Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 11. Нарушения сознания и самосознания личности

Поиск

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика нарушения сознания и самосознания личности.

2. Биологические, психологические и социальные источники нарушений сознания и самосознания личности.

3. Критерии и стадии нарушения сознания и самосознания личности.

4. Самовосприятие внешности и образа физического Я.

5. Соотношение застенчивости, уверенности в себе и позитивного саморазвития.

 

Конспектирование научных работ

1. Лэнг Р. Расколотое «Я». – СПб., 1995. – С. 76-95 (Внутреннее «Я» в шизоидном состоянии), С. 96-109 (Система ложного «Я»).

2. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 1996. – С. 272-303 (Глава XII. Самосознание).

3. Ясперс К. Общая психопатология. – М., 1997. – С.167-170 (Расщепленная личность (персонификации)), С. 177-185 (Мгновенное целое: состояние сознания. §1. Внимание и флюктуации сознания).

 

Задачи и упражнения

1. Почему нельзя сознание тождественности свести к «схеме тела»?

«При расстройстве сознания тождественности отчуждается вся личность. Чужими кажутся свои чувства, мысли, представления, вся психическая деятельность. Уже по одному этому сознание тождественности нельзя сводить к «схеме тела». Сознание тождественности есть результат есть результат интегративной деятельности всего сознания в целом». (Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 1996. – С. 282-283)

2. Представленная ниже шкала стадий нарушения сознания составлена А.А. Меграбяном на принципах, выдвинутых И.П. Павловым о динамическом взаимоотношении оптимальной зоны и зоны минимального возбуждения высших нервных процессов в коре больших полушарий. Какие закономерности обнаруживают приведенные семь стадий нарушения сознания?

«Шкала фазовых состояний, предложенная И.П. Павловым, имеет непосредственное отношение к нормальным и патофизиологическим механизмам различных стадий изменения сознания, - от полного выключения его нормального бодрствующего состояния. На этой основе нами предложена шкала переходов отдельных стадий нарушенного сознания.

При составлении схематической шкалы переходных состояний сознания в последовательном порядке мы исходим из наличия переходных фазовых состояний, наблюдаемых при засыпании, т.е. перехода от деятельного бодрствующего сознания к глубокому сонному торможению. Этот переход особенно демонстративно наблюдается при инсулинотерапии, во время которой в течение нескольких часов бодрствующее сознание больного через ряд промежуточных фазовых состояний переходит к полному его выключению.

Подобные переходы наблюдаются при самых различных психических заболеваниях. Однако каждому заболеванию свойственно качественно особые характерные для него переходы от одной стадии к другой самой различной длительности по времени зафиксированности, интенсивности и глубины. Эта динамика фазовых патологических состояний, по мнению И.П. Павлова, «открывает путь к пониманию очень многих явлений как нормальной, так и патологической высшей нервной деятельности».

В первой графе нашей шкалы отмечается нормальное бодрствующее сознание.

Во второй графе фазово-гипнотическое состояние сознания в непсихотической стадии, характерное для клинической картины деперсонализации, дереализации, навязчивости и др. В зоне оптимальной возбудимости – наличие фазовых явлений в первой сигнальной системе, борьба и возможность нормального адекватного коррегирования нарушенного психосенсориума со стороны относительно сохраненной второй сигнальной системы. В зоне пониженной возбудимости – легкая степень общей заторможенности индукционного характера. Умеренно выраженная расторможенность подкорковой области.

В третьей графе – фазово-гипнотическое состояние сознания в психической стадии, характерное для клинической картины параноидной шизофрении. В зоне оптимальной возбудимости наличие фазовых состояний парадоксального или ультрапарадоксального характера с изолированностью пунктов инертного раздражения или торможения в первой и второй сигнальной системах. Наличие возможности патологически неадекватной дифференцированной переработки (бредовой) искаженных данных первой сигнальной системы со стороны второй.

В результате возникновения патологических неадекватных доминантных системных образований с одновременным сосуществованием не доминирующих адекватных реальности системных образований наблюдается своеобразная двойная ориентированность с преобладанием бредового сознания. В зоне пониженной возбудимости – наличие различной степени хронического гипнотического торможения индукционного характера. Возможность хаотического растормаживания подкорковых механизмов либо торможения их.

