Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Попавшего в экстремальную ситуацию

Поиск

понятие об экстремальной ситуации. Ситуации, выходя-

щие за рамки обычных, для которых характерно интенсивное

воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды,

а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни и здоро-

вью человека, принято называть экстремальными.

Человек оказывается в экстремальных условиях по раз-

личным причинам. Часто это случается по собственной ви-

не — либо как результат отсутствия знаний и опыта безопас-

ного поведения в природной и социальной среде, либо по

причине пренебрежения нормами и правилами безопасности,

легкомыслия. Столкнувшись с непредвиденными обстоятель-

ствами, очутившись в сложной непривычной обстановке,

люди порой оказываются совершенно беспомощными, не

способными решать простейшие, но жизненно необходимые

вопросы.

психология поведения людей в экстремальной ситуации.

В экстремальной ситуации у человека возникает особое состо-

яние эмоциональной напряжённости, именуемое стрессом.

Такая напряжённость изменяет обычные психические

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

процессы человека, ослабляет восприятие, ощущения, вни-

мание, притупляет воображение, представление, память, за-

тормаживает мышление и речь.

В общем виде зависимость между силой стресса и работо-

способностью может быть представлена следующим образом.

По мере возрастания эмоциональной напряжённости вначале

работоспособность и возможности человека повышаются по

сравнению со спокойным состоянием, доходят до максималь-

ной величины, а затем начинают падать. При этом в первую

очередь затрудняются восприятие и мышление, причём тем

больше, чем сложнее ситуация. С увеличением напряжения

появляются ошибки в выполнении отдельных операций или

их пропуски, стремление перейти к более простым действи-

ям. Иногда при этом оживают старые, но уже непригодные в

данной ситуации навыки — человек действует машинально,

не сознавая своих действий. При ещё более сильном стрессе

появляется чувство растерянности, неспособность сосредо-

точиться на выполняемой деятельности, а также лишние,

импульсивные движения и действия либо наоборот — резкая

скованность, заторможенность.

Рассмотренная схема условна и обща. На самом же деле

психологическое воздействие опасных ситуаций проявляется

у людей неоднозначно, представляет индивидуальную, лич-

ностно выраженную реакцию. Есть люди, которые действуют

более эффективно именно в состоянии высокого эмоциональ-

ного напряжения — на экзаменах, ответственных соревнова-

ниях, в жизнеопасных бытовых ситуациях или в бою. Других

же подобные ситуации психологически демобилизуют, у них

наступает своеобразный «психологический шок» — появляет-

ся сильная заторможенность либо суетливость, поспешность,

неспособность к разумным действиям.

Как уменьшить вероятность оказаться в экстремальной

ситуации и увеличить шансы на сохранение здоровья и жиз-

ни в сложных условиях?

Эмоционально-волевая подготовка к действиям в экстре-

мальных ситуациях. В жизнеопасных ситуациях огромную

роль играет эмоционально-волевая устойчивость человека,

которая формируется как при его повседневной жизнедея-

тельности, так и в процессе целенаправленной эмоционально-

волевой подготовки. Большую роль в такой подготовке игра-

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

ют методы эмоционально-волевой саморегуляции: самоубеж-

дение, самоприказ, волевая саморегуляция (самовнушение).

Суть самоубеждения состоит в намеренном убеждении

себя в чём-либо путём подбора соответствующих доводов.

Самоубеждение, как правило, применяется в тех случаях,

когда человек в общем положительно воспринимает какую-

то идею, но у него не хватает решительности претворить её в

жизнь. Каждому, например, понятно, что здоровье человека

во многом зависит от занятий физкультурой, но не каждый

систематически ею занимается. Успешность применения это-

го метода зависит от знаний, логического мышления и чув-

ства долга. Процесс самоубеждения сводится к дискуссии

с самим собой — к выдвижению и сравнению аргументов

и контраргументов в пользу того, что тебе хочется, и что

необходимо сделать.

Другим действенным приёмом для выработки самообла-

дания и умения управлять собой даже в экстремальных си-

туациях является самоприказ. Он срабатывает тогда, когда

человек умеет контролировать свои мысли, следует своему

слову, повинуется внутреннему голосу. Самоприказ оказы-

вается значительно эффективнее, если он соответствует ве-

дущим жизненным позициям человека, его убеждениям.

Самоприказ и самоубеждение взаимосвязаны. Самоприказ

становится наиболее действенным, если он делается на основе

самоубеждения, а самоубеждение приводит к волевому акту,

если оно завершается самоприказом: «Всё!», «Хватит!», «Ещё

раз!», «Надо!», «Стоять!», «Вперёд!» и т. п.

В повседневной жизни самоприказ помогает преодолевать

трудности в самых разных жизненных ситуациях. По само-

приказу можно вставать с постели, заниматься физзарядкой,

соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца,

делать малоинтересную, но необходимую работу и многое

другое. Умение подчиниться самоприказу может сыграть ре-

шающую роль при возникновении экстремальной ситуации,

в напряжённый момент боя или при выполнении нелёгких

обязанностей военной службы.

Волевая саморегуляция развивает у человека такие воле-

вые качества, как смелость, решительность, стойкость, само-

обладание, выдержка, самостоятельность, инициативность.

Это достигается путём постоянно контролируемого преодо-

ления как реально существующих опасностей и трудностей

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

повседневной жизни, так и создаваемых в учебных целях

упражнений, испытаний, тестов.

