О детерминированности и творчестве в выборе педагогических решений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О детерминированности и творчестве в выборе педагогических решений



Любой педагог, но в первую очередь спортивный, это творец, обязанный интегрировать в себе многочисленную информацию, обладающий большим объемом знаний как естественнонаучного, так и гуманитарного цикла с тем, чтобы в конечном итоге, сообразуясь со своей интуицией принять правильное решение.

"Руководить физическим образованием - дело очень трудное, несмотря на то, что обыкновенно полагают, что это настолько просто, что с этим можно познакомиться вполне основательно в течение шести - восьми недельного курса. Напротив того, руководитель должен быть хорошо образованным человеком, как каждый имеющий отношение к преподаванию, должен хорошо понимать свой предмет, а также и значение форм и отправлений организма молодого человека, а главное должен быть сам вполне дисциплинированным и сдержанным человеком, изящно владеющим всеми своими действиями. Все это не легко и получается только очень настойчивым и последовательным трудом и работой над собой" (26, С.317-318).

В работах Ю.В.Верхошанского (9) и В.Н.Селуянова (33) выдвигается идея о том, что педагогические решения детерминированы известными биологическими закономерностями в динамике функциональных изменений отдельных органов и систем организма. Наши исследования, многолетний опыт практической деятельности показывают, что к одинаковому результату можно прийти различными путями. Человеческий организм обладает огромным запасом компенсаторных возможностей и индивидуальных особенностей, которые предполагают вариативность педагогических решений, то есть спортивная педагогика это не только наука, но и искусство. Еще Аристотель заметил, что воспитание нуждается в даровании, науке и упражнении.

У Ю.В.Верхошанского и В.Н.Селуянова обнаруживается особая позиция, где педагогическая интуиция, творчество, искусство на основе анализа многообразных данных принимать целесообразные решения относятся к разряду атавизмов. Иными словами, человек низводится до биологической особи, для которой может быть рассчитана необходимая по направленности, объему и интенсивности тренировочная работа, определены средства и методика восстановления и педагогическое творчество в процессе развития и совершенствования физических качеств неуместно.

Да, еще И.П.Павлов полагал, что "Вся жизнь от простейших до сложных организмов, включая, конечно, и человека есть длинный ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешиваний внешней среды. Придет время - пусть отдаленное, - когда математический анализ, опираясь на естественнонаучный, охватит величественными формулами уравнений все эти уравновешивания, включая в них, наконец, и самого себя" (28, С.3). Такая посылка как научно-фантастическое предвосхищение вполне логична, но принимать подобного рода рекомендации как практическое руководство к действию на современном этапе развития цивилизации - преждевременно. Одним из обязательных условий моделирования состояний человека является необходимость "...учитывать особенности компонентов психики, их тесную взаимосвязь между собой" (12, С.205).

Объектом педагогических воздействий всегда является личность (субъект) со своими индивидуальными особенностями, с вариативностью психического и физического состояний, выступающих в качестве системообразующих факторов, обусловливающих течение процессов афферентного синтеза - "...стадии, в которой любая биосистема на основе своих внутренних процессов принимает решение о том, какой результат нужен в данный момент ее приспособительной деятельности"(2, С.45).

"Неизвестного и неожиданного в человеке гораздо больше, чем гарантированного" (31, С.3). Каждая личность уникальна. Ее формирование неповторимо, поэтому, касаясь проблемы целенаправленного воздействия на нее в условиях учебно-воспитательного процесса при организованных занятиях физической культурой, следует признать, что учебно-тренировочная, воспитательная деятельность педагога являются творчеством, в определенной мере искусством. Известный ученый-педагог, член-корреспондент АН СССР П.В.Симонов (34, С.4) признает, что "...подлинно научная теория воспитания в общепринятом смысле слова "теория" по-прежнему остается делом будущего".

