Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ современного спортивного движенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для правильной оценки современного спорта нужно четко различать его гуманистический потенциал, и то насколько он реализуется практически. Ошибочно полагать, что спорт всегда, безотносительно к конкретным условиям, имеет гуманистическую ценность и то, что его гуманистический потенциал всегда реализуется в полной мере. Ошибочно признается некая абстрактная неизменная сущность вечная "природа" спорта и его социально-культурное и гуманистическое значение как особой разновидности соревнований и подготовки к ним. Современный спорт утратил лучшее из своего игрового содержания... О благородном dialoge в том смысле, который придавал ему Аристотель, здесь едва ли можно говорить (36, С.3). Шпенглер относит спорт к парадигме цивилизации, а не культуры. Этой же точки зрения придерживается и голландский ученый Huizinga, который считает, что спорт стоит "...в стороне от культурного процесса". Ведущими социальными функциями спорта являются миротворческая, воспитательная и зрелищная. Для их реализации исторически сложились три типа спорта: олимпийский, народный (массовый) и коммерческий (16). Народный (массовый) спорт лег в основу физического воспитания как педагогического процесса, направленного на подготовку к жизни и другим видам созидательной деятельности (труд, служба, защита Отечества, искусство и др.). Народный спорт не может быть признан самостоятельной общественной деятельностью. Он является подчиненным элементом другой деятельности (учеба, труд, защита Отечества, спорт высших достижений и т.п.). Народный спорт это форма активности, именуемая действием. Коммерческий и олимпийский спорт благодаря нацеленности атлетов на высшие спортивные результаты и его самостоятельную общественную значимость, с полным правом могут быть отнесены в научно-психологическом смысле к деятельности. Коммерческий спорт является зрелищной услугой. Олимпийский - миротворческой деятельностью. Классификация видов спорта приведена в таблице 1. В настоящее время выделяется и так называемый элитный спорт. Становление и развитие рыночных отношений в России затронули все стороны общественной жизни. Резкое расслоение общества вызвало интерес к изучению элиты. В настоящее время ее исследования можно разбить на три направления. Первое ориентировано на выявление места элиты в социальной структуре и на анализ ее состава. Второе - на изучение воздействия элиты на трансформацию общества. Третье - на обследование определенных групп элит, таких как политическая, региональная, финансовая. Но, ни в одном из направлений и групп пока не исследуются спортивная элита, элитарный спорт, хотя их воздействие на общество на сегодняшний день достаточно серьезно и велико.
Рыночные отношения затронули и изменили физкультурно-спортивную деятельность: появились коммерческий спорт и коммерческая физическая культура, а вместе с этим - элитарный спорт и спортивная элита. Финансирование данной отрасли сегодня осуществляет не только государство, но и элита нашего общества. В этом сказывается их интерес к занятиям спортом и физической культурой. Но это не новое, а возобновленное и модернизированное явление. В принципе оно существовало на протя Таблица 1 - Различные типы спорта, их социальные функции и принципы воспитательной работы со спортсменами с точки зрения деятельности (предмет, мотивации и форма активности) (16)
жении всей истории России, не исключая и советский период. После революции элитарный спорт стал уничтожаться как проявление буржуазного режима. Был взят курс на создание массовой физической культуры и спорта, которые должны были закалить и воспитать будущего борца мировой революции. На первое место были поставлены такие виды спорта, как бег, лыжи, борьба. Спорт начинает приобретать идеологическую окраску. Советские спортсмены должны были доказывать преимущество советского образа жизни. Однако люди, стоящие у власти, увлекались определенными видами спорта (охотой, горными лыжами, теннисом, плаванием, конным спортом, бильярдом), доступ в которые широким массам был весьма ограничен. Конечно, советская элита не афишировала своего образа жизни, так как пропагандировала социальное равенство, а на народные деньги строила для себя спортивные заведения и отдыхала в свое удовольствие. Гласность и демократия открыли существование в обществе и социального неравенства, и советской элиты. Но если в советское время элита была «в тени», то сегодня разрыв между ней и массой населения увеличился, а элита активно афиширует свой образ жизни. В последнее время широкое распространение получают элитарный спорт и физическая культура. Здесь надо иметь в виду, что развиваются только те виды спорта, которым элита отдает предпочтение: теннис, гольф, плавание, горные лыжи, конный спорт то есть дорогие виды спорта. Какими же