Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исследования проблем развития профессиональной компетентности и ее различных видов в акмеологии занимают особое место, так как профессиональная компетентность является главной составной частью профессионализма личности и деятельности, важным условиям становления профессионала. Мы не раз подчеркивали, что в повышении уровня профессиональной компетентности важное значение имеет интеллектуальное развитие. Само же повышение уровня компетентности служит стимулом к формированию новых навыков и умений, то есть росту профессионального мастерства. Развитие компетентности ужесточает личностно-профессиональные стандарты, положительно влияет на мотивацию личностных и профессиональных достижений. К тому же оно практически не имеет существенных ограничений, а это в свою очередь является ключом к расширению субъектного пространства. Роль профессиональной компетентности и ее акмеологическое значение трудно переоценить. Исследования профессиональной компетентности базируются на адекватном понимании ее сущностных характеристик, отражающих общее содержание самой категории компетентности. Речь об этом уже шла в первом разделе, но на обобщенном, концептуальном уровне. Рассмотрим акмеологический аспект проблемы компетентности более подробно. В науке компетентность (competentia — принадлежность по праву) — характеристика обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области. Существует и еще один аспект трактовки: competence — это законно принятая способность авторитетного лица совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий. Поэтому компетентный (competens — принадлежащий, соответствующий, способный) — это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы как подведомственные. С психологической точки зрения в содержании данных определений просматривается ряд взаимосвязанных особенностей, которые и обусловливают качественные характеристики этого свойства личности. Первая характеристика профессиональной компетентности называется гностической, или когнитивной, она отражает наличие необходимых профессиональных знаний. Их объем и уровень и являются главной характеристикой компетентности. Вторая — регулятивная, позволяющая использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач. Очевидно, что регулятивный компонент включает в себя проектировочную и конструктивную составляющие, проявляющиеся в умении прогнозировать и принимать эффективные решения. Третья — рефлексивно-статусная, дающая право за счет признания авторитетности действовать определенным образом. Четвертая — это нормативная характеристика, отражающая круг полномочий, сферу профессионального ведения. Наконец, пятая является коммуникативной характеристикой, так как пополнение знаний или практическая деятельность всегда осуществляются в процессе общения или взаимодействий. Таким образом, когда речь идет о компетентности в чем-либо, следует отмечать или выделять все названные компоненты. С этих позиций на уровне общего в акмеологических исследованиях необходимо подходить к изучению и развитию профессиональной компетентности и ее конкретных видов. На уровне особенного в профессиональной компетентности обязательно отражается специфика профессиональной деятельности, сумма специальных профессиональных знаний, особенности профессиональных отношений и пр. В качестве примера рассмотрим краткое изложение структуры профессиональной компетентности профконсультантов службы занятости. Проведенные исследования показали, что в силу характера выполняемой деятельности профессиональная компетентность включает основные компоненты: • профессионально-правовую компетентность (знание законодательства о труде и нормативных актов, распорядительных документов службы занятости на всех ее уровнях, методических материалов по профессиональному консультированию и пр.); • профессиологическую компетентность (система знаний о различных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональной деформации личности и пр.); • социально-перцептивную компетентность (ввиду того, что деятельность профконсультанта относится к системе «человек — человек», то необходима система знаний о типах личности, детерминантах поведения и отношений, восприятии и понимании человека человеком и пр.); • коммуникативную компетентность (ввиду того, что деятельность профконсультантов осуществляется в процессе общения, необходимы знания содержания различных форм межличностного общения, методов психологических воздействий, особенностей их применения). Профессиональная компетентность является обобщающей психологической и акмеологической категорией. Если ее рассматривать с системных позиций, то можно утверждать, что она не является неким монообразованием, а содержит различные взаимосвязанные компоненты. Это было показано на примере ее наличествующих главных характеристик: гностической, рефлексивно-статусной и др. К тому же на уровне особенного она, как отмечалось, может выступать в конкретных видах, отражающих специфику профессиональной деятельности и взаимодействий. В то же время, если данная деятельность относится к классам «человек — человек», «человек — коллектив», «человек — большие социальные группы», ее особенным видом является психологическая компетентность, которая без преувеличения является стержневой составной частью профессиональной компетентности и включающей: социально-перцептивную компетентность; социально-психологическую компетентность; аутопсихологическую; коммуникативную компетентность; психолого-педагогическую компетентность. Данные виды психологической компетентности, а также условия, факторы и технологии их развития стали объектами прикладных психологических и акмеологических исследований. Опишем некоторые из них. Психологическое и акмеологическое содержание социально-перцептивной компетентности рассматривалось с различных позиций. Было показано, что в ее основе лежат такие интегративные свойства и умения, как проницательность и наблюдательность. В процессуальном аспекте проницательность включает межличностное оценивание, стереотипизацию, классификацию, сравнение, сопоставление, анализ, рефлексию. В результате формируется образ другого человека, происходит понимание главных детерминант его поведения и отношений. Особое внимание в работах уделялось методам развития проницательности, базирующимся на фиксации и интерпретации неконтролируемых или слабо контролируемых форм поведения и различных индикаторов, отражающих внешний облик человека, его экспрессию, характеристики речи, цветопредпочтения, привычки, симпатии и пр. Это по сути является важным методом неинструментальной психологической диагностики. В психолого-акмеологических исследованиях разработано системное структурно-функциональное описание проницательности как специального вида социально-перцептивной компетентности, что позволяет определить конструктивные пути ее развития до акмеологического уровня. Данный подход к раскрытию содержания социально-перцептивной компетентности и путям ее развития является весьма перспективным. К тому же он доказал свою состоятельность при решении важных практических задач. Социально-перцептивная компетентность рассматривалась также и как система эмоционально-чувственного и интеллектуального восприятия, понимания и оценки социальных субъектов в деятельности и общении*. * Вегерчук И. Э. и др. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. — М: МГУ ПП, 1999.
Была разработана структурная модель социально-перцептивной компетентности, которая включала три подструктуры: потенциальную, процессуальную и результирующую. Оценка социально-перцептивной компетентности осуществлялась по таким характеристикам, как: • точность восприятия другого человека;» его понимание и оценивание; • способность системно реагировать на социальные субъекты; • возможность адекватно мысленно моделировать (структурно представлять) личностные особенности воспринимаемого. Кроме того, оценивались умения использовать при межличностном оценивании различные личностные индикаторы, а также разнообразие приемов оценивания и др. Существуют четыре уровня развития социально-перцептивной компетентности: • желаемый; • стабильный; • неудовлетворительный; • критический. Повышение уровня социально-перцептивной компетентности зависит не только от проницательности, но и от ее базисного свойства, каким является наблюдательность. Структура наблюдательности как базового качества и умения включает следующие компоненты: • перцептивный; • когнитивный; • рефлексивный; • эмпатийный; • мотивационный; • прогностический. Выявлены личностные качества, способствующие развитию наблюдательности. Разработана (в табличной форме) системная модель функционирования и развития наблюдательности. Важным научно-практическим результатом стали разработанные акмеологические тренинги развития наблюдательности, которые в короткие сроки позволяют существенно повысить уровень это ценного профессионально важного качества. Социально-перцептивная компетентность изучалась и в профессиональном общении. Было показано, что характеристиками такого вида социально-перцептивной компетентности являются: • гуманистическая направленность субъекта труда; • рефлексивно-перцептивные знания и умения; • позитивная профессиональная Я-концепция; • некоторые личностные свойства (интеллект, воля, эмпатия, наблюдательность, доброжелательность, эмоциональная теплота). Определены пути развития социально-перцептивной компетентности в профессиональном общении, основанные на рефлексивных знаниях и повышении уровня рефлексивной организации деятельности. Полученные результаты заслуживают внимания, в то же время их слабая систематизация и целенаправленность (ведь описанные свойства, качества и умения, вообще говоря, справедливы для развития и другого вида компетентности) говорят о необходимости строгого подхода к решению акмеологических задач. Если социально-перцептивная компетентность имеет важное значение в видах профессиональной деятельности, где осуществляется интенсивное общение и взаимодействия, то аутопсихологическая компетентность имеет ключевое значение для осуществления прогрессивного личностно-профессионального развития. От ее уровня зависят: • качество самоанализа; • адекватность самооценки; • уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важнейшие