Социальная роль физической культуры и спорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная роль физической культуры и спорта



Введение

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Профессионализм в сфере физической культуры и спорта» основной образовательной программы направления подготовки 49.04.01 - «Физическая культура». Данная дисциплина является составляющей вариативной части общенаучного цикла учебного плана и направлена на формирование целостного представления о профессиональной деятельности в сфере физической культуры. Курс в объеме 108 часов (3 (три) з.е) предназначен для студентов магистратуры первого курса.

Сфера деятельности выпускников вузов физической культуры предполагает структурные изменения, о чем говорит опыт развитых стран и насущная потребность общества в расширении социальных и личностных услуг, оказываемых специалистами физической культуры. Возрастает роль спортивного педагога в процессе реформирования общества. Речь идет не об узкоутилитарном приспособлении к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, а о выполнении качественно новой функции - повышения социальной активности специалиста. Социальная активность должна быть обусловлена не только способностью к самообразованию после окончания вуза, но, прежде всего, она должна быть направлена на общественные отношения работника сферы физической культуры как субъекта. Он призван формировать ментальность всех категорий населения, с целью понимания сущности оптимального двигательного режима для профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания активного долголетия.

Все более обостряется противоречие между монопредметным преподаванием и необходимостью комплексного применения знаний в сложной практической деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Традиционный консерватизм, присущий организации и методике подготовки специалистов в вузах и имеющий место в практике сегодняшнего дня, становится сдерживающим фактором совершенствования процесса подготовки специалистов. Первое это то, что чисто „академическое" изложение общих основ бывает весьма отдалённое от практической деятельности будущих специалистов, в незначительной степени или вообще не учитывает физкультурно-педагогических интересов студентов. Связано это с тем, что большинство преподавателей теоретических кафедр имеют весьма смутное представление о физической культуре и спорте.

Второе, в вузах дисциплины трех первых блоков преподаются педагогами общетеоретических кафедр, в то время как блок специальных дисциплин реализуется преподавателями спортивно-педагогических кафедр. Это приводит к тому, что один и тот же вопрос (предмет) излагается студентам с различных теоретических концепций и прочие негативные организационные и методические несоответствия. Такое положение не способствует формированию у студентов целостного представления о профессии.

Весьма существенным недостатком процесса подготовки будущих специалистов в отрасли физической культуры и спорта является то, что студентам представляется сумма знаний, а не их система. Происходит это из-за того, что преподаются отдельные дисциплины (физиология, биохимия, педагогика, анатомия, психология, гигиена и др.), а не даются обобщенные сведения, связанные со спецификой будущей педагогической деятельности (обучении, воспитании, общении с учащимися и с др. лицами, влияющими на развитие физической культуры, обосновании тренировочных нагрузок, курировании спортсменов на соревнованиях и т.д.). Преподаватели теоретических дисциплин отстаивают ортодоксальный поэлементный подход в дидактике и заявляют о невозможности реализации подобных обобщений. В этой связи логичен вопрос, под силу ли подобное студенту? А когда излагаются методики физического воспитания, рекреации, реабилитации и спорта важно чтобы преподаватель обладал комплексом знаний по различным, уже пройденным ранее дисциплинам. Интеграция знаний происходит преимущественно в курсах спортивно-педагогических дисциплин и учебной практики студентов.

К настоящему времени образовался широкий и вариативный рынок труда. Сократился спрос на специалистов узко-спортивной ориентации и возрастает потребность в специалистах в области оздоровительной и рекреационной физической культуры. Нужны специалисты новой формации — широкого профиля, способные интегрировать знания из различных областей с учетом особенностей ситуации. К современным условиям рынка труда будут способны адаптироваться специалисты, имеющие достаточный уровень фундаментальной теоретической и мировоззренческой подготовленности. В контексте расширения функций физической культуры и необходимости отхода от узкоспециализированной подготовки специалистов правомерно использовать избранный вид ФСД (ТиМИВС) в качестве реальной модели, примера для интеграции знаний, полученных по другим учебным дисциплинам.

Знание общего позволяет компенсировать «незнание» частного и находить оптимальные решения организационно-методических проблем в конкретных условиях учебно-воспитательнго процесса. При всем разнообразии физических упражнений и видов спорта техничность их исполнения и результативность обусловлены едиными биомеханическими закономерностями, физиологическими и психическими процессами.

