ТОП 10:

Конкретно-методологические принципы педагогических исследований



Конкретно-научная методология каждой науки рассматривается через специфические подходы и принципы.

Конкретно-методологические основания педагогических исследований представлены в нижеследующей таблице.

Выделенные методологические подходы (принципы) позволяют научно определить стратегию и способы конкретного педагогического исследования и получить достоверные знания об объективной педагогической действительности с целью ее совершенствования.

!!!!!!Организация и логика педагогического исследования

Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника исследования.

Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях.

По направленности и конечному результату выделяют следующие виды педагогических исследований.

Любое педагогическое исследование проводится на основе специальной программы, которая включает в себя два раздела:

1) обоснование актуальности темы, формулировка научной проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования, выдвижение рабочей гипотезы, обоснование методов и баз исследования;

2) разработка стратегического плана исследования, плана и методики проведения констатирующего и формирующего экспериментов.

Результаты исследования должны обладать научной новизной и практической значимостью.

Логика исследования предполагает реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, теоретического, прогностического.

Логика (этапы) исследования

Методы педагогического исследования

Методы исследования - это система изучения педагогических явлений. Разнообразные методы исследования можно разбить на четыре группы, которые представлены в нижеследующей таблице.

 

 

Апробация и оформление результатов исследования

Апробация - слово латинского происхождения, дословно означает «одобрение, утверждение, установление качеств». В современном понимании апробация- это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов исследования.

Официальная апробация может проходить в форме докладов, обсуждений, дискуссий, устного или письменного рецензирования работы. В роли судей, критиков и оппонентов выступают компетентные ученые и практики, научные и педагогические коллективы и аудитории.

Неофициальная апробация может проходить в форме бесед и споров со специалистами и коллегами.

Результаты исследования должны быть оформлены соответствующим образом. Основными видами изложения результатов исследования являются:

научный отчет (сообщение) — зачитывание оформленного письменного изложения существа и результатов исследования;

статья — системное письменное изложение научных результатов;

рецензия - критическое рассмотрение результатов исследования;

монография, книга, брошюра — подробное изложение хода, результатов исследования, выводов, рекомендаций, библиографического списка литературы;

методические рекомендации по практическому использованию результатов исследования;

диссертация ~ научная работа, подготовленная для публичной защиты на соискание академической степени магистра или ученой степени кандидата или доктора наук.

По результатам исследования пишутся также учебники и учебные пособия.

Словарь основных понятий

Актуальность исследования - необходимость и своевременность изучения и решения какой-то проблемы для дальнейшего развития теории и практики.

Научная проблема - основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.

Объект исследования то, на что направлен процесс познания. В педагогике им могут быть: педагогический процесс, область педагогической действительности, какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие.

Предмет исследования - часть, сторона объекта; наиболее значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Цель исследования - конечный результат решения проблемы.

Исследовательские задачи - этапы достижения цели исследования.

Логика исследования - ход, последовательность, внутренняя закономерность этапов и методов исследования.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.004 с.)