Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 21. Характеристика системы физического воспитания в Республике БеларусьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План лекции
1. Исторический характер возникновения физического воспитания
Физическая культура - явление исторически обусловленное. Ее возникновение относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. Необходимость подготовки людей к жизни, труду, другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры (по тексту идет ссылка на работы ведущих ученых Столярова В.И., Пономарева Н.И). Физическая культура как составная часть общей культуры человека в условиях первобытного строя возникла на основе трудовой деятельности. Ее отличала тесная связь с трудом и бытом, доступность для всех членов рода. Охота и другие жизненно важные занятия требовали от человека необходимого уровня развития двигательных умений и навыков. Развитие мышления у первобытного человека в условиях первобытного строя явилось субъективной предпосылкой возникновения физического воспитания в обществе. Существенное значение в происхождении тех или иных видов физических упражнений и игр имели географическое расположение и климатические условия, в которых жили люди. У народов Севера с древнейших времен в труде и быту применялись лыжи; у жителей, обитавших на берегах водоемов, широко практиковались гребля, плавание; у кочевых народов развивалась верховая езда. В процессе появления орудий труда и оружия, новых форм ведения хозяйства появлялись новые физические упражнения и игры. Развитие производительных сил и расширение трудового опыта привело к усложнению воспитания вообще и физического воспитания в частности. Большую роль в формировании системы физического воспитания играла военная организация родовой общины. Физическое воспитание в этих условиях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Это привело к появлению различий в воспитании мальчиков и девочек. Физические упражнения и игры становятся важным средством воспитания молодежи. Выделение военной и родовой аристократии; обеспечение ее более совершенным оружием; наличие у знати большого количества свободного времени и игнорирование ею физического труда привело к разделению физического воспитания по сословно-классовому признаку. Утратив свою однородность, физическое воспитание распалось на два направления: господствующего класса и народных масс. В рабовладельческий период наибольшее распространение физическая культура и спорт получили в странах Древнего Востока и в античных государствах Греции и Рима. В этих странах создаются свои системы физического воспитания, появляются специальные школы, строятся спортивные площадки, устраиваются состязания. В это же время зарождаются древние олимпийские игры.
С разложением рабовладельческого общества изменяется порожденная этим обществом культура и ее составная часть - физическая культура. История физической культуры средних веков в своем развитии проходит три этапа: раннего, развитого и позднего средневековья, совпадающих в основном с этапами феодальной общественно-экономической формации. В период раннего и развитого феодализма оформилась (главным образом в странах Европы) система военно-физической подготовки рыцарей, основные черты которой - военная направленность и классовый характер. Народные массы имели большие по сравнению с рабовладельческим обществом, возможности для занятий физическими упражнениями и играми. В период позднего феодализма появляется буржуазная культура и ее составная часть - физическая культура и спорт. В первый период новой истории утверждаются новые взгляды на физическую культуру. Возникают два направления в использовании средств, форм и методов: гимнастическое (главным образом в странах континентальной Европы) и спортивно-игровое (в англо-саксонских странах и других регионах мира). Наблюдается подразделение различных видов физических упражнений на гимнастику, игры и туризм. Во втором периоде новой истории от Парижской коммуны до Великой Октябрьской социалистической революции наблюдается обострение борьбы, между буржуазией и рабочим классом, что привело к образованию двух противоположных направлений в спортивно-гимнастическом движении: рабочего и буржуазного. Перед рабочим спортивно-гимнастическим движением стояла задача физической подготовки рабочих масс к классовой борьбе. В деятельности буржуазного спортивно-гимнастического движения просматривалась тенденция к использованию спорта, гимнастики и игр в целях отвлечения народных масс от классовой борьбы. Появляются новые формы спортивно-гимнастического движения, связанные с национально-освободительным движением. Создаются специальные системы физического воспитания, направленные на военно-физическую подготовку и воспитание. Главной особенностью развития физической культуры и спорта между Первой и Второй мировыми войнами явилось образование двух различных направлений: социалистического и буржуазного. Советское физкультурное движение было доступно всем слоям населения. Большое влияние на развитие буржуазного спортивно-гимнастического движения оказали итоги первой мировой войны. Побежденные страны (Германия и ее союзники) готовили население к новым завоеваниям. Страны-победители (США, Англия, Франция и др.) усилили военную направленность спорта. Во всех странах шла организационная перестройка спортивно-физкультурного движения. В годы второй мировой войны рабочие спортсмены многих стран Европы сражались против фашистской Германии на фронтах войны и в отрядах сопротивления фашизму. После Второй мировой войны в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше, ГДР, Румынии, Китае, Корее, Вьетнаме, Кубе и других странах физкультурные организации в своей деятельности опирались на традиции и опыт советской системы физического воспитания. В настоящее время высшим достижением в развитии физической культуры в современном мире является олимпийское движение, основанное на общечеловеческих, культурных и гуманистических ценностях спорта.
