ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СПЕЦИАЛИСТА СОВРЕМЕННОЙ ФОРМАЦИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СПЕЦИАЛИСТА СОВРЕМЕННОЙ ФОРМАЦИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА



2.1. Общие положения

Преимущественная профессиональная ориентация выпускников вузов физической культуры прежних лет традиционно была обусловлена их стремлением к тренерской деятельности. Государственная поддержка спорта на протяжении советского периода позволяла иметь достаточно хорошие условия для проведения учебно-тренировочной работы, вовлекая в этот процесс большую часть молодого поколения, формировать в нужном направлении социальные ориентиры и иметь в этой связи практически неограниченный резерв в массовой и спортивной физической культуре. Такая ситуация обусловливала в определенной мере результативность в работе спортивных педагогов и ориентацию выпускников на работу в области спорта.

В результате бурных социальных перемен произошла смены социальных и ценностных ориентиров абитуриентов и выпускников вузов. Массовое закрытие ДЮСШ и спортивных секций в КФК и ДСО привело к уменьшению числа лиц занимающихся всеми видами спорта. В секциях и спортивных школах в настоящее время занимается менее 10% детей, а в спорте высших достижений занято лишь 0,22% в возрасте от 16 до 25 лет. Следовательно, в других возрастных группах этот показатель будет значительно ниже. По этой причине заметно уменьшилось количество абитуриентов, профессионально ориентированных на специальность тренера-преподавателя и увеличилось, ориентированных на работу в области физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Вместе с тем ощущается дефицит преподавательских кадров во всех звеньях народного образования (использовались данные Гор ОНО С. Петербурга и справки по аттестации вузов России) и в системе оздоровительной физической культуры.

В СССР в условиях жесткого государственного регулирования количества и номенклатуры рабочих мест в стране, формально практически все выпускники вузов трудоустраивались в соответствии с полученной квалификацией. В конце 80-х годов лишь 12% выпускников трудоустраивались самостоятельно (не являлись по месту распределения) и 5% - увольнялись в течение первого года работы (17). К настоящему времени проблему трудоустройства вынуждены решать выпускники вузов самостоятельно. Уже в 1991 г. заявки министерств и ведомств на выпускников вузов сократились на 158 тысяч по сравнению с 1990 г. (Там же, С.104). При сокращении потребности в специалистах высшей квалификации в государственном секторе увеличивается количество вакансий на предприятиях негосударственного или неполного государственного подчинения. В современных условиях повышается вариативность профессиональной деятельности выпускников высшей школы. В условиях свободного трудоустройства образовался рынок рабочей силы, который предполагает конкуренцию на рынке рабочих мест. Предполагается, что государство будет являться гарантом определенного уровня образования и должно проводить целенаправленную политику по отношению к образованию. Государственный заказ будет определять общегосударственные приоритеты, цели и задачи по подготовке специалистов. Все, что не используется для достижения приоритетных целей и не заказано государством, должно продаваться и покупаться на рынке. Молодой специалист должен выступать как равноправный участник экономических отношений.

Одной из важнейших задач, поставленных перед выпускниками вузов физической культуры, сформулированных в социальном заказе является утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическая реализация средствами физической культуры, приобщение личности к освоению и приумножению ценностей физической культуры. В процессе профессиональной деятельности в современных условиях необходима переориентация учебно-воспитательного процесса с воспроизводства образцов готовых знаний, двигательных умений и навыков на формирование у обучаемых осознанной потребности к регулярным систематическим занятиям физической культурой, и на воспитание у них привычек к здоровому стилю жизни. В основе дальнейшего совершенствования системы физической культуры как социального феномена должна быть идея развития, личностного и деятельного подходов, интенсификации учебно-воспитательного процесса. Архиактуальной становится проблема формирования физической культуры человека, которая включает в себя потребность и деятельную активность в постоянном физическом совершенствовании и здоровом образе жизни Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями широкого и многообразного рынка труда на основе фундаментальной и специальной подготовленности. В настоящее время стабильность на рынке труда в сфере физической культуры отсутствует. Рынок труда становится широким и вариативным. Актуальной проблемой среди выпускников вузов становится проблема адаптации к изменяющимся условиям профессионально-педагогической деятельности. В качестве средств решения этих проблем рассматривается широкий профиль подготовки и ее фундаментализация.

