Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросный лист для психологической характеристики профессий отто липмана

Поиск

(Платонов К. К. Вопросы психологии труда. — М., 1970. — С. 228—237).

Инструкция. Внимательно прочтите сначала один или два раза весь опросный лист и уже затем приступите к его заполнению.

На каждый вопрос необходимо давать три ответа при помощи цифр.

I. Является ли данное качество необходимым для хорошей работы в
данной профессии или специальности?

совершенно необходимым — 2,
желательным — 1,

безразличным — 0.

II. Нужно ли данное качество при работе в данной профессии или
специальности?

всегда — 2,

иногда — 1,

никогда — 0.

III. Возможно ли развитие и усовершенствование этого качества с
возрастом или путем профессионального образования?

в высокой степени — 2,

в слабой степени — 1,

совершенно невозможно — 0.

Для профессии летчика-наблюдателя на вопрос 86 «Величайшее напряжение внимания» следует ответить: 2, 1, 1, так как это качество совершенно необходимо (2), встречается иногда, например во время воздушного боя (1), поддается развитию, но в слабой степени (1). Если качество является очень желательным, в графе «Примечания» следует дать описание соответствующих профессиональных ситуаций или действий, где оно необходимо. Рекомендуется не ставить прочерк, а пользоваться баллами (2, 1, 0). Если для характеристики профессии необходимо упомянуть о качествах, не приведенных в листе, то следует сделать это в конце списка вопросов.

Прочитайте вопрос по каждому пункту опросника и оцените указанное свойство, умение1.

 

 

 

 

№ п/п Вопросы Ответы Примечания
I II III
  Восприятие, быстрое узнавание        
  не бросающихся в глаза, слабо осве-        
  щенных или отдаленных предметов        
  Восприятие, быстрое узнавание и раз-       При провер-
  личение тихих или разнообразных шумов       ке работы
          мотора, при
          планирова-
          нии

1 В качестве иллюстрации опросник заполнен для профессии летчика-наблюдателя.


Продолжение приложения $•_

 

 

 

 

№ п/п Вопросы Ответы Примечания
I II III
  Восприятие, быстрое узнавание и раз-       Проверка
  личение ритмов       работы
          мотора
  Восприятие, быстрое узнавание и раз-        
  личение запахов        
  Восприятие, быстрое узнавание и раз-        
  личение вкусовых ощущений        
  Быстро замечать разницу в температуре        
  Быстро замечать колебания атмосфер-       Определя-
  ного давления       ется по
          приборам
  Быстро замечать разницу в весе        
  Быстро распознавать разницу во влаж-        
  ности        
  Замечать незначительную шероховатость        
  с помощью осязания        
  Различать разные степени гладкости        
  и неровности        
  Различать с помощью осязания толщину        
  разных предметов (например, ниток,        
  картона)        
  Различать с помощью осязания степень        
  твердости или гибкости (картона, ме-        
  талла и пр.)        
  Быстро узнавать или сравнивать различ-       Натяжение
  ные степени сопротивления или давле-       тросов на
  ния       рычаг упра-
          вления
  Узнавать или различать основные цвета       При сигна-
          лах
  Узнавать и различать даже незначи-        
  тельные оттенки степени света        
  Оценка больших промежутков времени        
  (дни, недели, месяцы)        
  Оценка коротких промежутков времени        
  (с, мин)        
  Оценка больших расстояний (сажень,        
  верста)        
  Оценка и различение скорости и напра-       Воздушный
  вления движения движущихся предметов       бой, посадка

Продолжение приложения 2

 

 

 

 

