Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направленность личности педагога

Поиск

В процессе профессиональной подготовки на базе цен­ностных ориентации формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выража­ется в педагогической направленности личности.

Педагогическая направленность личности характеризуется наличием у субъекта педагогической деятельности интереса и потребности в осуществлении этой деятельности, интереса к личности самих учащихся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач и — в случае осуществле­ния педагогической деятельности как профессиональной — в заинтересованности в самой педагогической профессии, склон­ности ею заниматься, уровне профессионального самосознания. Процесс развития профессионального самосознания вклю­чает осознание норм, правил, моделей педагогического по­ведения, формирование педагогической позиции, осозна­ние и принятие неких профессиональных эталонов и соот­несение себя с ними на основе самооценки и оценки дру­гими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, знаний и умений, характера и эффективности собственной профессионально-педагоги­ческой деятельности, профессионально значимых качеств личности.

Н.В.Кузмина выделяет три основных типа направленно­сти, определяющих характер педагогической деятельности учи­теля: истинно педагогическую, формально педагогическую, ложно педагогическую. Причем истинно педагогическая направленность личности состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами препода­ваемого предмета. Основным мотивом истинно педагоги­ческой направленности является интерес к содержанию пе­дагогической деятельности.

Высшим уровнем педагогической направленности лич­ности является призвание, когда одним из важнейших жизненных смыслов человека является его профессионально-педагогическая деятельность.

Личностная направленность педагога ярко проявляется в его социально-профессиональной позиции.

Мы понимаем позицию педагога как систему тех интел­лектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической де­ятельности, в частности, которые являются источником его активности. С одной стороны, позиция определяется теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляют и предоставляют педагогу общество и госу­дарство. А с другой стороны, действуют внутренние, лич­ные источники активности — влечения, переживания, мо­тивы и цели педагога, его ценностные ориентации, миро­воззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляются его личность, харак­тер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Здесь мы различаем в качестве составных частей социальную и профессиональную позиции.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе фор­мируется мотивационно-ценностное отношение к педа­гогической профессии, целям и средствам педагогиче­ской деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее по­нимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности педагога.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако иногда педагог, четко осо­знавая, что он делает, не может объяснить, почему он посту­пает именно так, а не иначе. Никакой анализ не поможет выявить до конца, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией.

Остановимся на том, что на выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы, од­нако решающими среди них являются его профессиональ­ные установки, индивидуально-типологические особенно­сти личности, темперамент и характер.

Л.Б. Ительсон приводит перечень типичных ролевых педагогических позиций, согласно которым педагог может выступать в качестве:

♦ информатора, если он ограничивается сообщением тре­бований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть

честным);

♦ друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка;

♦ диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

♦ советчика, если использует осторожное уговаривание;

♦ просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения,

лести;

♦ вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) инте­ресными целями, перспективами (рис. 1).

Каждая из этих позиций, разумеется, может давать по­ложительный или отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгры­вание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, по­давление его инициативы и т.п.

Необходимо отметить, что педагогическая направлен­ность личности может проявляться по-разному. Педагог может быть ориентирован: на профессиональное самоут­верждение, на средства педагогического воздействия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогиче­ской деятельности. И только направленность на достиже­ние главной цели педагогической деятельности - созда­ние условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — может быть признана гу­манистической. Гуманистический идеал человека — понятие, возникшее в античной Греции, а затем неоднократно воз­рождавшееся в общественном сознании на протяжении че­ловеческой истории, представление о совершенном чело­веке как всесторонне образованном и развитом, осознаю­щем свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие собственных способностей. Современ­ные педагогические подходы возвращаются к этим пред­ставлениям, придавая большое значение нравственному воздействию на ум учащихся, на их сердце, чувства, волю.

В самом широком смысле гуманизм (от латинского humanus — человеческий, человечный) понимается нами как система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы ра­венства и справедливости — нормой отношений между людь­ми. Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Это одна из ведущих нрав­ственных ценностей, которая должна формироваться у любого современного человека в процессе воспитания и обучения, а у будущего педагога — в первую очередь.

Следовательно, для современного общества и школы как неотъемлемой части этого общества становится есте­ственным признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способ­ностей. Утверждение блага человека должно на деле стать критерием оценки уровня общественного развития. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое раз­витие и самосовершенствование.

Таким образом, гуманизм мы рассматриваем не как аб­солютизированное всепрощение и скорбную покорность несовершенства человека, а как активное позитивно-конст­руктивное отношение к нему, к его безусловному праву сво­бодно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению. Гуманизм как определенная система ценност­ных ориентации и установок получает значение общечело­веческого идеала и, с этой точки зрения, стратегическая цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и об­щения, т.е. свободным и самодеятельным существом, ответ­ственным за все происходящее в мире.