Развитие мировой культуры в ХХ веке во многом обусловлено технократическим подходом к описанию явлений окружающего мира. Технократизм проник в сферу физической культуры и на многие годы укоренился в методологии исследований и интерпретации их результатов, обосновании модельных характеристик уровней подготовленности, обосновании режимов и объемов тренировочных воздействий. Он основан на стандартизации индивидуальностей, привязки их к усредненной норме. Но человек оказался гораздо сложнее, чем представление о нем ученых. Индивидуальная норма не может быть заменена средне статической. Тренеров, которые все могут рассчитать наперед, создав свою теорию за письменным столом или за компьютером, а потом железной рукой проводят ее в жизнь С.М.Вайцеховский называет не просто плохими, а ужасными, страшными. Они расписывают наперед все тренировки и потом добиваются неукоснительного выполнения своих планов. Такого тренера не интересует, какое настроение у спортсмена, как он себя чувствует и т.д. У него начисто отсутствует сомнение, все неудачи он готов спокойно объяснить, логически вроде бы обосновать. Но известно, что мастер находить оправдания редко бывает мастером в чем-нибудь еще. Теоретически это возможно, но, судя по всему, время тренеров-инженеров, тренеров статистиков не наступит никогда. При всем уважении к точным наукам, следует отметить, что в их формулы нельзя вместить все случайные и закономерные проявления человеческой психологии, с которыми приходится сталкиваться и принимать решения тренеру. Не противопоставляя ни в коей мере, талант и интуицию педагога спортивной науке, следует признать, что на сегодняшний день и в обозримом будущем никакая, даже самая совершенная аппаратура не заменит живого человека. Но, разумеется, спортивный педагог должен использовать объективные данные, получаемые с помощью современных инструментальных методик, объективно отражающих динамику тех или иных процессов, происходящих в организме занимающихся.

Весь этот экскурс в теоретические "дебри" со ссылкой на авторитеты из области прикладной спортивной педагогики, нами был предпринят для того, чтобы показать, что профессия спортивного педагога - это непрерывный поиск, ежедневный анализ бесконечного множества вводных данных, постоянная готовность и нацеленность на самосовершенствование. Одной из ведущих особенностей в профессии спортивного педагога является способность к самообразованию. Этот процесс бесконечен, вот поэтому важным в процессе обучения в вузе должно быть не только приобретение определенных знаний, умений и навыков, но и еще более важным - научиться учиться.

В работе педагога не может быть готовых рецептов на все многообразные ситуации, возникающие в процессе общения с обучаемыми, обусловленных множеством как управляемых, так и неуправляемых факторов. Спортивный педагог всегда стоит перед выбором решения и часто в экстремальных условиях. Фундаментальные знания позволяют решать специальные вопросы, которые, на первый взгляд, кажутся разноплановыми. Так, например, испанец А.Паддильи успешно тренирует велосипедиста М.Индурайна и марафонца М.Фиса - оба неоднократные чемпионы Мира в своих видах. В этой связи нельзя не вспомнить о знаменитом тренере В.И.Алексееве, который воспитал множество мировых рекордсменов, чемпионов и призеров олимпийских игр в различных видах легкой атлетики. Не менее убедительны и примеры другого порядка, когда происходит плодотворное совмещение образовательной, научной и тренировочной деятельности спортивного педагога. Из представителей "многостаночников" следует отметить В.М.Дьчкова, Н.Г.Озолина, Д.П.Ионова, А.Н.Воробьева, В.В.Петровского, Ф.П.Суслова и др. Приведенные примеры подтверждают положение о том, что "...содержание компетентности...определяется как успешное использование необходимых знаний и навыков в л ю б о м (разрядка наша) виде педагогической деятельности (30, С.14).

В западноевропейской модели физкультурного образования населения (не специального) принята модель, где основной упор сделан на образование школьной молодежи. В соответствии с принятой моделью в основе заботы о здоровье населения заложена идея развития физической культуры среди молодежи. Следовательно, профессионализм специалистов в сфере физической культуры должен формироваться с учетом данной парадигмы. Как было проиллюстрировано выше, бóльшая часть выпускников вузов всех стран ангажирована в сфере физкультурного образования молодежи.

К сожалению, уроки физической культуры в школе пока еще имеют малую оздоровительную направленность. Моторная плотность урока составляет около 30%. То есть учащиеся заняты двигательной деятельностью не более 15 минут в течение урока. Изменить такое положение возможно только при активной позиции учителя. Красной нитью в процессе физкультурного образования должна проходить идея формирования потребности в физически активном образе жизни. К решению проблемы физкультурного образования в данном направлении и следует готовить специалистов в вузах физкультурного профиля. Данная парадигма является ключевой в профессиональном физкультурном образовании в современных условиях. Подобная трактовка парадигмы обусловлена

· слабой информированностью населения о пользе физической культуры;

· малой, большой или неправильной физической активностью населения;

· потребностью населения в умелой регуляции двигательной активности;

· необходимостью формирования потребности в физически активном образе жизни;

· потребностью учить подопечных подбирать и регулировать нагрузку в течение всей жизни;

· потребностью научить технике физических упражнений для обеспечения безопасности занятий и возможности самостоятельных занятий, чтобы за счет освободившегося времени осуществитьусиление контрольной и консультативной функции педагога.

