Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы становления акмеологии, ее цели, объект, предмет и главные научные и практические задачи

Поиск

 

Акмеология в процессе своего развития уверенно переросла статус важного раздела возрастной психологии — «психологии взрослости или зрелости», став самостоятельной и пройдя все этапы становления, характерные для любой науки. Среди акмеологов существуют две точ­ки зрения относительно количества этих пройденных этапов и их со­держания. Согласно первой точке зрения* таких этапов было три:

имплицитный, связанный с обобщением развития представлений о совершенствовании человека в философии, истории, психоло­гии, педагогике, других науках и культуре. На данном этапе осо­бое внимание уделялось теоретико-методологическим проблемам, имеющим акмеологическое содержание;

эксплицитный, проявившийся в становлении акмеологии как самостоятельной области знания. На этом этапе формировались представления о целях акмеологии, ее предмете, объекте, пробле­матике, общих и частных методологических принципах;

рефлексивный, связанный с осмыслением результатов акмеологических исследований в контексте места акмеологии в системе человекознания, перспектив развития акмеологического знания, тенденций к дифференциации и интеграции акмеологии.

Согласно второй точке зрения** акмеология развивалась как наука, пройдя не три, а четыре этапа:

латентный, на котором складывались необходимые научные и культурологические предпосылки выделения в научном позна­нии акмеологической проблематики;

номинационный, когда потребность в акмеологическом знании была осознана и появился сам термин «акмеология», характери­зовавший новую науку;

инкубационный, когда были сформулированы предмет науки, ее объектное поле, стали проводиться акмеологические теоретиче­ские и прикладные исследования;

институциональный, когда акмеология полностью приобрела са­мостоятельный научный статус, стали проводиться масштабные акмеологические исследования, были созданы акмеологические подразделения в образовательных и научных учреждениях.

* Деркач А. А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. — М.: МПА, 1998.

** Семенов И. Н. Акмеология — новое направление комплексных исследо­ваний в современном человекознании // Общественные науки и современ­ность. - 1998. -№3.

 

Содержательно данные этапы, выделенные в первом и втором под­ходах, являются близкими, поэтому мы не станем отдавать предпочте­ние ни одному из них, т. к. они верно отражают сущность процессов формирования, становления и развития акмеологии.

В то же время эти процессы, в силу действия многих причин, осу­ществлялись неравномерно. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших дос­тижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессио­нальной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с про­фессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека как субъекта дея­тельности. Это вполне естественно: личностные достижения стано­вятся заметными в основном в профессиональной деятельности, осо­бенно той, которая имеет высокую социальную значимость.

Изучение закономерностей АКМЕ в профессиональной деятельно­сти имеет хорошо осознаваемое многими практическое значение. По этому поводу А. А. Бодалев высказал следующую мысль: «В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И, суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве, во внешней и внутренней политике, в промышлен­ности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни народа» *.

Насущная практическая потребность в акмеологических знаниях о профессионализме стала главным импульсом развития и доминирования данного направления акмеологии. В результате весьма распро­страненным стало мнение о том, что акмеология — это прежде всего наука о закономерностях развития профессионализма.

* Бодалев А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М. Флинта-Наука, 1998, – С. 48.

 

Действительно, акмеологических исследований прогрессивного развития зрелого человека как индивида, личности и индивидуаль­ности значительно меньше, чем исследований развития человека как субъекта труда. Особенно много проблем возникает с изучением лич­ностного аспекта АКМЕ. Дело в том, что, определяя его содержание в прогрессивном развитии человека как личности, необходимо четко обозначить следующее:

• мировоззренческие позиции;

• дать описание соответствующих личностных стандартов и этало­нов развития.

Естественно, что это неизбежно приведет к идеологизации акмео­логии как науки со всеми вытекающими последствиями, свидетелями которых мы были в недавнем прошлом. В период господства «все­побеждающего марксистско-ленинского учения» такое положение, как ни странно, позволило бы четко и непротиворечиво определить мировоззренческую направленность акмеологии (эталоном АКМЕ были бы, естественно, «личность и деятельность В. И. Ленина», вернее созданный пропагандистской машиной его мифологический образ). Сейчас сделать это чрезвычайно сложно, т. к. отсутствуют общепри­нятые идеологические эталоны и неясны перспективы их создания. Выходом из создавшейся ситуации могла бы стать опора на религиозные парадигмы. Тогда акмеология, скорее всего, разделилась бы на хрис­тианскую, буддистскую, исламскую и другие виды, ориентированные конфессионально, и потеряла бы свой статус объективной и интегративной науки, хотя именно такое разделение дало бы необходимый импульс исследований личностного аспекта АКМЕ. Обобщение таких исследований позволило бы выйти на интегральные аксиологические ориентиры. Однако такой подход в настоящее время считается дис­куссионным.

