Семинар 10. Общая характеристика и структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 10. Общая характеристика и структура



Самосознания личности

 

Вопросы для обсуждения

1. Соотношение сознания, самосознания и Я-концепции личности (В.С. Агапов, Р. Бернс, И.С. Кон, Р. Лэнг, Ф.Т. Михайлов).

2. Самость, идентичности и сила Я (Ф.В. Бассин, Е.Е. Вахромов, У. Джемс, Ю.М. Зенько, В.Н. Маркин, Г.У. Солдатова, Э. Эриксон, К. Ют).

3. Генезис, структура и функции этического самосознания А.А Налчаджян).

4. Самопознание, самоутверждение, самоутверждение и жизненный путь личности (К.А. Абульханова, Л.А. Коростылева, С.Л. Рубинштейн, Н.Б. Харламенкова).

5. Современные исследования самосознания и актуальные проблемы психологии Я (Ф.И. Барский, Е.В. Егунова, И.В. Ежов, Д.П. Макадамс, М.Г. Селюч).

 

Конспектирование научных работ

1. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С.333-367.

2. Столин В.В. Уровни и единицы самосознания // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я Райгородский. – Самара, 2000. – С. 123-155.

3. Ясперс К. Общая психопатология. – М., 1997. – С. 159-167 (Сознание «Я»).


Задачи и упражнения

1. Охарактеризуйте применение изменения отдельных составляющих и функций Я-концепции у младенцев.

«С момента рождения и два месяца спустя младенцы не могут выделить себя из окружающего мира. Однако со временем они начинают понимать, что они – отдельные и единственные в своем роде существа. Осознанию этого открытия посвящена значительная часть младенчества.

Последовательность развития Я-концепции у младенцев

· Первые два месяца после рождения у ребенка нет грани между собой и миром.

· Осознание своего тела приходит в 3-8 месяцев.

· Воздействие на окружение начинается с 3 месяцев.

· Выражение отношения к другим людям начинается у ребенка с 7-8 месяцев.

· Умение откладывать осуществление своих «планов» на короткое время появляется в 8 месяцев.

· Подражание окружающим людям и изучение норм их поведения начинается с 6 месяцев.

· Опережающая модель в самопроявлении – понимание того, что от него ждут, наступает в 12-18 месяцев.

· Внешний Я-образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется с 8 месяцев.

· Узнает о принадлежности к конкретному полу в 18 месяцев.

· Узнает о своих физических особенностях и других характеристиках с 18 месяцев.

· Негативная реакция на несоответствие суждений о нем и вербальный образ своего Я появляется с 18 месяцев.

· Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» - гордости, вины, стыда, смущения – появляется после 1 года.

· Интернализация общественных норм, ориентация на социальные нормы в своем поведении проявляется у ребенка около 2 лет.

· Понимание освоения половых ролей возникает после 20 месяцев.

· Распространение понятия Я на то, что мне принадлежит, - «собственничество» - возникает у ребенка около 2 лет.

· Элементы саморегуляции – самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание – появляются в возрасте около 2 лет».

(Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реама. – СПб., 2001. – С.143).

2. Какие изменения структуры Я происходят в процессе идентификации?

«В процессе социализации личность все больше изменяет представление о своем «Я», расширяя его и распространяя за пределы собственного тела. Прежде всего в круг «Я» попадают члены семьи. Любовь к родным путем идентификации вызывает сопереживание и понимание того, что радости и беды другого человека могут восприниматься как тождественные своему благополучию и страданию. Следующий шаг на пути развития идентификации – влюбленность. Душа влюбленного как бы живет в чужом теле. Дальнейшее развитие личности выражается в расширении ею своей идентичности, с одной стороны, до масштаба человечества – «я человек», а с другой – до полного понятия своей уникальности.