Основным вопросом для системы профессионального образования остается следующий: как готовить специалистов в условиях динамических социальных процессов, которые (специалисты) бы могли адаптироваться в социуме, полноценно работать как с сильными, так и со слабыми учащимися, а не оправдываться неспособностью учеников?

Тенденция развития физкультурного движения предполагает дальнейшее усиление «прозрачности» межнациональных и межконтинентальных границ. В связи с интеграцией стран в экономическом и культурном сотрудничестве роль физической культуры как средства культурного обмена будет возрастать. Носителями ценностей физической культуры в данной ситуации становятся не только спортсмены высокой квалификации, как это было раньше, но и специалисты различного профиля (преподаватели, тренеры, менеджеры и др.). Следовательно, специалисты в сфере физической культуры должны знать и понимать различные культуры, иметь высокий уровень коммуникабельности (в том числе знание иностранных языков), обладать способностью к восприятию инноваций, т. е. иметь потребность и умение учиться, и т. д.

Под воздействием объективных обстоятельств меняются субъективные факторы организационно-педагогической деятельности в сфере физической культуры, идеология, менталитет, характер мышления как у специалистов, так и у населения. От специалистов физической культуры в настоящее время требуется расширение их сферы деятельности от работы с детьми дошкольного возраста до работы с людьми пожилого и старческого возраста, включая и физкультурное образование людей, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, хронические заболевания и инвалидность.

С сожалением приходится констатировать снижение самооценки в среде специалистов относительно избранной профессиональной деятельности. Часть из них старается сменить профессию и находится в состоянии фрустрации, т. е. оказались не готовы к произошедшим социальным преобразованиям, несмотря на то, что работа в сфере физической культуры для них остается притягательной и представляет творческий интерес. Однако, социально-экономические факторы провоцируют изменение отношения специалистов к своей профессии. Основной причиной, побуждающей их к изменению отношения к собственной профессии, является высокая ответственность за Здоровье подопечных и низкий уровень заработной платы, на что указали от 15,8 до 100 % респондентов. Менее значимой, но существенной причиной, ведущей к разочарованию в избранной профессиональной деятельности, является недостаточный уровень подготовленности по курсу теории, методики и техники базовых видов двигательной деятельности, что отмечают от 4,3 до 21,4% специалистов. Наиболее существенными, указанные причины, оказались для преподавателей школ и колледжей, где не принята специализация по направленности физической активности. Неудовлетворенность заработной платой вынуждает специалистов совмещать работу в нескольких местах. Организационно-методическая перестройка образовательного процесса, должна вести к росту востребованности специалистов. Легче адаптироваться могут специалисты, имеющие фундаментальную знаниевую и широкую двигательную подготовленность.

2.4. Компоненты профессиограммы

Гносеологический компонент

Безусловно, профессиональная подготовленность есть интегративный фактор, и анализ отдельных компонентов осуществляется лишь для установления причинно-следственных связей в динамике ее структуры в связи с социальными преобразованиями.

Профессиональное мастерство рассматривается как некоторая совокупность знаний и умений, которые могут находиться на разных уровнях сформированности, что и придает процессу педагогической деятельности качественное своеобразие, индивидуализирует его. Педагогическое мастерство определяют следующие составляющие: направленность личности, специальные знания и умения, способности к педагогической деятельности, педагогическая техника. Педагог должен обладать солидными знаниями не только в своей дисциплине, но и в педагогике, психологии, образовательной технологии и т. д. Ю.А.Гагин (11) правомерно рассматривает педагогическое мастерство как органический симбиоз ремесла и искусства. Искусству обучить нельзя, но в рамках профессионального образования необходимо формировать мотивацию и способность будущих специалистов к самосовершенствованию. Педагогическое мастерство представляется как комплекс личностных и профессиональных качеств педагога. Личностные качества педагога, его знания и умения проявляются в методических технологиях.