2. Понятие: система физического воспитания. Основы функционирования системы физического воспитания Система физического воспитания – это исторически сложившийся тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. Целью отечественной системы физического воспитания является содействие формированию основ физической культуры личности, как важнейшего условия всестороннего и гармоничного развития личности занимающихся, реализации возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепления и многолетнего сохранения здоровья, подготовки на этой основе членов общества к общественно значимым видам деятельности. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее научно-теоретической основой являются знания естественных (анатомии, физиологии, биохимии и др.), общественных (философии, социологии и др.), педагогических (психологии, педагогики и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физической культуры» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физкультурно-спортивного совершенствования. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы, реализующие главные цели и первостепенные задачи физического воспитания населения, содержат научно обоснованные средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований. Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии). Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления. По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях (ССУЗах и ВУЗах), армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров). Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Министерство образования Республики Беларусь, городские управления образования. - По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физкультурно-спортивном совершенствовании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени. Организационная структура спорта представлена: коллективами, клубами физической культуры и спорта, осуществляющими работу с детьми, подростками и молодежью на самодеятельной и профессиональной основе в образовательных учреждениях, в общественных организациях и по месту жительства детей, подростков и молодежи; детско-юношескими клубами физической подготовки (ДЮКФП), детско-юношескими спортивными школами (ДЮСШ), специализированными детско-юношескими школами олимпийского резерва (СДЮШОР), училищами олимпийского резерва (УОР), школами высшего спортивного мастерства (ШВСМ), другими учреждениями физкультурно-спортивной направленности, в том числе организационными центрами подготовки высококвалифицированных спортсменов (ЦОП), находящихся в ведении государственных, общественных и иных физкультурно-спортивных организаций. Контроль и управление этой отраслью спорта осуществляется в рамках деятельности Национального Олимпийского Комитета (НОК), Федераций по видам спорта, добровольных спортивных обществ (ДСО). Физкультурное движение – социальное течение, в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры. Осознанно возрастающая у человечества потребность активнее использовать ценности физической культуры, прежде всего в интересах здоровья, обусловила и развертывание соответствующего международного движения в глобальных масштабах. В качестве его условного наименования начал фигурировать термин «спорт для всех». Например в России спортом занимается всего 8-10% населения, в то время как в США – 40%, в Германии – 60%. Особенно беспокоит низкая вовлеченность в занятия физической культурой и спортом женщин. Из общего числа россиянок лишь 5% занимается физической культурой и спортом. Физкультурно-спортивная активность населения нашей страны на сегодняшний день выражена в следующих формах и цифрах: активная включенность в физкультурно-спортивную деятельность составляет – примерно 10%; эпизодические физкультурно-спортивные занятия – примерно 30% населения; пассивно-зрительское поведение (телевизионные болельщики, болельщики-фанаты) – около 30%; безразличие к спорту – примерно 20-30% населения не воспринимает спорт как необходимое социальное явление. Современный спорт сильно дифференцировался. В нем выделились «массовый спорт» и «спорт высших достижений». Точнее было бы сказать, – «общедоступный, или ординарный, спорт» и «спорт высших достижений». Первый у нас в стране не так давно был действительно массовым. Однако в последние годы его массовость, увы, стала проблематичной. Второй по числу фактически причастных к нему спортсменов отнюдь не «большой»: в спортивно развитых странах мира он охватывает всего лишь малую долю одного (0,2%) процента от общего числа приобщенных к спорту. Спортивная деятельность в рамках общедоступного спорта ориентирована на достижение каждым необходимого уровня физического и психического развития, общей дееспособности и здоровья. Она организуется так, чтобы не мешать учебной, производственной деятельности большими затратами времени и сил на спортивные занятия (обычно не более 6-10 часов в неделю). В сфере общедоступного спорта различают: 1) базовый спорт (школьный, студенческий, профессионально-прикладной, военно-прикладной – спорт пожарных, автоводителей и т.