Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессионализм специалиста современной формации в области физической культуры и спортаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2.1. Общие положения Преимущественная профессиональная ориентация выпускников вузов физической культуры прежних лет традиционно была обусловлена их стремлением к тренерской деятельности. Государственная поддержка спорта на протяжении советского периода позволяла иметь достаточно хорошие условия для проведения учебно-тренировочной работы, вовлекая в этот процесс большую часть молодого поколения, формировать в нужном направлении социальные ориентиры и иметь в этой связи практически неограниченный резерв в массовой и спортивной физической культуре. Такая ситуация обусловливала в определенной мере результативность в работе спортивных педагогов и ориентацию выпускников на работу в области спорта. В результате бурных социальных перемен произошла смены социальных и ценностных ориентиров абитуриентов и выпускников вузов. Массовое закрытие ДЮСШ и спортивных секций в КФК и ДСО привело к уменьшению числа лиц занимающихся всеми видами спорта. В секциях и спортивных школах в настоящее время занимается менее 10% детей, а в спорте высших достижений занято лишь 0,22% в возрасте от 16 до 25 лет. Следовательно, в других возрастных группах этот показатель будет значительно ниже. По этой причине заметно уменьшилось количество абитуриентов, профессионально ориентированных на специальность тренера-преподавателя и увеличилось, ориентированных на работу в области физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Вместе с тем ощущается дефицит преподавательских кадров во всех звеньях народного образования (использовались данные Гор ОНО С. Петербурга и справки по аттестации вузов России) и в системе оздоровительной физической культуры. В СССР в условиях жесткого государственного регулирования количества и номенклатуры рабочих мест в стране, формально практически все выпускники вузов трудоустраивались в соответствии с полученной квалификацией. В конце 80-х годов лишь 12% выпускников трудоустраивались самостоятельно (не являлись по месту распределения) и 5% - увольнялись в течение первого года работы (17). К настоящему времени проблему трудоустройства вынуждены решать выпускники вузов самостоятельно. Уже в 1991 г. заявки министерств и ведомств на выпускников вузов сократились на 158 тысяч по сравнению с 1990 г. (Там же, С.104). При сокращении потребности в специалистах высшей квалификации в государственном секторе увеличивается количество вакансий на предприятиях негосударственного или неполного государственного подчинения. В современных условиях повышается вариативность профессиональной деятельности выпускников высшей школы. В условиях свободного трудоустройства образовался рынок рабочей силы, который предполагает конкуренцию на рынке рабочих мест. Предполагается, что государство будет являться гарантом определенного уровня образования и должно проводить целенаправленную политику по отношению к образованию. Государственный заказ будет определять общегосударственные приоритеты, цели и задачи по подготовке специалистов. Все, что не используется для достижения приоритетных целей и не заказано государством, должно продаваться и покупаться на рынке. Молодой специалист должен выступать как равноправный участник экономических отношений. Одной из важнейших задач, поставленных перед выпускниками вузов физической культуры, сформулированных в социальном заказе является утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическая реализация средствами физической культуры, приобщение личности к освоению и приумножению ценностей физической культуры. В процессе профессиональной деятельности в современных условиях необходима переориентация учебно-воспитательного процесса с воспроизводства образцов готовых знаний, двигательных умений и навыков на формирование у обучаемых осознанной потребности к регулярным систематическим занятиям физической культурой, и на воспитание у них привычек к здоровому стилю жизни. В основе дальнейшего совершенствования системы физической культуры как социального феномена должна быть идея развития, личностного и деятельного подходов, интенсификации учебно-воспитательного процесса. Архиактуальной становится проблема формирования физической культуры человека, которая включает в себя потребность и деятельную активность в постоянном физическом совершенствовании и здоровом образе жизни Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями широкого и многообразного рынка труда на основе фундаментальной и специальной подготовленности. В настоящее время стабильность на рынке труда в сфере физической культуры отсутствует. Рынок труда становится широким и вариативным. Актуальной проблемой среди выпускников вузов становится проблема адаптации к изменяющимся условиям профессионально-педагогической деятельности. В качестве средств решения этих проблем рассматривается широкий профиль подготовки и ее фундаментализация. В настоящее время возрастает значимость профессиональной компетентности специалистов в отрасли физической культуры и спорта не только в спорте высших достижений, но и при работе с различными группами населения, в том числе и с лицами, имеющими отклонения в здоровье; в популяризации здорового образа жизни. Физическая культура обладает огромным потенциалом в укреплении здоровья населения, профилактике заболеваний, повышении производительности труда, организации досуга, продлении жизни и творческой активности и его реализация требует расширения сферы деятельности специалистов. Например, в вузах западных стран номенклатура и структура специальностей выпускников вузов и факультетов физической культуры уже ориентирована на социальный заказ (Таблица 10).