Одним из существенных условий закалки воли человека

являются систематические занятия физической культурой

и спортом. Преодоление трудностей в ходе занятий служит

тренировкой не только для мышц, но и для воли. Наиболь-

шее воздействие оказывают упражнения психофизического

характера, к которым относятся упражнения на внимание,

координацию движений, быстроту, выносливость. Эффектив-

ны упражнения с резким изменением ситуаций, требующие

быстрого, осмысленного принятия решений в ограниченное

время.

Большое значение в выработке психологической устой-

чивости играют упражнения, выполнение которых связано

с риском и требует преодоления чувства боязни. Это акроба-

тические прыжки; прыжки в воду с высоты; прыжки через

препятствия; лазание по горизонтальному канату, находя-

щемуся на высоте 4—10 м над водой; перебежки по бревну,

укреплённому на высоте или над водой; прыжки с парашю-

том; различные виды единоборств. Психологически ту же

роль играют: преодоление специальных полос препятствий

и сооружений, военная игра на местности «Испытай себя»,

туристические походы. Такие упражнения могут вызвать

напряжённость, опасения, страх, волнения, колебания, необ-

ходимость пересиливать, заставлять себя. В то же время они

развивают волевые качества, закаливают психику.

Полученных знаний при обучении действиям в экстре-

мальных ситуациях бывает, как правило, недостаточно —

нужны ещё умения и навыки. В то же время воссоздать

реально экстремальную ситуацию иногда бывает трудно,

а порой и невозможно. Как, к примеру, создать для учеб-

ных целей наводнение, а тем более ураган или землетрясе-

ние? В таких случаях на помощь приходит так называемая

идеомоторная тренировка. Реальная ситуация здесь под-

меняется представлением о ней, а вот действия должны быть

близкими к реальным. Эффективность такой тренировки во

многом зависит от того, насколько полно и всесторонне мыс-

ленно сконструированная экстремальная ситуация близка к

реальной и вызвала ли она у обучаемого психические про-

цессы, подобные реальным.

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

Совершенствование волевых качеств станет более плодот-

ворным, если трудности будут постоянно усложняться до пре-

дельно посильных. В то же время сам процесс эмоционально-

волевой подготовки должен быть непрерывным, а характер

трудностей — разнообразным и разносторонним.

Действия человека в экстремальной ситуации. В общем

виде человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации, це-

лесообразно действовать следующим образом:

 

• преодолеть стресс;

 

• оценить сложившуюся обстановку;

 

• принять решение;

 

• действовать в соответствии с принятым решением.

Изначальное преодоление стресса, хотя бы и частичное,

весьма важно, ибо в противном случае дальнейшие дей-

ствия могут оказаться ошибочными и привести к ухудшению

обстановки. В преодолении стресса могут помочь методы

эмоционально-волевой саморегуляции. Полезными бывают

и физические воздействия либо раздражители: резкие по-

тирания ладонями лица, висков; удары по щекам; резкие

движения частей тела либо всего тела, подобные снятию

сонливости; опрыскивание либо обливание лица, головы или

всего тела водой; принятие успокаивающих лекарств. Ме-

тоды и способы снятия стресса зависят от индивидуальной

эмоционально-волевой устойчивости человека, глубины стрес-

са и имеющихся средств (вода, медикаменты). Определяю-

щим является и лимит времени. Если человек заблудился в

лесу, то у него есть какое-то время для снятия стрессового

состояния. Другое дело, если на него рушится стена или дви-

жется лавина огня — здесь уже всё решают мгновения.

После полного либо частичного снятия стрессового состоя-

ния следует оценить сложившуюся обстановку. Во-первых,

надо определить, закончилось или нет опасное воздействие,

создавшее экстремальную ситуацию, и вероятно ли его повто-

рение. Далее следует незамедлительно определить состояние

здоровья — своё и окружающих людей, количество больных

и раненых, требующих первоочередной помощи. После этого

надо учесть наличие материальных средств: воды, продуктов

питания, медикаментов и др. Вполне очевидно, что наиболее

важным будет наличие в жаркое время воды, зимой — тёплых

вещей и топлива, при ведении боевых действий — оружия

и боеприпасов. При оценке обстановки следует учитывать

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

время года, погоду, время суток, местность (лес, болото, до-

роги, удалённость населённых пунктов) и другие моменты,

важные в данной сложившейся обстановке.

На основе оценки обстановки принимается решение. В не-

которых ситуациях может быть лишь одно верное решение, в

других же — несколько вариантов с различной вероятностью

благоприятного исхода. В короткий срок нужно принять

оптимальное решение. Чтобы научиться этому, необходимы

тренировки. При этом не обязательно задавать все возможные

ситуации, ибо их может быть множество. Важно научиться

действовать логично, последовательно, рационально и быстро.

Следует выработать у себя поведенческий стереотип действий

в экстремальных ситуациях и постоянно совершенствовать

его как по спектру возможных ситуаций, так и по быстроте

и точности принимаемых решений.

1. Что такое экстремальная ситуация? Почему человек оказы-

? вается в экстремальных ситуациях? 2. Как ведёт себя человек,

не подготовленный к действиям в экстремальных ситуациях?

3. В чём заключается эмоционально-волевая подготовка? 4. Как

следует вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальной

ситуации?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.211 (0.009 с.)