Идентификация может реализоваться в разной мере. Слишком полная крайне не желательна, т.е. идентификация с объектом не должна быть глобальной, иначе могут возникать проблемы. Например, Э. Хемингуэй в «Зеленых холмах Африки» рассказывает, как однажды ночью настолько вжился в образ, что пережил все то, что переживает раненый лось, начиная с ока от пули и до конца его страданий. Опасность слишком полной идентификации можно иллюстрировать следующей шуточной историей. Полисмен на Лондонском мосту Ватерлоо увидел человека, который собирался прыгнуть с моста. Он остановил его: «У тебя проблемы с деньгами?» - Тот покачал головой. – «Может быть с женой?» - Тот снова покачал головой. – «Тогда в чем же дело?» - «меня тревожит состояние мира», - ответил самоубийца. «Послушай, все не так уж плохо. Давай прогуляемся по мосту и все обсудим», - сказал полисмен. Они около часа бродили взад и вперед, обсуждая мировые проблемы, полисмен все глубже погружался в состояние собеседника, после чего прыгнули с моста оба.

Предельная идентификация – вера – понимается как способность человека к самотрансценденции. В этом случае расширение границ своего «Я» осуществляется не в ограниченном размере, позволяющем включить внутрь них другого, например любимого человека, а в таком масштабе, при котором границы уже не видны. Тогда человек в свой мирок включает весь мир. Даниил Андреев в «Розе мира» описал подобное пережитое им состояние как экстаз: «Тихо дыша, откинувшись навзничь на охапку сена, я слышал как Нерусса струится не позади, в нескольких шагах за мною, но как бы сквозь мою собственную душу. Это было первым необычайным. Тождественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на Земле, и все, что могло бы быть на небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медлительно вращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня; и все, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством. Все было во мне той ночью и я был всем».» (Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб., 2002. – С. 138-140).

3. Определите гендерные различия Я-концепции.

«Из обобщения экспериментальных исследований отечественных и зарубежных ученых И.С. Кон делает вывод, что мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости Я в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодые женщины в Я-образе отражают преимущественно то, насколько они внешне привлекательны. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности. Женские самооценки обычно скромны и реалистичны. С точки зрения И.С. Кона, завышенные самооценки помогают мужчинам соответствовать стереотипам мускулинности.

Исследование Т.В. Андреевой (1989) посвящено изучению самооценки интересов и активности мужчин и женщин через несколько лет после окончания вуза по одной из наиболее творческих специальностей – архитектуре. Косвенно эти данные позволяют судить об особенностях Я-концепции молодых мужчин и женщин. Так, на основании выделенных в исследовании основных типов направленности интересов в различных сферах деятельности можно сделать следующие выводы:

· У мужчин Я-концепция отмечается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве, а Я-образ моделирует и осознает себя преимущественно в сферах: «работа», «любовь», «познание», с некоторым игнорированием Я-образа, связанного с семейными ролями.

· У женщин Я-концепция на ряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации (познание, творчество), содержит и специфические женские модели Я-образа, связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью. Интересно и то, что для многих женщин такой «саморазвивающий прогноз» совпадал с их реальным Я-образом. Это объяснялось тем, что женщины-архитекторы с идеальным Я-образом, в котором акцентировалась семейная роль, часто работали не по основной профессии, но находили работу на неполный рабочий день (ведение кружков или научная работа), с тем чтобы иметь возможность заниматься семьей и детьми.

Вывод Т.В. Андреевой (1998) о том, что молодые мужчины с направленностью на творчество имеют более сбалансированные приоритеты, дает основание предположить, что и Я-концепция мужчин (возможно, не только творчески ориентированных) более сбалансирована, тогда как у большинства женщин (не только творческих профессий) в Я-концепции преобладает семейная направленность. В связи с этим Я-концепция наиболее творчески активных женщин менее сбалансирована и более динамична.

Н.Н. Обозов (1995) на основе исследований ряда авторов подчеркивает следующие психологические различия между мужчинами и женщинами.

