Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социо-культурный потенциал физической культуры и проблемы его реализации

Поиск

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Физическая культура — это средство не только физического совершенствования и оздоровления, но и воспитания социальной, трудовой и творческой активности молодежи, существенно влияющего на развитие социальной структуры общества. В частности, от физической подготовленности, состояния здоровья, уровня работоспособности будущих специалистов в сфере народного хозяйства во многом зависит выполнение ими социально-профессиональных функций. Все более важная роль отводится физической культуре не только в деле профилактики заболеваний и укрепления здоровья, но и как совокупности эффективных психорегулирующих и воспитывающих средств и методов.

В основе физической культуры лежат материально преобразующая, духовно преобразующая и духовная деятельности (34). Физическая культура выступает, с одной стороны, как потребность, с другой - как средство удовлетворения потребностей личности. Она представляет собой не только педагогическое, но и сложное социальное явление. Социальные функции физической культуры весьма многообразны. Среди них, при различии в их конкретизации, выделяются две основные группы: общекультурные и специфические (11, 33). В настоящее время актуальной проблемой в практической спортивной педагогике является сбалансированность социальных специфических функций физической культуры, в которой традиционно преобладал спортивный компонент. Физическая культура как часть общей культуры человека, стремящегося к гармонии с природой, неразрывно связана с физкультурным образования населения, которое следует рассматривать как воспитательный процесс, направленный на формирование физической подготовленности, умений и навыков, интересов, убеждений, позитивных основ личности, передачу знаний.

Уже в античной Греции «идеал телесности» посте­пенно переходил от идеи физической силы к идее его красоты. Даже боги у Гомера красивы не духов­ной силой, а своим телом. Если Геракл олицетворяет силу, то Аполлон как божество символизирует силу красоты чело­веческой телесности.

Как реакцию на римско-эллинистический идеал, рас­сматривающий человеческое тело как средство удоволь­ствия, наслаждения, пресыщения жизнью, можно рассматри­вать возвеличивание средневековым христианством идеалов аскетизма, возведения его в культ.

Христианство бичует по­хотливые вожделения тела, хотя уже позднее средневековье разделяет понятия плотского и телесного начала в человеке. Даже Августин Блаженный в знаменитой «Исповеди» говорит о заманчивой, возбуждающей силе красоты тела человека. А русский религиозный мыслитель конца XIX ст. B.C. Соло­вьев в своей философии «всеединства» уже рассматривает тело человека как «храм духа».

Модернистская философия эпохи Возрождения, сосре­доточив внимание на антропоцентрической проблеме, посте­пенно переходит к идее творческой, активной роли челове­ческой натуры в осуществлении своей жизни. В Новое время это привело к распространению интуитивистской «филосо­фии жизни» Анри Бергсона, мысли которого, по-видимому, воодушевили его современника Пьера де Кубертена на раз­работку и реализацию гуманистических идеалов олимпизма, поэтому содержание введенного им термина раскрывает не в специальных, а в философских понятиях (17).

Исторические изменения содержания идеалов физиче­ской культуры и спорта, несомненно, требуют специального исследования, а проведенный тезисный экскурс лишь повод для утверждения того, что философская разработка идеалов спорта не является пустым занятием досужего ума, а имеет практическую направленность. Подтверждением этого тези­са могут быть мировоззренческие взгляды одного из выдаю­щихся деятелей физического воспитания - П.Ф. Лесгафта, который обосновывает идею о «гармоническом всестороннем развитии деятельности человеческого организма» (27). В свя­зи с этим не лишним будет напомнить, что недавно усилиями украинских деятелей физической культуры «возрождены» труды соотечественника А. Д. Бутовского, в которых он, изучая и пропагандируя различные зарубежные системы гимнастических школ, акцентировал внимание на целостном понимании человека с его духовными и физическими свой­ствами. Они, по его мнению, обуславливались «взаимодей­ствием трех основных форм жизненной силы: динамической, химической и механической» (8). Следует добавить, что вы­сказанные А. Д. Бутовским идеи не только были полезными для педагогического процесса в царской России, но и дли­тельное время широко использовались в физическом воспи­тании в советское время. Марксистская материалистическая методология органически включала в постулат о всесторон­нем гармоническом развитии личности физическое совер­шенствование в единстве с интеллектуальным и духовно-нравственным воспитанием.