№ п/п Вопросы Ответы Примечания
I И III
  Оценка ускоренных движений       Подъем
          самолета
  Оценка замедленных движений       Посадка
  Оценка пространственного соотношения        
  предметов        
  Оценка и сравнение на глаз небольших        
  расстояний (см, мм)        
  Оценка и сравнение длин и величин,       При спуске
  особенно при различном положении        
  сравниваемых предметов или при раз-        
  личном расстоянии, или при неодина-        
  ковом либо меняющемся положении        
  наблюдателя        
  Оценка углов, особенно прямых        
  Быстро узнавать небольшие отклонения        
  от предписанной формы (круг, прямой        
  угол, квадрат, параллельность двух        
  линий)        
  Быстро узнавать небольшую разницу        
  в форме, величине, расположении        
  (сортировка)        
  Оценка и сравнение на ощупь неболь-        
  ших расстояний        
  Сравнение расстояний, воспринятых        
  путем зрения и осязания        
  Находить зрительно воспринятую точку        
  в пространстве (дыру) посредством не-        
  видимого глазом движения (нащупы-        
  вания)        
  Узнавать направление, откуда исходит        
  звук        
  Быстро узнавать небольшие отклоне-       Планиро-
  ния в высоте тембра, тона, силе или       вание
  ритме звука        
  Быстро узнавать зрительные впечатления        
  Быстро и правильно читать        
  Быстро и правильно восполнять не-        
  полные впечатления        
  Разбираться в неясном почерке        

Продолжение приложения 2

 

 

 

 

№ п/п Вопросы Ответы Примечания
I II III
  Понимать неясное произношение        
  Точно и наглядно представлять себе       Различать
  предметы и их части (черчение в уме,       системы
  конструктивная фантазия)       самолета
  Понимать строение и работу машин        
  Пространственно представлять нари-       Контуры
  сованные предметы и представлять       самолетов
  себе проекцию на плоскость и разрез        
  пространственных предметов        
  Быстро и верно запечатлевать про-        
  странственные соотношения        
  Уверенно запечатлевать путем немно-       Во время
  гих повторений известную связь между       боевых
  явлениями       действий
  Способность запоминать большие цита-        
  ты и целиком их повторять        
  Уверенность при немедленном повто-        
  рении только что прочитанного        
  Уверенность при немедленном повто-        
  рении только что услышанного        
  Быстро вспоминать заученное на память        
  Точное и продолжительное воспомина-        
  ние о положениях, пережитых один раз        
  или редко        
  Точное и продолжительное воспомина-        
  ние о местах и путях, виденных один        
  раз или редко        
  Точное и продолжительное воспоми-        
  нание о людях, виденных один раз        
  или редко        
  Точная и продолжительная память        
  на слова (фамилии), слышанные или        
  виденные один раз или редко        
  Точная и продолжительная память        
  на числа, слышанные или виденные        
  один раз или редко        
  Точно и уверенно узнавать предметы        
  по их форме и величине        
  Правильно писать        
  Выполнять грубые и сильные движения        

Продолжение приложения 2

 

 

 

 

№ п/п Вопросы Ответы Примечания
I II III
  Выполнять малые и ловкие движения,        
  точно разделять малые (пальцев), уве-        
  ренно и спокойно выполнять предпи-        
  санные малые движения, особенно        
  правильно их направлять        
  Красивый и разборчивый почерк        
  Точно соразмерять движения, особенно        
  их силу (как, например, при работе мо-        
  лотом или при выдувании)        
  Уверенное и правильное выполнение        
  широких движений (руки) в отношении        
  направления и величины (например,        
  прицел)        
  Частое и быстрое повторение одного        
  и того же движения в течение долгого        
  времени (как при пилении)        
  Частая и быстрая смена движений од-        
  ной и той же конечности (руки, ноги)        
  Приноравливать темп собственных дви-        
  жений к данному постоянному темпу        
  (например, машины)        
  Приноравливать темп собственных дви-        
  жений к данному имеющемуся темпу        
  Способность при особых обстоятель-        
  ствах ускорять темп работы        
  Соединять в группы часто повторяю-        
  щуюся последовательность различных        
  движений (общий импульс)        
  Быстро отвечать на различные впечат-       Полет
  ления собственными различными дви-        
  жениями        
  Очень быстро и уверенно выбирать        
  между движениями, возможными        
  в определенном случае (присутствие        
  духа)        
  Быстро отвечать на неожиданное зри-       При обуче-
  тельное восприятие определенными       нии
  предписанными движениями        
  Быстро выполнять определенные пред-        
  писанные движения в определенной        
  фазе работы        