К сожалению, система подготовки кадров по-прежнему остается поэлементной. Студентам даются знания по отдельным дисциплинам без формирования целостного представления о профессиональной деятельности, без установления межпредметных связей, без привязки знаний к конкретным видам профессиональной деятельности. К сожалению, это делается в традиционной системе образования с помощью оторванных друг от друга учебных предметов. Учебный материал «упакован» в заранее заготовленные ответы на порой абстрактные вопросы, не имеющие реальной потребности. Актуальные проблемы не инициирует ни учебный процесс, ни учебники с их «окончательными» вербальными определениями, формулами, примерами, упражнениями. Отдельные части учебников и учебных пособий, как правило, не связаны друг с другом внутренней содержательно- проблемной связью. Таковы со времен Я.А.Коменского и до наших дней и организация учебного процесса, и общая дидактика, и частные методики в области образования учителей и учащихся от первого класса до последнего курса вуза и аспирантуры. Таким образом, сама форма учебной деятельности становится школой формального образования [1].

Современная образовательная доктрина при решении пробле­мы модернизации ВО предлагает ориентироваться на компетентный подход Кроме того, до сих пор неизжито терминологическое многообразие, когда одно и тоже явление и или один и тот же факт имеет различные названия и толкования на различных учебных дисциплинах. Данный курс предполагает нивелирование отмеченных проблем.

Необычайную актуальность приобретает проблема адаптации всех теоретических дисциплин (особенно дисциплин медико-биологического профиля) к условиям физкультурной деятельности. Если не могут (или не хотят) преподаватели, то студенты тем более не могут интегрировать знания, полученные по отдельным предметам в конкретные организационно-методические технологии.

Продуктом труда специалистов в отрасли физической культуры являются услуги, которые они могут предложить и, которые будут востребованы как отдельными лицами, так и обществом. За собственный труд мы рассчитываем получить достойную оплату. То есть продукт труда специалиста в области физической культуры и спорта выступает в качестве товара в товароденежных отношениях. А продвижение товара на рынок требует «достойной упаковки». Отсюда следует, что выпускники университета должны быть не только социально активными источниками культуры физической, уметь использовать знания в своей практической деятельности, но и управлять сознанием населения с целью формирования положительного отношения к физической культуре. Следовательно, детерминирующими компонентами профессиограмы специалиста современной формации становятся социальная активность, организаторские и коммуникативные способности.

Дисциплина «Профессионализм в сфере физической культуры и спорта» призвана:

- интегрировать знания магистрантов и формировать целостное представление о профессиях в сфере физической культуры;

- формировать целостное представление (за счет междисциплинарной интеграции) об отрасли, ее потенциале роли специалистов его реализации формировать представление магистрантов о динамике рынка труда и профессиограммах специалистов современной формации;

- ознакомить магистрантов с реальными проблемами формирования рынка труда;

- ознакомить магистрантов с мировым опытов подготовки специалистов в сфере физической культуры;

- ознакомить магистрантов с англо-саксонской системой ВО, которая реализуется в рамках Болонского соглашения.

 

Таблица 1 - Различные типы спорта, их социальные функции и принципы воспитательной работы со спортсменами с точки зрения деятельности (предмет, мотивации и форма активности) (16)

 

Типы спорта Ведущие социальные функции Предмет[2] Ведущая мотивация спортсмена[3] Форма активности[4] Принципы
Народный (массовый). С. Высших результатов Воспитательная(улучшение фенотипа, подготовка к жизни, оздоровление, развитие, отдых Психо-физиологические и интеллектуальные возможности спортсмена Сегодня быть лучше, чем вчера, ради успеха в учебе, труде, защите Отечества и т.п. Действие в структуре др. деятельности (труд, учеба, защита Отечества, спорт высших достижений Накопление потенциала (важно участие, а не результат)
Олимпийский Миротворческая (альтернатив-ная войне, индикатор генофонда конкретной страны) Спортивный результат Добиться высшего спортивного результата Миротворческая деятельность Общественной самореализации, честно добиться высшего результата ради Родины и дела Мира на Земле
Коммерческий Зрелищная (катализатор экономики) Спортивный результат Добиться высшего спортивного результата или максимального дохода Деятельность по предоставлению зрелищных услуг Индивидуальная самореализация (сделай все, чтобы платили больше)

