Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и значение собственного опыта учебно-тренировочной и спортивной деятельности в профессиональном становлении специалиста

Поиск

Традиционно предполагалось, что уровень спортивной подготовленности функционально экстраполируется на степень профессионального мастерства. Безусловно, логика в этом есть, но дело в том, что не уровень спортивного мастерства непосредственно положительно сказывается на результативности работы спортивного педагога, а опыт его приобретения, неудачи, стремление к поиску в процессе собственных учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях. Общение со спортсменами и тренерами, наблюдение за тренировками и соревнованиями, анализ собственных успехов и неудач, прочувствование нюансов влияния различной тренировочной работы на самочувствие и работоспособность, взаимосвязи самочувствия и спортивных показателей, то есть всего многообразия явлений сопровождающих спортивную деятельность. Однако уровень спортивной подготовленности и уровень профессиональной подготовленности отнюдь не синонимы. Человеку, выплеснувшему себя на спортивных аренах трудно "зажечься" во второй раз, сформировать в себе мотивацию на рутинный, ежедневный труд, результат которого, как правило, отдален во времени. Касаясь данной проблемы С.М.Вайцеховский (7), мудро заметил, что хорошие тренеры получаются не из спортивных звезд, а из спортсменов трудяг, относительных неудачников. Почему? Удачливый спортсмен, как правило, уже удовлетворил свое честолюбие, да у него все и получалось легко, как бы само собой. Он мало задумывался над тем, что он делает. Он больше доверял интуиции, свойственной таланту, не давая себе труда проанализировать достигнутое. Бывшей "звезде" трудно с полной самоотдачей, без чего не бывает успехов в тренерском труде, как впрочем, и везде на педагогическом поприще, начать работать с новичками и добиваться на первых порах решения задач совсем не олимпийского масштаба.

Высокая эмоциональная насыщенность спорта чревата эмоциональным истощением спортсменов. Направленность спортивной деятельности «на себя» приводит к снижению социальной активности бывшего спортсмена, неадекватной оценке реальной ситуации. В то же время менее удачливого спортсмена неотступно мучают вопросы о том, что ему недоставало как спортсмену, что он не так делал, что еще нужно испробовать. Он находится в постоянном творческом поиске, анализируя опыт собственный и опыт других спортсменов, теоретические источники. В педагогической работе такой спортсмен пытается удовлетворить свое честолюбие (без этого не бывает самоотверженного труда и как следствие успехов) через достижения своих учеников. Кроме этого, лица, достигшие больших высот в спорте, и в своей профессиональной деятельности руководствуются в первую очередь собственным опытом, а не логикой реалий педагогического процесса. Всего 18,5% спортсменов высокого класса ориентируются в вопросах организации и проведения тренировки на современный уровень научно-педагогических требований (25). Отсюда следует, что более чем 80% таких специалистов принимают педагогические решения, исходя лишь из собственного опыта. Следовательно, повышение спортивного мастерства не может быть целью профессионального образования в отрасли физической культуры (не путать со спортивными клубами).

Отсюда отнюдь не следует, что собственный богатый опыт учебно-тренировочной работы и успешной соревновательной деятельности обрекает будущего специалиста на профессиональную импотенцию в области физической культуры. Однако очевидно, что при отсутствии личной мотивации как со стороны обучаемого, так и со стороны педагога эффективность педагогического процесса, как впрочем, и любой другой деятельности, будет весьма низкой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.146 (0.01 с.)