Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения: миф, религия, философия.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения: миф, религия, философия.



Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения: миф, религия, философия.

Буквально, философия означает любовь к мудрости.

Философия – это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия выступает как духовно-рационалистическое освоение действительности.

Мировоззрение – это представление человека о мире и его месте в нем.

Исторически первой формой мировоззрения был миф.

Мифология — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для первобытного человека, наивный уровень мышления. Весь окружающий мир рассматривается по аналогии с собой. У человека преобладают эмоции, он живет в мире грез и фантазий.

Религия - специфическая форма, способ обживания и осознания мира человеком. У религии законы мира есть воля Бога, и религия молит его сделать милость. Человек должен любить Бога, почитать его, приносить свою земную жизнь в жертву загробной.

Философия выступает теоретической основой мировоззрения. Она не ставит чисто познавательные задачи, ищет ответы на вопросы о сущности мира и самого человека в их взаимосвязи, помогает ему найти свою духовную ориентацию.

Мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.

Философия, ее предмет, функции, структура философского знания.

Термин философия происходит от двух греческих слов: филео (люблю) и софия (мудрость), буквально – любовь к мудрости.

Философия– это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия выступает как духовно-рационалистическое освоение действительности.

Предметом философии является не одна какая-либо сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Мировоззренческая функция связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения – системы общих представлений о мире и человеке.

Познавательная функция связана с познанием мира и человека.

Методологическая функция связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.

Логическая функциясвязана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления.

Аксиологическая функция связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей.

Гуманистическая функция связана с обоснованиемценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод.

Эвристическая функция связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания.

Эстетическая функция связана с изучением законов красоты и ее восприятия человеческим сознанием.

Практическая функция связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

Культуротранслирующая функция связана с обобщением и передачей важнейших достижений культуры.

Структура философии:

Онтология- учение о сущем, учение о бытии. Онтология – это учение обо всем, что существует. Включает в себя философию природы (изучает основные закономерности существования природы), философскую антропологию (учение о человек), социальную философию (наука об основных законах существования объекта).

Гносеология– учение о познании.

Логика- наука о законах мышления.

Этика– учение о нравственности, морали. Исследует природу, сущность и содержание нравственности.

Эстетика - учение о законах прекрасного.

История философии


Основные направления в философии. Исторические формы материализма и идеализма.

Агностицизм(от греч. agnostos - недоступный познанию) – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

Эмпиризм(от греч. empeirнa - опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Идеализм – это философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле.

Реализм (от лат. realis — вещественный, действительный), идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский Р. 20 в.).

Материализм – это философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю.

Исторические формы материализма:

Наивный материализм (древний)- Фауст, Эпикур, Демокрит.

Наивный материализм опирался, главным образом, на стихийно сложившиеся житейские наблюдения и обыденный опыт людей. Древние мыслители выдвинули идею о происхождении всех разнообразных вещей окружающего нас мира из общего и единого первоначала, которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни от людей, ни от богов. Это первоначало представлялось им в виде какого-то вещества, служащего исходным материалом для образования всех вещей, то есть МАТЕРИИ. Древние наивные материалисты по-разному представляли себе природу материи, отождествляя ее с известными им конкретными веществами.

Метафизический материализм (17 -18 вв.) – Гоббс, Бекон (родоначальник).

Сложился в эпоху Нового времени (XVII-XVIII вв.). Важнейшая его особенность – метафизика – противоположность диалектике, то есть отсутствие всеобщей связи, изменение и развитие в мире. Все в мире – природа, общество, человек – представлялось в виде огромных сложных механизмов, состоящих из набора "деталей", которые движутся в соответствии с законами механики по заданным траекториям. Однако обнаружилось, что существуют явления природы, объяснить которые на основе атомной концепции невозможно (например, распространение света). Поэтому получила распространение эфирная концепция Декарта

Материализм русских революционных демократов – особенность в попытке соединить материализм и диалектику – Герцен, Чернышевский.

· материалистический взгляд на мир;

· диалектическое рассмотрение всех явлений во всеобщей взаимосвязи и развитии;

· диалектико-материалистическое объяснение общественных явлений и процессов;

· признание основополагающей роли активной практики в познании.

