Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика сензитивных периодов

Поиск

Общая характеристика сензитивных периодов

 

Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д. Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Например, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту: среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сензитивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно в соответствующем режиме. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребенка.

 

Сензитивные периоды безвозвратны. Если какой-то момент упущен, то вернуть вспять ситуацию не представляется возможным.

 

Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:

 

- более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в "зоне его ближайшего развития";

 

- этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума, или плато), который наблюдать наиболее просто;

 

- более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и

 

то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

 

7. Разделы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими отраслями научного знания.

Психология младенцев – раннего возраста – дошкольная – младшего школьника – подростка – юности – среднего возраста – старости
Возрастная психология связана с:
- общей психологией (психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение)
- психологией личности (личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте)
- социальной психологией (зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний)
- педагогической психологией (возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя)
- дифференциальной психологией (индивидуальные различия)

8. Методы возрастной психологии.

ГРУППЫ МЕТОДОВ (По Ананьеву):
1) Организационные методы
- сравнительный
- лонгитюдный (развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени)
- комплексный
2) Эмпирические методы
- наблюдение (четкая цель, систематичность, наблюдение, естественное поведение ребенка)
- эксперимент
- психодиагностические методы
- анализ процессов и продуктов деятельности
- биографический метод
3) Методы обработки данных
- количественный анализ
- качественный анализ
4) Интерпретационные методы
- генетический
- структурный

9. Принципы диагностики психического развития и поведения развивающегося человека.

1) Принцип компетентности, объективности и научности
Предполагает изучение психологии развития, его механизмов и закономерностей именно с точки зрения детской психологии. Для этого требуется овладеть специальными психологическими знаниями, объективно анализировать полученные результаты.
2) Принцип детерминизма
Становление психических функций и свойств связано и с внешними, и с внутренними причинами.
3) Принцип развития психики
Психическая деятельность человека не может быть понятной до конца, если изучать ее статично, вне движения и развития
4) Принцип единства сознания и деятельности
Сознание формируется в деятельности и руководит ею. Усложнение деятельности обогащает сознание. Деятельность – внешнее проявление сознания, а сознание – внутреннее отражение деятельности.
5) Принцип комплексности, системности и систематичности

Одно исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо использовать комплекс методов исследования, анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.
6) Принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода
Общие законы психического развития проявляются у конкретного ребенка в индивидуальных формах. Каждый ребенок учится ходить, говорить и т.д., но процессы эти индивидуально неповторимые.

10.Понятие об эволюционных, революционных и ситуационных изменениях.

1. Возрастные эволюционные изменения - это основательные,

 

стабильные, качественные, растянутые во времени, количественные изменения, которые охватывают значительные периоды жизни человека - от нескольких месяцев (для младенцев), до нескольких лет (индивидов старшего возраста).

 

Характеризуются: устойчивостью,необратимостью,нетребуют подкрепления, однажды сформировавшись,остаютсянавсегда. Их функция - преобразование психики человека в сторону прогресса.

 

Зависят от следующих факторов:

- биологического созревания (строение всех органов и систем и

 

т.д.);

- психофизиологического состояния организма (влияние физиологических и гормональных процессов и т.д.);

 

- места индивида в системе социальных отношений (статус и структура семьи, материальное и духовное благосостояние и т.д.);

- уровня интеллектуального развития (способность усваивать, классифицировать, отторгать (как не состоятельные) модели и паттерны поведения и т.д.).

2. Революционные изменения -переносят индивида накачественно новый уровень развития, совпадают со всеми кризисами возрастного развития и могут совпадать с критическими жизненными событиями.

 

Характеризуются: устойчивостью,необратимостью,нетребуют подкрепления, могут изменять психологию развитиячеловека как в сторону прогресса, так и регресса. Качество изменений зависят от:

 

- уровня протекания изменения (степень глубины, которая затрагивается), например, сензитивный период развития акцентуаций от 3-х до 7-ми лет, в 25 лет происходит какое-либо жизненное событие, которое в корне меняет развившуюся до этого акцентуацию

 

– соответственно, фактически меняется результат 18-летнего опыта - глубокие изменения); - скорости протекания (может быть несколько минут, например,

 

инсайт, до 6 месяцев, например, реакция на травматическое стрессовое событие).

