Раздел 1. Теоретические и методологические основы акмеологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теоретические и методологические основы акмеологии



Введение

 

Акмеология — новая наука, уверенно заявившая о себе в конце вось­мидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус — была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. В различных вузах Российской Федерации были организованы кафедры акмеологии. Через аспирантуру и докторантуру начата под­готовка кадров высшей квалификации по специальности 19.00.13 — психология развития, акмеология. В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и других городов были организо­ваны диссертационные советы по данной специальности. В 1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная акаде­мия акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петер­бурге и отделениями в Москве, крупных регионах России и за рубежом. В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно про­водиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии. В Моск­ве был создан Международный акмеологический институт — первое учебное заведение для подготовки специалистов-акмеологов высшей квалификации.

Следует подчеркнуть, что научный приоритет в создании акмеоло­гии по всеобщему признанию принадлежит России. За рубежом к ак­меологии проявляется повышенный интерес, особенно к тем научным направлениям, которые непосредственно связаны с развитием профес­сионализма личности и деятельности.

Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредст­венно связано с именами многих выдающихся российских ученых и прежде всего члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева. Именно их научные идеи и интуиция, талант организаторов, энергия и жиз­неутверждающий оптимизм позволили акмеологии в короткие сроки уверенно занять ведущие позиции в системе наук о человеке. По их инициативе и с их непосредственным участием были созданы кафед­ры и отделения акмеологии в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее филиалах, Калужском государствен­ном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского, Северо-Осетинском государственном университете, ряде высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Воронежа, Шуи и других городов. Под руководством лидеров этих направлений успешно защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, созданы научные школы, увидели свет десятки монографий и сборников.

Столь стремительное становление и развитие акмеологии обуслов­лено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало та­лантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привле­кательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.

Акмеология развивается в полном соответствии с логикой разви­тия научного знания. На первом этапе своего становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм деятельности учителей. В это время увидели свет книги Н. В. Кузьминой, которые стали по-настоящему этапными для утверждения акмеологии*. В них акмеологическое знание было доказательно представлено как акту­альное, самостоятельное и высокоэффективное. Но главным все же стало доказательство его универсальности. Несмотря на то что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производ­ственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятель­ности. Эта мысль была развита в совместной работе А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой**.

 

* Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990; Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. — СПб., 1993.

** Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин про­фессионализма — М.: РАУ, 1993.

 

В этом же году академиком РАО А. А. Бодалевым была выпущена работа*, имевшая чрезвычайно важное научное значение, потому что в ней был четко описан методологический строй акмеологии.

* Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993.

 

Наконец, в 1993 году была опубликована брошюра* В. Г. Зазыкина и А. П. Чернышева, в которой значительное внимание было уделено обоснованию собственно акмеологических методов изучения и разви­тия профессионализма.

* Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессиона­лизма. - М.: НИИ ВО, 1993.

 

Эти и другие работы стали своеобразным научным плацдармом для интенсивного развития теоретических и прикладных акмеологичес­ких исследований. В 1995 году под редакцией А. А. Деркача выходит в свет фундаментальная коллективная монография «Основы общей и прикладной акмеологии»*. В данном труде были обобщены многие ак­меологические исследования, уточнена методологическая и теорети­ческая основа акмеологии, определены ее важнейшие научные на­правления, описаны главные результаты, в том числе и конкретных прикладных исследований, обозначены научные перспективы.

* Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 1995.

 

После выхода данного труда интенсивность акмеологических ис­следований существенно возросла. Свои монографические работы по различным проблемам и направлениям акмеологии опубликовали ве­дущие ученые-акмеологи О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, Н. А. Ко­валь, Н. И. Конюхов, Н. А. Корниенко, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А. С. Огнев, В. В. Петрусинский, А. А. Реан, И. Н. Семенов, М. Ф. Секач, А. П. Ситников, С. Ю. Степа­нов, Ю. В. Синягин и многие другие.

Этапным для акмеологии многие специалисты называют фунда­ментальный пятитомный труд «Акмеология: личностное и профес­сиональное развитие человека», в котором было не только система­тизировано накопленное акмеологическое знание, но и впервые были сформулированы акмеологические законы*.

*Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 т. / Под ред. А. А. Деркача. - М.: 2000-2001.

 

Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации, что является характерным для многих развивающихся наук. Появились новые самостоятельные научные на­правления — педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях, управленческая акмеология. В стадии формирования находятся юридическая и медицинская акмеология, активно разрабатываются акмеологические про­блемы в сфере социальной работы, экономики и спорта. В то же время дифференциация науки усилила потребность в интеграции акмеологического знания, уточнении его теоретико-методологических осно­ваний и тенденций развития, в акмеологических исследованиях обоб­щающего характера. Такие исследования необходимы не только для углубления разработки теории акмеологии, они нужны для улучше­ния качества подготовки специалистов-акмеологов. Вследствие этого остро стал вопрос о подготовке учебного пособия по акмеологии. Та­кое учебное пособие было издано в 2000 году* и стало методическим обеспечением читаемых курсов по акмеологии не только в КГПУ, но и ряде других высших учебных заведений. В нем были изложены ре­зультаты исследований авторов в области интеграции акмеологического знания:

• категориально-понятийный аппарат;

• общие и частные принципы акмеологического исследования;

• закономерности, методы акмеологического исследования;

• концепции развития профессионализма и профессионала.

* Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга, 2000.

 

Эти знания необходимы для вхождения в акмеологическую пробле­матику, ориентации в мире задач, связанных с изучением прогрес­сивного развития зрелой личности и ее профессионализма. Данное учебное пособие вызвало большой интерес у специалистов, которые высказали немало ценных замечаний и предложений авторам, направ­ленных на его улучшение. В результате в 2001 году увидело свет его второе издание, которое авторами было существенно дополнено и до­работано. В нем, в частности, впервые был представлен краткий акмеологический словарь, в котором обоснованы основополагающие по­нятия и категории акмеологии. В этом же году вышло двухтомное учебное пособие «Общая и прикладная акмеология»*.

* Общая и прикладная акмеология. Ч. 1, 2 / Под ред. А. А. Деркача. — М.: 2001.

 

В 2002 году вышел первый большой (40 п. л.) учебник «Акмеоло­гия», подготовленный в Российской академии государственной служ­бы при Президенте Российской Федерации авторским коллективом под общей редакцией А. А. Деркача*.

* Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.

 

В то же время потребность в издании учебно-методической лите­ратуры по акмеологии не уменьшилась. В частности, появилась необ­ходимость публикации таких учебно-методических пособий, которые отличались бы единой определяющей логикой изложения и были бы ориентированы на решение практических проблем. Таковым видится настоящее учебное пособие. В его основу положено обобщение акмео­логических исследований, выполненных авторами, представителями их научных школ и другими специалистами-акмеологами, а также опыт чтения курса «Акмеология» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и других вузах России.

Авторы будут признательны всем, кто поддержал идею написания данного учебного пособия по акмеологии и высказал свои пожелания и предложения.

А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин

Москва

2002-2003 гг.

 

 

Акмеологические методы

 

Прежде всего хотелось бы обратиться к методам, применяемым в акмеологии, и, конечно же, к собственно акмеологическим методам, потому что от них зависит результативность акмеологических иссле­дований и эффективность решения практических задач. На ранних этапах становления акмеологии и по настоящее время акмеологов ин­тересовали вопросы правомочности применения общенаучных мето­дов и методов некоторых наук, прежде всего психологии. Проведен­ные исследования доказали такую правомочность. В акмеологических кругах сложилось устойчивое мнение, что, вообще говоря, акмеологическими можно считать любые научные методы, помогающие эф­фективно решать акмеологические задачи и проблемы. При этом, правда, делалась принципиальная оговорка, что точнее было бы называть такие методы — методами акмеологических исследований, но при этом отмечалось, что в акмеологии уже созданы собственные ориги­нальные акмеологические методы и этот процесс продолжается.