Таблица 10 - Структура специальностей, по которым готовят кадры в различных странах Европы
Совокупность знаний и умений, приобретенных выпускником вуза, является реальной основой его будущего профессионального мастерства. Постоянное наращивание объема научной, а вместе с ней и учебной информации, неуклонно повышающиеся требования к специалистам в современных условиях широкого, вариативного и мобильного рынка труда требуют увеличения объема и качества знаний и умений, приобретаемых будущими специалистами. Перспективные ориентиры отрасли обусловлены «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» (См. 37,гл.1). Педагог в своей практической деятельности выступает посредником, связующим звеном между социальным опытом человека и опытом обучающегося индивида, он является организатором и руководителем усвоения индивидом социального опыта - части культуры, культуры в определенной сфере деятельности. Именно эта роль и отведена педагогу обществом. И только с этой позиции осуществляется ее конкретизация в учебно-воспитательном процессе на различных ступенях образования человека. Отсюда вытекают виды обучающей деятельности спортивного педагога - а) передача знаний, умений, навыков, но: - во-первых, в процессе обучения используются и другие источники информации; - во-вторых, педагог не охватывает всего процесса формирования знаний, умений, навыков, а является лишь его составной частью. В этой связи другой важной стороной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта является: б) стимулирование самостоятельной деятельности подопечных в процессе обучения. Оно направлено на активизацию всех слоев населения, создание условий, выбор и использование средств развития, формирование человека в процессе физкультурной деятельности, стимулирование познавательной активности о значении здорового стиля жизни и оптимального двигательного режима в обеспечение активного долголетия. Стимулирование охватывает всю совокупность воздействий на личность. Но этот вид деятельности имеет непосредственный выход не на процесс учения, а на процесс физического образования, формирование личности. Но личность может воспитать только личность, поэтому система подготовки современных педагогических кадров призвана обеспечить формирование людей с развитым мышлением, позволяющим им видеть отдаленную перспективу своей деятельности, находить эффективные пути ее реализации и, что весьма важно, проявлять активность не только в разработке идей, но и при их реализации. Отсюда становится очевидной особая важность организаторских и коммуникативных способностей современного специалиста в отрасли физической культуры и спорта. Специалисты, разрабатывавшие квалификационные характеристики педагога выделяют в структуре педагогической деятельности такие компоненты как конструктивный, организаторский, гностический, коммуникативный, мобилизационный, исследовательский, развивающий и др. В качестве одного из условий успешной педагогической деятельности в сфере физической культуры выделяется наличие двигательного компонента в структуре профессионально-педагогической подготовленности. Известно, что двигательные умения составляют ту основу педагогической деятельности выпускников вузов и факультетов физической культуры, без которой невозможна полноценная профессиональная деятельность. Физическая и двигательная готовность к усвоению учебной программы способствует формированию и других профессионально-педагогических качеств у студентов. В процессе профессионального становления спортивного педагога обязательным является чувственно-эмпирический компонент познания. На данном этапе усвоения предмета профессиональной деятельности "...пропускаются мысли через мышцы... создается эффективный оперативный образ" (15, С.28) будущий специалист как бы пропускает через себя гамму ощущений и образов, сопровождающих занятия физическими упражнениями. Без собственного практического опыта, полученного в результате учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, осложняется (если не становится невозможным) приобретение чувства эмпатии (сопереживания, умения увидеть проблему "изнутри"), без которого немыслима спортивно-педагогическая деятельность. Суммируя различные подходы, можно выделить три основных качества, которые предопределяют эффективность профессиональной деятельности спортивного педагога - это знания, умения, навыки, относящиеся к этой деятельности, организаторские и коммуникативные способности, которые выступают как средство реализации творческого потенциала педагога и как средство его самосовершенствования. Безусловно, даже самая высокая профессиональная подготовленность выпускника вуза не может быть гарантией профессиональной состоятельности без достаточной мотивации к самосовершенствованию в процессе профессиональной деятельности. М.