В четвертой графе – оглушенность сознания. Диффузная сноподобная заторможенность в различной степени всей коры полушарий, возможно и подкорковой области. Затрудненность и малая продуктивность относительно сохраненных первой и второй сигнальных систем. Возникновение нестойких переходящих фазовых состояний уравнительного либо парадоксального характера.

В графе пятой – делириозное состояние сознания. На фоне иррадирующей сновидной заторможенности коры полушарий в зоне оптимальной возбудимости – наличие лабильных, подвижных. Легко переходящих фазовых явлений как в первой, так и во второй сигнальных системах. Начинающаяся диссоциация системных образований. Недостаточная возможность патологически неадекватной переработки данных первой сигнальной системы со стороны второй. Подкорковая область, лишенная контроля в результате ослабления активной тормозной функции коры полушарий в норме и бодром состоянии, хаотически возбуждается.

В графе шестой – спутанность сознания. На фоне иррадиирующей диффузной сновидной заторможенности коры головного мозга – возникновение в зоне оптимальной возбудимости чрезвычайно лабильных, не дифференцированных, быстро переходящих фазовых явлений. Состояние хаотического возбуждения в первой сигнальной системе и подкорковой области. Также возможны состояния с преобладанием тормозных процессов. Отсутствие либо весьма малая возможность патологически неадекватной переработки данных первой сигнальной системы со стороны нарушенной второй. Диссоциация системных образований.

В седьмой графе – сомнолентное состояние сознания. Разлитое бесфазовое сонное торможение полушарий в горизонтальном и вертикальном направлениях различной степени глубины. На этом фоне возможны глубокие сновидные состояния с лабильными фазовыми явлениями и возбуждением автоматизированных действий (сумеречные состояния и явления сомнамбулизма).

В восьмой графе – коматозное состояние сознания. Глубокое разлитое угнетение мозговых клеток, выражающееся в ареактивности коры головного мозга, а также аналогичным снижением реактивности в нижележащих вегетативных центрах. «Возбудимость коры так низка, что делается почти невозможным или затруднительным торможение вообще» (И.П. Павлов). На этом фоне возможны эпилептиформные судорожные состояния.

Приведенные семь стадий нарушенного сознания в схематической шкале по мере перехода от нормального бодрствующего сознания в сторону понижения корковой реактивности до комы обнаруживают следующие закономерности: фазовые состояния в зоне оптимальной возбудимости коры от патологической инертности, изолированности и дифференцированности постепенно переходят в состояние патологической лабильности, подвижности, недифференциированности и, наконец, становятся редкими и даже исчезают в сомноленции и коме; здесь затормаживается и сама зона оптимальной возбудимости. В зоне пониженной возбудимости легкая гипнотическая (парциальная) заторможенность постепенно переходит в диффузное сноподобное состояние, и, наконец, в состояние глубокого разлитого застойного торможения; таким образом затормаживается и зона повышенной возбудимости.

Если в начальных стадиях нарушенного сознания имелись большие возможности патологической перестройки личности, неадекватной переработки данных первой сигнальной системы со стороны относительно сохраненной второй, то постепенно эти возможности слабеют и сходят на нет благодаря последующим глубоким нарушениям сигнальных систем.

По мере ослабления активных тормозных процессов в коре подкорковая область постепенно растормаживается, переходит в хаотическое состояние и. наконец, также затормаживается.» (Меграбян А.А. о природе индивидуального сознания. – Ереван, 1959. – С. 214-217)

3. Почему повышая самооценку надо развивать достоинства личности?

«Повышение самооценки целесообразно до такого уровня, когда у человека возникает уверенность в том, что кто-кто, а он-то сможет справиться с реальной травмирующей ситуацией. Протест против данной стратегии иногда возникает вследствие неявного допущения, что для повышения самооценки необходимо искоренить все свои недостатки. Не говоря уж о том, что это не достижимо, полезно иметь в виду, что не всегда имеет смысл прилагать усилия для устранения недостатков, но зато все свои достоинства следует развивать. Обратимся к примерам.