Недостаточная физическая активность населения, включая учителей и родителей, вкупе с негативным отношением к физической активности не позволяют им стать предметом для подражания. 40% учителей физической культуры свои знания в области здорового образа жизни оценивают как неудовлетворительные. Предмет «Физическая культура» психологически не удовлетворяет школьников, часть из которых чувствует себя на уроках недостаточно уверенно. В результате чего они безразлично относятся к этому учебному предмету. Особенно это выражено в старших классах.

Эффективная профессиональная деятельность специалиста высшей квалификации в век лавинообразного прироста новых знаний и технологий требует постоянной работы по повышению собственной компетенции. Известно, что 85% знаний уходят или становятся неактуальными через 10 лет после окончания вуза и только 15% остаются востребованными дальше. Следовательно, в основе профессионального образования должна быть заложена идея формирования потребности и способности к самообразованию, к самосовершенствованию, т. е. к профессиональному и социальному росту.

Известно, что современная наука и производство развиваются одновременно по линии интеграции и специализации. Наиболее существенные обобщения в теории и методике физической культуры рождаются на стыке гуманитарных, естественных и медико-биологических наук. Прогрессирующий рост творческого компонента в трудовой деятельности спортивного педагога выдвигает на первый план уровень общеобразовательных знаний, творческий стиль мышления, способность к непрерывному самообразованию. Специалист современной формации в сфере физической культуры должен быть эрудированным, свободно ориентирующимся в научных разработках и современных технологиях, способным к самосовершенствованию и адаптации, к быстро меняющимся условиям, готовым к диалогу и ассимиляции в новую для него общность, среду и производственную деятельность. Возрастает потребность в специалистах широкого профиля, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в видах деятельности, связанных с его профессией. В формировании таких специалистов первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений.

В. П. Беспалько (4) выделяет четыре уровня усвоения знаний:

· узнавание, опознание, различение, распознавание объектов изучения; действия осуществляются во внешнем плане;

· воспроизведение информации об изучаемом объекте на основе памяти или понимания, вербальное мышление, реконструктивное действие;

· умение применять знания на практике к знакомым объектам и ситуациям;

· творческий уровень. Применение знаний на практике с переносом их на незнакомые ситуации и объекты; действия приобретают гибкий поисковый характер; обучаемые овладевают методами мышления в данной области знания, что помогает им принимать решение в творческих ситуациях.

Овладевая основами педагогических и естественнонаучных знаний, обучаемый закладывает фундамент своего профессионального мастерства. К важнейшим условиям формирования педагогического мастерства педагога относят идейную зрелость, профессиональные знания, психолого-педагогическую подготовленность, широту интересов, эрудицию, интеллект и умение выражать свои мысли и чувства, педагогический такт, стремление к творчеству, умение завоевывать авторитет.

В профессионально-педагогической деятельности в сфере физической культуры знания, умения и навыки являются основой и необходимым компонентом в творческом процессе целенаправленного воздействия на объект (субъект) образования.

 

Творческий компонент

В педагогической деятельности превалирует творческий компонент. В то же время в этой деятельности постоянно функционирует определенная совокупность приемов и навыков в форме нормативного психолого-педагогического знания и опыта, но применяется она в постоянно изменяющихся, нестандартных ситуациях. Следовательно, педагогический процесс протекает в условиях взаимодействия правил, зафиксированных нормами профессиональной деятельности в соответствии с основополагающими принципами и методами обучения, воспитания и тренировки, и феномена творчества при реализации данных принципов и методов в условиях естественного учебно-воспитательного процесса, рождаемого самой деятельностью и опытом.

Сущность педагогического творчества заключается в создании новых способов воздействия на учащихся. Оно может проявляться как в отборе содержания информации в учебной и внеурочной деятельности, организации различных видов деятельности, в создании новых форм и методов обучения и воспитания, в способах решения педагогических задач.

Никакой педагогический или методический прием не может быть найден раз и навсегда. Педагогическое творчество заключается именно в том, что УЧИТЕЛЬ анализирует процесс, устанавливает причинно-следственные связи, обновляет, дополнят арсенал средств и методических приемов, даже если кажется на первый взгляд, что в обновлении ничто не нуждается. Педагогический процесс – это постоянный поиск.

В педагогическом творчестве выделяется следующая последовательность этапов (18, 19):

· возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогических задач;

· разработка замысла;

· воплощение педагогического замысла в деятельности;

· анализ и оценка результатов творчества.

