Вопрос 29. Диалектика, ее принципы и законы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 29. Диалектика, ее принципы и законы.



В современной философии и науке существуют две общепризнанные теории, в которых рассматриваются вопросы самоорганизации и саморазвития бытия: диалектика и синергетика.

Исторически первой была диалектическая теория, поэтому уместно начать с нее. Термин диалектика был предложен античными философами поначалу для обозначения искусства спора, а затем — одного из методов получения знаний. Буквальный перевод с греческого «dialektice» означает беседа, спор. Античную диалектику считают исторически первой формой диалектики.

Развернутой теорией и продуманным методом диалектика стала в XVIII в. в философии Г. Гегеля (2.5). Немецкий философ сформулировал основные диалектические законы, распространив их на все существующее: природу, общество и мышление. В гегелевском панлогизме диалектика оказалась выражением движения Абсолютного духа к самопознанию.

Третий этап развития диалектики связан с марксизмом, который перенес принципы идеалистической диалектики Г. Гегеля на материалистическую почву. Развернутое определение материалистической диалектики дал Ф. Энгельс. По его мнению, диалектика — это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Законы развития природы описываются объективной диалектикой, законы мышления — субъективной.

Объективная диалектика выражается в виде не зависящих от человека, внешних по отношению к нему законов природы, а субъективная — в виде внутренне присущих мышлению и познанию закономерностей. Принципы субъективной и объективной диалектики тождественны по своему содержанию, но различны по форме.

Основное содержание диалектической теории описывается тремя законами, которые Г. Гегель сформулировал по отношению к Абсолютному духу, а К. Маркс и Ф. Энгельс применили к материалистически понятым природе, обществу и человеческому мышлению.

«Ядро» диалектики составляет закон единства и борьбы противоположностей, который дает ответ на вопрос об источнике развития. Таким источником в диалектике считаются противоположные начала. Противоположности — стороны, моменты явления, которые, с одной стороны, взаимоисключают друг друга, а с другой — существуют в неразрывной связи и при определенных условиях переходят друг в друга. Единство противоположностей образует противоречие. Суть первого закона диалектики можно сформулировать следующим образом: разделение единого целого на противоположные начала, борьба противоположностей приводят к разрешению противоречия и переходу исходного целого на качественно новый уровень.

Второй закон диалектики — закон перехода количественных изменений в качественные — служит развитием и конкретизацией первого и дает ответ на вопрос о механизме развития. Суть этого закона такова: накопление качественных изменений в определенный момент времени приводит к трансформации качества предмета, т.е. к возникновению нового. Количество — философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой не приводит к превращению предмета в другой предмет. Качество — философская категория, выражающая внутреннюю определенность предмета, благодаря которой он существует как именно этот, а не другой предмет. Качество, таким образом, выражает устойчивость предметов или явлений. Единство качественной и количественной характеристик задает категорию меры. Мера определяет те границы, в которых количественные изменения не приводят к изменению качества предмета или явления.

Третий закон диалектики —- закон отрицания отрицания — выражает направленность развития. Согласно этому закону, развитие происходит по спирали, которая представляет собой цепь циклов. В процессе развития предмет или явление возвращается к ранее пройденным ступеням, но на более высоком уровне. Ни одно из свойств, таким образом, не исчезает бесследно, но сохраняется на протяжении всего времени существования объекта. Спиралевидное направление развития определяется двойным отрицанием. Исходный пункт развития — предмет или явление. Второй момент — отрицание данного предмета или явления, третий — отрицание уже состоявшегося отрицания или синтез. Синтез как раз и позволяет сохранить некоторые прежние свойства объекта на более высоких стадиях его развития.

Три закона составляют основную часть диалектики, однако полностью ее содержания не исчерпывают. Развитая диалектическая теория содержит учение о методе и особой диалектической логике. Три закона диалектики составляют так называемую объективную диалектику, а учение о методе и логика — субъективную.

В диалектическую логику входит учение о категориях и принципах философского познания. Основными диалектическими принципами, т.е. приемами мышления, позволяющими осуществить адекватное познание, являются следующие:

  • принцип объективности;
  • принцип системности;
  • принцип историзма;
  • принцип противоречивости;
  • принцип восхождения от абстрактного к конкретному;
  • принцип единства логического и исторического.

