Понятие, история психологического противоборства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, история психологического противоборства.



Практически во всех войнах, которые знало человечество,

победа достигалась не только благодаря применению оружия,

но и другими путями, в том числе и целенаправленным пси-

хологическим воздействием на неприятеля.

Известно, что в 1245 году до нашей эры Гедеон, чтобы до-

стичь победы над медянами, использовал то, что сегодня на-

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

зывается психологической войной. По обычаям того времени

на каждую сотню воинов полагались трубач и факельщик.

Ночью он приказал своим солдатам одновременно зажечь

около 300 светильников. Медяне, решив, что против них вы-

ступает громадное войско, в ужасе бежали.

Примерно 500 лет до нашей эры великий китайский пол-

ководец Сунь-Цзы писал, что венцом военного искусства яв-

ляется покорение противника без сражения. В своём трактате

«Искусство войны» он писал: «Завоевание без сражений —

наилучшее завоевание, война без военных действий — наи-

лучшая война».

В истории сохранились сведения об использовании монго-

лами такого средства, как запугивание своего противника. На

старинной французской гравюре изображена боевая крепость

на четырёх слонах. Для ведения боевых действий данное

средство было непрактично, но оно являлось важным факто-

ром психологической войны, наводя ужас на противника.

Монголы использовали и ещё более страшное средство

запугивания противника — убивая большую часть пленных,

они складывали их головы в пирамиду, а затем ослепляли

оставшихся в живых и отпускали их в расчёте на то, что

слепцы своими рассказами будут вызывать ужас.

Примеры психологического воздействия с целью подрыва

морального духа противника можно встретить практически

везде, где применялась военная сила. Но на протяжении ве-

ков это были небольшие по масштабам и не имеющие решаю-

щего значения действия.

С появлением печатной продукции положение измени-

лось. Газеты и журналы открыли широкие возможности для

целенаправленного влияния на мнения, чувства, поведение

огромных масс людей с целью достижения выгод для страны,

ведущей пропаганду. С этим бескровным и бесшумным, но

уже довольно мощным оружием стали считаться.

В Первую мировую войну психологическое воздействие на

противника превратилось в специальный вид оружия, эффек-

тивно помогающий действующим армиям выполнять боевые

задачи.

В годы Второй мировой войны теория и практика психо-

логического воздействия получили дальнейшее развитие. Ру-

ководство фашистской Германии рассматривало пропаганду

как один из решающих факторов успешного ведения войны.

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

Все информационно-психологические мероприятия коорди-

нировались Министерством пропаганды Германии, которое

формировало соответствующее замыслам фашистского руко-

водства общественное мнение внутри страны и за рубежом.

Для реализации этих целей в фашистской Германии было

мобилизовано около 25 000 пропагандистов и 2500 специаль-

ных сотрудников, которые действовали в 45 странах. Немец-

кая пропаганда подчёркивала жестокость войны и умышлен-

но преувеличивала мощь своих вооружённых сил.

информационно-психологическое противоборство. На

современном этапе развития цивилизации ключевую роль

в жизни людей играет информация. Возможность быстрого

обмена политической, экономической, научно-технической

и другой информацией, применение новых информационных

технологий во всех сферах общественной жизни являются

несомненным благом. Но подобно тому, как быстрый про-

мышленный рост создал угрозу экологии Земли, а успехи

ядерной физики породили опасность ядерной войны, так и

информатизация стала источником угрозы безопасности лю-

дей. Не успело мировое сообщество поставить надёжный за-

слон испытаниям, распространению и применению ядерного

оружия, как встретилось с новой глобальной угрозой безопас-

ности — информационным оружием.

Как только был изобретён способ передачи информации

на расстоянии посредством радиоволн, он тут же был приме-

нён в военных целях. В ходе Русско-японской войны радио

использовалось для управления кораблями, передачи сроч-

ной информации, корректировки огня артиллерии. Тогда же

зародилась и радиоэлектронная борьба. Тем не менее радио-

средства в то время в основном применялись для обеспечения

связи, выявления каналов связи противника и перехвата

передаваемой по ним информации.

Сегодня информационно-психологическая борьба уже

трансформировалась из обеспечивающей боевые действия в

самостоятельный вид войн и способна решать стратегические

задачи геополитического уровня. Вместе с тем агрессивная

информационно-психологическая борьба сама порождает ло-

кальные войны и вооружённые конфликты.

Огромная опасность информационно-психологического

оружия заключается и в обезличенном характере его при-

менения, что позволяет вести наступательные действия ано-

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

нимно, даже без объявления войны. К тому же запретить

разработку и использование такого оружия (как это сделано,

например, в отношении химического или бактериологическо-

го оружия) едва ли возможно.

