Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А.



 

Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 352 с.

ISBN 5-93134-260-5

Пособие относится к числу актуальных и своевременных учебных книг. В нем представлены характеристика педагоги­ческой профессии, ее становление и развитие, сущность и содержание педагогической деятельности, рассмотрена вза­имосвязь общей и профессиональной культуры педагога, из­ложены вопросы профессиональной подготовки педагогов и содержания высшего педагогического образования в Россий­ской Федерации.

Отражая современные требования к одноименному кур­су, пособие предназначено для студентов учебных заведений высшего и среднего педагогического образования. Оно будет полезно также преподавателям педагогических учебных заве­дений, может быть использовано руководителями и учителя­ми общеобразовательных учреждений, а также всеми, для кого указанные выше проблемы являются актуальными.

ББК74.58

Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Редактор Андрюкова Е.А.

Редактор-корректор Соколова Е.И.

Компьютерная верстка Мусин И.А, Ястребова О.В.

Дизайн обложки Косюк Н.С.

Педагогическое общество России

ЛР№ 030840 от 22.07.98 г.

115035, г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.

Тел./факс: (095) 953-99-12,953-21-70,953-98-65

E-mail: pedobsh@online.ru

191119, г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.

Тел./факс: (812) 325-16-59

 

Подписано в печать 30.06.2004. Формат 84хЮ87з2.

Печать офсетная. Бумага газетная. Гарнитура Таймс.

Усл.печ. л. 18.48. Тираж 3 000 экз. Заказ № 3367.

ОАО «Владимирская книжная типография»

600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.

Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов

 

 

© Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А., 2005

ISBN 5-93134-260-5 © Педагогическое общество России, 2005

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 3

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ... 5

ВВЕДЕНИЕ.. 6

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ.. 7

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ.. 7

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.. 10

1.2.1. Допрофессиональный этап. 11

1.2.2. Условно профессиональный этап. 12

1.2.3. Собственно профессиональный этап. 14

1.2.4. Типология современных педагогических профессий. 15

1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России. 17

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА.. 22

1.3.1. Личность педагога: общая характеристика. 22

1.3.2. Направленность личности педагога. 23

1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики. 26

1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога. 28

1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка. 32

1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса. 35

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 38

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА.. 45

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 45

2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность». 45

2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности. 46

2.1.3. Мотивация педагогической деятельности. 51

2.1.4. Цель педагогической деятельности. 54

2.1.5. Содержание деятельности педагога. 55

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 57

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 59

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 63

2.4.1. Понятие о стиле деятельности. 63

2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности. 64

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА.. 67

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.. 78

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ. 85

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... 85

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... 87

3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры.. 88

3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры.. 92

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры.. 98

3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры.. 100

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ.. 101

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА 103

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 103

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ 111

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.. 114

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 116

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА.. 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 132

ГЛОССАРИЙ.. 135

ЛИТЕРАТУРА.. 137

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 138

Приложение 1. 138

Приложение 2. 144

Приложение 3. 155

Приложение 4. 156

Приложение 5. 162

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.
ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

Начиная этот первый и важнейший разговор с вами, мы хотели бы привести выдержки из речи, произнесен­ной известным педагогом В.А. Караковским в Кремле на Всероссийском совещании работников образования, со­стоявшемся в декабре 1999 г.:

«Мир образования характеризуется сегодня необычай­ной противоречивостью суждений, поисков, ситуаций в условиях начала коренных перемен, долгожданной свобо­ды выбора, прорыва в гуманистическую школу будущего. С одной стороны, налицо бережное развитие лучшего опы­та русской, советской и мировой педагогики, серьезный, грамотный эксперимент, с другой — оголтелое лженова­торство, суетливый авангардизм педагогических дилетан­тов и пенкоснимателей. С одной стороны, искренняя и сильная любовь к ребенку, осторожная осмотрительность и ответственность учителей в отношениях с ним, с другой — спекуляция на идеях абсолютной свободы, проповедь са­мотека в развитии личности, отрицание права педагога на активную профессиональную позицию. И в центре всей этой немыслимой круговерти — трагический и прекрас­ный образ Учителя. Почему трагический? Потому что все человеческие неудачи — это его неудачи. Все трагедии, происходящие в мире людей, - это его трагедии. Сея Ра­зумное, Доброе, Вечное, он вступает сегодня в жесткое про­тивоборство с окружающей реальностью. Испытывая чув­ство непонимания среди своих современников, он неред­ко подвергается насмешкам и уничижению прагматиков и скептиков, которые вообще воспринимают его как бла­женного, почти юродивого. В то же время он прекрасен, потому что все лучшие деяния на земле вдохновлены и подготовлены им. Без учителя нет ни героя, ни поэта, ни политика, ни ученого. Профессия учителя — мать всех про­фессий на земле. Он прекрасен, потому что погружен в волшебный мир детства, который постоянно и мощно подпитывает его духовные и физические силы. Вечный двигатель школы оберегает его от отчаяния, от деграда­ции личности. Не случайно сегодня в школу идет тот, кто хочет сохранить и развить в себе человека.

