Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар 4. Развитие представлений о предмете психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения 1. Богословско-идеалистическая интерпретация природы души в учениях Платона и Августина. 2. Идеалистическая система Ф. Аквинского. 3. Р. Декарт и Дж. Локк о явлениях сознания как предмете психологии. 4. Развитие психологии сознания. 5. Психология как наука о поведении. Конспектирование научных работ 1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 1. Очерки психологии. История русской психологии. – СПб., 2007. – С. 191-203 (Глава 1. Формирование научной психологии на Западе и в России). 2. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2-х т. Т. 1. Психика и жизнь. – СПб., 1999. – С. 30-40 (Философские воззрения на природу душевной деятельности). 3. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – С. 17-21 (Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование).
Задачи и упражнения 1. Вставьте пропущенные слова в утверждения. · Для древних греков характерно всеобщее … природы – …. · Согласно Платону, есть мир … и мир …. … обитает в теле в течение жизни человека, а после его смерти переходит в …. · Для Аристотеля психика – это одна из … тела, его …. · По мнению Декарта, действия организма определяются …, находящимися в головном мозге.
2. Выберите правильный вариант ответа. · Философы средневековья... а) полностью отвергали идеи Аристотеля о душе; б) опирались на учения богословов; в) защищали догматы христианской религии; г) были вульгарными материалистами; д) развивали учение Платона; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. · Декартова концепция человека... а) дуалистична; б) механистична; в) отвергает идею души как сущности человека; г) опирается на идею рефлекторного характера психики; д) опирается на разум, освященный верой; е) материалистична; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны. 3. Какой метод постулирует автор? «Принципы психологии суть такие факторы сознания, из которых могут быть познаны законы того, что в нас происходит. Факты сознания, без сомнения, служат начальными пунктами всякого психологического размышления; помимо их, что могли бы мы сказать или спросить о душе?.. Факты сознания (между которыми должны находиться психологические принципы) или невольно подмечаются, или намеренно выискиваются. Можно было бы прибавить: при помощи наблюдения или нас самих или других, но известно, что обнаружения других могут объясняться только с помощью самонаблюдения; поэтому будет полезным прежде всего остановиться на самонаблюдении» (Гербарт И.Ф. Психология. – М., 2007. – С. 60-61).
4. В чем заключается позиция Р. Декарта о соотношении души и тела? Что он выделял в содержании сознания? «Декарт писал, что существуют две независимые, самостоятельные субстанции – душа и тело. Такая философская позиция получила название дуализм. Основным свойством, или атрибутом, души он считал мышление, а основным свойством тела – протяжение, или распространенность. Иначе говоря, основным инструментом познания, согласно его воззрению, является душа… В содержании сознания Декарт выделял три вида идей, или понятий, - порожденные самим человеком, приобретенные и врожденные. Идеи, порожденные человеком, основываются на его собственном опыте и являются обобщением данных органов чувств. Это знания, полученные опытным путем и с помощью индукции (энумерации, как называет ее Декарт). Приобретенные идеи есть результат обучения, общения с другими людьми и чтения книг. Только врожденные идеи, содержащиеся в разуме, открывают человеку истину. Эти знания настолько ясные, что открываются человеку сразу, полностью и не нуждаются в опоре на данные органы чувств или логические обобщения. Такой подход к проблеме познания называли рационализмом, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, - рациональной интуицией. К главным врожденным идеям, по мнению Декарта, относятся идеи Бога, «Я» и числа» (Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2007. – С. 113-114).
5. О каких противоречиях декарто-локковской концепции пишет С.Л. Рубинштейн? «Это был кризис декарто-локковской интроспективной концепции сознания, которая в течение столетий довлела над психологией. Сводя психику к сознанию, а сознание к самосознанию, к отражению (рефлексии) психики в себе самой, эта ставшая традиционной для всей психологии декарто-локковской концепция сознания отъединила сознание человека от внешнего мира и от собственной его внешней, предметной практической деятельности. В результате деятельность человека оказалась отъединенной от сознания, противопоставленной ему, сведенной к рефлексам и реакциям. Сведенная к реакциям деятельность человека становится поведением, т.е. каким-то способом реагирования; она вообще перестает быть деятельностью, поскольку деятельность немыслима вне ее отношения к предмету, к продукту этой деятельности. Поведение – это реактивность отъединенного от мира существа, которое, реагируя под влиянием стимулов среды, самой своей деятельностью активно не включается в нее, не воздействует на действительность и не изменяет ее. Эта жизнедеятельность животного, приспособляющегося к среде, а не трудовая деятельность человека, своими продуктами преобразующая природу» (С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии. – СПб., 1999. – С. 70).