 

жении всей ис­тории России, не исключая и советский период. После революции элитарный спорт стал уничто­жаться как проявление буржуазного режима. Был взят курс на создание массовой физической культуры и спорта, которые должны были закалить и воспитать бу­дущего борца мировой революции. На первое место были поставлены такие виды спорта, как бег, лыжи, борь­ба. Спорт начинает приобретать идеологическую окрас­ку. Советские спортсмены должны были доказывать пре­имущество советского образа жизни. Однако люди, стоящие у власти, увлекались определенными видами спорта (охотой, горными лыжами, теннисом, плавани­ем, конным спортом, бильярдом), доступ в которые широким массам был весьма ограничен. Конечно, со­ветская элита не афишировала своего образа жизни, так как пропагандировала социальное равенство, а на народные деньги строила для себя спортивные заве­дения и отдыхала в свое удовольствие. Гласность и де­мократия открыли существование в обществе и соци­ального неравенства, и советской элиты.

Но если в советское время элита была «в тени», то сегодня разрыв между ней и массой населения увели­чился, а элита активно афиширует свой образ жизни. В последнее время широкое распространение получают элитарный спорт и физическая культура. Здесь надо иметь в виду, что развиваются только те виды спорта, которым элита отдает предпочтение: теннис, гольф, плавание, гор­ные лыжи, конный спорт то есть дорогие виды спорта.

Какими же критериями обладает элитарный спорт? Во-первых, способствует созданию спортивных клубов, при­влечению квалифицированных инструкторов. Во-вторых, дает возможность приобретать дорогой инвентарь и обо­рудование. В-третьих, его представители могут позволить себе выезжать в другие страны для занятий тем видом спорта, который не развит в стране. В современной Рос­сии элитарный спорт делает первые шаги. Можно предпо­ложить, что по мере экономической стабилизации, повы­шения жизненного уровня народа все больше людей будет приобщаться к элитарному спорту (21). Будем надеяться, что в нашей стране элитарный спорт станет более доступным для граждан, а отдельные его виды станут массовыми.

Спорт в какой-то мере можно рассматривать как открывающий занавес таинственности человека или все рассматривать как искусство превращения, а точнее перевоплощения физической человеческой телесности и сотворения на его основе реальных, наяву данных живых человеческих художественных образов. Спорт адекватно отражает противоречия человеческого существования и удовлетворяет его потребности: 1) в игре; 2) в состязательности; 3) в зрелищности. Он всегда будет востребован, поскольку:

-человек, будучи сознательным существом, по своей сути всегда остается игроком (как говорят ученые, «динамическим стереотипом»), который чудесным способом, «втемную» и неустанно разыгрывает остросюжетную драму личной жизни, постоянно изменяя свой образ и роль в театре социально-цивилизационных перипетий. В этом смысле спорт как бы «декоративно», комбинационно испытывает и демонстрирует игровые способности человека;

-человек постоянно самоутверждается в жизни. Ему, по словам А. Камю, заранее не заготовлены дорожки в Булонском лесу. Самостоятельно протаптывая их, тешит самолюбие, удовлетворяет Ego в жажде признания другими его искусства сотворения своего жизненного пути. В этом смысле спорт есть принуждаемое соперниками, добровольное истязание телесности, что в коллективном исполнении и называется « состязанием ». В этом состоит жертвенная героизация, а точнее - мифологизация его содержания. Отсюда - противоположность суждений о социальной значимости спорта;

- человек каждодневно вынужден презентовать и репрезентовать себя в социальной реальности, заявляя то о своем присутствии, то о своем отсутствии в ней. Спорт, как и другие виды искусства, декомпенсирует «включенность» человека в общеколлективистский культурно-исторический творческий процесс, создает иллюзию сопричастности к нему. Наблюдающий за спортивным зрелищем таким же образом сопереживает успех и поражение выступающих в соревнованиях участников (17).

