Вопрос 28. Проблемы сознания в философии. Сознание и самосознание. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 28. Проблемы сознания в философии. Сознание и самосознание.



Современные философские концепции, независимо от мировоззренческой принадлежности, рассматривают сознание как целостную систему. Однако на этом сходство заканчивается. Набор элементов, которые тот или иной философ выделяет в структуре этой целостности, напрямую зависит от его мировоззренческих предпочтений и решаемых задач. Для сравнения мы рассмотрим три такие концепции, выстроенные на разных логических основаниях.

А. Спиркин предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы:

  • когнитивную (познавательную);
  • эмоциональную;
  • волевую.

Когнитивную сферу составляют познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т.е. сами знания. Традиционно выделяют две основные познавательные способности человека: рациональную и сенситивную.

Рациональная познавательная способность — это способность к формированию понятий, суждений и умозаключений, именно она считается ведущей в когнитивной сфере. Сенситивная — способность к ощущениям, восприятиям и представлениям, которые выступают базой для рациональных знаний (4.4). Долгое время сознание отождествлялось именно с когнитивной сферой, а все субъективные проявления человека сводились к интеллектуальным.

Философский смысл проблемы сознания виделся только в прояснении вопроса о том, какая из познавательных способностей является ведущей.

Помимо интеллекта и сенситивной способности в познавательную сферу входят внимание и память. Память обеспечивает единство всех сознательных элементов, внимание дает возможность концентрироваться на каком-то определенном объекте. На основе интеллекта, способности к ощущениям, внимания и памяти формируются чувственные и понятийные образы, которые и выступают содержанием когнитивной сферы.

Элементами эмоциональной сферы сознания являются аффекты (ярость, ужас), элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда), и чувства (любовь, ненависть, надежда). Все эти разнопорядковые явления объединяются понятием «эмоции». Эмоция определяется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в познавательном процессе, повышая или, напротив, снижая его эффективность.

Волевая сфера сознания представлена мотивами, интересами и потребностями в единстве со способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы -г- воля, определяемая как способность человека к достижению своих целей.

В представленной выше концепции неявным образом предполагается, что главной деятельностью человека, наделенного сознанием, является познавательная. Элементы сознания выделяются и- интерпретируются именно по отношению к познавательной активности человека, ее содержанию и результату. Очевидным недостатком этой концепции является то, что единство сознания, представленного как набор разнопорядковых элементов, взаимоотношения между которыми недостаточно прояснены, остается лишь констатацией.

К. Г. Юнг предлагает иную концепцию структуры сознания. Главной функцией сознания (и бессознательного) он считает адаптацию. Понятие «адаптация» шире понятия «познание», адаптация может осуществляться не только за счет познавательной деятельности субъекта. По мысли К.Г. Юнга, понятие адаптации помогает лучше постичь природу человека и характер его взаимодействий с миром. В глубинной психологии сознание рассматривается в тесной связи с бессознательным, тем самым не просто констатируется, а обосновывается единство и целостность всех психических проявлений человека.

К.Г. Юнг выделяет четыре психические функции, которые проявляются как на сознательном, так и на бессознательном уровне:

  • мышление — способность интеллектуального познания и формирования логических заключений;
  • чувства — способность субъективной оценки;
  • ощущения —- способность восприятия с помощью органов чувств;
  • интуиция — способность восприятия с помощью бессознательного, или восприятие бессознательных содержаний.

Для полной ориентации и адаптации человеку необходимы все четыре функции: мышление осуществляет познание и выносит рациональное суждение; чувство говорит о том, в какой степени та или иная вещь является важной или неважной для человека; ощущение передает сведения о конкретной реальности; интуиция позволяет угадывать скрытые возможности.

Однако, по мнению К.Г. Юнга, все четыре функции никогда не развиты у одного человека одинаково. Как правило, одна из них играет ведущую роль, является, полностью сознательной и подконтрольной воле, другие же существуют на периферии в качестве дополнительных способов приспособления к окружающей действительности, будучи полностью или частично бессознательными. Ведущую психическую функцию К.Г. Юнг называет доминирующей. В зависимости от доминирующей функции выделяются ощущающий, интуитивный, мыслительный и чувствующий психологические типы личностей.

Каждый из психологических типов есть односторонность. Так, например, ощущающий тип на сознательном уровне ограничивает себя восприятием наличной ситуации, без размышлений по этому поводу, без дополнительных оценок и прогнозов ее развития. Мыслительный тип попросту не способен адаптироваться к ситуации, которую он не понимает интеллектуально. Чувствующий тип руководствуется исключительно собственным чувством приятного-неприятного. Интуитивный тип не обеспокоен ни идеями, ни эмоциональными реакциями, ни реальностью предметов, он целиком находится во власти возможностей, которые, кстати, не может проинтерпретировать рационально. При этом каждый из психологических типов знает о наличии у него других способностей, но отвергает их ценность и необходимость, заявляя, что они не оказывают на поведение никакого влияния. Поэтому проявление периферийных психических функций осуществляется спонтанно и неуправляемо и часто имеет разрушительные для личности последствия.

