Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Попавшего в экстремальную ситуациюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
понятие об экстремальной ситуации. Ситуации, выходя- щие за рамки обычных, для которых характерно интенсивное воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни и здоро- вью человека, принято называть экстремальными. Человек оказывается в экстремальных условиях по раз- личным причинам. Часто это случается по собственной ви- не — либо как результат отсутствия знаний и опыта безопас- ного поведения в природной и социальной среде, либо по причине пренебрежения нормами и правилами безопасности, легкомыслия. Столкнувшись с непредвиденными обстоятель- ствами, очутившись в сложной непривычной обстановке, люди порой оказываются совершенно беспомощными, не способными решать простейшие, но жизненно необходимые вопросы. психология поведения людей в экстремальной ситуации. В экстремальной ситуации у человека возникает особое состо- яние эмоциональной напряжённости, именуемое стрессом. Такая напряжённость изменяет обычные психические Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования процессы человека, ослабляет восприятие, ощущения, вни- мание, притупляет воображение, представление, память, за- тормаживает мышление и речь. В общем виде зависимость между силой стресса и работо- способностью может быть представлена следующим образом. По мере возрастания эмоциональной напряжённости вначале работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием, доходят до максималь- ной величины, а затем начинают падать. При этом в первую очередь затрудняются восприятие и мышление, причём тем больше, чем сложнее ситуация. С увеличением напряжения появляются ошибки в выполнении отдельных операций или их пропуски, стремление перейти к более простым действи- ям. Иногда при этом оживают старые, но уже непригодные в данной ситуации навыки — человек действует машинально, не сознавая своих действий. При ещё более сильном стрессе появляется чувство растерянности, неспособность сосредо- точиться на выполняемой деятельности, а также лишние, импульсивные движения и действия либо наоборот — резкая скованность, заторможенность. Рассмотренная схема условна и обща. На самом же деле психологическое воздействие опасных ситуаций проявляется у людей неоднозначно, представляет индивидуальную, лич- ностно выраженную реакцию. Есть люди, которые действуют более эффективно именно в состоянии высокого эмоциональ- ного напряжения — на экзаменах, ответственных соревнова- ниях, в жизнеопасных бытовых ситуациях или в бою. Других же подобные ситуации психологически демобилизуют, у них наступает своеобразный «психологический шок» — появляет- ся сильная заторможенность либо суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям. Как уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить шансы на сохранение здоровья и жиз- ни в сложных условиях? Эмоционально-волевая подготовка к действиям в экстре- мальных ситуациях. В жизнеопасных ситуациях огромную роль играет эмоционально-волевая устойчивость человека, которая формируется как при его повседневной жизнедея- тельности, так и в процессе целенаправленной эмоционально- волевой подготовки. Большую роль в такой подготовке игра- Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования ют методы эмоционально-волевой саморегуляции: самоубеж- дение, самоприказ, волевая саморегуляция (самовнушение). Суть самоубеждения состоит в намеренном убеждении себя в чём-либо путём подбора соответствующих доводов. Самоубеждение, как правило, применяется в тех случаях, когда человек в общем положительно воспринимает какую- то идею, но у него не хватает решительности претворить её в жизнь. Каждому, например, понятно, что здоровье человека во многом зависит от занятий физкультурой, но не каждый систематически ею занимается. Успешность применения это- го метода зависит от знаний, логического мышления и чув- ства долга. Процесс самоубеждения сводится к дискуссии с самим собой — к выдвижению и сравнению аргументов и контраргументов в пользу того, что тебе хочется, и что необходимо сделать. Другим действенным приёмом для выработки самообла- дания и умения управлять собой даже в экстремальных си- туациях является самоприказ. Он срабатывает тогда, когда человек умеет контролировать свои мысли, следует своему слову, повинуется внутреннему голосу. Самоприказ оказы- вается значительно эффективнее, если он соответствует ве- дущим жизненным позициям человека, его убеждениям. Самоприказ и самоубеждение взаимосвязаны. Самоприказ становится наиболее действенным, если он делается на основе самоубеждения, а самоубеждение приводит к волевому акту, если оно завершается самоприказом: «Всё!», «Хватит!», «Ещё раз!», «Надо!», «Стоять!», «Вперёд!» и т. п. В повседневной жизни самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По само- приказу можно вставать с постели, заниматься физзарядкой, соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца, делать малоинтересную, но необходимую работу и многое другое. Умение подчиниться самоприказу может сыграть ре- шающую роль при возникновении экстремальной ситуации, в напряжённый момент боя или при выполнении нелёгких обязанностей военной службы. Волевая саморегуляция развивает у человека такие воле- вые качества, как смелость, решительность, стойкость, само- обладание, выдержка, самостоятельность, инициативность. Это достигается путём постоянно контролируемого преодо- ления как реально существующих опасностей и трудностей Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования повседневной жизни, так и создаваемых в учебных целях упражнений, испытаний, тестов. Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия физической культурой и спортом. Преодоление трудностей в ходе занятий служит тренировкой не только для мышц, но и для воли. Наиболь- шее воздействие оказывают упражнения психофизического характера, к которым относятся упражнения на внимание, координацию движений, быстроту, выносливость. Эффектив- ны упражнения с резким изменением ситуаций, требующие быстрого, осмысленного принятия решений в ограниченное время. Большое значение в выработке психологической устой- чивости играют упражнения, выполнение которых связано с риском и требует преодоления чувства боязни. Это акроба- тические прыжки; прыжки в воду с высоты; прыжки через препятствия; лазание по горизонтальному канату, находя- щемуся на высоте 4—10 м над водой; перебежки по бревну, укреплённому на высоте или над водой; прыжки с парашю- том; различные виды единоборств. Психологически ту же роль играют: преодоление специальных полос препятствий и сооружений, военная игра на местности «Испытай себя», туристические походы. Такие упражнения могут вызвать напряжённость, опасения, страх, волнения, колебания, необ- ходимость пересиливать, заставлять себя. В то же время они развивают волевые качества, закаливают психику. Полученных знаний при обучении действиям в экстре- мальных ситуациях бывает, как правило, недостаточно — нужны ещё умения и навыки. В то же время воссоздать реально экстремальную ситуацию иногда бывает трудно, а порой и невозможно. Как, к примеру, создать для учеб- ных целей наводнение, а тем более ураган или землетрясе- ние? В таких случаях на помощь приходит так называемая идеомоторная тренировка. Реальная ситуация здесь под- меняется представлением о ней, а вот действия должны быть близкими к реальным. Эффективность такой тренировки во многом зависит от того, насколько полно и всесторонне мыс- ленно сконструированная экстремальная ситуация близка к реальной и вызвала ли она у обучаемого психические про- цессы, подобные реальным. Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования Совершенствование волевых качеств станет более плодот- ворным, если трудности будут постоянно усложняться до пре- дельно посильных. В то же время сам процесс эмоционально- волевой подготовки должен быть непрерывным, а характер трудностей — разнообразным и разносторонним. Действия человека в экстремальной ситуации. В общем виде человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации, це- лесообразно действовать следующим образом:
• преодолеть стресс;
• оценить сложившуюся обстановку;
• принять решение;
• действовать в соответствии с принятым решением. Изначальное преодоление стресса, хотя бы и частичное, весьма важно, ибо в противном случае дальнейшие дей- ствия могут оказаться ошибочными и привести к ухудшению обстановки. В преодолении стресса могут помочь методы эмоционально-волевой саморегуляции. Полезными бывают и физические воздействия либо раздражители: резкие по- тирания ладонями лица, висков; удары по щекам; резкие движения частей тела либо всего тела, подобные снятию сонливости; опрыскивание либо обливание лица, головы или всего тела водой; принятие успокаивающих лекарств. Ме- тоды и способы снятия стресса зависят от индивидуальной эмоционально-волевой устойчивости человека, глубины стрес- са и имеющихся средств (вода, медикаменты). Определяю- щим является и лимит времени. Если человек заблудился в лесу, то у него есть какое-то время для снятия стрессового состояния. Другое дело, если на него рушится стена или дви- жется лавина огня — здесь уже всё решают мгновения. После полного либо частичного снятия стрессового состоя- ния следует оценить сложившуюся обстановку. Во-первых, надо определить, закончилось или нет опасное воздействие, создавшее экстремальную ситуацию, и вероятно ли его повто- рение. Далее следует незамедлительно определить состояние здоровья — своё и окружающих людей, количество больных и раненых, требующих первоочередной помощи. После этого надо учесть наличие материальных средств: воды, продуктов питания, медикаментов и др. Вполне очевидно, что наиболее важным будет наличие в жаркое время воды, зимой — тёплых вещей и топлива, при ведении боевых действий — оружия и боеприпасов. При оценке обстановки следует учитывать Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования время года, погоду, время суток, местность (лес, болото, до- роги, удалённость населённых пунктов) и другие моменты, важные в данной сложившейся обстановке. На основе оценки обстановки принимается решение. В не- которых ситуациях может быть лишь одно верное решение, в других же — несколько вариантов с различной вероятностью благоприятного исхода. В короткий срок нужно принять оптимальное решение. Чтобы научиться этому, необходимы тренировки. При этом не обязательно задавать все возможные ситуации, ибо их может быть множество. Важно научиться действовать логично, последовательно, рационально и быстро. Следует выработать у себя поведенческий стереотип действий в экстремальных ситуациях и постоянно совершенствовать его как по спектру возможных ситуаций, так и по быстроте и точности принимаемых решений. 1. Что такое экстремальная ситуация? Почему человек оказы- ? вается в экстремальных ситуациях? 2. Как ведёт себя человек, не подготовленный к действиям в экстремальных ситуациях? 3. В чём заключается эмоционально-волевая подготовка? 4. Как следует вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.103 (0.011 с.) |