Существуют различия между полами по отношению к похвале и вознаграждению. Женщина, даже если она понимает, что работа сделана хорошо, все равно испытывает потребность в том, чтобы работа была отмечена окружающими людьми. Мужчины также любят получать вознаграждения за свой труд, но если мужчина уверен, что он сделал хорошую работу, то он всегда будет иметь высокое мнение о себе даже в том случае, если его работа не признается окружающими. Мужчины более независимы в самооценке от мнения окружающих.

Женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности и доверительности отношений с конкретным человеком. Это позволяет считать, что Я-концепция женщин более индивидуализирована, в отличие от мужской – более социализированной. Если реальный Я-образ женщины достаточно далек до идеальной модели Я-образа (например, женщина не имеет доверительных личных отношений), то она чувствует свою ущемленность больше, чем мужчина. Кроме того, женщины чаще используют психологические защиты (стабилизирующие Я-концепцию), маскирующие самовосприятие неудовлетворительной реальности». (Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2001. – С. 448-450).

Прочитайте работу

· Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и Я девочки, мужчины и женщины. // Мир психологии.2002.№2(30).С.110-117.

Чем отличаются особенности полового самосознания и идентичности у мальчиков и девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста?

4. Нарисуйте себя в настоящем, используя цветные карандаши, фломастеры или краски. На другом листе нарисуйте, каким вы себя видите в будущем. Ответьте на следующие вопросы: что Вы изобразили? Какие чувства у Вас вызывают рисунки? Какой Вы в настоящем? Каким Вы хотите стать в будущем? Что для этого необходимо сделать?

5.
 
 

Выполните упражнение «части моего Я». Загляните в себя. Прислушайтесь к себе. Подумайте, какие составляющие определяют Ваш неповторимый образ, Вашу индивидуальность. Какие части Вашего «Я» оказывают наибольшее влияние на Вашу жизнь? Подумав над этими вопросами, нарисуйте узор Вашего «Я». Вписав в пустые кружки наиболее важные психологические составляющие, которые определяют Вашу индивидуальность. Прислушайтесь к каждой части своего «Я», спросите ее о самочувствии, роли и месте в этом условном узоре. Раскрасьте в желательный цвет каждую составляющую (маленькие круги) и узор в целом (большой круг).

Задумайтесь над своим «Я», чувствами, которые оно у Вас вызывает. Чтобы Вы хотели узнать о себе, изменить в себе?

· Охарактеризуйте себя через любой метафорический образ, отражающий сущность Вашего Я, то, как Вы себя понимаете и чувствуете. Например:

«Я вижу себя маленьким зверьком, забившемся в нору. У него нет шерсти, ему холодно. Он хочет выйти, но боится».

«Пинг-понговый шарик внутри какого-то куба. Он скачет от одной стенки к другой. Он не может выпрыгнуть наружу – выходов в этом кубе нет».

«Путник, бредущий в одиночестве по дороге. Он видит дома. Живущих в них людей. Его пускают ночевать, кормят, дают согреться у очага, с ним ведут интересные и приятные беседы, но каждый раз он чувствует, что это не его дом, и наутро идет дальше».

«Собачка-болонка. Ее моют, балуют. Но не относятся всерьез, как относились бы к овчарке».

Выполнять упражнение необходимо в спокойном месте. Постарайтесь «увидеть» или сконструировать в воображении метафорический образ своего Я.

 

Задания для самостоятельной работы

1. На основе предложенного материала сформулируйте ответы на вопросы.

Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека. – СПб., 2008. – С. 117-121:

· Статусное самоутверждение (самоутверждение через достижение определенного статуса). Это одна из основных форм самоутверждения. Она выступает в качестве наиболее значимого для человека побудительного мотива. Разумеется, при этом могут иметь место как позитивная, так и негативная формы самореализации. Человек в погоне за статусом может вообще отказаться от реализации своих истинных способностей, потерять лицо и индивидуальность. Более естественно, если мотив статусного самоутверждения ориентирует человека в сторону роста, развития, совершенствования, и тогда статус будет закономерным следствием его достижений. Нужно учитывать и то, что статус может привлекать человека возможностями приобретения власти над другими людьми, доминирования над ними, беспрепятственного манипулирования их поведением.