Однажды, посмотрев тренировку советских футболистов, знаменитый Пеле сказал, что знает, почему они играют так плохо – тренировки посвящены устранению недостатков, а надо развивать достоинства. По мнению Пеле, у него и его товарищей масса недостатков. Но мало кто их замечает, потому что то, что у них получается лучше всего, они умеют делать в совершенстве, а те недостатки, что остались, лишь продолжение их достоинств. Нельзя все делать одинаково хорошо, если не делать все поредственно.

Повышение самооценки может принимать самые неожиданные формы. Так, нормализации самооценки мужчин особенно способствует развитие в себе качеств, приписываемых «настоящему» мужчине и поэтому повышающих его статус в обществе. Этот факт хорошо иллюстрирует эффект от объявления, сделанного в 1899 году знаменитым полярным исследователем Э. Шеклтоном: «Нужны мужчины для опасного путешествия. Зарплата маленькая. Холода страшные. Долгие месяцы кромешной тьмы. Постоянная опасность. Благополучное возвращение сомнительно. Почести и признание в случае успеха». На призыв Шеклтона поступило более 2000 предложений. Исследователи допускают, что такой интерес к нему существенным укреплением самоуважения откликнувшихся, готовых к преодолению трудностей.

Известно, что человек живет не реальностью, а образами, сохраненными в памяти. Как отмечал И. Стравинский, зеркала – тоже инструменты памяти. В них человек видит себя скорее таким, каким был, нежели таким, каким является сейчас. Поэтому если нельзя повысить самооценку за счет развития способностей и преодоления трудностей, то можно попытаться не снижать ее. Страшась реальности и пытаясь цепляться за старые представления о себе.» (Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб., 2002. – С. 151-152)

4. Выявите особенности самосознания детей из групп социального риска.

«В современных исследованиях наиболее значимой характеристикой пограничной личности. Определяющей как структуру, так и ее генез, является диффузность самоидентичности – комплекс переживаний ребенка. Связанный с чувством неполноценности и потери своего «Я».

Такая особая структура самосознания ребенка другими авторами называется расколотой.

Расколотое самосознание состоит из двух «Я»: внешнего – защитно-идеализированного и глубинного – неразвитого, неэффективного. Их сосуществование как абсолютно противоположных Я-концепций оказывается возможным благодаря различным защитным механизмам, главную роль среди которых играет разъединение «внешнего Я» и «я реального». При этом «внешнее Я» доминирует, а «Я реальное» составляет угнетенную структуру, несформированную из-за значительной фрустрации ребенка в раннем детстве.

Противоречивая двойственность «Я» проявляется во всех формах психического становления проблемного ребенка, начиная с этапа среднего детства. Так, например, негативное влияние «внешнего Я» имеет место при значительном доминировании социальных целей и принципов. Сложности в общеобразовательном обучении или приобщении ребенка к какой-либо профессии возникают преимущественно потому, что мотивация успеха или достижения не связана с деятельностью, а чаще ориентирована на удовлетворение честолюбивых намерений, в том числе связанных с признанием значительности ребенка и с восхищением им окружающих.

Аналогично в том, что касается взаимодействий с другими, «внешнее Я» приводит сначала к идеализации. А далее к дискретизации таких ценностей.

В силу слабости «реально Я», инфантильности в самопроявлениях и потребностях у такого ребенка возникает стремление «опереться» на чью-либо силу и значимость. Порой идентификация с сильным, «могущественным» другим оказывается настолько глубокой, что отказ или нежелание партнера (чьи возможности и достоинства эксплуатируются) принять как должное претензии, воспринимается «инфантильным Я» как отказ в том, на что имеется право. При фрустрации таких потребностей стереотипно возникают ярость и ненависть. Кроме того, таким личностям свойственна патологическая нетерпимость и непереносимость критики.» (Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2001. – С. 293-294).

Прочитайте работу:

Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей. // Вопросы психологии. 1989. №1. С. 45-54

Какие установлены различия в самооценках несовершеннолетних правонарушителей и правопослушных подростков?

 

5. Выполните упражнение «негативное и позитивное Я».

Запишите на листе список причин, по которым Вы не можете полюбить себя. Постарайтесь отметить все то, что относится к общим правилам, принципам: «Любить себя нескромно» и прочее, а также предложения, содержащие негативные высказывания родителей или других близких людей. Останется список недостатков, приписываемых себе самим человеком.