п.); 2) физкультурно-кондиционный спорт в общем образе жизни различных контингентов населения (армреслинг, гиревой спорт, спортивные танцы, спортивная аэробика и т.п.); 3) адаптивный спорт, оздоровительно-реабилитационный спорт; 4) оздоровительно-рекреативный спорт. Ясно, что применительно к массе школьников основным, вполне оправданным типом спортивных занятий нужно считать общедоступный спорт в его базовых рамках. При этом не столь уж важно в принципе, каким конкретно будет уровень спортивных результатов. Субъективная установка на достижение их не исключается, но нормируется в пределах массовых квалификационных разрядов. В школе вполне приемлемы, конечно, и спортивные способы оздоровительной рекреации (во внеучебное время), а для контингента школьников, имеющих морфофункциональные отклонения, – и спортивные способы оздоровительной реабилитации. Несомненно и то, что строго определенную, сравнительно небольшую часть юных спортсменов целесообразно ориентировать на продвижение по этапам долгого пути, ведущего к высотам спорта, однако при условии, если есть обоснованная уверенность в их спортивной одаренности. В спорте высших достижений спортивная деятельность становится главной, занимает доминирующее место в образе жизни спортсмена, фактически обретает черты профессиональной деятельности. Этого объективно требуют закономерности достижения высших результатов в современном спорте. Издавна в нем различали так называемый любительский и профессиональный спорт. Однако такое разграничение теряло свой смысл по мере того, как первый (любительский) профессионализировался, что особенно активно начало происходить примерно с середины XX века. В спорте высших достижений следует различать супердостиженческий спорт, профессионализированный (в том смысле, что он на многие годы является основной формой жизнедеятельности спортсмена, но, по сути, не подчинен коммерции), и профессионально-коммерческий спорт, который в основном представляет собой отрасль зрелищного бизнеса, выросшую на почве спорта (к профессионально-коммерческому спорту можно отнести, например, североамериканский хоккей НХЛ, японское сумо, в США – баскетбол НБА, американский футбол, бейсбол, бокс). 3. Цель, задачи физического воспитания. Общие принципы физического воспитания Физическое воспитание является открытой системой. Поэтому под влиянием изменения социокультурной ситуации и экономических условий продолжаются процессы трансформации системы взглядов, определяющих его целевые установки, содержание и педагогические технологии. Определяющим в этой системе взглядов является отношение к человеку. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь человек рассматривается как высшая ценность общества и государства. Физическое воспитание, вводя человека в мир физической культуры, должно соответствовать этой конституционной норме. Для этого процесс вхождения человека в мир физической культуры должен являться не только процессом его «привлечения» к различным формам физкультурной деятельности и усвоения культуры в вербальной форме. Он должен стать процессом формирования физической культуры личности. Формирование физической культуры личности предполагает овладение соответствующими физкультурными ценностями. К ним относятся прежде всего интеллектуальные и духовные ценности, двигательные и методические умения и навыки и другие. В процессе овладения этими ценностями человек, включаясь в активную деятельность, формирует себя как общественную ценность. Для полноценного формирования физической культуры личности необходима активная, творческая физкультурная деятельность учащегося или студента. Обязательным ее условием является мотивация физического воспитания и самовоспитания. Основными факторами мотивации являются содержание физического воспитания, способ его реализации, система предъявляемых учебных и социальных требовании, ценностные ориентации и др. Содержание физического воспитания должно быть доступным и актуальным для личности. Оно должно формироваться с учетом возрастно-половых особенностей, быть ориентированным на доминантные в данном возрасте потребности, учитывать психофизические, интеллектуальные и другие возможности занимающихся. В системе профессионального и высшего образования должны учитываться требования, предъявляемые профессией к физической культуре личности. Они находят свое отражение в содержании профессионально-прикладной физической подготовки – системы знаний, методических и двигательных умений и навыков, психофизических качеств и координационных возможностей, необходимых для успешного овладения профессией и для будущей профессиональной деятельности. Формирование физической культуры личности тесно связано с гуманистическими ценностями, обеспечивающими укрепление здоровья, сохранение и продление жизни человека.