Все люди на земле делятся на учеников и учителей, каждый при этом бывает и тем и другим. Сегодня профес­сия учителя — одна из самых массовых. Давно замечено, что массовые профессии редко бывают престижными. Вот и профессия учителя кажется на первый взгляд обычной, даже банальной. На самом же деле она уникальна. Дока­зательством тому служит наша память, которая на всю жизнь сохраняет любимые образы учителей.

Но разговор об учителе был бы неполон и нечестен, если бы я ограничился только праздничной стороной. Важ­но сказать и о другом. Учительский хлеб был всегда тру­ден и горек. Еще в стародавние времена учитель зараба­тывал мало и жил бедно. В деревне — на положении пасту­ха, которому всем миром собирали харч. В господских се­мьях — на положении слуги, которого и за стол-то с господами не сажали. Лучшие духовные силы общества шли в науку, политику, искусство, литературу. Остальные питали учительскую среду. Но несмотря на это Россия всегда славилась своими учителями, которые нередко вы­полняли и роль народных заступников. Не случайно в общественное сознание накрепко вошел образ "народно­го образования».

Сегодня самое время поклониться учителям России, укрепить их веру в конечное торжество нашего дела, вер­ность ученикам своим, пожелать Добра и Света, Справед­ливости и Признания».

Лучше, чем сказал В.А.Караковский, пожалуй, не ска­жешь. Мы хотели бы только немного дополнить его слова некоторыми напутствиями, которые представляются нам весьма значимыми и актуальными. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать (вспомните мудрые слова Антуана де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце»: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил...»). Вместе с тем, отвечая за себя самого, свою профессиональную под­готовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспита­телем, студент педагогического учебного заведения дол­жен ясно давать себе отчет в том, что достойное выполне­ние профессионального педагогического долга потребует от него принятия на себя целого ряда обязательств.

Во-первых, будущему учителю, воспитателю следует объективно оценить свои возможности для предстоящей педагогической деятельности, узнать и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сфор­мировать в ходе профессиональной подготовки, а какие — самостоятельно, в 'процессе реальной педагогической.де­ятельности.

Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения и общения, в том числе и педагогического.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой ус­пешной деятельности педагога является понимание учени­ка как такой же самоценной, равнозначимой личности, как собственное «Я». Ученик, воспитанник должен быть по­нят и принят педагогом независимо от того, совпадают ли их ценностные ориентации, модели поведения и оценок.

В-четвертых, педагог является не только организатором учебной деятельности обучаемых, но и вдохновителем со­трудничества участников образовательного процесса, вы­ступает в качестве партнера в деятельности по достиже­нию общих целей образования, воспитания и развития.

Все это ставит перед студентом постоянную задачу не­прерывного совершенствования своих организаторских, коммуникативных способностей в процессе освоения пси­холого-педагогических знаний и эффективного примене­ния их в ходе педагогической практики. Какими запове­дями психолого-педагогической деятельности мог бы ру­ководствоваться педагог в процессе «сеяния Разумного, Доброго, Вечного»? В качестве одного из вариантов педа­гогического аналога клятвы Гиппократа можно предло­жить следующее:

♦ уважайте в ученике Человека, Личность; относитесь к другим так же, как вы хотели бы, чтобы относились к вам;

♦ постоянно саморазвивайтесь и самосовершенствуй­тесь, ибо известно, что тот, кто не учится сам, не мо­жет развивать вкус к учению у других;

♦ сообщайте ученикам знания так, чтобы они хотели и могли их освоить, были готовы использовать их в любой ситуации;

♦ цель обучения ребенка состоит не столько в том, что­бы сообщить ему определенный объем знаний, сформировать умения и навыки, а в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше самостоятельно без помощи учителя.

В добрый путь, дорогие будущие коллеги! Желаем вам удачи в трудном, но таком интересном деле, каким яв­ляется воспитание Будущего!

