Критерии сформированности профессионально-педагогической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии сформированности профессионально-педагогической культуры



Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, суждение.

Критерии профессионально-педагогической культуры определяются исходя из системного понимания культуры, выделения ее структурных и функциональных компонентов, толковании культуры как процесса и результата творческого освоения и создания педагогических ценностей, технологий при профессионально-творческой самореализации личности педагога.

И.Ф. Исаев выделяет четыре уровня сформированности профессионально-педагогической культуры: адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный.

Адаптивный уровень профессионально-педагогической культуры характеризуется неустойчивым отношением педагога к педагогической реальности. Цели и задачи педагогической деятельности им определены в общем виде. К психолого-педагогическим знаниям педагог безразличен, отсутствует система знаний и нет готовности к их использованию в конкретных педагогических ситуациях. Профессионально-педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме без использования творчества. Преподаватели, находящиеся на этом уровне, не проявляют активности в плане профессионально-педагогического самосовершенствования, повышение квалификации осуществляют по необходимости, либо вообще отвергает.

Репродуктивный уровень предполагает склонность к устойчивому ценностному отношению к педагогической реальности: педагог более высоко оценивает роль психолого-педагогических знаний, проявляет стремление к установлению субъект-субъектных отношений между участниками педагогического процесса, ему присущ более высокий индекс удовлетворенности педагогической деятельностью. При данном уровне развития профессионально-педагогической культуры педагогом успешно решаются конструктивно-прогностические задачи, предполагающие целеполагание и планирование профессиональных действий.

решений в стандартных педагогических ситуациях. Формируется педагогическая направленность потребностей, интересов и склонностей. Педагог осознает необходимость повышения квалификации.

Эвристический уровень проявления профессионально-педагогической культуры характеризуется большей целенаправленностью, устойчивостью путей и способов профессиональной деятельности. На данном уровне профессионально-педагогической культуры происходят изменения в структуре технологического компонента; на высоком уровне сформированное находятся умения решать оценочно-информационные и коррекционно-регулирующие задачи. Деятельность педагогов связана с постоянным поиском; они выделяют новые технологии обучения и воспитания, готовы передавать свой опыт другим. К предлагаемым формам повышения квалификации относятся избирательно, овладевают основными методами познания и анализа собственной личности и деятельности.

Креативный уровень характеризуется высокой степенью результативности педагогической деятельности, мобильностью психолого-педагогических знаний, утверждением отношений сотрудничества и сотворчества со студентами и коллегами. Положительно-эмоциональная направленность деятельности педагога стимулирует устойчиво преобразующую, активно созидательную и самосозидательную активность личности. Аналитико-рефлексивные умения имеют первостепенное значение. Технологическая готовность находится на высоком уровне, и все компоненты технологической готовности тесно коррелируют. Педагогическая импровизация, педагогическая интуиция, воображение в деятельности педагога занимают важное место и способствуют решению педагогических задач. В структуре личности гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потребности. Преподаватели заинтересованно относятся к различным способам повышения педагогического мастерства и педагогической культуры. Нередко они сами оказываются инициаторами повышения квалификации, охотно делятся своим опытом и активно перенимают опыт коллег, их отличает стремление совершенствоваться.

Словарь основных понятий

Педагогическая задача - осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.

Педагогическая технология - последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или на планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Профессионально-педагогическая культура -мера и способ творческой самореализации личности преподавателя профессиональной школы в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.

Подготовка педагогов профессионального обучения

Мнемосхема

Основные тенденции развития и принципы профессионально-педагогического образования

В настоящее время педагоги, психологи, философы разрабатывают новые подходы к развитию общего и профессионального образования.

Профессионально-педагогическому образованию долгое время не уделялось должного внимания. Продолжительное время в России мастера производственного обучения подготавливались в индустриально-педагогических техникумах, а преподаватели - на индустриально-педагогических факультетах вузов. Приоритетное развитие промышленной сферы в социалистический период обусловило подготовку в основном специалистов с рабочими профессиями, что в свою очередь определяло и структуру педагогических кадров профессиональной школы.

