Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А.↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 352 с. ISBN 5-93134-260-5 Пособие относится к числу актуальных и своевременных учебных книг. В нем представлены характеристика педагогической профессии, ее становление и развитие, сущность и содержание педагогической деятельности, рассмотрена взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога, изложены вопросы профессиональной подготовки педагогов и содержания высшего педагогического образования в Российской Федерации. Отражая современные требования к одноименному курсу, пособие предназначено для студентов учебных заведений высшего и среднего педагогического образования. Оно будет полезно также преподавателям педагогических учебных заведений, может быть использовано руководителями и учителями общеобразовательных учреждений, а также всеми, для кого указанные выше проблемы являются актуальными. ББК74.58 Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Редактор Андрюкова Е.А. Редактор-корректор Соколова Е.И. Компьютерная верстка Мусин И.А, Ястребова О.В. Дизайн обложки Косюк Н.С. Педагогическое общество России ЛР№ 030840 от 22.07.98 г. 115035, г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1. Тел./факс: (095) 953-99-12,953-21-70,953-98-65 E-mail: pedobsh@online.ru 191119, г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4. Тел./факс: (812) 325-16-59
Подписано в печать 30.06.2004. Формат 84хЮ87з2. Печать офсетная. Бумага газетная. Гарнитура Таймс. Усл.печ. л. 18.48. Тираж 3 000 экз. Заказ № 3367. ОАО «Владимирская книжная типография» 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7. Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов
© Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А., 2005 ISBN 5-93134-260-5 © Педагогическое общество России, 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ.. 3 ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ... 5 ВВЕДЕНИЕ.. 6 Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ.. 7 1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ.. 7 1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.. 10 1.2.1. Допрофессиональный этап. 11 1.2.2. Условно профессиональный этап. 12 1.2.3. Собственно профессиональный этап. 14 1.2.4. Типология современных педагогических профессий. 15 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России. 17 1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА.. 22 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика. 22 1.3.2. Направленность личности педагога. 23 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики. 26 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога. 28 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка. 32 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса. 35 1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 38 Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА.. 45 2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 45 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность». 45 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности. 46 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности. 51 2.1.4. Цель педагогической деятельности. 54 2.1.5. Содержание деятельности педагога. 55 2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 57 2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 59 2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 63 2.4.1. Понятие о стиле деятельности. 63 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности. 64 2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА.. 67 2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.. 78 ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ. 85 3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... 85 3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... 87 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры.. 88 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры.. 92 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры.. 98 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры.. 100 3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ.. 101 ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА 103 4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 103 4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ 111 4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.. 114 4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 116 4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА.. 124 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 132 ГЛОССАРИЙ.. 135 ЛИТЕРАТУРА.. 137 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 138 Приложение 1. 138 Приложение 2. 144 Приложение 3. 155 Приложение 4. 156 Приложение 5. 162
