Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические основания акмеологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методология — это учение о научных принципах и методе познания. Первоначально методология стала предметом философской рефлексии и выступала как система социально апробированных принципов и правил познания в их соотношении с законами объективной действительности. Методология хотя и имеет тесные связи с теорией, но не является ей тождественной. В настоящее время принято считать, что теория является результатом процесса познания, а методология определяет способы достижения и построения этого знания*. * Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
Методология носит общий характер, но все же она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Иными словами, методология выступает в качестве общей системы объяснительных принципов или подходов к познанию и позволяет определять, как при данном предмете и объекте проводить научные исследования. Разработка методологического основания акмеологии началась с момента ее формирования как науки. Специфичность предмета, объекта и целей акмеологии заставили исследователей сконцентрировать свое внимание на принципах и способах познания. В результате проведенных теоретико-методологических исследований, объединенных общей идеей прогрессивного развития зрелой личности при достижении вершин в развитии и поиске соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека, была обоснована система методологических принципов акмеологии. Методологические принципы, применяемые в акмеологических исследованиях, являются, с одной стороны, общими для наук, входящих в комплекс человекознания, с другой стороны, имеют конкретное акмеологическое содержание. Хотелось бы отметить, что в научных исследованиях при решении методологических проблем понятия «принцип» и «подход» нередко разделяют. Например, можно встретить термины «системный подход» и «принцип системности». Поясним нашу позицию в этом вопросе: • принципом в науке называют основное исходное теоретическое положение, руководящую идею; • подход — это особый синтез знания, базирующийся на определенных принципах. Таким образом, между подходом и принципом существуют самые тесные связи. Некоторые признанные ученые-психологи и философы их практически отождествляют. В частности, известный отечественный психолог К. К. Платонов так и писал: «Системный подход — это принцип психологии, заключающийся в понимании каждого человека как системы»*. * Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982.
А. В. Брушлинский придерживался сходной точки зрения, высказываясь буквально — «...субъектный подход или принцип субъектности...». Не вдаваясь в науковедческие вопросы соотношения данных категорий, отметим, что здесь мы исходим из позиций их близости. Проведенные теоретические и методологические исследования позволили обосновать и описать акмеологическое содержание общих и частных методологических принципов, которые являются основополагающими для акмеологии. Это в первую очередь следующие принципы: • комплексности; • системности; • субъекта; • детерминизма; • социальной детерминации личности; • принципы развития, гуманизма и др. Остановимся на важнейших из них. Принцип комплексности, или комплексный подход, нацелен на интеграцию знания о различных качествах, свойствах и состояниях человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность. Разработка комплексного подхода связана с именем Б. Г. Ананьева, который сформулировал задачу целостного подхода к изучению человека и интеграции знаний о нем. Общими характеристиками комплексного подхода являются: направленность на выявление многоаспектности, многофакторности, разнородности онтологических детерминант и составляющих. В гуманитарных дисциплинах ориентация на комплексность исследований привела к появлению новой научной области — человекознанию, Поставившей своей целью создание целостного интегративного подхода в изучении человека. Комплексный подход в акмеологии нацелен на интеграцию разноуровневого знания о закономерностях и механизмах прогрессивного развития человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. Специфика комплексного подхода в акмеологии состоит также в том, что он задает ориентацию на единство изучения и реального совершенствования человека. Системный подход отличается от комплексного, хотя очень тесно связан с ним. Основная его идея заключается в изучении объекта как целого, но состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорганизованного. Системный подход появился и активно разрабатывался в кибернетике (Л. Берталанфи, Н. Винер, A.И. Берг), общей теории систем (Дж. Гиг, Н. Н. Моисеев, В. Н. Садовский, В. Кинг и др.), философии (В. П. Кузьмин, Э. Г. Юдин и др.), физиологии (П. К. Анохин, К. В. Судаков и др.), когда возникла необходимость изучения и создания очень сложных объектов, имеющих различную природу. В психологических исследованиях системный подход получил свое мощное развитие, благодаря трудам А. А. Бодалева, B. А. Ганзена, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова и др. Были разработаны системные описания психологического знания, структуры личности, психических состояний, деятельности, некоторых психических функций. В акмеологии принцип системности позволяет раскрыть содержание прогрессивного развития личности и ее личностно-профессионального развития как акмеологической системы. Существует мнение, что специфика системного подхода в акмеологии состоит в том, что ее объекты не имеют четко выраженного уровневого системного строения, так как динамические изменения, связанные с развитием, гетерохронность этих процессов делают структуру весьма подвижной и переменчивой, хотя при этом образы-цели