Ведущая деятельность в юношеском возрасте — учебно- профессиональная.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведущая деятельность в юношеском возрасте — учебно- профессиональная.



В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.

Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно.

 

75.Эмоциональное развитие в юношеском возрасте. (15-18 и 18-23)

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание молодого человека теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на спокойном эмоциональном фоне. Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные психологические основы для большей открытости подростков разнообразным переживаниям. Эстетические чувства, переживания, связанные с появлением новых видов деятельности, чувство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника — все это обусловливает большую эмоциональную восприимчивость молодых людей, свойственную данному возрасту.
В этом возрасте у юношей и девушек возникает и более точное регулирование чувств, в частности, более совершенное владение выражением своих чувств и настроений. Если подросток может скрывать свои переживания под личиной безразличия, то юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но и маскировать их. Так, взволнованность от встречи с небезразличным человеком он может маскировать ироническим смехом, застенчивость — развязными манерами и самоуверенным тоном, грусть — напускной веселостью.

В юношеский возраст чрезвычайно значим для развития эмоциональной сферы человека. Можно сказать, что это «критический» возраст, поскольку в это время закладываются основы эмоциональной жизни человека, которые станут фундаментом его эмоциональности в зрелые годы/
Для эмоциональной жизни юности характерно то, что в эти годы не только переживаются предметные чувства, но и формируются чувства обобщенные (чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.
Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы.Юношеская мечта о любвивыражает прежде всего потребность молодого человека в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости.

76.Профессиональное самоопределение юношей, его стадии. (15-28 и 28-23)

Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать.
Профессиональные планы весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Человек чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может.
На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а так же социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду.
Стадии профессионального становления личности (по Э. Ф. Зееру)

№ п/п Название стадии Основные психологические новообразования стадии
Аморфная оптация (0-12 лет) Профессионально ориентированные интересы и склонности
Оптация (12-16 лет) Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение
Профессиональная подготовка (16-23 года) Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду
Профессиональная адаптация (18-25 лет) Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества
Первичная профессионализация Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности Квалифицированный труд
Вторичная профессионализация Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность
Профессиональное мастерство Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития

 

77.Особенности формирования мировоззрения у юношей в современных условиях. (15-18 и 18-23)

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

78.Полоролевая дифференциация в юношеском возрасте. Отношения с окружающими людьми в ранней юности. (15-18 и 18-23)

На фоне становления самосознания происходит выраженная полоролевая дифференциация, то есть развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек, что свидетельствует о быстром усвоении юношами и девушками половых социальных стереотипов поведения.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом ( далекие, холодные и враждебные). В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором строгость и наказание. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Больше всего детям в юношеском возрасте хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Да и какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как ты?

Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения и знаниям, к учителям, к соученикам. Младший школьник и даже подросток еще не различают этих моментов, они просто «любят» или «не любят» школу. Установки старшеклассника гораздо более дифференцированны. Значительно более сложным и дифференцированным становятся в юношеском возрасте отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд «ипостасей», соответствующих выполняемым функциям: замена родителей; власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями; авторитетный источник знаний в определенной области; старший товарищ и друг.

Одна из главных тенденций юношеского возраста переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно. Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Психологическая ценность юношеской дружбы определяется тем, что она является одновременно школой самораскрытия и школой понимания другого человека.

79.Особенности потребностно-мотивационной сферы в юношеском возрасте. (15-18 и 18-23)
Внешние мотивационные факторы:
- давление: рекомендация, советы, указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.; требования объективного характера (материальное положение семьи...); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности...);
- притяжение-отталкивание: примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей;
- инерция: стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах...);

Внутренние мотивационные факторы:
- собственные мотивационные факторы профессии: предмет труда; процесс труда (привлекательный - непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие - однообразие);
- условия труда: физические, климатические, динамические характеристики работы; территориально-географические (близость месторасположения...);
- возможности для реализации непрофессиональных целей: возможности для общественной работы; для создания материального благополучия; для отдыха и развлечений.

80.Проблема периодизации взрослого возраста.