При всех исторических перипетиях идеалов спорта и физической культуры перевесом в акцентировании в раз­ные эпохи духовного или телесного начала в человеке несо­мненным остается стремление к их гармонизации как к бес­конечному и никогда до конца не достигаемому процессу, как к идее идей, цели целей как к трансцендентальной идее (И. Кант), к конечной цели бытия человека в этом мире. Человек в реальном бытии не был, не есть и, возможно, никогда не будет гармоничным. Он находится в постоян­ном стремлении к гармонии как в своем внутреннем мире (чувство-разум-тело), так и в отношении к внешнему миру (тело индивидуума и окружающая его телесность; душевное состояние отдельного человека и духовность общества). Гар­мония в человеке создается в момент умиротворения, погру­жения в «нирвану», что бывает в минуты ликования человека по поводу своего успеха, в том числе и спортивного. Люди - не боги и гармоничными могут быть только в своих желани­ях, мечтах. В этом состоит суть философичности спорта, той точки соприкосновения, единения науки о физическом вос­питании и спорте, с одной стороны, и философии как формы общественного самосознания - с другой (17).

В западноевропейской модели физкультурного образования населения основной упор сделан на образование школьной молодежи (39). В соответствии с такой моделью, в основе заботы о здоровье населения заложена идея развития физической культуры среди молодежи. Следовательно, профессионализм специалистов в сфере физической культуры должен формироваться с учетом данной парадигмы. Бóльшая часть выпускников вузов всех стран ангажирована в сфере физкультурного образования молодежи.

С сожалением приходится констатировать, что население России в недостаточной мере информировано о ценностях физической культуры, что отмечают 94% специалистов. Данное обстоятельство является сдерживающим фактором более широкого (такого, как в странах Запада) внедрения физической культуры в повседневную жизнь населения. В ряду причин такого положения в качестве главной российские специалисты выделяют слабую пропаганду ценностей физической культуры средствами массовой информации (78%) и низкую социальную активность руководителей и специалистов в сфере физической культуры (53%). Оценивая реальную возможность в решении проблемы формирования ментальности населения в нужном направлении и, собственно, формирования рынка труда в области физической культуры, российские специалисты в большей мере надеются на "дядю", то есть на руководящих работников, в то время, как специалисты восточной и центральной Европы уже осознали, что работники всех уровней, каждый на своем месте, могут и должны проявлять социальную активность и коммуникативные способности в деле формирования социальных и личных приоритетов населения и, соответственно, потребности в здоровом стиле жизни (18).

Участники Всемирного саммита (Берлин, 3-5 ноября 1999 г.) по физической культуре под патронажем МОК, ЮНЕСКО и ВОЗ были единодушны во мнении об огромной социальной роли физической культуры. Физическая активность молодежи приводит к значительному сокращению негативных явлений среди подрастающего поколения (стресс, гиподинамия, наркомания и т.п.). Для специалистов в сфере физической культуры все это кажется прописными истинами, о которых, на первый взгляд, и упоминать на столь значимом форуме не имеет смысла. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что наряду с очевидными успехами в спорте высших достижений в нашей стране мы остаемся, мягко говоря, инертными в отношении использования социо-культурного потенциала физической культуры. По данным ЮНЕСКО, количество лиц, регулярно занимающихся двигательной деятельностью в различных странах Европы, выглядит следующим образом (10): в Германии — 69%; во Франции — 68%; в Великобритании — 70%, в Хорватии — 15%; в Литве, Латвии, Польше и Украине — 12%; в Болгарии — 10%; в России и Словакии — 8%. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что население наших стран все еще не осознает важности и безальтернативности оптимального двигательного режима в деле укрепления функциональных и регулирующих систем организма.

Реализация потенциала физической культуры во многом обусловлена обеспеченностью населения спортивными сооружениями. Для представления об уровне обеспеченности спортивными сооружениями населения приведем следующие данные, выраженные отношением количества населения (тыс.) к одному спортивному сооружению:

· стадионы — Польша — 60, Франция — 3;

· игровые площадки — Польша — 10, Швеция — 1,1, Италия — 3,4, Венгрия —3,2;

· спортивные залы — Польша — 117, Италия — 28, Швеция — 24, Швейцария — 13;

· гимнастические залы — Польша — 22, Франция — 2,9;

· бассейны крытые — Польша — 185, Франция — 14,5;

· открытые бассейны и купальни — Польша — 30, Италия — 14, Швеция — 5, Швейцария — 3;

· катки с искусственным льдом — Польша — 587, Швеция — 26;

· корты — Польша — 17, Италия — 2,7, Швеция — 2.