Как нами неоднократно подчеркивалось, методы акмеологических исследований отличаются значительным разнообразием. Составление классификаций методов акмеологических исследований является сложной теоретической проблемой. В настоящее время ее разработка осуществляется в теоретической акмеологии. Можно утверждать, что уже получены перспективные результаты. Считается, что все научные методы, применяемые в акмеологии, можно классифицировать по двум основаниям, соответственно выделив теоретические и инстру­ментально-практические. В свою очередь, данные два класса методов содержат несколько подгрупп. В своем единстве они образуют следу­ющую систему.*

* Анисимов С. А., Деркач А. А., Конюхов Н. И., Павлов Б. С. Методы акмеоло­гических исследований. — М.: РАГС, 2000.

 

В этой системе в класс теоретических методов акмеологических ис­следований входят:

а) логические: анализ, синтез, индукция, дедукция, мысленный экс­перимент;

б) математические методы анализа: корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминатный, кластерный и др.;

в) междисциплинарные методы-подходы: комплексный, систем­ный, функциональный, генетический, лонгитюдный, модельный, биографический, ситуативный и др.

В класс инструментально-практических методов исследования входят:

а) общенаучные: наблюдение, эксперимент, экспертные оценки;

б) методы частых наук:

психологические (тестирование, наблюдение, беседа, самона­блюдение, самоотчет, психосемантические);

социологические (перепись, опрос, интервьюирование, анкети­рование);

психофизиологические;

в) акмеологические.

Данная классификация общенаучных и частных методов акмеоло­гических исследований может быть принята как базисная, хотя, очевидно, возможно ее дополнение и коррекция. В то же время важной перспективной задачей является ее наполнение акмеологическим со­держанием, то есть непосредственная демонстрация возможностей перечисленных методов, описание процедур их применения при ре­шении конкретных акмеологических проблем.

Отдавая должное многим из отмеченных методов, подчеркнем, что все же ведущую роль в акмеологических исследованиях и акмеологической практике играют психологические методы. Пожалуй, нет такой акмеологической задачи или проблемы, в решении которой в той или иной мере они не использовались. В то же время в их применении существует один важный момент: анализ полученных данных, их ос­мысление и интерпретация в значительной степени осуществляются с акмеологических, а не только исключительно психологических пози­ций. В результате сугубо психологические методы как бы приобрета­ют новое качество, акмеологическую специфику.

Для пояснения данной мысли проведем аспектный сравнительный анализ между подходами, принятыми в акмеологии и профессиональ­ной психологии и психологии труда, направленными на изучение и развитие профессионального мастерства и профессионализма. В на­стоящее время при решении актуальных практических задач, связан­ных с подбором кадров, их расстановкой, аттестацией, определением путей их профессионального развития и роста, часто применяется профессиологический, или профессиографический, подход. В рамках данного подхода осуществляется разработка профессиограмм, психо­грамм, проводятся профессиографические описания, определяется профессиональная пригодность субъекта труда к конкретному виду профессиональной деятельности, выявляются психологические и иные противопоказания. Профессиограммы позволяют не только дать ка­чественное описание профессиональной деятельности, но и сформу­лировать нормативные требования к специалистам, а психограммы — к их психическим процессам, функциям и психологическим качест­вам, которые влияют на эффективность профессиональной деятель­ности. Но с акмеологической точки зрения важным является то об­щее, что их объединяет, — они нацелены, как подчеркивается в таких работах, на достижение определенного уровня профессиональных знаний, умений и навыков, которые бы обеспечили субъекту обще­ственно-приемлемое качество труда.

Данное качество — это принципиальный момент — по сути дела яв­ляется средним, не наивысшим для данных условий осуществления деятельности. Оно обеспечивает стабильное функционирование социально-экономической системы, когда не ставятся задачи высоких про­фессиональных достижений и когда сама система не является про­грессивно развивающейся. Данный уровень, по существу, является базисным и выполняет важные общественные функции. Это уровень, если использовать математические образы, необходимого, но не дос­таточного. Проблема достаточного уровня возникает тогда, когда ста­вятся задачи крупных количественных изменений, сопровождающихся качественными скачками. Следовательно, для масштабных достиже­ний высоких и наивысших показателей в труде необходимо ведение кадровой работы с опорой на качественно иные методы, ориентирую­щие на наивысшие показатели. В психологии эта проблема, естествен­но, хорошо осознавалась. Так, неоднократно отмечалось, что «...психо­грамма, составленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода требования: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомпенсируемые свойства и должны предъявляться к любому сред­нему работнику, во-вторых, только желательные, определяющие воз­можность достижения высокого уровня профессионального мастер­ства»*.

* Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и ин­женерная психология. — Л.: ЛГУ, 1979.

 

Но проблема-то состоит в том, что пути выполнения второго требова­ния, строго говоря, определены не были. Для того чтобы сформулиро­вать эти «желаемые требования», необходимо отчетливо представлять, чем же в психологическом плане профессиональное мастерство отли­чается от общественно-приемлемой квалификации, каковы психологи­ческие отличия профессионала своего дела от среднего специалиста.

На эти и другие сходные вопросы как раз и призвана отвечать акмеология, потому что профессиональная психология и психология труда к этому оказались недостаточно готовыми в силу специфики своего предмета и научной ориентации. В то же время было бы несправедли­вым утверждать, что эта проблема не разрабатывалась в психологии вообще. Широко известны труды Е. А. Климова, К. К. Платонова, Г. Г. Голубева, А. К. Марковой и др. о психологической сущности мастерства. Определенным шагом в разработке проблем профессионализма яви­лась концепция В. Д. Шадрикова о психологических профессиональ­но важных качествах (ПВК), согласно которой ПВК — это качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на ее эф­фективность по основным показателям (таковыми могут являться об­щесоматические или нейродинамические свойства, индивидуальные особенности психических процессов и функций, характеристики на­правленности личности и пр.). Однако подобные работы не решали в полной мере проблему формирования и развития профессионализма. Только со становлением акмеологии проблемы профессионализма стали объектами углубленных и систематизированных научных ис­следований.

Применение психологических методов в акмеологических иссле­дованиях и при решении различных задач в основном базируется на описании характеристик состояний субъекта на разных стадиях раз­вития — начальной («стартовый» период), промежуточных и завер­шающих. Описание этих характеристик осуществляется с помощью методов психологической диагностики. Психологическая диагности­ка (психодиагностика) — область психологической науки, разрабаты­вающая методы выявления и измерения индивидуально-психологи­ческих особенностей личности.

В самом общем виде психодиагностика рассматривается как наука и практика постановки психологического диагноза.

В отличие от медицины и психиатрии термин «диагноз» трактует­ся не как характеристика отклонения от «нормы» (т. е. нормального функционирования или развития), а как характеристика состояния конкретного объекта, в психологических задачах — это главным обра­зом личность. Для психодиагноста-практика объектом являются «ин­дивидуальные отличия и эмпирическая целостность личности», он всегда ориентирован на поиск известных психологических закономер­ностей у практически неизвестного обследуемого. В психологической диагностике при решении акмеологических задач широко использу­ются традиционные психологические методы — тестирование, выпол­нение заданий, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, шка­лирование и пр.

Следует подчеркнуть, что психологическая диагностика в ее тради­ционном виде применяется лишь на начальных этапах изучения раз­вития личности. На всех остальных, особенно на завершающих речь идет уже об акмеологической диагностике. Акмеологическая диагнос­тика — особый вид комплексного, междисциплинарного, интегративного познания, находящегося между подлинным знанием о сущности особенностей процесса личностно-профессионального развития чело­века и распознанием единичных явлений и проблемных ситуаций в этом процессе*.

* Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. - М.: РАГС, 2002.

 

Проще говоря, это диагностика всего психологического «того», что способствует прогрессивному личностно-профессиональному раз­витию на уровне общего, особенного и единичного. Акмеологическая диагностика должна прослеживать процесс позитивных изменений до желаемого результата. Объектами акмеологической диагностики яв­ляются значимые характеристики личностно-профессионального раз­вития, предметом — механизмы и факторы, обусловливающие процессы изменений при развитии. Таким образом, акмеологическая диагно­стика отличается от психологической прежде всего своей направлен­ностью на определенные характеристики изучаемого объекта.