· Поисковое самоутверждение. Человек пытается самоутвердиться через непрерывный поиск, смену различных видов деятельности, что выражается в смене профессий, друзей, интересов. Увлечений и т.п. Данный тип самоутверждения достаточно широко распространен в условиях реформ в нашей стране. Людям, самоутверждающимся в этой форме, свойственны разбросанность, отсутствие концентрации на одном деле, тяга к перемене занятий, повышенная активность, общительность, экстравертированность и пр. В результате они часто не находят опоры в жизни, что способствует появлению разочарованности, неудовлетворенности. Самореализация в этой форме может быть ложной.

· Самоутверждение как самоцель. Многие люди пытаются утвердить себя любыми средствами. Например, подростки стараются обратить на себя внимание приверженностью к утрированной моде (хиппи, панки, металлисты), что делает их заметными, выделяет из толпы (оборотной стороной такого стремления выделиться является сознательная демонстрация своей принадлежности к определенной группе). Наблюдаются также участившиеся попытки обратить на себя внимание хулиганскими действиями, совершением актов вандализма. Конечно, такое самовыражение (через разрушение) свидетельствует о том, что у человека нет иных путей самореализации, а также о низком культурном уровне, а возможно, и об извращенных потребностях. Действительно, в современном обществе зачастую оказываются закрытыми как раз конструктивные и социально приемлемые пути самореализации личности. В этих условиях, естественно, человек начинает искать пути самовыражения в деструктивных формах (криминальные действия, молодежный экстремизм и пр.) Вообще такая угроза самоутверждения любой ценой характерна также для пассионариев, которые при определенных условиях могут представлять реальную опасность для социума (Л.Н. Гумилев). Здесь импульсы к самоутверждению часто даже не проходят через контроль сознания.

· Престижное самоутверждение. Под престижным самоутверждением понимается попытка повысить собственную значимость путем приобретения престижных, модных вещей (автомобилей, телевизоров новой марки, популярных книг, картин и т.п.). Именно на этом пути самореализация оказывается чаще всего ложной. Во имя престижа человек вынужден приобретать ненужные ему вещи и тратить на это значительные средства и время. В условиях нашего общества мы часто встречаем людей, покупающих дорогие книги, которые они никогда не будут читать, модные вещи, которые вредят здоровью, а также употреблять продукты, вредные для их организма (навязанные рекламой, ложными авторитетами). Этот тип самоутверждения очень распространен на Западе. И вместе с навязыванием западных ценностей и образа жизни он укореняется и у нас. На Западе стимулирование престижного потребления является одним из видов маркетинга и связано с целями развития промышленности. Оно осуществляется в условиях изобилия качественных товаров, на фоне высокого жизненного уровня и открытости информации о поступающих на рынок товарах. В нашей стране на фоне низкого уровня жизни и низкого качества товаров при отсутствии (или сокрытии) адекватной информации об их подлинном качестве престижное потребление значительно чаще приводит к массовым отравлениям широко разрекламированными продуктами. Резкому ухудшению здоровья большого числа людей. В результате резко вырастает дезадаптация людей к условиям существования. В погоне за модой человек отвлекается от истинной самореализации.