Изменение социально-экономических условий в обществе нарушило систему профессионального образования, в которой уже имелись сложные социальные, экономические и политические связи. Переориентация на рыночные отношения нарушила эти связи и противоречия, обусловила формирование:

между объективно необходимой потребностью в постоянно растущем уровне образования и профессиональной компетентности членов общества и ограниченными возможностями образовательных институтов;

между потребностью общества в подготовке конкурентоспособных специалистов и низким профессиональным потенциалом педагогов;

между необходимыми для развития профессионализма преподавателей и мастеров производственного обучения финансовыми и материальными средствами и реальной социально-экономической ситуацией, снижающей эффективность образования;

между возросшей ролью прогрессивных педагогических технологий в интенсификации профессиональной подготовки специалистов и отсутствием специального педагогического образования у подавляющей части педагогов;

между целесообразностью личностно-развивающего учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования, требующего достаточно продолжительного времени, и краткосрочностью курсов обучения;

между потребностью в кадрах, имеющих высокую профессиональную компетентность, и неразработанностью механизма управления профессиональным развитием специалистов;

между необходимостью в интеграции и существующей разобщеностью различных звеньев системы подготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических работников.

Выделенные противоречия определяют приоритетные задачи развития профессионально-педагогического образования:

приведение профессионально-педагогических образовательных программ в соответствие с запросами личности, с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики, научно-технологической и социальной сферы;

изменение структуры содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие личностно-профессионального потенциала специалистов и их мобильности;

совершенствование воспитательного процесса, создание условий для профессионального развития личности и реализации ее творческой активности;

развитие системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для профессионального образования, включающей в себя, прежде всего, подготовку педагогических и управленческих кадров для системы профессионального образования;

развитие преемственности среднего профессионально-педагогического образования с другими уровнями;

расширение информатизации образования;

обеспечение использования потенциала средних специальных учебных заведений для развития производственной и инновационной деятельности, что позволит не только повысить качество подготовки специалистов, но и обеспечит дополнительные источники финансирования для развития учебных заведений.

Современное профессионально-педагогическое образование является результатом развития с 1920 годов высшего инженерно-педагогического образования и возникшего с 1943 года среднего индустриально-педагогического образования, которое готовило кадры для профтехобразования. Динамика развития профессионально-педагогического образования отражает социально-экономическое развитие страны на различных этапах.

Система профессионально-педагогического образования, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», является частью системы образования России. Являясь системой, оно включает все составляющие системы:

а) преемственные государственные образовательные и профессиональные образовательные программы;

б) сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов;

в) государственные органы управления системой, государственно-общественные и общественные организации.

Целью профессионально-педагогического образования является формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере начального профессионального образования и среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интегрированного образовательного процесса, к выполнению профессионально-образовательных функций по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.

В настоящее время на характер и содержание труда профессионально-педагогических работников действует ряд новых факторов, среди которых и изменение государственной образовательной парадигмы, в рамках которой происходит переоценка ориентиров.

Основная тенденция развития образования - освобождение от технократической парадигмы, раскрытие потенциальных возможностей человека на основе концепции субъектно-субъектного подхода, когда личность становится не объектом обучения, а субъектом учения.

Анализ реальной образовательной системы, складывающейся в нашей стране, подтверждает, что она является сплавом из элементов традиционного и нарождающегося непрерывного образования. Происходит процесс постепенного отмирания элементов традиционного образования и все более широкого внедрения идей и методов проблемного обучения. Непрерывное профессиональное образование становится приоритетным и центральным направлением стратегии образовательной политики.

Гуманизация как ведущая тенденция развития общества определяет высшей ценностью человека. Задача педагогической системы профессионального развития профессионально-педагогических работников - придать гуманистический характер направленности личности, предупредить ее функциональную неграмотность и некомпетентность. В этой связи возрастает доля гуманитарных знаний, усиливается культурологическая и художественно-эстетическая подготовка специалистов.

Гуманизация образования неразрывно связана с экологизацией. Большинство действий человека становится нравственно значимым в связи с имеющимися небывалыми источниками энергии, которыми распоряжается человек. Отсюда проистекает необходимость экологизации профессионального образования, обучения метода целостного обращения с природными ресурсами.

