Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 35. Предмет и функции социальной философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальная сфера общества представляет собой систему исторически сложившихся упорядоченных связей и отношений между различными видами общности людей. Формы общности выступают элементами социальной системы. Различают три основных типа общностей: § естественно-исторические (раса, поколение, пол); § этно-исторические (род, народность, нация, этнос); § социально-исторические (сословия, касты, классы, страты).
Особой формой общности, несущей в себе характеристики естественно-, этно- и социально-исторических общностей, является семья. Семья — общность супругов и их потомства, предполагающая половое и возрастное разделение труда. Благодаря семье ребенок впервые включается в систему социальных и культурных связей, вступает в общение, формируется как полноценная личность. Главная функция семьи — воспроизводство человеческого рода. Брак — это санкционированные обществом отношения мужчины и женщины, образующие основу для формирования семьи. Семья и брак развиваются одновременно с развитием общества и последовательно приобретают различные формы. Исторически первой формой брака считается групповой брак, при котором все мужчины одного рода являются потенциальными мужьями всех женщин другого рода. При этом супруги остаются жить в своих родах, а рождающиеся дети принадлежат роду матери. Более поздней формой является парный брак — относительно устойчивый союз мужчины и женщины, не предполагающий совместного ведения хозяйства. Групповая и парная формы брака характерны для эпохи матриархата, поэтому ведущую роль в таких союзах играли женщины. Вместе с возникновением патриархата меняются формы семьи и брака. Главенство мужчины приводит к возникновению моногамии и патриархальной семьи. Моногамная семья — общность не только биологическая, но и экономическая, выполняющая как функцию воспроизводства, так и функцию наследования собственности. Раса — наиболее широкая естественно-историческая общность — группа людей с общими биологическими чертами, передающимися генетически. Такими общими чертами являются цвет кожи, цвет и разрез глаз, очертания головы, форма носа, структура волос, т.е. несущественные физические характеристики. Биологические черты, определяющие сущностные видовые признаки человека (объем и строение головного мозга, особенности скелета, характер мыши), у представителей разных рас одинаковы. Социо-культурные реалии жизни представителей разных рас также являются общими и никак не связаны с физическими различиями. Выделяют три типа рас: европеоидную, монголоидную, негроидную. Расовые различия можно определить только среднестатистически. У отдельного представителя той или иной расы вполне могут присутствовать характеристики, присущие представителям другой расы. Кроме того, существуют смешанные расовые типы: метисы — потомки представителей европеоидной и монголоидной рас (индейцев) и мулаты — потомки представителей негроидной и европеоидной рас. Помимо этого выделяют неопределенные типы, которые изначально имеют признаки разных рас. Например, аборигены Австралии — единство физических характеристик европеоидной и негроидной рас, аборигены Полинезии — трех основных типов рас. Естественно-историческая общность — пол, также складывается на основе биологического различия людей. Различие социо-культурных условий существования разных полов следует считать историческим, преходящим фактом, задаваемым особенностями культурного развития человечества. Те эмоциональные и интеллектуальные характеристики, которые традиционно приписываются одному полу, вполне могут быть свойственны другому. В современном обществе происходит трансформация социальных ролей мужчины и женщины, что влечет за собой и изменение традиционных социо-культурных реалий. Поколение — естественно-историческая общность, выделяемая во многом условно. Предлагаются разные критерии для определения границ между поколениями. Так, одни авторы выделяют поколения по принципу отцы — дети, т.е. устанавливают разницу примерно в 25 лет, другие — 15 или 10 лет. Безусловно, возрастные различия между людьми определяют различия в их социо-культурном положении, однако связывать это только с возрастом было бы нелепо. Очень многое зависит от других факторов, напрямую не сводимых к возрасту и не выводимых из него: ценностных, мировоззренческих, профессиональных, этно-культурных и т.