Продолжение приложения 2

 

 

 

 

№ п/п Вопросы Ответы Примечания
I II III
  Быстро отвечать на неожиданное слу-        
  ховое восприятие определенным движе-        
  нием        
  Быстро отвечать на неожиданное вос-       Полет
  приятие (осязательное или сопротивле-       в облаках,
  ние) определенным предписанным       штопор и
  движением       прочие
          фигуры
  Быстро отвечать на неожиданное нару-       Нарушение
  шение равновесия определенными       равновесия
  предписанными движениями       определяет-
          ся только
          зрением
  Быстро узнавать и различать неожидан-       В облаках
  ные перемены в ритме движения, быст-        
  ро отвечать на эти перемены опреде-        
  ленными предписанными движениями        
  Одновременно выполнять различными       В полете
  конечностями (руками, ногами) разно-        
  го рода работу        
  Быстрая смена различных деятельностей       В полете
  разных конечностей        
  Высокая степень упражняемости в раз-        
  ного рода движениях и их смене        
  Способность долгое время сохранять        
  непрерывное внимание к работе,        
  не уставая заметно и не понижая внима-        
  ния вследствие утомления        
  Долго переносить голод и жажду,        
  не истощаясь        
  Способность противостоять влиянию        
  погоды или нечувствительность к этому        
  влиянию        
  Подавление сонливости        
  Смена дневной и ночной работы        
  Продолжительное равномерное наблю-       При коррек-
  дение за одним предметом       тировке
  Продолжительное равномерное наблю-        
  дение за несколькими предметами по-        
  средством одного и того же органа        
  чувств (например, за различными ма-        

Продолжение приложения 2

 

 

 

 

№ и/п Вопросы Ответы Примечания
I И III
  шинами или за различными частями        
  одной и той же работы        
  Одновременно наблюдать различными        
  органами чувств (глаз, ухо), быстро от-        
  вечать на раздражение одного органа,        
  не понижая внимания к ощущениям        
  другого органа        
  Устанавливать внимание на определен-        
  ные повторяющиеся периоды рабочего        
  процесса        
  Величайшее напряжение внимания в       При совер-
  определенные моменты       шении фи-
          гур, ночной
          бой
  Быстро менять направление внимания,        
  готовность воспринимать все новые        
  ощущения        
  Способность не ослаблять внимания        
  (способность к этому) под влиянием        
  испуга или неожиданных впечатлений        
  Не ослаблять внимания в присутствии        
  лиц другого пола        
  Способность делать наблюдения без        
  того, чтобы сознательно и произвольно        
  направлять на них внимание        
  Переносить неприятные впечатления        
  (дурной запах, шум, грязь и пр.)        
  Способность переносить мелкие непри-        
  ятные ощущения (холодная вода, ожог,        
  царапина, удар электрического тока        
  и пр.) без потрясения        
  Однообразная работа        
  Работать не по схеме, самостоятельно        
  вносить изменения        
  Тщательно выполнять привычную работу        
  Изобретение известных приемов для        
  облегчения или ускорения предписанной        
  работы        
  Часто менять работу, не теряя лишнего        
  времени на приноравливание к новой        
  работе        

Продолжение приложения 2

 

№ п/п Вопросы Ответы Примечания
        I II III    
  Быстро приспосабливаться к новым        
  и непривычным требованиям        
  Соревнование        
  Совместная и дружная работа в общем        
  помещении        
  Долгое пребывание в одиночку и отсут-        
  ствие возможности общения с людьми        
  Согласование своей работы с другими        
  (товарищество)        
  Военная дисциплина        
  Работа более головой, чем мускулами,        
  напряжение ума, внимания        
  Самостоятельно думать и распоряжаться,        
  целесообразно распределять отдельные        
  фазы работы по месту и времени        
  Быстро принимать решение при изме-        
  нении положения        
  Совершать также опасную работу        
  Постоянство, некапризность, незави-        
  симость от настроения        
  Осторожность        
  Порядок, старательность, чистота        
  Терпение, способность медленно и        
  верно двигаться к цели        
  Приказывать        
ИЗ Энергичность, способность оживлять        
  работу и побуждать к ней, сообщая        
  другим свою волю        
  Умение обращаться с подчиненными,        
  быть с ними справедливыми        
  Тактичность, умение обращаться с людь-        
  ми различного общественного положе-        
  ния, характера и пр.        
  Повиноваться, в точности выполнять        
  предписания        
  Добросовестность, чувство долга, ис-        
  полнительность        
  Способность не давать мешать себе ра-        
  ботать даже лицам начальствующим        
  или опасным        

