Закономерности формирования психологической зависимости по Р.Сирсу



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности формирования психологической зависимости по Р.Сирсу



Р.Сирс сделал попытку выявить корреляцию между формами зависимого поведения и практикой ухода за ребенком его родителями - матерью и отцом. Как показали исследования, ни количество подкреплений, ни длительность вскармливания грудью, ни кормление по часам, ни трудности отнятия от груди, ни другие особенности практики кормления не оказывают существенного влияния на проявления зависимого поведения. Наиболее существенное значение для формирования зависимого поведения имеет участие в уходе за ребенком каждого из родителей.

 

Р.Сирс выделил пять форм зависимого поведения. Все они - продукт различного детского опыта.

1. «Поиск негативного, отрицательного, внимания»:

привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения или так называемого оппозиционного поведения (сопротивление указанию, правилам). Эта форма зависимости - прямое следствие низких требований и недостаточных ограничений по отношению к ребенку, то есть слабое воспитание со стороны матери по отношению и к сыну, и к дочери, сильное участие отца в воспитании у девочек.

 

Для девочек:формируется сильная привязанность к своим отцам

Для мальчиков:отмечается влияние снисходительностиродителей. Слабое расположение отца ; отец не ожидает от мальчика мужского типа поведения и не подкрепляет.

 

2. «Поиск постоянного подтверждения» -проявляется черезизвинения, просьбы, излишние обещания или поиск защиты, помощи или руководства. Эта форма зависимого поведения прямо связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей.

Для девочек:отец снова оказывается яркой фигурой,выступаеткак сильный сексуальный раздражитель. Мать предъявляет к ребенку высокие стандарты достижений.

Для мальчиков:сын ищет одобрения,мать холодна,выдвигаетограничительные требования. В результате возникает образ довольно неэффективной в своих действиях матери, что подкрепляется низкой оценкой, которую дает матери отец, и его стремлением взаимодействовать с ребенком.

3. «Поиск позитивного внимания» -проявляется через поискпохвалы, желание включиться в группу. Это более «зрелая» форма зависимого поведения.

Для девочек:мать терпима по отношению к поведению дочери. Мать поощряет зависимость у дочери и считает, что она на нее похожа.

 

Для мальчиков:для завоевания положительного внимания,сильно подражает родителям, Формируется самостоятельность вследствие терпимости родителей, их поощрений и редких наказаний.

 

4. «Пребывание поблизости» -проявляется через постоянноеприсутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей (взрослых). Это одна из форм «незрелого», пассивного проявления в поведении положительной по своему направлению зависимости.

 

Для девочек:Мать постоянно присутствует рядом, не разрешая дочери делать самостоятельные шаги, предупреждая малейшие желания и удовлетворяя их.

 

Для мальчиков:наблюдается тенденция к инфантилизации (матери оценивают своих детей как менее зрелых). Слабая настойчивость матери в отношении зрелости ребенка становится важным фактором, определяющим низкий уровень зрелости мальчика.

 

5. «Прикосновение и удержание» -проявляется черезнеагрессивное прикосновение, удерживание и обнимание других. Это форма «незрелого» зависимого поведения.

У девочек:имеет сходство с«пребыванием поблизости», но матери таких девочек стремились к максимальному телесному контакту с дочерью.

Для мальчиков: родителилишены тревожностии требовательности. Отмечается атмосфера инфантилизации. И мать, и отец, наоборот, не предоставляют возможности своему сыну прочувствовать телесные контакты, к которым мальчик стремится.

 

Все пять форм присутствуют в реакциях как ребенка, так и взрослого человека.

 

20.Теоретическое и прикладное значение когнитивных теорий психического развития. Периодизация развития в теории Ж. Пиаже.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИЙ:

- люди являются рациональными, активными, знающими и умелыми
- люди получают и обрабатывают информацию, каждый человек – творец своей реальности
- люди не просто реагируют на стимулы, но и придают им смысл, структурируют

 

 

Процесс познавательной адаптации складывается из двух разнонаправленных процессов:

 

1) ассимиляции - действия с новыми предметами в соответствии уже сложившимися умениями и навыками;

 

2) аккомодации - стремления изменить сами умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями.

