Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар 10. Общая характеристика и структураСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Самосознания личности
Вопросы для обсуждения 1. Соотношение сознания, самосознания и Я-концепции личности (В.С. Агапов, Р. Бернс, И.С. Кон, Р. Лэнг, Ф.Т. Михайлов). 2. Самость, идентичности и сила Я (Ф.В. Бассин, Е.Е. Вахромов, У. Джемс, Ю.М. Зенько, В.Н. Маркин, Г.У. Солдатова, Э. Эриксон, К. Ют). 3. Генезис, структура и функции этического самосознания А.А Налчаджян). 4. Самопознание, самоутверждение, самоутверждение и жизненный путь личности (К.А. Абульханова, Л.А. Коростылева, С.Л. Рубинштейн, Н.Б. Харламенкова). 5. Современные исследования самосознания и актуальные проблемы психологии Я (Ф.И. Барский, Е.В. Егунова, И.В. Ежов, Д.П. Макадамс, М.Г. Селюч).
Конспектирование научных работ 1. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С.333-367. 2. Столин В.В. Уровни и единицы самосознания // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я Райгородский. – Самара, 2000. – С. 123-155. 3. Ясперс К. Общая психопатология. – М., 1997. – С. 159-167 (Сознание «Я»). Задачи и упражнения 1. Охарактеризуйте применение изменения отдельных составляющих и функций Я-концепции у младенцев. «С момента рождения и два месяца спустя младенцы не могут выделить себя из окружающего мира. Однако со временем они начинают понимать, что они – отдельные и единственные в своем роде существа. Осознанию этого открытия посвящена значительная часть младенчества. Последовательность развития Я-концепции у младенцев · Первые два месяца после рождения у ребенка нет грани между собой и миром. · Осознание своего тела приходит в 3-8 месяцев. · Воздействие на окружение начинается с 3 месяцев. · Выражение отношения к другим людям начинается у ребенка с 7-8 месяцев. · Умение откладывать осуществление своих «планов» на короткое время появляется в 8 месяцев. · Подражание окружающим людям и изучение норм их поведения начинается с 6 месяцев. · Опережающая модель в самопроявлении – понимание того, что от него ждут, наступает в 12-18 месяцев. · Внешний Я-образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется с 8 месяцев. · Узнает о принадлежности к конкретному полу в 18 месяцев. · Узнает о своих физических особенностях и других характеристиках с 18 месяцев. · Негативная реакция на несоответствие суждений о нем и вербальный образ своего Я появляется с 18 месяцев. · Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» - гордости, вины, стыда, смущения – появляется после 1 года. · Интернализация общественных норм, ориентация на социальные нормы в своем поведении проявляется у ребенка около 2 лет. · Понимание освоения половых ролей возникает после 20 месяцев. · Распространение понятия Я на то, что мне принадлежит, - «собственничество» - возникает у ребенка около 2 лет. · Элементы саморегуляции – самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание – появляются в возрасте около 2 лет». (Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реама. – СПб., 2001. – С.143). 2. Какие изменения структуры Я происходят в процессе идентификации? «В процессе социализации личность все больше изменяет представление о своем «Я», расширяя его и распространяя за пределы собственного тела. Прежде всего в круг «Я» попадают члены семьи. Любовь к родным путем идентификации вызывает сопереживание и понимание того, что радости и беды другого человека могут восприниматься как тождественные своему благополучию и страданию. Следующий шаг на пути развития идентификации – влюбленность. Душа влюбленного как бы живет в чужом теле. Дальнейшее развитие личности выражается в расширении ею своей идентичности, с одной стороны, до масштаба человечества – «я человек», а с другой – до полного понятия своей уникальности. Идентификация может реализоваться в разной мере. Слишком полная крайне не желательна, т.е. идентификация с объектом не должна быть глобальной, иначе могут возникать проблемы. Например, Э. Хемингуэй в «Зеленых холмах Африки» рассказывает, как однажды ночью настолько вжился в образ, что пережил все то, что переживает раненый лось, начиная с ока от пули и до конца его страданий. Опасность слишком полной идентификации можно иллюстрировать следующей шуточной историей. Полисмен на Лондонском мосту Ватерлоо увидел человека, который собирался прыгнуть с моста. Он остановил его: «У тебя проблемы с деньгами?» - Тот покачал головой. – «Может быть с женой?» - Тот снова покачал головой. – «Тогда в чем же дело?» - «меня тревожит состояние мира», - ответил самоубийца. «Послушай, все не так уж плохо. Давай прогуляемся по мосту и все обсудим», - сказал полисмен. Они около часа бродили взад и вперед, обсуждая мировые проблемы, полисмен все глубже погружался в состояние собеседника, после чего прыгнули с моста оба. Предельная идентификация – вера – понимается как способность человека к самотрансценденции. В этом случае расширение границ своего «Я» осуществляется не в ограниченном размере, позволяющем включить внутрь них другого, например любимого человека, а в таком масштабе, при котором границы уже не видны. Тогда человек в свой мирок включает весь мир. Даниил Андреев в «Розе мира» описал подобное пережитое им состояние как экстаз: «Тихо дыша, откинувшись навзничь на охапку сена, я слышал как Нерусса струится не позади, в нескольких шагах за мною, но как бы сквозь мою собственную душу. Это было первым необычайным. Тождественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на Земле, и все, что могло бы быть на небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медлительно вращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня; и все, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством. Все было во мне той ночью и я был всем».» (Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб., 2002. – С. 138-140). 