 

3. Ситуационные изменения - это изменения, которые возникают под влиянием конкретной временной сложившейся ситуации.

Характеризуются: неустойчивостью,обратимостью,требуют

 

Закрепления.

 

11.Основные категории психологии развития: рост, созревание, дифференциация, научение, запечатление, социализация.

Созревание – психо-физиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и в других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающие определенные ограничения.

 

Существуют определенные закономерности процесса созревания, к ним относят:

 

- аналогичность возникновения и протекания

- возникновение в строго определенном возрасте

- нагоняемость (извне подавляемый прогресс развития,вызвавший отставание, в короткое время компенсируется ускоренным развитием);

- необратимость (однажды достигнутые шаги прогресса нетеряются, сохраняясь на всю оставшуюся жизнь).

 

Рост -понятие роста рассматривается с точки зрения:
а) физических изменений (приращение размера, веса, физических возможностей и т.д.);

 

б) психических изменений (приращение запаса слов, увеличение достижений в памяти, восприятии, способность решать более сложные задачи и т.д.).

Раскрывая понятие роста, также необходимо выделить количественные и качественные изменения. Главное – это количественный аспект развития.

Дифференциация -означает прогрессивное вычленениеразнородных частей из исходного нерасчлененного целого. С одной стороны, дифференциация ведет к росту и развитию, вариативности и гибкости развития, а с другой, если признак развивается усиленно, подавляя другие признаки, то целостное развитие останавливается: например, один ребенок в 1 год ходит, другой - только стоит, а третий - бегает и прыгает. Приведенные примеры указывают на то, что эти дети (условно) плавать не умеют, хотя обладали этим навыком в период новорожденности, они утратили его, так как процесс обучения ходьбе подавил рефлекторное умение плавать.

 

Научение – процесс приобретения индивидуального опыта в повторяющихся ситуациях.

Выделяют следующие виды научения:

 

- Классическое обусловливание. На основе возникшей условной связи может образовываться условная реакция более высокого порядка.

 

- Оперантное обусловливание. Если возникает какая-то взаимосвязь, которая сопровождается удовольствием, тогда увеличивается и сила связи. Но если возникновение связи вызывает неприятное состояние, то сила связи ослабевает.

- Научение на модели. Субъект осваивает новые или изменяет старые образцы поведения, наблюдая за поведением других людей.

- Научение через опосредование. Субъект заранее знает, каких результатов он хочет достичь, обладает для этого определенным опытом и навыками, создает для себя модель следования к цели, и продвигаясь к ней, может: а) получить позитивное подкрепление; б) получить негативное подкрепление.

 

Запечатление – закрепление в памяти признаков объектов про формировании поведения. Именно таким образом объясняются родительские модели поведения, «унаследованные» в детстве.

Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду; а с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет активной деятельности.


12.Факторы психического развития.

Факторы психического развития – постоянно действующие обстоятельства, вызывающие изменения в психике.
КОНСПЕКТ: биологические (наследственность, протекание внутриутробного периоды развития) и среда (природная, социальная)

 

К факторам психического развития относят:

1. Наследственность - свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития.

 

2. Среда - окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования.

 

3. Активность - деятельностное состояние организма, которое проявляется тогда, когда движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды.

 

13.Биогенетическое направление в возрастной психологии.

Биогенетический - представители А.Геззелл, С.Холл, В.Штерн, З.Фрейд - развитие человека проходит определенные стадии созревания, которые запрограммированы генетически.

С. Холл является основателем педологии - комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма. Согласно ей, на ребенке сосредоточены исследовательские интересы многих профессионалов - психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Таким образом, педология как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

 

Хотя многие положения педологической концепции С. Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины XX в.

 

 

Теория рекапитуляции

Г.С. Холл распространил действие биогенетического закона, суть которого заключается в том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования, и доказал, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.
На основе выдвинутых положений выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей (границы не являются жесткими).

 

1. От рождения до 5 лет - стадия «рытья и копания». На этой стадии дети любят играть в песке, манипулировать с ведерком или совочком и т.д.

2. От 5 лет до 11 лет - стадия «охоты и захвата». На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородится от взрослых, особенно посторонних

 

и стремление делать многие вещи тайком.

3. От 8 лет до 12 лет - «пастушеская» стадия. Дети стремятся иметь свой собственный уголок, строят укрытия. Дети играют с домашними животными, ухаживают за ними, заботятся.

