Хартли С. К вопросу об оценке обучающих программ// Кибернетика и проблемы обучения. –М.: Прогресс, 1970. –С. 337-339. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хартли С. К вопросу об оценке обучающих программ// Кибернетика и проблемы обучения. –М.: Прогресс, 1970. –С. 337-339.



Черепов В.А. Проблемы менеджмента в сфере физической культуры и спорта.-СПб.:С-ПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1998.-248 с.

42. Чичикин, В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования/В.Т. Чичикин: Автореф. дис...д-ра пед. наук.-М.,1995.-33 с.

43. Эренштейн Р. Как прийти к коллективному решению//Наука и техника.-1978.-№ 11.-С.36-38.

44. Вielski J. Rozwoj zawodowy nauczyciela i jego uwarunkowania// Wychowanie Fizyczne i Zdrowotne - 1991. - №1. – S. 28-31.

 

Магистерская диссертация как средство профессианального становления спеЦИАЛИСТА

Общие положения

Одним из основных средств повышения качества профессионального образования специалистов в сфере физической культуры является научно-исследовательская деятельность самих студентов. В процессе такой деятельности студенты овладевают методами научных исследований, в том числе овладевают умениями организовывать исследование, регистрировать и анализировать полученные результаты с применением методов математической статистики и выводить педагогические следствия на основе обобщения (синтеза) выявленных фактов.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) формирует у них способность и умение формулировать цель, гипотезу и задачи своей деятельности. В процессе НИРС студенты совершенствуют навыки по подбору и поиску необходимых литературных источников и приемы работы со многими источниками одновременно, способы классификации литературных и документальных (включая архивные) источников.

Кроме этого, в процессе оформления научно-исследовательской работы студент совершенствует умение четко, в логической последовательности излагать свои мысли на бумаге.

Особенностью научно-исследовательской работы в сфере физической культуры является то обстоятельство, что основным объектом исследования является человек — вероятностная система с бесконечным множеством компенсаторных возможностей, бесконечно сложный и бесценный элемент природы, а также средства и методы его совершенствования. Весьма сложно в этой связи делать педагогические выводы на основании полученных фактов. В деле преобразования человека не может быть одновариантных решений.

Всякий человек неповторим и индивидуален в своих биологических, психологических и социальных проявлениях. Однако его поведение может изменяться под воздействием деятельности как спонтанной, так и специальной, организованной в соответствии с дидактическими принципами. Предметом исследования в сфере физической культуры могут быть двигательные качества людей различного пола, возраста и уровня подготовленности, техника выполнения упражнений, тактика или тактические действия выполнения упражнений, соотношение сторон подготовки спортсмена, структура подготовленности спортсменов различной квалификации, этические и волевые качества, организаторские способности и т.п., а также технологические решения по совершенствованию уровня подготовленности обучаемых.

Исследование начинается с поиска проблемной ситуации. Она представляет собой объективно существующее противоречие между потребностями общества или личности и существующими способами их удовлетворения. Проблемная ситуация (Пс) — это затруднение, возникающее при необходимости объяснить или предсказать то или иное явление, испытывая недостаток необходимой информации или невозможность достичь цели известными, традиционными способами. П.с. - это противоречие между запросами теории и практики и способами их удовлетворения. Проблемная ситуация, как правило, категория объективная, а исследователь может ее обнаружить или не обнаружить и, следовательно, включить или не включить в сферу процесса познания. Вне зависимости от этого она может существовать.

Исследованию подвергаются процессы и явления, в которых непосредственное участие принимают люди: системы обучения, тренировки и воспитания, организационные формы, цель, задачи, содержание воспитания и образования, методы развития и совершенствования различных сторон личности.

В процессе разрешения проблемной ситуации конкретизируется тема исследования, которая отражает конкретную его (исследования) направленность и его границы. Тема исследования должна быть актуальна, иметь теоретическое и практическое значение и ее разработка должна быть сопряжена с получением новых научных фактов.