Ж.Пиаже выделил 3 главные стадии интеллектуального развития ребенка от рождения и до 15 лет. Стадии - это уровни или ступени развития.

1. Сенсомоторная стадия (от 0 до 1.5-2 лет). Для неехарактерно становление и развитие чувствительных и двигательных структур, познание себя как субъекта действий.

Эта стадия включает 6 подстадий:

- Упражнение рефлексов (0-1 месяц).

 

- Первичные круговые реакции (с 1 до 4 мес.) - характерно - схватывание бутылочки с соской, сосательные движения при виде этой бутылочки

- Вторичные круговые реакции (с 4 до 8 мес.) - характерно - хватание веревки, вызывающее сотрясение погремушки с целью заставить ее греметь.

 

- Начало практического интеллекта (с 8 до 12 мес.) - отодвигание руки взрослого с целью достать спрятанную за ней игрушку.

- Третичные круговые реакции (с 12 до 18 мес.) - подтянув к себе скатерть, достает лежащую на столе игрушку.

 

- Начало интериоризации схем действий (с 18 до 24 мес.). Это первое проявление интериоризации мысли как результат сочетания уже имеющихся схем для отыскивания нового решения проблемы (похоже на инсайт).

 

 

2. Стадия репрезентативного интеллекта и конкретных операций (с 2 до 11 лет). Здесь действияпостепенно интериоризируются и превращаются в операции - мысленные действия.

 

С 2 до 7 лет– дооперационные представления (эгоцентризм и реализм)

С 7-8 до 11 лет–стадия конкретных операций

 

4. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет). На этой стадии ребенок способен мыслить логически, пользуется абстрактными понятиями, проверяет гипотезы.

 

21.Эгоцентризм детского мышления. Эгоцентрическая и социализированная речь ребёнка.

Развитие интеллекта: аутизм – эгоцентризм - социализация

Для Ж. Пиаже эгоцентризм - основа для всех других особенностей детского мышления. Он выражается в следующих феноменах:

1.Реализм детского мышления - заключается, например, в том, что дети считают, что луна идет за ними: различают:

 

- интеллектуальный реализм

- моральный

2. Анимизм - всеобщее одушевление

3. Артификализм - понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека («солнце, чтобы нам светило», «лодки, чтобы по реке плыли»).

 

4. Синкретизм - глобальная схематичность и субъективность детских представлений («стол - плохой, потому что о него ударился»).

 

5. Трансдукция - переход от частного к частному, минуя общее («Глазки, носик, ушки», но назвать изображение не может).

 

6. Отсутствие связей между суждениями («солнце светит, потому что светло»).

 

7. Нечувствительность к противоречию (могут надеть обувь неправильно, не выказывая никаких неудобств).

8. Неспособность к самонаблюдению (играя, могут не замечать боли, выпачканной одежды и т.д.).

9. Непроницаемость для опыта. (Вопрос про брата. Для того чтобы правильно ответить, ребенку необходимо мысленно представить себя на месте своего брата, что невозможно в 5-6 возрасте. Ибо дети эгоцентричны).

 

Ж.Пиаже считает, что корни детского эгоцентризма скрываются в достаточно поздней социализации детей. Чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимо осознать свое «Я», отделить субъект от объекта, научиться координировать свою точку зрения.

 

Проведя анализ, Ж.Пиаже показал, что детские высказывания можно разделить на две группы:

 

1. Социализированная речь - характеризуется заинтересованностью в ответном реагировании партнера по общению, ее функция - воздействие на собеседника. Категории социализированной речи - информация, критика, приказ, просьбы, угроза, вопрос, ответ.

2. Эгоцентрическая речь - по форме эти высказывания могут быть различны: повторение, монолог, коллективный монолог, но общее в том, что ребенок сообщает то, о чем он думает в данный момент, причем его не интересует, слушают его или нет.

