Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основания акмеологии

Поиск

 

Методология — это учение о научных принципах и методе позна­ния. Первоначально методология стала предметом философской реф­лексии и выступала как система социально апробированных прин­ципов и правил познания в их соотношении с законами объективной действительности. Методология хотя и имеет тесные связи с теорией, но не является ей тождественной. В настоящее время принято счи­тать, что теория является результатом процесса познания, а методо­логия определяет способы достижения и построения этого знания*.

* Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.

 

Методология носит общий характер, но все же она конкретизирует­ся применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Иными словами, методология выступает в качестве общей системы объяснительных принципов или подходов к познанию и позволяет определять, как при данном предмете и объекте проводить научные исследования.

Разработка методологического основания акмеологии началась с момента ее формирования как науки. Специфичность предмета, объекта и целей акмеологии заставили исследователей сконцентриро­вать свое внимание на принципах и способах познания. В результате проведенных теоретико-методологических исследований, объединен­ных общей идеей прогрессивного развития зрелой личности при дос­тижении вершин в развитии и поиске соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека, была обосно­вана система методологических принципов акмеологии. Методоло­гические принципы, применяемые в акмеологических исследованиях, являются, с одной стороны, общими для наук, входящих в комплекс человекознания, с другой стороны, имеют конкретное акмеологическое содержание.

Хотелось бы отметить, что в научных исследованиях при решении методологических проблем понятия «принцип» и «подход» нередко разделяют. Например, можно встретить термины «системный подход» и «принцип системности». Поясним нашу позицию в этом вопросе:

принципом в науке называют основное исходное теоретическое положение, руководящую идею;

подход — это особый синтез знания, базирующийся на определен­ных принципах.

Таким образом, между подходом и принципом существуют самые тесные связи. Некоторые признанные ученые-психологи и философы их практически отождествляют. В частности, известный отечествен­ный психолог К. К. Платонов так и писал: «Системный подход — это принцип психологии, заключающийся в понимании каждого челове­ка как системы»*.

* Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982.

 

А. В. Брушлинский придерживался сходной точки зрения, выска­зываясь буквально — «...субъектный подход или принцип субъектности...». Не вдаваясь в науковедческие вопросы соотношения данных категорий, отметим, что здесь мы исходим из позиций их близости.

Проведенные теоретические и методологические исследования по­зволили обосновать и описать акмеологическое содержание общих и частных методологических принципов, которые являются основопо­лагающими для акмеологии. Это в первую очередь следующие прин­ципы:

• комплексности;

• системности;

• субъекта;

• детерминизма;

• социальной детерминации личности;

• принципы развития, гуманизма и др.

Остановимся на важнейших из них.

Принцип комплексности, или комплексный подход, нацелен на ин­теграцию знания о различных качествах, свойствах и состояниях че­ловека и различных систем, в которых он осуществляет свою жиз­недеятельность. Разработка комплексного подхода связана с именем Б. Г. Ананьева, который сформулировал задачу целостного подхода к изучению человека и интеграции знаний о нем.

Общими характеристиками комплексного подхода являются: на­правленность на выявление многоаспектности, многофакторности, разнородности онтологических детерминант и составляющих. В гума­нитарных дисциплинах ориентация на комплексность исследований привела к появлению новой научной области — человекознанию, По­ставившей своей целью создание целостного интегративного подхода в изучении человека.

Комплексный подход в акмеологии нацелен на интеграцию разно­уровневого знания о закономерностях и механизмах прогрессивного развития человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. Специфика комплексного подхода в акмеологии состоит также в том, что он задает ориентацию на единство изучения и реального совершенствования человека.

Системный подход отличается от комплексного, хотя очень тесно связан с ним. Основная его идея заключается в изучении объекта как целого, но состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упоря­доченного и сложноорганизованного. Системный подход появился и активно разрабатывался в кибернетике (Л. Берталанфи, Н. Винер, A.И. Берг), общей теории систем (Дж. Гиг, Н. Н. Моисеев, В. Н. Садов­ский, В. Кинг и др.), философии (В. П. Кузьмин, Э. Г. Юдин и др.), фи­зиологии (П. К. Анохин, К. В. Судаков и др.), когда возникла необхо­димость изучения и создания очень сложных объектов, имеющих различную природу. В психологических исследованиях системный подход получил свое мощное развитие, благодаря трудам А. А. Бодалева, B. А. Ганзена, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, К. К. Пла­тонова и др. Были разработаны системные описания психологическо­го знания, структуры личности, психических состояний, деятельнос­ти, некоторых психических функций.

В акмеологии принцип системности позволяет раскрыть содержа­ние прогрессивного развития личности и ее личностно-профессионального развития как акмеологической системы. Существует мнение, что специфика системного подхода в акмеологии состоит в том, что ее объекты не имеют четко выраженного уровневого системного строения, так как динамические изменения, связанные с развитием, гетерохронность этих процессов делают структуру весьма подвижной и переменчивой, хотя при этом образы-цели системы выделены весь­ма отчетливо. Такая точка зрения отражает нынешний уровень состо­яния акмеологической науки. Думается, что по мере совершенствова­ния теории акмеологии, ее методологических основ системные идеи получат более интенсивное развитие, и системные описания акмеологических объектов будут соответствовать требованиям данного под­хода.