свойства. Аутопсихологическая компетентность важна при осуществлении развития путем включения в акмеологическую развивающую среду, где субъект развития осуществляет тесные взаимодействия со специалистами в процессе акмеологического эксперимента. Но ее роль особенно велика при осуществлении саморазвития, в том числе личностно-профессионального. С акмеологической точки зрения аутопсихологическая компетентность рассматривается как готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению свойств личности, ее поведения, деятельности и отношений в сторону прогрессивного личностно-профессионалъного развития. Кроме того, аутопсихологическая компетентность является следствием способности к целенаправленной ориентации во внутриличностном пространстве. Аутопсихологическая компетентность проявляется также в умении личности использовать и развивать собственные ресурсы, поэтому она является результатом особого рода психологической деятельности, которая относится к классу внутриличностной деятельности. Ее предметом является саморазвитие и самосовершенствование человека. Аутопсихологическая деятельность может иметь непроизвольный, произвольный и постпроизвольный характер. С акмеологической точки зрения особый интерес представляет произвольный вид аутопсихологической деятельности, которая характеризуется осознанностью, мотивированностью и контролируемостью. Сущностные характеристики аутопсихологической компетентности могут быть представлены с системных позиций. Аутопсихологическая компетентность представляется как система, включающая следующие структурные компоненты: • рефлексивный компонент, включающий способность осуществлять адекватную самооценку и эффективный самоконтроль, в том числе и их динамических характеристик; • проективный компонент, состоящий в способности осуществлять планирование развивающей самопреобразующей деятельности; • интрокоммуникативный компонент как системопреобразующий внутренний диалог; • конструктивный компонент, проявляющийся в способности осуществлять целенаправленные внутриличностные изменения; • организаторский компонент, выступающий в умении наращивать свои ресурсы для саморазвития; • прогностический компонент как способность и умение предвосхищать ключевые моменты своего развития. Таким образом, развитие аутопсихологической компетентности осуществляется преимущественно во внутриличностном пространстве с выходом в межличностное. Основным методом развития являются акмеологические технологии, применяемые в индивидуальной работе и с помощью групповых тренингов. В аутопсихологической компетентности акцентируются свойства личности, позволяющие направить активность человека на самопознание, адекватную самооценку, самоконтроль и самоуправление. Ее развитие возможно и с ориентацией на биоэнергетические ресурсы, что позволяет активно влиять на функциональные состояния и тем самым повышать стрессоустойчивость и работоспособность. Это развитие позволяет повысить уровень этического и экологического самосознания, ускорить процесс личностно-профессионального развития. Если рассматривать данную компетентность преимущественно в регуляторном плане как систему специальных умений, то актуализируется вопрос о наличии аутопсихологических способностей личности (АПС), условий и технологий их развития*. * Гусева А. С., Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей человека: методы и технологии. — М: РАГС, 2000.
Было доказано, что АПС оказывают сильное влияние на такой компонент саморазвития, как самосовершенствование. Эти способности операционализируют процессы энергоинформационного преобразования у развивающейся личности и включают интериоризацию, рефлексию и внутреннюю адаптацию, информацию о потенциальных возможностях в самосовершенствовании. Были разработаны акмеологические технологии развития таких способностей до высокого уровня, обусловленного требованиями профессионализма. Представленная схема структурного содержания психологической компетентности, включающей социально-перцептивный, социально-психологический, аутопсихологический, коммуникативный и психолого-педагогический виды компетентности постоянно развивается и совершенствуется. Обосновано наличие и других видов психологической компетентности, которые являются важной составной частью профессиональной компетентности. Среди них особо следует выделить рефлексивную и конфликтологическую компетентность. Рефлексия как отражение, система информативных обратных связей играет огромную роль в развитии личности, ее деятельности, общении, отношениях и взаимодействиях. Рефлексивные компоненты содержатся во всех видах профессиональной и психологической компетентности. В психологии и акмеологии отмечены связи между уровнем развития рефлексии и продуктивности личностно-профессионального развития, правда, эта связь нелинейная. Все это актуализировало проблему изучения и развития рефлексивной компетентности. Рефлексивная компетентность — это профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностно-профессионального развития, повышает креативность деятельности*. * Степанов С. Ю., Полшцук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. — М.: РАГС, 1996.
