Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция трудовой мотивации Д. Мак-КлелландаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Американский психолог Дэвид Мак-Клелланд основывался работах Генри Мюррея, выделившего в своих эмпирических ^следованиях 20 видов потребностей людей (в достижении, бегании наказания, избегании опасности, в самозащите, в |реодолении поражения, в аффилиации — стремлении быть при-ггым группой, во власти, в выражении агрессии, независи-юсти, доминантности, автономии, в пассивном повиновении, игре, в отвержении других, в уважении, эгоизме, социальнос-поиске покровителей, оказании помощи, порядке, сужде-ши-философствовании) (Психологические аспекты..., 1997, 196—197). Согласно идеям Мак-Клелланда для понимания вариантов типов трудового поведения людей достаточно характеристики трех видов потребностей и соответствующих им мотивов: потребности в достижениях (ПД), потребности в групповой пр!надлежности (ПП) и потребности во власти (ПВ). Потребность в достижениях понималась им как малоосознаное побуждение действовать максимально качественно и эффективно. Люди с преобладанием этой потребности, предпочитали ставить себе сложные задачи, преодолевать трудности, рисковать выбирают индивидуальные формы работы. При выборе профс сии, предпочитают виды труда, в которых есть четкие показате; трудовой эффективности. Потребность во власти проявляется в стремлении оказывать влияние на других людей, публично заявлять о себе. Такие люди ищут руководящих позиций в профессиональных сообществе любят азартные игры, нередко склонны к агрессивным действи- ям. Они предрасположены к повышенному кровяному давлению любят престижные вещи. Потребность в принадлежности (аффилиация — от англ. — прием в члены, присоединение) проявляется в стремле нии к теплым дружеским связям и отношениям. Такие люди пред -почитают групповые формы работы, они чувствительны к оцен- кам своего поведения со стороны других людей, избегают конф- ликтов, ситуаций соревнования. Мак-Клелланд установил, что каждого человека представлены все три потребности, но в разш пропорциях. Оказалось, что успешные лидеры и менеджеры сред -него и высшего звена отличаются высокой потребностью в дости- жении (ПД), низкой потребностью в принадлежности (ПП), уме -ренной потребностью во власти (ПВ) и развитым самоконтроле (Бояцис Р., 2001, с. 482—483). Если же все три вида потребностей выражены в умеренной форме, то такие люди, как правило, хорошие помощники, но не лидеры. Мак-Клелланд задался воп- росом: могут ли люди сознательно изменять значимость своих по требностей, мотивов? На этот вопрос он ответил утвердительно. Такое изменение возможно, но требует соответствующей поддерж- ки групповых норм и правил, условий труда. Он разработал про- цедуры специальных тренингов, усиливающих определенные мо- тивы. Успешность такого рода работы зависит от возможности ус- тановить обратную связь с наличными мотивами, понять соотно- шение мотива и успешности деятельности, от возможности со- здать эффективную группу поддержки (Бояцис Р., 2001). Мак Клелланд стремился оценивать реально достигнутые успехи, т. e степень эффективности предлагаемых мероприятий. Выявляя пре- обладающую мотивацию, он использовал модифицированный тематико-апперцептивный тест, подобный тесту X. Хекхаузена. Однако выявить указанные преобладающие мотивационные тен -денции можно и с помощью опросника (Пугачев В. П., 2000). Есть проблемы, которые нужно еще исследовать. Важно установить, в какой мере устойчивыми являются эти преобладающие потребности в онтогенезе личности. Насколько велики могут быть вариации в степени выраженности этих потребностей? Как соотносятся выделенные варианты преобладающих потребностей с другими их видами? Концепция трудовой мотивации Дж.Аткинсона Особое значение большинство психологов, ориентированных нa прикладные психологические исследования в промышленное -уделяют потребности в достижениях, ибо результат труда и его качество — главный объект рационализации, предмет заботы менеджеров и психологов. С точки зрения Джона Аткинсона (Atkin-son J.W., 1960), потребность достижения (как вариант самоактуа-лизации) проявляется двумя побуждениями — добиваться успеха избегать неудачи. Стремление к успеху — сила, вызывающая у индивида действия, ведущие к достижению результатов. Эта сила проявляется в направлении, интенсивности, настойчивости дей-твий человека. Стремление к избеганию неудачи — сила, подав-ляющая у индивида выполнение действий, способных, по мнению субъекта, привести к провалу. Это проявляется в желании выйти из ситуации, содержащей для человека потенциальную угрозу отрицательного хода событий. По модели Дж. Аткинсона конфликт между этими стремлениями образует некоторую результирующую мотивационную тенденцию, проявляющуюся в реаль-Юм поведении человека. Для измерения потребности в достиже-щи—избегании неудачи А. Мехрабиан разработал опросник, ко-рорый был модифицирован М.