Вопрос 5. Средневековая западноевропейская и арабская философия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Средневековая западноевропейская и арабская философия.



Средневековая философия — европейская философия II— XIV вв. Основными этапами средневековой философии являются патристика и схоластика.

Патристика (христианское богословие II—VIII вв.). Датировка патристики указывает на то, что философские идеи Средневековья появляются еще на эллинистическом этапе развития античной философии. На протяжении нескольких столетий духовные Античность и Средневековье сосуществовали, причудливо переплетаясь в идеях философов. Для II—V вв. характерны одновременное существование таких философских школ, как неоплатонизм, стоицизм, пифагореизм, борьба христианства и гностицизма, а также возникновение множества сект, в которых предлагались и развивались философско-религиозные идеи, послужившие фундаментом более поздней философии.

Представителями средневековой патристики являются: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Августин и др. Эти философы и богословы, или, как их иначе называют, Отцы церкви, отстаивали религиозные христианские догматы против язычества и гностицизма, утверждая несовместимость античной мудрости с христианской верой. Основными темами средневековой патристики являются проблема сущности и бытия Бога, происхождения зла в мире, теодицея (богооправдание), свобода воли человека и возможность спасения души, проблема божественной предопределенности истории и человеческой жизни, обоснование нового линейного представления об истории и др.

Схоластика (IX—XIV вв.). Первоначальный смысл слова «схоластика» не имеет негативных оттенков, термин обозначает «школьную философию», мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает проблематику патристики, систематизирует и рационализирует христианское мировоззрение.

Схоластика подразделяется на ряд этапов:

  • ранняя (IX—XI вв.); Эриугена, Ансельм Кентерберийский;
  • зрелая или классическая (XII—XIII вв.): Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др;
  • поздняя (XIII—XIV вв.): Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт и др.

Основными вопросами схоластической философии являются проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоластики составляет спор об универсалиях — общих идеях, об отношении единичного к общему и о реальности существования общего. В зависимости от ответа на этот вопрос в средневековой философии формируются; три позиции. Реализм, представители которого утверждали, что общее существует реально, в виде идеальной или реальной «вещи» и не является простым конструктом человеческого ума. Реализм поддерживался церковью, поскольку не конфликтовал с официальным вероучением и служил дополнительным обоснованием бытия Бога.

Представителями реализма были Эриу-гена, Ансельм Кеытерберийский, Фома Аквипский.

Противоположная реализму позиция — номинализм. Номиналисты утверждали, что универсалии являются простыми именами вещей, поэтому существуют только в разуме человека, и не обладают самостоятельным существованием в качестве вещи. Номинализм иногда называют средневековой версией материализма, однако подобное представление не должно вводить в заблуждение. Номиналисты не отвечают на вопрос о первичности материи или духа, для них, как и для всех средневековых философов, несомненно первичной остается духовная реальность. Номинализм получил широкое распространение в поздней схоластике, его представители — Иоанн Росцелин и Уильям Оккам.

Концептуализм —- философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма является Пьер Абеляр.

Основными принципами средневекового философского мышления считаются теоцентризм — Бог есть центральная точка мировоззрения, креационизм — вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего; провиденциализм — вера в божественную предопределенность всего существующего; эсхатологизм — вера в конец света и действенное ожидание его. Важной особенностью средневекового мышления является авторитарность — последним аргументом всегда остается отсылка либо к авторитету Священного Писания, либо к трудам Отцов церкви. Господство христианства диктует подобный образ мысли и определяет превосходство теологии над другими видами знания.

В период зрелой и особенно поздней схоластки одной из главных тем философствования становится проблема соотношения веры и разума. Этот вопрос обсуждался еще в философии Августина, однако теперь он получает иную интерпретацию. Поздняя схоластика говорит об относительной самостоятельности разума. На этой основе возникает теория двойственной истины, утверждающая независимое существование истин откровения и истин разума.

Концепция двойственной истины открывает новый этап в развитии философии — этап освобождения философии от религии.

Под арабской (арабоязычной) подразумевается философия, созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находив­шимися под культурным и часто политическим влиянием арабов.

Арабская средневековая философия в своем развитии прошла два ос­новных этапа:

§ VII - IX вв. - период зарождения арабской философии;

  • IX - XV вв. - период усвоения арабской философией древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую.