 

4. От 11 лет до 15 лет - «земледельческая» стадия. Появляется интерес к погоде, явлениям природы, желание заняться садоводством, у детей появляется наблюдательность, осмотрительность.

 

5. От 14 лет до 20 лет - стадия «промышленности и торговли». Начинает осознаваться роль денег, значение точных наук. Возникает стремление меняться различными предметами.

А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное исследоание, а также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов.

 

Согласно теории созревания А.Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные А.Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный А.Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходят замедление, затухание скорости развития.

 

Периодизация возрастного развития (роста) А.Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста:

 

• от рождения до 1 года - наиболее высокий темп развития;

• от 1 года до 3 лет - средний;

• от 3 до 18 лет - низкий темп развития.

 

В центре научных интересов А.Гезелла было именно раннее детство - до трехлетнего возраста. А. Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде,основанную на биологическихфакторах созревания организма.

 

--- Теория конвергенции двух факторов развития

 

Сохранение индивидуальных особенностей по В.Штерну возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. В.Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка достаточно неопределенны. Среда помогает ему осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, и ставит барьер на пути тех влияний, которые противоречат его наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет положительное значение для его развития, так как именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее, чтобы понять, что нужно ему для хорошего самоощущения и что в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. В.Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают социализации детей и развитию у них рефлексии.

 

Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов идет - от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом представление (память), а затем мышление, т.е. от смутных представлений они переходят к познанию сути окружающего.

 

Таким образом, В.Штерн повлиял практически на все области психологии развития, так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами развития психики ребенка.

 

 

14.Социогенетическое направление в возрастной психологии.

Социогенетический - представитель Э.Эриксон - изучаются процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций.

Поле опыта

Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или «феноменальное поле» содержит «все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно познаванию». Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

Самость

 

В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она окажется устойчивой. Самость - это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

Идеальная самость

 

Идеальная самость - это «представление себя, каким индивидуумом более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя». Принятие себя таким, каким он хотел бы быть, - признак душевного здоровья.

 

Препятствия к росту

 

К.Роджерс полагает, что препятствия возникают в детстве и являются нормальным аспектом развития.

Социальные отношения

 

Ценность отношений - центральная тема работы К.Роджерса.

Брак

Брак - необычное отношение. Оно потенциально длительно, оно интенсивно и несет в себе возможность длительного роста и развития.

 

 

Иерархия потребностей А. Маслоу

 

 

15.Теория конвергенции двух факторов развития (В.Штерн).

Немецкий психолог В. Штерн (1871-1938) изучал духовноеразвитие ребенка, формирование целостной структуры его личности. Само развитие В.Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира, влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. В.Штерн считал, что личность - это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие - саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков - направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.

 

Общая характеристика сензитивных периодов

 

Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д. Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Например, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту: среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сензитивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно в соответствующем режиме. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребенка.

 

Сензитивные периоды безвозвратны. Если какой-то момент упущен, то вернуть вспять ситуацию не представляется возможным.

 

Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:

 

- более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в "зоне его ближайшего развития";

 

- этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума, или плато), который наблюдать наиболее просто;

 

- более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и

 

то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

 

7. Разделы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими отраслями научного знания.

Психология младенцев – раннего возраста – дошкольная – младшего школьника – подростка – юности – среднего возраста – старости
Возрастная психология связана с:
- общей психологией (психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение)
- психологией личности (личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте)
- социальной психологией (зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний)
- педагогической психологией (возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя)
- дифференциальной психологией (индивидуальные различия)

8. Методы возрастной психологии.

ГРУППЫ МЕТОДОВ (По Ананьеву):
1) Организационные методы
- сравнительный
- лонгитюдный (развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени)
- комплексный
2) Эмпирические методы
- наблюдение (четкая цель, систематичность, наблюдение, естественное поведение ребенка)
- эксперимент
- психодиагностические методы
- анализ процессов и продуктов деятельности
- биографический метод
3) Методы обработки данных
- количественный анализ
- качественный анализ
4) Интерпретационные методы
- генетический
- структурный

9. Принципы диагностики психического развития и поведения развивающегося человека.