Несложно произвести простые арифметические действия и понять, что Россия как и многие страны бывшего социалистического содружества существенно отстает по материально-техническому обеспечению физкультурной деятельности от развитых стран Европы. Отсюда следует, что одним из направлений деятельности государства по более эффективной реализации профессионального потенциала выпускников вузов и повышения физической культуры населения является расширение материального обеспечения физической культуры.

Истоки такого положения восходят к 1948 году, в котором было принято Постановление ЦК ВКП (б) о завоевании советскими спортсменами мирового первенства по важнейшим видам спорта (24, С.31). Согласно данного Постановления основной задачей физкультурного движения является завоевание мировых вершин в медалеёмких олимпийских видах спорта (24, С.64). Весь интеллектуальный и материальный ресурс был направлен на подготовку национальных команд страны и их резерва, а обеспечение массовой физической культуры проходило по остаточному принципу. Вот поэтому мы и имеем такое материальное обеспечение (инфраструктуру) физической культуры, и такое к ней отношение населения.

Сегодня в России физкультурой и спортом регулярно занимаются 15% граждан (26), т.е. более пяти шестых частей населения - вне физической культуры. По оценке бывшего президента РФ, это - крайне низкий показатель и обусловлен он не столько равнодушием людей к спорту, сколько отсутствием у них доступных возможностей для занятий. Актуальной задачей в деле развития и внедрения физической культуры в быт населения является достижение к 2020 году 40% включенности лиц всех возрастов и 80% учащейся молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом («Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года») (37).

Проведенный нами в Северо-Западном регионе России анализ динамики числа лиц, занимающихся физической культурой и спортом (Табл. 2), показывает незначительную положительную тенденцию в данном процессе. Однако приведенные в таблице показатели характеризуют глубину «запущенности» российского населения относительно культуры физической по сравнению с цивилизованными странами, где в эту сферу вовлечено примерно ¾ населения.

 

Таблица 2 - Численность лиц занимающихся физической культурой и спортом в Северо-Западном федеральном округе

Субъект РФ 2006 год 2008 год 2009 год
Республика Карелия 14,4% 14,9%  
            15,3%
Республика Коми 17,9% 19,9%  
            20,1%
Архангельская обл. 9,0% 11,1%  
            12,4%
Вологодская обл. 11,8% 14,2%  
            14,8%
Калиниградская обл. 12,2% 16,2%  
            17,6%
Ленинградская обл. 12,2% 16,7%  
            17,4%
Мурманская обл. 11,1% 10,6%  
            10,8%
Новгородская обл. 11,2% 14,2%  
            16,1%
Псковская обл. 11,8% 12,4%  
            11,8%
г.Санкт-Петербург 13,2% 16,4%  
            16,5%
Северо-Западный федеральный округ 1719327 1 12,6% 15,2%  
            15,7%

 

В прежние годы ориентация в развитии физической культуры функционеров и специалистов различных уровней была обусловлена в основном стремлением к успехам в спорте, так как спортивные достижения на международном уровне рассматривались в контексте идеологических проблем и при этом мало что делалось для массовой физической культуры. Практически неограниченные средства тратились на организацию подготовки национальных сборных команд, но обеспечение населения местами для занятий физическими упражнениями проводилось по остаточному принципу. Обеспеченность спортивными базами даже учащейся молодежи, не говоря уже о других категориях населения, в нашей стране крайне скудна и даже в первом приближении не соответствует потребностям населения. О каком удовлетворении потребностей в движении может идти речь, если у учащейся молодежи нет выбора, кроме обязанностей "месить грязь" вокруг учебного заведения в любую погоду.

Для представления об уровне обеспеченности спортивными сооружениями населения приведем следующие данные, выраженные отношением количества населения (тыс.) к одному спортивному сооружению (табл. 3).

