Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Опросный лист для психологической характеристики профессий отто липмана
Похожие статьи вашей тематики
(Платонов К. К. Вопросы психологии труда. — М., 1970. — С. 228—237).
Инструкция. Внимательно прочтите сначала один или два раза весь опросный лист и уже затем приступите к его заполнению.
На каждый вопрос необходимо давать три ответа при помощи цифр.
I. Является ли данное качество необходимым для хорошей работы в данной профессии или специальности?
совершенно необходимым — 2, желательным — 1,
безразличным — 0.
II. Нужно ли данное качество при работе в данной профессии или специальности?
всегда — 2,
иногда — 1,
никогда — 0.
III. Возможно ли развитие и усовершенствование этого качества с возрастом или путем профессионального образования?
в высокой степени — 2,
в слабой степени — 1,
совершенно невозможно — 0.
Для профессии летчика-наблюдателя на вопрос 86 «Величайшее напряжение внимания» следует ответить: 2, 1, 1, так как это качество совершенно необходимо (2), встречается иногда, например во время воздушного боя (1), поддается развитию, но в слабой степени (1). Если качество является очень желательным, в графе «Примечания» следует дать описание соответствующих профессиональных ситуаций или действий, где оно необходимо. Рекомендуется не ставить прочерк, а пользоваться баллами (2, 1, 0). Если для характеристики профессии необходимо упомянуть о качествах, не приведенных в листе, то следует сделать это в конце списка вопросов.
Прочитайте вопрос по каждому пункту опросника и оцените указанное свойство, умение1.
№ п/п
| Вопросы
| Ответы
| Примечания
|
I
| II
| III
|
| Восприятие, быстрое узнавание
|
|
|
|
|
| не бросающихся в глаза, слабо осве-
|
|
|
|
|
| щенных или отдаленных предметов
|
|
|
|
|
| Восприятие, быстрое узнавание и раз-
|
|
|
| При провер-
|
| личение тихих или разнообразных шумов
|
|
|
| ке работы
|
|
|
|
|
| мотора, при
|
|
|
|
|
| планирова-
|
|
|
|
|
| нии
| 1 В качестве иллюстрации опросник заполнен для профессии летчика-наблюдателя.
Продолжение приложения $•_
№ п/п
| Вопросы
| Ответы
| Примечания
|
I
| II
| III
|
| Восприятие, быстрое узнавание и раз-
|
|
|
| Проверка
|
| личение ритмов
|
|
|
| работы
|
|
|
|
|
| мотора
|
| Восприятие, быстрое узнавание и раз-
|
|
|
|
|
| личение запахов
|
|
|
|
|
| Восприятие, быстрое узнавание и раз-
|
|
|
|
|
| личение вкусовых ощущений
|
|
|
|
|
| Быстро замечать разницу в температуре
|
|
|
|
|
| Быстро замечать колебания атмосфер-
|
|
|
| Определя-
|
| ного давления
|
|
|
| ется по
|
|
|
|
|
| приборам
|
| Быстро замечать разницу в весе
|
|
|
|
|
| Быстро распознавать разницу во влаж-
|
|
|
|
|
| ности
|
|
|
|
|
| Замечать незначительную шероховатость
|
|
|
|
|
| с помощью осязания
|
|
|
|
|
| Различать разные степени гладкости
|
|
|
|
|
| и неровности
|
|
|
|
|
| Различать с помощью осязания толщину
|
|
|
|
|
| разных предметов (например, ниток,
|
|
|
|
|
| картона)
|
|
|
|
|
| Различать с помощью осязания степень
|
|
|
|
|
| твердости или гибкости (картона, ме-
|
|
|
|
|
| талла и пр.)