системы выделены весьма отчетливо. Такая точка зрения отражает нынешний уровень состояния акмеологической науки. Думается, что по мере совершенствования теории акмеологии, ее методологических основ системные идеи получат более интенсивное развитие, и системные описания акмеологических объектов будут соответствовать требованиям данного подхода. Разработка теоретико-методологических основ акмеологии на основе системного подхода является ее актуальным перспективным теоретическим научным направлением. Однако уже сейчас на базе имеющихся акмеологических знаний можно наметить общие контуры этого направления. В частности, при рассмотрении прогрессивного личностно-профессионального развития можно вполне обоснованно говорить о существовании акмеологической системы профессионализма. Ее системообразующим фактором может являться идеальный образ личности, достигшей вершины в своем развитии, некий личностный эталон профессиональных, социальных и индивидуальных достижений. В то же время системообразующим фактором может быть и принятый стандарт профессионализма личности и деятельности. Сам субъект развития может рассматриваться и как объект воздействий и самовоздействий в процессе прогрессивных личностно-профессиональных изменений. Такое понимание акмеологического системообразующего фактора в научных исследованиях часто отождествляется с рассмотрением развивающейся личности преимущественно как субъекта (К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, А. С. Огнев и др.). Субъект деятельности в процессе личностно-профессионального развития так же может быть представлен как сложная система, описываемая с помощью известных в психологии схем, например, с помощью концепции К. К. Платонова о функционально-динамической структуре личности, концепции личности В. С. Мерлина или системных психологических описаний, предложенных В. А. Ганзеном. Структурными компонентами или подсистемами в акмеологической системе являются, помимо субъекта деятельности, система навыков и умений, система мотивов, эталонов и идеалов АКМЕ. Данная система является многоуровневой, описываемой уровнями развития личностных свойств и профессионализма. Средства воздействия в акмеологической системе могут быть также разнообразными — от самовоздействий до обучения, разнообразными являются существующие в системе прямые и обратные связи. Повторимся, это лишь эскизное представление, данная проблема требует специальной теоретической проработки. Субъектный подход. На данном этапе он нередко провозглашается как парадигмальный для акмеологии (К. А. Абульханова, В. Г. Асеев, А. В. Брушлинский, А. С. Огнев и др.), рассматривается как главный, определяющий. Данный принцип основан на идее С. Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность совершенствования человека. В акмеологии человек рассматривается как субъект совершенствования (как самосовершенствования, так и опосредованного акмеологическими технологиями), что предусматривает ее высокую свободную самостоятельность и активность в выборе целей, эталонов. Выдвижение на первые «парадигмальные» позиции принципа субъектности, по нашему мнению, требует глубокого обоснования. Приводимая аргументация сейчас порою является скорее своеобразной реакцией на устоявшееся понимание сущности личности «как совокупности общественных отношений» и стремления выйти за эти рамки. Хотя, по образному выражению А. В. Брушлинского, «...настоящая личность всегда является субъектом». Принципы психологического детерминизма и развития (К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев, А. В. Брушлинский, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн), разработанные в психологии, можно смело считать также имеющими выраженное акмеологическое содержание. Определение внутренних условий, побуждающих к саморазвитию, детерминант этого развития должны стать важной составляющей любого акмеологического исследования. Специфика принципа детерминизма в акмеологии проявляется по нескольким направлениям. Первое состоит в том, что акмеология внутренние условия личности рассматривает как побудительные причины и детерминанты развития. Второе — движущей силой развития является сама личность. Третье — процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию: внутреннюю (раскрытие потенциала) и внешнюю (осознаваемые и принимаемые внешние воздействия). При этом социальная детерминация все более переходит на индивидуальный уровень. Принцип развития в акмеологии понимается, если так можно выразиться, однонаправленно — ориентация только на прогрессивное развитие, на самосовершенствование личности. При этом само развитие человека должно осуществляться в планах развития как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. В силу отмечаемого многими гетерохронного характера развития в акмеологии речь не идет пока о гармоничном развитии, в то же время многие исследователи подчеркивают необходимость стремления к этому. Применение принципа развития в акмеологии предполагает: • понимание развития как совершенствования, движения к зрелости, высшему уровню; • признание субъектного характера развития; • осуществление развития через противоречия, разрешаемые субъектом; • индивидуальный характер развития; • многоплановость развития в разных сферах; • реализацию потенциала в процессе развития. Характерной чертой понимания личностного развития в акмеологии является его связь с развитием культуры. Поэтому в акмеологии поставлена проблема культуры личности как результата развития и способа жизнедеятельности. Следующий важный методологический принцип заключается в необходимости изучения человека в его прогрессивном развитии как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности. Этот принцип применительно к главной задаче