Марксистский материализм – сегодня происходит становление новой формы материализма.

Диалектический материализм считает, что мир (материя) находится в постоянном движении (развитии), обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природы и общества. Согласно диалектическому материализму мир познается не путем созерцания происходящих явлений, а в ходе и результате активной деятельности людей, направленной на практическое преобразование окружающей действительности. В отличие от других философских систем, диалектический материализм считает, что его философские положения не являются абсолютной истиной в последней инстанции, что они неизбежно будут изменяться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и общественной практики, то есть диалектический материализм имеет творческий характер.

Исторические формы идеализма:

Следует различать две главные формы идеализма - объективныйисубъективный:

Для первого характерно признание духовного первоначала, вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

Второй понимает бытие не как существующую вне человеческого сознания объективную реальность, а лишь как продукт активности человеческого духа, субъекта.


Что такое Дух?

Дух — единство сознания и самосознания. Важнейшие свойства Духа — свобода, свободное творчество человека. Его высшие проявления — искусство, религия и философия. Движение Абсолютной идеи завершается в фило­софии, которая символизирует собой итог этого развития.

Что такое человек?

По Канту, человек — это существо, способное к самосто­ятельному поведению и нравственному совершенствованию. Человек есть существо нравственное, и его нравственность не может быть привнесена извне, она проистекает из собственной природы человека. Каждый человек несет в себе нравствен­ный закон, который обладает принудительной силой и носит характер заповеди. Этот закон, единый для всех, Кант назвал категорическим императивом и сформулировал его следую­щим образом: «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения стало правилом поведения для всех». Нравственно то, что соответствует долгу, а не личной выгоде.

 

 


Как нужно изучать человека?

Для Фейербаха основным предметом философских исследо­ваний был человек, которого он рассматривал с материалисти­ческих позиций. Человек — неотъемлемая часть природного мира, и его существование должно исследоваться комплек­сом наук: физиологией, психологией, историей, философией. Философия должна в процессе изучения человека опираться на антропологический принцип.

Зачем человеку религия?

Фейербах считал, что в религии проявляется слабость и уяз­вимость человека перед природными и социальными силами. Религия — это выражение всех трудностей и страданий чело­века, его стремлений и надежд. Религия зарождается в самом человеке и имеет глубокие психологические корни; к религии ведут неудовлетворенные желания и переживания, связанные с неудовлетворенностью.

 

 


Что такое бытие?

Бытие — совокупность всего сущего, единство форм и спо­собов существования. Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятель­ности.

Что такое материя?

Материя — это вещество. В материализме материя понима­ется как основа всей действительности.

Понятие материи возникло в то время, когда древнегрече­ские мыслители пытались объяснить единство мира.

Материалисты рассматривают материю, прежде всего, как субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и из­менения в мире, в том числе и в сознании. Материя не суще­ствует вне и независимо от вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них.

Что такое диалектика?

Термин «диалектика» впервые применил Сократ: он име­новал диалектикой свой метод обнаруживать противоречия с помощью диалога, сталкивая в нем противоположные сужде­ния. У Платона диалектика — не только метод для отыска­ния истины, это одновременно и учение о мире истинного бытия, который является сферой вечных и неизменных идей. Аристотель полагал, что с помощью диалектики люди посред­ством умозаключений формируют правдоподобные положения. Для стоиков диалектика была умением правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов. Такой взгляд на диалектику, как умение изощренно рассуждать в спорах, господствовал в философии вплоть до XVII века. Кант считал, что диалектика выступает «логикой видимости» и имеет от­рицательный результат для философской мысли. По мнению Гегеля, диалектика — это «постижение противоположностей в их единстве». Материалистическая диалектика — это фило­софское понимание мира в его целостности, единстве и само­развитии, это основной метод познания окружающей реаль­ности.

Что такое противоречие?

Вопрос о противоречиях — центральный в диалектике. Это объясняется тем, что все в мире содержит в себе противопо­ложности. Противоречия дают импульс саморазвитию, они — источник развития. Движение есть функционирующее противоречие.