|
|
|
|
|
| Быстро узнавать или сравнивать различ-
|
|
|
| Натяжение
|
| ные степени сопротивления или давле-
|
|
|
| тросов на
|
| ния
|
|
|
| рычаг упра-
|
|
|
|
|
| вления
|
| Узнавать или различать основные цвета
|
|
|
| При сигна-
|
|
|
|
|
| лах
|
| Узнавать и различать даже незначи-
|
|
|
|
|
| тельные оттенки степени света
|
|
|
|
|
| Оценка больших промежутков времени
|
|
|
|
|
| (дни, недели, месяцы)
|
|
|
|
|
| Оценка коротких промежутков времени
|
|
|
|
|
| (с, мин)
|
|
|
|
|
| Оценка больших расстояний (сажень,
|
|
|
|
|
| верста)
|
|
|
|
|
| Оценка и различение скорости и напра-
|
|
|
| Воздушный
|
| вления движения движущихся предметов
|
|
|
| бой, посадка
|
Продолжение приложения 2
№ п/п
| Вопросы
| Ответы
| Примечания
|
I
| И
| III
|
| Оценка ускоренных движений
|
|
|
| Подъем
|
|
|
|
|
| самолета
|
| Оценка замедленных движений
|
|
|
| Посадка
|
| Оценка пространственного соотношения
|
|
|
|
|
| предметов
|
|
|
|
|
| Оценка и сравнение на глаз небольших
|
|
|
|
|
| расстояний (см, мм)
|
|
|
|
|
| Оценка и сравнение длин и величин,
|
|
|
| При спуске
|
| особенно при различном положении
|
|
|
|
|
| сравниваемых предметов или при раз-
|
|
|
|
|
| личном расстоянии, или при неодина-
|
|
|
|
|
| ковом либо меняющемся положении
|
|
|
|
|
| наблюдателя
|
|
|
|
|
| Оценка углов, особенно прямых
|
|
|
|
|
| Быстро узнавать небольшие отклонения
|
|
|
|
|
| от предписанной формы (круг, прямой
|
|
|
|
|
| угол, квадрат, параллельность двух
|
|
|
|
|
| линий)
|
|
|
|
|
| Быстро узнавать небольшую разницу
|
|
|
|
|
| в форме, величине, расположении
|
|
|
|
|
| (сортировка)
|
|
|
|
|
| Оценка и сравнение на ощупь неболь-
|
|
|
|
|
| ших расстояний
|
|
|
|
|
| Сравнение расстояний, воспринятых
|
|
|
|
|
| путем зрения и осязания
|
|
|
|
|
| Находить зрительно воспринятую точку
|
|
|
|
|
| в пространстве (дыру) посредством не-
|
|
|
|
|
| видимого глазом движения (нащупы-
|
|
|
|
|
| вания)
|
|
|
|
|
| Узнавать направление, откуда исходит
|
|
|
|
|
| звук
|
|
|
|
|
| Быстро узнавать небольшие отклоне-
|
|
|
| Планиро-
|
| ния в высоте тембра, тона, силе или
|
|
|
| вание
|
| ритме звука
|
|
|
|
|
| Быстро узнавать зрительные впечатления
|
|
|
|
|
| Быстро и правильно читать
|
|
|
|
|
| Быстро и правильно восполнять не-
|
|
|
|
|
| полные впечатления
|
|
|
|
|
| Разбираться в неясном почерке
|
|
|
|
|
Продолжение приложения 2
№ п/п
| Вопросы
| Ответы
| Примечания
|
I
| II
| III
|
| Понимать неясное произношение
|
|
|
|
|
| Точно и наглядно представлять себе
|
|
|
| Различать
|
| предметы и их части (черчение в уме,
|
|
|
| системы
|
| конструктивная фантазия)
|
|
|
| самолета
|
| Понимать строение и работу машин
|
|
|
|
|
| Пространственно представлять нари-
|
|
|
| Контуры
|
| сованные предметы и представлять
|
|
|
| самолетов
|
| себе проекцию на плоскость и разрез
|
|
|
|
|
| пространственных предметов
|
|
|
|
|
| Быстро и верно запечатлевать про-
|
|
|
|
|
| странственные соотношения
|
|
|
|
|
| Уверенно запечатлевать путем немно-
|
|
|
| Во время
|