Учитывая социальные, психологические и биологические факторы, исследователи определяют границы взрослости по разному.
На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано.
Одна из первых периодизаций принадлежит III. Бюлер,которая

выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения.

— Первая фаза (16 — 20 лет)
— Вторая фаза (с 16 — 20 лет до 25 — 30 лет)

— Третья фаза (с 25—30 до 45—50 лет)

— Четвертая фаза (с 45 — 50 до 65 — 70 лет)

— Пятая фаза (старше 70 лет)
Более совершенной представляется новейшая (1966 г.) классификация

Д. Б. Бромлей. Человеческую жизнь она рассматривает как совокупность пяти циклов. Цикл взрослости состоит из четырех стадий: 1) ранней взрослости (21-25 лет); 2) средней взрослости (25-40 лет); 3) поздней взрослости (40-55 лет); 4) предпенсионного возраста (55-65 лет), являющегося переходным к циклу старости.
Чрезвычайно труден и вопрос дробления самой зрелости на качественно своеобразные фазы, или периоды, установления переходов и границ, например, между молодостью и средним возрастом, средним возрастом и пожилым. Актуальна задача выделения моментов перехода — качественных преобразований как прогрессивного, так и инволюционного характера, переломных (критических) моментов развития, что необходимо для построения теории индивидуального развития человека.

Положение усугубляется тем, что и субъективное самоощущение, и объективные показатели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом.

Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более утверждается мнение, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.

 

81.Психологическая характеристика периода зрелости.

В развитых странах на период взрослости прихо­дится три четверти человеческой жизни. Условимся определять три ее периода:
- молодость (23-…)
- взрос­лость
- зрелость
Молодость - важный этап развития умственных способностей. Существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: речь уже идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, а каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным

проблемам; умение включать частные проблемы в более общие, родовые; умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач, сформулированных не лучшим образом, и т.п.). Развитие интеллекта в молодости тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.
К концу периода молодости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между

20 и 30 годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность

его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, как мало он сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и пр. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический

пересмотр своего ≪Я≫. Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семья, профессия, образ жизни.

Так, наиболее высокая степень восприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. В 30—33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций - памяти, мышления и внимания, которое снижается к 45 годам. Затем быстрота приема информации, ее переработки и реакции на нее, интенсивность внимания, а также эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели понижаются.

Таким образом, в период взрослости (25-30 - 40-45 лет) происходит усиление социального развития личности, максимальное вовлечение ее в различные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс развития личности зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности ее самой. Период взрослости - наиболее благоприятный для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности.

 

Период зрелости по возрасту (40-45 — 55—60 лет). Экспериментальные исследования возрастных изменений психических функций у людей в возрасте 41-46 лет показали, что активное обучение и самообразование сохраняют их на высоком уровне развития и создают лучшие потенциальные возможности для более продуктивной познавательной деятельности. Вместе с тем обнаружено, что наиболее высокий уровень развития у 41 — 46-летних людей имеет функция внимания и самый низкий уровень характерен для функции памяти. Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным, переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности, к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место

новым поколениям при субъективном нежелании, внутреннем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в свои 50—60 лет субъективно не ощущает себя старым.

 

82.Критерии зрелости человека по Б.Г.Ананьеву: физически-соматическая зрелость, личностная зрелость, зрелость человека как субъекта познания и труда, социальная зрелость.

Физически-соматическая зрелость.
ЭТО ЗРЕЛОСТЬ ИНДИВИДНОЙ ПОДСТРУКТУРЫ.
зрелость человека как индивида определяется биологическими критериями. Сравнительно с другими приматами человек обладает большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматического и полового созревания, наступления физической зрелости.
Личностная зрелость.
Зрелость человека как субъекта познания и труда.
ЭТО ЗРЕЛОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПОЗНАНИЕ - Интеллектуальное развитие, неразрывно связанное с образованием, имеет свои критерии умственной зрелости, связанные с определенным объемом и уровнем знаний, свойственных данной системе образования в данную историческую эпоху. Как явление умственной зрелости, так и критерии ее определения — исторические.
ТРУД - В общественной жизни важное значение имеет определение трудовой зрелости, т. е. полного объема трудоспособности, критерии которой в большой мере связаны с учетом состояний физического и умственного развития.
Социальная зрелость.
ЭТО ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТНОЙ ПОДСТРУКТУРЫ.