Обычно противоречия соотносят с тождеством (равенством). Противоречия характеризуют отношения и через них — вещи и свойства вещей. Гегель писал: «Противоречие выступает только там, где есть отношение.» Древнекитайские мудрецы говорили: «Не было бы тьмы, кто понял бы, что такое свет?»

 

Современной философии?

В материалистическом направлении сознание — особое свойство мозга, оно возникло и развивается с развитием мозга. Это не вещество мозга и не какая-либо другая материя, а спе­цифическая способность отражать существующий мир в виде живого образа. Отражение материи в сознании человека вы­ступает как его внутренний, духовный мир.

В «философии жизни» (А.Бергсон, Ф.Ницше) сознание трактуется как некая спонтанная самопроизвольная сила.

Для сторонников философской феноменология (Э. Гуссерль) сознание — реальность, в формах которой нам дан мир. Сознание есть та первичная основа, в которой «рождаются» исходные понятия всех форм человеческой жизни.

3. Фрейд ввел в систему человеческого сознания пласт бес­сознательных импульсов. Сознание находится в сложном вза­имодействии с различными формами неосознанных, бессозна­тельных актов, определяющих поведение человека. Некоторые из этих актов совершаются автоматически. В тех случаях, ког­да бессознательное вторгается в сознание, и последнее не спо­собно противостоять ему, происходят различные психические расстройства (страх, навязчивые идеи, состояние тревоги).

На формирование сознания решающее воздействие оказы­вает культура, накопленные знания и опыт.

Как развивается сознания?

С точки зрения современной философии, сознание развива­ется из отражения. Отражение — это всеобщее свойство мате­рии, он означает, что одни материальные системы способны оставлять «след» в других системах при их взаимодействии.

Что такое отражение?

Отражение — способность материальной системы воспро­изводить строение или некоторые особенности строения тех объектов, которые воздействуют на нее. Иными словами, от­ражение есть свойство воспроизводить в ходе взаимодействий свойства и особенности других систем.

Все живые организмы обладают элементарной формой отра­жения — раздражимостью. Раздражимость — это избиратель­ное реагирование на внешние воздействия.

Высшей формой отражения является мышление. Оно при­суще только человеку. Данные современной науки свидетель­ствуют о том, что многие виды животных обладают специфи­ческим «языком», но человеческое сознание и психика живот­ных глубоко различны. Человеку свойственно мышление в по­нятиях, суждениях и умозаключениях, его сознание является самосознанием — осознанием своего «Я».

Современной философии?

В материалистическом направлении сознание — особое свойство мозга, оно возникло и развивается с развитием мозга. Это не вещество мозга и не какая-либо другая материя, а спе­цифическая способность отражать существующий мир в виде живого образа. Отражение материи в сознании человека вы­ступает как его внутренний, духовный мир.

В «философии жизни» (А.Бергсон, Ф.Ницше) сознание трактуется как некая спонтанная самопроизвольная сила.

Для сторонников философской феноменология (Э. Гуссерль) сознание — реальность, в формах которой нам дан мир. Сознание есть та первичная основа, в которой «рождаются» исходные понятия всех форм человеческой жизни.

Фрейд ввел в систему человеческого сознания пласт бес­сознательных импульсов. Сознание находится в сложном вза­имодействии с различными формами неосознанных, бессозна­тельных актов, определяющих поведение человека. Некоторые из этих актов совершаются автоматически. В тех случаях, ког­да бессознательное вторгается в сознание, и последнее не спо­собно противостоять ему, происходят различные психические расстройства (страх, навязчивые идеи, состояние тревоги).

На формирование сознания решающее воздействие оказы­вает культура, накопленные знания и опыт.

Как развивается сознание?

С точки зрения современной философии, сознание развива­ется из отражения. Отражение — это всеобщее свойство мате­рии, он означает, что одни материальные системы способны оставлять «след» в других системах при их взаимодействии.

Что такое отражение?

Отражение — способность материальной системы воспро­изводить строение или некоторые особенности строения тех объектов, которые воздействуют на нее. Иными словами, от­ражение есть свойство воспроизводить в ходе взаимодействий свойства и особенности других систем.

Все живые организмы обладают элементарной формой отра­жения — раздражимостью. Раздражимость — это избиратель­ное реагирование на внешние воздействия.

