Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпигенетическая теория развития личности Э.ЭриксонаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Центральное положение теории Э. Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Благоприятный результат - включение в Эго нового позитивного качества. Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент. Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил.
Центральными понятиями в периодизации Э.Эриксона являются идентичность и самоидентичность. Быть самим собой в глазах значимых других, в том числе и в собственных глазах, действуя в самых разных жизненных обстоятельствах - движущая сила развития по Э.Эриксону.
Выделяются следующие стадии жизненного пути личности (соответствуют возрастным кризисам):
Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития.
Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э.Эриксону, - это не болезнь личности, а «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».
В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные «добродетели» личности, которые имеют два полюса:
- базовая вера против базового недоверия рождает НАДЕЖДУ или ОТДАЛЕНИЕ;
- автономность против стыда и сомнения - ВОЛЮ или ИМПУЛЬСИВНОСТЬ;
- инициативность против вины - ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ или АПАТИЮ;
- трудолюбие против чувства собственной неполноценности - КОМПЕТЕНТНОСТЬ или ИНЕРЦИЮ;
- идентичность против диффузии идентичности - ВЕРНОСТЬ или ОТРЕЧЕНИЕ;
- близость против одиночества -ЛЮБОВЬ или ЗАМКНУТОСТЬ;
- порождение против самопоглощенности - ЗАБОТУ или ОТВЕРЖЕНИЕ;
- эгоинтеграция против потери интереса к жизни - МУДРОСТЬ или ПРЕЗРЕНИЕ.
Краткое описание кризисов жизни человека по Эриксону
1. Кризис 1-го года -связан с удовлетворением основныхфизиологических потребностей ребенка. При слишком раннем отлучении ребенка от груди, в результате пренебрежения ребенком, плохом с ним обращении, его эмоциональной изоляции возникает недоверие к людям, уход от общения. 2. Кризис 3-х лет -связан с первым опытом обучения,сприучением ребенка к чистоплотности. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.
3. Соответствует дошкольному детству. Здесь происходитсамоутверждение ребенка. Он проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, включается в полоролевое поведение, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию чувства инициативы. При аномальном развитии переживания повторных неудач формируют чувство вины, пассивность, отсутствие признаков полоролевого поведения. 4. Школьный возраст. Здесь значимыми взрослыми становятсяучителя, школа. В первом случае формируются трудолюбие, чувство долга, стремление к достижению успеха, развиваются навыки и умения. В случае аномального развития - избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими детьми, конформизм. 5. Соответствует подростничеству и ранней юности. Происходит активный поиск себя, жизненное самоопределение, становление мировоззрения. Четкая половая дифференциация в межличностном поведении. При аномальном развитии - путаница ролей, концентрация сил на самопознании, стремлении разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми, застенчивость. 6. Ранняя взрослость (20-40 лет) -связан с поиском близости слюбимым человеком, с которым предстоит совершить цикл «работа - рождение детей - отдых» и обеспечить детям надлежащее развитие. В случае аномального развития - избегание людей и особенно близких, интимных отношений с ними. 7. Кризис 40-60 лет -характеризуется развитиемгенеративности, чувства сохранения рода. При аномальном развитии - застой, эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе.
8. Старение -это завершение жизненного пути,и егоразрешение зависит от того, как этот путь был пройден. При аномальном развитии - отчаяние. Ощущение зря прожитой жизни, бессмысленности существования, потеря веры в себя и других, страх перед смертью и невозможностью начать жизнь заново.
Персоногенетический - представители А.Маслоу, К.Роджерс - рассматриваются проблемы активности самосознания и творчества личности, формирование человеческого «Я», воспитание индивидуального характера и способностей.
Персоногенетическое направление Гуманистическая теория развития К.Роджерса
Фундаментальной предпосылкой теории К.Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя. Поле опыта Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или «феноменальное поле» содержит «все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно познаванию». Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности. Самость
В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она окажется устойчивой. Самость - это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Идеальная самость
Идеальная самость - это «представление себя, каким индивидуумом более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя». Принятие себя таким, каким он хотел бы быть, - признак душевного здоровья.
Конгруэнтность и неконгруентность Конгруэнтность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.
Неконгруэнтность имеет место,когда есть различия медусознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.
Инконгруэнтность может ощущаться как напряжение,тревожность, в более серьезном случае - как внутреннее замешательство. Рассуждение между внешней реальностью и тем, что переживает субъективно, стало столь значительным, что человек уже не может функционировать. Тенденция к самоактуализации
Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию. Препятствия к росту
К.Роджерс полагает, что препятствия возникают в детстве и являются нормальным аспектом развития. Социальные отношения
Ценность отношений - центральная тема работы К.Роджерса. Брак Брак - необычное отношение. Оно потенциально длительно, оно интенсивно и несет в себе возможность длительного роста и развития.
Иерархия потребностей А. Маслоу
15.Теория конвергенции двух факторов развития (В.Штерн). Немецкий психолог В. Штерн (1871-1938) изучал духовноеразвитие ребенка, формирование целостной структуры его личности. Само развитие В.Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира, влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. В.Штерн считал, что личность - это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие - саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков - направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.116 (0.007 с.) |