| гих повторений известную связь между
|
|
|
| боевых
|
| явлениями
|
|
|
| действий
|
| Способность запоминать большие цита-
|
|
|
|
|
| ты и целиком их повторять
|
|
|
|
|
| Уверенность при немедленном повто-
|
|
|
|
|
| рении только что прочитанного
|
|
|
|
|
| Уверенность при немедленном повто-
|
|
|
|
|
| рении только что услышанного
|
|
|
|
|
| Быстро вспоминать заученное на память
|
|
|
|
|
| Точное и продолжительное воспомина-
|
|
|
|
|
| ние о положениях, пережитых один раз
|
|
|
|
|
| или редко
|
|
|
|
|
| Точное и продолжительное воспомина-
|
|
|
|
|
| ние о местах и путях, виденных один
|
|
|
|
|
| раз или редко
|
|
|
|
|
| Точное и продолжительное воспоми-
|
|
|
|
|
| нание о людях, виденных один раз
|
|
|
|
|
| или редко
|
|
|
|
|
| Точная и продолжительная память
|
|
|
|
|
| на слова (фамилии), слышанные или
|
|
|
|
|
| виденные один раз или редко
|
|
|
|
|
| Точная и продолжительная память
|
|
|
|
|
| на числа, слышанные или виденные
|
|
|
|
|
| один раз или редко
|
|
|
|
|
| Точно и уверенно узнавать предметы
|
|
|
|
|
| по их форме и величине
|
|
|
|
|
| Правильно писать
|
|
|
|
|
| Выполнять грубые и сильные движения
|
|
|
|
|
Продолжение приложения 2
№ п/п
| Вопросы
| Ответы
| Примечания
|
I
| II
| III
|
| Выполнять малые и ловкие движения,
|
|
|
|
|
| точно разделять малые (пальцев), уве-
|
|
|
|
|
| ренно и спокойно выполнять предпи-
|
|
|
|
|
| санные малые движения, особенно
|
|
|
|
|
| правильно их направлять
|
|
|
|
|
| Красивый и разборчивый почерк
|
|
|
|
|
| Точно соразмерять движения, особенно
|
|
|
|
|
| их силу (как, например, при работе мо-
|
|
|
|
|
| лотом или при выдувании)
|
|
|
|
|
| Уверенное и правильное выполнение
|
|
|
|
|
| широких движений (руки) в отношении
|
|
|
|
|
| направления и величины (например,
|
|
|
|
|
| прицел)
|
|
|
|
|
| Частое и быстрое повторение одного
|
|
|
|
|
| и того же движения в течение долгого
|
|
|
|
|
| времени (как при пилении)
|
|
|
|
|
| Частая и быстрая смена движений од-
|
|
|
|
|
| ной и той же конечности (руки, ноги)
|
|
|
|
|
| Приноравливать темп собственных дви-
|
|
|
|
|
| жений к данному постоянному темпу
|
|
|
|
|
| (например, машины)
|
|
|
|
|
| Приноравливать темп собственных дви-
|
|
|
|
|
| жений к данному имеющемуся темпу
|
|
|
|
|
| Способность при особых обстоятель-
|
|
|
|
|
| ствах ускорять темп работы
|
|
|
|
|
| Соединять в группы часто повторяю-
|
|
|
|
|
| щуюся последовательность различных
|
|
|
|
|
| движений (общий импульс)
|
|
|
|
|
| Быстро отвечать на различные впечат-
|
|
|
| Полет
|
| ления собственными различными дви-
|
|
|
|
|
| жениями
|
|
|
|
|
| Очень быстро и уверенно выбирать
|
|
|
|
|
| между движениями, возможными
|
|
|
|
|
| в определенном случае (присутствие
|
|
|
|
|
| духа)
|
|
|
|
|
| Быстро отвечать на неожиданное зри-
|
|
|
| При обуче-
|
| тельное восприятие определенными
|
|
|
| нии
|
| предписанными движениями
|
|
|
|
|
| Быстро выполнять определенные пред-
|
|
|
|
|
| писанные движения в определенной
|
|
|
|
|
| фазе работы
|
|
|
|
|
Продолжение приложения 2
