Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 9. Соотношение индивидуального и общественного сознания

Поиск

 

Вопросы для обсуждения

1. Бытие и сознание личности (П.С. Гуревич).

2. Общественное сознание, социальные представления и сознание личности (Б.Г. Ананьев, Л.П. Буева, А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов).

3. Философско-антропологическая концепция С.Л. Рубинштейна о соотношении бытия и сознания, человека и мира, индивидуального и общественного сознания.

4. Модусы человеческого существования (Э. Фромм, П.С. Гуревич).

5. Социально-психологическая характеристика сознания человека капиталистического общества (Э. Фромм).

 

Конспектирование научных работ

1. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М., 2000. – С. 55-59 (Технология манипуляции как закрытое знание), С.66-76 (Психологическая доктрина), С. 79-103 (Глава 5. Оснащение ума: знаковые системы).

2. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб., 2001. – С. 13-32 (Глава 11. Массы и массовое сознание).

3. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. – М., 2000. – Иметь или быть. – С. 271-292 (IV. Что такое модус обладания?), С. 293-319 (V. Что такое модус бытия?), С. 392-398 (VIII. Условия изменения человека и черты нового человека), С. 398-429 (IX. Черты нового общества).


Задачи и упражнения

1. Что образует внутренний мир личности?

«Будучи отражением бытия, создание (и общественное, и индивидуальное) не является его прямым «сколком». Нельзя представлять себе дело так, что в каждый текущий момент сознание точно ему и соответствует. Это – не тень, прямым образом, однозначно повторяющая бытие. Сознание «совпадает» с бытием лишь в глобальном масштабе.

В процессе развития индивида формируется внутренняя связность его сознания. Своеобразная, «собственная логика». Идеальная форма отражения дает субъекту относительную независимость от непосредственного момента. Его поведение в каждый данный момент определяется не только этим моментом, но также предшествующей историей и представлениями о будущем, замыслами, целями, помыслами, воспоминаниями, представлениями о принципах поведения, мировоззрением и т.д. Все это в целом образует то, что принято называть «внутренним миром» личности. Нужно отметить, что понятие «внутренний мир» иногда считается якобы несовместимым с понятием отражения. Однако в действительности он выступает именно как отражение, но сложно организованное, «накопленное» в течение жизни, включающее многие уровни глубины и полноты осознаваемого и неосознаваемого, эмпирических и теоретических обобщений и т.д., именно внутренний мир характеризует уникальность каждой личности, ее своеобразие. Это своеобразие проявляется в более простых феноменах отражения лишь в той мере, в которой они связаны с внутренним миром личности.

Все основные характеристики индивидуального сознания: актуальность, идеальная форма отражения, рефлексивность и внутренняя связность – формируются и развиваются в процессе жизни индивида в обществе. Раскрыть объективные законы, которым подчиняется индивидуальное сознание (и внутренний мир личности), можно только на пути изучения развития индивида в обществе как действительного субъекта деятельности, общения и познания» (Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1999. С. 143).

2. Какая проблема для науки обозначена К.А. Абульхановой?

«Социологи говорят об амбивалентности современного общественного сознания, о том, что в нем одновременно и параллельно сосуществуют и патерналистские установки (требование государственной заботы и опеки), и потребность освободиться от давления, контроля, ограничений государства. Это квалифицируется как «расщепленность» общественного сознания. Представляется, что дело обстоит намного сложнее. Уже не существует того единого «надстроечного», пронизанного идеологией общественного сознания. Общество дифференцировалось на страты, каждая из которых имеет свою психологию. Можно предполагать, что для общности, которая сегодня представляет обнищавший русский народ, ее «скрепами» являются не социальные связи, а бессознательный архетип (по Юнгу), воплотивший исторически сложившийся способ выживания, чувствования, верования. Проблема же – и теоретическая, и жизненная – состоит в следующем: как может быть высвобожден и проявить стойкость этот глубинный слой, если каждый оказался в одиночестве? Произошло отчуждение, всю меру которого нам не удалось постичь. Как бы не был формален, навязан и конструктивно неорганизован коллективизм, он был адекватен коллективному характеру российской психологии. В нем не нашлось места проявлению (не говоря о свободе) личности. Поэтому каждый выработал свой способ участия в коллективе – одни на основе ответственности, другие – безответственности. Социализм создал фантастический синтез добровольного принуждения к труду и такого же принуждения к коллективизму. Свобода и насилие сошлись на таком немыслимо узком человеческом пространстве, именуемом личность, которое исключало какую бы то ни было возможность их сосуществования. И все же эта возможность была российской личностью найдена, выработана, открыта. И этот личностный опыт – в отличие от опыта исторического – никогда не был понят, осмыслен и даже замечен ни наукой. Ни философией». (Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. Т.20. №5. С.9)

3. Почему туземцы не видели и не слышали самолетов?