Психологическая односторонность сознания могла бы приводить к утрате адаптационного равновесия, если бы не была скомпенсирована бессознательной контрапозицией. Понятие психологической контрапочиции вводится следующим образом. Чувствующий и мыслительный типы К.Г. Юнг называет рациональными, так как они осуществляют суждение для ориентации и адаптации к реальности. Ощущающий и интуитивный типы — иррациональными, т.е. не осуществляющими рационального суждения и оценки. Соответственно, контрапо-зиционной психической функцией, компенсирующей сознательную односторонность, является для рациональных типов другая рациональная функция, для иррациональных — иррациональная. Контрапозицией для мышления выступает чувство, для ощущения — интуиция. Подавляется в бессознательное всегда противоположная функция: мыслительный тип подавляет чувство, ощущающий — интуицию и т.п.

Кроме четырех психических функций К.Г. Юнг выделяет две фундаментальные установки сознания: экстравертную — направленность вовне, на объективную реальность, и интро-вертную — направленность во внутрь, на субъективную реальность. У каждого человека проявляются обе установки, но одна из них доминирует. Если сознательная установка интро-вертна, то бессознательная экстравертна, и наоборот.

Экстравертная или интровертная установка проявляется всегда в связи с одной из доминирующих психических функций. Таким образом, различие людей в соответствии с доминирующей функцией дополняется различием в связи с преобладающей психической установкой. Иными словами, можно выделить экстравертный и интровертный мыслительный типы, экстравертный и иитровертный ощущающий типы и т.п. Если сознательная адаптация осуществляется с помощью эк-стравертного мышления, то бессознательной является интровертная чувствующая функция, если на уровне сознания человек — чувствующий интроверт, то в бессознательном проявляется экстравертная мыслительная функция и т.п. Остальные функции существуют на грани сознательного и бессознательного и проявляются тем или иным образом в зависимости от конкретной ситуации.

Противоположность сознательного и бессознательного не перерастает в конфликт, пока личность не отрицает тех своих проявлений, которые не являются полностью сознательными. Понятие гармоничной, целостной личности в концепции К.Г. Юнга предполагает единство ее сознательных и бессознательных проявлений. Бессознательное, таким образом, совершенно необходимо для адаптации человека к реальности, поскольку позволяет наиболее полно использовать все психические инструменты. Однако в отличие от сознания, бессознательные функции не поддаются контролю воли и действуют спонтанно, когда сознательных приспособлений оказывается недостаточно (4.3).

Концепция структуры сознания, которую предлагает К.Г. Юнг, позволяет объяснить многообразие личностных и психологических различий, существующих между людьми, и при этом не ограничиться их простой констатацией. Кроме того, в его теории философское понятие целостной гармоничной личности наполняется конкретным психологическим содержанием.

На принципиально иных основаниях строится концепция, выделяющая в структуре сознания не психологические элементы или функции, а ценностно-смысловые элементы, «предметности», на которые направлено сознание. В основе этой концепции лежит представление о сознании как единстве противоположностей «я» и «не-я», сформулированное в немецкой классической философии (2.5), и понятие интенциональности, «непустоты» сознания, предложенное Э. Гуссерлем (2.7).

В качестве исходной, фундаментальной структуры сознания рассматривается оппозиция «я» и «не-я». Как пишет Г. Гегель, сознание есть отношение «я» к миру, доведенное до противопоставления, о котором само «я» знает. «Не-я» — это то, на что направлено внимание «я». Если о «я» трудно что-либо сказать, поскольку оно сведено до наблюдающей точки, то «не-я» представляет собой богатое, насыщенное смыслами содержание. «Я» пусто до тех пор, пока не становится объектом саморефлексии, т.е. не выступает в качестве «не-я».

Содержание «не-я» составляют ценности и смыслы, на которые ориентирован человек в повседневной жизнедеятельности. Каждая личность выстраивает собственную иерархию ценностей, акцентируя одни и отодвигая на задний план другие, однако перечень ценностей остается неизменным. Помимо «я», в качестве содержаний «не-я» Д. Дубровский выделяет:

  • предметы объективного мира (вещи);
  • собственное тело;
  • другая личность («ты»);
  • группа, с которой человек себя идентифицирует («мы»)
  • или из которой он себя исключает («они»);
  • абсолютное, идеальное, совершенное.

Выделяемые таким образом элементы структуры сознания являются в то же время этапами становления индивидуальноети, которые описываются в детской психологии. Помимо того, что данная концепция структуры сознания исходит из понимания его ценностной природы, она позволяет учесть тот факт, что необходимой составляющей любого сознания является самосознание, и решить вопрос об их соотношении.

