Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ранние исследования трудовых интересов работниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Роль интереса в труде, связь продуктивности трудовой деятельности и человека с его отношением к труду и профессиональным утомлением стала предметом исследования английских психоло-с момента образования в 1918 г. Института индустриальной пихологии в Лондоне (директор Чарльз Мейерс). В годы Первой мировой войны английские психологи искали пути повышения производительности труда, варианты его рационализации (в соотвествии с идеями Ф.Тейлора). В журнале этого института «Human Stors» за 1924 г. был поставлен вопрос о том, как соотносятся шетворенность работой и продуктивность. Отмечалось, что если работники находят интересным, новым для себя сам процесс работы, то без каких-либо дополнительных затрат будут работать меннee продуктивно. Чарльз Мейерс критиковал американских инженеров, считавших работающих людей живыми машинами. Более того, писал он, если инженеры и далее будут заниматься только машинами и мало интересоваться нуждами рабочих, то конфликт забастовки рабочих будут неизбежными и вполне оправдаными. Представители английской индустриальной психологии, сим образом, критиковали американское движение «человечес-инженерия» (Human engineering). В России лидером гуманистического отношения к трудящимся В. М. Бехтерев. В докладе на 1-й Всероссийской конференции НОТ (М., 1921) он высказал идею использования сознательного интереса рабочих к труду как главного способа повышения жзводительности труда и способа борьбы с утомлением. Бехтерев приводил такие аргументы: интерес к работе способствует выбросу в кровь стимуляторов энергии — адреналина и других веществ, усиливающих скорость кровотока, расширяющих просвет кровеносных сосудов и тем самым ускоряющих обменные юцессы. Поэтому наличие интереса к деятельности ведет к болеее высокой продуктивности труда и к тому же делает труд реально и объективно менее утомительным. На первых порах психологи изучали профессии, виды работы главным образом в целях профотбора. Американские психологи В. Скотт и Р.Клотье одними из первых в США ввели исследование интересов работников в анализ профессиональной работы (Scott W. D. & Clothier R.C., 1923). Таким образом, проблема отношения работников к труду оказалась в центре внимания многих Есихологов 1920-х гг., а не только Э.Мэйо и его коллег, участво-1вших в хоторнских экспериментах (см. гл. 1). Изучая профессиональные интересы, психологи подчеркивали их связь с продуктивностью труда работника. При этом применялись всевозможные способы повышения профессиональной мотивации: искали оптимальные формы заработной платы; пьта лись создать благоприятные условия на работе; вводили музыку регламентированные паузы для отдыха; частичное право собствен ности. Использовали и косвенные способы повышения мотива- ции: оценку компетентности, соперничество, чувство гордости (профессиональное достоинство), тщеславие, оригинальное изобретательность, лидерство, избегание негативных переживаний (страха, ужаса) и пр. (Fryer D., 1931). Дуглас Фрайер npo эмпирическое исследование профессиональных интересов, отношения к выполняемой работе с помощью опроса 500 работников Было обнаружено, что число недовольных своей работой приближается к 100 %, причем во всех случаях неудовлетворенность работой сопровождалась отсутствием интереса к самому труду (Fryer 1931, с. 454). Большинство опрошенных мечтали о другой работе, профессии, иной жизни: стенограф хотел заниматься литературным делом, клерк мечтал быть артистом, инженер-механик хотел бы стать священнослужителем, механик — разведчиком. Оказалось, что независимо от профессии люди мечтают о других видах деятельности. Складывалось впечатление, что это свойственно всем людям, они всегда будут недовольны своей жизнью и про- фессией. Счастье там, где нас нет! Д. Фрайер отмечая, что интере- сы разных людей и одного и того же человека в разное время различны, подчеркивал их изменчивую природу интересов. Более того, он подвергал сомнению саму постановку задачи — достиже- ния удовлетворенности работниками своим трудом как вряд ли вообще разрешимую задачу для индустриальной психологи (там же, с. 456). Д. Фрайер выражал крайнюю позицию, однако массовые опросы по поводу отношения рабочих к труду, проведенные в 20-е г.г. XX в. в разных странах, свидетельствовали о преобладании негативного отношения. Так, отечественный физиолог Д. И. Шатенштейн привел результаты опроса рабочих стран Западной Европы (данные Левенштейна), из которых следовало, что лишь 14 % опрошенных (из 5040 респондентов) отметили «радость», как преобладающее отношение к работе; для 16,7 % рабочих было типично «безразличие», для 1,6 % — «религиозное чувство»; для 63 % «отвращение» (Шатенштейн Д.