В настоящее время возрастает значимость профессиональной компетентности специалистов в отрасли физической культуры и спорта не только в спорте высших достижений, но и при работе с различными группами населения, в том числе и с лицами, имеющими отклонения в здоровье; в популяризации здорового образа жизни. Физическая культура обладает огромным потенциалом в укреплении здоровья населения, профилактике заболеваний, повышении производительности труда, организации досуга, продлении жизни и творческой активности и его реализация требует расширения сферы деятельности специалистов. Например, в вузах западных стран номенклатура и структура специальностей выпускников вузов и факультетов физической культуры уже ориентирована на социальный заказ (Таблица 10).

 

Таблица 10 - Структура специальностей, по которым готовят кадры в различных странах Европы

Специальность, % Страна
Финляндия Франция Дания  
Преподаватели физического воспитания 40-45
Валеологи -
Менеджеры 7-10
Специалисты по работе с инвалидами - -
Тренеры 10-14
Физиотерапевты, геронтологи, гигиенисты - -

 

Совокупность знаний и умений, приобретенных выпускником вуза, является реальной основой его будущего профессионального мастерства. Постоянное наращивание объема научной, а вместе с ней и учебной информации, неуклонно повышающиеся требования к специалистам в современных условиях широкого, вариативного и мобильного рынка труда требуют увеличения объема и качества знаний и умений, приобретаемых будущими специалистами. Перспективные ориентиры отрасли обусловлены «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» (См. 37,гл.1).

Педагог в своей практической деятельности выступает посредником, связующим звеном между социальным опытом человека и опытом обучающегося индивида, он является организатором и руководителем усвоения индивидом социального опыта - части культуры, культуры в определенной сфере деятельности. Именно эта роль и отведена педагогу обществом. И только с этой позиции осуществляется ее конкретизация в учебно-воспитательном процессе на различных ступенях образования человека. Отсюда вытекают виды обучающей деятельности спортивного педагога -

а) передача знаний, умений, навыков, но:

- во-первых, в процессе обучения используются и другие источники информации;

- во-вторых, педагог не охватывает всего процесса формирования знаний, умений, навыков, а является лишь его составной частью.

В этой связи другой важной стороной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта является:

б) стимулирование самостоятельной деятельности подопечных в процессе обучения. Оно направлено на активизацию всех слоев населения, создание условий, выбор и использование средств развития, формирование человека в процессе физкультурной деятельности, стимулирование познавательной активности о значении здорового стиля жизни и оптимального двигательного режима в обеспечение активного долголетия. Стимулирование охватывает всю совокупность воздействий на личность. Но этот вид деятельности имеет непосредственный выход не на процесс учения, а на процесс физического образования, формирование личности. Но личность может воспитать только личность, поэтому система подготовки современных педагогических кадров призвана обеспечить формирование людей с развитым мышлением, позволяющим им видеть отдаленную перспективу своей деятельности, находить эффективные пути ее реализации и, что весьма важно, проявлять активность не только в разработке идей, но и при их реализации. Отсюда становится очевидной особая важность организаторских и коммуникативных способностей современного специалиста в отрасли физической культуры и спорта.

Специалисты, разрабатывавшие квалификационные характеристики педагога выделяют в структуре педагогической деятельности такие компоненты как конструктивный, организаторский, гностический, коммуникативный, мобилизационный, исследовательский, развивающий и др. В качестве одного из условий успешной педагогической деятельности в сфере физической культуры выделяется наличие двигательного компонента в структуре профессионально-педагогической подготовленности.

Известно, что двигательные умения составляют ту основу педагогической деятельности выпускников вузов и факультетов физической культуры, без которой невозможна полноценная профессиональная деятельность. Физическая и двигательная готовность к усвоению учебной программы способствует формированию и других профессионально-педагогических качеств у студентов. В процессе профессионального становления спортивного педагога обязательным является чувственно-эмпирический компонент познания. На данном этапе усвоения предмета профессиональной деятельности "...пропускаются мысли через мышцы... создается эффективный оперативный образ" (15, С.28) будущий специалист как бы пропускает через себя гамму ощущений и образов, сопровождающих занятия физическими упражнениями. Без собственного практического опыта, полученного в результате учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, осложняется (если не становится невозможным) приобретение чувства эмпатии (сопереживания, умения увидеть проблему "изнутри"), без которого немыслима спортивно-педагогическая деятельность.