Булгаков писал: "Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя" (6, С.267). Сегодняшний день с учетом анализа противоречий между потребностью народного хозяйства и традиционной системой профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования и, в частности, в области физической культуры подтверждает интуитивную посылку писателя-психоаналитика. Недостаточная социальная активность специалистов отрасли вкупе с объективными обстоятельствами (на которые можно влиять, будучи социально активными с достаточными организационными и коммуникативными навыками) ведет к фрустрации и уходу из профессии. Ежегодно после окончания вузов и факультетов физической культуры в России выпускается около 250 000 специалистов. Но они не могут заполнить существующие вакансии в 68 тысячах школ и 3200 вузах России! И, несмотря на такое количество выпускаемых специалистов в России, более 16 000 вакантных мест педагогов. В школах, например, в основном требуются учителя иностранных языков и физкультуры! В настоящее время только в Москве не хватает 1000 учителей физкультуры в школах! И это несмотря на то, что в Москве 6 вузов и факультетов, которые готовят специалистов по физической культуре и спорту. Так каковы же причины, по которым молодые специалисты не идут работать в школу и в вуз? Основными из них являются: 1) низкая оплата труда; 2) большая ответственность за здоровье детей в процессе занятий, требующая постоянного напряженного внимания, нервно-психической и физической нагрузки, связанной с возможной травмоопасностью; 3) социальная непристижность. Государство затрачивает огромные средства на подготовку специалистов в системе ВПО (на 2008 г, примерно 80 000 руб/год), а после окончания вуза оплачивает их труд, почти на прожиточном уровне, поэтому они вынуждены искать высокооплачиваемую работу даже не по специальности. А некоторые едут за рубеж, работают тренерами и готовят спортсменов-соперников для России, которые иногда становятся даже чемпионами мира и Олимпийских игр. Разве это не парадокс! С такой системой подготовки и оплатой труда через несколько лет начнется настоящий «голод» на специалистов данной профессии. Особенно когда уйдет на пенсию старшее и среднее поколение учителей физкультуры, тренеров, преподавателей вузов (13). России придется импортировать не только тренеров, но и учителей физкультуры. В соответствии планом мероприятий по реализации положений Болонского декларации в системе ВПО на 2005-2010 годы (пр. Минобрнауки РФ 15.02.05) необходимо было разработать обоснование новых подходов к формированию учебной нагрузки преподавателей при организации учебного процесса на основе зачетных единиц. Что же происходит в действительности? Реализация учебного процесса на основе зачетных единиц требует огромной «бумаготворческой» подготовительной и далее регулярной повседневной работы. Это разработка рабочих программ и их регулярное обновление, их методического обеспечения, разработка алгоритма самостоятельной работы студентов, ведение учета текущей и этапной успеваемости (в том числе работ письменных или на электронных носителях) и мн. мн. др. Во что же вылилось научное обоснование новых подходов к формированию учебной нагрузки преподавателей? – в молчаливом пролонгировании годовой нагрузки в размере 900 учебных часов!? В то время как этот показатель в других странах равняется 300-340 часов для ассистентов и преподавателей и 120-180 часов для профессорского состава. Резкое повышение занятости ППС, их социального бесправия, на фоне низкой заработной платы приводит к органическому отторжению нововведений в образовании в среде ППС и оттоку из системы ВПО наиболее социально активной части молодежи педагогического корпуса. Получается этакий «Тянитолкай» - на всех уровнях декларируется необходимость модернизации ВПО, а реально наблюдается эклектизм в реализации этих громких деклараций. При таком (бессистемном) отношении руководящих работников (от вузов до министерства) к процессу модернизации ВПО вообще и к ППС в частности, клочковатости принимаемых ими мер может привести к такому положению в образовании, когда растранжирим то лучшее, что было в советской системе ВПО и «не дотянем» до европейских стандартов. Получится как всегда, а ведь хотели как лучше! Обратите внимание, все успехи в высшем образовании в сфере физической культуры, престижность профессии и как, следствие, высокие конкурсы в вузы, высокий авторитет специалистов и ППС в отрасли ассоциируются с СССР.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.172 (0.016 с.) |