И., 1931). Значение труда для личности Смысл конкретного труда для данной личности определяется совокупностью обстоятельств. К ним относятся система ценно- стей человека, усвоенная в детстве (или сложившаяся в предшест- вующий период жизни и актуальная в данный момент), место в жизни человека труда (как способа быть полезным людям и как социально приемлемого способа существования), а также сама трудовая деятельность, ее предметное и функциональное содержание, средства, условия, ее продукт. Что, кроме заработной платы, может привлекать людей в труде? Американский журналист Стадс Теркел «разговорил» в 1970-е гг. работающую Америку; он беседовал с людьми разных профессий, пытаясь выяснить, что держит людей на одном месте, что дает профессия работнику (Теркел С., 1978). В его книге можно найти симптомы того, что труд в жизни людей второй половины ХX в. становится все более важной ее частью. Здесь представлена богатая феноменология вариантов отношения американских граждан к работе, вот некоторые интересные примеры. • расхождение мечты и реальности (стюардесса); • негативное отношение к работе из-за неприемлемости ее целей и способов, их несоответствия моральным нормам личности (Распространительница подписки на газеты); • умение находить привлекательные стороны в тяжелых, гряз- • детектив в частном агентстве считает свою работу вполне подхо-дящей, она ему по душе, потому что «не надо торчать в конторе интересно иметь дело с людьми, приличная зарплата, работа нужная»; • электросварщик на сборочном конвейере мечтает стать «за-пасным рабочим», что означает иметь максимально высокую ква-лификацию, хорошую оплату, разную работу по дням недели; пианист в баре считает свою работу нужной, ибо он развлекает людей, ценит возможность общения с ними, ему нужна людская суета: «...моя игра — часть бизнеса развлечений и торговли спиртными напитками; если бы я получил 1 млн долларов на-ледства — все равно играл бы... заработок — не главное»; • кассирша в магазине самообслуживания гордится своей рабо- Яркие примеры разного смысла профессионального труда для человека обнаруживают ситуации, когда человек оказывается в положении безработного. Речь идет об огромных массах людей, не имеющих других источников существования в жизни, кроме труда. Гарри Маурер «разговорил» безработную Америку конца В70-Х гг. (Маурер Г., 1986). В книге представлено множество живых примеров того, как по-разному люди воспринимают свое безработное состояние. Многие считают ситуацию увольнения трагедией, иногда более тяжелой, чем развод, смерть близких. Это характерно для людей, в системе ценностей которых качественный труд занимал одно из высших мест. Но описаны также случаии, Качественные показатели роли труда в жизни людей дает статистика, отражающая состояние благополучия или неблагополучия, неустойчивости, сопровождающей рост безработицы. Американская статистика свидетельствует, что повышение безработицы на 1 % ведет к увеличению числа самоубийств на 4%убийств — на 5 %; при этом число пациентов психиатрические клиник увеличивается на 3 %, число заключенных в тюрьмах — на 4 %, на 2 % повышается уровень смертности в стране. Статистиками установлен критерий относительной приемлемости уровня безработицы: в США приемлемый порог незанятости населения 4,9 % (от всего трудоспособного населения). В США во второй половине 1980-х гг. в ситуации экономического кризиса число безработных достигало 8 % (10,3 млн человек). Это был самый большой пик безработицы со времен Великой депрессии начала 1930-х гг., когда безработными были 18 млн человек (Маурер Г., 1986). В России безработица росла с начала 1990-х гг., достигла пика Что может выступать в роли мотива труда? Максимально пол- ный ответ на этот вопрос в отечественной литературе дают А. И. Зе-личенко и А. Г. Шмелев (Зеличенко А. И., Шмелев А. Г., 1987). Эти!авторы выделяют группу факторов, которые могут повлиять на принятие решения о выборе профессии. Кроме того, они систематизировали многообразные факторы, связанные с самой трудовой деятельностью и внешние по отношению к ней (возможности,; предоставляемые профессиональной сферой для реализации целей, не связанных с самим трудом: например, достижение общественного статуса, материального благополучия, возможности отдыха, сохранения здоровья, психического развития и пр.). Представленный в данной работе «атлас» полезен в эмпирическом изучении мотивов труда, он демонстрирует читателю ограниченность существующих методик, направленных на диагностику мотивационно-смыс-ловых образований. Нередко психологи строят такие методики, закладывая в их основу избирательно отобранные варианты мотивов, игнорируя при этом богатство реальной мотивации труда. Рассмотрим далее концепции трудовой мотивации с точки зре-Ним их значения для практики научного управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.009 с.) |