1) Принцип компетентности, объективности и научности
Предполагает изучение психологии развития, его механизмов и закономерностей именно с точки зрения детской психологии. Для этого требуется овладеть специальными психологическими знаниями, объективно анализировать полученные результаты.
2) Принцип детерминизма
Становление психических функций и свойств связано и с внешними, и с внутренними причинами.
3) Принцип развития психики
Психическая деятельность человека не может быть понятной до конца, если изучать ее статично, вне движения и развития
4) Принцип единства сознания и деятельности
Сознание формируется в деятельности и руководит ею. Усложнение деятельности обогащает сознание. Деятельность – внешнее проявление сознания, а сознание – внутреннее отражение деятельности.
5) Принцип комплексности, системности и систематичности

Одно исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо использовать комплекс методов исследования, анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.
6) Принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода
Общие законы психического развития проявляются у конкретного ребенка в индивидуальных формах. Каждый ребенок учится ходить, говорить и т.д., но процессы эти индивидуально неповторимые.

10.Понятие об эволюционных, революционных и ситуационных изменениях.

1. Возрастные эволюционные изменения - это основательные,

 

стабильные, качественные, растянутые во времени, количественные изменения, которые охватывают значительные периоды жизни человека - от нескольких месяцев (для младенцев), до нескольких лет (индивидов старшего возраста).

 

Характеризуются: устойчивостью,необратимостью,нетребуют подкрепления, однажды сформировавшись,остаютсянавсегда. Их функция - преобразование психики человека в сторону прогресса.

 

Зависят от следующих факторов:

- биологического созревания (строение всех органов и систем и

 

т.д.);

- психофизиологического состояния организма (влияние физиологических и гормональных процессов и т.д.);

 

- места индивида в системе социальных отношений (статус и структура семьи, материальное и духовное благосостояние и т.д.);

- уровня интеллектуального развития (способность усваивать, классифицировать, отторгать (как не состоятельные) модели и паттерны поведения и т.д.).

2. Революционные изменения -переносят индивида накачественно новый уровень развития, совпадают со всеми кризисами возрастного развития и могут совпадать с критическими жизненными событиями.

 

Характеризуются: устойчивостью,необратимостью,нетребуют подкрепления, могут изменять психологию развитиячеловека как в сторону прогресса, так и регресса. Качество изменений зависят от:

 

- уровня протекания изменения (степень глубины, которая затрагивается), например, сензитивный период развития акцентуаций от 3-х до 7-ми лет, в 25 лет происходит какое-либо жизненное событие, которое в корне меняет развившуюся до этого акцентуацию

 

– соответственно, фактически меняется результат 18-летнего опыта - глубокие изменения); - скорости протекания (может быть несколько минут, например,

 

инсайт, до 6 месяцев, например, реакция на травматическое стрессовое событие).

 

3. Ситуационные изменения - это изменения, которые возникают под влиянием конкретной временной сложившейся ситуации.

Характеризуются: неустойчивостью,обратимостью,требуют

 

Закрепления.

 

11.Основные категории психологии развития: рост, созревание, дифференциация, научение, запечатление, социализация.

Созревание – психо-физиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и в других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающие определенные ограничения.

 

Существуют определенные закономерности процесса созревания, к ним относят:

 

- аналогичность возникновения и протекания

- возникновение в строго определенном возрасте

- нагоняемость (извне подавляемый прогресс развития,вызвавший отставание, в короткое время компенсируется ускоренным развитием);

- необратимость (однажды достигнутые шаги прогресса нетеряются, сохраняясь на всю оставшуюся жизнь).

 

Рост -понятие роста рассматривается с точки зрения:
а) физических изменений (приращение размера, веса, физических возможностей и т.д.);

 

б) психических изменений (приращение запаса слов, увеличение достижений в памяти, восприятии, способность решать более сложные задачи и т.д.).

Раскрывая понятие роста, также необходимо выделить количественные и качественные изменения. Главное – это количественный аспект развития.

Дифференциация -означает прогрессивное вычленениеразнородных частей из исходного нерасчлененного целого. С одной стороны, дифференциация ведет к росту и развитию, вариативности и гибкости развития, а с другой, если признак развивается усиленно, подавляя другие признаки, то целостное развитие останавливается: например, один ребенок в 1 год ходит, другой - только стоит, а третий - бегает и прыгает. Приведенные примеры указывают на то, что эти дети (условно) плавать не умеют, хотя обладали этим навыком в период новорожденности, они утратили его, так как процесс обучения ходьбе подавил рефлекторное умение плавать.