· Самоутверждение на базе накопительства (накапливаются деньги, материальные ценности и пр.). Человек считает социально значимым при наличии капитала, материальных ценностей. Этот мотив всегда был особенно значим на Западе, хотя в наши дни он постепенно теряет былое значение. У нас, как известно, данная форма самореализации подавлялась, теперь у нее появилось большое число сторонников. Для многих накопление денег и материальных ценностей превращается в самоцель. Однако такой путь самоутверждения не приносит подлинного счастья и удовлетворения, особенно в российских условиях. Подчинять свою жизнь и способности только «деланию денег» не свойственно русскому человеку, о чем говорит русский фольклор, в котором высмеиваются богачи-мироеды, расчетливость, жадность, противопоставленные природной сметке бедняка и т.п. Человек грабит самого себя, если сводит смысл жизни к простому накопительству. Стремящееся к накоплению «жадное Я» бесперспективно в условиях российского социума, поскольку чуждо русским культурным традициям.

· Самоутверждение через расширение границ и возможностей собственного сознания, совершенствование духовности. Эта форма самоутверждения часто предполагает расширение психологических возможностей человека, его выход на качественно новый уровень культуры, овладение методами самопознания и самосовершенствования, постоянный рост «вглубь себя». Самореализация может быть здесь достаточно полной, истинной. Перед человеком открываются неограниченные перспективы роста, и данный путь становится наиболее привлекательным для большого количества людей. Это весьма перспективная форма самореализации и раскрытия глубинных возможностей и потенций человека. При этом может быть поставлен вопрос о выходе человека к новым формам цивилизации, выработке ноосферного мышления, построения на Земле подлинного человеческого дома и пр. Другое дело, что при самореализации в этой форме человек не всегда бывает замеченным и оцененным обществом.

Самоутверждение путем приобщения к информации и интеллектуальной элите общества. Сейчас становится все более очевидным, что значимость человека определяется не столько принадлежащими ему материальными ценностями, сколько его приобщенностью к определенным видам информации, которой, как правило, владеют элитарные слои общества. Поэтому так велико число людей, стремящихся приобщиться к элитарным группам и источникам информации, которыми те располагают.

· Самореализация через творчество. Эта форма самоутверждения является интегративной и объединяет ряд других, таких как самореализация через расширение границ собственного сознания, приобщенность к новым видам информации и пр. Самореализация через творчество может быть наиболее полной. В творческом акте максимально раскрываются потенции и способности человека. Творческие достижения в конечном счете получают высокое признание как со стороны общества, так и самого человека. При этом все другие формы самоутверждения могут потерять свою значимость. Например. Для творца часто теряют смысл деньги. Престижные вещи и т.д. Человек, ощутивший вкус творчества, поднимается над действительностью и достигает небывалых высот. В сочетании с самореализацией на базе расширения границ и возможностей собственного сознания это наиболее привлекательная и наиболее перспективная форма самоутверждения. Как показывают социологические исследования, большинство людей хотят самореализовать себя именно в творчестве.

Список форм самоутверждения человека может быть дополнен и другими формами. Как мы упоминали, человек может утвердить себя, войдя в секты, тайную группу и пр., если он не смог реализовать себя иным способом (в профессии, семье и т.п.).

Может ли сделать человека по-настоящему счастливым и гармоничным самоутверждение в какой-либо одной сфере? В предложенной типологии форм самоутверждения личности возможна ли самореализация без самоутверждения?

Прочтите работу Н.Е. Харламенковой («Самоутверждение подростка.– М., 2007. – С.261-278 (Стратегии самоутверждения личности)) и сопоставьте две точки зрения на типологию самоутверждения личности.

2. Рассмотрите «окно Джохари». Оно представляет собой карту самосознания, составленную с точки зрения доступности и видения своего «Я» как самим человеком, так и другими людьми. Подумайте, какие Ваши психологические возможности могут быть представлении в каждой из ячеек. Какие из них могут выступать предметом рефлексии, сознательного контроля, управления?