В ситуации «идеологического плюрализма» некоторые направле­ния акмеологии просто не могут плодотворно развиваться без соот­ветствующих базисных философских, исторических и культурологи­ческих исследований. Но и эти науки, освобождаясь от догм сугубо материалистического понимания причинно-следственных связей в анализе явлений, сами находятся в переходном состоянии. Опора же на зарубежные исследования показывает их недостаточную теоретико-методологическую глубину, необходимую для решения акмеологических проблем, оторванность от наших культурно-исторических традиций. Поэтому-то акмеология и развивается гетерохронно, преимущественно преуспев в разработке акмеологических проблем прогрессивного раз­вития человека как субъекта труда.

В соответствии с данными особенностями развития акмеологии и сформировался ее образ как «науки о профессионализме», характер­ный для ее обыденного восприятия. В то же время под влиянием этой гетерохронности развиваются и ее теоретико-методологические осно­вы. Отрицать или бескомпромиссно бороться с мнением, что акмеоло­гия — это наука о профессионализме, пока не стоит, хотя это упрощен­ное понимание, значительно сужающее предметные и объектные ноля, ограничивающее проблематику акмеологии рамками прогрессивного развития личности как субъекта труда. Данное мнение возникло не случайно, и оно в целом правильно отражает состояние данной науки на сегодняшний день, в котором отчетливо доминируют исследования профессионализма. К тому же это вызвано не только потребностями практики, но и известным идейным кризисом гуманитарных наук. Сейчас необходимо, разрабатывая акмеологические проблемы, решать задачи разного уровня, ориентированные как на узкое, так и широкое предметные поля, соответствующие истинному статусу акмеологии. Борьба же с «ересью профессионализма» в акмеологии будет только препятствовать ее развитию, исследованиям других ее направлений, в которых АКМЕ рассматривается на уровне личности, индивида и индивидуальности. К тому же это может расколоть акмеологов, от­влечь их от решения актуальных научных и практических проблем, что станет пагубным для акмеологии.

Насколько такое «однобокое развитие» вредит акмеологии? Как отмечалось, в этом случае серьезно сужается ее объектное и предмет­ное поля, а также круг проблем и научных задач. Думается, вред все же небольшой, потому что в силу комплексности и системности науч­ных исследований субъект труда в акмеологии обязательно будет изу­чаться еще и как личность, индивид и индивидуальность, хотя на пер­вых порах и ограниченно. К тому же такое «однобокое развитие», как ни странным это может показаться, помогает акмеологии. Оснований для такого утверждения несколько.

Во-первых, получаемые научно-практические результаты отлича­ются практической значимостью, ясностью и доступностью, что спо­собствует утверждению акмеологии как науки, укреплению ее по­зиций.

Во-вторых, углубление исследований, расширение ее объектного поля, как это случалось не раз в науке, приводит к тесной интеграции с другими направлениями и дисциплинами, в нашем случае, следова­тельно, движению к первоначальным идеям АКМЕ.

Примером может служить развитие инженерной психологии: на первых этапах объектами исследований были только средства инди­кации и органы управления, их «сопряжение» с возможностями чело­века, управляющего техникой. Потом стали активно изучать влияние функциональных состояний человека-оператора на эффективность и надежность деятельности и функционирование системы «человек — машина». Тогда и установились у инженерной психологии самые тес­ные связи с психофизиологией. На следующем этапе, когда начали изучать индивидуальные стили деятельности, решать задачи профес­сионального отбора, формирования высокой мотивации деятельно­сти возникла острая потребность в «кооперировании» с психологией личности. Изучение работы групп операторов, управляющих слож­ной техникой, определило необходимость научных связей с социаль­ной психологией. Таким образом инженерная психология все ближе приближалась к своему широкому предметному полю.

Таким образом получается, что интенсивно развивающееся одно направление науки как бы подтягивает к себе другие, при этом проис­ходит очевидное ее предметное и проблемное обогащение, расшире­ние пространства ведения.

В-третьих, прогрессивное развитие человека не происходит по од­ной «узкой колее», ведь трудно стать настоящим профессионалом сво­его дела, развиваясь исключительно как субъект труда. Практика сви­детельствует, что чем выше уровень профессионализма, тем больше в нем индивидуального и личностного. Специалисты в области психо­логии творчества утверждают, что настоящее дарование проявляется во множестве выраженных сложных способностей, личностных и ха­рактерологических особенностях, влияющих на особенности деятель­ности и ее продуктивность. Это справедливо и для акмеологического понимания профессионализма.

Отмеченное гетерохронное развитие акмеологии в настоящее вре­мя для нее все же имеет больше плюсов, чем минусов.

Нынешнее состояние акмеологии отразилось и на сущностных ха­рактеристиках ее базисных основ и категорий. Проведенные теорети­ческие и эмпирические исследования позволили определить и опи­сать цель, предмет, объект и задачи акмеологии на ее настоящем этапе развития как науки.

Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и про­фессиональном развитии, гуманизация данного развития.

Объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зре­лая личность, самореализующаяся главным образом в профессио­нальной деятельности и достигающая вершины в своем развитии.

