Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Методологические принципы и методы научной психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Определение и структура методологии психологической науки. Понимание методологии психологической науки в узком и широком смысле слова. К.А. Абульханова о методологии как способе нахождения и перехода от объекта к предмету науки. Концептуальный и инструментальный аппарат психологии. Структура методологии психологии (методологические принципы, проблемы и категории). Уровни и функции методологии психологической науки. Уровни методологических знаний (философский, общенаучный, специально-научный, уровень конкретных методик). Философский уровень (познания нанпсихизма, идеализма, объективного идеализма, субъективного идеализма, материализма, вульгарного материализма, научного материализма, дуализма). Общенаучный уровень (выявление закономерностей научной мысли). Специально-научный (реконструкция закономерностей в конкретной науке). Уровень конкретных методик (разработка методик исследования). Общая, специальная и частная методология психологии. Психология методологии (А.В. Юревич): уровень личности ученого, уровень научного сообщества, уровень социума. Дескриптивная и нормативная методология. Функции дескриптивной методологии (стимулирование процесса научного познания, организация и структурирование научного знания, выработка стратегии развития науки). Функции нормативной методологии (правильность постановки проблемы, средства для решения поставленных задач, улучшение организационной стороны исследований). Фундаментальные методологические проблемы психологической науки. Проблемы объективного метода в психологии. Психофизиологическая проблема (соотношение между душой и телом). Психофизика как наука о соотношении души и тела. Психофизиологическая проблема (соотношения между психическими и нервными процессами в конкретном организме). Психофизиологический параллелизм, психофизиологическая идентичность, психофизиологическое взаимодействие. Проблема единиц анализа психики. Проблема биологического и социального в психологии. Методологические принципы психологической науки. Принцип детерминизма в психологии (предмеханический, механический, биологический, психический, макросоциальный, микросоциальный, системный). Атомизм. Элементаризм. Сенсуализм. Ассоцианизм. Принцип отражения. Принцип единства сознания и деятельности. Принцип развития. Формы, ход, специфика, условия, источники и движущие силы развития психики человека. Принцип системности (Б.Ф. Ломов). Принцип субъекта в отечественной психологии. Основные критерии качеств личности как субъекта (по К.А. Абульхановой). Методы исследования в психологической науке. Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Виды научных результатов (единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закон, закономерность, теория). Описание и объяснение в психологии. Открытие законов. Классификация методов психологического исследования (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, А.Р. Лурия, Г.Д. Пирьов, М.В. Мэтлин). Герменевтический метод. Б.М. Теплов о художественной литературе как методе психологического исследования. Наблюдение и эксперимент. Тема 5. Понятие о психике Общее представление о психике. Объективная необходимость психики (П.Я. Гальперин). Жизнь и психика – неразрывное целое (В.М. Бехтерев). Психика как выражение особого напряжения энергии (В.М. Бехтерев). Психика как совокупность электрических, механических и химических процессов, протекающих в нервной системе человека (В.Ю. Большаков). Психика как орган отбора, решето, процеживающее мир (Л.С. Выготский). Психика как субъективный образ объективного мира. Психика и отражение (физическое, физиологическое, психическое). Формы отражения в живой и неживой природе. Психика как особое свойство высокоорганизованной живой материи (А.Н. Леонтьев). Психика как «функциональный орган» деятельности (А.Н. Леонтьев). Психика как образ и как процесс. Человек и его психика как единая система (А.В. Брушлинский). Включенность психики во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира (С.Л. Рубинштейн). Современные взгляды на психику. Признаки психического. Базовые свойства психики (вторичность, идеальность, субъективность, активность, пристрастность). Структура психики человека. Многоуровневость, динамичность и гетерохронность психики как системы (Б.Ф. Ломов). Эндопсихика, экзопсихика и интропсихика (А.Ф. Лазурский). Модель функциональной структуры психики (по В.А. Ганзену). Структура психики в ассоциативной, структурной, функциональной, когнитивной психологии и гештальтпсихологии. З. Фрейд о структуре психики человека. Современные представления о структуре психики (В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская, Р. Ассаджиоли). Структура психики: психические процессы: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, представления, воображение, мышление, речь); эмоциональные (эмоции, чувства), волевые (механизмы волевых действий, волевые качества), психические свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности), психические состояния (творческий подъем, апатия, угнетенность, утомление, бодрость, стрессовые состояния), психические образования (привычки, убеждения, знания, умения, навыки). Содержание и формы проявления психики человека. Основное содержание психического отражения (образ, переживание, отношение, поведение, побуждение к деятельности). Формы проявления психического отражения (психические процессы, состояния, свойства и образования). Функции психики человека. Я.А. Пономарев о функциях психики (адаптация и творчество). Функции психики по Б.Ф. Ломову (познавательная, регулятивная, коммуникативная). А.Г. Маклаков о функциях психики (отражение, обеспечение целостности организма, регуляция поведения). Всеобщая функция психики по С.Д. Смирнову (построение модели будущего и подчинение ему поведения). Основные функции психики человека (отражение, адаптация, творчество, регуляция, коммуникативная, познавательная, прогностическая).