Задания для самостоятельной работы

1. На листе, разделенном на три части, изобразите себя: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное (Я глазами других). Нарисуйте себя такими, какие Вы есть, такими, какими хотели бы быть, такими, какими Вас видят другие люди.

Чем отличается идеальный образ от реального? Как формируют Я-концепцию мнения других людей? Совпадают ли Я-реальное и Я-идеальное? Может ли небольшое несовпадение между реальным и идеальным Я свидетельствовать о внутреннем конфликте в структуре Я-концепции личности?

Завершив это задание, продолжите предложения:

«Я подарок для себя самого, так как я…»

«Я подарок для других, так как я…»

2. О каких проблемах восприятия личностью своего физического Я идет речь? Сформулируйте основные психологические проблемы самовосприятия.

«В подростковом возрасте тревоги, связанные с внешностью, обладают значительным потенциальным влиянием; это одна из многочисленных областей, которая требует дальнейшего изучения. Однако результаты исследования Лавгроув со всей очевидностью показывают всеобъемлющий характер беспокойства по поводу внешности среди учеников средней школы и описывают его последствия для повседневной жизни большинства учеников ее выборки. Из опрошенных 44% считают, что «красота» в значительной степени способствует их социальной уверенности. С возрастом это влияние возрастает: если среди одиннадцатилетних подростков об этой связи говорят 18%, то к 18 годам эта цифра увеличивается до 78%. Связывают внешность с самооценкой 40% участников: они говорят, что когда они чувствуют, что выглядят хорошо, то нравятся сами себе. Большинство из тех, кто недоволен своей внешностью, считают, что это оказывает влияние на их социальную жизнь. Еще более неожиданно то, что 31% участников думают, что это также влияет на их уверенность в плане учебы, и утверждают, что не высказываются в классе, потому что боятся привлечь внимание к своей внешности:

«Ни за что не стану высказываться, когда знаю, что они будут смеяться над моими большим задом» (Юноша, 15 лет).

Кроме того, 20% выборки Лавгроув, состоящей из подростков в возрасте 15 лет, заявляют, что прогуливают школу из-за своей внешности. А многим не хватает уверенности или навыков для того, чтобы эффективно противостоять поддразниваниям:

«Когда ты бываешь среди людей. То думаешь. Что они показывают на тебя пальцем и смеются над тобой, поэтому ты остаешься дома» (Девушка, 14 лет).

«Я всю жизнь пытаюсь выглядеть стройнее и красивее, чтобы люди меня полюбили и не дразнили» (Девушка, 13 лет).

Соблюдение диеты в подростковом возрасте широко распространено и часто препятствует физическому развитию. Нередко подростки курят, используя это в качестве средства для подавления аппетита; в особенности это распространено среди девушек. Все большее число подростков думает о косметической хирургии и прибегает к ее услугам (Sarwer and crerand, 2004), а Хейст (Haste, 2004) сообщает о том, что желание улучшить внешность и уменьшить вес тела прочно связано с мотивацией заняться физическими упражнениями, в особенности у девушек. Этот автор, кроме того, отмечает, что тревоги по поводу внешности также могут препятствовать таким занятиям и это может быть связано, например, с нежеланием иметь развитую мускулатуру или чувством неловкости от появления на людях в соответствующей одежде. Все большее число мальчиков подросткового возраста занимается поднятием тяжестей, а рельефность мускулов и мышечная масса все чаще становятся необходимым условием для членства в школьной или местной команде. Однако чрезмерные тренировки опасны. Для достижения необходимой мышечной массы мальчики с раннего возраста начинают принимать протеиновые добавки, а некоторых случаях и анаболические стероиды (Santrock, 2001). Это повышает возможность возникновения серьезных побочных эффектов, включая те, которые оказывают влияние на внешность, такие как сильная угревая сыпь, сокращающиеся яички, снижение числа сперматозоидов, преждевременное облысение, увеличенная предстательная железа, увеличение тканей в области груди или проблемы при мочеиспускании и даже повышенный риск рака печени.» (Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. – СПб., 2009. – С. 96-97).