№ п/п
| Вопросы
| Ответы
| Примечания
|
I
| II
| III
|
| Быстро отвечать на неожиданное слу-
|
|
|
|
|
| ховое восприятие определенным движе-
|
|
|
|
|
| нием
|
|
|
|
|
| Быстро отвечать на неожиданное вос-
|
|
|
| Полет
|
| приятие (осязательное или сопротивле-
|
|
|
| в облаках,
|
| ние) определенным предписанным
|
|
|
| штопор и
|
| движением
|
|
|
| прочие
|
|
|
|
|
| фигуры
|
| Быстро отвечать на неожиданное нару-
|
|
|
| Нарушение
|
| шение равновесия определенными
|
|
|
| равновесия
|
| предписанными движениями
|
|
|
| определяет-
|
|
|
|
|
| ся только
|
|
|
|
|
| зрением
|
| Быстро узнавать и различать неожидан-
|
|
|
| В облаках
|
| ные перемены в ритме движения, быст-
|
|
|
|
|
| ро отвечать на эти перемены опреде-
|
|
|
|
|
| ленными предписанными движениями
|
|
|
|
|
| Одновременно выполнять различными
|
|
|
| В полете
|
| конечностями (руками, ногами) разно-
|
|
|
|
|
| го рода работу
|
|
|
|
|
| Быстрая смена различных деятельностей
|
|
|
| В полете
|
| разных конечностей
|
|
|
|
|
| Высокая степень упражняемости в раз-
|
|
|
|
|
| ного рода движениях и их смене
|
|
|
|
|
| Способность долгое время сохранять
|
|
|
|
|
| непрерывное внимание к работе,
|
|
|
|
|
| не уставая заметно и не понижая внима-
|
|
|
|
|
| ния вследствие утомления
|
|
|
|
|
| Долго переносить голод и жажду,
|
|
|
|
|
| не истощаясь
|
|
|
|
|
| Способность противостоять влиянию
|
|
|
|
|
| погоды или нечувствительность к этому
|
|
|
|
|
| влиянию
|
|
|
|
|
| Подавление сонливости
|
|
|
|
|
| Смена дневной и ночной работы
|
|
|
|
|
| Продолжительное равномерное наблю-
|
|
|
| При коррек-
|
| дение за одним предметом
|
|
|
| тировке
|
| Продолжительное равномерное наблю-
|
|
|
|
|
| дение за несколькими предметами по-
|
|
|
|
|
| средством одного и того же органа
|
|
|
|
|
| чувств (например, за различными ма-
|
|
|
|
|
Продолжение приложения 2
№ и/п
| Вопросы
| Ответы
| Примечания
|
I
| И
| III
|
| шинами или за различными частями
|
|
|
|
|
| одной и той же работы
|
|
|
|
|
| Одновременно наблюдать различными
|
|
|
|
|
| органами чувств (глаз, ухо), быстро от-
|
|
|
|
|
| вечать на раздражение одного органа,
|
|
|
|
|
| не понижая внимания к ощущениям
|
|
|
|
|
| другого органа
|
|
|
|
|
| Устанавливать внимание на определен-
|
|
|
|
|
| ные повторяющиеся периоды рабочего
|
|
|
|
|
| процесса
|
|
|
|
|
| Величайшее напряжение внимания в
|
|
|
| При совер-
|
| определенные моменты
|
|
|
| шении фи-
|
|
|
|
|
| гур, ночной
|
|
|
|
|
| бой
|
| Быстро менять направление внимания,
|
|
|
|
|
| готовность воспринимать все новые
|
|
|
|
|
| ощущения
|
|
|
|
|
| Способность не ослаблять внимания
|
|
|
|
|
| (способность к этому) под влиянием
|
|
|
|
|
| испуга или неожиданных впечатлений
|
|
|
|
|
| Не ослаблять внимания в присутствии
|
|
|
|
|
| лиц другого пола
|
|
|
|
|
| Способность делать наблюдения без
|
|
|
|
|
| того, чтобы сознательно и произвольно
|
|
|
|
|
| направлять на них внимание
|
|
|
|
|
| Переносить неприятные впечатления
|
|
|
|
|
| (дурной запах, шум, грязь и пр.)