нынешнего этапа становления акмеологии предполагает изучение развития профессионализма в многообразии личностных проявлений. В современных акмеологических исследованиях, как отмечалось, профессионал рассматривается главным образом как индивид и субъект труда, в меньшей степени как личность, еще меньшей — как индивидуальность. По мере развития акмеологии этот принцип будет реализовываться в полной мере. В акмеологических исследованиях провозглашается методологический принцип, получивший свое широкое распространение в психологии, согласно которому необходимо изучать два равноценных объекта — человека и деятельность. Иными словами, нельзя изучать человека в отрыве от его деятельности и деятельность без субъекта труда. Реализация данного принципа в акмеологии осуществилась в раскрытии содержания важнейшей акмеологической категории на ее данном этапе — «профессионализм». Предложено рассмотрение профессионализма в диалектическом единстве его свойств как профессионализма личности и профессионализма деятельности. Отдельное изолированное изучение профессионализма деятельности или профессионализма личности методологически неверно. Но данный принцип не ограничивается вопросами профессионализма, особенно если рассматривать самосовершенствование как особую деятельность. Применение данного принципа в силу его глубокого содержания в акмеологии требует специальных исследований. Анализ результатов акмеологических исследований, как показывает практика, целесообразно осуществлять с опорой на методологический принцип, состоящий в изучении «общего в отдельном». Он реализуется в поиске общего, особенного и единичного в том, что связано с прогрессивным развитием зрелой личности. В акмеологических исследованиях данный принцип, в частности, проявлялся в изучении общих закономерностей формирования профессионализма. Причем как в закономерностях, характерных для конкретной профессиональной деятельности, так и в изучении индивидуальных траекторий движения к профессиональному мастерству. Данный принцип был реализован в определении общих и специфических акмеологических инвариантов профессионализма. Методологический принцип активности. При всей его содержательной очевидности и значимости он требует особого пояснения. Обоснованный в своем первом «инженерно-психологическом варианте» как принцип активного оператора, он получил свое дальнейшее развитие и в акмеологических исследованиях. Данный принцип нередко рассматривается как частный вариант принципа субъектности и предусматривает доминирующую роль субъекта труда в определении траекторий движения к профессионализму, выборе средств и методов личностно-профессионального развития. В акмеологических исследованиях следует особое внимание обращать на то, что является устойчивым, относительно неизменным в прогрессивном развитии личности и ее профессионализма. Поиск таких устойчивых закономерностей, свойств, качеств и характеристик должен осуществляться с опорой на принцип инвариантности. Данный принцип был разработан в кибернетике, применен в инженерной психологии для создания инвариантных систем «человек — машина». В акмеологии он использовался для разработки концепции акмеологических инвариантов профессионализма деятельности специалистов в особых условиях. Его идея заключается в определении сходных параметров профессионализма на уровне общего и особенного, причем эти параметры носят инвариантный (то есть в известной мере независимый) характер. Иными словами, в структуре профессионализма есть составляющие, присущие всем профессионалам независимо от специфики их деятельности, поэтому развитие профессионализма должно начинаться в первую очередь с них. Методологический принцип гуманизма также является одним из важнейших для акмеологии. Его применение в самом общем виде позволяет констатировать, что акмеологическое знание должно быть направлено в первую очередь на интересы человека, его прогрессивное личностное и профессиональное развитие. Задача акмеологии в соответствии с данным принципом состоит в том, чтобы развивать человека до уровня гуманистических требований общества или до уровня, который он в определил для себя сам. Не опасаясь обвинений в декларации индивидуализма, акмеология, согласно данному принципу, ориентирует личность на нее самое, но в то же время данная ориентация не означает развитие «за счет других». В акмеологических исследованиях обоснованы и описаны частные методологические принципы акмеологии, имеющие частный характер: психосоциальный, оптимизации, прагматичности, реалистичности и пр.* * Общая и прикладная акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2001.
Отмеченные общие и частные методологические принципы определяют методологическое пространство акмеологических исследований, специфику и ориентации акмеологии, ее подходы к человеку, социальную и личностную потребность в данной области знания. Они позволили уточнить акмеологическую специфику ее объекта — развивающуюся личность, субъектный характер этого развития, направленный на достижение высшего уровня. В результате теоретико-методологических исследований была разработана методологическая модель предмета акмеологии, констатирующая переход от реального состояния, качества и уровня развития личности (и ее профессионализма) к будущему идеальному. Модель включает следующее: • интегральную характеристику наличного состояния и потенциала личности; • алгоритмы и способы его развития; • образ будущего состояния; • описание контрольных механизмов и функционирования обратных связей. Алгоритм представляет собой механизм, отражающий сущность акмеологических закономерностей, интегрирующих варианты и характеристики способов действия, развития и связей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.012 с.) |