Рефлексивная компетентность состоит в осведомленности относительно процессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыслении и преодолении стереотипов мышления и образования нового инновационного содержания. Это важное профессиональное свойство личности, позитивно влияющее на процессы личностно-профессионального развития. Особенно велика роль рефлексивной компетентности в переосмыслении личностного и профессионального опыта, что способствует формированию новых профессиональных эталонов и стандартов, стимулирующих развитие. Проведенные исследования показали, что структура рефлексивной компетентности включает в себя: • знания о ролевых функциях и позициональной организации коллективного взаимодействия (кооперативный тип рефлексии); • представления о внутреннем мире другого человека, психологических детерминантах его активности и отношений (коммуникативный тип рефлексии); • представления о своих поступках и отношениях, образ собственного «Я» как индивидуальности (личностный тип рефлексии); «знания об объектах и способах взаимодействия с ними (интеллектуальный тип рефлексии). На основе разработанной модели рефлексивной компетентности были созданы и апробированы соответствующие технологии ее развития, которые относятся к классу психологических и акмеологических практикумов и тренингов, в частности, рефлексивно-инновационный тренинг. Их применение позволяет повысить уровень профессионализма субъектов управленческой деятельности по отдельным критериям и показателям в среднем на 10-15%. Важным видом профессиональной и психологической компетентности является конфликтологическая компетентность. Актуальность ее обоснования и изучения обусловлена значительным увеличением числа конфликтов, имеющих негативные разрушительные последствия. Умение разрешать конфликты и управлять ими стало важнейшей характеристикой профессионализма специалистов и руководителей, осуществляющих свою деятельность в системах «человек — человек» и «человек — коллектив». Конфликтологическая компетентность рассматривается как когнитивно-регуляторная подструктура профессионализма личности и деятельности позволяющая предвосхищать конфликты, разрешать их на справедливой основе, оказывать психологическое воздействие на конфликтующие стороны с целью снижения негативных последствий конфликтов. В проведенных исследованиях была определена и описана психологическая структура конфликтологической компетентности, включающая ряд взаимосвязанных компонентов: • гностического (знания о причинах возникновения конфликтов, закономерностях и этапах его развития и протекания, особенностях поведения, общения и деятельности оппонентов, их психических состояниях, применяемых приемах конфликтного противоборства, психологических характеристик конфликтных личностей); • регулятивного, или конструктивного (умения воздействовать на оппонентов, влиять на их оценки, суждения, мотивы противоборства, умения разрешать конфликт на справедливой и конструктивной основе, в том числе выступая в качестве «третейского судьи», умения формировать общественное мнение по отношению к оппонентам, организовывать работу в постконфликтной ситуации); • проектировочного (умения на основе имеющихся знаний умения предвосхищать поведение и деятельность оппонентов в конфликте, его влияние на психологический климат в коллективе, последствия для организации); • рефлексивно-статусного (развитая рефлексивная организация деятельности и отношений, рефлексия собственного поведения и общения, отражения иерархических отношений); • нормативного (знание корпоративных этических норм поведения и отношений, следование им). В психолого-акмеологических исследованиях были разработаны различные виды системного описания конфликтологической компетентности по данным структурным компонентом с раскрытием содержания необходимых знаний, умений, личностно-профессиональных качеств и детерминант развития (объективные и субъективные условия и факторы, психологические механизмы)*. * Денисов О. И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. — М.: МААН, 2000; Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. - Калуга: КГПУ, 2002.
Разработаны акмеологические технологии и специальные тренинги для развития конфликтологической компетентности. Существует специальный вид психологической компетентности, который необходим руководителям для осуществления эффективного антикризисного управления. Значимость его подтверждена акмеологическими исследования профессионализма руководителей в сложных ситуациях управления, характерных для переходного периода. Для кризисов характерны различные острые психологические проявления: снижение доверия, возрастание конфликтов, преобладание негативных эмоциональных состояний, неуверенность, снижение трудовой мотивации и пр. Поэтому психологическая компетентность в условиях антикризисного управления стала объектом специальных акмеологических исследований. Было показано, что она является системой, включающей семь относительно самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем или подструктур*. * Игельник М. С. Психологическая компетентность руководителя и эффективность антикризисного управления. — М.: МААН, 2002.
