Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, история психологического противоборства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Практически во всех войнах, которые знало человечество, победа достигалась не только благодаря применению оружия, но и другими путями, в том числе и целенаправленным пси- хологическим воздействием на неприятеля. Известно, что в 1245 году до нашей эры Гедеон, чтобы до- стичь победы над медянами, использовал то, что сегодня на- Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования зывается психологической войной. По обычаям того времени на каждую сотню воинов полагались трубач и факельщик. Ночью он приказал своим солдатам одновременно зажечь около 300 светильников. Медяне, решив, что против них вы- ступает громадное войско, в ужасе бежали. Примерно 500 лет до нашей эры великий китайский пол- ководец Сунь-Цзы писал, что венцом военного искусства яв- ляется покорение противника без сражения. В своём трактате «Искусство войны» он писал: «Завоевание без сражений — наилучшее завоевание, война без военных действий — наи- лучшая война». В истории сохранились сведения об использовании монго- лами такого средства, как запугивание своего противника. На старинной французской гравюре изображена боевая крепость на четырёх слонах. Для ведения боевых действий данное средство было непрактично, но оно являлось важным факто- ром психологической войны, наводя ужас на противника. Монголы использовали и ещё более страшное средство запугивания противника — убивая большую часть пленных, они складывали их головы в пирамиду, а затем ослепляли оставшихся в живых и отпускали их в расчёте на то, что слепцы своими рассказами будут вызывать ужас. Примеры психологического воздействия с целью подрыва морального духа противника можно встретить практически везде, где применялась военная сила. Но на протяжении ве- ков это были небольшие по масштабам и не имеющие решаю- щего значения действия. С появлением печатной продукции положение измени- лось. Газеты и журналы открыли широкие возможности для целенаправленного влияния на мнения, чувства, поведение огромных масс людей с целью достижения выгод для страны, ведущей пропаганду. С этим бескровным и бесшумным, но уже довольно мощным оружием стали считаться. В Первую мировую войну психологическое воздействие на противника превратилось в специальный вид оружия, эффек- тивно помогающий действующим армиям выполнять боевые задачи. В годы Второй мировой войны теория и практика психо- логического воздействия получили дальнейшее развитие. Ру- ководство фашистской Германии рассматривало пропаганду как один из решающих факторов успешного ведения войны. Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования Все информационно-психологические мероприятия коорди- нировались Министерством пропаганды Германии, которое формировало соответствующее замыслам фашистского руко- водства общественное мнение внутри страны и за рубежом. Для реализации этих целей в фашистской Германии было мобилизовано около 25 000 пропагандистов и 2500 специаль- ных сотрудников, которые действовали в 45 странах. Немец- кая пропаганда подчёркивала жестокость войны и умышлен- но преувеличивала мощь своих вооружённых сил. информационно-психологическое противоборство. На современном этапе развития цивилизации ключевую роль в жизни людей играет информация. Возможность быстрого обмена политической, экономической, научно-технической и другой информацией, применение новых информационных технологий во всех сферах общественной жизни являются несомненным благом. Но подобно тому, как быстрый про- мышленный рост создал угрозу экологии Земли, а успехи ядерной физики породили опасность ядерной войны, так и информатизация стала источником угрозы безопасности лю- дей. Не успело мировое сообщество поставить надёжный за- слон испытаниям, распространению и применению ядерного оружия, как встретилось с новой глобальной угрозой безопас- ности — информационным оружием. Как только был изобретён способ передачи информации на расстоянии посредством радиоволн, он тут же был приме- нён в военных целях. В ходе Русско-японской войны радио использовалось для управления кораблями, передачи сроч- ной информации, корректировки огня артиллерии. Тогда же зародилась и радиоэлектронная борьба. Тем не менее радио- средства в то время в основном применялись для обеспечения связи, выявления каналов связи противника и перехвата передаваемой по ним информации. Сегодня информационно-психологическая борьба уже трансформировалась из обеспечивающей боевые действия в самостоятельный вид войн и способна решать стратегические задачи геополитического уровня. Вместе с тем агрессивная информационно-психологическая борьба сама порождает ло- кальные войны и вооружённые конфликты. Огромная опасность информационно-психологического оружия заключается и в обезличенном характере его при- менения, что позволяет вести наступательные действия ано- Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования нимно, даже без объявления войны. К тому же запретить разработку и использование такого