В таблице приведены наиболее высокие показатели, характеризующие количество спортивных сооружений в странах Западной Европы и им соответствующий должный эквивалент в г. Санкт-Петербурге.

 

Таблица 3 - Обеспеченность населения различных стран спортивными сооружениями

Спортивные сооружения Страна Кол-во населения (тыс.) на одно сооружение При соответствии должно быть в СПб.
Стадионы Франция    
Игровые площадки Швейцария 1,1  
Сп. залы Швейцария    
Гимн. залы Франция 2,9  
Бассейны Швейцария    
Катки с ис -кусств. льдом   Швеция    
Корты Швеция    

 

Очевидно, что центральная Россия, не говоря уже о периферии, существенно отстает по материально-техническому обеспечению физкультурной деятельности от развитых стран Европы.

Мы были свидетелями массового закрытия спортивных секций и школ, производственных коллективов физической культуры, спортивных клубов в вузах, ликвидации институтов спортивных и оздоровительных лагерей и т.п. Скудные спортивные сооружения и площадки сплошь и рядом перепрофилировались под коммерческие структуры или под спортивные элитные клубы, которые становятся недоступными для большинства населения России. Многие из имеющихся спортивных сооружений, мягко говоря, не в полной мере отвечают современным требованиям (особенно в учебных заведениях всех уровней — от школы до вуза). В таблицах 4-7 приведены количественные данные, характеризующие степень обеспеченности населения спортсооружениями.

 

 

Таблица 4 - Обеспеченность населения спортивными залами в Северо-Западном федеральном округе

Субъект РФ 2006 год 2008 год 2009 год
Республика Карелия 769 126,0% 746 124,0% 125,3%
Республика Коми 534 62,0% 780 93,0% 787 94,6%
Архангельская обл. 52,0% 56,7% 648 59,0%
Вологодская обл. 51,8% 55,5% 57,4%
Калиниградская обл. 367 44,6% 48,3% 403 49,1%
Ленинградская обл. 603 41,9% 43,0% 44,3%
Мурманская обл. 397 52,5% 469 63,6% 488 66,7%
Новгородская обл. 275 47,2% 277 49,0% 279 49,8%
Псковская обл. 54,6% 58,4% 297 49,3%
г. Санкт-Петерург 1585 39,5% 1737 43,3% 41,4%
Северо-Западный федеральный округ 6033 50,6% 6593 56,0% 55,8%

 

Касательно количества спортивных залов картина выглядит не столь удручающей. Однако зал залу рознь как по площади, так и по количеству и качеству его оборудования.

 

Таблица 5 - Обеспеченность населения спортивными сооружениями, исходя из норматива единовременной пропускной способности, в Северо - Западном федеральном округе

 

Субъект РФ 2006 год 2008 год 2009 год
Республика Карелия 27,2% 27,3% 27,6%
Республика Коми 25,4% 28,9% 29,2%
Архангельская обл. 17,7% 17,8% 18,0%
Вологодская обл. 17,0% 19,5% 19,9%
Калиниградская обл. 21,1% 23,4% 24,0%
Ленинградскаяобл. 15,5% 16,7% 17,1%
Мурманская обл. 15,5% 16,1% 16,0%
Новгородская обл. 24,5% 26,6% 26,8%
Псковская обл. 23,6% 23,5% 38,2%
г. Санкт-Петербург 11,7% 14,7% 18,3%
Северо-Западный федеральный округ 17,1% 19,1% 21,2%

 

На государственном уровне принята Концепция развития физической культуры и спорта, СМИ тиражируют пожелания первых лиц государства о необходимости более широкого внедрения физической культуры в повседневную жизнь населения. Тут же эта идея подхватывается на местах, по данной тематике проводятся региональные конференции и совещания 25.11.2008 г. подобная конференция была проведена в Северо-Западном регионе. А каковы реалии и практические подвижки?