И оно характеризуется следующими обстоятельствами:

· прежде всего, осознанием себя творцом в педагогическом процессе;

· осознанием сущности, значения и задач собственной педагогической деятельности, ее целей, умением соотносить текущие педагогические задачи с перспективными задачами, в противном случае педагог может быть хорошим исполнителем, но он вряд ли поднимется до уровня творчества;

· необходимостью принятия ученика как личности в педагогическом процессе и реализации индивидуального подхода к личности как объекту и субъекту педагогического процесса;

· осознанием педагогом собственной творческой индивидуальности;

· творчество в педагогической деятельности может возникнуть только при условии профессионально-личностной мотивации, которая рождается и поддерживается высокой педагогической целью и идеей на основе осознания социальной значимости своей профессиональной деятельности, личностной и профессиональной состоятельности.

Овладевая основами специальных знаний и умений, будущий педагог закладывает фундамент своего профессионального будущего. Данное положение отнюдь не означает, что полученная подготовка позволит ему иметь набор готовых рецептов, позволяющих разрешать любые педагогические проблемы. В процессе профессионального образования невозможно дать студентам готовый материал в виде методических разработок и готовых алгоритмов на все случаи жизни. Однако хорошая фундаментальная подготовленность, способность к анализу и обобщениям, умение за явлением видеть его сущность, определяют активную жизненную позицию педагога и способность к самосозиданию, к самосовершенствованию, что выражается в «методическом творчестве»

К сожалению, исследования, проведенные в большинстве европейских стран, включая Россию, показали, что увеличивается количество подростков, которые считают, что физическое воспитание является скучным, а преподаватели не знают потребностей и ожиданий молодых людей либо игнорируют их (10).

Одним из факторов, ослабляющих мотивацию учащихся к занятиям физическим воспитанием, является все увеличивающаяся пропасть между тем, что предлагают внеучебные учреждения (главным образом средства массовой информации и производители спортивного инвентаря и оборудования) в сфере массово-спортивной и рекреационной активности, и организационно-педагогическими методами и средствами, предлагаемыми учебными заведениями. Большое значение в формировании мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями и потребности в здоровом образе жизни имеют средства массовой информации и коммуникативные способности специалистов (22).

Направленность образования и уровень подготовленности специалистов становятся активным фактором в формировании личностных и общественных потребностей и отношения к физической культуре населения. Возрастает потребность в специалистах, обладающих не только хорошей методической подготовленностью в конкретном виде деятельности, но и имеющих фундаментальную подготовленность в области гуманитарных, естественнонаучных дисциплин и базовых видов двигательной активности. Современный специалист должен быть социально активным, способным активно воздействовать на рынок труда, формировать его.

2.4.3. Профессионально-педагогические умения и навыки

Одной из насущных проблем дидактики является установление оптимального соотношения между практическими и теоретическими курсами. Как образовывать специалистов — больше практики или методики, а может быть теории? Сидеть и слушать или обучаться в процессе освоения конкретных двигательных действий. Безусловно, теоретические и практические курсы следует не противопоставлять друг другу, а гармонично их сочетать. Однако нужно помнить, что знания без умений их практической реализации остаются мертвым грузом. Знания в педагогике в первую очередь должны помогать «умению видеть» за явлениями сущность, устанавливать причинно-следственные связи и в конечном итоге выходить на рациональные педагогические решения. В педагогическом образовании должны превалировать синтез над анализом, индукция над дедукцией. Любые знания приобретают ценность лишь в том случае, когда ими руководствуются в процессе деятельности. Эффективность педагогической деятельности детерминирована профессионально-педагогическими умениями. Сейчас, в соответствие с новой парадигмой в профессиональном образовании, оно должно быть компетентностно ориентированным. Компетентность – это знания, умения и навыки в реальной деятельности ( ЗУНы в действии).

Уровень сформированности педагогических умений является одним из основных критериев профессионального мастерства педагога. Н. В. Кузьмина (24) выделяет следующие уровни сформированности умений:

1. Первоначальное умение. Человек знает содержание данного вида деятельности и может воспроизвести более или менее четко предложенную ему определенную последовательность действий при незначительной помощи наставника.

2. Низкий уровень. Человек в аналогичной ситуации самостоятельно выполняет известную ему последовательность необходимых действий, но «скован» ею, перенос отсутствует.