оружия (как это сделано, например, в отношении химического или бактериологическо- го оружия) едва ли возможно. Информационно-психологическое противоборство — это борьба между государствами за достижение превосходст- ва в области получения, обработки и доведения информации до противника, морального и психологического воздействия на него в интересах достижения политических и военных целей. Формы и методы манипуляции сознанием. Технический прогресс дал в руки манипуляторов сознанием и поступками людей новые, никогда ранее не применявшиеся эффективные инструменты. Прежде всего это технологии, опирающиеся на средства массовой информации (СМИ). От газетного ли- ста сделан шаг к спутниковому телевидению и Интернету. Сегодня, когда более 99 % информации человек получает из СМИ, с их помощью можно довести до каждого желаемую информацию, причём невозможно проверить её правдивость и уж тем более проанализировать её воздействие. Для этого в стране, подвергающейся идеологической экспансии, наряду с мировыми используются её же собственные СМИ. Главная причина успеха манипуляции состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев человек не желает тра- тить ни времени, ни душевных сил, чтобы просто усомниться в подаваемых ему сообщениях. Для подачи лжи нанимаются люди, имеющие авторитет в обществе, — любимые артисты, уважаемые академики, «неподкупные» поэты-бунтари или красивые девушки — для каждой категории населения ис- пользуется свой авторитет. Информация подаётся из разных источников, малыми дозами и на бытовом уровне. Таким об- разом, удаётся отнимать у людей самостоятельное мышление. Для усиления воздействия на подсознание используются эмоции человека, и самая сильнодействующая из них — страх. Широко применяется технология подачи сенсации. Ложь, подкреплённая страхом, обязательно снабжается зри- тельным образом. Сообщения подаются в большом потоке, без перехода между ними, информация о массовой гибели людей внезапно сменяется показом моды, правда перемешивается с ложью. В результате человек не успевает проанализировать Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования показанную информацию, его мозг увлечён уже иной ин- формацией, противоположной по направленности. В поток действительно правдивых сообщений вставляются ложные, которые осядут в памяти человека, не подвергаясь анализу. Вскоре источник информации забудется, а в мозгу образу- ются не соответствующие действительности, но устойчивые убеждения и стереотипы. Стали разрабатываться и реализовываться новые типы войн. Вот примерный сценарий такой войны: Во-первых, средства массовой информации наполняют- ся сообщениями о нарушении прав человека и диктатуре в стране—жертве агрессии. Власть показывается преступной, коррумпированной, диктаторской. Во-вторых, создаётся «виртуальная» идеология. Истин- ные интересы народа заменяются другими, специально соз- данными и распространяемыми СМИ. В-третьих, в стране—жертве агрессии взращивается и поддерживается оппозиция. Она снабжается деньгами, рису- ется позитивной и демократичной, способной «исключитель- но мирными средствами» улучшить жизнь народа. В-четвёртых, готовятся «боевики» оппозиции. Для этого нелегально или под видом общественных организаций любой направленности идёт их обучение. Проводятся семинары и круглые столы, где выявляются люди, готовые за деньги вы- полнять чёрную работу по расшатыванию и захвату власти. Привлекаются инструкторы и наёмники из других стран. В-пятых, инициируются и организуются массовые сбо- рища и шествия-протесты людей, «возмущённых тиранией и бесправием». Участники таких акций подстрекаются к бес- порядкам и погромам. В нужный момент вступают в действие «боевики», которые должны захватить власть и передать её новому правительству, подконтрольному противнику. Таким образом, без боевых действий и уничтожения воо- ружённых сил цели войны могут быть достигнуты. Если же данный сценарий тормозится, то реализовывается следующий сценарий — миротворческие силы вводят свои войска на территорию, где уже искусственно создана гуманитарная ка- тастрофа. Власть плавно перетекает к более сильному против- нику. Такие сценарии уже были реализованы на Балканах, в Ираке, Египте, Ливии или под видом «бархатных револю- ций» — в ряде государств постсоветского пространства. Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования Комплекс мер информационно-психологического воз- действия на войска и население противника обозначается термином «психологические операции». В армиях НАТО действует единая директива «О принципах планирования и ведения психологических операций». По мнению военно- политического руководства блока НАТО, такие операции представляют собой эффективное оружие, применение кото- рого может позволить вообще отказаться от военной силы. Психологические операции подразделяются на стратегиче- ские, оперативные и тактические. Стратегические психологические операции проводятся в глобальном масштабе для достижения долгосрочных целей, в интересах создания благоприятной психологической обста- новки для ведения боевых