3. Определите гендерные различия Я-концепции. «Из обобщения экспериментальных исследований отечественных и зарубежных ученых И.С. Кон делает вывод, что мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости Я в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодые женщины в Я-образе отражают преимущественно то, насколько они внешне привлекательны. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности. Женские самооценки обычно скромны и реалистичны. С точки зрения И.С. Кона, завышенные самооценки помогают мужчинам соответствовать стереотипам мускулинности. Исследование Т.В. Андреевой (1989) посвящено изучению самооценки интересов и активности мужчин и женщин через несколько лет после окончания вуза по одной из наиболее творческих специальностей – архитектуре. Косвенно эти данные позволяют судить об особенностях Я-концепции молодых мужчин и женщин. Так, на основании выделенных в исследовании основных типов направленности интересов в различных сферах деятельности можно сделать следующие выводы: · У мужчин Я-концепция отмечается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве, а Я-образ моделирует и осознает себя преимущественно в сферах: «работа», «любовь», «познание», с некоторым игнорированием Я-образа, связанного с семейными ролями. · У женщин Я-концепция на ряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации (познание, творчество), содержит и специфические женские модели Я-образа, связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью. Интересно и то, что для многих женщин такой «саморазвивающий прогноз» совпадал с их реальным Я-образом. Это объяснялось тем, что женщины-архитекторы с идеальным Я-образом, в котором акцентировалась семейная роль, часто работали не по основной профессии, но находили работу на неполный рабочий день (ведение кружков или научная работа), с тем чтобы иметь возможность заниматься семьей и детьми. Вывод Т.В. Андреевой (1998) о том, что молодые мужчины с направленностью на творчество имеют более сбалансированные приоритеты, дает основание предположить, что и Я-концепция мужчин (возможно, не только творчески ориентированных) более сбалансирована, тогда как у большинства женщин (не только творческих профессий) в Я-концепции преобладает семейная направленность. В связи с этим Я-концепция наиболее творчески активных женщин менее сбалансирована и более динамична. Н.Н. Обозов (1995) на основе исследований ряда авторов подчеркивает следующие психологические различия между мужчинами и женщинами. Существуют различия между полами по отношению к похвале и вознаграждению. Женщина, даже если она понимает, что работа сделана хорошо, все равно испытывает потребность в том, чтобы работа была отмечена окружающими людьми. Мужчины также любят получать вознаграждения за свой труд, но если мужчина уверен, что он сделал хорошую работу, то он всегда будет иметь высокое мнение о себе даже в том случае, если его работа не признается окружающими. Мужчины более независимы в самооценке от мнения окружающих. Женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности и доверительности отношений с конкретным человеком. Это позволяет считать, что Я-концепция женщин более индивидуализирована, в отличие от мужской – более социализированной. Если реальный Я-образ женщины достаточно далек до идеальной модели Я-образа (например, женщина не имеет доверительных личных отношений), то она чувствует свою ущемленность больше, чем мужчина. Кроме того, женщины чаще используют психологические защиты (стабилизирующие Я-концепцию), маскирующие самовосприятие неудовлетворительной реальности». (Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2001. – С. 448-450). Прочитайте работу · Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и Я девочки, мужчины и женщины. // Мир психологии.2002.№2(30).С.110-117. Чем отличаются особенности полового самосознания и идентичности у мальчиков и девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста? 4. Нарисуйте себя в настоящем, используя цветные карандаши, фломастеры или краски. На другом листе нарисуйте, каким вы себя видите в будущем. Ответьте на следующие вопросы: что Вы изобразили? Какие чувства у Вас вызывают рисунки? Какой Вы в настоящем? Каким Вы хотите стать в будущем? Что для этого необходимо сделать? 