Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация профессий для старшеклассниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее сложной является задача классификации профессий целях профессиональной ориентации школьников. Сложность включается в том, что классификация должна служить информа-щонной базой для соотнесения знаний о профессии, собствен-1ых предпочтениях и внутренних ресурсах. Эта классификация юлжна была быть свободной от второстепенных деталей, в ней геобходимо было отобрать самые важные, ключевые признаки трофессий. Такого рода классификация профессий для профориентации школьников была разработана Е. А. Климовым (1971). ней профессии предстают как многопризнаковые объекты. Харак-гристика конкретной профессии определяется сочетанием признаков, выбранных из некоторого множества по четырем уровням: типы профессий по предметному содержанию труда (Ч (чело-зек) — социономические, П (природа живая) — биономические, (техника и неживая природа) — технономические, 3 (знак) — [сигнономические, X (художественный образ) — артономические); «2) классы профессий по преобладающей цели трудовых задач (П — преобразовательные, Г — гностические, И — изыскательские); 3) отряды профессий по используемым орудиям труда (Р — ручным, М — механизированным, А — автоматизированным, Ф — функциональным); 4) группы профессий по условиям труда и их требованиям к человеку (Б — бытовые условия труда, О — работа на открытом воздухе, Н — необычные условия труда, связанные с наличием факторов вредности для здоровья, опасности, М — особые требования профессии к моральным качествам субъекта труда) (рис. 2). Анализируя конкретную профессию по указанным че-
тырем основаниям, можно со водителя пассажирского такси Профессии могут быть слож- ного состава и по предмету труда, и по целям действий, и по орудиям, и по условиям труда. Поэтому в каждой ячейке формулы профессии может быть не одна, а несколько букв, степень выраженности каждого признака может быть оценена в баллах: от 1 (минимальный вес) до 3 (максимальный вес) баллов. Пример. Составим формулу профессии «водитель пассажирского такси» (рис. 3). На I ярусе по предмету труда профессия водителя такси может быть отнесена к технономическому типу (так водитель должен знать и любить автомашины, уметь ремонтировать машину, понимать принцип ее работы, но не как конструктор или специалист-ремонтник, а как пользователь машины). Кроме того, эта профессия может быть отнесена к типу социономических, так как водитель обслуживает пассажиров, должен корректно вести себя, иметь достаточно развитый социальный интеллект. Водитель такси — сигнономическая профессия, ибо водитель должен хорошо ориентироваться в дорожных знаках (это специфический языковый код, правда, ограниченный в объеме), в карте города. В оценке целей трудовых задач (признаки II яруса) профессия водителя такси относится к отряду преобразовательных (П) с индексом «3», так как главной его задачей является преобразование местоположения клиента, его следует доставить по указанному адресу. При этом водитель выполняет и гностические задачи (Г), ориентируется в дорожном движении, контролирует правильность движения по выбранному маршруту (но здесь индекс 2, а не 3, так как эти цели лишь обслуживают достижение главного результирующего события — доставку пассажира по адресу). В процессе движения возникает множество проблемных ситуаций (например, закрыт проезд из-за ремонта улицы). Решение проблемных ситуаций требует творческого отношения к делу, реализуя практический интеллект. Но эта работа возникает эпизодически (поэтому оценка И]). Заполнение третьей клетки формулы требует анализа используемых водителем орудий труда (признаки III яруса). Ведущее средство труда водителя — автомашина (М3). Кроме того, при мелком ремонте водитель использует ручные орудия (отвертки, молоток и пр. — Р), индекс 1, ибо эти ситуации встречаются эпизодически. Функциональные орудия (Ф) также представлены в труде водителя, это его опыт, специальные знания и умения. Но индекс 2, а не 3, так как эти орудия труда лишь дополняют главное средство деятельности — автомашину. Четвертая клетка формулы — оценка условий труда водителя (признаки IV яруса). Он работает на открытом воздухе (О), так как корпус машины не спасает его от летней жары, зимней стужи, и, кроме того, он часто в течение смены выходит на воздух для помощи пассажиру. Индекс 2, а не 3, ибо машина отчасти защищает водителя