Разработка теоретико-методологических основ акмеологии на основе системного подхода является ее актуальным перспективным теорети­ческим научным направлением. Однако уже сейчас на базе имеющих­ся акмеологических знаний можно наметить общие контуры этого на­правления. В частности, при рассмотрении прогрессивного личностно-профессионального развития можно вполне обоснованно говорить о существовании акмеологической системы профессионализма. Ее систе­мообразующим фактором может являться идеальный образ личности, достигшей вершины в своем развитии, некий личностный эталон профес­сиональных, социальных и индивидуальных достижений. В то же время системообразующим фактором может быть и принятый стандарт про­фессионализма личности и деятельности. Сам субъект развития мо­жет рассматриваться и как объект воздействий и самовоздействий в процессе прогрессивных личностно-профессиональных изменений. Такое понимание акмеологического системообразующего фактора в научных исследованиях часто отождествляется с рассмотрением раз­вивающейся личности преимущественно как субъекта (К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, А. С. Огнев и др.). Субъект деятельности в процессе личностно-профессионального развития так же может быть представлен как сложная система, описываемая с помощью известных в психологии схем, например, с помощью концепции К. К. Платонова о функционально-динамической структуре личности, концепции лич­ности В. С. Мерлина или системных психологических описаний, пред­ложенных В. А. Ганзеном. Структурными компонентами или подсис­темами в акмеологической системе являются, помимо субъекта дея­тельности, система навыков и умений, система мотивов, эталонов и идеалов АКМЕ. Данная система является многоуровневой, описывае­мой уровнями развития личностных свойств и профессионализма. Средства воздействия в акмеологической системе могут быть также разнообразными — от самовоздействий до обучения, разнообразными являются существующие в системе прямые и обратные связи. Повто­римся, это лишь эскизное представление, данная проблема требует специальной теоретической проработки.

Субъектный подход. На данном этапе он нередко провозглашается как парадигмальный для акмеологии (К. А. Абульханова, В. Г. Асеев, А. В. Брушлинский, А. С. Огнев и др.), рассматривается как главный, определяющий. Данный принцип основан на идее С. Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляю­щейся через потребность и способность совершенствования человека.

В акмеологии человек рассматривается как субъект совершенство­вания (как самосовершенствования, так и опосредованного акмеологическими технологиями), что предусматривает ее высокую свобод­ную самостоятельность и активность в выборе целей, эталонов.

Выдвижение на первые «парадигмальные» позиции принципа субъектности, по нашему мнению, требует глубокого обоснования.

Приводимая аргументация сейчас порою является скорее своеобраз­ной реакцией на устоявшееся понимание сущности личности «как совокупности общественных отношений» и стремления выйти за эти рамки. Хотя, по образному выражению А. В. Брушлинского, «...на­стоящая личность всегда является субъектом».

Принципы психологического детерминизма и развития (К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев, А. В. Брушлинский, В. С. Мер­лин, С. Л. Рубинштейн), разработанные в психологии, можно смело считать также имеющими выраженное акмеологическое содержание. Определение внутренних условий, побуждающих к саморазвитию, детерминант этого развития должны стать важной составляющей лю­бого акмеологического исследования. Специфика принципа детерми­низма в акмеологии проявляется по нескольким направлениям.

Первое состоит в том, что акмеология внутренние условия личнос­ти рассматривает как побудительные причины и детерминанты раз­вития.

Второе — движущей силой развития является сама личность.

Третье — процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию: внутреннюю (раскрытие потенциала) и внешнюю (осознаваемые и принимаемые внешние воздействия). При этом социальная детерминация все более переходит на индивидуальный уро­вень.

Принцип развития в акмеологии понимается, если так можно выра­зиться, однонаправленно — ориентация только на прогрессивное раз­витие, на самосовершенствование личности. При этом само развитие человека должно осуществляться в планах развития как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. В силу отме­чаемого многими гетерохронного характера развития в акмеологии речь не идет пока о гармоничном развитии, в то же время многие ис­следователи подчеркивают необходимость стремления к этому.

Применение принципа развития в акмеологии предполагает:

• понимание развития как совершенствования, движения к зрело­сти, высшему уровню;

• признание субъектного характера развития;

• осуществление развития через противоречия, разрешаемые субъ­ектом;

• индивидуальный характер развития;

• многоплановость развития в разных сферах;

• реализацию потенциала в процессе развития.

Характерной чертой понимания личностного развития в акмеоло­гии является его связь с развитием культуры. Поэтому в акмеологии поставлена проблема культуры личности как результата развития и способа жизнедеятельности.