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. Начиная этот первый и важнейший разговор с вами, мы хотели бы привести выдержки из речи, произнесенной известным педагогом В.А. Караковским в Кремле на Всероссийском совещании работников образования, состоявшемся в декабре 1999 г.: «Мир образования характеризуется сегодня необычайной противоречивостью суждений, поисков, ситуаций в условиях начала коренных перемен, долгожданной свободы выбора, прорыва в гуманистическую школу будущего. С одной стороны, налицо бережное развитие лучшего опыта русской, советской и мировой педагогики, серьезный, грамотный эксперимент, с другой — оголтелое лженоваторство, суетливый авангардизм педагогических дилетантов и пенкоснимателей. С одной стороны, искренняя и сильная любовь к ребенку, осторожная осмотрительность и ответственность учителей в отношениях с ним, с другой — спекуляция на идеях абсолютной свободы, проповедь самотека в развитии личности, отрицание права педагога на активную профессиональную позицию. И в центре всей этой немыслимой круговерти — трагический и прекрасный образ Учителя. Почему трагический? Потому что все человеческие неудачи — это его неудачи. Все трагедии, происходящие в мире людей, - это его трагедии. Сея Разумное, Доброе, Вечное, он вступает сегодня в жесткое противоборство с окружающей реальностью. Испытывая чувство непонимания среди своих современников, он нередко подвергается насмешкам и уничижению прагматиков и скептиков, которые вообще воспринимают его как блаженного, почти юродивого. В то же время он прекрасен, потому что все лучшие деяния на земле вдохновлены и подготовлены им. Без учителя нет ни героя, ни поэта, ни политика, ни ученого. Профессия учителя — мать всех профессий на земле. Он прекрасен, потому что погружен в волшебный мир детства, который постоянно и мощно подпитывает его духовные и физические силы. Вечный двигатель школы оберегает его от отчаяния, от деградации личности. Не случайно сегодня в школу идет тот, кто хочет сохранить и развить в себе человека. Все люди на земле делятся на учеников и учителей, каждый при этом бывает и тем и другим. Сегодня профессия учителя — одна из самых массовых. Давно замечено, что массовые профессии редко бывают престижными. Вот и профессия учителя кажется на первый взгляд обычной, даже банальной. На самом же деле она уникальна. Доказательством тому служит наша память, которая на всю жизнь сохраняет любимые образы учителей. Но разговор об учителе был бы неполон и нечестен, если бы я ограничился только праздничной стороной. Важно сказать и о другом. Учительский хлеб был всегда труден и горек. Еще в стародавние времена учитель зарабатывал мало и жил бедно. В деревне — на положении пастуха, которому всем миром собирали харч. В господских семьях — на положении слуги, которого и за стол-то с господами не сажали. Лучшие духовные силы общества шли в науку, политику, искусство, литературу. Остальные питали учительскую среду. Но несмотря на это Россия всегда славилась своими учителями, которые нередко выполняли и роль народных заступников. Не случайно в общественное сознание накрепко вошел образ "народного образования». Сегодня самое время поклониться учителям России, укрепить их веру в конечное торжество нашего дела, верность ученикам своим, пожелать Добра и Света, Справедливости и Признания». Лучше, чем сказал В.А.Караковский, пожалуй, не скажешь. Мы хотели бы только немного дополнить его слова некоторыми напутствиями, которые представляются нам весьма значимыми и актуальными. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать (вспомните мудрые слова Антуана де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце»: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил...»). Вместе с тем, отвечая за себя самого, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем, студент педагогического учебного заведения должен ясно давать себе отчет в том, что достойное выполнение профессионального педагогического долга потребует от него принятия на себя целого ряда обязательств. Во-первых, будущему учителю, воспитателю следует объективно оценить свои возможности для предстоящей педагогической деятельности, узнать и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сформировать в ходе профессиональной подготовки, а какие — самостоятельно, в 'процессе реальной педагогической.деятельности. Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения и общения, в том числе и педагогического. В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога является понимание ученика как такой же самоценной, равнозначимой личности, как собственное «Я». Ученик, воспитанник должен быть понят и принят педагогом независимо от того, совпадают ли их ценностные ориентации, модели поведения и оценок. В-четвертых, педагог является не только организатором учебной деятельности обучаемых, но и вдохновителем сотрудничества участников образовательного процесса, выступает в качестве партнера в деятельности по достижению общих целей образования, воспитания и развития. Все это ставит перед студентом постоянную задачу непрерывного совершенствования своих организаторских, коммуникативных способностей в процессе освоения психолого-педагогических знаний и эффективного применения их в ходе педагогической практики. Какими заповедями психолого-педагогической деятельности мог бы руководствоваться педагог в процессе «сеяния Разумного, Доброго, Вечного»? В качестве одного из вариантов педагогического аналога клятвы Гиппократа можно предложить следующее: ♦ уважайте в ученике Человека, Личность; относитесь к другим так же, как вы хотели бы, чтобы относились к вам; ♦ постоянно саморазвивайтесь и самосовершенствуйтесь, ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению у других; ♦ сообщайте ученикам знания так, чтобы они хотели и могли их освоить, были готовы использовать их в любой ситуации; ♦ цель обучения ребенка состоит не столько в том, чтобы сообщить ему определенный объем знаний, сформировать умения и навыки, а в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше самостоятельно без помощи учителя. В добрый путь, дорогие будущие коллеги! Желаем вам удачи в трудном, но таком интересном деле, каким является воспитание Будущего! ВВЕДЕНИЕ Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одной из приоритетных в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффективно, творчески и с энтузиазмом работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности. Кардинальные изменения социально-экономического уклада жизни россиян привели к смене методологических приоритетов в образовании, возникновению и распространению новой, постиндустриальной философии и новых образовательных парадигм и ценностей, вызвали мощную волну инноваций, охватившую образовательные системы всех без исключения уровней. Повышение требований к профессиональному образованию, в том числе к педагогическому, требует качественного обновления подходов в подготовке педагога, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы воспитания, обучения и развития подрастающих поколений. Нормативной базой подготовки современного российского педагога является Государственный стандарт высшего педагогического образования, предусматривающий новую структуру блока психолого-педагогических дисциплин, в который входит и данный курс. «Введение в педагогическую деятельность» выступает в качестве ориентирующего модуля этого блока и предназначено для изучения на первых курсах педагогических вузов (программа курса приводится в Приложении 1). Выход предлагаемого учебного пособия обусловлено рядом причин, среди которых: ♦ сохраняющийся дефицит подобной учебной литературы, испытываемый как студентами, так и преподавателями педагогических учебных заведений; ♦ необходимость по-новому осветить некоторые разделы, ввести новые материалы (связанные, например, с педагогическими ошибками как специфическим структурным компонентом педагогической деятельности), что потребовало значительной структурной перестройки и существенной переработки практически всего содержания курса. За последние два года, прошедшие с момента издания предыдущего пособия, мало что изменилось в плане удовлетворения потребности студентов и преподавателей педвузов в пособиях этой тематики. На данный момент в поле зрения авторов попало лишь семь соответствующих источников. 1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М., 1998. 2. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.С. Роботовой. М., 2002. 3. Введение в педагогическую профессию. Курс лекций. — Научные редакторы Н.К. Сергеев и Е.И. Сахарчук. — Волгоград, 1998. 4. Введение в специальность. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Л. И. Рувинский, В.А. Кан-Калик, Д.М. Гришин и др. — М., 1988. 5. Грохольская О.Г., Анисимов В.В. Ввеение в педагогическую деятельность. Методическое пособие. М., 2001. 6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., 1997. — Гл.2. 7. Маткин В.В. Введение в педагогическую профессию. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических университетов. — Челябинск, 1988. — С. 64—65. Хотя ни один из этих источников не удовлетворяет в полной мере целям и задачам читаемого курса, отвечающего требованиям государственного стандарта и реалиям современной педагогической действительности, эти пособия оказали определенное влияние на формирование структуры и содержания настоящей книги. Для удобства организации учебно-познавательной деятельности студентов в рамках освоения данного курса и их самообразовательной работы были внесены изменения в методическое сопровождение содержания, а именно: переформулированы вопросы и задания для самоконтроля, составлен глоссарий, включающий в себя базовые понятия курса, выделенные курсивом в соответствующих главах, расширен список приложений, доработаны список литературных источников и содержание наглядного табличного и схематического материала. С учетом стартовых возможностей студентов-первокурсников авторы внесли определенные стилистические изменения, направленные на облегчение работы будущих педагогов над содержанием пособия за счет преодоления наукообразности при соблюдении принципа научности. Авторы рассчитывают продолжить работу над совершенствованием данного учебного пособия и с благодарностью примут замечания и предложения заинтересованных и внимательных читателей. Для адресного направления замечаний и предложений по дальнейшему совершенствованию структуры и содержания данного пособия сообщаем, что авторство материалов распределилось следующим образом. В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус: Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам; 1.3; 1.4; Вопросы и задания для самоконтроля ко всем главам, литература для самостоятельного изучения ко всем главам, приложения, глоссарий. В.А.Мижериков: Введение; 2.1 — 2.5; главы 3, 4; Заключение, Т.А.Юзефавичус: 1.1; 1.2; 2.6.
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.241 (0.011 с.) |