Актуальность исследования определяется важностью и необходимостью разработки данной конкретной темы, новизна — отсутствием в литературе полностью аналогичных работ.

В процессе разработки темы необходимо определить объект и предмет исследования и сформулировать рабочую гипотезу (обоснованное предположение).

В философии под объектом исследования понимают: часть объективной реальности, которая на том или ином этапе становится практической деятельностью человека (в данном случае в области физической культуры), на которую направлена познавательная деятельность. В общественно-исторической практике человечества свойства и стороны действительности превращаются в объект практической и теоретической деятельности, через преобразование которого в сознании воспроизводится содержание объективной реальности (8).

Предмет исследования — зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в конкретных условиях и обстоятельствах. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма, физиология - функции его органов, медицина - болезни и т.п.). Предметом познания может быть сам процесс познания (8).

Объект и предмет исследования — сквозные категории. Они могут переходить друг в друга в зависимости от уровня подходов к ним и конкретной темы исследования. Например, в одном случае объектом может служить учебно-тренировочный процесс, в другом случае (при исследовании в целом системы образования) этот процесс может оказаться предметом исследования (2).

Рабочая гипотеза — это "знание о незнании", научное предположение, сформулированное на основании проведенного первоначального исследования, о возможных причинно-следственных связях явлений, которые пока еще не доказаны; — это научно обоснованная догадка. Формулирование гипотезы — это переход от постановки вопросов к обоснованию путей их разрешения. Гипотеза – конструктивное предположение автора, направленное на разрешение проблемной ситуации, которую актуализировал автор. Нередко в качестве гипотезы формулирующие «предположения» о том, что методика будет более эффективной, если учитывать индивидуальные особенности, уровень подготовленности, межполовые различия, будет реализован индивидуальный подход в работе с испытуемыми ит.п. Это не гипотеза, а аксиома в педагогике.

Другой вариант – «предполагаем, что, разработанная нами методика будет более эффективной». Это не гипотеза, а декларация ни о чем. Гипотеза должна быть конкретной, конструктивной, проверяемой в результате последующего исследования (в сфере ФКиС чаще в результате формирующего эксперимента).

Гипотезы могут быть описательными, в основе которых лежит предположительное описание причин исследуемых явлений и процессов; и объяснительными, в которых предполагается объяснение причин и следствий исследуемых явлений и процессов.

В исследовании может быть выдвинуто несколько гипотез, которые проверяются и могут быть отвергнуты в ходе исследования как несостоятельные.

В процесс исследования может быть включена физическая культура, как вид культуры и специфическая область деятельности – ее содержание, структура, функции, роль и место в обществе.

Исследование требует поиска способов (методов) решения поставленных задач.

Метод (греч. methodos — буквально "путь к чему-либо") – в самом общем значении способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В науке это способ получения информации (теоретической или эмпирической), достаточно адекватно (реально, подлинно) отражающий истинное положение вещей. Метод — это главный инструмент научного поиска исследователя, в то время, как методология отражает систему методов или учение о совокупности методов исследования (8).

В процессе написания курсовой или квалификационной работы, для решения поставленных задач, можно использовать один или несколько методов исследования. Прежде чем подбирать методы исследования, необходимо для себя четко сформулировать задачи исследования. Методы исследования являются предпосылками объективного знания, но и сами определяются имеющимися у исследователя знаниями. Выбор методов исследования является одной из ключевых позиций исследователя.

При подготовке выпускных квалификационных работ основными методами исследования являются следующие:

1. Анализ литературных источников.

2. Изучение и анализ документальных архивных материалов, изучение опыта работы практиков спорта.

3. Анкетирование, собеседование.

4. Педагогические наблюдения.

5. Педагогический эксперимент.

7. Математические методы обработки полученных данных.

Методология — совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке, либо область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности. Методология выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношения и совершенствования (8).

 

Методы исследования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.231.232 (0.011 с.)