Спорт, как вид человеческой жизнеде­ятельности, с одной стороны, решает накопившиеся проти­воречия в её развитии, а с другой - обостряет их. К примеру, усиливает глобализацию современного мира и в то же время обостряет национально-патриотические чувства народов. Процессу гуманизации противопоставляет все усиливающу­юся коммерциализацию, благородство идеалов олимпизма деморализует присутствие жестких форм борьбы, конкурент­ность и нечестность организаторов соревнований, бессмыс­ленное стремление к достижению победы «любой ценой». Тенденции «маскулинизации» женского и «феминизации» мужского спорта. Этическая проблематика в спорте выходит едва ли не на первый план, хотя соответствующих теоретиче­ских разработок в профессиональной этике явно недостает. При этом надо сказать, что названные проблемы не являются чистым порождением самого спорта, они лишь отражают су­ществующее в общественном развитии противоречие. Сущность спорта и его существование, точнее осуществление «идеи спорта» в реальном бытии, - непосредственно фило­софская составляющая. Поэтому для своей привлекатель­ности «идея спорта» нуждается в метафоричности, так как мифы, по мнению социальных психологов, более устойчивы в структуре общественного обыденного сознания, чем постулаты науки.

Бывший президент США Р. Рейган этот социальный феномен оценивал следующим образом: "Спорт - это выражение ненависти друг к другу... Это последняя возможность, которую наша цивилизация предоставляет двум людям для физической агрессии. Спорт - наиболее близкая к войне область человеческой деятельности"(16, С.3).

Из всего этого следует, что в современных условиях очевидна дегуманизация спорта. Налицо попрание идеалов П. де Кубертена и его соратников о благородном диалоге, честной игре и бескорыстии при сражении на спортивных аренах. Современный спорт – это транснациональный и трансконтинентальный крупный бизнес. А в бизнесе делают деньги, а в этом процессе, как показывает история, все средства хороши, лишь бы первым оказаться «у кормушки». Телевизионные и другие компании, спонсирующие международные спортивные федерации и МОК оказывают активное влияние на развитие видов спорта, правил и программ соревнований, а нередко, и выявление их победителей.

Гносеологический компонент

Безусловно, профессиональная подготовленность есть интегративный фактор, и анализ отдельных компонентов осуществляется лишь для установления причинно-следственных связей в динамике ее структуры в связи с социальными преобразованиями.

Профессиональное мастерство рассматривается как некоторая совокупность знаний и умений, которые могут находиться на разных уровнях сформированности, что и придает процессу педагогической деятельности качественное своеобразие, индивидуализирует его. Педагогическое мастерство определяют следующие составляющие: направленность личности, специальные знания и умения, способности к педагогической деятельности, педагогическая техника. Педагог должен обладать солидными знаниями не только в своей дисциплине, но и в педагогике, психологии, образовательной технологии и т. д. Ю.А.Гагин (11) правомерно рассматривает педагогическое мастерство как органический симбиоз ремесла и искусства. Искусству обучить нельзя, но в рамках профессионального образования необходимо формировать мотивацию и способность будущих специалистов к самосовершенствованию. Педагогическое мастерство представляется как комплекс личностных и профессиональных качеств педагога. Личностные качества педагога, его знания и умения проявляются в методических технологиях.

Недостаточная физическая активность населения, включая учителей и родителей, вкупе с негативным отношением к физической активности не позволяют им стать предметом для подражания. 40% учителей физической культуры свои знания в области здорового образа жизни оценивают как неудовлетворительные. Предмет «Физическая культура» психологически не удовлетворяет школьников, часть из которых чувствует себя на уроках недостаточно уверенно. В результате чего они безразлично относятся к этому учебному предмету. Особенно это выражено в старших классах.

Эффективная профессиональная деятельность специалиста высшей квалификации в век лавинообразного прироста новых знаний и технологий требует постоянной работы по повышению собственной компетенции. Известно, что 85% знаний уходят или становятся неактуальными через 10 лет после окончания вуза и только 15% остаются востребованными дальше. Следовательно, в основе профессионального образования должна быть заложена идея формирования потребности и способности к самообразованию, к самосовершенствованию, т. е. к профессиональному и социальному росту.

Известно, что современная наука и производство развиваются одновременно по линии интеграции и специализации. Наиболее существенные обобщения в теории и методике физической культуры рождаются на стыке гуманитарных, естественных и медико-биологических наук. Прогрессирующий рост творческого компонента в трудовой деятельности спортивного педагога выдвигает на первый план уровень общеобразовательных знаний, творческий стиль мышления, способность к непрерывному самообразованию. Специалист современной формации в сфере физической культуры должен быть эрудированным, свободно ориентирующимся в научных разработках и современных технологиях, способным к самосовершенствованию и адаптации, к быстро меняющимся условиям, готовым к диалогу и ассимиляции в новую для него общность, среду и производственную деятельность. Возрастает потребность в специалистах широкого профиля, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в видах деятельности, связанных с его профессией. В формировании таких специалистов первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений.