 

«Лиосси (Liossi, 2003) провела исследование переживаний 300 взрослых людей и определила, что неудовлетворенность внешностью может принимать разные формы – от умеренного ощущения собственной непривлекательности о глубокой одержимости физической внешностью. С точки зрения клинического психолога, она отметила, что сложно определить, в какой момент восприятие установки и поведение человека принимают проблематический или патологический характер. Она сформулировала вопрос о том, где пролегает граница между нормальным недовольством и патологической неудовлетворенностью, который на данный момент так и не получил ответа.

Лиосси также отмечает, что участники ее исследования, у которых были высокие уровни обеспокоенности внешностью, активно пытались ее контролировать, используя для этого самые разнообразные средства, в том числе диеты, занятия физическими упражнениями и косметическую хирургию. По оценкам Огден (Ogden, 1992),92% женщин придерживались диеты на каком либо этапе своей жизни, а около 40% делали это во время исследования. Процентное количество мужчин, которые прибегали к диетам, значительно меньше, хотя последние отчеты показывают, что около 25% мужчин соблюдали диету на момент проведения исследования (Prynn,2004).

Уилкокс (Wilcox,1997) подсчитал, что около 50% женщин в возрасте до 40 лет занимаются каким-либо видом физических упражнений, и сообщил, что у женщин, которые не тренировались, неудовлетворенность своим телом была выше, чем у тех, кто был более активен. Дональдсон (Donaldson, 1996) пишет о том, что 65% мужчин сказали, что занимаются спортом специально для того, чтобы улучшить свою физическую форму и мускулатуру. Результаты исследования Фокнер (Fawkner, в личной беседе) позволяют предположить, неудовлетворенность телесным образом является главным фактором, связанным с рисками при поддержании внешности среди мужчин, включая избыточное занятие физическими упражнениями и использование стероидов для увеличения мышечной массы. Фокнер также нашел данные, указывающие на то, что мужчины с высокими уровнями неудовлетворенности телом могут использовать более опасные сексуальные практики, чем те, кто более удовлетворен своей физической внешностью.

Беспокойство по поводу своей внешности также мотивирует многих людей тратить свои доходы на косметические товары и другие «вспомогательные» средства, рекламируемые как средства улучшения внешности. В дополнение ко множеству лосьонов и «снадобий», которые буквально творят чудеса с представителями обоих полов (например, «убирают признаки старения»), отделы нижнего белья предлагают девушкам и женщинам купить товар из широкого ассортимента эластичных предметов белья, каждый из которых способен «улучшить» внешний вид различных частей тела, включая ноги, бедра, ягодицы, живот и грудь.

С 1990-х гг. происходил значительный рост числа как женщин, так и мужчин, которые хотят улучшить свою внешность с помощью косметической хирургии. Холл (Hall, 1995) отмечает, что все большее количество взрослых людей выражает недовольство особенностями своего лица, которые указывают на их этническую принадлежность, например большой нос или форма ушей. Хари (Hari, 2003) сообщает о возникновении в США «почти эпидемии» среди людей, еврейского, азиатского или африканского происхождения, которые хотят изменить какие-либо черты своего лица, с тем, чтобы они больше соответствовали западным «нормам». Беспокойство вызывает и то, что поклонение звездам, изображаемых в средствах массовой информации. Приобретает все большие размеры, в результате чего мотивацией для многих кандидатов на проведение пластических операций служит желание быть похожими на знаменитых людей. Чтобы упростить задачу, два американских пластических хирурга, Флеминг и Майер, составили и опубликовали в 1998 году список наиболее часто востребованных особенностей внешности звезд и тех, «кому они принадлежат» (Kemp et al., 2004). В популярном сериале канала MTV «Я хочу лицо знаменитости» (I Want a Famous Face) претенденты соревнуются для того, чтобы пройти обширную хирургическую операцию с целью быть похожим на своего кумира.» (Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. – СПб., 2009. – С. 106-108).

Является ли недовольство своим телесным Я частью человеческого опыта или это продукт нашего времени? Как могут влиять друг на друга реакции других людей и самовосприятие внешности? Что наиболее сильно повлияло на то. Как вы относитесь к своей внешности и физическому Я? В какой степени вопросы внешности и самооценки телесного Я влияют на Ваше поведение, связанное со здоровьем?