Задания для самостоятельной работы 1. Прочитайте работу: · Будилова Е.А. Труды по истории русской психологической мысли: вторая половина XIX – начала XX века. – М., 2008. – С. 35-81 (Борьба И.М. Сеченова против идеализма); С. 163-169 (Пути развития психологической науки в середине XIX в.); С. 170-190 (Новая материалистическая теория психики. Ее защитники и противники). Какие взгляды господствовали в русской психологии во второй половине XIX – начале XX века? Какие подходы были к определению предмета психологии? 2. Подберите материал о развитии психологии поведения в России. Проанализируйте его и выявите основные идеи. 3. Напишите рецензию на работу: · Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 1. Очерки психологии. История русской психологии. – СПб., 2007. – С. 303-313 (Из истории русской идеалистической психологии конца XIX – начала XX в.) 4. Подготовьте материал о позиции Ф. Аквинского в толковании души. В чем заключается особенность его идеалистической системы? 5. Разработайте тест из 10 вопросов для проверки знаний по изучаемой теме. Практическое задание Опора на что, по Вашему мнению, делает человека сильнее? Подберите стихотворения на данную тему. Ф.Н. Глинка Молись, душа моя, молись! И за молитвой возносись, - Оставя грусть и смуты долу, - Туда, к надзвездному престолу, Откуда веет сила сил, И свет неведомых светил Струями чистыми стремится. Лети туда, чтоб погрузиться В тот светоносный океан; Но возвратясь в земной туман Из чудных тех разливов света, Сюда, в земную область слез, - Порадуй грустного поэта Хоть ароматом горных роз! Р. Рождественский Быть Человеком! Слышишь – Че- ло- ве- ком! Глядеть на мир влюбленными глазами И чувствовать, что все в тебе подвластно. Прекрасна Жизнь! Четырежды прекрасна планета, на которой ты хозяин. В. Брюсов Уверенные в себе по краю ходят, по кромке и верят, что в их судьбе вовек не будет поломки.
А бедные неуверенные, не верящие в себя, глядят на них, как потерянные, и шепчут: «Не судьба!»
Зарядка, холодный душ, пробежка по зимней роще способствует силе душ, смотрящих на вещи проще.
Рефлексами же заеденные не знают счета минут: в часы послеобеденные себя на диване клянут.
Судьба – она домоседка. к ней надо идти самому. судьба – она самоделка, и делать ее – самому.
Судьба – она только для желающих. Ее разглядишь – сквозь дым твоих кораблей пылающих, сожженных тобой самим.
Вопросы для самопроверки 1. Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии? 2. Какие новые проблемы появились в психологии Средневековья? 3. Перечислите основные положения учения Платона о душе. 4. Охарактеризуйте основные идеи учения Августина о душе. 5. Каковы психологические воззрения Ф. Аквинского? 6. Как соотносятся предмет и метод в психологии сознания? 7. Охарактеризуйте позицию Р. Декарта о предмете психологии. 8. В чем состоит постулат Дж. Локка о методе психологии? 9. На основании каких фактов Дж. Локк приходит к выводу о неполной познаваемости внешнего мира? 10. Какие методы исследования психики были предложены В. Вундтом? 11. Почему В. Вундт отрицал возможность изучения высших познавательных процессов? 12. Какие проблемы были исследованы У. Джеймсом? 13. Какое отношение к сознанию в бихевиоризме? 14. Что такое физиологическая психология? 15. Назовите основной вопрос бихевиоризма. 16. Как понимают психику в бихевиоризме? 17. Кто основал первую психологическую лабораторию? 18. Кто был создателем первой американской психологической лабораторию? 19. Кто основал в России первую экспериментальную психологическую лабораторию? 20. Дайте общую характеристику прагматизма У. Джеймса. 21. Какие новые методы исследования появились в психологической науке конца XIX в.? Рекомендуемая литература 1. Вундт В. Введение в психологию. – СПб., 2002. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996. 3. Джеймс У. Что такое прагматизм? // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 101-116. 4. Ждан А.Н. История психологии: От Античности до наших дней. – М., 2007. 5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000. – С. 30-35 (Кризис в психологии. Предпосылки возникновения объективной психологии). 6. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2007. 7. Роговин М.С. Введение в психологию. – М., 1969. – С. 49-95 (Развитие философской психологии). 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2011. 9. Смит Р. История психологии. – М., 2008. 10. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. – М., Воронеж, 1996.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.009 с.) |