3. Средний уровень. Человек в аналогичной ситуации свободно оперирует известными ему действиями, но с трудом переносит их на другие виды работ.

4. Высокий уровень. Самостоятельный выбор необходимой системы действий в различных ситуациях, но при значительных усилиях; наличие переноса внутри некоторой ограниченной области деятельности.

5. Совершенное умение. Свободное владение различными системами действий, широкий перенос их на другие виды деятельности без особого труда; легкость выполнения деятельности.

В. А. Сластенин (35) также выделяет пять уровней сформированности профессионально-педагогических умений:

1. Интуитивный.

2. Репродуктивный.

3. Репродуктивно-творческий.

4. Творческо-репродуктивный.

5. Творческий.

Признаки этой классификации, отражающие соответствующие уровни, по своей сути не отличаются от классификации Н. В. Кузьминой.

J. Вielski (44) в профессиональном становлении педагога выделяет 4 фазы:

1. Фаза методических взглядов.

2. Фаза критической рефлексии.

3. Фаза самоконтроля.

4. Фаза творчества.

1. Фаза ожидания готовых методических рецептов или взглядов (репродуктивная по классификации В. А. Сластенина) характерна для начала карьеры, когда каждый специалист в стремлении к совершенствованию в работе ищет и открывает готовые и в меру опробованные методики, пользуется разработанными ранее программами, планами тренировок и конспектами, методиками педагогического контроля. В этой фазе обычно долго пребывают люди без педагогического или специального профессионального образования. Однако практика показывает, что и дипломированные специалисты иногда задерживаются слишком долго в этой фазе.

Педагогическая практика изобилует бесконечным множеством подобных ситуаций, и возникает необходимость принимать собственные решения, которые не запрограммированы в «файлах» готовых рецептов. В этом кроется основной недостаток профессионализма данного уровня.

2. Фаза рефлексии наступает тогда, когда специалист становится способным к критическому анализу своей профессиональной деятельности, ее эффективности, соотношения методов работы и их адекватности целям. Пользуясь готовыми методическими разработками и советами других специалистов, он постепенно начинает замечать в своей работе недостатки и конкретизировать ошибки, задумывается над причинами успехов и неудач, начинает устанавливать связь между эффективностью и методами работы. В этой фазе специалист начинает осознавать потребность в самосовершенствовании через дополнительные познания специальных и смежных наук.

3. Фаза самосовершенствования и развития самоконтроля собственных педагогических действий наступает по мере самопознания. Знание о себе помогает специалисту контролировать, регулировать и соотносить (связывать) собственную деятельность с методами работы. Для стимулирования процесса профессионального совершенствования могут быть использованы специальные методики: «microteaching» и «trening interpersonalny», которые в Польше еще мало знают и используют. Развитие самопознания и самоконтроля может иметь форму индивидуальной работы над собой через анализ своих действий. Это помогает своевременно заметить свои ошибки, недостатки и наметить пути их исправления. Такой путь ведет к профессиональному самосовершенствованию и выработке собственного стиля деятельности. Следовательно, самооценка является необходимым компонентом в процессе профессионального становления и совершенствования педагога.

4. Фаза творческих и новаторских действийнаступает по мере накопления знаний, приобретения житейского опыта и критического подхода специалиста к своим действиям. Из глубокого знания вытекает критическое отношение к собственным вариантам решения педагогических ситуаций. Знания расширяют творческий арсенал специалиста как в организационных, так и в методических компонентах профессиональной деятельности. В практической работе появляется возможность апробации новаторских теорий, и при положительном результате новаторские идеи становятся основой собственных творческих решений. Признание коллегами эффективности нововведений стимулирует специалиста к еще более глубокому творческому осмыслению результатов своей деятельности, поиску путей ее совершенствования.

Н.Н.Зволинская и В.И. Маслов (16) приводят перечень основных умений для всех видов профессиональной деятельности в сфере физической культуры:

· Оценочные умения

· Гностические

· Прогностические

· Проектировочные

· Конструктивные

· Коммуникативные

· Организаторские

Отмеченные признаки уровней сформированности умений жестко не разграничены и не исключают друг друга, а служат лишь ориентиром для выявления динамики и тенденций формирования основ педагогического мастерства. Следует, однако, отметить, что успешность реализации всей совокупности знаний и умений в целостном учебно-воспитательном (педагогическом) процессе зависит от индивидуально-педагогических особенностей личности, определяющих ее педагогические способности. Таким образом, понятия «умения» и «способности» по своей сути различны, хотя и взаимосвязаны. Связь умений и способностей является двухсторонней, так как само овладение умениями органически связано со способностями, однако проявляются, формируются и развиваются способности в процессе овладения знаниями и умениями.