Гуманистическая направленность личности предпола­гает создание благоприятных педагогических условий для каждого человека в развитии всех без исключения его лич­ностных сфер, предостерегает от односторонней направ­ленности воспитания и тем самым служит гарантией неотъемлемого права человека на полноценное развитие, исходя из его реальных индивидуальных возможностей и потребностей.

Однако при этом следует помнить, что гуманизм не означает поощрение индивидуализма, он, напротив, про­тиворечит ему в силу того, что предполагает признание каждой личностью ценности личности других людей. Гу­манизм — это не «себялюбие», а «человеколюбие». Поэто­му гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, взаимодей­ствие с ними. В общественном сознании народов России такое понимание гуманизма традиционно. Идея соборно­сти, например, является одной из ведущих идей русского национального самосознания.

Гуманистическая направленность личности педагога ориентирует все его действия на подчинение их реальным интересам обучающегося, будь то ребенок или взрослый человек. В этом смысле гуманистическая направленность деятельности педагога вполне отвечает задачам личност-но ориентированной педагогики — оказать содействие чело­веку в установлении определенного отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, а также к своей профессиональной деятельности.

Таким образом, гуманистическая направленность лич­ности педагога является ведущим типом направленности, ко­торая предопределяет специфический характер профессио­нальной деятельности, выражающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи вос­питанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей — спе­цифических социальных определений объектов окружаю­щего мира, выявляющих их положительное или отрица­тельное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).

В современной педагогической культуре, являющейся частью общечеловеческой, достойное место занимают про­грессивные концепции, утверждающие уважительное от­ношение к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демокра­тические принципы его воспитания и образования. Буду­щему учителю необходимо с самых первых шагов в овла­дении профессией активно включаться в процесс форми­рования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.

1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев
педагогической науки и практики

Осуществление любой профессиональной деятельнос­ти предполагает соответствие тех, кто ею занимается, оп­ределенным требованиям. Здесь мы имеем в виду такие ба­зовые требования, какими являются высокий профессио­нализм, мастерство, в равной мере предъявляемые к пред­ставителям разных педагогических профессий.

Осуществляя связь времен, связь поколений, педагог пе­редает и распространяет достижения общечеловеческой и профессиональной культуры, создает условия для становле­ния и развития личности будущих взрослых. Наследуя опыт работы передовых педагогов «всех времен и народов», педа­гоги выступают как творческая, преобразующая сила и в современном реформируемом обществе. Педагог призван не только обучать своих учеников основам наук, способ­ствовать их разностороннему развитию, но и формировать у них ценностные отношения ко всему окружающему, го­товить к непосредственному участию в создании новых ма­териальных и духовных ценностей. Он, по сути дела, стоит у истоков развития производительных сил страны, ее со­циального прогресса и творческого потенциала.

Высокое предназначение педагога предъявляет к нему столь же высокие требования. Это очень хорошо понима­ли выдающиеся педагоги прошлого, понимают это и наши современники.

Значение педагогической профессии в обществе зани­мало важное место в работах великих педагогов, пи­сателей, общественных деятелей нашей страны (рис 2).

 

Так, в XIX в. К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чув­ствует себя живым, деятельным членом организма, бо­рющегося с невежеством и пороками человечества, по­средником между всем, что было благородного и высоко­го в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между про­шедшим и будущим...»

В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном пред­назначении учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

Л.Н. Толстой, как известно, внес большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образова­ния. Опыт его педагогической работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Гово­ря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учи­тель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он — со­вершенный учитель».

Будущему педагогу, на наш взгляд, было бы интересно ознакомиться с мнением выдающегося американского уче­ного, одного из классиков мировой психологии XX в. Карла Роджерса, содержащимся в его работе «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем». С точки зрения К. Роджерса, учитель должен озаботиться такими пробле­мами.

1. Умею ли я входить во внутренний мир человека, кото­рый учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к это­му миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог бы личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?

2. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неро­левые взаимоотношения с моими учениками, отноше­ния, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интен­сивность наших взаимоотношений?

3. Сумею ли обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли я позволить ему или ей следовать этим ин­дивидуальным интересам, куда бы они ни вели?

4. Смогу ли помочь моим ученикам сохранить живой ин­терес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, — сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?

5. В достаточной ли степени я сам творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внут­ренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний - с тем, что действительно стимулирует любоз­нательность и поддерживает интерес?

6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождаю­щиеся и в первый момент несовершенные идеи и твор­ческие задумки моих учеников, этих посланников бу­дущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стан­дартам в поведении?

7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным челове­ком, чувства которого порождают идеи, а идеи — чувства? Приведем ряд заповедей педагога советского периода

И.Е. Синицы, с которыми он обратился к учителям со страниц своей книги «О такте и мастерстве».

1. Берегите высокое, благородное звание учителя. Помни­те, что личность учащихся воспитывается личностью их учителя. Пусть ваше служение Родине, ваше отно­шение к труду, ваше гражданское лицо и ваше поведе­ние среди людей будут достойны подражания!

