Вопрос 21. Русская философия XIX века: славянофилы и западники. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 21. Русская философия XIX века: славянофилы и западники.



Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

• декабристская философия;

s/ философия западников и славянофилов;

• философия Чаадаева;

j/ консервативная религиозная и монархическая философия;

г/ философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;

</ революционно-демократическая философия;

• либеральная философия.

2«Декабристская философия была представлена творчеством П. Песте­ля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхель-беккера и других.

Основная направленность философии декабристов - социально-поли­тическая. Ее опорными идеями были:

• приоритет естественного права;

t/ необходимость для России правового строя;

• отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней ра­
ботает;

• личная свобода человека;

• ограничение самодержавия законом и представительными органами
либо замена его республикой.

3* Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаада­ева (1794 -1856). Основными направлениями его философии были:

г* философия человека;

• философия истории.

Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной суб­станций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рож­дения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) со знание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе - основной фактор, отличающий человека от животных. Ча­адаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным. Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божествен­ное Провидение. Воплощение Божественной воли - христианство. Христианство - стержень, двигатель истории.

Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия "выпала" из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, - вер­нуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благо­даря своей сложившейся столетиями уникальности выполнить историчес­кую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации.

Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат централь­ной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизме­римые с другими странами просторы России.

■■. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов.

Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Ога­рев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

Западники хорошо усвоили философские традиции современной им за­падной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.

По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уни­кального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.

Благо для России - освоить западные ценности и стать нормальной ци­вилизованной страной.

Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, бра­тья К.С. и И.С. Аксаковы.

Согласно славянофилам основу исторического бытия России составля­ют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципи­ально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против безду­ховности, индивидуализма, конкуренции Запада).

По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

* В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия. Ее цели - отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: "Православие, самодержавие, народность". Важную роль в ортодоксальпо-монархпческой философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев.

Н.В. Федоров (1828 - 1903) сделал основными темами своей философии: единство мира; проблему жизни и смерти;

проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, чело­век являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обменива­ются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. "Моментом истины" человеческой жизни Федоров считал ее конеч­ность, а самым большим злом - смерть. Человечество должно отбро­сить все-распри и объединиться для решения самой главной задачи -победы над смертью.

Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем, по мере развития науки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невоз­можно), а путем нахождения способов воспроизводства жизни, оживления. По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос. Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, конф­ронтации между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Согласно философу, в поведении человека недопустимы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить "с каждым и для каждого".

Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 - 1891).

Одно из основных направлений философии Леонтьева - критика нега­тивных явлений русской жизни. В центре данной критики был развиваю­щийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм - царство "хам­ства и подлости", путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для России - отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по об­разу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России долж­ны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое со­словное деление.

Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью человека. Как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, до­стигает зрелости и затухает.

Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства - внутренне деспотическое единство. Цель сохра­нения государства оправдывает насилие, несправедливость, рабство.

Согласно Леонтьеву неравенство между людьми - желание Бога и по­этому оно естественно и оправдано.

Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели - Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оста­вившие, кроме литературного, большое философское наследие.

Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализ­ме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" -обычаи,традиции.

Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно па религии держится чело­веческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от гре­хов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропи­тано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по кото­рому может идти человек:

• путь человекобожества; i/ путь богочеловека.

Путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возмож­ности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему по­терпит крах.

Второй путь богочеловека - путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

» Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 - 1910), со­здал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть тол­стовства в следующем:

многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отбро­шены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; религия должна стать простой и доступной для народа; Бог, религия - это добро, любовь, разум и совесть; смысл жизни - самосовершенствование; главное зло на Земле - смерть и насилие;

необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;

в основе поведения человека должно быть непротивление злу;

государство - отживающий институт и, поскольку оно - аппарат наси­лия, не имеет права на существование;

всем необходимо возможными способами подрывать государство, иг­норировать его - не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.

За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был под­вергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви. Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были:

- Н.Г.Чернышевский;

/ народники - Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев;

анархист П. Кропоткин;

. марксист Г. В. Плеханов.

Общая черта данных направлений - социально-политическая направ­ленность. Все представители указанных течений отвергали существую­щий общественно-политический и экономический строй, будущее ви­дели по-разному.

Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капи­тализма в "возвращении к земле" (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни.

Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, ми­нуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализ­му возможны все средства, наиболее эффективным из которых являет­ся террор.

В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохра­нении государства и считали государство (механизм подавления) ис­точником всех бед.

Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

зР* Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление. Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C. Соловьев (1853 - 1900). Основными идеалами его философии были:

• идея всеединства - объединения и гармонии всех сторон бытия (мате­
риальной, духовной и др.);

• идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший
уровень нравственности - право, высший - любовь);

• идея прогресса - как всеобщей связи поколений;

• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так
и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно
стремиться человечество;

1/ идея Бога как выражения добра;

щ/ идея "богочеловека" - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;

идея Софии - всеобщей Божественной мудрости;

русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва - Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свобод­ной Руси" (дух декабристов и Пушкина).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.016 с.)