«Не все переживаемые события доводятся до уровня сознания, а только те. Которые могут быть поставлены в соответствие с личным опытом. Среди этнографов известна история об одном малазийском племени, в несколько сот человек, которое из-за горного обвала оказалось на века полностью изолированном от внешней цивилизации. Эти люди питались подножным кормом, охотились на мелкую дичь, строили хижины из подручного материала и таким образом получали все необходимое для выживания. Постепенно у них сложилась собственная Картина Мира: несложная мифология, зачатки культуры, обрядность и даже религия. Совсем недавно завал был расчищен, антропологи смогли проникнуть в этот «затерянный мир» и коммуникация возобновилась. И тут выяснился любопытный факт. На протяжении последних двух десятилетий дважды в день над заброшенной долиной на небольшой высоте пролетал пассажирский воздушный лайнер. При этом ни один из этих туземцев за всю свою жизнь ни разу не только не видел бороздившую небеса «железную птицу», но даже не слышал громоподобного рева его мощных двигателей. Самолет «отсутствовал» в их Картине Мира и поэтому не мог восприниматься сознанием этих отшельников вообще. Таким образом, то, что выпадает из привычного контекста, не имеет возможности встроиться в общую картину – пропускается мимо ушей, мимо глаз и… забывается». (Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб., 2002. – С. 126).

4. Выделите основные аспекты соотношения бытия и сознания человека по С.Л. Рубинштейну.

«Человек находится внутри бытия, а не только бытие внешне его сознанию. В этом смысле бытие обступает нас со всех сторон, и нам из него никуда «не уйти». Мир бытия, в котором мы находимся, - это его непосредственная данность, неотступность, со всех сторон нас объемлющая, его неотменяемость… При этом необходимо определение понятия «мир». Мир- это общающаяся друг с другом совокупность людей и вещей, точнее, совокупность вещей и явлений, соотнесенных с людьми. Иными словами, мир есть организованная иерархия различных способов существования, точнее, сущих с различным способом существования. В этой характеристике определяющим является человеческий общественный способ существования…

Вселенная с появлением человека – это осознанная, осмысленная Вселенная, которая изменяется действиями в ней человека...Сама вселенная – это уже не абстракция ее объективного бытия, она охватывает. Включает в себя и человека, его сознание, его бытие в качестве осознанной осмысленной объективности. Таким образом осознанность и деятельность выступают как новые способы существования в самой Вселенной. А не чуждая ей субъективность моего сознания…

Человек должен быть взят внутри бытия, в своем специфическом отношении к нему. Как субъекту познания и действия, как субъект жизни…» (Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.,1997. – С. 9-10. 63-64)

«Сознание – предпосылка и результат процессов осознания мира человеком. Бытие в целом включает в себя и познающего субъекта… Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика человеческого способа существования в мире. Здесь выступают и включенность человека в цепь причин и следствий, зависимость человека от условий жизни их зависимость от его деятельности. Своеобразное отношение человека к миру связано с наличием у него сознания. Человек выступает как часть бытия, сущего, осознающая в принципе все бытие…

Жизнь – это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни – строительство в себе и в других новых, все более совершенных внутренних, а не только внешних форм человеческой жизни и человеческих отношений… Содержательный мир внутри человека есть результат его жизни и деятельности…

Таково само бытие в его становлении и разрушении, включающее человека как сущее, осознающее мир и самое себя и потому способное изменить бытие. Бесконечно выйти за его пределы. Таков человек как часть бытия, как единственное существо, охраняющее свою единичность и поднимающееся до всеобщности. Отсюда утверждение бытия человека как бытия все более высокого плана, все большего внутреннего богатства, возникающего из бесконечно многообразного и глубокого отношения человека к миру и другим людям, - вот основа основ. Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь». (Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1997. – С. 70-71, 111-113).