Среди тенденций развития современного профессионального образования называют демократизацию. Демократизация касается содержания учебного процесса, его реализации и управления всей системой образования, которая все больше ориентирована на обеспечение неотъемлемых прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям.

Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалистов новых профессиональных и личностных качеств, что обусловливает необходимость перехода системы профессионального образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности. Опережающее образование, в отличие от традиционного, ориентируется на подготовку специалистов не столько к конкретной профессиональной деятельности, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность.

В соответствии с изменением требований к профессиональному образованию определяются следующие основные принципы его развития:

фундаментальность, что предполагает научную обоснованность и высокое качество предметной, психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки;

непрерывность, что предполагает преемственность среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования;

универсальность - полнота набора дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве профессиональной и общекультурной составляющих;

вариативность образования предполагает гибкое реагирование профессионального образования на изменения внешней среды и, как следствие, изменение профессиональных образовательных программ, видов и организационно-правовых форм учебных заведений;

интегративность предполагает междисциплинарную связь, ориентированную на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований;

регионализация профессионального образования предполагает последовательную ориентацию деятельности учебных заведений на комплексное социально-экономическое развитие региона, местные рынки труда и запросы населения;

практическая направленность профессионального образования;

автономность профессиональных учебных заведений предполагает развитие их академической и хозяйственной самостоятельности, совершенствование механизма самоуправления;

эффективность социального взаимодействия отражает необходимость согласования действий всех субъектов образовательной политики в целях развития профессионального образования;

гуманизация профессионального образования;

профессиональное самоопределение, выражающееся в выборе профессии, конструировании своего профессионального образования, проектировании карьеры.

создалась система профессионально-педагогического образования.

Система среднего профессионально-педагогического образования

Система среднего профессионально-педагогического образования представлена профессионально-педагогическими техникумами и колледжами. Подготовка мастеров производственного обучения осуществляется как на базе основного общего среднего образования, так и на базе полного общего среднего образования. Подготовка в профессионально-педагогических колледжах и техникумах ведется в соответствии с классификатором специальностей среднего профессионального образования и по образовательным программам этого уровня. Максимальный срок подготовки мастера производственного обучения 2 года 10 месяцев.

Среднее профессионально-педагогическое образование регламентируется двумя государственными образовательными стандартами: ГОС по специальности 0308 - Профессиональное обучение (по отраслям) - первый компонент, и ГОС подготовки отраслевого специалиста (техника, технолога, экономиста и т.п.) - второй компонент. Обязательным является получение рабочей профессии - это третий компонент.

Образовательные профили (отрасли) специальности ориентированы на потребности начального профессионального образования: горнодобывающая промышленность, нефтегазовая промышленность, энергетика, металлургия, машиностроение и технологическое оборудование, электронная техника, радиотехника и связь, автоматика и управление, информатика и вычислительная техника, транспорт, воспроизводство и переработка лесных ресурсов, химическое производство, строительство, сельское хозяйство, легкая промышленность, пищевая промышленность, сервис, полиграфическое производство, производство художественных изделий и народные промыслы.

Сегодня подготовку специалистов по специальности 0308 - профессиональное обучение (по отраслям) ведут 83 учебных заведения, 46 из них являются специализированными профессионально-педагогическими образовательными учреждениями, многопрофильными по отраслям.

Размещаются колледжи и техникумы на территории Российской Федерации неравномерно, а в 53-х субъектах Российской Федерации их вообще нет. Развитие сети колледжей и техникумов ведется в двух направлениях: а) создание на базе передовых профессиональных лицеев и училищ профессионально-педагогических техникумов или перепрофилирование существующих средних профессиональных учебных заведений; б) создание филиалов существующих профессионально-педагогических колледжей, техникумов.

Основными видами профессиональной деятельности выпускника профессионально-педагогического колледжа (техникума) являются:

обучение профессиональным знаниям и умениям в соответствии со специализацией и образовательными программами профессиональных образовательных учреждений и воспитание;

постоянное сотрудничество с родителями по вопросам обучения и воспитания;

создание благоприятных психолого-педагогических условий для разнообразной и содержательной деятельности обучаемых;

педагогическое самообразование с целью повышения уровня квалификации и совершенствования педагогического мастерства;

планирование и организация работы первичного трудового коллектива;

обеспечение выполнения заданий и договорных обязательств;

техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация оборудования в соответствии с профилем подготовки;

внедрение новых технологий;

принятие обоснованных управленческих решений и контроль за их выполнением.

