Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика сензитивных периодов↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общая характеристика сензитивных периодов
Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д. Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Например, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту: среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сензитивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно в соответствующем режиме. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребенка.
Сензитивные периоды безвозвратны. Если какой-то момент упущен, то вернуть вспять ситуацию не представляется возможным.
Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:
- более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в "зоне его ближайшего развития";
- этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума, или плато), который наблюдать наиболее просто;
- более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и
то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.
7. Разделы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими отраслями научного знания. Психология младенцев – раннего возраста – дошкольная – младшего школьника – подростка – юности – среднего возраста – старости 8. Методы возрастной психологии. ГРУППЫ МЕТОДОВ (По Ананьеву): 9. Принципы диагностики психического развития и поведения развивающегося человека. 1) Принцип компетентности, объективности и научности Одно исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо использовать комплекс методов исследования, анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности. 10.Понятие об эволюционных, революционных и ситуационных изменениях. 1. Возрастные эволюционные изменения - это основательные,
стабильные, качественные, растянутые во времени, количественные изменения, которые охватывают значительные периоды жизни человека - от нескольких месяцев (для младенцев), до нескольких лет (индивидов старшего возраста).
Характеризуются: устойчивостью,необратимостью,нетребуют подкрепления, однажды сформировавшись,остаютсянавсегда. Их функция - преобразование психики человека в сторону прогресса.
Зависят от следующих факторов: - биологического созревания (строение всех органов и систем и
т.д.); - психофизиологического состояния организма (влияние физиологических и гормональных процессов и т.д.);
- места индивида в системе социальных отношений (статус и структура семьи, материальное и духовное благосостояние и т.д.); - уровня интеллектуального развития (способность усваивать, классифицировать, отторгать (как не состоятельные) модели и паттерны поведения и т.д.). 2. Революционные изменения -переносят индивида накачественно новый уровень развития, совпадают со всеми кризисами возрастного развития и могут совпадать с критическими жизненными событиями.
Характеризуются: устойчивостью,необратимостью,нетребуют подкрепления, могут изменять психологию развитиячеловека как в сторону прогресса, так и регресса. Качество изменений зависят от:
- уровня протекания изменения (степень глубины, которая затрагивается), например, сензитивный период развития акцентуаций от 3-х до 7-ми лет, в 25 лет происходит какое-либо жизненное событие, которое в корне меняет развившуюся до этого акцентуацию
– соответственно, фактически меняется результат 18-летнего опыта - глубокие изменения); - скорости протекания (может быть несколько минут, например,
инсайт, до 6 месяцев, например, реакция на травматическое стрессовое событие).
3. Ситуационные изменения - это изменения, которые возникают под влиянием конкретной временной сложившейся ситуации. Характеризуются: неустойчивостью,обратимостью,требуют
Закрепления.
11.Основные категории психологии развития: рост, созревание, дифференциация, научение, запечатление, социализация. Созревание – психо-физиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и в других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающие определенные ограничения.
Существуют определенные закономерности процесса созревания, к ним относят:
- аналогичность возникновения и протекания - возникновение в строго определенном возрасте - нагоняемость (извне подавляемый прогресс развития,вызвавший отставание, в короткое время компенсируется ускоренным развитием); - необратимость (однажды достигнутые шаги прогресса нетеряются, сохраняясь на всю оставшуюся жизнь).
Рост -понятие роста рассматривается с точки зрения:
б) психических изменений (приращение запаса слов, увеличение достижений в памяти, восприятии, способность решать более сложные задачи и т.д.). Раскрывая понятие роста, также необходимо выделить количественные и качественные изменения. Главное – это количественный аспект развития. Дифференциация -означает прогрессивное вычленениеразнородных частей из исходного нерасчлененного целого. С одной стороны, дифференциация ведет к росту и развитию, вариативности и гибкости развития, а с другой, если признак развивается усиленно, подавляя другие признаки, то целостное развитие останавливается: например, один ребенок в 1 год ходит, другой - только стоит, а третий - бегает и прыгает. Приведенные примеры указывают на то, что эти дети (условно) плавать не умеют, хотя обладали этим навыком в период новорожденности, они утратили его, так как процесс обучения ходьбе подавил рефлекторное умение плавать.