Информационно-психологическое противоборство

это борьба между государствами за достижение превосходст-

ва в области получения, обработки и доведения информации

до противника, морального и психологического воздействия

на него в интересах достижения политических и военных

целей.

Формы и методы манипуляции сознанием. Технический

прогресс дал в руки манипуляторов сознанием и поступками

людей новые, никогда ранее не применявшиеся эффективные

инструменты. Прежде всего это технологии, опирающиеся

на средства массовой информации (СМИ). От газетного ли-

ста сделан шаг к спутниковому телевидению и Интернету.

Сегодня, когда более 99 % информации человек получает из

СМИ, с их помощью можно довести до каждого желаемую

информацию, причём невозможно проверить её правдивость

и уж тем более проанализировать её воздействие. Для этого в

стране, подвергающейся идеологической экспансии, наряду с

мировыми используются её же собственные СМИ.

Главная причина успеха манипуляции состоит в том, что

в подавляющем большинстве случаев человек не желает тра-

тить ни времени, ни душевных сил, чтобы просто усомниться

в подаваемых ему сообщениях. Для подачи лжи нанимаются

люди, имеющие авторитет в обществе, — любимые артисты,

уважаемые академики, «неподкупные» поэты-бунтари или

красивые девушки — для каждой категории населения ис-

пользуется свой авторитет. Информация подаётся из разных

источников, малыми дозами и на бытовом уровне. Таким об-

разом, удаётся отнимать у людей самостоятельное мышление.

Для усиления воздействия на подсознание используются

эмоции человека, и самая сильнодействующая из них —

страх. Широко применяется технология подачи сенсации.

Ложь, подкреплённая страхом, обязательно снабжается зри-

тельным образом. Сообщения подаются в большом потоке, без

перехода между ними, информация о массовой гибели людей

внезапно сменяется показом моды, правда перемешивается с

ложью. В результате человек не успевает проанализировать

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

показанную информацию, его мозг увлечён уже иной ин-

формацией, противоположной по направленности. В поток

действительно правдивых сообщений вставляются ложные,

которые осядут в памяти человека, не подвергаясь анализу.

Вскоре источник информации забудется, а в мозгу образу-

ются не соответствующие действительности, но устойчивые

убеждения и стереотипы.

Стали разрабатываться и реализовываться новые типы

войн. Вот примерный сценарий такой войны:

Во-первых, средства массовой информации наполняют-

ся сообщениями о нарушении прав человека и диктатуре в

стране—жертве агрессии. Власть показывается преступной,

коррумпированной, диктаторской.

Во-вторых, создаётся «виртуальная» идеология. Истин-

ные интересы народа заменяются другими, специально соз-

данными и распространяемыми СМИ.

В-третьих, в стране—жертве агрессии взращивается и

поддерживается оппозиция. Она снабжается деньгами, рису-

ется позитивной и демократичной, способной «исключитель-

но мирными средствами» улучшить жизнь народа.

В-четвёртых, готовятся «боевики» оппозиции. Для этого

нелегально или под видом общественных организаций любой

направленности идёт их обучение. Проводятся семинары и

круглые столы, где выявляются люди, готовые за деньги вы-

полнять чёрную работу по расшатыванию и захвату власти.

Привлекаются инструкторы и наёмники из других стран.

В-пятых, инициируются и организуются массовые сбо-

рища и шествия-протесты людей, «возмущённых тиранией и

бесправием». Участники таких акций подстрекаются к бес-

порядкам и погромам. В нужный момент вступают в действие

«боевики», которые должны захватить власть и передать её

новому правительству, подконтрольному противнику.

Таким образом, без боевых действий и уничтожения воо-

ружённых сил цели войны могут быть достигнуты. Если же

данный сценарий тормозится, то реализовывается следующий

сценарий — миротворческие силы вводят свои войска на

территорию, где уже искусственно создана гуманитарная ка-

тастрофа. Власть плавно перетекает к более сильному против-

нику. Такие сценарии уже были реализованы на Балканах,

в Ираке, Египте, Ливии или под видом «бархатных револю-

ций» — в ряде государств постсоветского пространства.

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

Комплекс мер информационно-психологического воз-

действия на войска и население противника обозначается

термином «психологические операции». В армиях НАТО

действует единая директива «О принципах планирования

и ведения психологических операций». По мнению военно-

политического руководства блока НАТО, такие операции

представляют собой эффективное оружие, применение кото-

рого может позволить вообще отказаться от военной силы.

Психологические операции подразделяются на стратегиче-

ские, оперативные и тактические.

Стратегические психологические операции проводятся

в глобальном масштабе для достижения долгосрочных целей,

в интересах создания благоприятной психологической обста-

новки для ведения боевых действий.

Оперативные психологические операции осуществля-

ются в определённых регионах и преследуют среднесрочные

цели по поддержке военных кампаний или крупных военных

операций.