При условии направленности цели физического воспитания на овладение гуманистическими жизненно важными для индивида ценностями цель становится для него не только системообразующим, но и смыслообразующим фактором, мотивирующим деятельность. Физическая культура личности как сторона ее культуры является фактором, влияющим на поведение человека. От ее сформированности в значительной мере зависит самостоятельное использование средств физической культуры для физического самосовершенствования, формирования и поддержания здорового образа жизни, разумной организации здорового досуга. Это позволяет определить в качестве цели физического воспитания формирование физической культуры личности. Достигается цель в результате решения специфических и общепедагогических воспитательно-образовательных, оздоровительных и прикладных задач физического воспитания. Специфические воспитательно-образовательные задами направлены на формирование устойчивых мотивов физического воспитания и самовоспитания, обучение физкультурным знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей и воспитание на этой основе физических качеств, включение в активную физкультурную или спортивную деятельность. Общепедагогические воспитательно-образовательные задачи направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к физическому воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие, личности. Оздоровительные задачи направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся, обусловленного напряженным режимом обучения. Прикладные задачи направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту, в экологически неблагоприятных условиях. К прикладным задачам относится формирование (у учащихся старших классов и студентов) мотивов повышения общей физической подготовленности к будущей профессиональной деятельности, подготовка юношей (учащихся и студентов) физически и психологически к службе в вооруженных формированиях,.созданных в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, подготовка к трудовой деятельности, семейной жизни. Важными прикладными задачами физического воспитания являются обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности учащихся ПТУ, средних и высших учебных заведений к будущей профессиональной деятельности. В формировании физической культуры личности могут быть выделены пять этапов: – начального практического приобщения к физической культуре (до 6 — 7 лет); – начальной сформированноссти физической культуры личности (6 — 10 лет); – базовой сформированности физической культуры личности (11-16 лет); – углубленной сформированности физической культуры личности (17 — 19 лет); – творческой сформированности физической культуры личности (19 — 23 года). Каждому этапу присущи содержательные характеристики физической культуры личности. Содержание и методика физического воспитания разрабатываются и используются с учетом состояния здоровья, половых различий, индивидуальных особенностей развития в онтогенезе психофизических качеств, свойств психики, комплекса морфофункциональных показателей. Важными ориентирами при разработке содержания и методики физического воспитания являются периоды ускорения и замедления физического развития, сенситивные периоды физической подготовленности, критические периоды психического развития. Такие свойства физических упражнений, как полиструктурность и полифункциональность, позволяют достигать различными путями один и тот же результат развития функциональных возможностей. Это является основанием для использования широкого круга средств в процессе физического воспитания. Избирательность воздействия и компенсаторные возможности физического воспитания позволяют использовать его с целью адаптации инвалидов к обычным условиям жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.135.82 (0.016 с.) |