Подготовка педагогов профессионального обучения в системе среднего профессионального образования осуществляется по нескольким направлениям (блокам): блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, блок общепрофессиональных дисциплин, дисциплины медико-биологической подготовки, дисциплины психолого-педагогической подготовки и иных специальных дисциплин. Выпускник имеет возможность продолжить свое образование в учебных учреждениях соответствующего профиля системы высшего профессионального образования.

Подготовка мастера производственного обучения осуществляется по трем направлениям:

основная подготовка - мастер производственного обучения, дополнительная квалификация - техник;

основная подготовка - техник, дополнительная квалификация – мастер производственного обучения,

подготовка мастера производственного обучения после получения среднего или высшего профессионального образования.

По окончании профессионально-педагогического колледжа или техникума специалист может работать в профессиональных образовательных учреждениях любого типа, осуществляя воспитание и профессиональное обучение учащихся.

В соответствии с общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовкой такой специалист может осуществлять следующие основные виды деятельности:

учебно-производственную деятельность;

воспитательную работу;

методическую работу;

организационно-управленческую деятельность;

эксплуатационно-обслуживающую деятельность.

В настоящее время актуальной является проблема обеспечения преемственности среднего и высшего профессионально-педагогического образования.

Система высшего профессионально-педагогического образования

В настоящее время подготовка педагогов профессионального обучения осуществляется в 83 вузах, расположенных в 57 городах России. Это два специализированных вуза (Российский государственный профессионально-педагогический университет в Екатеринбурге и Волжская государственная инженерно-педагогическая академия в Нижнем Новгороде), 11 классических университетов, 18 технических и технологических университетов, 18 агроинженерных, аграрных и сельскохозяйственных вузов, 23 педагогических университета и института и 8 других вузов. Эти вузы расположены на карте России крайне неравномерно.

Назрела необходимость оптимизировать сеть высших учебных заведений с учетом потребностей системы начального профессионального образования.

Приоритетное развитие промышленной сферы в социалистический период обусловило специфическую профессионально-квалификационную структуру рабочих кадров, которая в свою очередь определила и структуру педагогических кадров профессиональной школы.

В настоящее время профессиональное образование стало все больше ориентироваться на профессии социальной сферы, сферы экономики, услуг, здравоохранения. Потребности в профессионально-педагогических кадрах возрастают. Произошла реорганизация учебных заведений. На смену индустриально-педагогическим техникумам пришли профессионально-педагогические техникумы и колледжи. Управление образовательными учреждениями стало более автономным, содержание образования приобрело региональные особенности, введены государственные образовательные стандарты. Создан координирующий совет - Учебно-методическое объединение высших и средних профессиональных учебных заведений по профессионально-педагогическому образованию.

Педагог профессионального обучения получает специфическое системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов, включающих психолого-педагогическую, отраслевую подготовку и подготовку по рабочей профессии.

Отличительной особенностью составляющей психолого-педагогической подготовки является то, что выпускник имеет навыки самостоятельного проектирования учебного предмета, отбора его содержания и разработки методики обучения этому предмету.

Специфика отраслевой подготовки педагога состоит в том, что ему как педагогическому работнику придется организовывать и осуществлять производственное обучение учащихся на принципах сочетания его с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса.

При выполнении функций мастера производственного обучения педагог должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, превышающий планируемый для выпускников начального профессионального обучения.

Оптимальное соотношение объемов подготовки по компонентам профессионально-педагогического образования сегодня представляется так: 60% - отраслевая подготовка, 27% - психолого-педагогическая подготовка и 13% - подготовка по рабочей профессии.

Перечень специализаций профессионально-педагогического обучения постоянно развивается. При этом учитывается современная профессионально-квалификационная структура рабочих и специалистов. Сегодня специальность «Профессиональное обучение» имеет 68 специализаций, которые в зависимости от отраслевой принадлежности объединены в 12 групп. Содержание образования специализаций различается между собой более чем на 60%. Это является основанием, чтобы признать отраслевые разновидности специальности самостоятельными специальностями, ввести их код и наименование, предусмотреть для них соответствующие классификации выпускников.