Ш.Магомед-Эминовым (1988). В дипломной работе Е.А.Скребцовой (1999), выполненной под руководством профессора Т.С.Кабаченко, на материале банков-жих руководителей среднего звена (всего 33 человека) показано, го максимум выраженности мотивации достижения как преоб-гадающей отмечается в 1-й период зрелости, т. е. у лиц 26 — 34 лет; минимум мотивации достижения встречается у работников стар-ше 45 лет (до 5 %). И напротив, мотивация избегания неудачи с возрастом все чаще становится преобладающей. Полученные данные порождают новые вопросы. Как влияют пол и тендер на мотивацию достижения и избегание неудачи? Являются ли выявленные соотношения типичными изменениями, свойственными людям разных возрастных групп в разных профессиях? Теория ожиданий В. Врума Виктор Врум разработал концепцию, объяснявшую, какие моменты следует учитывать, чтобы проектируемая система стиму- тирования труда была максимально действенной. Его теорию в огличие от предшествующих — структурных относят к группе процессуальных. В.Врум опирался на идеи К Л евина, в частности на его теорию динамических потребностей, объяснявшую процесс порождения новых потребностей (квазипотребностей) через воздействие на человека, формирование мотивационных ожиданий по отношению к новым объектам, обладающим до поры до времени лишь потенциальной валентностью. Например, новые товары, о которых люди не знают, не могут стать предметом их мечтаний, вожделений, их валентность нулевая. Но реклама (которая, как известно, — двигатель торговли) может поведать людям о редких и ценных качествах нового товара, и это может сформировать в их сознании мотивационное ожидание, а новый товар постепенно обретет свойства предмета потребности, получит валентность. В.Врум (1964) предложил формулу, помогающую оценить силу побудительной мотивации конкретного человека в его профессиональной деятельности: (Е - Р) • (Р - О) • В = М, где Е — усилия, которые затрачивает работник для достижения требуемого результата; Р — требуемые результаты труда; О — ожидание (оценка субъектом труда) установленного в данной организации вознаграждения за результаты; В — валентность вознаграждения (или субъективная значимость данной формы вознаграждения для данного работника); М — побудительная сила мотива труда для данного работника; Е — Р — первый сомножитель формулы — отражает не разность величин в математическом понимании, а оценку субъектом труда связи двух событий: затраченных усилий в труде и предполагаемого результата. Если труд организован так, что никакие усилия работника не могут привести к качественному требуемому результату, этот сомножитель стремится к нулю, в результате чего итоговая трудовая мотивация может снизиться до минимума; Р — О — второй сомножитель — также означает не ра шесть величин, а логическую связь предполагаемых результатов и ожидаемого вознаграждения. Если в организации результаты труда людей реально не учитываются, а заработная плата (как одна из форм вознаграждения) «выводится» бригадиром в зависимости от его отношений с членами бригады, то работник, не рассчитывающий на хорошее расположение бригадира, не будет выкладываться в труде. Побудительная сила его мотива труда может также стремиться к минимуму; В — валентность вознаграждения, ожидаемая субъектом труда его ценность также могут стремиться к минимуму, что приведет к снижению итоговой мотивации труда, если трудовые усилия, к своей компетентности или уважения своего человеческого досто- Н. Врум подчеркивает важность создания справедливой и эф-фективной системы учета и вознаграждения труда в организации. По существует и не менее значимая проблема — обеспечение адек-ватного,| того отображения действующей системы вознаграждения труди в сознании работников. Ведь если работник ошибочно в своем сошании оценит компоненты, детерминирующие мотивацию, то можно получить в итоге низкую и некачественную трудовую деятельность работника, который вполне мог бы стать успешным. Следовательно, если поставить задачу создания наиболее эффективной системы организации труда для получения на выходе максимально продуктивно и качественно работающих людей, менеджеры должны: а) проектировать способы стимулирования и оплаты труда, б) донести до сознания каждого работника особенности дей- в) понимать потребности каждого работника (в их развитии)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.89 (0.01 с.) |