Исходный принцип объективности является установкой на познание вещей такими, какие они есть, т.е. независимо от человека. Принцип системности выражает требование всестороннего изучения предмета, в единстве всех его внутренних и внешних связей. Кроме того, системность рассмотрения нацеливает на воспроизведение сущности объекта и отвлечение от всех его несущественных, случайных сторон. Принцип историзма предполагает установку на изучение предмета в развитии. Диалектический принцип противоречия выражает нацеленность познания на выявление внутренней противоречивости изучаемого предмета и воспроизведение этой противоречивости в мышлении. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному в своей основе имеет установку на выявление сущности предмета, ее постепенное раскрытие сначала фрагментарно, а затем во всей полноте. Познание, подчиненное этому принципу, движется от неполного, абстрактного знания о каких-то частях предмета ко все более полному, конкретному постижению целого. Принцип единства логического и исторического выражает тот факт, что теоретическая логика развития предмета воспроизводит существенные моменты его действительного исторического развития.

В отличие от диалектики, сформировавшейся в виде философской теории, синергетика возникла как одна из концепций в физике в последней трети XX в., а затем приобрела мировоззренческий статус. Основоположниками синергетики считаются Г. Хакен и И. Пригожий. Термин «синергетика» происходит от греческого «sinergi'a» — сотрудничество, содействие. Синергетика является наиболее общей на данный момент теорией самоорганизации и изучает закономерности этих явлений во всех типах материальных систем.

Помимо перечисленных в предыдущих разделах атрибутивных свойств материи, в синергетике выделяется еще одно — способность к самоорганизации. Как пишет Г. Хакен, принципы самоорганизации распространяются «от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера крыла самолета, от молекулярной физики до космических масштабов эволюции звезд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций».

Исходный принцип синергетики —различие процессов в открытых и закрытых системах. Напомним, что в замкнутых системах вектор протекания процессов направлен от упорядоченности через равновесное состояние к хаосу. В открытых системах наблюдаются обратные процессы, когда при определенных условиях из хаоса самопроизвольно возникают новые упорядоченные структуры. Основными характеристиками процессов в замкнутых системах являются равновесность и линейность, в открытых — напротив, неравновесность и нелинейность. В отличие от классической науки, рассматривавшей закрытые системы как абсолютный тип упорядоченности мира, синергетика в качестве предмета своего изучения выбирает открытые системы. По мнению создателей синергетической теории, именно открытые системы являются универсальными, а протекающие в них процессы способствуют самоорганизации мира.

Главное свойство открытых систем — неустойчивость. Опираясь на это знание, синергетика предлагает следующее объяснение механизма возникновения порядка из хаоса. Пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, все ее элементы ведут себя независимо друг от друга и на создание упорядоченных структур не способны. В какой-то момент поведение открытой системы становится неоднозначным. Та точка, в которой проявляется неоднозначность изменений, называется точкой бифуркации (разветвления). В точке бифуркации изменяется роль внешних для системы влияний: ничтожно малое воздействие приводит к значительным и даже непредсказуемым последствиям.

Таким образом, под влиянием энергетических взаимодействий с окружающей средой в открытых системах возникают так называемые эффекты согласования, когда различные элементы начинают вести себя в унисон друг с другом. Такое согласованное поведение синергетика называет когерентным. Как следствие, происходят процессы упорядочения, возникновения из хаоса новых структур. После возникновения новая структура, в синергетике ее называют диссипативной, включается в дальнейший процесс самоорганизации материи. Таким образом, внешние взаимодействия оказываются фактором внутренней самоорганизации систем, которые, в свою очередь, способствуют самоорганизации других систем и т.д. Сами процессы самоорганизации характеризует нелинейность, наличие обратных связей, открывающих большие возможности управляющего воздействия.

Синергетический подход позволяет ответить на вопрос, почему вопреки действию закона энтропии мир демонстрирует высокую степень организованности и порядка, т.е. синергетика последовательно опровергает теорию тепловой смерти Вселенной. Кроме того, поскольку синергетика утверждает, что законы самоорганизации действуют на всех уровнях бытия, это позволяет преодолеть разрыв между живой и неживой природой и объяснить происхождение жизни как процесс самоорганизации неорганических систем. И. Пригожий в книге «Порядок из хаоса», своего рода манифесте синергетики, утверждает, что синергетический взгляд на мир меняет наше представление о случайности и необходимости, необратимости материальных процессов, трансформирует привычное представление о времени, позволяет иначе понять характер и сущность энтропийных процессов, т.е. радикально меняет стиль мышления о реальности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.008 с.)