5. Выполните упражнение «части моего Я». Загляните в себя. Прислушайтесь к себе. Подумайте, какие составляющие определяют Ваш неповторимый образ, Вашу индивидуальность. Какие части Вашего «Я» оказывают наибольшее влияние на Вашу жизнь? Подумав над этими вопросами, нарисуйте узор Вашего «Я». Вписав в пустые кружки наиболее важные психологические составляющие, которые определяют Вашу индивидуальность. Прислушайтесь к каждой части своего «Я», спросите ее о самочувствии, роли и месте в этом условном узоре. Раскрасьте в желательный цвет каждую составляющую (маленькие круги) и узор в целом (большой круг). Задумайтесь над своим «Я», чувствами, которые оно у Вас вызывает. Чтобы Вы хотели узнать о себе, изменить в себе? · Охарактеризуйте себя через любой метафорический образ, отражающий сущность Вашего Я, то, как Вы себя понимаете и чувствуете. Например: «Я вижу себя маленьким зверьком, забившемся в нору. У него нет шерсти, ему холодно. Он хочет выйти, но боится». «Пинг-понговый шарик внутри какого-то куба. Он скачет от одной стенки к другой. Он не может выпрыгнуть наружу – выходов в этом кубе нет». «Путник, бредущий в одиночестве по дороге. Он видит дома. Живущих в них людей. Его пускают ночевать, кормят, дают согреться у очага, с ним ведут интересные и приятные беседы, но каждый раз он чувствует, что это не его дом, и наутро идет дальше». «Собачка-болонка. Ее моют, балуют. Но не относятся всерьез, как относились бы к овчарке». Выполнять упражнение необходимо в спокойном месте. Постарайтесь «увидеть» или сконструировать в воображении метафорический образ своего Я.
Задания для самостоятельной работы 1. На основе предложенного материала сформулируйте ответы на вопросы. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека. – СПб., 2008. – С. 117-121: · Статусное самоутверждение (самоутверждение через достижение определенного статуса). Это одна из основных форм самоутверждения. Она выступает в качестве наиболее значимого для человека побудительного мотива. Разумеется, при этом могут иметь место как позитивная, так и негативная формы самореализации. Человек в погоне за статусом может вообще отказаться от реализации своих истинных способностей, потерять лицо и индивидуальность. Более естественно, если мотив статусного самоутверждения ориентирует человека в сторону роста, развития, совершенствования, и тогда статус будет закономерным следствием его достижений. Нужно учитывать и то, что статус может привлекать человека возможностями приобретения власти над другими людьми, доминирования над ними, беспрепятственного манипулирования их поведением. · Поисковое самоутверждение. Человек пытается самоутвердиться через непрерывный поиск, смену различных видов деятельности, что выражается в смене профессий, друзей, интересов. Увлечений и т.п. Данный тип самоутверждения достаточно широко распространен в условиях реформ в нашей стране. Людям, самоутверждающимся в этой форме, свойственны разбросанность, отсутствие концентрации на одном деле, тяга к перемене занятий, повышенная активность, общительность, экстравертированность и пр. В результате они часто не находят опоры в жизни, что способствует появлению разочарованности, неудовлетворенности. Самореализация в этой форме может быть ложной. · Самоутверждение как самоцель. Многие люди пытаются утвердить себя любыми средствами. Например, подростки стараются обратить на себя внимание приверженностью к утрированной моде (хиппи, панки, металлисты), что делает их заметными, выделяет из толпы (оборотной стороной такого стремления выделиться является сознательная демонстрация своей принадлежности к определенной группе). Наблюдаются также участившиеся попытки обратить на себя внимание хулиганскими действиями, совершением актов вандализма. Конечно, такое самовыражение (через разрушение) свидетельствует о том, что у человека нет иных путей самореализации, а также о низком культурном уровне, а возможно, и об извращенных потребностях. Действительно, в современном обществе зачастую оказываются закрытыми как раз конструктивные и социально приемлемые пути самореализации личности. В этих условиях, естественно, человек начинает искать пути самовыражения в деструктивных формах (криминальные действия, молодежный экстремизм и пр.) Вообще такая угроза самоутверждения любой ценой характерна также для пассионариев, которые при определенных условиях могут представлять реальную опасность для социума (Л.Н. Гумилев). Здесь импульсы к самоутверждению часто даже не проходят через контроль сознания. · Престижное самоутверждение. Под престижным самоутверждением понимается попытка повысить собственную значимость путем приобретения престижных, модных вещей (автомобилей, телевизоров новой марки, популярных книг, картин и т.