Суммируя различные подходы, можно выделить три основных качества, которые предопределяют эффективность профессиональной деятельности спортивного педагога - это знания, умения, навыки, относящиеся к этой деятельности, организаторские и коммуникативные способности, которые выступают как средство реализации творческого потенциала педагога и как средство его самосовершенствования. Безусловно, даже самая высокая профессиональная подготовленность выпускника вуза не может быть гарантией профессиональной состоятельности без достаточной мотивации к самосовершенствованию в процессе профессиональной деятельности.

М.Булгаков писал: "Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя" (6, С.267). Сегодняшний день с учетом анализа противоречий между потребностью народного хозяйства и традиционной системой профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования и, в частности, в области физической культуры подтверждает интуитивную посылку писателя-психоаналитика.

Недостаточная социальная активность специалистов отрасли вкупе с объективными обстоятельствами (на которые можно влиять, будучи социально активными с достаточными организационными и коммуникативными навыками) ведет к фрустрации и уходу из профессии. Ежегодно после окончания вузов и факультетов физической куль­туры в России выпускается около 250 000 специалистов. Но они не могут заполнить существующие вакансии в 68 тысячах школ и 3200 вузах России! И, несмотря на такое количество выпускаемых специалистов в Рос­сии, более 16 000 вакантных мест педагогов. В школах, например, в основ­ном требуются учителя иностранных языков и физ­культуры! В настоящее время только в Москве не хва­тает 1000 учителей физкультуры в школах! И это несмотря на то, что в Москве 6 вузов и факультетов, которые готовят специалистов по физической куль­туре и спорту. Так каковы же причины, по которым молодые спе­циалисты не идут работать в школу и в вуз? Основными из них являются: 1) низкая оплата труда; 2) большая ответственность за здоро­вье детей в процессе занятий, требующая постоян­ного напряженного внимания, нервно-психической и физической нагрузки, связанной с возможной травмоопасностью; 3) социальная непристижность.

Государство затрачивает огромные средства на подготов­ку специалистов в системе ВПО (на 2008 г, примерно 80 000 руб/год), а после окончания вуза оплачивает их труд, почти на прожиточном уровне, поэто­му они вынуждены искать высокооплачиваемую ра­боту даже не по специальности. А некоторые едут за рубеж, работают тренерами и готовят спортсменов-соперников для России, которые иногда становятся даже чемпионами мира и Олимпийских игр. Разве это не парадокс!

С такой системой подготовки и оплатой труда через несколько лет начнется настоящий «голод» на специалистов дан­ной профессии. Особенно когда уйдет на пенсию старшее и среднее поколение учителей физкультуры, тренеров, преподавателей вузов (13). России придется импортировать не только тренеров, но и учителей физкультуры.

В соответствии планом мероприятий по реализации положений Болонского декларации в системе ВПО на 2005-2010 годы (пр. Минобрнауки РФ 15.02.05) необходимо было разработать обоснование новых подходов к формированию учебной нагрузки преподавателей при организации учебного процесса на основе зачетных единиц.

Что же происходит в действительности? Реализация учебного процесса на основе зачетных единиц требует огромной «бумаготворческой» подготовительной и далее регулярной повседневной работы. Это разработка рабочих программ и их регулярное обновление, их методического обеспечения, разработка алгоритма самостоятельной работы студентов, ведение учета текущей и этапной успеваемости (в том числе работ письменных или на электронных носителях) и мн. мн. др. Во что же вылилось научное обоснование новых подходов к формированию учебной нагрузки преподавателей? –в молчаливом пролонгировании годовой нагрузки в размере 900 учебных часов!? В то время как этот показатель в других странах равняется 300-340 часов для ассистентов и преподавателей и 120-180 часов для профессорского состава.

Резкое повышение занятости ППС, их социального бесправия, на фоне низкой заработной платы приводит к органическому отторжению нововведений в образовании в среде ППС и оттоку из системы ВПО наиболее социально активной части молодежи педагогического корпуса.

Получается этакий «Тянитолкай» - на всех уровнях декларируется необходимость модернизации ВПО, а реально наблюдается эклектизм в реализации этих громких деклараций. При таком (бессистемном) отношении руководящих работников (от вузов до министерства) к процессу модернизации ВПО вообще и к ППС в частности, клочковатости принимаемых ими мер может привести к такому положению в образовании, когда растранжирим то лучшее, что было в советской системе ВПО и «не дотянем» до европейских стандартов. Получится как всегда, а ведь хотели как лучше! Обратите внимание, все успехи в высшем образовании в сфере физической культуры, престижность профессии и как, следствие, высокие конкурсы в вузы, высокий авторитет специалистов и ППС в отрасли ассоциируются с СССР.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.007 с.)