3. О каких направлениях в самовосприятии себя идет речь? Какая система отсчета изменений в ощущении целостности схемы тела? Возможна ли психотерапия в работе с телесным Я личности?

Перечислите составляющие схемы тела. Зачем необходимо изучать нарушения в самовосприятии образа физического Я? Где можно использовать полученные знания?

«По Декарту в теле есть «общее чувствилище» («сенсориум коммуне»). Для того чтобы в двигательном поведении организм выступал как единое целое, мозг должен формировать представление об актуальном окружении (модели мира) и иметь представление о собственном теле, его структурной организации, сенсорных и моторных возможностях и т.п. (модель самого себя). Все это и есть схема тела.

Схема тела – функциональная система, которая преобразует сигналы рецепторов в информацию, пригодную для использования человеком в перцептивных задачах и при планировании движений. В норме схема тела выполняет следующие функции:

· представление тела как единого целого;

· определение границ тела;

· восприятие положения, длин и последовательности звеньев тела;

· регуляция движений.

Схема тела едина, нет отдельных модулей для поддержания позы, целенаправленных движений и осознанного восприятия. Едина в норме и информация о частях тела, например, воспринимается рука, а не отдельно ее вид, вес, положение и т.п. Различение себя и не-себя – одна из важнейших функций не только человека, но и любого животного. Имеются описания нарушений психологической целостности тела у людей при некоторых патологических состояниях: отчуждение конечностей, персонификация частей тела и т.п. При этом нарушается и константность восприятия размеров и форм предметов вне себя.

В схему тела входит сумма телесного и зрительного опыта человека. Схема тела – это основа, которая позволяет человеку (частично бессознательно) понимать положение и степень напряжения тела и его частей; обеспечивает восприятие изменений положения любого из звеньев тела; положение локальных стимулов (прикосновений) на поверхности тела, приводит кинестетические (двигательные) ощущения в зрительный образ положения тела. Проприорецепция (мышечная и суставная чувствительность) дает информацию о параметрах конечности – мышечных силах, скоростях, перемещениях.

Частично схема тела врожденная, но она довольно грубая. Поэтому некоторые новорожденные пугаются, когда видят собственную движущуюся руку. Объемное и двигательное единство тела возникает у младенца на основе врожденной схемы тела и делает возможным ассоциирование тактильной. Мышечной, суставной и зрительной информации. Из этих ассоциаций в детстве постепенно формируется схема тела.

Схема тела едина и иерархизирована, т.е. представления о частях подчинены представлению о целом. В схеме тела имеется консервативный, неизменный элемент – восприятие последовательности звеньев (частей тела, в том числе конечностей), а также элемент, который может быть переменным – восприятие длины и в определенных пределах – взаимного расположения частей тела. Это влияет не только на восприятие тела и его частей, но и на планирование движения. Иначе говоря, человек всегда знает, где у него голова, руки, ноги и т.д., но может «сжаться в комок» или, наоборот, максимально вытянуться либо почувствовать инструмент как продолжение руки.

Для определения взаиморасположения частей тела главная информация поступает от мышечной чувствительности, для определения расстояния вовне тела – от зрения. Есть несколько систем отсчета для разных действий и пространств: в границах тела, в пределах захвата рукой, в пределах зрения, а если есть внешнее, «выносное» орудие, оно требует усложнения всех систем отсчета для управления точными действиями с орудием. Только ближайшее из этих пространств линейно. Для вестибуло-глазодвигательного поведения (движения глаз) началом системы координат являются кости черепа, для всего опорно-двигательного аппарата дело сложнее – движение может начинаться от плеч, от таза или других частей тела, в зависимости от исходной позы и цели движения. Ситуация еще более осложняется в особых условиях: при движении в воде, при перегрузках, в невесомости и т.п.

Определение субъективной вертикали происходит при взаимодействии двух факторов: силы тяжести и ощущение продольной оси тела. Поэтому изменение мышечного тонуса, особенно его ассиметрия, изменяет субъективную вертикаль. При этом изменяется зрительное восприятие геометрических форм – они искажаются.

