Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 37. Общество и природа, их взаимодействие.

Поиск

В XX столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходи­мостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.

Понятие "природа" имеет два основных значения. В широком смысле -это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле - та среда, в которой проходит жизнь чело­века и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными каче­ственными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности лю­дей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотноше­ния, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания челове­ческой цивилизации.

2» Природа гораздо старше общества.

Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то ис­тория человечества исчисляется только миллионами лет, а организо­ванное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа - неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

Такие уникальные условия (совокупность условий) встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество пла­нет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Исходя из предположения о бесконечности Вселепной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся плане­ты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако совре­менное развитие пауки пе позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле - уникальное явление.)

Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для воз­никновения жизни в том, что:

Солнце - звезда, вокруг которой вращается Земля и другие планеты Солнечной системы - имеет средние размеры и умеренную силу: вок­руг слишком больших ("горячих") звезд и слишком маленьких ("холод­ных") жизнь невозможна;

Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца - 150 млн. км (в том случае, если бы Земля находилась на 10 - 15 млн. км ближе к Солнцу, то она превратилась бы в выжженную пустыню, а если бы на 10 - 15 млн. км дальше от Солнца, то покрылась бы льдом);

Земля имеет умеренные размеры: слишком маленькие планеты (Мер­курий, Плутон) имеют слишком слабое притяжение, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие условия жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение, труднопроходи­мую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму возможность.возникновения жизни;

Земля имеет атмосферу - особую газопаровую оболочку, которая, во-первых, защищает Землю от солнечной и иной радиации, иного непос­редственного влияния космоса, во-вторых, содержит кислород и азот -вещества, необходимые для дыхания и существования живых организ­мов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться и быстро охлаждать­ся, поддерживает температурное равновесие;

Земля имеет воду - также необходимый элемент для жизни.

»♦ Составными частями Земли (природы) являются: литосфера; атмосфера; гидросфера; биосфера.

Литосфера - (с греч. - каменная оболочка) - верхняя твердая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли). Литосфера имеет важное значе­ние для жизни, потому что:

создает твердую основу поверхности (а жизнь возможна только на по­верхности, так как внутри Земли находится расплавленная масса - магма и в центре - железное ядро);

содержит в себе полезные ископаемые;

имеет особый органический слой - почву, создающую условия для жиз­ни растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пи­щей для человека и животных.

Атмосфера - газопаровая оболочка вокруг Земли, которая: защищает Землю от влияния открытого космоса;

' предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создаст благоприят­ный температурный режим;

с/ содержит азот (около 80%) - вещество, которое входит в состав почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) - вещество (газ), не­обходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающе­еся в воду (то есть служит составным элементом воды - другого обяза­тельного для жизни природного элемента).

Слой атмосферы очень тонок. 75% ее объема расположены в простран­стве от поверхности Земли до высоты 10 км. Выше - так называемые разреженные слои атмосферы, содержащие всего 25% ее объема и про­стирающиеся на 30 - 50 км, за которыми - открытый космос.

Гидросфера - водная оболочка Земли между поверхностью Земли (ли­тосферой) и атмосферой. Вода (в виде соленых океанов, морей, озер, пресных озер, рек, льдов) покрывает большую часть земной поверхно­сти - около 70%, и только 30 процентов земной поверхности составля­ет суша в виде материков и островов.

Значение гидросферы в том, что:

• благодаря ей, атмосфере и литосфере (их взаимодействию) осуществ­ляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному раз­витию и жизни растительных и животных организмов;

</ вода является составной частью растительных и животных организмов (большую часть - около 80% - организма человека составляет вода);

%/ вода (моря, океаны, реки, озера и т. д.) является средой обитания под­водных растений и животных, рыб (которых не меньше, чем обитате­лей поверхности суши);

%/ существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и толь­ко затем часть живых организмов морей и океанов перешла на сушу.

Биосфера - сфера существования живых организмов ("оболочка Земли, наполненная жизнью"). Биосфера охватывает:

%/ всю литосферу и гидросферу;

W нижние слои атмосферы (примерно 10 км от поверхности суши);

»/ подземные слои - до 10 км вглубь, включая 0,5 - 1 км под дном океана. Только в этом ареале возможна жизнь.

Биосфера - целостный взаимосвязанный организм, который охватывает надводный и подводный растительный и животные миры.

В настоящее время насчитывается пятьсот тысяч видов растений и пол­тора миллиона видов животных, из них 160 тысяч видов растений и животных - морские.

Свои составные части имеет не только природа, но и общество. В каче­стве главных составных частей общества современные ученые (Ферс­ман, Плотников, Дьяконов и др.) выделяют: антропосферу; социосферу; биотехносферу.

Антропосфера - сфера жизни людей как биологических организмов. Социосфера - область сложных общественных отношений между людьми. Биотехносфера (техносфера) - область распространения технического влияния человека и человечества.

» С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования - стала испытывать на себе антропогенное влия­ние (то есть влияние человека и его деятельности). Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без при­менения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее. По мере становления общества, государства, роста технической осна­щенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность при­роды влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.