Самосознание определяется как способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях. Впервые в философии проблема самосознания была сформулирована Сократом, который называл самопознание смыслом философии. Однако в античной философии проблема самосознания не получила развернутой трактовки.

Впервые экзистенциально остро проблема самосознания прозвучала в средневековой философии. Средневековое религиозное мировоззрение предполагало и требовало от человека определенного усилия, направленного на преобразование телесной природы, сопрягаемой с грехом. Но прежде чем человек будет способен осознать себя образом и подобием Бога, он должен был просто осознать себя.

В философии Нового времени проблема самосознания оказалась напрямую соотнесенной с проблемой познания и возможностью сознания знать о своих собственных способностях. Философия XVII—XVIII вв. утверждает, что нет сознания без самосознания, а сознание, в свою очередь, сводит к мышлению.

Современная философия отказалась от отождествления сознания, мышления и самосознания. Ее заботит даже не столько вопрос о сознании или самосознании, сколько проблема принципиальной возможности рефлексии по поводу любых проявлений человека: сознательных и бессознательных, интеллектуальных, эмоциональных или волевых.

Самосознание рассматривается не только в форме знания о самом себе, но и переживания по поводу содержания субъективной реальности, понимается как любое возможное самоотображение, соотносимое с отображением внешнего мира.

В вопросе о соотношении сознания и самосознания среди философов нет единства, что порождает путаницу в терминах и интерпретациях. Одна сторона в этом споре утверждает, что самосознание — это высшая форма сознания, которая проявляется только у взрослой развитой личности и отсутствует у ребенка. Сторонники этой позиции соотносят самосознание

только с мышлением, т.е. интеллектуальным самоотображением, определяя его как рефлексию по поводу собственных мыслительных актов. Результаты такого интеллектуального самоотображения фиксируются в строгих понятиях и суждениях. Очевидно, что подобная позиция предполагает существование таких видов и проявлений сознания, которые не сопровождаются самосознанием.

Теоретически более корректной и эмпирически подтвержденной является другая точка зрения на природу и содержание самосознания. Согласно этой позиции самосознание представляет собой аспект любого сознательного акта, независимо от степени его ясности или зрелости. В этом случае самосознание понимается как любое возможное самоотображение, которое осуществляется на уровне мышления, эмоций, ощущений и т.п. Если сознание — это контролируемое и управляемое личностью отображение действительности, то разумно предположить, что частью этой действительности является и сама сознательная личность. Именно поэтому самосознание — неотъемлемый фрагмент любого сознательного акта.

При таком подходе сознание следует рассматривать как единство самосознания — активности сознания, направленной на самое себя, и иносознания — сознательной активности, направленной на внешний мир. Самосознание и иносознание образуют единую структуру. Эта теоретическая позиция является одним из оснований предложенной выше ценностно-смысловой структуры сознания как единства модальностей «я» и «не-я», при котором одним из возможных содержаний «не-я» выступает самопознающее и переживающее «я».

Степень ясности самосознания может быть различной у разных людей и у одного и того же человека в разные моменты его жизни. Проявление самосознания колеблется от смутного отображения телесных ощущений до интенсивных и углубленных размышлений о самом себе, смысле жизни и собственной душевной деятельности и т.п. Однако даже в случае крайней рассеянности или крайней поглощенности внешним объектом какая-то степень осознания самого себя все равно присутствует, степень этого осознания может быть различной, но никогда нулевой. Фундаментом самосознания является чувство «я», теряющееся только в исключительных случаях: обморок, кома и т.п. Чувство «я» является основой сознания, на него наслаиваются другие, более развернутые и высокие уровни сознания и самосознания. Поскольку самосознание является неотъемлемым компонентом любого сознательного акта, в структуре самосознания можно выделить те же элементы, что и в структуре сознания: отображение процесса мышления, отображение собственных эмоций, отображение телесных ощущений и т.п.

Как и предметное сознание, самосознание есть не только знание, но и переживание, и отношение к себе. В изучении самосознания также возможны онтологический, гносеологический, аксиологический или праксеологический подходы.

Осознание внешнего мира, не сопровождающееся осознанием самого себя, ущербно. Эта мысль не является достижением только современной философии, поскольку была сформулирована еще Сократом. Идея о том, что сознание не существует без самосознания, является одной из центральных в немецкой классической философии. Современная экзистенциальная и феноменологическая философия также предполагают неразрывное единство сознания и самосознания. В плане дальнейшего прояснения проблемы сознания утверждение единства сознания и самосознания означает, что сознание, каким бы сложным явлением оно ни было, открыто для самого себя и может постигать собственные содержание и структуру.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.219.12 (0.021 с.)