Основными направлениями арабской философии периода зарождения были:

§ школа мутакаллимов;

§ школа мутазилитов;

§ суфизм.

Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама. Представите­ли школы мутакаллимов философски обосновывали религиозные дог­мы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов.

Мутазилиты ("обособившиеся") также являлись исламскими филосо­фами, однако ряд положений их учения носил относительно материа­листический характер. В частности, мутазилиты:

§ отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о
происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пыта­
лись объяснить проблемы с позиций рационализма и материализма;

§ отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно которым
Бог имел человеческий облик);

§ отождествляли Бога и Вселенную;

§ верили в силу и разум человека;

§ считали, что человек способен познать окружающий мир с помощью
разума.

Представители суфизма (суфисты, от суф - шерсть, власяница; по мне­нию Аль-Бируни, созвучно слову "софист") считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аске­тизм, уход в себя, созерцание, мистику.

 

-* В IX в. начался новый этап арабской философии, для которого были

характерны:

§ усиление влияния материалистических идей (что стало результатом от­
крытий в области медицины и естественных наук);

§ заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой,
превращение собственно арабской философии в арабо-европейскую
(арабо-греческую).

Наибольший вклад в становление новой (европеизированной) араб­ской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).

Аль-Кинди (800 - 879) сделал первый шаг по европеизации арабской билософии. Ему принадлежит заслуга открытия древнегреческой фило­софии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристо­теля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании.

Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9характеристик бытия - время, место и т. д.), Аль-Кинди выдвинул соб­ственное учение о прасубстанциях (арабский аналог категорий), к ко­торым причислил:

§ материю;

§ форму;

  • движение;
  • пространство;
  • время.

Также философ выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакалли-мы - ортодоксальные "исламские схоласты") и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо прой­ти, чтобы добиться истинного знания:

§ логическо-математическую;

§ естественно-научную;

  • метафизическую (философскую).

Причем, по мнению Аль-Кинди, только разум может быть источни­ком и эталоном познания.

Философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонят­на его современникам (философ подвергался преследованиям, а его произведения.уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил тра­дицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатети­ка) и создал предпосылки для ее превращения в.одну из самых прогрес­сивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой).

Аль-Фарби (870 - 950) систематизировал и пытался адаптировать фило­софию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об "эманации" и невсемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны).

Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037) вывел арабскую философию на но­вый уровень прогресса. Главные труды по философии: "Книга исцеле­ния" ("Книга спасения"), "Книга знания". Авиценна:

§ высмеивал косность и догматизм исламских теологов;

§ пытался отделить философию от религии (в то время как многие его
современники считали их неразрывно связанными и видели роль фило­
софии в обосновании положений и догм ислама);

§ видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать дости­
жения человеческого разума;

§ основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук
(например, собственных медицинских открытиях);

§ не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним все­
могущей воли;

§ считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо
воли Бога, по естественным законам природы;

§ причину возникновения мира видел в "эманации" - истекании мира из
Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости;

  • выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движе­нии, которое является неотъемлемым свойством материи;

§ считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружаю­
щий мир);

§ наделял душу особыми свойствами - идеальностью (существованием
наряду с материей) и вечностью;

§ также считал вечным Бога и окружающий мир.

  • Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей извест­ностью и популярностью пользовался Ибн-Рущд (Аверроэс) (1126 - 1198).
  • Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под властью ара­бов, и был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма, получившая широкое распрост­ранение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике.
  • Философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (представители - Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и творчески переработанного уче­ния Аристотеля. Можно выделить ее следующие основные положения:
  • отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и неуничтожим);

§ допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отно­
шению к материи (Бог и окружающий материальный мир "совечны");

  • за Богом признавались весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной - придать материи форму;

§ отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение;

§ доказывалось, что движение - самостоятельное свойство материи, зак­
люченное в ней самой;

§ выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необхо­
димости всего в природе);

§ отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновре­
менно смерть души, но коллективный разум - разум всего человечества,
частью которого является душа отдельного человека, - бессмертен);

§ была выдвинута идея о "двойственной истине" - философские и религи­
озные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть лож­
но для философии и наоборот.

Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса оказала большое влияние на европейскую философию. Аверроизм получил ши­рокое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром притяжения философских учений, противостоящих схоласти­ке. Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроиз-ма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть со­чинение "О единстве разума против аверроистов".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.014 с.)