критериями обладает элитарный спорт? Во-первых, способствует созданию спортивных клубов, привлечению квалифицированных инструкторов. Во-вторых, дает возможность приобретать дорогой инвентарь и оборудование. В-третьих, его представители могут позволить себе выезжать в другие страны для занятий тем видом спорта, который не развит в стране. В современной России элитарный спорт делает первые шаги. Можно предположить, что по мере экономической стабилизации, повышения жизненного уровня народа все больше людей будет приобщаться к элитарному спорту (21). Будем надеяться, что в нашей стране элитарный спорт станет более доступным для граждан, а отдельные его виды станут массовыми. Спорт в какой-то мере можно рассматривать как открывающий занавес таинственности человека или все рассматривать как искусство превращения, а точнее перевоплощения физической человеческой телесности и сотворения на его основе реальных, наяву данных живых человеческих художественных образов. Спорт адекватно отражает противоречия человеческого существования и удовлетворяет его потребности: 1) в игре; 2) в состязательности; 3) в зрелищности. Он всегда будет востребован, поскольку: -человек, будучи сознательным существом, по своей сути всегда остается игроком (как говорят ученые, «динамическим стереотипом»), который чудесным способом, «втемную» и неустанно разыгрывает остросюжетную драму личной жизни, постоянно изменяя свой образ и роль в театре социально-цивилизационных перипетий. В этом смысле спорт как бы «декоративно», комбинационно испытывает и демонстрирует игровые способности человека; -человек постоянно самоутверждается в жизни. Ему, по словам А. Камю, заранее не заготовлены дорожки в Булонском лесу. Самостоятельно протаптывая их, тешит самолюбие, удовлетворяет Ego в жажде признания другими его искусства сотворения своего жизненного пути. В этом смысле спорт есть принуждаемое соперниками, добровольное истязание телесности, что в коллективном исполнении и называется « состязанием ». В этом состоит жертвенная героизация, а точнее - мифологизация его содержания. Отсюда - противоположность суждений о социальной значимости спорта;
- человек каждодневно вынужден презентовать и репрезентовать себя в социальной реальности, заявляя то о своем присутствии, то о своем отсутствии в ней. Спорт, как и другие виды искусства, декомпенсирует «включенность» человека в общеколлективистский культурно-исторический творческий процесс, создает иллюзию сопричастности к нему. Наблюдающий за спортивным зрелищем таким же образом сопереживает успех и поражение выступающих в соревнованиях участников (17). Спорт, как вид человеческой жизнедеятельности, с одной стороны, решает накопившиеся противоречия в её развитии, а с другой - обостряет их. К примеру, усиливает глобализацию современного мира и в то же время обостряет национально-патриотические чувства народов. Процессу гуманизации противопоставляет все усиливающуюся коммерциализацию, благородство идеалов олимпизма деморализует присутствие жестких форм борьбы, конкурентность и нечестность организаторов соревнований, бессмысленное стремление к достижению победы «любой ценой». Тенденции «маскулинизации» женского и «феминизации» мужского спорта. Этическая проблематика в спорте выходит едва ли не на первый план, хотя соответствующих теоретических разработок в профессиональной этике явно недостает. При этом надо сказать, что названные проблемы не являются чистым порождением самого спорта, они лишь отражают существующее в общественном развитии противоречие. Сущность спорта и его существование, точнее осуществление «идеи спорта» в реальном бытии, - непосредственно философская составляющая. Поэтому для своей привлекательности «идея спорта» нуждается в метафоричности, так как мифы, по мнению социальных психологов, более устойчивы в структуре общественного обыденного сознания, чем постулаты науки. Бывший президент США Р. Рейган этот социальный феномен оценивал следующим образом: "Спорт - это выражение ненависти друг к другу... Это последняя возможность, которую наша цивилизация предоставляет двум людям для физической агрессии. Спорт - наиболее близкая к войне область человеческой деятельности"(16, С.3).
Из всего этого следует, что в современных условиях очевидна дегуманизация спорта. Налицо попрание идеалов П. де Кубертена и его соратников о благородном диалоге, честной игре и бескорыстии при сражении на спортивных аренах. Современный спорт – это транснациональный и трансконтинентальный крупный бизнес. А в бизнесе делают деньги, а в этом процессе, как показывает история, все средства хороши, лишь бы первым оказаться «у кормушки». Телевизионные и другие компании, спонсирующие международные спортивные федерации и МОК оказывают активное влияние на развитие видов спорта, правил и программ соревнований, а нередко, и выявление их победителей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.127 (0.013 с.) |