«Идея С.Л. Рубинштейна, что не сознание, а человек субъектом и преодоленное им замещение человека его сознанием открыли перспективу разрешения ряда подобных противоречий и главное – возможность развития новых философско-онтологических подходов к сознанию, его роли и функциям в психологии… Субъект вписан в мир в качестве эпицентра, центра его преобразования…» (Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. 2009. Т.30. №1. С.32-43).

5. Какие зависимости существуют между сознанием личности от ее социальной деятельности и образа жизни?

В процессе социальной деятельности личность не только усваивает и присваивает объекты природной и общественной среды, раскрывая для себя их общественный смысл и назначение, но и преобразует, в определенном смысле создает свою социальную среду, «опредмечивая свои сущностные силы», реализуя творческие силы разума.

Социальная деятельность (в онтогенезе и филогенезе) формирует в человеке способность к предварительному мысленному построению действий и предвидению их результатов – это планирующая функция сознания, связанная с постоянным поиском и выбором направления и наилучших форм жизнедеятельности, отвечающих интересам личности, с принятием решений на основе знаний условий действий.

Наконец, социальная деятельность личности невозможна без стимулирования и контролирования всех взаимоотношений человека с общественной и природной действительностью, сознание выполняет функцию контроля.

В известном смысле можно говорить и об оценивающей функции сознания, поскольку человек не только понимает окружающий мир, но и предпочтительно относится к определенным социальным ценностям, принимает их, ориентируется на определенные формы деятельности и отношений, на определенные идеалы, нормы, принципы, признает их личную (для себя) значимость или, напротив, отвергает. Эта функция связана с формированием определенных потребностей и вытекающих из них сознательных установок, субъективных отношений личности, влияющих как на восприятие действительности, так и на выбор и принятие решений, а следовательно, и на характер деятельности личности. Знание о тех или иных общественных ценностях и их личное признание могут при этом не совпадать и даже противоречить друг другу». (Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1968. – С. 67-68).

«Чтобы найти эту психологическую характеристику сознания (имеется в виду исследование его содержательной стороны)… необходимо … исследовать зависимость сознания человека от образа его жизни, от его бытия… нужно рассмотреть, как складываются жизненные отношения человека в тех или иных общественных условиях и каково то особенное строение деятельности, которое данные отношения порождают. Нужно, далее, рассмотреть, как вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания. Характеристика внутреннего строения и есть его психологическая характеристика». (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1966. – С. 221).

Задания для самостоятельной работы

1. Выявите взгляды В.М. Бехтерева на взаимоотношения личности и общества. См.: Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994. – С.25-35 (Введение), С.66-80 (IV. Взаимоотношения личности и общества), С.81-95 (V-VI. О коллективе как собирательной личности), С.96-105 (VII. О коллективном объединении), С. 118126 (О языке как объединяющем факторе).

2. Напишите эссе о глобализации и ее воздействии на изменения общественного и индивидуального российского сознания. Обратите внимание на работы:

· Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М., 2004.

· Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / Под ред. В.А. Ядова. – М., 2005.

· Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. – СПб., 2009.

3. Прочитайте статью А.В. Юревича «Нравственное состояние современного российского общества» (статья опубликована в журнале: Психологический журнал. 2009. Т.30. №3. С.107-117).

Какие симптомы деградации российского общества выделяет автор? Согласны ли вы с его доводами? Перечислите причины «испарения моральности» в современной России. Охарактеризуйте основные направления возражения нравственности.

Прочитайте работы:

· Воловикова М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психологический журнал. 2004. Т.25. №5. С.16-23.

· Гурова Р.Г. Духовный мир молодежи в меняющейся России XX века (лонгитюдное социолого-педагогическое исследование 60-2000 г.) // Мир психологии. 2000. №4. С.147-159.

· Дробницкий О.Г. Структура морального сознания // Философия. Наука. Культура. – М., 2008. – С. 248-256.

· Кармадонов О.А. Символ и трансформация: перестройка как патологический феномен // Вопросы психологии. 2006. №5. С.60-74.

· Кравцова М.М. Сравнительный анализ моральных суждений младших школьников (1930 и 2000 г.) // Вопросы психологии. 2005. №5. С. 27-36.