 

Научение – процесс приобретения индивидуального опыта в повторяющихся ситуациях.

Выделяют следующие виды научения:

 

- Классическое обусловливание. На основе возникшей условной связи может образовываться условная реакция более высокого порядка.

 

- Оперантное обусловливание. Если возникает какая-то взаимосвязь, которая сопровождается удовольствием, тогда увеличивается и сила связи. Но если возникновение связи вызывает неприятное состояние, то сила связи ослабевает.

- Научение на модели. Субъект осваивает новые или изменяет старые образцы поведения, наблюдая за поведением других людей.

- Научение через опосредование. Субъект заранее знает, каких результатов он хочет достичь, обладает для этого определенным опытом и навыками, создает для себя модель следования к цели, и продвигаясь к ней, может: а) получить позитивное подкрепление; б) получить негативное подкрепление.

 

Запечатление – закрепление в памяти признаков объектов про формировании поведения. Именно таким образом объясняются родительские модели поведения, «унаследованные» в детстве.

Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду; а с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет активной деятельности.


12.Факторы психического развития.

Факторы психического развития – постоянно действующие обстоятельства, вызывающие изменения в психике.
КОНСПЕКТ: биологические (наследственность, протекание внутриутробного периоды развития) и среда (природная, социальная)

 

К факторам психического развития относят:

1. Наследственность - свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития.

 

2. Среда - окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования.

 

3. Активность - деятельностное состояние организма, которое проявляется тогда, когда движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды.

 

13.Биогенетическое направление в возрастной психологии.

Биогенетический - представители А.Геззелл, С.Холл, В.Штерн, З.Фрейд - развитие человека проходит определенные стадии созревания, которые запрограммированы генетически.

С. Холл является основателем педологии - комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма. Согласно ей, на ребенке сосредоточены исследовательские интересы многих профессионалов - психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Таким образом, педология как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

 

Хотя многие положения педологической концепции С. Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины XX в.

 

 

Теория рекапитуляции

Г.С. Холл распространил действие биогенетического закона, суть которого заключается в том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования, и доказал, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.
На основе выдвинутых положений выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей (границы не являются жесткими).

 

1. От рождения до 5 лет - стадия «рытья и копания». На этой стадии дети любят играть в песке, манипулировать с ведерком или совочком и т.д.

2. От 5 лет до 11 лет - стадия «охоты и захвата». На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородится от взрослых, особенно посторонних

 

и стремление делать многие вещи тайком.

3. От 8 лет до 12 лет - «пастушеская» стадия. Дети стремятся иметь свой собственный уголок, строят укрытия. Дети играют с домашними животными, ухаживают за ними, заботятся.

 

4. От 11 лет до 15 лет - «земледельческая» стадия. Появляется интерес к погоде, явлениям природы, желание заняться садоводством, у детей появляется наблюдательность, осмотрительность.

 

5. От 14 лет до 20 лет - стадия «промышленности и торговли». Начинает осознаваться роль денег, значение точных наук. Возникает стремление меняться различными предметами.

А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное исследоание, а также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов.

 

Согласно теории созревания А.Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные А.Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный А.Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходят замедление, затухание скорости развития.

 

Периодизация возрастного развития (роста) А.Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста:

 

• от рождения до 1 года - наиболее высокий темп развития;

• от 1 года до 3 лет - средний;

• от 3 до 18 лет - низкий темп развития.

 

В центре научных интересов А.Гезелла было именно раннее детство - до трехлетнего возраста. А. Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде,основанную на биологическихфакторах созревания организма.

 

--- Теория конвергенции двух факторов развития

 

Сохранение индивидуальных особенностей по В.Штерну возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. В.Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка достаточно неопределенны. Среда помогает ему осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, и ставит барьер на пути тех влияний, которые противоречат его наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет положительное значение для его развития, так как именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее, чтобы понять, что нужно ему для хорошего самоощущения и что в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. В.Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают социализации детей и развитию у них рефлексии.

 

Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов идет - от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом представление (память), а затем мышление, т.е. от смутных представлений они переходят к познанию сути о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.58 (0.021 с.)