|
|
|
|
|
| Способность переносить мелкие непри-
|
|
|
|
|
| ятные ощущения (холодная вода, ожог,
|
|
|
|
|
| царапина, удар электрического тока
|
|
|
|
|
| и пр.) без потрясения
|
|
|
|
|
| Однообразная работа
|
|
|
|
|
| Работать не по схеме, самостоятельно
|
|
|
|
|
| вносить изменения
|
|
|
|
|
| Тщательно выполнять привычную работу
|
|
|
|
|
| Изобретение известных приемов для
|
|
|
|
|
| облегчения или ускорения предписанной
|
|
|
|
|
| работы
|
|
|
|
|
| Часто менять работу, не теряя лишнего
|
|
|
|
|
| времени на приноравливание к новой
|
|
|
|
|
| работе
|
|
|
|
|
Продолжение приложения 2
№ п/п
| Вопросы
| Ответы
| Примечания
|
|
| I
| II
| III
|
|
| Быстро приспосабливаться к новым
|
|
|
|
|
| и непривычным требованиям
|
|
|
|
|
| Соревнование
|
|
|
|
|
| Совместная и дружная работа в общем
|
|
|
|
|
| помещении
|
|
|
|
|
| Долгое пребывание в одиночку и отсут-
|
|
|
|
|
| ствие возможности общения с людьми
|
|
|
|
|
| Согласование своей работы с другими
|
|
|
|
|
| (товарищество)
|
|
|
|
|
| Военная дисциплина
|
|
|
|
|
| Работа более головой, чем мускулами,
|
|
|
|
|
| напряжение ума, внимания
|
|
|
|
|
| Самостоятельно думать и распоряжаться,
|
|
|
|
|
| целесообразно распределять отдельные
|
|
|
|
|
| фазы работы по месту и времени
|
|
|
|
|
| Быстро принимать решение при изме-
|
|
|
|
|
| нении положения
|
|
|
|
|
| Совершать также опасную работу
|
|
|
|
|
| Постоянство, некапризность, незави-
|
|
|
|
|
| симость от настроения
|
|
|
|
|
| Осторожность
|
|
|
|
|
| Порядок, старательность, чистота
|
|
|
|
|
| Терпение, способность медленно и
|
|
|
|
|
| верно двигаться к цели
|
|
|
|
|
| Приказывать
|
|
|
|
| ИЗ
| Энергичность, способность оживлять
|
|
|
|
|
| работу и побуждать к ней, сообщая
|
|
|
|
|
| другим свою волю
|
|
|
|
|
| Умение обращаться с подчиненными,
|
|
|
|
|
| быть с ними справедливыми
|
|
|
|
|
| Тактичность, умение обращаться с людь-
|
|
|
|
|
| ми различного общественного положе-
|
|
|
|
|
| ния, характера и пр.