 

Другие Я Знаю о себе Не знаю о себе
Знают обо мне Открытая область Скрытая область
Не знают обо мне Скрытая область «Слепая» область

 

С целью осознать сильных и слабых сторон своего Я выпишите в левый столбик листа бумаги пять своих сильных качеств, в правый – пять слабых качеств. Сильные и слабые качества – это необязательно положительные или отрицательные качества. Сильные качества Я – это те, которые помогают в жизни, слабые – те, которые мешают. Поразмышляйте над тем, как выделенные Вами сильные качества будут способствовать саморазвитию и участвовать в приобретении профессиональной компетентности, как слабые качества могут противодействовать этому.

Из выделенных слабых качеств, присущих Вашему Я, обратите внимание на те, которые вызывают у Вас отрицательные переживания. Как Вы думаете, почему? Какое слабое качество Вас тревожит, связанно ли оно с Вашей будущей профессией? Попробуйте найти позитив в слабом качестве Вашего Я.

Обратите внимание на работу: Низовских Н.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. – М., 2007.

3. Подготовьте презентацию взглядов С.Л. Рубинштейна на проблему человеческого Я. Используйте его работу: Человек и мир. – М., 2007. – С. 65-71 («Я» и другой человек), а также работу: Сергей Леонтьевич Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. – М., 1989. Прочитайте работу: Фрейджер Р. Фейдимер Дж. Уильям Джеймс и психология сознания. – СПб., 2007. – С. 21-26 (Наше «Я»; Биологическое «Я»; Реальное «Я»; Социальное «Я»; Духовное «Я»). Сопоставьте взгляды С.Л. Рубинштейна и У.Джеймса.

 

Практическое задание

В центре листа нарисуйте солнце, а в центре солнечного круга – крупная буква «Я». Запишите продолжение незаконченных предложений на «лучах солнца».

Предложения:

· Мое любимое занятие…

· Мой любимый цвет…

· Лучше всего я умею…

· У меня есть способность к…

· Моя любимая одежда…

· Когда я сержусь, я…

 

Какие образы Я актуализируются легче, какие труднее?

Какими эмоциями сопровождается актуализация отдельных образов Я?

Каковы роль и значение такой подструктуры, как мое в Я-концепции личности?

С целью выявления особенностей образа Я проведите самодиагностику, используя тест интерперсональной диагностики Т.Лири, методику «КтоЯ?» М. Куна и Т. Макпартленда и методику Р.Циллера. На основе анализа полученных результатов кратко опишите выявленные особенности в представлениях о себе, своем идеальном Я, осознания социальных ролей. Какие выводы можно сделать?

Предложенные методики можно найти в следующих источниках:

· Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Методики изучения Я-концепции личности. – М., 2000.

· Шайденкова Т.Н, Фельдман И.Л., Пазухина С.В. Развитие профессионального самопознания учителя начальных классов: программа и методики эмпирического исследования. – Тула, 2009.

· Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. – СПб., 2003.

Обратите внимание на работу:

· Чудова Н.В. Мифологическая составляющая образа «Я» // Психологический журнал. 1999. Т.20. №5. С. 45-50.


Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные подходы ученых к пониманию самосознания личности.

2. Какие существуют подходы в отечественной психологии к структурированию самосознанию.

3. Охарактеризуйте структуру самосознания по В.С. Мерлину.

4. Перечислите компоненты структуры самосознания по В.С. Мухиной.

5. Осуществите структурный анализ Я-концепции.

6. Раскройте понятие «Я-концепции».

7. Охарактеризуйте взгляды В.В. Столина на строение самосознания самоотношения.

8. Охарактеризуйте строение самосознания по И.И. Гесноковой.

9. Каковы функции основных компонентов структуры Я-концепции?

10. Какую роль играет Я-коцепция в структуре личности?

11. Каково соотношение между понятиями «Образ Я» и «Я-концепция»?

12. Раскройте содержание понятие «Мое» в концепции У. Джемса.

13. Перечислите особенности развития Я-концепции в младенчестве.

14. Дайте определение самооценки и уровню притязаний.

15. Выделите критерии самосознания.

16. Охарактеризуйте психологические механизмы самосознания личности.

17. Сравните понятия «самость» и «идентичность».