В перспективе назрела необходимость в создании крупных профессионально-педагогических вузов, которые со временем стали бы выполнять роль учебно-методических центров профессионально-педагогического образования.

Такие вузы следует создавать на базе крупных профессионально-педагогических колледжей без сокращения приема студентов.

Представляется полезным сохранить и развивать сеть средних профессиональных и профессионально-педагогических колледжей и техникумов.

В настоящий момент существует система многоуровневого получения профессионально-педагогического образования. Многоуровневое педагогическое образование реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами.

В вузах предусмотрено присвоение образовательной степени бакалавра образования (второй уровень высшего профессионального образования со сроком обучения 4 года), специалиста (третий уровень высшего образования - срок обучения 5 лет) и магистра профессионального образования (срок обучения 6 лет). Наиболее востребованными на рынке труда системы начального профессионального образования оказываются специалисты. В меньшей степени находят применение в системе начального профессионального образования бакалавры и магистры.

Содержание образовательной программы в вузе объединено в четыре цикла (общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; общие математические и естественнонаучные дисциплины; дисциплины профессиональной подготовки и факультативные дисциплины), которые в свою очередь делятся на блоки. Цикл дисциплин профессиональной подготовки является вариативным и состоит из двух блоков - общие дисциплины профессиональной подготовки и специальные дисциплины профессиональной подготовки. В свою очередь каждый из этих блоков включает два модуля (общие психолого-педагогические дисциплины и общие отраслевые дисциплины; специальные психолого-педагогические дисциплины и специальные отраслевые дисциплины).

Содержание гуманитарной, математической и естественнонаучной подготовки унифицировано для всех специализаций.

Модульный подход к структурированию содержания позволяет выделить из дисциплин циклов и блоков такие, которые являются инвариантными частями содержания подготовки специалистов с различными специализациями и аналогичны для всех образовательных программ специальности 030500 - Профессиональное обучение. Другие (вариативные) модули строятся в зависимости от специфики отрасли.

В образовательной программе предусмотрено больше академической свободы вузов по формированию содержания образования. В ней выделены федеральный и региональный (вузовский) компоненты и расширен объем часов дисциплин по выбору.

В новой образовательной программе большое внимание уделяется профессиональной ориентации учебных дисциплин. Профессионально ориентированные дисциплины придают фундаментальным и отраслевым наукам оттенок профессиональной направленности.

В рамках реализации идеи преемственности в образовании реализуются многоуровневые и многоступенчатые комплексы. На базе довузовского уровня профессионального образования (начального и среднего) действуют сокращенные программы подготовки педагогов профессионального обучения. В настоящее время в большей степени отработано сопряжение вузовской программы с профильной программой колледжей и техникумов. Сеть вузов, реализующих такие программы сокращенного обучения, достаточно широка. В общем случае зачисленными на первый курс вуза с сокращенным сроком обучения могут оказаться:

выпускники профессионально-педагогических колледжей;

выпускники профильных педагогических колледжей (техникумов);

Проблемы преемственности высшего и среднего профессионального образования обсуждаются на заседаниях Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию и требуют доработки.

Кроме системы профессионально-педагогического образования, получили распространение и другие способы обеспечения учреждений начального и среднего профессионального образования педагогическими кадрами. Чаще всего это либо схемы психолого-педагогической доподготовки инженеров, либо приемы дополнительной углубленной отраслевой подготовки лиц, имеющих традиционное педагогическое образование. Во всех этих случаях не удается достичь высокого качества подготовки, характерного для системы профессионально-педагогического образования.

Словарь основных понятий

Профессионально-педагогическое образование - процесс и результат целенаправленной подготовки профессионально-педагогических кадров в специальных учебных заведениях.

Система профессионально-педагогического образования - совокупность образовательных стандартов, программ и учреждений по подготовке профессионально-педагогических кадров.

Профессионально-педагогическая квалификация - уровень обученно-сти, подготовленности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности.

Профессиональная мобильность -способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменением жизненных обстоятельств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.055 с.)