Высшей формой отражения является мышление. Оно при­суще только человеку. Данные современной науки свидетель­ствуют о том, что многие виды животных обладают специфи­ческим «языком», но человеческое сознание и психика живот­ных глубоко различны. Человеку свойственно мышление в по­нятиях, суждениях и умозаключениях, его сознание является самосознанием — осознанием своего «Я».

Что такое самосознание?

Самосознание — специфическое качество и высшее выра­жение человеческого сознания. Это осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысле­ние своих поступков и своего отношения к другими людям. Самосознание развивается в процессе утверждения человека как личности. Ребенок не сразу осознает себя, он не выделя­ет себя как особое «Я», не противопоставляет себя внешнему миру. Осознание себя приходит в результате многообразной де­ятельности и общения с другими людьми. Его проявления — самоконтроль, самосовершенствование, ответственность в со­циальных действиях, самокритичность.

Что дают человеку ощущения?

Через ощущения у человека происходит первое восприятие мира. Ощущения «вводят» человека в окружающий мир, фор­мируют первичные впечатления о нем.

В философии выделяют зрительные, осязательные, темпе­ратурные, вибрационные, вкусовые, болевые, мышечно-суставные ощущения, ощущения ускорения, равновесия и т.д.

Что такое отражение?

Отражение — способность материальной системы воспро­изводить строение или некоторые особенности строения тех объектов, которые воздействуют на нее. Иными словами, от­ражение есть свойство воспроизводить в ходе взаимодействий свойства и особенности других систем.

Все живые организмы обладают элементарной формой отра­жения — раздражимостью. Раздражимость — это избиратель­ное реагирование на внешние воздействия.

Высшей формой отражения является мышление. Оно при­суще только человеку. Данные современной науки свидетель­ствуют о том, что многие виды животных обладают специфи­ческим «языком», но человеческое сознание и психика живот­ных глубоко различны. Человеку свойственно мышление в по­нятиях, суждениях и умозаключениях, его сознание является самосознанием — осознанием своего «Я».

Общественная идеология

Специфика идеологии проявляется в том, что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений и отражает действительность через призму этих отношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в форме классовых интересов, поэтому специфику идеологии можно конкретнее представить как отражение действительности через призму интересов определенных классов, как систему идей и взглядов классов. Идеология есть теоретическое оружие, самосознание классов. В этом состоит ее главная социальная функция.

В идеологических концепциях или теориях выражаются, прежде всего, самые существенные, коренные интересы классов. Не случайно поэтому классовые противоречия находят свое проявление и в идеологической борьбе. Идеология носит классовый характер. В классовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии.

Черты НТР

1. Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности

2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление

3. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоемкости производства

4. Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки

Составные части НТР

1. Наука: увеличение наукоемкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования

2. Техника/Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная

3. Производство:

1. электронизация

2. комплексная автоматизация

3. перестройка энергетического хозяйства

4. производство новых материалов

5. ускоренное развитие биотехнологии

6. космизация

4. Управление: информатизация и кибернетический подход

Эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале XXI вв.

Природа человека

В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух Божественный, делая его своим достоянием. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.

Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы. Символы — это и наука, и религия, философия и т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная Божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке. Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой-либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.

Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения: миф, религия, философия.

Буквально, философия означает любовь к мудрости.

Философия – это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия выступает как духовно-рационалистическое освоение действительности.

Мировоззрение – это представление человека о мире и его месте в нем.

Исторически первой формой мировоззрения был миф.

Мифология — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для первобытного человека, наивный уровень мышления. Весь окружающий мир рассматривается по аналогии с собой. У человека преобладают эмоции, он живет в мире грез и фантазий.

Религия - специфическая форма, способ обживания и осознания мира человеком. У религии законы мира есть воля Бога, и религия молит его сделать милость. Человек должен любить Бога, почитать его, приносить свою земную жизнь в жертву загробной.

Философия выступает теоретической основой мировоззрения. Она не ставит чисто познавательные задачи, ищет ответы на вопросы о сущности мира и самого человека в их взаимосвязи, помогает ему найти свою духовную ориентацию.

Мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.014 с.)