В. П. Беспалько (4) выделяет четыре уровня усвоения знаний:

· узнавание, опознание, различение, распознавание объектов изучения; действия осуществляются во внешнем плане;

· воспроизведение информации об изучаемом объекте на основе памяти или понимания, вербальное мышление, реконструктивное действие;

· умение применять знания на практике к знакомым объектам и ситуациям;

· творческий уровень. Применение знаний на практике с переносом их на незнакомые ситуации и объекты; действия приобретают гибкий поисковый характер; обучаемые овладевают методами мышления в данной области знания, что помогает им принимать решение в творческих ситуациях.

Овладевая основами педагогических и естественнонаучных знаний, обучаемый закладывает фундамент своего профессионального мастерства. К важнейшим условиям формирования педагогического мастерства педагога относят идейную зрелость, профессиональные знания, психолого-педагогическую подготовленность, широту интересов, эрудицию, интеллект и умение выражать свои мысли и чувства, педагогический такт, стремление к творчеству, умение завоевывать авторитет.

В профессионально-педагогической деятельности в сфере физической культуры знания, умения и навыки являются основой и необходимым компонентом в творческом процессе целенаправленного воздействия на объект (субъект) образования.

 

Творческий компонент

В педагогической деятельности превалирует творческий компонент. В то же время в этой деятельности постоянно функционирует определенная совокупность приемов и навыков в форме нормативного психолого-педагогического знания и опыта, но применяется она в постоянно изменяющихся, нестандартных ситуациях. Следовательно, педагогический процесс протекает в условиях взаимодействия правил, зафиксированных нормами профессиональной деятельности в соответствии с основополагающими принципами и методами обучения, воспитания и тренировки, и феномена творчества при реализации данных принципов и методов в условиях естественного учебно-воспитательного процесса, рождаемого самой деятельностью и опытом.

Сущность педагогического творчества заключается в создании новых способов воздействия на учащихся. Оно может проявляться как в отборе содержания информации в учебной и внеурочной деятельности, организации различных видов деятельности, в создании новых форм и методов обучения и воспитания, в способах решения педагогических задач.

Никакой педагогический или методический прием не может быть найден раз и навсегда. Педагогическое творчество заключается именно в том, что УЧИТЕЛЬ анализирует процесс, устанавливает причинно-следственные связи, обновляет, дополнят арсенал средств и методических приемов, даже если кажется на первый взгляд, что в обновлении ничто не нуждается. Педагогический процесс – это постоянный поиск.

В педагогическом творчестве выделяется следующая последовательность этапов (18, 19):

· возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогических задач;

· разработка замысла;

· воплощение педагогического замысла в деятельности;

· анализ и оценка результатов творчества.

И оно характеризуется следующими обстоятельствами:

· прежде всего, осознанием себя творцом в педагогическом процессе;

· осознанием сущности, значения и задач собственной педагогической деятельности, ее целей, умением соотносить текущие педагогические задачи с перспективными задачами, в противном случае педагог может быть хорошим исполнителем, но он вряд ли поднимется до уровня творчества;

· необходимостью принятия ученика как личности в педагогическом процессе и реализации индивидуального подхода к личности как объекту и субъекту педагогического процесса;

· осознанием педагогом собственной творческой индивидуальности;

· творчество в педагогической деятельности может возникнуть только при условии профессионально-личностной мотивации, которая рождается и поддерживается высокой педагогической целью и идеей на основе осознания социальной значимости своей профессиональной деятельности, личностной и профессиональной состоятельности.

Овладевая основами специальных знаний и умений, будущий педагог закладывает фундамент своего профессионального будущего. Данное положение отнюдь не означает, что полученная подготовка позволит ему иметь набор готовых рецептов, позволяющих разрешать любые педагогические проблемы. В процессе профессионального образования невозможно дать студентам готовый материал в виде методических разработок и готовых алгоритмов на все случаи жизни. Однако хорошая фундаментальная подготовленность, способность к анализу и обобщениям, умение за явлением видеть его сущность, определяют активную жизненную позицию педагога и способность к самосозиданию, к самосовершенствованию, что выражается в «методическом творчестве»

К сожалению, исследования, проведенные в большинстве европейских стран, включая Россию, показали, что увеличивается количество подростков, которые считают, что физическое воспитание является скучным, а преподаватели не знают потребностей и ожиданий молодых людей либо игнорируют их (10).