Восприятие вертикали сильно искажается при изменениях силы тяжести. Возможно, что роль гравичувствительности меньше, чем роль сведений о массе тела и взаимодействии его с опорой, т.е. схема тела для самоощущения человека важнее гравитации. Поэтому, вероятно, возможна координация движений в воде и в невесомости.

Ощущения вертикали и нормальной схемы тела чрезвычайно важны для поддержания нормального состояния сознания человека. При изменении состояния сознания под влиянием стресса, усталости, фармакологических веществ и т.п. наблюдаются своеобразные изменения схемы тела. Эти изменения состоят в том, что нарушается ощущение целостности и происходят изменения в системе отсчета:

· размытие границ между мною и окружением;

· опора, на которой я стою, представляется качающейся;

· возникает ощущение, что мои конечности выросли;

· предметы вокруг меня увеличиваются;

· кажется, что у меня нет тела;

· кажется, что я плаваю;

· все, что окружает меня, кажется нереальным;

· «Я» и окружение составляем одно целое;

· Кажется, что я больше не могу управлять движениями своего тела;

· Кажется, что части моего тела больше не принадлежат мне.

Схема тела, определение взаимного расположения его частей лежит в основе не только поддержания позы, но и управления движением» (Рамендик Д.М., Одинцова О.В. Психология и психологический практикум. – М., 2004. – С. 53-55).

4. Сравните взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему самовосприятия образа физического Я.

 

Прочитайте работы:

· Заржицкая О.А. Образ тела как предмет психологического исследования // Журнал практического психолога. 1998. №7 С. 14-18

· Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков. // Вопросы психологии. 1989. №3. С. 53-62

· Ложкин Г.В., Рождественский А.Ю. Феномен телесности в Я структуре старшеклассников и содержание их жизненных проектов // Психологический журнал. 2004. Т.25. №2. С. 27-33

· Назью Ж.-Д. Понятие кожи-Я // Московский психотерапевтический журнал. 2002. №3. С. 35-58

· Николаева В.В., Арина Г.Я. клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал. 2003. Т.24. С. 119-126

· Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989

· Соколова Е.Т. Соотношение физического Я-образа и самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 109-132

· Соколова Е.Т. Я-образ тела // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 406-422

· Соколова Е.Т., Дорожевец А.Н. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1985. №4. С. 39-49

· Тхостов А.Ш. Психология телесности – М., 2002

Далее выполните упражнение «Что говорят газеты и журналы».

В газетах, журналах, по телевизору мы видим изображения женщин и мужчин, которые считаются красивыми. Мы можем начать думать, что станем красивыми только, если будем выглядеть, как они. Давайте взглянем по-новому на то, как нас заставляют выглядеть.

Из журналов или газет вырезаются картинки, и из них составляются изображения (можно составить вместе фрагменты частей или вообще менять их местами). Изображения могут быть странными и нереальными. Законченные картинки кладутся рядом и сравниваются.

Как на Вас или на Ваш образ влияют изображения? Как они влияют на Ваше понятие того, как мы должны выглядеть?

5. Просмотрите художественные фильмы:

· «Время» (реж. Ким Ки-Дук);

· «Без лица» (реж. Джон Ву).

Какие проблемы рассматривают в своих фильмах режиссеры? Как повлияло изменение своей внешности на отношения героев фильмов?

 

Практическое задание

1. Смотрите на себя в зеркале в течение 10 минут. Изучите каждую часть своего тела. Что Вы видите? Что Вам меньше всего в себе нравится? Преувеличивайте этот недостаток, как только можете. А теперь посмейтесь над ним, как Вы делаете, когда видите себя в кривом зеркале. Если хотите, посмотрите на себя без одежды. Сначала посмотрите в зеркало, а потом на свое тело. Какими частями тела Вы недовольны? Над чем следовало бы поработать? Какие части тела Вы бы хотели обменять? На какие?

2. Выполните упражнение «Карнавал масок». Стройте рожи самому себе в зеркале, стараясь по возможности не повторяться и задействовать в этом нелегком труде как можно больше лицевых мышц. Состроили какую-нибудь кошмарную физиономию – и задержали ее на лице на несколько секунд, чтобы всласть полюбоваться. Когда Вы привыкли к этому, что Ваше лицо в зеркале может быть отнюдь не только очаровательным и привлекательным, Вам придется продемонстрировать свои актерские навыки публике.