83.Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного, социально-психологического развития в периоде зрелости.

84.Проблема кризисов зрелого возраста. Кризис 30 лет как психологический феномен.
Кризис 30-ти лет (многие специалисты указывают возраст 28-33 года), приносит осознание того, что жизнь, которой человек живет в настоящее время — не удовлетворяет его, возникает необходимость пересмотреть все то, что было сделано и сделать то, что не сделано. Человек старается что-то предпринять по всем направлениям, начинается бурная кипучая деятельность, частая и быстрая смена образа жизни, работы, круга друзей… Идет переоценка ценностей, полным ходом меняется мировоззрение.

85.Основные личностные новообразования зрелого возраста.
Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. Таким образом, если в молодости центральными возрастными новообразованиями являются, с одной стороны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой — профессиональная компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование, интегрирующее результаты развития обоих новообразований предыдущего периода.
Новообразованием зрелого возраста является переосмысление. Человек как бы выбирает новое для себя направление или корректирует прежнее.

86.Биологические, социальные критерии и факторы старения и старости.
Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители.
В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Если это происходит в костных сочленениях грудной клетки, то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, местами появляется зуд, кожа теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою очередь, препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры, поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых

выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т.п.

Многие исследования свидетельствуют о старении сердечнососудистой, эндокринной, имунной, нервной и других систем.

 

87.Психологическое переживание старения и старости.

В типологии Ф.Гизе выделяются три типа стариков и старости: 1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; 2) старик-экстравертированный, признающий наступление

старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями (выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменения своего положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т.п.); 3) интровертный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и пр.
И.С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости.
1) - активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и т.д.
2) - пенсионеры занимаются тем, на что раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.п.
3) - находит главное приложение своих сил в семье.
БРОМЛЕЙ:
- конструктивное отношение (хорошее настроение, уравновешанные)
- зависимый (от супруга или ребенка)
- оборонительное отношение (самостоятельность, отказ от помощи, прямолинейность)
- враждебный к другим (перекладывают вину на других)
- враждебный к себе (в жизни было много неудач и трудностей)
Основными стрессорами пожилых и старых людей можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром ≪опустошения гнезда≫; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессором в старости является одиночество.

88.Индивидуальные особенности психического развития в периоде старения и старости.
Снижение скорости выполнения физических и умственных операций.
ПАМЯТЬ - В общем в таких видах памяти, как сенсорная, кратковременная и память на отдаленные события, сколько-нибудь существенных возрастных различий у взрослых людей не обнаружено. Такие различия обнаружены в долговременной памяти, но и они зависят от ряда факторов, не связанных с возрастом.
Исследования изменений в поздней старости (70—90 лет) по типам памяти обнаружили следующие закономерности: особенно страдает механическоезапечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая.
Восприятие в старости становится менее четким и пожилой человек вынужден прибегать к воображению.
Снижаются все характеристики внимания.
В эмоциональной сфере- неконтролируемое усиление аффективных реакций ( сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости.

89.Особенности познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер личности пожилого и старого человека.
Снижение скорости выполнения физических и умственных операций.
ПАМЯТЬ - В общем в таких видах памяти, как сенсорная, кратковременная и память на отдаленные события, сколько-нибудь существенных возрастных различий у взрослых людей не обнаружено. Такие различия обнаружены в долговременной памяти, но и они зависят от ряда факторов, не связанных с возрастом.
Исследования изменений в поздней старости (70—90 лет) по типам памяти обнаружили следующие закономерности: особенно страдает механическоезапечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая.
Восприятие в старости становится менее четким и пожилой человек вынужден прибегать к воображению.
Все характеристики внимания снижаются.
В эмоциональной сфере- неконтролируемое усиление аффективных реакций ( сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости.

 

90.Компенсаторные механизмы в период старения и старости.
Существуют две стратегии адаптации к старости:
- сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей);
- сохранение себя как индивида (обособление и выживание с постепенным угасанием психологических функций).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.185.78 (0.013 с.)