Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы классификации профессийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Казалось бы, создать классификацию профессий несложно, ю выбрать критерий — классификационный признак и эмпирически применить его. На деле эта задача очень непростая. Во-1ервых, потому, что многие профессии изучены недостаточно, jo-вторых, потому, что признаки профессий редко формализова-ш и поддаются точному выявлению, мало количественных мер щенки классификационных признаков. Создать истинную классификацию, в которой строго выдерживается выбранный прин-щп, сложно, и поэтому чаще ограничиваются схемами, в которых профессии объединены не по одному, а по нескольким признакам. Наряду с рационально-логическим подходом к классифи-[кации профессии существуют подходы эмпирические, построен-|ные на статистических процедурах сравнения: факторный анализ, iкластерный анализ, метод распознавания образов, таксономиче-?ский анализ. Так, американский психолог Е. Мак-Кормик с группой сотрудников в 1957 г. применил факторный анализ для выделения типичных профессиональных требований по отношению к массиву профессий из 4000 наименований. Каждая профессия оценивалась экспертами по 44 признакам. При этом применялись балльные оценки от 2 до 9 градаций. В итоге были вычислены коэффициенты корреляции между всеми показателями профессиональной деятельности и проведен факторный анализ, позволивший выделить семь таких факторов профессиональных требований: - образование, профессиональная подготовка, умственное раз- - способность к точным, прецизионным оценкам; - быстрота и ловкость; - эстетическое восприятие; - способность к ручному труду; - коммуникабельность; - тяжесть труда (степень требуемых мускульных затрат). Далее были определены значения факторных весов и с помощью ЭВМ найдены комбинации (паттерны) профессиональных требований. Получено 115 паттернов, из которых 33 основных паттерна включили 88 % обследованных профессий (McCormick E. I, 1957; цит. по: Кулагин Б. В., 1984). В основе таксономического анализа лежит возможность количественной оценки меры сходства—различия сравниваемых массовых объектов. Известный специалист в области американской индустриальной психологии Е. Мак-Кормик (1976) предложил коэффициент меры сходства профессий CCS, отражающий степень совпадения элементов задач (действий) двух сравниваемых профессий. CCS = Jd: (Jd + Unl + Un2), где Jd — число совпадающих заданий; Unl — число заданий, при-, сущих только первой профессии; Un2 — число заданий, присущих только второй профессии. CCS изменяется от 0 до 1. CCS = 0 означает отсутствие каких-либо общих заданий в двух сравниваемых профессиях; приближение CCS к «1» свидетельствует об увеличении числа общих компонентов и уменьшении числа отличающихся компонентов. На основе таксономического анализа составлены классификации гностических (Гаврилов В. Е., 1975) и социономических профессий (Каверина Р. Д., 1978). Вариантом таксономического анализа можно считать и кластерный анализ. Кластерный анализ был использован И.А.Васильевой (2003), например, для группировки массива профессий гуманитарных факультетов МГУ. Исходный массив описаний профессий, составленных в целях информирования о профессиях абитуриентов и студентов младших курсов (98 наименований по 12 факультетам МГУ), был подвергнут экспертной оценке по 49 признакам формулы профессии из программы В. В. Гусейновой-Пчелиновой. Наличие каждого из 49 признаков отображалось в формуле профессии цифрой 1, отсутствие — цифрой 0. Подготовленная матрица из 49 столбцов (признаков профессий) и 98 строк (наименований профессий) подвергалась кластерному анализу в рамках каждой из 10 подгрупп признаков. Кластерный анализ помог уменьшить размерность массива данных. Таб л и ц а 5 Результаты кластерного анализа описаний профессий гуманитарных факультетов МГУ по критерию предмета труда