ВВЕДЕНИЕ

Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одной из приоритетных в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффективно, творчески и с энтузиазмом рабо­тать в совершенно новых, динамичных условиях современ­ной российской педагогической действительности. Карди­нальные изменения социально-экономического уклада жизни россиян привели к смене методологических при­оритетов в образовании, возникновению и распростране­нию новой, постиндустриальной философии и новых об­разовательных парадигм и ценностей, вызвали мощную волну инноваций, охватившую образовательные системы всех без исключения уровней.

Повышение требований к профессиональному образова­нию, в том числе к педагогическому, требует качественного обновления подходов в подготовке педагога, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы воспитания, обучения и развития подрастающих поколений.

Нормативной базой подготовки современного россий­ского педагога является Государственный стандарт выс­шего педагогического образования, предусматривающий новую структуру блока психолого-педагогических дисцип­лин, в который входит и данный курс.

«Введение в педагогическую деятельность» выступает в качестве ориентирующего модуля этого блока и предназна­чено для изучения на первых курсах педагогических вузов (программа курса приводится в Приложении 1).

Выход предлагаемого учебного пособия обусловлено рядом причин, среди которых:

♦ сохраняющийся дефицит подобной учебной литерату­ры, испытываемый как студентами, так и преподавате­лями педагогических учебных заведений;

♦ необходимость по-новому осветить некоторые разделы, ввести новые материалы (связанные, например, с пе­дагогическими ошибками как специфическим струк­турным компонентом педагогической деятельности), что потребовало значительной структурной перестройки и существенной переработки практически всего содер­жания курса.

За последние два года, прошедшие с момента издания предыдущего пособия, мало что изменилось в плане удов­летворения потребности студентов и преподавателей пед­вузов в пособиях этой тематики. На данный момент в поле зрения авторов попало лишь семь соответствующих ис­точников.

1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогичес­кую профессию. Учебное пособие для студентов сред­них педагогических учебных заведений. М., 1998.

2. Введение в педагогическую деятельность. Учебное по­собие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.С. Роботовой. М., 2002.

3. Введение в педагогическую профессию. Курс лекций. — Научные редакторы Н.К. Сергеев и Е.И. Сахарчук. — Вол­гоград, 1998.

4. Введение в специальность. Учебное пособие для студен­тов педагогических институтов. Л. И. Рувинский, В.А. Кан-Калик, Д.М. Гришин и др. — М., 1988.

5. Грохольская О.Г., Анисимов В.В. Ввеение в педагоги­ческую деятельность. Методическое пособие. М., 2001.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для сту­дентов педагогических учебных заведений. - М., 1997. — Гл.2.

7. Маткин В.В. Введение в педагогическую профессию. Учебно-методическое пособие для студентов педагоги­ческих университетов. — Челябинск, 1988. — С. 64—65.

Хотя ни один из этих источников не удовлетворяет в полной мере целям и задачам читаемого курса, отвечаю­щего требованиям государственного стандарта и реалиям современной педагогической действительности, эти по­собия оказали определенное влияние на формирование структуры и содержания настоящей книги.

Для удобства организации учебно-познавательной дея­тельности студентов в рамках освоения данного курса и их самообразовательной работы были внесены изменения в методическое сопровождение содержания, а именно: пе­реформулированы вопросы и задания для самоконтроля, составлен глоссарий, включающий в себя базовые поня­тия курса, выделенные курсивом в соответствующих гла­вах, расширен список приложений, доработаны список литературных источников и содержание наглядного таб­личного и схематического материала. С учетом стартовых возможностей студентов-первокурсников авторы внесли определенные стилистические изменения, направленные на облегчение работы будущих педагогов над содержани­ем пособия за счет преодоления наукообразности при со­блюдении принципа научности.

Авторы рассчитывают продолжить работу над совер­шенствованием данного учебного пособия и с благодар­ностью примут замечания и предложения заинтересован­ных и внимательных читателей.

Для адресного направления замечаний и предложений по дальнейшему совершенствованию структуры и содер­жания данного пособия сообщаем, что авторство матери­алов распределилось следующим образом.

В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус: Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам; 1.3; 1.4; Вопро­сы и задания для самоконтроля ко всем главам, литерату­ра для самостоятельного изучения ко всем главам, прило­жения, глоссарий.

В.А.Мижериков: Введение; 2.1 — 2.5; главы 3, 4; Заклю­чение,

Т.А.Юзефавичус: 1.1; 1.2; 2.6.

 

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.123 (0.035 с.)