3. Выполните упражнение «карта тела». Закройте глаза, сядьте поудобнее и обратитесь к своему телу. Почувствуйте ту часть тела, которая Вам нравится. Затем ту часть, которая Вам меньше нравится или больше напряжена. Представьте те части тела, на которых вы сосредоточились – в виде фрагментов разного цвета, размера и форм. Изобразите это в виде рисунков. Затем соедините вместе фрагменты, чтобы получился единый образ вместо множества частей. Используйте текстуру, цвет, форму, чтобы сделать карту своего тела как можно красивее и отчетливее. Создавая образ, не забудьте любовно включить все части тела. Создайте образ, который принимает все аспекты тела.

По мнению древних арабов, человек – это Великий Правитель. У этого правителя есть три мудрых визиря – Визирь по имени Разум, Визирь по имени Чувство и Визирь по имени Тело. Когда Великому Правителю необходимо принять решение, он выслушивает всех троих – и обязательно с равным вниманием и уважением. Иногда он согласится с Визирем по имени Разум, иногда – с Визирем по имени Тело, иногда – Визирем по имени Чувство, а иногда выслушает всех и сделает по-своему.

И представьте себе, что происходит, когда мудрости на равное уважение ко всем Визирям у Великого Правителя не хватает. Мало того, что без светов одного из визирей Правитель и страной-то управляет не вполне полноценно, но ведь в любом дворце еще начинаются в таком случае дворцовые интриги, передел власти, борьба за близость к Правителю и так далее!

А теперь попробуйте вспомнить несколько своих серьезных решений или важных событий в своей жизни и постарайтесь точно определить, что в каждом случае советовали Вам Ваш личный Визирь по имени Тело, что – Визирь по имени Чувство. Каждого ли Вы выслушали? Каждому ли уделили достаточно внимания и уважения? А может, чье-то мнение просто проигнорировали или, хуже того, даже его не спросили? Кого Вы послушались? Проявили ли достаточное внимание к тем или тому, чье мнение оказалось не учтенном в решении?

Иначе говоря, если Вы решили, что мнением кого-то из визирей на этот раз можно пренебречь, сумели ли Вы его утешить и приголубить, учли ли на будущее интересы обойденного визиря?

Например, Ваш Визирь по имени Тело в какой-то момент изо всех сил пытался Вас убедить, что он отчаянно устал и предлагает немедленно прекратить работу, чтобы отдохнуть. Вы по каким-то – будем надеяться, что здравым – соображениям не вняли его мольбам и работать все же продолжали. Пообещали ли Вы ему дать больший, чем обычно, отдых в самом ближайшем будущем, а главное – выполнили ли Вы свое обещание?

Как Вам кажется, оказались ли Вы в этой ситуации действительно Великим Правителем?

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие отклонения в структуре самосознания и ценностных ориентаций развиваются у наркозависимых лиц?

2. Каковы источники развития негативной Я-концепции?

3. К чему могут привести несовпадения между реальный и идеальным Я?

4. Раскройте влияние негативной Я-концепции на поведение личности.

5. Почему важно любить и уважать себя?

6. Как в недостатках можно увидеть достоинства?

7. Как могут повлиять другие люди на развитие негативной Я-концепции?

8. Что такое застенчивость?

9. Дайте определение ясности сознания.

10. Перечислите продуктивные нарушения сознания.

11. Назовите признаки помраченного сознания.

12. Что относится к выключению сознания?

13. К чему приводят правополушарные поражения головного мозга в нарушении сознания?

14. Что такое деперсонализация?

15. Раскройте содержание стадий нарушения сознания по А.А. Мегробяну?

16. Перечислите содержательные характеристики схемы тела.

17. Каковы составляющие физического Я личности?

18. Какие особенности самооценки зависят от образа телесного Я?

19. Что такое застенчивость?

20. Установите влияние застенчивости на уверенность в себе личности.

21. Дайте определение ассертивности.


 

Рекомендуемая литература

1. Андропова Л.О. Механизмы и ф



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.015 с.)