Другая группа психологических методов, называемых психологи­ческими технологиями, применяется в акмеологии при решении задач развития личности. Более подробно они будут рассмотрены позже.

Подводя итоги обсуждению применения психологических методов в акмеологических исследованиях и акмеологической практике, хоте­лось бы отметить, что в этом случае психологические методы не только обретают акмеологическое содержание, но и еще свойство комплемен­тарности, то есть взаимодополнимости. В этом случае метод, приме­няемый, к примеру, для осуществления психодиагностики, может одновременно служить и средством развития. Это было показано в зада­чах развития мышления, расширения сознания, улучшения самооцен­ки личности. Комплементарные методы, задавая личности смысловое, координатное пространство, в котором она должна «разместить» себя, одновременно показывают и направление актуализации и развития. В этом их акмеологическое содержание.

Важнейшим общенаучным методом, постоянно применяемым в ак­меологических исследованиях и при решении практических акмео­логических задач, является метод сравнения (сравнительный анализ). Собственно говоря, формирование методической системы акмеологии началось именно с него. На первых этапах становления акмеологии как науки этот метод применялся преимущественно в виде сравни­тельного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятель­ности по основным ее структурным характеристикам: общей продук­тивности, эффективности действий и операций, алгоритмам решения задач, разнообразию навыков и умений, их гибкости, временным, креа­тивным и иным характеристикам и пр.

В дальнейшем такой сравнительный анализ стал осуществляться не только по данным характеристикам, но и на уровне общей психологи­ческой структуры деятельности и ее базисных компонентов (психоло­гических составляющих): характеристикам «образа-цели», антиципации, планирования, алгоритмической основы, принятия решений, эта­лонам качества деятельности.

Иными словами, сравнение уже осуществлялось по базисным ха­рактеристикам системы профессионализма деятельности. Сравни­тельный анализ может осуществляться и по другой, в какой-то мере произвольной, но отражающей основные характеристики качества выполнения деятельности, системе показателей или параметров, кото­рые образуют некое структурированное множество, называемое «эта­лонным пространством профессионального мастерства», что было показано на примерах освоения летного мастерства, «движения к про­фессионализму асов»*.

* Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессиона­лизма. - М.: НИИ ВО, 1993.

 

Однако и в данном случае — это сравнение характеристик высоко-и малопродуктивной деятельности.

Практика акмеологических исследований показала, что этот метод дает надежные результаты, он и по настоящее время широко применя­ется в акмеологии. В то же время в соответствии с методологическим принципом единства личности и деятельности необходимо осуществ­лять сравнение также и личностных характеристик, обеспечивающих успешность деятельности. В частности, помимо деятельностных по­казателей следует сравнивать личностные характеристики и свойства профессионалов высокого класса, осуществляющих свою деятель­ность с высокой продуктивностью, и «середнячков», у которых дея­тельность средне- или малопродуктивная. В результате этого даются ответы на вопросы — за счет чего, каких свойств и качеств личности, какого уровня их развития достигается высокая продуктивность дея­тельности. Или же — каких свойств и качеств, а также уровня их раз­вития не хватает для существенного повышения эффективности и надежности деятельности. Формирование групп профессионалов и «середнячков» для такого сравнения осуществляется в основном с по­мощью экспертной оценки. Определение характеристик и показате­лей производится с опорой на традиционные для психологии мето­ды — психодиагностики, наблюдения и интервью, но, как отмечалось, в акмеологическом ракурсе. Исходя из определения профессионализ­ма личности и профессионала, такому сравнению подлежат следую­щие характеристики:

• психологические профессионально важные качества, определяе­мые в ходе профессиографического анализа деятельности, а так­же степень их выраженности;

• мотивы профессиональной деятельности и достижений;

• личностно-профессиональные стандарты и эталоны;

• общие и специальные акмеологические инварианты профессио­нализма.

В качестве иллюстрации к сказанному хотелось бы сослаться на ори­гинальное исследование, где был наглядно и убедительно реализован данный метод, хотя это исследование не называлось акмеологическим*.

* Фетисова Е. В. Штрихи к психологическому портрету артистов балета / Психологический журнал. — 1991 — Т. 12 — № 3.