Сегодня в России отношение к физической культуре такое, какое было в странах Запада 50-60 лет назад. Это обусловлено различными причинами, но основными среди них, на наш взгляд, являются такие, как:

- отсутствие у населения доступных возможностей для занятий (недостает качественной материальной базы);

Таблица 6 - Обеспеченность населения плоскостными спортивными сооружениями в Северо-Западном федеральном округе

Субъект РФ 2006 год 2008 год 2009 год
Республика Карелия 533 21,20% 528 21,3% 527 21,30%
Республика Коми 597 16,80% 20,8% 733 21,30%
Архангельская обл. 667 14,80% 682 15,0% 15,20%
Вологодская обл. 12,70% 648 14,7% 678 15,20%
Калиниградская обл. 28,50% 29,5% 29,70%
Ленинградская обл. 11,60% 13,6% 13,90%
Мурманская обл. 251 8,00% 6,8% 213 7,00%
Новгородская обл. 24,50% 688 29,5% 683 29,50%
Псковская обл. 702 26,80% 638 25,4% 22,70%
г. Санкт-Петербург 1979 12,00% 2217 13,4% 2479 14,90%
Северо - Западный федеральный округ 7556 15,40% 8130 16,7% 8377 17,30%

 

- недостаточное кадровое обеспечение отрасли (речь идет о специалистах, способных адаптироваться в реалиях социума);

- у населения не формируется активно позитивное отношение к оптимальному двигательному режиму в быту, зато через СМИ агрессивно насаждаются различные "волшебные" методики оздоровления, омоложения и т.п.

 

Таблица 7 -Обеспеченность населения плавательными бассейнами в Северо-Западном федеральном округе

Субъекты РФ 2006 год 2008 год 2009 год
Республика Карелия 25 9,6% 25 9,7% 26 10,1%
Республика Коми 38 10,3% 37 10,3% 37 10,4%
Архангельская обл. 34 7,3% 42 8,9% 35 7,4%
Вологодская обл. 1,3% 8 1,8% 2,0%
Калиниградская обл. 15 4,3% 17 4,8% 18 5,1%
Ленинградская обл. 4,7% 4,9% 5,4%
Мурманская обл. 30 9,3% 33 10,4% 33 10,5%
Новгородская обл. 26 10,4% 28 11,6% 28 11,7%
Псковская обл. 17 6,3% 5,0% 13 5,0%
г. Санкт-Петербург 86 5,0% 6,2% 122 7,1%
Северо-Западный федеральный округ 307 6,0% 6,7% 354 7,0%

 

Обеспеченность населения России местами для удовлетворения своих потребностей в сфере физической культуры составляет ¼ от потребностей, что правомерно рассматривается как фактор, сдерживающий формирование физической культуры населения (28).

«Основной целью политики нашего го­сударства в области физической культуры и спорта является оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших спортивных международных соревнованиях» (35).

В Послании Федеральному Собранию РФ В.В. Путин в качестве первоочередных мер развития личности и гражданского общества в целом выделяет укрепление здоровья нации через реализацию норм здорового образа жизни, где значительное место отводится оптимальной двигательной деятельности – физической культуре. Решения Совета Безопасности РФ от 28.09.01 по вопросу "О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании в стране" требуют повышения реализации потенциала физической культуры и спорта в профилактике наркомании и преступности. Не случайно, поэтому бывший президент РФ Д. Медведев (26) выражает беспокойство низкой включенностью населения России в сферу физической культуры.

Вызывает беспокойство и динамика физической подготовленности детей и подростков. Показатели здоровья и физической подготовлен­ности детей, учащейся молодежи и количество ку­рильщиков, рост алкоголизма и наркоманов среди них говорят об остроте проблемы конструктивной занятости данной категории населения в России. Массовое закрытие спортивных секций, кружков, ликвидация института летних лагерей или перевод их на коммерческую основу привели к тому, что большинство детей в свободное время оказываются вне педагогического влияния — «на улице».

Ухудшение положения российской молодежи, рост темпов депопуляции, снижение качества жизни и здоровья, увеличение числа наркозависимых лиц, рост правонарушений и преступности в детской и молодежной среде требуют активизации государственной молодежной политики в поиске эффективных путей оздоровления нации. Традиционно поиск таких путей связывается в основном с совершенствованием лечебных технологий, т.е. с развитием медицины, хотя она в своей основе направлена на лечение уже больных людей. Редкие «выступления» профилактической медицины в средствах массовой информации связываются, в первую очередь, с медикаментозными процедурами. А кому как не медикам должно быть известно, что такой способ профилактики ведет к снижению адаптационных возможностей организма и ослаблению его способностей противостоять болезнетворным микроорганизмам. Такое резкое снижение продолжительности жизни, которое наблюдается в России, особенно среди мужского населения, было только во время войны.

