознание, проти­воречие, истина, качество и количество и т.д.

Какие законы диалектики считается универсальными?

Всеобщие законы развития называют универсальными. Это закон единства и борьбы противоположностей; переход коли­чества в качество; отрицание отрицания.

Что такое противоречие?

Вопрос о противоречиях — центральный в диалектике. Это объясняется тем, что все в мире содержит в себе противопо­ложности. Противоречия дают импульс саморазвитию, они — источник развития. Движение есть функционирующее противоречие.

Обычно противоречия соотносят с тождеством (равенством). Противоречия характеризуют отношения и через них — вещи и свойства вещей. Гегель писал: «Противоречие выступает только там, где есть отношение.» Древнекитайские мудрецы говорили: «Не было бы тьмы, кто понял бы, что такое свет?»

 

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Объективная и субъективная диалектика. Исторические формы диалектики.

Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.

Существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) — что, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно.

Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики). Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам — законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.

В диалектическом материализме диалектика Гегеля была воспринята в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики»:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей.
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
  3. Закон отрицания отрицания.

Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала все ценное, что содержала предыдущая. Немецкая классическая философия, унаследовав все положительные достижения античной диалектики, пошла дальше по пути превращения ее в научно-рациональный философский метод. Г. Гегель впервые систематически исследовал ее и сформулировал ее коренной и неизменный признак, дал элементарную формулу, согласно которой сущность диалектики состоит в постижении противоположностей, в их единстве. Для Г. Гегеля диалектическое мышление - единственное средство обретения истины, а противоречие (единство противоположных утверждений) - единственное условие, при котором диалектика обнаруживается. Однако диалектика Г. Гегеля была построена на идеалистических посылках, исключающих саму возможность рациональной диалектики. Это диалектика мирового духа, существующего и развивающегося на своей собственной основе и лишь косвенно заявляющего о себе в природе и сознании человека.

В противовес концепции Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что:

·субъективная диалектика детерминирована объективной;

·первая отражает вторую;

·субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике;

их единство есть процесс развертывания отношения: мышление - история - природа.

Таким образом, в процессе развития диалектика системно и содержательно обогащалась, сохраняя при этом концептуальное единство на каждой из качественно различных ступеней.

 

Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюционные этапы развития форм отражения. Сознание - высшая форма отражения.

Какую эволюцию прошло понятие «сознание»?

В религиозных учениях сознание — это проявление души, которая существует самостоятельно и не зависит от материи. В античной философии утверждалась вера в первичность духа. Считалось, что в человеческой душе ум созерцает самого себя и вместе с тем является началом, регулирующим поведение человека. При этом сознание не зависит от мозга, оно само­стоятельно развивается, и может быть понято исключительно из самого себя. Такой точки зрения придерживался Платон, который впервые выделил понятие идеального, как некой про­тивоположности материальному. Сознание существует самостоятельно, порождает весь окружающий мир, управляет его движением и развитием.

Это идеалистическое направление получило свое дальнейшее развитие в трудах Г. Лейбница, И. Канта, Г. Гегеля. Согласно Канту, сознание абсолютно самостоятельно по отношению к внешнему миру, оно независимо от действительности. Для Гегеля сознание предстает в виде духа, который начинает ста­новление от «бездуховного», примитивного и доходит до абсо­лютного знания.

Античные материалисты (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар) считали, что сознание зависит от человеческого тела и от того воздействия, которое оказывает на него окружаю­щий мир. Французские материалисты XVIII века (Д.Дидро, К.Гельвеций) понимали сознание как функцию мозга и отра­жение действительности. Диалектический материализм пони­мает сознание как продукт социально-исторического развития человека, особое свойство высокоорганизованной материи, то есть мозга.

Что такое сознание с точки зрения

Современной философии?

В материалистическом направлении сознание — особое свойство мозга, оно возникло и развивается с развитием мозга. Это не вещество мозга и не какая-либо другая материя, а спе­цифическая способность отражать существующий мир в виде живого образа. Отражение материи в сознании человека вы­ступает как его внутренний, духовный мир.

В «философии жизни» (А.Бергсон, Ф.Ницше) сознание трактуется как некая спонтанная самопроизвольная сила.

Для сторонников философской феноменология (Э. Гуссерль) сознание — реальность, в формах которой нам дан мир. Сознание есть та первичная основа, в которой «рождаются» исходные понятия всех форм человеческой жизни.

3. Фрейд ввел в систему человеческого сознания пласт бес­сознательных импульсов. Сознание находится в сложном вза­имодействии с различными формами неосознанных, бессозна­тельных актов, определяющих поведение человека. Некоторые из этих актов совершаются автоматически. В тех случаях, ког­да бессознательное вторгается в сознание, и последнее не спо­собно противостоять ему, происходят различные психические расстройства (страх, навязчивые идеи, состояние тревоги).

На формирование сознания решающее воздействие оказы­вает культура, накопленные знания и опыт.

Как развивается сознания?

С точки зрения современной философии, сознание развива­ется из отражения. Отражение — это всеобщее свойство мате­рии, он означает, что одни материальные системы способны оставлять «след» в других системах при их взаимодействии.

Что такое отражение?

Отражение — способность материальной системы воспро­изводить строение или некоторые особенности строения тех объектов, которые воздействуют на нее. Иными словами, от­ражение есть свойство воспроизводить в ходе взаимодействий свойства и особенности других систем.

Все живые организмы обладают элементарной формой отра­жения — раздражимостью. Раздражимость — это избиратель­ное реагирование на внешние воздействия.

Высшей формой отражения является мышление. Оно при­суще только человеку. Данные современной науки свидетель­ствуют о том, что многие виды животных обладают специфи­ческим «языком», но человеческое сознание и психика живот­ных глубоко различны. Человеку свойственно мышление в по­нятиях, суждениях и умозаключениях, его сознание является самосознанием — осознанием своего «Я».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.007 с.)