 

Объектами исследований были солисты балета ведущих россий­ских музыкальных театров. Методом экспертной оценки были выде­лены три группы артистов: звезды, «середнячки» и те, у кого очень вы­сокий, но не реализованный в сценической деятельности творческий потенциал. Сравнивались особенности мотивации творческой дея­тельности, система отношений, самооценка, уровень и направленность рефлексии, доминирующие эмоциональные состояния и характерис­тики эмоционального слуха как индикатора креативности. Были по­лучены данные, свидетельствующие о существенных различиях по данным показателям у представителей данных групп. В частности, у «середнячков» отмечена невысокая мотивация достижений, «размы­тость» или отсутствие эталонов в творчестве. У нереализованных — неадекватно завышенная самооценка, эгоцентричность направленно­сти личности, низкая рефлексия, изначальная конфронтационность во взаимодействиях, недостаток волевых качеств и упорства. Резуль­таты данных исследований послужили основой для составления про­грамм индивидуального развития и психокоррекции.

Теперь обратимся еще к одному очень важному методу акмеологии. Предваряя его описание, хотелось бы напомнить, что методические основы акмеологии формировались из понимания ее сущности как интегративной дисциплины. Поэтому акмеологические исследования направлены на получение двух уровней знаний — теоретического и эмпирического, что позволяет всесторонне изучать объект исследова­ний. Теоретический уровень исследований связан прежде всего с проведением анализа, обобщениями, выявлением тенденций и законо­мерностей. Эмпирическое исследование всегда базируется на непо­средственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает проведение экспериментов, наблюдение, общение, получение эмпирических фактов для выявления существующих свя­зей и отношений. Обобщенным предметом любого эмпирического исследования являются изменения состояний объекта, которые про­слеживаются в опыте, выявления причин и составляющих таких изме­нений, то есть проведения анализа. Таким образом, сущностью многих теоретических и эмпирических исследований является собственно анализ, позволяющий определять структуру, состав, механизмы, де­терминанты, причинно-следственные, функциональные и иные связи. Сказанное имеет самое прямое отношение и к акмеологическим ис­следованиям. В акмеологических исследованиях и акмеологической практике, в этом нетрудно убедиться, центральным звеном является собственно акмеологический анализ. Акмеологический анализ — это метод акмеологического исследования, состоящий в «разложении це­лого на части», то есть выявлении главных акмеологических детерми­нант развития.

Акмеологический анализ позволяет выявить определяющие акмеологические условия и факторы, инварианты профессионализма. С его помощью строятся прогнозы и выбираются пути и способы развития личности и ее профессионализма. Акмеологический анализ должен также включать поиск закономерностей, механизмов, способствую­щих достижению профессионализма или препятствующих этому. Как и акмеологическая диагностика, акмеологический анализ, к примеру, отличается от анализа психологического прежде всего своей направ­ленностью, методический же инструментарий его проведения может быть практически тем же. Возможности акмеологического анализа будут продемонстрированы во втором разделе книги на примерах ре­шения практических задач.

Важным и конструктивным методом решения акмеологических за­дач является акмеологическая экспертиза. Ее также с полным правом можно отнести к методам акмеологии. Акмеологическая экспертиза — это комплексная оценка субъектов труда, направленная на выявление уровня их профессионализма и резервов его повышения, а также ре­зервов личностного совершенствования*.

* Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.

 

Акмеологическая экспертиза тесно связана с акмеологической ди­агностикой. Часто именно эксперты определяют, какие диагностиче­ские методы следует применять при решении акмеологических задач и как интерпретировать их результаты. Кроме того, только экспертная оценка является единственно возможным методом исследования в случае высокой сложности объекта исследования или при неполной информации о нем.

В процессе акмеологической экспертизы применяют, собственно, те же методы, что и в экспертизе, осуществляемой в других научных областях. Отличием является их объектная и предметная направлен­ность. В решении акмеологических задач применяются индивидуаль­ные (с последующим обобщением) и групповые методы экспертной оценки, которые, в свою очередь, бывают:

• морфологическими, основанными на качественно строгих описа­ниях;

• рейтинговыми;

• проективного оценивания;

• парного сравнения;

• ролевого списка.