2. Уважайте человека в ваших учениках. Берегите и разви­вайте их человеческое достоинство. С развитием чело­веческого достоинства у учащихся развиваются и другие лучшие гражданские качества. Берегите и собственное достоинство. Учитель, который не бережет собствен­ного достоинства, не сумеет воспитать его у учеников.

3. Будьте ближе к своим воспитанникам. Они ваши дру­зья. Они не забывают, что вы их учителя, что вы имее­те больше прав, чем они, но не любят, когда вы часто демонстрируете им свои права.

4. Меняйте свою тактику во взаимоотношениях с учени­ками в зависимости от их возраста и духовного развития. Пусть она будет все более гибкой, динамичной и все менее демонстративной. Будьте такими же изобре­тательными и требовательными в выборе методов вос­питания, как и в методах обучения. Избегайте излиш­ней прямолинейности, штампованных нотаций и по­учений. Отдавайте предпочтение недемонстративным подсказкам, ненавязчивым советам. Наиболее действенно то убеждение, которое было воспринято как свое собственное.

5. Пользуйтесь всем диапазоном педагогической стиму­ляции, но при общей умеренности будьте более щед­рыми на похвалы и более скупыми на наказания. На­учитесь пользоваться всеми своими выразительными средствами, взглядом, мимикой, жестами, но избегай­те всяческих резкостей, которые находятся на грани допустимых проявлений человеческих эмоций.

6. Научитесь владеть своим голосом, интонировать свою речь, но избегайте крика. Крик унижает вас как педаго­га, уменьшает ваши возможности сближения с учени­ками. Крик свидетельствует только о вашем бессилии.

7. Избегайте решений, в целесообразности которых вы не уверены. Не принимайте решений в состоянии раз­драженности, прибегайте к методу отсрочки, который даст вам возможность разумно употребить свое право, а ученикам — разумно подчиниться ему.

8. Посещайте уроки опытных учителей, наблюдайте, как они контактируют с учениками, какие делают замечания, как слушают учащихся, как сидят, как ходят по классу. Все может вам пригодиться. Умение контактировать с учащимися приобретается, как и все другие умения.

9. Будьте внимательны к желанию каждого отдельного ученика утвердиться в коллективе сверстников. Успех окрыляет человека, неуспех - угнетает. Ищите повод похвалить ученика, каким бы педагогически запущен­ным он ни был. Если нужно, создайте такой повод. Каждый ученик должен верить в свои силы и возмож­ности. Ищите сближения с целым классом и с отдельными учениками. Найдите время и повод побыть с уче­ником наедине, постарайтесь встретиться с ним как будто случайно: на улице, в парке, на стадионе. Если вы будете тактичны, ненавязчивы, вы сблизитесь с этим учеником и в определенной мере со всем классом. 10.Несите родителям радость в дом. Не злоупотребляйте жалобами родителям на их детей. Дисциплина, уста­новленная другими, а не вами, мало эффективна. Ваши взаимоотношения с учащимися - прежде всего ваше дело и ваша обязанность.

11. Покажите ученикам при удобном случае все лучшее, что есть у вас (свои дополнительные способности, уме­ния, навыки), но не привлекайте к себе особого вни­мания. Помните о своих коллегах. Скромность педаго­га высоко ценится как в учительском, так и в учени­ческом коллективах.

12. Берегите доверие своих учеников. Доверие к вам - это сердцевина ваших отношений с учениками, окно в их душу. Потеряв доверие одного ученика, вы можете по­терять доверие всего класса.

13. Главное. Воспитывайте у учащихся высокие чувства гражданина, уважение к людям труда, любовь к своей Родине, готовность отдать для ее блага свои силы, свою жизнь.

Анкетирование студентов педагогических вузов позво­лило выявить, каким, по их мнению, должен быть совре­менный педагог:

♦ корректным, гибким, любознательным, не консервато­ром, с чувством юмора, неординарным, не замешан­ным в антиобщественных делах, доброжелательным, терпеливым, многоуважаемым, иметь большой жизнен­ный опыт, не старым, мудрым, воспитанным, энергич­ным, уметь передавать положительную энергию дру­гим, человечным, профессионально владеть речью, т.е. грамотно и просто изъясняться, чтобы его было прият­но слушать, отличаться четкостью дикции, выразитель­ностью изложения мысли;

♦ обладать большой работоспособностью, выдерживать длительное действие сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание, быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего вре­мени высокий общий и эмоциональный тонус, быть способным быстро восстанавливать силы;

♦ быть сдержанным, проявлять терпеливость, уравнове­шенность, собранность, стабильность чувств;

♦ приступать к решению поставленных задач «без рас­качки», быстро переключаться с одного вида деятель­ности на другой, быть способным к экспромту, быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контак­ты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнако­мых и малознакомых людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 5284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.170.81 (0.017 с.)