· Кудрявцев И.А. Нравственная сфера сознания ограниченно вменяемых правонарушителей. Часть II. // Психологический журнал. 2007. Т.28. №3. С. 76-95.

· Славская А.Н. Личностная интерпретация правовых отношений в контексте российского менталитета // Психологический журнал. 2004. Т. 25. №6. С. 12-20.

Практическое задание

На хорошей бумаге форматом А4 цветными карандашами нарисуйте один из выбранных Вами образов: веры, чести, пользы, любви, красоты, истины, справедливости, здоровья. Главное это не умение рисовать, а усердие.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое человеческое бытие?

2. Какие социально-психологические причины обуславливают устойчивость сознательных представлений?

3. Почему мы размышляем об идеале человеческого существования?

4. Каковы модусы человеческого существования?

5. Как проявляется подлинность личностного бытия?

6. Почему невозможно следовать двум принципам одновременно – «иметь» и «быть»?

7. Как соотносятся общественное и индивидуальное профессиональное сознание?

8. Дайте характеристику общественному сознанию.

9. Как связаны между собой индивидуальное и общественное сознания?

10. Что такое коллективные представления?

11. Раскройте содержание общественного сознания.

12. Перечислите особенности мифа.

13. Дайте определение групповому сознанию.

14. Рассмотрите структуру группового сознания.

15. Какие этапы становления Вы знаете?

16. В чем заключается обыденное сознание?

17. Какая имеется связь обыденного сознания с социальными представлениями и стереотипами?

18. Назовите функции обыденного сознания.

19. В чем состоит содержание массового сознания?

20. Раскройте структуру массового сознания.

21. Дайте определение экологическому сознанию.

Рекомендуемая литература

1. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. Т.20. №5. С.5-14.

2. Абульханова К.А., Славская А.Н. Сергей Рубинштейн. Детство. Юность. Молодость. – М., Воронеж, 2010.

3. Агафонов А.Ю. Когнитивная психомеханика сознания или как сознание неосознанно принимает решение об осознании. – Самара, 2007.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб., 2000. – С. 105, 107, 109-110, 115-116, 120-124, 130 (Взаимосвязи труда, познания и общения в индивидуальном развитии человека).

5. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

6. Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 2008. – С. 236-253 (Бытие человека), С 273-292 (Модусы человеческого существования).

7. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации // Психология сознания. Хрестоматия. / Сост. Л.В. Кулинов. – СПб., 2001.

8. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека. – СПб., 2008. – С. 87-108 (Глава 4. Включение человека в основные типы социальных сред и исключение из них).

9. Камю А. Бунтующий человек. – М.,1990.

10. Матвейчев О.А. Суверенитет духа. – М., 2007.

11. Меграбян А.А. О природе индивидуального сознания (в норме и патологии). – Ереван, 1959. – С. 75-100 (Глава II. Двойственная природа индивидуального сознания личности).

12. Митькин А.А. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике // Психология сознания. Хрестоматия. / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000. – С. 358-374.

13. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. – М., 1996.

14. Рубинштейн Н.С. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. – М., 1997.

15. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1997.

16. Сартр Ж. – П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии.– М., 2009.

17. Сергей Леонидович Рубинштейн / Под ред. К.А. Абульхановой. – М., 2010.

18. Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы.– М., 1989.

19. Социальная психология / Под ред. С Московичи. – СПб., 2007.

20. Стайн М. Принцип индивидуации: О развитии человеческого сознания. – М., 2009. – С. 148-159 (Глава 8. Индивидуация и национальная политика).

21. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. – М., 2001.

22. Фромм Э Бегство от свободы. Человек для себя. – М., 2004. – С. 17-37 (Глава 1. Свобода – психологическая проблема?), С. 146-213 (Глава 5. Механизмы «бегства»).

23. Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. – М., 2005. – С. 94-240 (Глава V. Человек в капиталистическом обществе).

24. Чагин Б.А. Общественное сознание и сознание индивида // Психология сознания. Хрестоматия. / Сост. Л.В.Куликов. – СПб., 2001. – С. 330-334.

25. Шмелева И.А. Психология экологического сознания. – СПб., 2006.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.76 (0.018 с.)