п.). Именно на этом пути самореализация оказывается чаще всего ложной. Во имя престижа человек вынужден приобретать ненужные ему вещи и тратить на это значительные средства и время. В условиях нашего общества мы часто встречаем людей, покупающих дорогие книги, которые они никогда не будут читать, модные вещи, которые вредят здоровью, а также употреблять продукты, вредные для их организма (навязанные рекламой, ложными авторитетами). Этот тип самоутверждения очень распространен на Западе. И вместе с навязыванием западных ценностей и образа жизни он укореняется и у нас. На Западе стимулирование престижного потребления является одним из видов маркетинга и связано с целями развития промышленности. Оно осуществляется в условиях изобилия качественных товаров, на фоне высокого жизненного уровня и открытости информации о поступающих на рынок товарах. В нашей стране на фоне низкого уровня жизни и низкого качества товаров при отсутствии (или сокрытии) адекватной информации об их подлинном качестве престижное потребление значительно чаще приводит к массовым отравлениям широко разрекламированными продуктами. Резкому ухудшению здоровья большого числа людей. В результате резко вырастает дезадаптация людей к условиям существования. В погоне за модой человек отвлекается от истинной самореализации. · Самоутверждение на базе накопительства (накапливаются деньги, материальные ценности и пр.). Человек считает социально значимым при наличии капитала, материальных ценностей. Этот мотив всегда был особенно значим на Западе, хотя в наши дни он постепенно теряет былое значение. У нас, как известно, данная форма самореализации подавлялась, теперь у нее появилось большое число сторонников. Для многих накопление денег и материальных ценностей превращается в самоцель. Однако такой путь самоутверждения не приносит подлинного счастья и удовлетворения, особенно в российских условиях. Подчинять свою жизнь и способности только «деланию денег» не свойственно русскому человеку, о чем говорит русский фольклор, в котором высмеиваются богачи-мироеды, расчетливость, жадность, противопоставленные природной сметке бедняка и т.п. Человек грабит самого себя, если сводит смысл жизни к простому накопительству. Стремящееся к накоплению «жадное Я» бесперспективно в условиях российского социума, поскольку чуждо русским культурным традициям. · Самоутверждение через расширение границ и возможностей собственного сознания, совершенствование духовности. Эта форма самоутверждения часто предполагает расширение психологических возможностей человека, его выход на качественно новый уровень культуры, овладение методами самопознания и самосовершенствования, постоянный рост «вглубь себя». Самореализация может быть здесь достаточно полной, истинной. Перед человеком открываются неограниченные перспективы роста, и данный путь становится наиболее привлекательным для большого количества людей. Это весьма перспективная форма самореализации и раскрытия глубинных возможностей и потенций человека. При этом может быть поставлен вопрос о выходе человека к новым формам цивилизации, выработке ноосферного мышления, построения на Земле подлинного человеческого дома и пр. Другое дело, что при самореализации в этой форме человек не всегда бывает замеченным и оцененным обществом. Самоутверждение путем приобщения к информации и интеллектуальной элите общества. Сейчас становится все более очевидным, что значимость человека определяется не столько принадлежащими ему материальными ценностями, сколько его приобщенностью к определенным видам информации, которой, как правило, владеют элитарные слои общества. Поэтому так велико число людей, стремящихся приобщиться к элитарным группам и источникам информации, которыми те располагают. · Самореализация через творчество. Эта форма самоутверждения является интегративной и объединяет ряд других, таких как самореализация через расширение границ собственного сознания, приобщенность к новым видам информации и пр. Самореализация через творчество может быть наиболее полной. В творческом акте максимально раскрываются потенции и способности человека. Творческие достижения в конечном счете получают высокое признание как со стороны общества, так и самого человека. При этом все другие формы самоутверждения могут потерять свою значимость. Например. Для творца часто теряют смысл деньги. Престижные вещи и т.д. Человек, ощутивший вкус творчества, поднимается над действительностью и достигает небывалых высот. В сочетании с самореализацией на базе расширения границ и возможностей собственного сознания это наиболее привлекательная и наиболее перспективная форма самоутверждения. Как показывают социологические исследования, большинство людей хотят самореализовать себя именно в творчестве. Список форм самоутверждения человека может быть дополнен и другими формами. Как мы упоминали, человек может утвердить себя, войдя в секты, тайную группу и пр., если он не смог реализовать себя иным способом (в профессии, семье и т.п.). Может ли сделать человека по-настоящему счастливым и гармоничным самоутверждение в какой-либо одной сфере? В предложенной типологии форм самоутверждения личности возможна ли самореализация без самоутверждения? Прочтите работу Н.Е. Харламенковой («Самоутверждение подростка.– М., 2007. – С.261-278 (Стратегии самоутверждения личности)) и сопоставьте две точки зрения на типологию самоутверждения личности. 2. Рассмотрите «окно Джохари». Оно представляет собой карту самосознания, составленную с точки зрения доступности и видения своего «Я» как самим человеком, так и другими людьми. Подумайте, какие Ваши психологические возможности могут быть представлении в каждой из ячеек. Какие из них могут выступать предметом рефлексии, сознательного контроля, управления?
