Физическая культура – что это? 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура – что это?



Как показывает многолетний опыт общения даже в рамках Госаттестации, не все выпускники четко представляют себе сущность культуры физической. Отсюда представляется необходимым остановиться на уточнении содержания дефиниции "Физическая культура". В литературных источниках приводятся десятки различных формулировок, но они, на наш взгляд, не в полной мере отражают сущность данного социального феномена. Этим, по-видимому, и объясняется то обстоятельство, что будущие специалисты акцентируют внимание лишь на развитии лишь телесного в человеке с помощью средств физической культуры.

Само понятие«Культура»трактуется как реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе и к Абсолютному.То есть, культуру следует понимать какмноговековой конструктивный человеческий опытв процессе преобразования себя, природы, социальных устройств, взаимоотношений в социуме и т.п. процесс и результат определенного процесса. Результат процесса представлен в виде материализованного продукта (преобразованный человек, спортивные площадки, снаряды, технологии и т.п.) и не материализованного продукта (знания, опыт, результат психо-корректирующих воздействий и т.п.). Физическая культура, являясь составной частью общей культуры, направлена на всестороннее развитие человека, на универсальное овладение тем, что дано природой (как окружающей среды, так и самого человека). Физическая культура является составной части культуры,а определение, дефиниция (лат. definitio — предел, граница) — логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам языка, связанная с вычленением единичного (физическая культура) из единого (культура). Отсюда следует, что Физическую культуру следует понимать как многовековой опыт человечества по совершенствованию биологической и духовной природы человека специфическими средствами (основными среди них являются физические упражнения, режим, гигиенические процедуры и природные факторы), которые используются в соответствии с принципами спортивной тренировки. Двигательная деятельность, проводящая с пренебрежением принципов, разработанных в теории спортивной тренировки, не может относиться к культуре физической. В физическом воспитании, двигательной рекреации и двигательной реабилитации не реализуется лишь единственный принцип, предусматривающий повышение нагрузок до максимальных величин.

Очевидно повышение роли ценностно-гуманистических аспектов физической культуры и физкультурного (как специального (профессинального), так и общего (непрофессионального) образования. В связи с этим актуальным становится преодоление ограниченности подхода, связанного преимущественно с развитием двигательных способностей. В культуре физической при очевидном, на первый взгляд, превалировании телесного компонента по сути приоритетным должно оставаться духовное совершенствование человека. Формирование только двигательных качеств занимающихся значительно обедняет и ограничивает возможности физической культуры (31).

Физическому воспитанию молодежи уже в древние времена уделялось самое серьезное внимание. Важность использования физических упражнений в подготовке к трудовой и ратной деятельности была очевидна во все периоды человеческой цивилизации. Например, в Эллинский период придавали большое значение физическому развитию граждан. Это было обусловлено в первую очередь необходимостью создания сильного войска при сравнительно немногочисленном населении (племена Спарты, Крита, ионийские). Физическое воспитание начиналось с самого раннего детства в семьях и продолжалось в палестрах и гимназиях. Физические упражнения являлись неотъемлемой частью эллинской жизни и служили для укрепления не только тела, но и духа. В ряде мест юноши могли получить права гражданина, только выдержав экзамен по атлетике. Одинаково необразованными греки считали того, кто не умел читать, и того, кто не умел плавать. Платон и Аристотель подчеркивали, что соблюдение детьми правил в играх и соревнованиях приучает их соблюдать и законы страны (14).

Физическое воспитание способствует нравственному воспитанию. Поступки ребенка в рамках основного олимпийского постулата fair playприучают их соблюдать правила общежития и в обыденной жизни

В настоящее время физическая культура, точнее пространство, где она осуществляется, приобретает еще и функцию так называемого «третьего места». В современном мире заметно ослабление социальных связей в силу характерных для него урбанизации, межличностной конкуренции, миграции и т. п. В связи с этим актуальным становится поиск новых способов общения. Места, где проходит такое общение, получили название «третьего места» в отличие от дома («первое место») и работы («второе место»). Спортивные мероприятия являются одним из таких «третьих мест», где люди собираются не только для развлечения, но и для поддержания и удовлетворения потребностей «…социально-психологической жизни с помощью доступных дружеских, квазиинтимных отношений» (38, С.45).

Вместе с тем до сих пор еще на практике эффективность непрофессионального физкультурного образования оценивается с точки зрения физического совершенствования человека. Физическое упражнение — это двигательное действие с опережающей мыслительной деятельностью человека (13). «Дух и тело» находятся в неразрывной и взаимообусловливающей связи, на что указывалось многими авторами. «Телесность дана человеку, но телесный организм создается духом» (30). «Если сказать просто, то наш разум управляет внешним миром и нашим телом, а самим разумом управляют чувства, возникающие вследствие возбуждения нервных центров в мозге.… Получается, что разум совсем не разумен, как мы привыкли думать. Все зависит от смены чувств!» (3, С.3).

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.007 с.)