Научение – процесс приобретения индивидуального опыта в повторяющихся ситуациях. Выделяют следующие виды научения:
- Классическое обусловливание. На основе возникшей условной связи может образовываться условная реакция более высокого порядка.
- Оперантное обусловливание. Если возникает какая-то взаимосвязь, которая сопровождается удовольствием, тогда увеличивается и сила связи. Но если возникновение связи вызывает неприятное состояние, то сила связи ослабевает. - Научение на модели. Субъект осваивает новые или изменяет старые образцы поведения, наблюдая за поведением других людей. - Научение через опосредование. Субъект заранее знает, каких результатов он хочет достичь, обладает для этого определенным опытом и навыками, создает для себя модель следования к цели, и продвигаясь к ней, может: а) получить позитивное подкрепление; б) получить негативное подкрепление.
Запечатление – закрепление в памяти признаков объектов про формировании поведения. Именно таким образом объясняются родительские модели поведения, «унаследованные» в детстве. Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду; а с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет активной деятельности.
Факторы психического развития – постоянно действующие обстоятельства, вызывающие изменения в психике.
К факторам психического развития относят: 1. Наследственность - свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития.
2. Среда - окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования.
3. Активность - деятельностное состояние организма, которое проявляется тогда, когда движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды.
13.Биогенетическое направление в возрастной психологии. Биогенетический - представители А.Геззелл, С.Холл, В.Штерн, З.Фрейд - развитие человека проходит определенные стадии созревания, которые запрограммированы генетически. С. Холл является основателем педологии - комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма. Согласно ей, на ребенке сосредоточены исследовательские интересы многих профессионалов - психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Таким образом, педология как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
Хотя многие положения педологической концепции С. Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины XX в.
Теория рекапитуляции Г.С. Холл распространил действие биогенетического закона, суть которого заключается в том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования, и доказал, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.
1. От рождения до 5 лет - стадия «рытья и копания». На этой стадии дети любят играть в песке, манипулировать с ведерком или совочком и т.д. 2. От 5 лет до 11 лет - стадия «охоты и захвата». На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородится от взрослых, особенно посторонних
и стремление делать многие вещи тайком. 3. От 8 лет до 12 лет - «пастушеская» стадия. Дети стремятся иметь свой собственный уголок, строят укрытия. Дети играют с домашними животными, ухаживают за ними, заботятся.
4. От 11 лет до 15 лет - «земледельческая» стадия. Появляется интерес к погоде, явлениям природы, желание заняться садоводством, у детей появляется наблюдательность, осмотрительность.
5. От 14 лет до 20 лет - стадия «промышленности и торговли». Начинает осознаваться роль денег, значение точных наук. Возникает стремление меняться различными предметами. А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное исследоание, а также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов.
Согласно теории созревания А.Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные А.Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный А.Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходят замедление, затухание скорости развития.
Периодизация возрастного развития (роста) А.Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста:
• от рождения до 1 года - наиболее высокий темп развития; • от 1 года до 3 лет - средний; • от 3 до 18 лет - низкий темп развития.
В центре научных интересов А.Гезелла было именно раннее детство - до трехлетнего возраста. А. Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде,основанную на биологическихфакторах созревания организма.
--- Теория конвергенции двух факторов развития
Сохранение индивидуальных особенностей по В.Штерну возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. В.Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка достаточно неопределенны. Среда помогает ему осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, и ставит барьер на пути тех влияний, которые противоречат его наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет положительное значение для его развития, так как именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее, чтобы понять, что нужно ему для хорошего самоощущения и что в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. В.Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают социализации детей и развитию у них рефлексии.
Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов идет - от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом представление (память), а затем мышление, т.е. от смутных представлений они переходят к познанию сути окружающего.
Таким образом, В.Штерн повлиял практически на все области психологии развития, так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами развития психики ребенка.
14.Социогенетическое направление в возрастной психологии. Социогенетический - представитель Э.Эриксон - изучаются процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций. Поле опыта Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или «феноменальное поле» содержит «все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно познаванию». Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности. Самость
В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она окажется устойчивой. Самость - это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Идеальная самость
Идеальная самость - это «представление себя, каким индивидуумом более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя». Принятие себя таким, каким он хотел бы быть, - признак душевного здоровья.