Продолжение приложения 2

 

№ п/п Вопросы Ответы Примечания
        I II III    
  Ответственность, способность занимать        
  ответственную должность        
  Абсолютная честность, свойство не со-        
  блазняться доверенными чужими веща-        
  ми или деньгами        
  Умение молчать        
  Всегда ровный и приятный характер        
  Самостоятельная организация, целесо-        
  образное распределение работы между        
  отдельными лицами        
  Самостоятельное комбинирование,        
  способность разбираться в фазах про-        
  цесса производства и отдельных частях        
  фабрики и их взаимном соотношении        
  Критическое отношение к своей работе        
  Критическое отношение к чужой работе        
  Быстро замечать и поправлять ошибоч-        
  ные впечатления        
  Быстрый и уверенный письменный счет        
  Быстрый и уверенный счет в уме        
  Умение выражаться письменно        
  Умение выражаться устно        
  Умение чертить        
  Умение рисовать        
  Хороший стиль        
  Выразительная мимика        
  Коротко и ясно спрашивать        
  Коротко и ясно отвечать        
  Способность подробно описывать        
  предмет или приспособление        
  Способность показывать что-нибудь        
  в разных видах и пояснять        
  Способность влиять на людей        
  Понимание абстракции        
  Малая внушаемость, способность        
  не поддаваться влиянию        
  Подражание чужой деятельности        
  Копировать чертежи        
  Копировать рисунки        

-


ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ «АНАЛИТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИОГРАММЫ» — ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА ПЕЙДЖИНГОВОЙ КОМПАНИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ОДНОГО КЛИЕНТА

 

 

Технологическая характеристика трудовых процессов Психологическая характеристика трудовых действий работника
Этап работы Технологические операции (заданные цели) Нормативные требования к исполнению Процесс выполнения действий субъектом труда (профессиональное поведение) Вид выполняемых психологических действий и операций Психологическая характеристика действий. Предполагаемые ПВК
Прием сообщения Услышать вызов клиента Работа в режиме ожидания. Готовность и распознавание обращения клиента Услышать, распознать через наушники голос клиента Перцептивное действие Слуховое восприятие. ПВК— нормальная острота слуха, концентрация внимания на сообщении
Начало общения с клиентом, приветствие клиента Произнести фразы, заданные в инструкции. Цель — побуждение к общению в заданном режиме Информировать клиента о начале связи с ним с помощью устной речи Коммуникативное действие Речевое взаимодействие. ПВК— четкая дикция; умение поддерживать контакт с разными клиентами; подвижность нервной системы

 


 

 

Окончание приложения 3
Технологическая характеристика трудовых процессов Психологическая характеристика трудовых действий работника
  Выяснить суть Выслушать и Выяснить суть Действия: пер- ПВК — слуховое восприя-
  сообщения правильно понять сообщения из цептивное, сло- тие; словесно-логический
    сообщение кли- потока речи кли- весно-логическое интеллект (способность вы-
    ента, повторить ента, проговорить (мысленное уточ- членить или уточнить текст
    его вслух (чтобы полученный текст нение формули- сообщения, распознать не-
    клиент убедился в сообщения, со- ровки сообще- разборчивую речь); социаль-
    том, что сообще- храняя вежли- ния); мнемиче- ный интеллект; кратковре-
 


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.38.5 (0.013 с.)