действий. Оперативные психологические операции осуществля- ются в определённых регионах и преследуют среднесрочные цели по поддержке военных кампаний или крупных военных операций. Тактические психологические операции реализуются с краткосрочными целями и направляются на поддержку боевых действий войск в тактическом звене. Психологиче- ские операции всех уровней, при их одновременном осу- ществлении, составляют единый целостный комплекс взаи- мосвязанных мероприятий. Они планируются и проводятся на основе решений главнокомандующих, командующих и ко- мандиров различных рангов в мирное и военное время. При ведении боевых действий основными задачами пси- хологических операций считаются: убеждение общественного мнения в правильности и необходимости военного вмеша- тельства; воздействие на военно-политическое руководство противника и его союзников с целью заставить их отказаться или воздержаться от вступления в войну; поддержка внутри страны противника оппозиции, сил сопротивления, расовых, этнических, религиозных и других противоречий, подрыв доверия к руководству страны. Психологические операции оказывают содействие в захвате населённых пунктов против- ника путём предъявления ультиматумов и передачи призывов к капитуляции, а также противодействуют психологическим операциям противника. войны в сфере смыслов. Уже во второй половине про- шлого века люди стали понимать, что ракетно-ядерная война Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования может уничтожить человечество. «Кто первым применит ядерное оружие, погибнет вторым, даже не получив ответно- го удара», — сформулировал сложившуюся в мире ситуацию академик Н. Н. Моисеев. Человеческий мозг начал изобре- тать новые «гуманные» механизмы борьбы, позволяющие осуществлять экспансию новыми, более безопасными мето- дами, приносящими максимальную прибыль. В результате наряду с привычными видами боевых действий возникли новые концепции войн. Такие концепции, используя совре- менные информационные и психологические технологии, предполагают достижение целей войны путём воздействия на разум противника, что гораздо выгоднее, чем ввязываться в глобальную войну с непредсказуемыми последствиями. Теперь речь идёт уже не о влиянии на сознание, а о кар- динальной деформации сознания людей. Причём некоторые типы сознания просто уничтожаются, а люди, наоборот, по- сле перестройки их сознания могут быть сохранены. Войны в сфере смыслов (консциентальные войны, от ла- тинского слова «сознание») почти незаметны, но исключи- тельно раз рушительны и проводятся не только в военное, но и в мирное время. Добро и зло, честь и позор, красота и безобразие, коллективизм и индивидуализм, дружба, совесть, взаимовыручка — смысл этих представлений подвергается атаке и пересмотру. Деформируется или уничтожается интел- лектуальный ресурс нации, разрушаются ценностные уста- новки населения противника. В таких войнах уничтожается культура. Суть подобной войны ещё в 1945 году на одном из секрет- ных заседаний изложил директор ЦРУ США Аллен Даллес: «Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих помощни- ков и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания... Мы будем всяче- ски поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое со- знание культ секса, насилия, садизма, диссидентства, словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования создадим хаос и неразбериху... Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда делать главную ставку на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них агентов нашего влияния. Пока существует с пятиконечной звездой на лбу совет- ский солдат и человек со значком комсомола на груди, мы не сможем покорить Советский Союз. Надо менять методы борьбы против красных, а для этого необходимо вложить в психологию советского гражданина нашу пропаганду, то есть менять психологию их, начиная с колыбельного возраста. В первую очередь необходимо убрать с экрана советское кино, со сцены — театр, ударить по школьным и вузовским учреж- дениям, создать панику в органах государственной власти, начиная с Кремля, с таким расчётом, чтобы руководители властных структур больше ссорились между собой. Вражда между нациями в СССР развалит его как карточный дом. По- сле чего мы ударим по экономике». Стратегия смысловых войн предполагает воздействие по всем адресам — личность, группа и общество в целом, со- знание и подсознание людей. Война в сфере смыслов ставит целью глобальную перес тройку базовых ценностей и миро- ощущений людей. Это значит, что теперь войны могут проходить не только в пространстве, но и в ином измерении — в сознании людей и за их души. В этом сущность современных войн в сфере смыслов. 1. Назовите известные вам примеры психологического воздей- ствия на воинов противника. 2. Почему информатизация стала ? источником безопасности людей? 3. В чём заключается мани- пуляция сознанием людей? 4. Какие основные задачи ставятся в армиях НАТО перед психологическими операциями? 5. Что такое войны в сфере смыслов?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.127.63 (0.014 с.) |