Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона



Центральное положение теории Э. Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Благоприятный результат - включение в Эго нового позитивного качества. Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент. Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил.

 

Центральными понятиями в периодизации Э.Эриксона являются идентичность и самоидентичность. Быть самим собой в глазах значимых других, в том числе и в собственных глазах, действуя в самых разных жизненных обстоятельствах - движущая сила развития по Э.Эриксону.

 

Выделяются следующие стадии жизненного пути личности (соответствуют возрастным кризисам):

 

№ п/п Стадия Решаемые задачи
1. Младенческий возраст Формирование базового доверия к миру,
    преодоление чувства разобщенности и
    отчуждения
2. Ранний возраст Борьба против чувства стыда и сильного
    сомнения в своих действиях за собственную
    независимость и самостоятельность
3. Дошкольный возраст Развитие активной инициативы и в то же
    время переживание чувства вины и моральной
    ответственности за свои желания
4. Период обучения в школе Формирование трудолюбия и умения
    обращаться с орудиями труда, противостояние
    осознанию собственной неумелости и
    бесполезности
5. Подростковый и ранний Первое цельное осознание себя и своего места
  юношеский возраст в мире; неуверенность в понимании
    собственного «Я» («диффузия идентичности»)
6. Конец юности и начало Поиск спутника жизни и установление близких
  зрелости дружеских связей, преодолевающих чувство
    одиночества
7. Зрелый период Борьба творческих сил человека против
    застоя
8. Период старости Характеризуется становлением
    окончательного цельного представления о
    себе, своем жизненном пути в противовес
    возможному разочарованию в жизни и
    нарастающему отчаянию

 

 

Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития.

 

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э.Эриксону, - это не болезнь личности, а «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

 

В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные «добродетели» личности, которые имеют два полюса:

 

- базовая вера против базового недоверия рождает НАДЕЖДУ или ОТДАЛЕНИЕ;

 

- автономность против стыда и сомнения - ВОЛЮ или ИМПУЛЬСИВНОСТЬ;

 

- инициативность против вины - ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ или АПАТИЮ;

 

- трудолюбие против чувства собственной неполноценности - КОМПЕТЕНТНОСТЬ или ИНЕРЦИЮ;

 

- идентичность против диффузии идентичности - ВЕРНОСТЬ или ОТРЕЧЕНИЕ;

 

- близость против одиночества -ЛЮБОВЬ или ЗАМКНУТОСТЬ;

 

- порождение против самопоглощенности - ЗАБОТУ или ОТВЕРЖЕНИЕ;

 

- эгоинтеграция против потери интереса к жизни - МУДРОСТЬ или ПРЕЗРЕНИЕ.

 

Краткое описание кризисов жизни человека по Эриксону

 

1. Кризис 1-го года-связан с удовлетворением основныхфизиологических потребностей ребенка. При слишком раннем отлучении ребенка от груди, в результате пренебрежения ребенком, плохом с ним обращении, его эмоциональной изоляции возникает недоверие к людям, уход от общения.

2. Кризис 3-х лет-связан с первым опытом обучения,сприучением ребенка к

чистоплотности. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.

 

3. Соответствует дошкольному детству.Здесь происходитсамоутверждение ребенка. Он проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, включается в полоролевое поведение, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию чувства инициативы. При аномальном развитии переживания повторных неудач формируют чувство вины, пассивность, отсутствие признаков полоролевого поведения.

4. Школьный возраст.Здесь значимыми взрослыми становятсяучителя, школа. В первом случае формируются трудолюбие, чувство долга, стремление к достижению успеха, развиваются навыки и умения. В случае аномального развития - избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими детьми, конформизм.

5. Соответствует подростничеству и ранней юности.Происходит активный поиск себя, жизненное самоопределение, становление мировоззрения. Четкая половая дифференциация в межличностном поведении. При аномальном развитии - путаница ролей, концентрация сил на самопознании, стремлении разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми, застенчивость.

6. Ранняя взрослость (20-40 лет)-связан с поиском близости слюбимым человеком,

с которым предстоит совершить цикл «работа - рождение детей - отдых» и обеспечить детям надлежащее развитие. В случае аномального развития - избегание людей и особенно близких, интимных отношений с ними.

7. Кризис 40-60 лет-характеризуется развитиемгенеративности, чувства сохранения

рода. При аномальном развитии - застой, эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе.

 

8. Старение-это завершение жизненного пути,и егоразрешение зависит от того, как этот путь был пройден. При аномальном развитии - отчаяние. Ощущение зря прожитой жизни, бессмысленности существования, потеря веры в себя и других, страх перед смертью и невозможностью начать жизнь заново.

 

Персоногенетический - представители А.Маслоу, К.Роджерс - рассматриваются проблемы активности самосознания и творчества личности, формирование человеческого «Я», воспитание индивидуального характера и способностей.

 

Персоногенетическое направление

Гуманистическая теория развития К.Роджерса

 

Фундаментальной предпосылкой теории К.Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя.

Поле опыта

Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или «феноменальное поле» содержит «все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно познаванию». Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

Самость

 

В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она окажется устойчивой. Самость - это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

Идеальная самость

 

Идеальная самость - это «представление себя, каким индивидуумом более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя». Принятие себя таким, каким он хотел бы быть, - признак душевного здоровья.

 

Конгруэнтность и неконгруентность

Конгруэнтностьопределяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

 

 

Неконгруэнтностьимеет место,когда есть различия медусознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

 

Инконгруэнтностьможет ощущаться как напряжение,тревожность, в более серьезном случае - как внутреннее замешательство. Рассуждение между внешней реальностью и тем, что переживает субъективно, стало столь значительным, что человек уже не может функционировать.

Тенденция к самоактуализации

 

Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию.

Препятствия к росту

 

К.Роджерс полагает, что препятствия возникают в детстве и являются нормальным аспектом развития.

Социальные отношения

 

Ценность отношений - центральная тема работы К.Роджерса.

Брак

Брак - необычное отношение. Оно потенциально длительно, оно интенсивно и несет в себе возможность длительного роста и развития.

 

 

Иерархия потребностей А. Маслоу

 

 

15.Теория конвергенции двух факторов развития (В.Штерн).

Немецкий психолог В. Штерн (1871-1938)изучал духовноеразвитие ребенка, формирование целостной структуры его личности. Само развитие В.Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира, влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. В.Штерн считал, что личность - это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие - саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков - направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.018 с.)