Развитие психики человека в онтогенезе. Становление структур психики в ходе биологической эволюции вида (филогенез). Становление структур психики в течение жизни отдельного индивида (онтогенез). Развитие как качественное и количественное изменение психики человека. Потребность в развитии и актуализации потенциала человека (А. Маслоу). Качественное отличие психики ребенка. Тема 6. Возникновение и эволюционное развитие психики в филогенезе Происхождение психики. Связь вопроса о происхождении психики с вопросом о происхождении жизни на Земле. Эволюционная концепция (Большой взрыв, остывание Земли, синтез сложных органических структур, появление жизни в виде простейших организмов, появление растений и животных, эволюция животного мира и появление нервных ткани, физиологический уровень отражение реальности дополняется психологическим, эволюция психики привела к появлению Разума в форме человека). Креационная концепция (сотворение Мира и Человека исходной духовной субстанцией, идя по пути инволюции человек вырождается, это должно завершиться апокалипсисом). Деятельностно-трудовая концепция (создание орудий, совместная деятельность, развитие мозга, появление речи, труд сотворил человека). «Сверхживотное» в человеке: концепция Б.Ф. Поршнева (человек не мог произойти от животного, но мог вести свою историю от «сверхживотного»; люди не представляют собой единого вида, возникновение подвида прачеловека, который превратился в хищника – людоеда, что вызвало взрыв в эволюционном развитии; очеловечивание; прочеловек оказался в экстремальной ситуации и сфера бессознательного оказалась способной к мутациям). Животное, испытавшее раскаяние: концепция З. Фрейда (особые свойства человека, не данные от рождения; они возникают неожиданно, случайно (совесть); происхождение совести из первородного греха, совершенного пралюдьми; существование чувства вины до проступка; врожденное бессознательное влечение вызвало грех, что стало поворотным пунктом в антропогенезе, перводвигателем человеческой истории, пралюди приобрели способность к социальной жизни, что содействовало превращению животного в человека). Человек есть символическое животное: концепция Э. Кассирера (утрата человеком первоначальной природы под влиянием космических излучений или радиоактивности месторождений руд; прачеловек оказался существом свободным; социальность, культурные стандарты диктуют человеку иные образы поведения; ослабление инстинктов и их «окультуривание»; выход за рамки родовой программы, склонность к бессознательному подражанию животным изменила способ человеческого существования; между рецепторной и эффекторной системами у человека развивается символическая; человек живет благодаря символической системе в новом измерении реальности, в символической вселенной (мир мифологии, язык, искусство и наука); дальнейший прогресс культуры укрепляет сеть символической системы; человек как творец и создатель символов). Современные гипотезы происхождения человека и его психики (А. Бергсон, В.И. Вернадский, Л. Войно-Ясенецкий, П. Тейяр де Шарден, К. Уилбер, В. Яворский). Возникновение психики. Гипотезы о происхождении и эволюции психики (А.Н. Северов, А.Н. Леонтьев, В.Б. Большаков). Идеалистические и материалистические подходы к проблеме возникновения психики. Материалистические воззрения (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев). Раздражительность и чувствительность простейших одноклеточных. Причины разделения животного и растительного мира (характер взаимодействия клетки с окружающей средой, направление трофических связей). Примитивная нервная регуляция у многоклеточных. Избирательность и специализация поведения у беспозвоночных. Сенсорная дифференциация и центральный ганглий. Билатеральная симметрия и цефализация (развитие головной капсулы, в которой концептуализированы управляющие поведением организма нейроны). Развитие индивидуальной изменчивости и способности у позвоночных. Индивидуальная изменчивость у млекопитающих и птиц. Психика и мозг человека (А.Р. Лурия, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов). Рефлекторная теория психического. Системная концепция психического отражения (Б.Ф. Ломов). Объективные критерии психики. Проблема критериев психики. А.Н. Леонтьев об объективном критерии наличия психики (появление чувствительности). Пластичность нервной системы, ориентированная реакция, опережающая реакция на событие. Адаптивное значение психики. Основные тенденции развития психики в филогенезе (усложнение форм поведения, совершенствование способности к индивидуальному научению, усложнение форм психического отражения). Стадии и уровни развития психики в филогенезе. Принцип наследования изменений и принцип индивидуальной изменчивости. Концепция А.Н. Леонтьева – К.Э. Фабри и ее основные положения. стадия элементарной сенсорной психики (низший и высший уровни). Стадия перцептивной психики (низший, высший и наивысший уровни). Уровни психического отражения (Б.Ф. Ломов). Отличие психической деятельности животных и особенности их психики по Ю.Б. Гиппенрейтер. Соотношение инстинкта и научения. Язык животных. Использование орудий животными. Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Качественное изменение социальной ситуации развития человека. Детерминанты деятельности и сознания человека (исторически развивающаяся культура, знаковые системы, коллективная деятельность). Натуральные психические функции. Высшие психические функции. Специальные психические орудия – знаки. Интериоризация. Экстериоризация. В.В. Давыдов о культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Взгляды М.К. Мамардашвили о рождении человеческого в человеке. Человек как само-рождаемео существо через ритуалы, мифы, магию (культурно изобретенные устройства).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.007 с.) |