Данное обстоятельство обусловлено комплексом проблем. Все эти проблемы не столько медицинские, сколько социальные и педагогические.

Надежда на таблетки и «волшебные» средства делает людей пассивными, уводит в сторону от понимания того, что за свое здоровье надо бороться путем повышения функциональных и защитных способностей организма.

Надежда на лекарства ¾ это тупиковый путь.

Недостаточная физическая активность взрослых вкупе с негативным их отношением к физической активности не позволяют им стать для детей и подростков предметом подражания. 40% учителей физической культуры свои знания в области здорового образа жизни оценивают как неудовлетворительные. Предмет «Физическая культура» психологически не удовлетворяет как школьников, часть из которых чувствует себя на уроках недостаточно уверенно, так и их родителей (19, 20).

Большинство заболеваний обусловлено нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Казалось бы, «безобидное» нарушение осанки в детском возрасте может привести к деформации скелета и развитию таких серьезных заболеваний, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз. Искривление скелета неблагоприятно сказывается на развитии и функционировании внутренних органов. По количеству летальных исходов в связи с нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы Россия находится на втором месте в мире.

с точки зрения медицины, многие ученые, физические упражнения рассматривают лишь как исследовательский или диагностический инструмент, а не как действенное оружие в борьбе с заболеваниями, в том числе и с хроническими (5). Неудивительно, поэтому, что число учащихся (включая школьников и студентов), отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, достигло в России 1,3 млн., что требует дополнительно 40 млрд. руб. на их реабилитацию.

По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессиру­ют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью.

Здоровье человека, по меньшей мере, определяется тремя группами факторов - генетическими; экологическими (включая питание, психический макро- и микроклимат и т.п.) и, наконец, образом жизни. Коррекция генотипа — дело далекого будущего; к улучшению экологии стремится каждый индивид, но, увы, этот фактор во многом зависит от социальных и материальных условий и, как правило, ими детерминирован, а не желанием индивида. Следовательно, реальным направлением в поддержании и укреплении здоровья населения является организация здорового образа жизни, где ведущая роль отводится физической культуре — оптимизации психического и физического состояния с помощью двигательной деятельности.

Дефицит или переизбыток двигательной активности негативно сказывается “…на развертывании всех компонентов генетической программы развития и жизнедеятельности организма человека” (4). Результаты научных исследований и практика здравоохранения свидетельствуют о том, что физическая активность человека является одним из главных фак­торов сохранения и укрепления здоровья людей, в том числе и тех, кто имеет те или иные отклонения в фун­кциях сердечно-сосудистой системы. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юно­шей-подростков. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, дина­мометрии. «Главная причина сердечно-сосудистых заболеваний – низкая физическая активность. Родители до 10-12 лет должны привить ребенку тягу к движению, спорту. В процессе движений вырабатываются выносливость и координация, что очень значимо для работы сердца. Если человека не приучить к этому в детстве, то во взрослой жизни заставить его следить за собой и за своим здоровьем практически невозможно» (1).

По данным Комиссии Общественной палаты, около 80% школьников не считают здоровье жизненной ценностью и не связывают его с физической культурой. в этом их поддерживают 62% учителей и 65% руководителей образовательных учреждений. В то же время около 40% учащихся, чаще старших классов, страдают зависимостью от табака, алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ. Наркомания среди детей и подростков становится национальной проблемой.

Проблему профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения в настоящее время следует отнести к разряду первостепенных.

Одной из важнейших задач педагогики физической культуры в деле социализации личности является пропаганда здорового образа жизни как на индивидуальном уровне, так и с использованием средств масс медиа (6). Однако в России - слабая информация и неэффективная пропаганда физической культуры (2). В то время как 70% американцев осведомлены о пользе занятий физическими упражнениями и 65% из них имеют информацию о новых видах физической культуры (7).

Одним из факторов, ослабляющих мотивацию учащихся к занятиям физическим воспитанием, является все увеличивающаяся пропасть между тем, что предлагают внеучебные учреждения (главным образом средства массовой информации и производители спортивного инвентаря и оборудования) в сфере массово-спортивной и рекреационной активности, и организационно-педагогическими методами и средствами, предлагаемыми учебными заведениями. Важную роль в формировании мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями и потребности в здоровом образе жизни играют средства массовой информации и коммуникативные способности специалистов (18, 20).