Препятствия к росту
К.Роджерс полагает, что препятствия возникают в детстве и являются нормальным аспектом развития. Социальные отношения
Ценность отношений - центральная тема работы К.Роджерса. Брак Брак - необычное отношение. Оно потенциально длительно, оно интенсивно и несет в себе возможность длительного роста и развития.
Иерархия потребностей А. Маслоу
15.Теория конвергенции двух факторов развития (В.Штерн). Немецкий психолог В. Штерн (1871-1938) изучал духовноеразвитие ребенка, формирование целостной структуры его личности. Само развитие В.Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира, влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. В.Штерн считал, что личность - это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие - саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков - направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.
Общая характеристика сензитивных периодов
Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д. Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Например, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту: среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сензитивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно в соответствующем режиме. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребенка.
Сензитивные периоды безвозвратны. Если какой-то момент упущен, то вернуть вспять ситуацию не представляется возможным.
Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:
- более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в "зоне его ближайшего развития";
- этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума, или плато), который наблюдать наиболее просто;
- более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и
то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.
7. Разделы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими отраслями научного знания. Психология младенцев – раннего возраста – дошкольная – младшего школьника – подростка – юности – среднего возраста – старости 8. Методы возрастной психологии. ГРУППЫ МЕТОДОВ (По Ананьеву): 9. Принципы диагностики психического развития и поведения развивающегося человека. 1) Принцип компетентности, объективности и научности Одно исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо использовать комплекс методов исследования, анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности. 10.Понятие об эволюционных, революционных и ситуационных изменениях. 1. Возрастные эволюционные изменения - это основательные,
стабильные, качественные, растянутые во времени, количественные изменения, которые охватывают значительные периоды жизни человека - от нескольких месяцев (для младенцев), до нескольких лет (индивидов старшего возраста).
Характеризуются: устойчивостью,необратимостью,нетребуют подкрепления, однажды сформировавшись,остаютсянавсегда. Их функция - преобразование психики человека в сторону прогресса.
Зависят от следующих факторов: - биологического созревания (строение всех органов и систем и
т.д.); - психофизиологического состояния организма (влияние физиологических и гормональных процессов и т.д.);
- места индивида в системе социальных отношений (статус и структура семьи, материальное и духовное благосостояние и т.д.); - уровня интеллектуального развития (способность усваивать, классифицировать, отторгать (как не состоятельные) модели и паттерны поведения и т.д.). 2. Революционные изменения -переносят индивида накачественно новый уровень развития, совпадают со всеми кризисами возрастного развития и могут совпадать с критическими жизненными событиями.
Характеризуются: устойчивостью,необратимостью,нетребуют подкрепления, могут изменять психологию развитиячеловека как в сторону прогресса, так и регресса. Качество изменений зависят от:
- уровня протекания изменения (степень глубины, которая затрагивается), например, сензитивный период развития акцентуаций от 3-х до 7-ми лет, в 25 лет происходит какое-либо жизненное событие, которое в корне меняет развившуюся до этого акцентуацию
– соответственно, фактически меняется результат 18-летнего опыта - глубокие изменения); - скорости протекания (может быть несколько минут, например,
инсайт, до 6 месяцев, например, реакция на травматическое стрессовое событие).
3. Ситуационные изменения - это изменения, которые возникают под влиянием конкретной временной сложившейся ситуации. Характеризуются: неустойчивостью,обратимостью,требуют
Закрепления.
11.Основные категории психологии развития: рост, созревание, дифференциация, научение, запечатление, социализация. Созревание – психо-физиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и в других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающие определенные ограничения.
Существуют определенные закономерности процесса созревания, к ним относят:
- аналогичность возникновения и протекания - возникновение в строго определенном возрасте - нагоняемость (извне подавляемый прогресс развития,вызвавший отставание, в короткое время компенсируется ускоренным развитием); - необратимость (однажды достигнутые шаги прогресса нетеряются, сохраняясь на всю оставшуюся жизнь).