Одним из факторов, ослабляющих мотивацию учащихся к занятиям физическим воспитанием, является все увеличивающаяся пропасть между тем, что предлагают внеучебные учреждения (главным образом средства массовой информации и производители спортивного инвентаря и оборудования) в сфере массово-спортивной и рекреационной активности, и организационно-педагогическими методами и средствами, предлагаемыми учебными заведениями. Большое значение в формировании мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями и потребности в здоровом образе жизни имеют средства массовой информации и коммуникативные способности специалистов (22).

Направленность образования и уровень подготовленности специалистов становятся активным фактором в формировании личностных и общественных потребностей и отношения к физической культуре населения. Возрастает потребность в специалистах, обладающих не только хорошей методической подготовленностью в конкретном виде деятельности, но и имеющих фундаментальную подготовленность в области гуманитарных, естественнонаучных дисциплин и базовых видов двигательной активности. Современный специалист должен быть социально активным, способным активно воздействовать на рынок труда, формировать его.

2.4.3. Профессионально-педагогические умения и навыки

Одной из насущных проблем дидактики является установление оптимального соотношения между практическими и теоретическими курсами. Как образовывать специалистов — больше практики или методики, а может быть теории? Сидеть и слушать или обучаться в процессе освоения конкретных двигательных действий. Безусловно, теоретические и практические курсы следует не противопоставлять друг другу, а гармонично их сочетать. Однако нужно помнить, что знания без умений их практической реализации остаются мертвым грузом. Знания в педагогике в первую очередь должны помогать «умению видеть» за явлениями сущность, устанавливать причинно-следственные связи и в конечном итоге выходить на рациональные педагогические решения. В педагогическом образовании должны превалировать синтез над анализом, индукция над дедукцией. Любые знания приобретают ценность лишь в том случае, когда ими руководствуются в процессе деятельности. Эффективность педагогической деятельности детерминирована профессионально-педагогическими умениями. Сейчас, в соответствие с новой парадигмой в профессиональном образовании, оно должно быть компетентностно ориентированным. Компетентность – это знания, умения и навыки в реальной деятельности (ЗУНы в действии).

Уровень сформированности педагогических умений является одним из основных критериев профессионального мастерства педагога. Н. В. Кузьмина (24) выделяет следующие уровни сформированности умений:

1. Первоначальное умение. Человек знает содержание данного вида деятельности и может воспроизвести более или менее четко предложенную ему определенную последовательность действий при незначительной помощи наставника.

2. Низкий уровень. Человек в аналогичной ситуации самостоятельно выполняет известную ему последовательность необходимых действий, но «скован» ею, перенос отсутствует.

3. Средний уровень. Человек в аналогичной ситуации свободно оперирует известными ему действиями, но с трудом переносит их на другие виды работ.

4. Высокий уровень. Самостоятельный выбор необходимой системы действий в различных ситуациях, но при значительных усилиях; наличие переноса внутри некоторой ограниченной области деятельности.

5. Совершенное умение. Свободное владение различными системами действий, широкий перенос их на другие виды деятельности без особого труда; легкость выполнения деятельности.

В. А. Сластенин (35) также выделяет пять уровней сформированности профессионально-педагогических умений:

1. Интуитивный.

2. Репродуктивный.

3. Репродуктивно-творческий.

4. Творческо-репродуктивный.

5. Творческий.

Признаки этой классификации, отражающие соответствующие уровни, по своей сути не отличаются от классификации Н. В. Кузьминой.

J. Вielski (44) в профессиональном становлении педагога выделяет 4 фазы:

1. Фаза методических взглядов.

2. Фаза критической рефлексии.

3. Фаза самоконтроля.

4. Фаза творчества.