Следующий важный методологический принцип заключается в не­обходимости изучения человека в его прогрессивном развитии как ин­дивида, личности, субъекта труда и индивидуальности. Этот принцип применительно к главной задаче нынешнего этапа становления ак­меологии предполагает изучение развития профессионализма в мно­гообразии личностных проявлений. В современных акмеологических исследованиях, как отмечалось, профессионал рассматривается глав­ным образом как индивид и субъект труда, в меньшей степени как личность, еще меньшей — как индивидуальность. По мере развития акмеологии этот принцип будет реализовываться в полной мере.

В акмеологических исследованиях провозглашается методологи­ческий принцип, получивший свое широкое распространение в пси­хологии, согласно которому необходимо изучать два равноценных объекта — человека и деятельность. Иными словами, нельзя изучать человека в отрыве от его деятельности и деятельность без субъекта труда. Реализация данного принципа в акмеологии осуществилась в раскрытии содержания важнейшей акмеологической категории на ее данном этапе — «профессионализм». Предложено рассмотрение про­фессионализма в диалектическом единстве его свойств как профессио­нализма личности и профессионализма деятельности.

Отдельное изолированное изучение профессионализма деятельности или профессионализма личности методологически неверно. Но данный принцип не ограничивается вопросами профессионализма, особенно если рассматривать самосовершенствование как особую деятельность. Применение данного принципа в силу его глубокого содержания в ак­меологии требует специальных исследований.

Анализ результатов акмеологических исследований, как показывает практика, целесообразно осуществлять с опорой на методологический принцип, состоящий в изучении «общего в отдельном». Он реализует­ся в поиске общего, особенного и единичного в том, что связано с про­грессивным развитием зрелой личности. В акмеологических исследо­ваниях данный принцип, в частности, проявлялся в изучении общих закономерностей формирования профессионализма. Причем как в за­кономерностях, характерных для конкретной профессиональной дея­тельности, так и в изучении индивидуальных траекторий движения к профессиональному мастерству. Данный принцип был реализован в определении общих и специфических акмеологических инвариан­тов профессионализма.

Методологический принцип активности. При всей его содержатель­ной очевидности и значимости он требует особого пояснения. Обосно­ванный в своем первом «инженерно-психологическом варианте» как принцип активного оператора, он получил свое дальнейшее развитие и в акмеологических исследованиях.

Данный принцип нередко рассматривается как частный вариант прин­ципа субъектности и предусматривает доминирующую роль субъекта труда в определении траекторий движения к профессионализму, вы­боре средств и методов личностно-профессионального развития.

В акмеологических исследованиях следует особое внимание обра­щать на то, что является устойчивым, относительно неизменным в прогрессивном развитии личности и ее профессионализма. Поиск та­ких устойчивых закономерностей, свойств, качеств и характеристик должен осуществляться с опорой на принцип инвариантности. Дан­ный принцип был разработан в кибернетике, применен в инженерной психологии для создания инвариантных систем «человек — машина». В акмеологии он использовался для разработки концепции акмео­логических инвариантов профессионализма деятельности специалис­тов в особых условиях. Его идея заключается в определении сходных параметров профессионализма на уровне общего и особенного, при­чем эти параметры носят инвариантный (то есть в известной мере не­зависимый) характер. Иными словами, в структуре профессионализ­ма есть составляющие, присущие всем профессионалам независимо от специфики их деятельности, поэтому развитие профессионализма должно начинаться в первую очередь с них.

Методологический принцип гуманизма также является одним из важнейших для акмеологии. Его применение в самом общем виде по­зволяет констатировать, что акмеологическое знание должно быть на­правлено в первую очередь на интересы человека, его прогрессивное личностное и профессиональное развитие. Задача акмеологии в соот­ветствии с данным принципом состоит в том, чтобы развивать челове­ка до уровня гуманистических требований общества или до уровня, который он в определил для себя сам. Не опасаясь обвинений в де­кларации индивидуализма, акмеология, согласно данному принципу, ориентирует личность на нее самое, но в то же время данная ориента­ция не означает развитие «за счет других».

В акмеологических исследованиях обоснованы и описаны частные методологические принципы акмеологии, имеющие частный характер: психосоциальный, оптимизации, прагматичности, реалистичнос­ти и пр.*

* Общая и прикладная акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2001.

 

Отмеченные общие и частные методологические принципы опре­деляют методологическое пространство акмеологических исследова­ний, специфику и ориентации акмеологии, ее подходы к человеку, со­циальную и личностную потребность в данной области знания. Они позволили уточнить акмеологическую специфику ее объекта — разви­вающуюся личность, субъектный характер этого развития, направлен­ный на достижение высшего уровня.

В результате теоретико-методологических исследований была раз­работана методологическая модель предмета акмеологии, констати­рующая переход от реального состояния, качества и уровня развития личности (и ее профессионализма) к будущему идеальному.

Модель включает следующее:

• интегральную характеристику наличного состояния и потенциа­ла личности;

• алгоритмы и способы его развития;

• образ будущего состояния;

• описание контрольных механизмов и функционирования обрат­ных связей.

Алгоритм представляет собой механизм, отражающий сущность ак­меологических закономерностей, интегрирующих варианты и харак­теристики способов действия, развития и связей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.012 с.)