Человек рожден для активной физической деятельности. Без нее радость жизни не может быть полной. Широкая аргументация пользы дозированных физических нагрузок базируется на многочисленных эмпирических фактах и не менее многочисленных результатах научных исследований.

Не может не беспокоить и ситуация, которая складывается в учебных заведениях страны. Несмотря на то, что состояние здоровья учащихся средних школ и студентов мало того, что нельзя признать удовлетворительным, но и имеет негативную тенденцию (25), руководители учебных заведений активно формируют негативное отношение к физической культуре и лоббируют перевод данной учебной дисциплины в раздел факультативных. Компиляция данного организационного решения с оглядкой на опыт некоторых зарубежных вузов есть суть не решения проблемы активизации двигательной деятельности студентов, а ухода от нее. Из благих намерений организации занятий в соответствии с интересами студентов автоматически не следует реальная возможность обеспечения им такой возможности в силу отсутствия соответствующей материальной базы практически во всех вузах страны. Кроме этого, реализация данной посылки (организации занятий по интересам) не может быть эффективной в силу различия ментальности студенческой молодежи РФ и стран Запада.

Итак, вместо создания соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи ректорское лобби при поддержке министра Минобразования и науки «продавливает» выведение занятий по дисциплине «Физическая культура» за рамки учебного расписания, что в реальных условиях равносильно исключению определенного объема двигательной деятельности из повседневной жизни студентов. Негативные последствия такого процесса для специалистов очевидны.

Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой, спортом, туризмом. Это ставит перед всеми важную задачу — целенаправленно формировать у молодого поколения здоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребность физического и нравственного совершенствования, воспитывать высокие волевые качества, мужество и выносливость.

Физическое и духовное развитие учащейся молодежи органично дополняет друг друга и способствует повышению социальной активности личности. Занятия физической культурой оказывают положительное влияние на психическое развитие детей, способствуют социологизации личности, снижают показатели вредных привычек у молодежи.

Исключительная роль в формировании духовного облика учащейся молодежи принадлежит переносу положительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом.

Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ, различные общественные поручения делают учебный труд студенческой молодежи все более интенсивным и напряженным. Зачастую это приводит к уменьшению двигательной активности (гиподинамии), а одновременное увеличение нагрузки на психику отрицательно влияет на организм, затрудняет учебу и физическую подготовку к будущей производственной деятельности.

Недостаток движений способствует детренированности организма. Малоподвижный образ жизни является одной из главных причин тяжелых хронических заболеваний внутренних органов. При этом ухудшается умственная работоспособность, происходят отрицательные изменения в центральной нервной системе, снижаются функции внимания, мышления, памяти, ослабляется эмоциональная устойчивость.

Физическому воспитанию принадлежит важная роль в совершенствовании человеческих способностей, физической природы. Именно движения как проявления физической активности послужили первоосновой образования и развития систем адаптивного поведения живого на земле, формирования его морфологии и функций. В процессе физического воспитания осуществляется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизненно важных физических качеств, двигательных навыков, умений и знаний. Диапазон возможностей в совершенствовании физической природы человека практически безграничен. При­мер этого — деятельность человека в условиях невесомости и перегрузок при космических полетах.

Многофункциональный характер физической культуры ставит ее в число областей общественно полезной деятельности, в которых формируются и проявляются социальная активность и творчество учащейся молодежи. Данные исследований позволяют утверждать, что навыки общественной и профессиональной деятельности, приобретенные благодаря занятиям физической культурой, успешно переносятся на другие виды деятельности. Физическая культура позволяет представить в специфических формах и направлениях некоторые аспекты сущности человека (проявление характера, воли, решительности), создает условия общественной деятельности.

В процессе выполнения физических упражнений на высоком эмоциональном уровне реализуется одна из важнейших общественных потребностей — общение с людьми. Преимущества спорта как социального явления заключаются в его привлекательности для молодежи, его «язык» доступен и понятен каждому человеку, его польза для здоровья несомненна.

По силе воздействия на человека физическая культура выдвигается на одно из центральных мест в культурной жизни общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.012 с.)