Тактические психологические операции реализуются

с краткосрочными целями и направляются на поддержку

боевых действий войск в тактическом звене. Психологиче-

ские операции всех уровней, при их одновременном осу-

ществлении, составляют единый целостный комплекс взаи-

мосвязанных мероприятий. Они планируются и проводятся

на основе решений главнокомандующих, командующих и ко-

мандиров различных рангов в мирное и военное время.

При ведении боевых действий основными задачами пси-

хологических операций считаются: убеждение общественного

мнения в правильности и необходимости военного вмеша-

тельства; воздействие на военно-политическое руководство

противника и его союзников с целью заставить их отказаться

или воздержаться от вступления в войну; поддержка внутри

страны противника оппозиции, сил сопротивления, расовых,

этнических, религиозных и других противоречий, подрыв

доверия к руководству страны. Психологические операции

оказывают содействие в захвате населённых пунктов против-

ника путём предъявления ультиматумов и передачи призывов

к капитуляции, а также противодействуют психологическим

операциям противника.

войны в сфере смыслов. Уже во второй половине про-

шлого века люди стали понимать, что ракетно-ядерная война

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

может уничтожить человечество. «Кто первым применит

ядерное оружие, погибнет вторым, даже не получив ответно-

го удара», — сформулировал сложившуюся в мире ситуацию

академик Н. Н. Моисеев. Человеческий мозг начал изобре-

тать новые «гуманные» механизмы борьбы, позволяющие

осуществлять экспансию новыми, более безопасными мето-

дами, приносящими максимальную прибыль. В результате

наряду с привычными видами боевых действий возникли

новые концепции войн. Такие концепции, используя совре-

менные информационные и психологические технологии,

предполагают достижение целей войны путём воздействия на

разум противника, что гораздо выгоднее, чем ввязываться в

глобальную войну с непредсказуемыми последствиями.

Теперь речь идёт уже не о влиянии на сознание, а о кар-

динальной деформации сознания людей. Причём некоторые

типы сознания просто уничтожаются, а люди, наоборот, по-

сле перестройки их сознания могут быть сохранены.

Войны в сфере смыслов (консциентальные войны, от ла-

тинского слова «сознание») почти незаметны, но исключи-

тельно раз рушительны и проводятся не только в военное,

но и в мирное время. Добро и зло, честь и позор, красота и

безобразие, коллективизм и индивидуализм, дружба, совесть,

взаимовыручка — смысл этих представлений подвергается

атаке и пересмотру. Деформируется или уничтожается интел-

лектуальный ресурс нации, разрушаются ценностные уста-

новки населения противника. В таких войнах уничтожается

культура.

Суть подобной войны ещё в 1945 году на одном из секрет-

ных заседаний изложил директор ЦРУ США Аллен Даллес:

«Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на

фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить.

Как? Мы найдём своих единомышленников, своих помощни-

ков и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет

разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия

гибели самого непокорного на земле народа, окончательного,

необратимого угасания его самосознания... Мы будем всяче-

ски поддерживать и поднимать так называемых художников,

которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое со-

знание культ секса, насилия, садизма, диссидентства, словом,

всякой безнравственности. В управлении государством мы

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

создадим хаос и неразбериху... Мы будем браться за людей с

детских, юношеских лет, будем всегда делать главную ставку

на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её.

Мы сделаем из них агентов нашего влияния.

Пока существует с пятиконечной звездой на лбу совет-

ский солдат и человек со значком комсомола на груди, мы

не сможем покорить Советский Союз. Надо менять методы

борьбы против красных, а для этого необходимо вложить в

психологию советского гражданина нашу пропаганду, то есть

менять психологию их, начиная с колыбельного возраста.

В первую очередь необходимо убрать с экрана советское кино,

со сцены — театр, ударить по школьным и вузовским учреж-

дениям, создать панику в органах государственной власти,

начиная с Кремля, с таким расчётом, чтобы руководители

властных структур больше ссорились между собой. Вражда

между нациями в СССР развалит его как карточный дом. По-

сле чего мы ударим по экономике».

Стратегия смысловых войн предполагает воздействие по

всем адресам — личность, группа и общество в целом, со-

знание и подсознание людей. Война в сфере смыслов ставит

целью глобальную перес тройку базовых ценностей и миро-

ощущений людей.

Это значит, что теперь войны могут проходить не только

в пространстве, но и в ином измерении — в сознании людей

и за их души. В этом сущность современных войн в сфере

смыслов.

1. Назовите известные вам примеры психологического воздей-

ствия на воинов противника. 2. Почему информатизация стала

? источником безопасности людей? 3. В чём заключается мани-

пуляция сознанием людей? 4. Какие основные задачи ставятся

в армиях НАТО перед психологическими операциями? 5. Что

такое войны в сфере смыслов?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.167.45 (0.104 с.)