Так, например, по критерию «предмет труда» получено семь Шстеров (табл. 5): Ч, 3 — профессии, в которых предмет труда имеет отношение социальным и знаковым системам. К этому кластеру относится, частности, большинство юридических и экономических специ-Шзаций; Ч, 3, X — кластер профессий, в которых предмет труда отражает социономические знаковые и артономические системы, проекты, знания. Среди профессий этого кластера: менеджер в зере культуры, специалист в области классической филологии, сторик-востоковед, археолог, философ, специалист в области эстетики и др. К кластеру профессий, предметное содержание которых связа-с биологическими, знаковыми и социономическими системами (П, Ч, 3), относятся: клинический психолог; психолог, спе-щализирующийся в области психофизиологии, юрист в области Экологического права. В кластер профессий, предметное содержание которых не вы-ходит за границы знаковых систем (3), попали: лингвист, фило-соф-логик; специалист в области философии и методологии на-уки, экономист, специализирующийся в области математических методов анализа экономики. Кластер, в котором представлены разносторонние признаки (Ч, Т, X, 3), включает следующие профессии: дизайнер средств массовой информации и коммуникации; журналист-фотограф; журналист, специализирующийся в области периодических изданий в сети Интернет; тележурналист. Кластер, включающий все признаки (П, Т, Ч, 3, X), состоит изодной профессии — психолог, специализирующийся в области психологии труда и организационной психологии, ибо предме- том исследования психолога труда могут быть профессии, относящиеся к самым разным областям жизни. Модульный подход в профессиографии. Идея модульного под- хода принадлежит петербургскому психологу В. Е. Гаврилову (1987) Суть подхода состоит в том, что для определенного массива про- фессий, ограниченного некими рамками (например, рабочих про- фессий, требующих обучения в профессионально-техническом училище города), можно составить относительно полный пере- чень модулей — типовых профессиональных задач. Каждая npo- фессия в таком случае будет содержать некоторую совокупность модулей. Что считать модулем? Задачи, которым приписывается рол! модуля, должны: - быть важными для профессиональной деятельности либо ча- - быть типичными для охваченной сферы труда не только - соответствовать уровню средней квалификации, на который Психолог может охарактеризовать каждый из составленного перечня модуль, построив модель необходимых для его выполнения действий и указав соответствующие ПВК. Проделанная заранее работа такого рода может помочь в предварительной оценке психологической характеристики конкретной профессии (если удастся установить, какие модули входят в ее состав). Например, модули «Обслуживание сложных технических систем» связан с такими психологическими требованиями к субъекту труда, как техническое мышление, долговременная память, пространственные представ- ления. Следовательно, для профессий, в которых встречается дан- ный модуль, для успеха в труде будут существенны указанные ПВК. К таким профессиям, в частности, относятся наладчик автомата- ческих линий станков, механик по ремонту телерадио-аппаратуры ]и другие профессии (Дмитриева М.А., 2001, с. 12—23). Вопросы и задания 1. Что такое профессиограмма и психограмма? В каком виде можно 2. Какие направления профессиографирования можно выделить в связи 3. Какие качества человека называют профессионально важными? 4. Какие виды ПВК выделяют в профессиографии? 5 Какие концепции используются за рубежом в психологическом ана- 6 Каковы основные принципы профессиографии? 8 В чем преимущества и ограничения опросных методов в профессиографии? 9. В чем преимущества и ограничения метода наблюдения в профессио- 10. Можно ли использовать эксперимент для составления психограм- 11. В чем суть трудового метода изучения профессий? 12. Составьте описание профессии и психограмму успешного работ- жентации школьников на основе вашего интервью с работником по зограмме, представленой в приложении 8. 13. Укажите в бланке для ответов (табл. 8) разновидности продуктов Таблица 6. Группировка разновидностей продуктов труда
Таблица 7. Перечень профессий
Таб л и ц а 8. Бланк для ответов Ф.И.О. студента
14. отметьте в табл. 11 в клеточках, расположенных ниже номера позиции, к какой группе средств труда относятся объекты, указанные в таблице 10, используя обозначения видов средств труда, приведенные в табл. 9.
Таблица 9. Классификация средств труда
Таблица 10. Перечень средств труда
Окончание табл. К
Таблица 11. Бланк для ответов (X — символ из табл. 10)
15. Составьте формулу по классификации Е. А. Климова (16 признаков) для следующих профессий: актер драматического театра, продавец продовольственных товаров, нотариус, менеджер по персоналу, авиадиспетчер, слесарь-сантехник (см. рис. 3). ГЛАВА 3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.200 (0.013 с.) |