Коэффициент эгоцентрической речи в раннем возрасте составляет 75%, постепенно снижается к 6-7-летнему возрасту. Именно наличие эгоцентрической речи явилось важнейшим доказательством, по Ж.Пиаже, качественного своеобразия детской мысли.

 

Ж.Пиаже разработал метод - клиническая беседа - это свободная беседа с ребенком без ограничения стандартными вопросами. Содержание касается природных явлений, нравственных норм.

Первоначально Ж.Пиаже считал, что эгоцентрическая речь - это промежуточная форма мышления. Но дальнейшие исследования показали, что эгоцентризм - это особенность детского мышления, которая заключается в неспособности учесть чужую точку зрения.

 

22.Теория Л.Колберга о развитии морального сознания.

На основании постулатов, выдвинутых Ж.Пиаже, в результате собственных наблюдений Л.Колберг разработал свою теорию, которая показала взаимосвязь морального обоснования поступков и уровень умственного развития. Он выделил 6 стадий нравственного развития, которые, в свою очередь, разделил на 3 уровня.

 

I уровень - предконвенциональный-на этом уровне детиподчиняются внешним правилам или давлению, чтобы избежать наказания, или же, чтобы получить вознаграждение.

1 стадиясоответствует следующему высказыванию: «Я долженсделать то, что обещал, иначе накажут».

2 стадиясоответствует такому высказыванию: «Раз ты меняударил, я тебя тоже ударю».

II уровень - конвенциональный-на этом уровне моральныерассуждения основываются на общепринятых, традиционных принципах. Уровень умственного развития позволяет детям усвоить нормы, принятые в обществе, а также руководствоваться ими.

 

3 стадиясоответствует высказыванию:Я хочу делать то,чтоприятно другим».

 

4 стадиясоответствует высказыванию: «Я обязан соблюдатьзакон».

 

III уровень - постконвенциональный-моральное обоснованиепоступков исходит из признания ответственности и чувства вины. Дети осваивают возможность формирования самостоятельной оценки событий.

 

5 стадия- «Я должен исполнить эти законы,так как ихустановило общество».

 

6 стадия- «Поступай с другими так,как ты хотел,чтобы онипоступали с тобой».

 

Недостатком теории Л.Колберга является тот факт, что она основана на мужском поведении, женское поведение не учитывалось. Но, тем не менее, она применима и в современном обществе, так как опровержения данной теории нет.

 

23.Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Законы развития высших психических функций.

В развитии поведения ребенка надо изучать 2 линии: естественное созревание и культурное совершенствование, овладение культурными способами мышления.

 

Основные положения:
- основа психического развития человека – качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности
- всеобщими моментами психического развития человека служат его воспитание и обучение
- исходная форма жизнедеятельности – ее развернутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане
- психологические новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности
- существенная роль в процессе интериоризации принадлежит знаковым системам
- важное значение в жизнедеятельности и сознании человека имеют место его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве


ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

Закон формирования высших психических функций:
Высшие психические функции первоначально возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, впоследствии они становятся индивидуальными внутренними функциями ребенка.
Закон неравномерности детского развития:
Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития (сензитивный период)

 

Социальная ситуация развития – складывающееся к началу каждого возрастного периода новое, неповторимое отношение ребенка с окружающей его действительностью.
Новообразование – результат возрастного развития и одновременно предпосылка для дальнейшего развития.
Стабильные периоды развития – периоды медленного накопления мельчайших количественных изменений развития.
Критические периоды развития – изменения в виде скачкообразно возникающих необратимых новообразований.

Смена психологических возрастов происходит путем накопления определенных новообразований, характерных для данного периода, которые вступают в противоречие (кризис) со старой социальной ситуацией развития. Результат преодоления кризиса и смена социальной ситуации развития является успешным прохождением данного кризиса и появлением нового психологического новообразования, но уже в следующем возрастном периоде.

 

24. Зона актуального и зона ближайшего развития. Обучение как движущая сила развития психики.