С целью осознать сильных и слабых сторон своего Я выпишите в левый столбик листа бумаги пять своих сильных качеств, в правый – пять слабых качеств. Сильные и слабые качества – это необязательно положительные или отрицательные качества. Сильные качества Я – это те, которые помогают в жизни, слабые – те, которые мешают. Поразмышляйте над тем, как выделенные Вами сильные качества будут способствовать саморазвитию и участвовать в приобретении профессиональной компетентности, как слабые качества могут противодействовать этому. Из выделенных слабых качеств, присущих Вашему Я, обратите внимание на те, которые вызывают у Вас отрицательные переживания. Как Вы думаете, почему? Какое слабое качество Вас тревожит, связанно ли оно с Вашей будущей профессией? Попробуйте найти позитив в слабом качестве Вашего Я. Обратите внимание на работу: Низовских Н.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. – М., 2007. 3. Подготовьте презентацию взглядов С.Л. Рубинштейна на проблему человеческого Я. Используйте его работу: Человек и мир. – М., 2007. – С. 65-71 («Я» и другой человек), а также работу: Сергей Леонтьевич Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. – М., 1989. Прочитайте работу: Фрейджер Р. Фейдимер Дж. Уильям Джеймс и психология сознания. – СПб., 2007. – С. 21-26 (Наше «Я»; Биологическое «Я»; Реальное «Я»; Социальное «Я»; Духовное «Я»). Сопоставьте взгляды С.Л. Рубинштейна и У.Джеймса.
Практическое задание В центре листа нарисуйте солнце, а в центре солнечного круга – крупная буква «Я». Запишите продолжение незаконченных предложений на «лучах солнца». Предложения: · Мое любимое занятие… · Мой любимый цвет… · Лучше всего я умею… · У меня есть способность к… · Моя любимая одежда… · Когда я сержусь, я…
Какие образы Я актуализируются легче, какие труднее? Какими эмоциями сопровождается актуализация отдельных образов Я? Каковы роль и значение такой подструктуры, как мое в Я-концепции личности? С целью выявления особенностей образа Я проведите самодиагностику, используя тест интерперсональной диагностики Т.Лири, методику «КтоЯ?» М. Куна и Т. Макпартленда и методику Р.Циллера. На основе анализа полученных результатов кратко опишите выявленные особенности в представлениях о себе, своем идеальном Я, осознания социальных ролей. Какие выводы можно сделать? Предложенные методики можно найти в следующих источниках: · Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Методики изучения Я-концепции личности. – М., 2000. · Шайденкова Т.Н, Фельдман И.Л., Пазухина С.В. Развитие профессионального самопознания учителя начальных классов: программа и методики эмпирического исследования. – Тула, 2009. · Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. – СПб., 2003. Обратите внимание на работу: · Чудова Н.В. Мифологическая составляющая образа «Я» // Психологический журнал. 1999. Т.20. №5. С. 45-50. Вопросы для самопроверки 1. Перечислите основные подходы ученых к пониманию самосознания личности. 2. Какие существуют подходы в отечественной психологии к структурированию самосознанию. 3. Охарактеризуйте структуру самосознания по В.С. Мерлину. 4. Перечислите компоненты структуры самосознания по В.С. Мухиной. 5. Осуществите структурный анализ Я-концепции. 6. Раскройте понятие «Я-концепции». 7. Охарактеризуйте взгляды В.В. Столина на строение самосознания самоотношения. 8. Охарактеризуйте строение самосознания по И.И. Гесноковой. 9. Каковы функции основных компонентов структуры Я-концепции? 10. Какую роль играет Я-коцепция в структуре личности? 11. Каково соотношение между понятиями «Образ Я» и «Я-концепция»? 12. Раскройте содержание понятие «Мое» в концепции У. Джемса. 13. Перечислите особенности развития Я-концепции в младенчестве. 14. Дайте определение самооценки и уровню притязаний. 15. Выделите критерии самосознания. 16. Охарактеризуйте психологические механизмы самосознания личности. 17. Сравните понятия «самость» и «идентичность». 18. Какие психологические теории Я-концепции личности Вы знаете? 19. Что такое «профессиональная Я-концепция»? 20. Назовите этапы развития Я-концепции. 21. Что понимается под «самоутверждением», «самореализацией» и «самосовершенствованием»? Рекомендуемая литература 1. Абульханова К.А. Стратегия жизни. – М., 1991 2. Агапов В.С. Профессиональное Я кадров управления: содержание у пути развития. – М., 2005 3. Агапов В.С. Акмеологическое становление Я-концепции руководителя. – М., 2008 4. Агапов В.С., Егунова Е.