В процессе обучения в вузе происходит перестройка, дальнейшее развитие профессионально-педагогической направленности личности. Затем в процессе самостоятельной профессиональной деятельности в результате поисков и размышлений совершенствуются профессионально-личностные качества педагога (21). Главным источником и движущей силой подготовки педагога-профессионала является его собственное самосозидание как профессионала. Очевидно, что профессиональное образование в вузе необходимо строить таким образом, чтобы у выпускников формировалась потребность к самосовершенствованию (самоанализу, самоконтролю, творчеству).

Официально принято считать, что педагогика физической культуры как разновидность профессиональной педагогической деятельности появилась позже других педагогических профессий. Вместе с тем факты подтверждают то, что профессия педагога по физическому воспитанию является самой древней из педагогических профессий, поскольку преподаватели физической культуры были еще при рабовладельческом строе, а тренеры — в феодальном обществе.

Главные особенности профессионально-педагогической деятельности состоят в специфике объекта и «орудий труда» педагога. Объект деятельности педагога — личность учащегося. «Продукт» его деятельности «материализуется» в психическом облике другого человека, в его знаниях, умениях, навыках, в чертах его воли и характера. Объект педагогической деятельности одновременно является и «субъектом». Педагогическое воздействие особенно в области физической культуры осуществляется преимущественно на чувственную сторону человека, и далее от чувств — к памяти, от разума — к речи и действию, т. е. это та технологическая схема процесса учения, которая была сформулирована еще Я. А. Коменским.

В. Т. Чичикин (42) выделяет три компонента профессиональной готовности преподавателей школ: операциональный (умения, навыки), информационный (знания) и мотивационный. Наиболее значимыми компонентами являются информационный и мотивационный. Влияние операционального компонента на уровень готовности менее существенно, так как в процессе педагогической деятельности этот компонент профессиограммы постоянно совершенствуется. Полученные в вузе знания стремительно устаревают и требуют постоянного их обновления. Снижение компетентности может оказать негативное влияние на мотивацию к профессиональной деятельности. Традиционно принято считать, что профессиональной ориентацией следует в основном заниматься до принятия решения о выборе вуза. Эффективность любой деятельности определяется двумя интегративными факторами — мотивацией субъекта и его способностью к данной деятельности. В процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности, наряду с формированием необходимых знаний, умений и навыков, необходимо продолжать воспитание профессиональной ориентации или мотивации к производственной деятельности в области физической культуры.

Особенность современной ситуации развития общества требует от выпускников вузов педагогического профиля широкой образовательной подготовленности по всему циклу учебных дисциплин в сочетании с высоким уровнем сформированности профессионально-прикладных знаний и умений. При этом следует выделить то обстоятельство, что не сама по себе сумма знаний и умений, а знания и умения в синтезе, обобщенные с творческими способностями личности являются показателем всесторонне развитой личности, способствуют активизации ее социальной роли. В этой связи становится очевидным, что гуманизация образования основывается на последовательной индивидуализации педагогического процесса и его персонификации. В качестве приоритетных задач в образовании следует выделить задачи удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, формирования у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в современных условиях.

2.4.4. Двигательный компонент

В качестве одного из условий успешной педагогической деятельности в сфере физической культуры выдвигается наличие двигательного компонента в структуре профессионально-педагогической подготовленности (32).

В профессиональном становлении специалистов большое значение имеет собственный опыт учебно-тренировочной и соревновательной деятельности как в процессе обучения в вузе, так и в процессе до вузовской подготовки. Данное обстоятельство указывает на то, что собственный спортивный опыт (не путать с уровнем спортивных достижений в избранном виде) является органическим и необходимым звеном в профессиональном становлении специалиста в области физической культуры; что студенты еще до поступления в вуз имеют относительно неплохую специальную физическую и техническую подготовленность в избранном виде двигательной деятельности и хуже подготовлен по другим спортивным дисциплинам, включая базовые. Однако, как показывают практика и результаты исследований (22) двигательная подготовленность должна выражаться широким арсеналом умений и навыков по основным видам двигательной активности, а не высоким<



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.011 с.)