Рост -понятие роста рассматривается с точки зрения:
б) психических изменений (приращение запаса слов, увеличение достижений в памяти, восприятии, способность решать более сложные задачи и т.д.). Раскрывая понятие роста, также необходимо выделить количественные и качественные изменения. Главное – это количественный аспект развития. Дифференциация -означает прогрессивное вычленениеразнородных частей из исходного нерасчлененного целого. С одной стороны, дифференциация ведет к росту и развитию, вариативности и гибкости развития, а с другой, если признак развивается усиленно, подавляя другие признаки, то целостное развитие останавливается: например, один ребенок в 1 год ходит, другой - только стоит, а третий - бегает и прыгает. Приведенные примеры указывают на то, что эти дети (условно) плавать не умеют, хотя обладали этим навыком в период новорожденности, они утратили его, так как процесс обучения ходьбе подавил рефлекторное умение плавать.
Научение – процесс приобретения индивидуального опыта в повторяющихся ситуациях. Выделяют следующие виды научения:
- Классическое обусловливание. На основе возникшей условной связи может образовываться условная реакция более высокого порядка.
- Оперантное обусловливание. Если возникает какая-то взаимосвязь, которая сопровождается удовольствием, тогда увеличивается и сила связи. Но если возникновение связи вызывает неприятное состояние, то сила связи ослабевает. - Научение на модели. Субъект осваивает новые или изменяет старые образцы поведения, наблюдая за поведением других людей. - Научение через опосредование. Субъект заранее знает, каких результатов он хочет достичь, обладает для этого определенным опытом и навыками, создает для себя модель следования к цели, и продвигаясь к ней, может: а) получить позитивное подкрепление; б) получить негативное подкрепление.
Запечатление – закрепление в памяти признаков объектов про формировании поведения. Именно таким образом объясняются родительские модели поведения, «унаследованные» в детстве. Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду; а с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет активной деятельности.
Факторы психического развития – постоянно действующие обстоятельства, вызывающие изменения в психике.
К факторам психического развития относят: 1. Наследственность - свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития.
2. Среда - окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования.
3. Активность - деятельностное состояние организма, которое проявляется тогда, когда движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды.
13.Биогенетическое направление в возрастной психологии. Биогенетический - представители А.Геззелл, С.Холл, В.Штерн, З.Фрейд - развитие человека проходит определенные стадии созревания, которые запрограммированы генетически. С. Холл является основателем педологии - комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма. Согласно ей, на ребенке сосредоточены исследовательские интересы многих профессионалов - психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Таким образом, педология как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
Хотя многие положения педологической концепции С. Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины XX в.
Теория рекапитуляции Г.С. Холл распространил действие биогенетического закона, суть которого заключается в том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования, и доказал, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.
1. От рождения до 5 лет - стадия «рытья и копания». На этой стадии дети любят играть в песке, манипулировать с ведерком или совочком и т.д. 2. От 5 лет до 11 лет - стадия «охоты и захвата». На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородится от взрослых, особенно посторонних
и стремление делать многие вещи тайком. 3. От 8 лет до 12 лет - «пастушеская» стадия. Дети стремятся иметь свой собственный уголок, строят укрытия. Дети играют с домашними животными, ухаживают за ними, заботятся.
4. От 11 лет до 15 лет - «земледельческая» стадия. Появляется интерес к погоде, явлениям природы, желание заняться садоводством, у детей появляется наблюдательность, осмотрительность.
5. От 14 лет до 20 лет - стадия «промышленности и торговли». Начинает осознаваться роль денег, значение точных наук. Возникает стремление меняться различными предметами. А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное исследоание, а также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов.
Согласно теории созревания А.Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные А.Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный А.Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходят замедление, затухание скорости развития.
Периодизация возрастного развития (роста) А.Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста:
• от рождения до 1 года - наиболее высокий темп развития; • от 1 года до 3 лет - средний; • от 3 до 18 лет - низкий темп развития.
В центре научных интересов А.Гезелла было именно раннее детство - до трехлетнего возраста. А. Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде,основанную на биологическихфакторах созревания организма.
--- Теория конвергенции двух факторов развития
Сохранение индивидуальных особенностей по В.Штерну возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. В.Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка достаточно неопределенны. Среда помогает ему осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, и ставит барьер на пути тех влияний, которые противоречат его наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет положительное значение для его развития, так как именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее, чтобы понять, что нужно ему для хорошего самоощущения и что в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. В.Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают социализации детей и развитию у них рефлексии.
Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов идет - от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом представление (память), а затем мышление, т.е. от смутных представлений они переходят к познанию сути о
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.58 (0.021 с.) |