1. Фаза ожидания готовых методических рецептов или взглядов (репродуктивная по классификации В. А. Сластенина) характерна для начала карьеры, когда каждый специалист в стремлении к совершенствованию в работе ищет и открывает готовые и в меру опробованные методики, пользуется разработанными ранее программами, планами тренировок и конспектами, методиками педагогического контроля. В этой фазе обычно долго пребывают люди без педагогического или специального профессионального образования. Однако практика показывает, что и дипломированные специалисты иногда задерживаются слишком долго в этой фазе.

Педагогическая практика изобилует бесконечным множеством подобных ситуаций, и возникает необходимость принимать собственные решения, которые не запрограммированы в «файлах» готовых рецептов. В этом кроется основной недостаток профессионализма данного уровня.

2. Фаза рефлексии наступает тогда, когда специалист становится способным к критическому анализу своей профессиональной деятельности, ее эффективности, соотношения методов работы и их адекватности целям. Пользуясь готовыми методическими разработками и советами других специалистов, он постепенно начинает замечать в своей работе недостатки и конкретизировать ошибки, задумывается над причинами успехов и неудач, начинает устанавливать связь между эффективностью и методами работы. В этой фазе специалист начинает осознавать потребность в самосовершенствовании через дополнительные познания специальных и смежных наук.

3. Фаза самосовершенствования и развития самоконтроля собственных педагогических действий наступает по мере самопознания. Знание о себе помогает специалисту контролировать, регулировать и соотносить (связывать) собственную деятельность с методами работы. Для стимулирования процесса профессионального совершенствования могут быть использованы специальные методики: «microteaching» и «trening interpersonalny», которые в Польше еще мало знают и используют. Развитие самопознания и самоконтроля может иметь форму индивидуальной работы над собой через анализ своих действий. Это помогает своевременно заметить свои ошибки, недостатки и наметить пути их исправления. Такой путь ведет к профессиональному самосовершенствованию и выработке собственного стиля деятельности. Следовательно, самооценка является необходимым компонентом в процессе профессионального становления и совершенствования педагога.

4. Фаза творческих и новаторских действий наступает по мере накопления знаний, приобретения житейского опыта и критического подхода специалиста к своим действиям. Из глубокого знания вытекает критическое отношение к собственным вариантам решения педагогических ситуаций. Знания расширяют творческий арсенал специалиста как в организационных, так и в методических компонентах профессиональной деятельности. В практической работе появляется возможность апробации новаторских теорий, и при положительном результате новаторские идеи становятся основой собственных творческих решений. Признание коллегами эффективности нововведений стимулирует специалиста к еще более глубокому творческому осмыслению результатов своей деятельности, поиску путей ее совершенствования.

Н.Н.Зволинская и В.И. Маслов (16) приводят перечень основных умений для всех видов профессиональной деятельности в сфере физической культуры:

· Оценочные умения

· Гностические

· Прогностические

· Проектировочные

· Конструктивные

· Коммуникативные

· Организаторские

Отмеченные признаки уровней сформированности умений жестко не разграничены и не исключают друг друга, а служат лишь ориентиром для выявления динамики и тенденций формирования основ педагогического мастерства. Следует, однако, отметить, что успешность реализации всей совокупности знаний и умений в целостном учебно-воспитательном (педагогическом) процессе зависит от индивидуально-педагогических особенностей личности, определяющих ее педагогические способности. Таким образом, понятия «умения» и «способности» по своей сути различны, хотя и взаимосвязаны. Связь умений и способностей является двухсторонней, так как само овладение умениями органически связано со способностями, однако проявляются, формируются и развиваются способности в процессе овладения знаниями и умениями.

В процессе обучения в вузе происходит перестройка, дальнейшее развитие профессионально-педагогической направленности личности. Затем в процессе самостоятельной профессиональной деятельности в результате поисков и размышлений совершенствуются профессионально-личностные качества педагога (21). Главным источником и движущей силой подготовки педагога-профессионала является его собственное самосозидание как профессионала. Очевидно, что профессиональное образование в вузе необходимо строить таким образом, чтобы у выпускников формировалась потребность к самосовершенствованию (самоанализу, самоконтролю, творчеству).

Официально принято считать, что педагогика физической культуры как разновидность профессиональной педагогической деятельности появилась позже других педагогических профессий. Вместе с тем факты подтверждают то, что профессия педагога по физическому воспитанию является самой древней из педагогических профессий, поскольку преподаватели физической культуры были еще при рабовладельческом строе, а тренеры — в феодальном обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.064 с.)