К экспертам, проводящим акмеологическую экспертизу, предъяв­ляются жесткие требования, касающиеся их научной компетентности и квалификации, объективности, ориентированности на поиск исти­ны и ответственности. Количество экспертов и оцениваемых ими па­раметров определяется с помощью точных методов, известных из тео­рии экспертного оценивания*.

*Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. И. В. Бестужева-Лады. — М.: Мысль, 1972.

 

Акмеологическая экспертиза как акмеологический метод находит­ся на стадии своего становления, однако уже разрабатываются проек­ты ее автоматизированных вариантов, которые должны сочетаться с индивидуальной и групповой экспертными оценками в виде дискуссий.

На данном этапе развития акмеологии все более пристальное вни­мание стало уделяться возможности проведения акмеологических экс­периментов. Эксперимент в акмеологии рассматривается как метод исследования, в рамках которого акмеолог варьирует условия станов­ления специалиста и характер возникающих качественных позитив­ных изменений в его личностном и профессиональном развитии.

Акмеологический эксперимент призван выявлять и проверять устой­чивые отношения, зависимости и акмеологические закономерности. Кроме того, эксперимент в акмеологии призван способствовать прогрессивному личностно-профессиональному развитию. Иными слова­ми, в настоящее время создаются необходимые предпосылки для со­здания экспериментальной акмеологии.

В акмеологии эксперимент проводится с непосредственным учас­тием субъекта деятельности и развития в ходе выполнения трудовой деятельности. Такой эксперимент осуществляется в интересах не только акмеолога, проводящего его, а прежде всего — самого субъекта, поэтому экспериментатор и испытуемый являются в нем союзниками, так как у них общие главные интересы. Эта ситуация является в изве­стной мере уникальной, не характерной для других наук.

Эксперимент в акмеологии отличается следующими особенностями:

• объектом является взрослый, уже сложившийся человек, что за­трудняет варьирование переменными;

• необходимо согласие испытуемого на варьирование переменны­ми в ходе эксперимента, так как это приведет к его личностным изменениям, возможно, необратимым;

• на личностно-профессиональное развитие оказывают влияние также неконтролируемые переменные, поэтому достигаемые личностно-значимые результаты могут и не соответствовать за­
планированным;

• не исключено, что некоторые процессы изменений в личностно-профессиональном развитии могут быть скрытно протекающи­ми, что затруднит их контроль и оценку, поэтому в организации акмеологического эксперимента следует особое внимание уделить выбору методов, позволяющих точно регистрировать необходи­мые параметры.

В процессе акмеологического эксперимента изменениям подлежат следующие свойства и характеристики субъекта развития:

• уровни продуктивности профессиональной деятельности (до вы­сокого и наивысшего);

• уровни зрелости личности (мотивы, отношения, особенности про­фессионального сознания и пр.);

• психические новообразования, являющиеся своеобразными плац­дармами дальнейшего прогрессивного развития;

• этапы становления субъекта деятельности и развития как про­фессионала.

В настоящее время в акмеологии хорошие результаты дают следу­ющие виды экспериментов: естественный, формирующий и преобра­зующий. Среди них следует выделить естественный эксперимент, как наиболее соответствующий логике и специфике акмеологических исследований. В нем субъект труда и развития осуществляет свою жизнедеятельность в естественных условиях. Воздействия в нем осу­ществляются преимущественно на мотивационную и ценностную сфе­ры личности. Важное значение имеют формирующие акмеологические эксперименты, в которых с помощью психологических и акмеологиче­ских технологий осуществляется развитие определенных свойств и качеств личности. Преобразующий эксперимент призван осуществ­лять мысленное моделирование процессов и результатов развития. Данные виды экспериментов решают, если так можно выразиться, так­тические акмеологические задачи, поэтому для достижения постав­ленных целей считается необходимым проведение комплекса акмео­логических экспериментов, а не какого-то одного его вида.

Экспериментальная акмеология сейчас находится на начальном этапе своего становления, поэтому ее методический арсенал будет по­стоянно совершенствоваться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.87.137 (0.102 с.)