Предметом в широком понимании являются процессы, законо­мерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализа­ции, достижению вершин в развитии. На данном этапе — это преж­де всего закономерности, механизмы, условия и факторы, содейст­вующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации.

Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни кон­кретности, соответственно разные исследовательские сферы и прак­тики.

В наше время предмет акмеологии, очерченный в свое время Б. Г. Ана­ньевым, стал более широким, и эта тенденция продолжается. Пред­принимаются попытки расширить и объектное поле акмеологии.

Это естественно, ведь проведенные акмеологические исследования и акмеологическая практика наглядно доказали, что современная акмеология не может сводиться только к онтопсихологическому аспекту. Поэтому данные определения предмета и объекта науки отражают определенную ступень ее становления в данном временном периоде. В содержательном отношении они более узкие, если исходить из сущ­ности акмеологии как науки о прогрессивном развитии зрелой лич­ности. По мере накопления акмеологического знания, расширения объектного поля, обобщения полученных эмпирических фактов, раз­вития теоретико-методологических основ акмеологии научное со­держание объекта и предмета акмеологии будет уточняться и, без­условно, приближаться к тому, что было изначально заложено в акмеологических идеях. Развитие же самой предметной сферы акмеологии будет осуществляться с учетом усиления влияния ее аспектов: он­тологического, гносеологического, социологического, культурологи­ческого, аксиологического, этического, религиозного, бытового и других. На это будут направлены теоретические исследования акмеологов.

Своеобразие предмета и объекта акмеологии нашло свое отражение в главных задачах, актуальных именно на нынешнем этапе ее разви­тия как науки. Отметим их.

Первая группа задач связана с научным освещением феномено­логии АКМЕ, дальнейшей разработкой теоретико-методологических основ акмеологии, описанием ее статуса, места в системе наук, опре­делением и описанием количественно-качественных характеристик АКМЕ. Последнее позволит процесс его достижения сделать более целенаправленным.

Вторая группа задач направлена на изучение общих и частных закономерностей достижения АКМЕ, определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидам, личностям и субъектам деятельности. В то же время выделение обще­го должно обязательно сопровождаться анализом особенного, харак­терного для конкретного вида профессиональной деятельности, и еди­ничного, присущего отдельному индивиду.

Третья группа задач направлена на выявление условий и факторов (в широком понимании), способствующих или препятствующих дви­жению к АКМЕ и достижению вершин в развитии. Здесь особое вни­мание следует уделять поиску и систематизации субъективных фак­торов, анализу роли семейного воспитания, образования, личностных и профессиональных стандартов и эталонов, отношению к профессио­налам и профессионализму и пр.

Четвертая группа задач связана с разработкой собственно акмеологических методов исследования и развития личности. Любая наука по-настоящему приобретает самостоятельный статус, когда у нее име­ется свой собственный исследовательский и методический аппарат. Акмеология не является исключением. В начале ее становления акмеологические задачи решались с помощью общенаучных и психологи­ческих методов, но скоро наступило время, когда актуализировалась задача разработки собственных методов. Работа в этом направлении продолжается, и уже есть обнадеживающие результаты.

Пятая группа задач ориентирована на разработку акмеологических моделей профессионализма и профессионала для разных классов про­фессиональной деятельности. Разумеется, потребовалось теоретиче­ское обоснование самой категории «акмеологическая модель». Создание акмеологических моделей позволит описать целостные и структури­рованные стандарты профессионализма, являющиеся важным ориен­тиром для личностно-профессионального развития, оптимизировать этот процесс.

Шестая группа задач направлена на создание собственно акмеоло­гических технологий прогрессивного развития личности и в первую очередь профессионализма.

Седьмая группа ориентирована на конкретные прикладные акмеологические исследования, что, в свою очередь, закрепит естественные тенденции к дифференциации науки, становлению ее научных направ­лений.

Развитие акмеологии как науки, утверждение ее в системе человекознания требуют решения и методологических задач, решение ко­торых необходимо для создания теоретических оснований фундамен­тальных и прикладных акмеологических исследований. В настоящее время наиболее актуальными для акмеологии являются следующие методологические задачи:

• дифференциация предмета акмеологии от предметов смежных наук;

• систематизация специфических понятий и раскрытие их акмеологического смысла и содержания;

• соотнесение в акмеологических исследованиях индивидуально­го подхода с типизацией, типологизацией, факторизацией в ана­лизе стратегий и методов;

• внутренняя интеграция общей и специальных областей акмеоло­гии;

• разработка фундаментальных проблем «нашего времени» в кон­тексте решения акмеологических задач.

По мере накопления акмеологического знания цель, предмет, объект и главные научные и методологические задачи акмеологии будут уточ­няться, и, скорее всего, следует ожидать расширения объектного и пред­метного пространства акмеологии, спектра актуальных научных и практических задач. Это соответствует общей логике развития акмео­логии как науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.171 (0.009 с.)