18. Какие психологические теории Я-концепции личности Вы знаете?

19. Что такое «профессиональная Я-концепция»?

20. Назовите этапы развития Я-концепции.

21. Что понимается под «самоутверждением», «самореализацией» и «самосовершенствованием»?


Рекомендуемая литература

1. Абульханова К.А. Стратегия жизни. – М., 1991

2. Агапов В.С. Профессиональное Я кадров управления: содержание у пути развития. – М., 2005

3. Агапов В.С. Акмеологическое становление Я-концепции руководителя. – М., 2008

4. Агапов В.С., Егунова Е.В. Типология структурной интеграции сознания личности. – М., 2008

5. Барский Ф.И. Личность как черты и как нарратив: возможности уровневых моделей индивидуальности. // Методология и история психологии. 2008. Т.3. Вып.3. Июль-сентябрь. С. 93-105

6. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите. // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский, - Самара, 2000. – С. 3-12

7. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.И. Самопознание проблемных подростков. – М., 2007

8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986

9. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 133-219

10. Бодалев А.А. О психологическом понимании Я человека. // Мир психологии, 2002. №2 (30). С. 12-17

11. Вахромов Е.Е. Проблема человека: самость и Я в психологии. // Мир психологии, 2002. №2 (30). С.30-44

12. Горбов Ф.Д. Я – второе Я. – М., Воронеж, 2000

13. Госвами А. Самосознающая вселенная. Как сознание создаёт материальный мир. – М., 2008.

14. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М., 2000.

15. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М., Воронеж, 2004

16. Джемс У. Личность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 7-44

17. Ежов И.В. Сущность и границы «духовного Я» как субъекта духовно-нравственного самосознания личности. // Мир психологии. 2008. №3 (55). С. 75-88

18. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб., 2007. – С. 320-324 («Я», самость)

19. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – СПб., 2010.

20. Иващенко А.В., Агапов В.С., Баришникова И.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. 2002. №2 (30). С. 17-30

21. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. – М., 1984

22. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 45-96

23. Кон И.С. Психология самосознания. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский.- Самара, 2000. – С. 97-122

24. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб., 2005

25. Лапланш Ж., Панталис Ж.-Б. Категория «Я» в психологии // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 34-50

26. Лэнг Р. Расколотое «Я». – СПб., 1995. – С. 110-126 (Самосозание)

27. Лэнг Р. Самосознание. // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000.– С. 51-65

28. Макадамс Д.П. Психология жизненных историй // Методология и история

29. Маркин В.Н. «Я» как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы: Сб. научных трудов. – М., 1996. – С. 123-142

30. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 1996

31. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. // Философские науки. 1990. №6. С. 8-17

32. Моросанова В.и., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М., 2007

33. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб., 2004. – С. 276-339 (Глава 3. Этическое самосознание)

34. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 2011.

35. Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000

36. Психология Я-концепции: возрастные особенности развития. Хрестоматия. / Сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В Барышникова. – М., 2002

37. Психология Я-концепции: профессиональные особенности развития. Хрестоматия. / Сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В Барышникова. – М., 2002

38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – С. 634-644 (Самосознание личности и ее жизненный путь)

39. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1997

40. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000

41. Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения. – М., 2008

42. Славская А.Н. Я – эгоцентризм или зависимость? Индивидуализм или взаимозависимость? Одиночество или самодостаточность? // Мир психологии. 2002. №2 (30). С. 44-53

43. Солдатова Г.У. Этническая идентичность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 656-667

44. Столик В.В. Самосознание личности. – М., 1983

45. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. – М., 2007

46. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977

47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996

48. Эриксон Э. Идентичность. Теоретическая интерлюдия // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С.493-516

49. Эриксон Э. Идентичность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 517-533

50. Юнг К. Эон. – М., 2009. – С. 41-58 (IV. Самость), С. 59-97 (V. Христос, символ самости)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.094 с.)