Вопрос 39. Духовная жизнь общества. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 39. Духовная жизнь общества.



Духовная сфера общества совпадает с духовной культурой (1.1) и, так же как и другие подсистемы, имеет сложную структуру. К духовной сфере относят философию, религию, науку, искусство, право, мораль. Особенности политического и правового сознания были рассмотрены в 6.3. О науке подробно говорилось в 5.4—5.12. Прояснению особенностей философии как элемента духовной культуры посвящена лекция 1, религии— 1.8 и 5.4. В данном параграфе подробно будет говориться об искусстве и морали и, соответственно, эстетическом и нравственном сознании.

Мораль — исторически сложившаяся система норм и правил поведения, совокупность устоявшихся оценок, в которой находят выражение общепринятые ценности и смыслы, способы различения добра и зла. Истоки нравственности следует искать в обычаях и традициях. Важно отметить, что мораль не зафиксирована в законах, т.е., в отличие от политики и права, не институциональна. Нравственные нормы — это неписанные законы, существующие как невидимая регулятивная сеть. Мерой воздаяния за соблюдение или нарушение нравственных норм является одобрение или осуждение. Главная функция морали — регуляция поведения посредством оценки. Возможность оценки базируется на способности человека различать добро и зло, именно поэтому проблема различения добра и зла является ключевым вопросом нравственности.

Нравственное сознание имеет свою структуру, в которой выделяют нравственные категории, нравственные чувства, нравственные идеалы. Нормы морали формируются в практике общения людей, затем, интериоризируясь, они превращаются во внутренние убеждения, чувства и идеалы, определяющие поведение и оценку этого поведения. В исторически изменяющихся формах нравственного сознания можно обнаружить преемственность, некоторые нормы являются общими для различных эпох и культур. Эту устойчивую совокупность называют общечеловеческими ценностями.

Достаточно распространенной в философии является позиция морального релятивизма, утверждающего относительность всех без исключения нравственных норм. Моральный релятивизм отражает некоторые объективные процессы, происходящие в обществе. Так, например, экономические, политические, социальные и культурные катаклизмы, сопровождающиеся изменением основных мировоззренческих ориентиров, провоцируют трансформацию не только формы, но и содержания нравственных норм. Однако при этом такие правила, как не убивай, не причиняй страданий другим, будь справедлив и т.п., остаются неизменными.

Внутренним камертоном нравственного сознания является совесть — субъективное переживание соответствия или несоответствия своего поведения нравственным ценностям. И. Кант считал, что совесть — это внутреннее сознание долга. Только поведение, сообразное с долгом, можно назвать моральным. Если человек внешне действует в соответствии с общепринятыми нормами, но при этом извлекает пользу или испытывает удовольствие, то его действия нельзя назвать моральными, утверждал немецкий философ. Этику И. Канта называют этикой долга —ригоризмом.

Другой немецкий философ, М. Хаидеггер, называет совесть призывом заботы. Совесть возвращает человека из состояния заброшенности и потерянности в состояние бытия-вместе-с-другими, которое в свою очередь делает возможным собственное свободное самосгановление человека.

Внешним выражением нравственного сознания является общественное мнение. В современных демократических системах общественное мнение становится важнейшим фактором политический и социальной жизни. Но с другой стороны, повышается вероятность манипулирования им, использования в угоду частным интересам.

По мысли античных философов, красота — наиболее адекватная форма выражения бытия, атрибут космоса. Красота — синоним разума, а устроенный по законам разума мир не может быть-некрасивым. Разум человека является выражением его внутренней красоты, однако в античном миропонимании важным является и представление о внешней, физической красоте.

Средневековая философия отодвинула на периферию ценность внешней красоты, сосредоточившись на понятии красоты внутренней. Внутренняя красота является следствием праведной жизни. Ортодоксальное христианство, особенно в период своего восхождения, запрещало театр и живопись, соотносимые с представлением о внешней, физической красоте, как нечто противоречащее аскетической морали и праведному образу жизни.

Реабилитация эстетического начала произошла в философии эпохи Возрождения, обратившейся к античным идеалам. Именно в эпоху Возрождения эстетика выделяется в особый раздел философского знания. В отличие от античных философов мыслители Возрождения местом пребывания красоты называли не мир сам по себе, а искусство как результат творческой деятельности человека. Искусство — высшая реальность, находящаяся вне познания и морали, незамутненный мир духа, в котором находит адекватное выражение жажда творчества. Именно искусство позволяет человеку выразить свою сущность, и поэтому в искусстве следует эту сущность искать.

В философии Возрождения красота стала рассматриваться в качестве самоцели, тем самым отрываясь от истины и добра. В позднейшей философии этой позиции придерживались немецкие романтики А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. При этом параллельно продолжают существовать концепции, в которых утверждается неразрывная связь красоты и добра, эстетического и нравственного начал. Эта позиция была широко распространена в русской философии XIX в. По мнению русских философов, искусство есть прежде всего средство воспитания и морального воздействия; эстетическое начало, очищенное от нравственных смыслов, утрачивает свои свойства, перестает быть ценностью.

В немецкой классической философии развернутую эстетическую концепцию предложил И. Кант. Система его критической философии оказалась законченной, когда между миром природы и миром свободы он обнаружил мир красоты. И. Кант пришел к идее преодоления дуализма науки и нравственности путем апелляции к художественным способностям человека. Рассудок конституирует правила в сфере познания, разум — в сфере поведения и нравственности, а способность эстетической оценки — в сфере красоты. Эстетическое имеет две ипостаси: прекрасное, обращенное к знанию, и возвышенное, обращенное к морали.

Прекрасное связано с четкой формой, возвышенное можно обнаружить и в бесформенном объекте; прекрасное привлекает, возвышенное привлекает и отталкивает одновременно; прекрасное само по себе есть предмет удо-зольствия, тогда как получить наслаждение от возвышенного без «умствования» невозможно. Суждение о возвышенном, по мнению И. Канта, требует культуры в большей степени, чем суждение о прекрасном. Наличие морального закона в душе каждого человека создает условия для наслаждения возвышенным. И. Кант, таким образом, связывает эстетическое и этическое, но, в отличие от русских философов или И.В. Гете, не подчиняет эстетическое этическому.

Эстетическое сознание наиболее концентрировано выражается в искусстве. Однако оно может проявляться и в других сферах человеческой деятельности. Например, мы говорили о гносеологическом принципе красоты как одном из регуляти-вов в сфере научного и философского знания. Эстетическое сознание реализуется в религии и мифологии. Можно говорить об эстетическом переживании по поводу предметов и явлений природы или событий обыденной жизни. Однако только в искусстве эстетическое сознание из побочного элемента превращается в основную цель. Красота в искусстве — это и содержание, и способ, и цель деятельности.

В искусстве человек творит новую, художественную действительность, которая, с одной стороны, более или менее правдоподобно отражает реальность, но с другой — является продуктом вымысла и фантазии. Художественная реальность неисчерпаема, именно поэтому одно и то же произведение искусства может быть понято и истолковано различными способами. Его содержание не поддается также выражению в рациональных понятиях и суждениях и является предметом эстетического переживания (5.4).

Искусство, наряду с философией, выполняет синтезирующую функцию в культуре, является сокровищницей образов и символов, в которых выражаются значимые для человека ценности и смыслы. Кроме того, оно быстрее и нагляднее, чем философия или наука, выражает болезни и несообразности человеческой жизни и тем самым может оказывать мощное мобилизующее воздействие.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.006 с.)