от внешней среды. Профессия может быть отнесена также к группе с необычными условиями (Н), так как велика опасность аварий на дорогах, нападений преступников, заражения инфекциями от пассажиров (это серьезные опасности, поэтому индекс 3). Профессия предъявляет высокие требования к моральным качествам водителя (М), так как он несет ответственность за здоровье и безопасность пассажира и других участников дорож-юго движения (индекс 2). Данная классификация трактует мир профессий, конечно, уп-щенно, но все же позволяет установить ее взаимосвязь со склон-(остями, эмоциональными предпочтениями, способностями и граничениями человека, выбирающего профессию. Профессио-ральному психологу, однако, полезно уметь более подробно ори-ггироватъся в главных компонентах трудового поста профессионала. В этой связи студентам предлагается выполнить ряд заданий, которые помогут разобраться в существующих предметах и про-гах труда, средствах труда (задание 1 и 2). Для профконсультации и профориентации школьников и взрос-ых В. В. Гусейнова-Пчелинова (1991) разработала программу ана-ва профессий, которая содержит более подробные перечни при-шков (53 признака), упорядоченные в 10 групп по следующим жтериям: 1) предмет труда; 2) преобладающие цели профессио-гьных действий; 3) характер задач по степени интеллектуальный сложности; 4) факторы сложности труда, источники профессионального стресса; 5) используемые средства труда; 6) ин-дивидуальность—совместность труда; 7) преобладание исполни-тельских или организаторских функций; 8) тип профессиональ-ного общения; 9) виды риска и ответственности в труде; 10) фи-геские условия труда (микроклимат). Это вариант — промежу-точный между «школьной» 16-признаковой классификацией профессий и обширной программой анализа профессии (более 100 шзнаков), представленной в информационно-поисковой системe «Профессиография»; его несколько модифицированная форма дана в приложении 7. Анализ профессии осуществляется в процecce составления ее «формулы», он основан на экспертной оценке наличия или отсутствия каждого из признаков в изучаемой профессии. Такая экспертная оценка может проводиться профконсультан-том-психологом и (или) его клиентом на основании имеющегося текста описания профессии. Для этих целей могут быть использо-ваны профориентационные издания, энциклопедии, квалифика-щионные справочники («Мир профессий...»; «Человек и профес-сия» и др.). Клиент, обратившийся за помощью в выборе про-фессии к психологу, в процессе выполнения многократных экс-шертно-аналитических процедур такого рода овладевает системой объективных критериев и признаков, задающих психологи-(ческое разнообразие профессий, учится их сравнивать. И в ре- чультате у него вырабатывается важное внутреннее средство дея- тельности — категориальная основа для сопоставления сведени о разных профессиях, появляется возможность соотнести инфор- мацию о профессиях со своими ожиданиями, возможностями, ограничениями. Классификации профессий в целях профориентации требуют дальнейшего развития, уточнения, мониторинга (контроля) но -вых видов труда, изменения названий профессий. В. Е. Гаврилов предложил разбить каждый тип профессий на подгруппы, учиты- вающие цели, орудия и условия труда, результаты такой детали- зации представлены в табл. 4. Таблица 4. Классификация типов профессий на подтипы (Гаврилов В.Е., 1988)
В порядке дополнения можно было бы IV подгруппу представить в той же логике, которая работает в остальных случаях, и выделитъ группы профессий: создание новых и исследование существующих объектов в форме знаковых систем, языков, кодов; решение оперативных задач, требующих работы с информацией (текстами, цифровым материалом, чертежами, схемами, картами, звуковыми системами); коррекция, совершенствование, исправление знаковых систем. В настоящее время созданы специальные классификации: профессий социономического типа (Каверина Р.Д., 1978), группы этономических профессий (Смирнов А.И., 1979), группы гнос-1ческих профессий (Гаврилов В.Е., 1975). В рамках эргономики разработана классификация видов операторского труда (если рас-штривать оператора как работника, использующего автомати-5ские или автоматизированные средства труда): оператор-наблю-лтель, контролер; оператор-манипулятор; оператор-технолог; рператор-исследователь; оператор-руководитель (Зинченко В. П., Гунипов В.М., 1979, с. 127 - 128).
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.247 (0.012 с.) |