Л.С. Выготский выделил в процессе психического и умственного развития ребенка два уровня:
✓ зона актуального развития;
✓ зона ближайшего развития.

1.Зона актуального развития — это:
✓ состояние личности ребенка, в котором он может делать что- либо без помощи взрослого, определяемое степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно;
✓ наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития.
2.Зона ближайшего развития — это:
✓ решение задач с помощью взрослого (Обучение – движущая сила развития психики);
✓ становления высших психических функций, которые формируются в совместной деятельности, в сотрудничестве;
Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие "тянет" его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.

 

25.Возрастная периодизация Л.С.Выготского.

Различают два типа возрастных периодов, которые сменяют друг друга:

 

- стабильные - развитие совершается внутри характерной ситуации развития, медленно, эффект развития становится очевиден только в виде скачкообразно появившегося новообразования;

 

- критические - развитие совершается бурно, стремительно (кризис 3-х лет «я - сам», подростковый возраст).

 

Все вышеперечисленные понятия включены в периодизацию Л.С.Выготского, которая выглядит следующим образом:

1. Кризис новорожденности

 

2. Младенчество (2 месяца - 1год)

3. Кризис 1-го года

4. Раннее детство (1-3 года)

5. Кризис 3-х лет

6. Дошкольный возраст (3-7 лет)

7. Кризис семи лет

8. Школьный возраст (8-12 лет)

9. Кризис 13 лет

10. Пубертатный возраст (14 - 17 лет)

11. Кризис 17 лет

 

26. Развитие идей Л.С.Выготского в деятельностной теории онтогенеза А.Н.Леонтьева. Понятие ведущей деятельности.

В основу данной теории положена разработанная А.Н.Леонтьевым психологическая теория деятельности.

 

Структура деятельности рассматривается в 2-х плоскостях:

1. Внешняя: ее иерархия - деятельность, действие, операция, движение.

 

2. Внутренняя: ее иерархия - мотив, цель, средство, условие. Соответственно, деятельность определяется мотивом, действие -

целью, операция - средством, движение - условиями. Обе плоскости функционируют как одно целое.

 

А.Н.Леонтьев вводит понятия:

1. Интериоризации - перенос извне вовнутрь

2. Экстериоризации - перенос изнутри вовне Далее он рассматривает психику как интериоризированную

 

деятельность, которая экстериоризируется, как только возникают какие-то препятствия ее внутреннего протекания.

 

Используя периодизацию Л.С.Выготского, и все основные ключевые понятия, А.Н.Леонтьев проецирует эти аспекты на структуру деятельности, и движущей силой развития выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями.

Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Центральной линией развития для данного возраста выступает ведущий вид деятельности, а побочными - остальные виды деятельности, которые

в других возрастах становятся ведущими.

В качестве основных видов деятельности, которые последовательно развертываются в отногенезе, выступают:

 

1. В младенческом возрасте - общение со взрослым.

2. Ранний и дошкольный возраст - игра.

 

3. Школьный возраст - учение.

4. Остальные возраста - труд.

 

27.Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину.

Д.Б. Эльконинв своей периодизации использует три критерия:

 

1. Социальная ситуация развития - это та система отношений, в которую ребёнок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.

2. Основной, или ведущий, вид деятельности ребёнка в этот период, дающий основное направление развития в том или ином возрасте.

3. Основные психологические новообразования развития, т.е. та способность, которая складывается у ребёнка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.

Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: на определённом этапе активность ребёнка направлена на познание взаимоотношений с людьми, вид деятельности - общение, затем наступает этап познаний способов употребления предметов, вид деятельности - предметно-манипулятивный. Между этими двумя типами деятельности возникают противоречия, которые и становятся причиной развития. Кризисами развитияназываются переходы от одного ведущего видадеятельности к другому. Кризис - это своеобразное, поведенческое указание ребёнка на возникшую у него потребность перемен: изменения системы отношений со взрослыми, появление нового предмета совместной деятельности со взрослыми т.е. новой ведущей деятельности. Причём каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: она открывается деятельностью в сфере общения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.137.68 (0.022 с.)