|
|
|
|
|
| Повиноваться, в точности выполнять
|
|
|
|
|
| предписания
|
|
|
|
|
| Добросовестность, чувство долга, ис-
|
|
|
|
|
| полнительность
|
|
|
|
|
| Способность не давать мешать себе ра-
|
|
|
|
|
| ботать даже лицам начальствующим
|
|
|
|
|
| или опасным
|
|
|
|
|
Продолжение приложения 2
№ п/п
| Вопросы
| Ответы
| Примечания
|
|
| I
| II
| III
|
|
| Ответственность, способность занимать
|
|
|
|
|
| ответственную должность
|
|
|
|
|
| Абсолютная честность, свойство не со-
|
|
|
|
|
| блазняться доверенными чужими веща-
|
|
|
|
|
| ми или деньгами
|
|
|
|
|
| Умение молчать
|
|
|
|
|
| Всегда ровный и приятный характер
|
|
|
|
|
| Самостоятельная организация, целесо-
|
|
|
|
|
| образное распределение работы между
|
|
|
|
|
| отдельными лицами
|
|
|
|
|
| Самостоятельное комбинирование,
|
|
|
|
|
| способность разбираться в фазах про-
|
|
|
|
|
| цесса производства и отдельных частях
|
|
|
|
|
| фабрики и их взаимном соотношении
|
|
|
|
|
| Критическое отношение к своей работе
|
|
|
|
|
| Критическое отношение к чужой работе
|
|
|
|
|
| Быстро замечать и поправлять ошибоч-
|
|
|
|
|
| ные впечатления
|
|
|
|
|
| Быстрый и уверенный письменный счет
|
|
|
|
|
| Быстрый и уверенный счет в уме
|
|
|
|
|
| Умение выражаться письменно
|
|
|
|
|
| Умение выражаться устно
|
|
|
|
|
| Умение чертить
|
|
|
|
|
| Умение рисовать
|
|
|
|
|
| Хороший стиль
|
|
|
|
|
| Выразительная мимика
|
|
|
|
|
| Коротко и ясно спрашивать
|
|
|
|
|
| Коротко и ясно отвечать
|
|
|
|
|
| Способность подробно описывать
|
|
|
|
|
| предмет или приспособление
|
|
|
|
|
| Способность показывать что-нибудь
|
|
|
|
|
| в разных видах и пояснять
|
|
|
|
|
| Способность влиять на людей
|
|
|
|
|
| Понимание абстракции
|
|
|
|
|
| Малая внушаемость, способность
|
|
|
|
|
| не поддаваться влиянию
|
|
|
|
|
| Подражание чужой деятельности
|
|
|
|
|
| Копировать чертежи
|
|
|
|
|
| Копировать рисунки
|
|
|
|
|
-
ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ «АНАЛИТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИОГРАММЫ» — ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА ПЕЙДЖИНГОВОЙ КОМПАНИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ОДНОГО КЛИЕНТА
Технологическая характеристика трудовых процессов
| Психологическая характеристика трудовых действий работника
| Этап работы
| Технологические операции (заданные цели)
| Нормативные требования к исполнению
| Процесс выполнения действий субъектом труда (профессиональное поведение)
| Вид выполняемых психологических действий и операций
| Психологическая характеристика действий. Предполагаемые ПВК
| Прием сообщения
| Услышать вызов клиента
| Работа в режиме ожидания. Готовность и распознавание обращения клиента
| Услышать, распознать через наушники голос клиента
| Перцептивное действие
| Слуховое восприятие. ПВК— нормальная острота слуха, концентрация внимания на сообщении
|
Начало общения с клиентом, приветствие клиента
| Произнести фразы, заданные в инструкции. Цель — побуждение к общению в заданном режиме
| Информировать клиента о начале связи с ним с помощью устной речи
| Коммуникативное действие
| Речевое взаимодействие. ПВК— четкая дикция; умение поддерживать контакт с разными клиентами; подвижность нервной системы
|
Окончание приложения 3
| Технологическая характеристика трудовых процессов
| Психологическая характеристика трудовых действий работника
|
| Выяснить суть
| Выслушать и
| Выяснить суть
| Действия: пер-
| ПВК — слуховое восприя-
|
| сообщения
| правильно понять
| сообщения из
| цептивное, сло-
| тие; словесно-логический
|
|
| сообщение кли-
| потока речи кли-
| весно-логическое
| интеллект (способность вы-
|
|
| ента, повторить
| ента, проговорить
| (мысленное уточ-
| членить или уточнить текст
|
|
| его вслух (чтобы
| полученный текст
| нение формули-
| сообщения, распознать не-
|
|
| клиент убедился в
| сообщения, со-
| ровки сообще-
| разборчивую речь); социаль-
|
|
| том, что сообще-
| храняя вежли-
| ния); мнемиче-
| ный интеллект; кратковре-
|
|
| Поделиться:
|
|