В. Типология структурной интеграции сознания личности. – М., 2008 5. Барский Ф.И. Личность как черты и как нарратив: возможности уровневых моделей индивидуальности. // Методология и история психологии. 2008. Т.3. Вып.3. Июль-сентябрь. С. 93-105 6. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите. // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский, - Самара, 2000. – С. 3-12 7. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.И. Самопознание проблемных подростков. – М., 2007 8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986 9. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 133-219 10. Бодалев А.А. О психологическом понимании Я человека. // Мир психологии, 2002. №2 (30). С. 12-17 11. Вахромов Е.Е. Проблема человека: самость и Я в психологии. // Мир психологии, 2002. №2 (30). С.30-44 12. Горбов Ф.Д. Я – второе Я. – М., Воронеж, 2000 13. Госвами А. Самосознающая вселенная. Как сознание создаёт материальный мир. – М., 2008. 14. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М., 2000. 15. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М., Воронеж, 2004 16. Джемс У. Личность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 7-44 17. Ежов И.В. Сущность и границы «духовного Я» как субъекта духовно-нравственного самосознания личности. // Мир психологии. 2008. №3 (55). С. 75-88 18. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб., 2007. – С. 320-324 («Я», самость) 19. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – СПб., 2010. 20. Иващенко А.В., Агапов В.С., Баришникова И.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. 2002. №2 (30). С. 17-30 21. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. – М., 1984 22. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 45-96 23. Кон И.С. Психология самосознания. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский.- Самара, 2000. – С. 97-122 24. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб., 2005 25. Лапланш Ж., Панталис Ж.-Б. Категория «Я» в психологии // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 34-50 26. Лэнг Р. Расколотое «Я». – СПб., 1995. – С. 110-126 (Самосозание) 27. Лэнг Р. Самосознание. // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000.– С. 51-65 28. Макадамс Д.П. Психология жизненных историй // Методология и история 29. Маркин В.Н. «Я» как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы: Сб. научных трудов. – М., 1996. – С. 123-142 30. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 1996 31. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. // Философские науки. 1990. №6. С. 8-17 32. Моросанова В.и., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М., 2007 33. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб., 2004. – С. 276-339 (Глава 3. Этическое самосознание) 34. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 2011. 35. Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000 36. Психология Я-концепции: возрастные особенности развития. Хрестоматия. / Сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В Барышникова. – М., 2002 37. Психология Я-концепции: профессиональные особенности развития. Хрестоматия. / Сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В Барышникова. – М., 2002 38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – С. 634-644 (Самосознание личности и ее жизненный путь) 39. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1997 40. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000 41. Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения. – М., 2008 42. Славская А.Н. Я – эгоцентризм или зависимость? Индивидуализм или взаимозависимость? Одиночество или самодостаточность? // Мир психологии. 2002. №2 (30). С. 44-53 43. Солдатова Г.У. Этническая идентичность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 656-667 44. Столик В.В. Самосознание личности. – М., 1983 45. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. – М., 2007 46. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977 47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996 48. Эриксон Э. Идентичность. Теоретическая интерлюдия // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С.493-516 49. Эриксон Э. Идентичность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 517-533 50. Юнг К. Эон. – М., 2009. – С. 41-58 (IV. Самость), С. 59-97 (V. Христос, символ самости)
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.109 (0.016 с.) |