Начиная с XVI - XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложни­лись производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться чело­веком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источ­ник для удовлетворения потребностей человека.

В XX столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ус­корился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню. В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратил­ся в самостоятельную реальность (суперсовременные технические от­крытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безгра­ничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влия­ния заключается в несоответствии безграничных потребностей человече­ства и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. В связи с этим возникает экологическая проблема - проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.

Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на при­роду (и его последствиями) являются:

истощение недр - на протяжении своей истории, а особенно в XX веке человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катаст­рофическому) внутренних резервов Земли (например, запасы энерго­носителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчер­паны уже через 80 - 100 лет);

загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;

?/ уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет ес­тественный баланс флоры и фауны;

• вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения ат­
мосферы);

• применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях,
наземные и подземные ядерные взрывы.

Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окру­жающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.

В последнее время среди экологических вопросов стала выделяться проблема социальной экологии - охраны человека, его личности, здо­ровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов ("философов жизни человека") - Яс-перса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др.

Современный человек (который биологически почти не изменился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию при­роды, а массированному влиянию общества и техники:

современный человек живет в перенасыщенном информацией обществе,
под беспощадным воздействием средств массовой информации (газеты, те­
левидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (ком­
пьютеры, компьютерные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);

¥ растет урбанизация - большинство людей в настоящее время прожива­ет в городах-мегаполисах, зачастую в очень больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими технологи­ями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуаль­ность (так называемая проблема "человека-песчинки");

W человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства -мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная сис­тема, политические институты.

Таким образом, человек находится "в тисках" современного высокоор­ганизованного и техногенного общества, рискует потерять себя и пре­вратиться в "песчинку", "винтик".

Задача социальной экологии - максимально оградить человека от нега­тивного влияния общества и научно-технического прогресса.

й<, Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и при­роды в современную эпоху является проблема народонаселения, кото­рая в будущем будет становиться все актуальнее и актуальнее и в ко­нечном итоге станет главной проблемой человечества. Данная проблема имеет несколько аспектов:

• рост населения приводит к количественному увеличению человечества,
а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплу­
атации природы;

*/ при росте населения возможно обострение противоречий внутри об­щества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о "критической массе", "пороге" населенности, то есть каково максимальное количество населения Земли, превышение которого ста­нет опасным для всех?);

• проблема качества населения - хватит ли материальных возможностей
у общества, у семьи (особенно в слаборазвитых странах, где наблюда­
ется высокая рождаемость - 8 - 10 детей в семье) обеспечить детям
воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

Проблема народонаселения имеет и обратную сторону - в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украина, Беларусь и др. Выделяются две главные причины данного явления:

%/ высокоорганизованное техногенное общество требует от человека мно­го сил (получение образования, работа) и не оставляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало традицией обходиться миниму­мом детей - двумя, часто одним;

t/ граждане государств, находящихся в процессе становления реформ, в силу бедности, социальной незащищенности, трудностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, либо ограничиваться их минимумом.

Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую слаборазвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населения. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Индия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Пакистан (свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия (свыше 100 млн.). Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его невозможностью, с другой - традициями, хотя такой рост населения заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазвитости страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей.

Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резко­му снижению качества жизни, качества подрастающего поколения (необразованность, физическая истощенность и т. д.). создает как от­дельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности. Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли,. преодоление которого станет опасным для всех его жителей?

В этой связи интересен закон Мальтуса (Томас Роберт Мальтус, 1766 - 1834). Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост населения происходит в геометрической про­грессии, а развитие научно-технического прогресса - в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не успевает за ростом населе­ния). Динамика роста населения Земли подтверждает данную гипотезу: I %/ на момент начала нового летосчисления от рождества Христова - 230 млн.;

у 1000 год - примерно 300 млн. (за тысячу лет население даже не удвои­
лось - возросло меньше чем в 1,5 раза);

W 1850 г. - 1 миллиард;

• 1930 г. - 2 миллиарда;

• 1976 г. - 4 миллиарда;
¥' 1987 г. - 5 миллиардов;
)/ 2000 г. - 6 миллиардов;

§/ 2025 г. - 8 миллиардов (ожидается).

Таким образом, если раньше для удвоения населения необходимо было 1000 лет, то после 1850 года для этого понадобилось соответственно 80, 46, 50 лет - то есть в настоящее время наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее всего, данная тенденция сохранится за счет бесконтрольного и постоянно расширяющегося уве­личения населения со стороны Азии и Африки).

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов чело­век (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли - около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно. При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов при­роста населения (удвоение в течение 50 лет) "критический" порог мо­жет быть достигнут уже к 2150 - 2200 годам. Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:

¥' сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нужда­ются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;

у искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, раздвигать (отодвигать) "порог перенаселен­ности" (от 60 до 100 млрд. и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу; замяться решением экологических проблем;

уделять внимание социальной экологии - не превращать человека в за­ложника информационно-техногенного общества;

изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не свя­занные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, со­блюдать баланс между его количеством и качеством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.152 (0.01 с.)