Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профориентация и профконсультирование в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Работа в области психологии профориентации и помощи в профессиональном самоопределении была приоритетным направлением отечественных психотехников и педологов 20—30-х гг. XX в. По инициативе и при поддержке В.М.Бехтерева была организована сеть профконсультационных бюро при биржах труда. К 1930 г. в нашей стране насчитывалась 141 такая служба (Кларк А.Ф. и др., 1930). Школьные педологи проводили систематическую работу в области профориентационного просвещения школьников, исследовали их способности, склонности, интересы, совместно с медиками составляли профконсультационные заключения, в которых указывались рекомендации по выбору профессионального учебного заведения, профессии, противопоказания. Педологи работали в тесном контакте со школьными учителями, работниками профессиональных учебных заведений, представителями бир- жи труда (Болтунов А. П., 1932). Для оценки способностей применялись психологические тесты. Психологическое тестирование интеллекта, понимаемого как способность к обучению, широко использовалось при наборе слушателей рабочих факультетов вузов, при комплектовании профессиональных училищ. Психотехники и педологи использовали методы оценки индивидуально-психологических различий и концепции дифференциальной психологии А.Ф.Лазурского, В.Штерна (Руководство по..., 1929). Широко применялись тесты, разработанные Н.Д.Левитовым, М. Ю. Сыркиным, А. М. Мандрыкой, С. Я. Рубинштейн и др. Психотехники исследовали профессиональные интересы молодежи (Малис Г.Ю., 1928). В годы первых пятилеток с развертыванием социалистического строительства биржи труда были преобразованы в управления по трудовым ресурсам, безработица уступила место острой нехватке квалифицированных рабочих кадров. В условиях дефицита рабочих рук исчезли резервы кандидатов, из которых можно было бы отбирать пригодных к данной профессии, поэтому психологи перестали разрабатывать проблемы профессионального отбора. В постановлении ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) педология была объявлена лженаукой, запрещалась практика использования каких-либо тестов в оценке способностей. Таким образом, социальная практика, связанная с оценкой профессиональных способностей и склонностей, прогнозированием профессиональной успешности в интересах организаций или клиентов, прекратилась. Во второй половине 30-х гг. задачи выбора профессии с учетом интересов и склонностей личности выбирающего (оптанта) стали трактовать как «буржуазные пережитки», ибо личные интересы следовало без остатка подчинить интересам государства. Проблематика психологии профориентации начала восстанавливаться в 40 —50-е гг. (Архангельский С.Н., 1958; Благонадежи-на Л. В., 1955; Лукин Н.С., 1955; Эсаулов А.Ф., 1955 и др.). Исследуются профессиональные способности и возможности их развития: музыкальные способности и практический интеллект (Теп-лов Б.М., 1945, 1947) математические способности (Степанов А. В., 1952); психология изобразительного творчества (Кире-енко В.И., 1946 и др.). Развертываются исследования в области дифференциальной психофизиологии и психологии (Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов, В.С.Мерлин и др.). В 60-е гг. формируется направление, связанное с психологией профориентации и профконсультации. Научным центром в области профессиональной ориентации молодежи, помощи в ее профессиональном самоопределении стал отдел психологии труда ВНИИ профтехобразования в Ленинграде, которым руководил Е. А. Климов. Сотрудниками ВНИИ профтехобразования была про- ведена работа как в области психологического профессиоведения (см. гл. 2), так и в направлении разработки технологий профориентации и индивидуального консультирования оптантов. В России 90-х гг., в условиях перестройки идеологических и экономических основ общественной жизни, в ситуации конверсии военных предприятий и тяжелого экономического кризиса, породившего безработицу, психологическая помощь населению в области профориентации стала снова особенно актуальной. Министерство труда и социального развития РФ приняло постановление «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (от 27 сентября 1996 г. № 1), которое было утверждено Министерством юстиции РФ 31 октября 1996 г. № 1186 (Постановление..., 1996). Профессиональная ориентация определяется в данном документе как «компонент общечеловеческой культуры, в котором проявляется забота общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, о поддержке развития природных дарований, а также о проведении комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда». Важнейшими направлениями профориентации являются: профессиональная информация — ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, с содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, с требованиями профессий к работнику, с возможностями профессионального роста и развития; профессиональная консультация — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества; профессиональный подбор — предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической и медицинской диагностики; профессиональный отбор — определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (должности) в соответствии с нормативными требованиями; профессиональная, производственная и социальная адаптация — система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей в активном творческом труде, достижению высшего уровня профессионализма. Профориентация должна помочь в обеспечении социальных гарантий свободного выбора профессий в условиях рыночных отношений, содействовать балансу интересов человека и рынка труда, способствовать росту профессионализма личности, развитию индивидуального потенциала, формированию здорового образа жизни, удовлетворенности трудом. Методы осуществления профориентации — информирование (индивидуальное или групповое) в форме лекций, бесед или опосредованно через СМИ; психологическое и медицинское консультирование; использование методов психологической и медицинской диагностики; педагогические методы. Психологическая поддержка — система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания. Психологическая поддержка направлена на повышение конкурентоспособности личности на рынке труда, на помощь в процессе реализации профессиональной карьеры, на предупреждение негативных вариантов и тенденций развития личности, отклоняющегося поведения. Пути осуществления психологической поддержки — оптимизация психологического состояния человека, помощь в решении актуальных психологических проблем, препятствующих профессиональной самореализации личности. Основные направления психологической поддержки: психологическая профилактика — содействие полноценному развитию личности, малых групп и коллективов, профилактика социально-психологических конфликтов; психологическое консультирование — оказание помощи личности в самопознании, самооценке и адаптации в реальных жизненных ситуациях, в преодолении кризисов личностного развития, в достижении эмоциональной устойчивости (включая консультирование руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации); психологическая коррекция — активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Психологическая поддержка осуществляется с помощью методов психологического просвещения, психологического и психотерапевтического консультирования, психологической диагностики, психологического тренинга и психологической коррекции. Для координации обозначенных мероприятий образована государственная система районных, городских центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, которая курируется Всероссийским научно-практическим центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения при Министерстве труда и социального развития РФ. Центры занятости населения, региональные центры профессиональной ориентации обязаны осуществлять бесплатно проф-ориентационные мероприятия и оказывать психологическую помощь, в первую очередь незащищенным группам населения (безработным гражданам, воспитанникам детских домов и интернатов, инвалидам, беженцам и вынужденным переселенцам). Положение о профессиональной ориентации... предусматривает проведение работы психологами по профориентации и психологической помощи с нуждающимися лицам в рамках общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, в системе здравоохранения. Наряду с бесплатными формами работы предусмотрены дополнительные платные услуги, исследования в области профотбора, консультирования для учреждений, организаций на договорной основе. Таким образом, через 60 лет (после ликвидации педологической и психотехнической практики) в нашей стране, наконец, официально признана необходимость в организации психологических служб в интересах не только государства, но и частных лиц.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.255 (0.011 с.) |