Подструктура социально-перцептивной компетентности. Она играет особую роль в восприятии и понимании личностных особенностей управленческой команды и персонала, их психических и эмоциональных состояний в экстремальных условиях кризиса, оказывающих сильное влияние на поведение и отношения Подструктура социально-психологической компетентности, включающая знания, отражающие изменения групповых процессов и функций при действии экстремальных факторов, характерных для кризисов, и самих кризисных явлений, интеллектуальные умения получать и анализировать психологическую информацию, умения точно ориентироваться в социальных ситуациях, выделять их детерминанты, предвидеть их исходы, высокий уровень интеллектуальных способностей, рефлексию, эмпатию. Подструктура аутопсихологической компетентности, включающая рефлексивные знания и личностно-профессиональные качества, обеспечивающие высокую психологическую устойчивость, готовность к управленческой деятельности в кризисных условиях, способствующих лидерскому поведению, вызывающих доверие со стороны персонала, способствующих осуществлению влияния на окружающих. Подструктура коммуникативной компетентности, представляющая систему знаний о видах, различных формах, методах и факторах эффективности делового, служебно-товарищеского, субординационного и доверительного общения, о методах психологического воздействия на партнеров по общению, об их особенностях в условиях затрудненного общения при действии экстремальных факторов, о влиянии негативных психических эмоциональных состояний на восприятие, понимание и осмысление информации, систему специальных коммуникативных умений, позволяющих осуществлять эффективное общение, влиять на партнеров по общению в различных ситуациях взаимодействий и находящихся в различных (в том числе и негативных) психических эмоциональных состояниях. Подструктура психолого-педагогической компетентности, включающая знания и умения стабилизировать настроения и отношения, формировать доверие, уверенность, благоприятный морально-психологический климат. Данные подструктуры образуют единую систему психологической компетентности руководителя в условиях антикризисного управления. Такая компетентность может повышаться и развиваться с помощью акмеологических методов и технологий. Специальный вид профессиональной компетентности, базирующийся на социально-перцептивном, социально-психологическом и профессиологическом видах компетентности, имеет непосредственное отношение к практике работы с персоналом, раскрытию кадрового потенциала организации. Это профессиональная компетентность субъекта кадровой работы*. * Дроздов И. Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Владивосток: ПИППКГС, 1997.
Данный вид компетентности имеет следующие структурные составляющие: • методическая компетентность в области средств и способов отбора кандидатов, оценки их профессиональных умений и профессионально важных качеств, предполагающая способность выделять критерии и показатели, владение психологическими методами оценивания, умения анализировать и объяснять полученные факты; • социально-психологическая компетентность; • профессионально-управленческая компетентность, проявляющаяся в знании особенностей функционирования конкретного субъекта в общей системе профессиональных взаимодействий. Весовые коэффициенты каждого вида компетентности составляют соответственно: 0,32; 0,16 и 0,52. Описаны характеристики «оценочной» деятельности таких специалистов:» быстрота оценивания; • точность оценивания; • соотносимость результатов оценивания с данными, полученными в результате использования инструментальных методов психодиагностики; • прогностичность оценок; • надежность оценивания и оценок; • степень организованности оценочной деятельности. Разработана модель тренингового развития компетентности в оценочной деятельности. Выявлены субъективные факторы развития данного вида компетентности: • наблюдательность; • проницательность; • умение анализировать и составлять классификации и типологии; • направленность на взаимодействие; • интерес к личности; • внимательность; • умение управлять своими состояниями и эмоциями. Психолого-акмеологические исследования профессиональной компетентности, ее специальных видов как составляющих профессионализма личности и деятельности, условий и факторов развития осуществляются масштабно и интенсивно. Значительное внимание уделяется акмеологическим аспектам развития коммуникативной компетентности, культурологической, социальной компетентности и другим видам. Их результаты позволили подойти к обоснованию новой акмеологической категории — акмеологической компетентности, которая в общем виде рассматривается как когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сфера его профессионального ведения включает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.7.116 (0.011 с.) |