п. Исторически первой формой этно-исторической общности является род — первобытное объединение кровных родственников. Несколько родов, проживающих на одной территории, составляют племя. В своем развитии род прошел два этапа: материнский род (матриархат) и отцовский (патриархат). На этапе патриархата род преобразуется в народность, которая возникает в результате смешения племен, вытеснения кровнородственных связей иными. Народность определяется как языковая, территориальная и культурная общность людей. По мере развития капиталистических отношений усиливаются экономические взаимодействия между людьми, возникает феномен национального рынка. Процессы экономической интеграции способствуют превращению народности в нацию. Нация — форма общности людей, характеризующаяся общностью территории, экономической жизни, единством языка, культуры и ментальности. Необходимо отметить, что ни одна из характеристик нации, взятая в отдельности от других, не является достаточной для выделения этого типа общности. Например, существуют нации, которые не проживают на одной территории, и, напротив, в рамках одного территориального единства сосуществуют различные нации. Или представители различных наций могут говорить на одном языке, в то время как можно назвать полиязыковые нации. Что касается единства экономической жизни, то в условиях происходящего сейчас процесса глобализации экономическая жизнь становится единой для представителей многих наций, при этом этнические различия, связанные с особенностями языка, культуры, ментальности не устраняются. В современных исследованиях широкое распространение получил термин «этнос». Понятия «нация» и «этнос» следует считать взаимозаменимыми, их изначальные смыслы — тождественны. Нация происходит от латинского слова, этнос — от греческого, смысл этих слов одинаков — народ. Термин «этнос» употребляется при необходимости подчеркнуть ментальные, языковые или культурные различия между людьми, в термине «нация» подчеркивается единство экономической жизни и компактность проживания тех или иных народов. В интерпретации социально-исторических общностей существует два подхода: классовая теория и концепция социальной стратификации и мобильности. Классовая теория была предложена марксизмом и напрямую связана с формационным подходом к пониманию истории (6.7). Основной социально-исторической формой общности в марксизме считаются классы. Классы — большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классовое деление определяется экономической структурой общества. Классовая теория, предложенная К, Марксом, была адекватна той социальной и экономической реальности, в которой она создавалась — середина XIX в. Однако выделение классов как основных социальных единиц современного общества нельзя считать удачным. Теория социальной стратификации и мобильности более приемлема для описания социальной структуры общества конца XX — начала XXI в. Согласно этой концепции основной формой социально-исторической общности является страта — группа людей, объединенных общим социально-экономическим статусом, уровнем культуры и образования, групповым самосознанием, политическими ориен-тациями, особенностями быта и досуга. Основным критерием для выделения страты является социально-экономический статус, который определяется родом занятий, источником и размером дохода, местом в социальной иерархии. В современном обществе выделяют до шести основных страт. Основную часть населения в развитых обществах составляет средний класс. Средний класс — относительно зажиточная, социально самостоятельная и политически активная часть общества, осознающая свои групповые интересы. Именно в силу активности и самостоятельности средний класс является основой гражданского общества и выступает стабилизатором всей социальной системы. В экономически и политически развитых обществах средний класс имеет тенденцию к росту. Теория социальной мобильности описывает возможности перемещений внутри социальной структуры из одной страты в другую, существующие в различных общественных системах. Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная мобильность — изменение положения в социальной структуре без качественного изменения социально-экономического статуса: смена места жительства или рода занятий. Вертикальная социальная мобильность связана с заметным качественным изменением социального статуса — переходом из одной страты в другую. Общество с большими возможностями вертикальной мобильности называют открытым, с ограниченными — закрытым. При этом в закрытом обществе могут сохраняться возможности для горизонтальной мобильности, но и они, как правило, ограничены. В отличие от классовой теории, концепция социальной стратификации и мобильности предполагает развитие социальной структуры общества без катастрофических, революционных преобразований. В открытых обществах человек имеет возможность перемещаться из страты в страту, повышать свой социально-экономический статус без кардинального переустройства всего общественного целого. Теория социальной стратификации и мобильности является наиболее распространенной в современной социальной науке и философии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.75 (0.009 с.) |