ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ



Педагогическая профессия как особый социально значи­мый вид человеческой деятельности имеет глубокую и инте­ресную историю своего возникновения и развития. Возник­новение профессии «педагог» обусловлено необходимостью передачи общественного опыта от старших поколений но­вым поколениям, подготовки этих поколений к жизни и труду, что является непреложным условием выживания и развития человеческого общества.

По классификации типов профессий человека, пред­ложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия от­носится к группе профессий типа «Человек — человек». Так, по Е.А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспи­тывать, «осуществлять полезные действия по обслужива­нию различных потребностей людей»; 2) умение слушать и выслушивать; 3) широкий кругозор; 4) речевая (ком­муникативная) культура; 5) «душеведческая направлен­ность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или спо­собность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собствен­ный или иной, знакомый по опыту»; 6) «проектировоч­ный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; 7) способность сопере­живания; 8) наблюдательность; 9) «глубокая и опти­мистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; 10) решение нестандартных ситуаций; 11) высокая степень саморегуляции.

Входящая в этот тип педагогическая профессия предъяв­ляет еще целый ряд специфических требований, о кото­рых речь пойдет в последующих главах данного пособия.

В то же время, она обладает рядом специфических черт, признаков. Каковы же основные признаки профессиональ­ной педагогической деятельности? На этот вопрос доста­точно развернуто отвечает А.С. Роботова, которая отмеча­ет, что «она носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональ­ная педагогическая деятельность отделена от повседнев­ной жизнедеятельности ребенка:

♦ ею занимается специальный человек, обладающий не­обходимыми знаниями и умениями;

♦ для ее реализации существуют определенные формы: урок и занятия, «классы»;

♦ эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему-либо, передать ему систему определенных знаний, сформировать определенные умения и навыки, преодолеть пробелы в знаниях; воспитать его; взрастить в нем человека; развить его способности, ин­тересы, мышление, память, воображение и т.д.;

♦ цель во многом определяет содержание обучения, вос­питания, образования;

♦ ребенок обычно тоже понимает «особый», серьезный характер этой деятельности — он включается в особые отношения с педагогом (эти отношения деловые, офи­циальные, регламентированные);

♦ результаты педагогической деятельности, особенно в ее обучающей части, могут быть проверены; ее итогом являются знания и умения того ребенка, которого обу­чал учитель; менее очевидными могут оказаться резуль­таты воспитания — в силу того, что ребенка «воспиты­вает все», а также и того, что талант воспитания — редкий и трудный талант, а результаты воспитания во многом «отсрочены» во времени;

♦ настоящий педагог не ограничивается строго регламен­тированной деятельностью — он использует самые раз­нообразные возможности своего влияния на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, об­суждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь» (Введение в педагогическую деятель­ность. / Под ред. А.С. Роботовой, М., 2002, С. 22-23). Таким образом, обобщая сказанное, мы можем опре­делить педагогическую профессию как вид трудовой деятель­ности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях лю­дей, содержанием и целью которой является создание усло­вий для становления и развития личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педаго­гическими средствами в специально организованных образо­вательных формах.

В генезисе педагогической профессии можно условно выделить четыре этапа: допрофессиональный, условно про­фессиональный, собственно профессиональный и современный. Охарактеризуем каждый из этапов для того, чтобы яснее выделить характер и специфику профессиональной педа­гогической деятельности, раскрыть объективный харак­тер ее возникновения и существования.

Допрофессиональный этап

В период первобытности педагогической профессии существовало, но уже была педагогическая деятельность как важнейшая социальная функция, обеспечивающая жизнеспособность и развитие человеческого общества.

На заре человечества, в эпоху первобытности, обучение и воспитание осуществлялось в форме коллективной спон­танной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью выживания. Обучение и воспи­тание, возникнув вместе с человеческим обществом, разви­тием трудовой деятельности, мышления и языка, очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Каждый член первобытного общества выполнял педагоги­ческие действия в процессе повседневной жизнедеятельнос­ти, причем старшие дети также осуществляли педагогичес­кие функции по отношению к младшим детям. Вместе со взрослыми дети занимались собирательством и охотой, приручением диких животных, выращиванием растений, изго­тавливали орудия труда. Детей учили наблюдать за природ­ными явлениями, исполнять ритуальные танцы и песни. Девочки обучались ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми. Жизнь первобытного человека не была легкой, по­этому актуальной задачей являлось воспитание в детях таких качеств, как выносливость, умение переживать поражения и гибель соплеменников. Первобытная эпоха — важный пе­риод развития человеческого общества, который до настоя­щего времени мало изучен. Однако представление о том, что в этот период обучение и воспитание не требовали никаких специальных усилий, педагогического умения, явно оши­бочно. Первобытные люди, как показывают исследования археологов, использовали время досуга, в частности, и для занятий с детьми. Несмотря на скудность сведений о столь далеком времени этнографы свидетельствуют о том, что ар­хаическая педагогическая деятельность первобытных людей была вполне осмысленной, достаточно сложной и разноха­рактерной. Примером тому может служить обряд инициа­ции, целью которого являлась подготовка молодых членов племени к трудовой, общественной и семейной жизни.

На позднем этапе первобытности можно говорить даже о зачатках специально организованной педагогической дея­тельности. Например, чтобы удержать в памяти все богат­ство фольклора, жрецы тохунга (маорийские племена Но­вой Зеландии) изо дня в день часами упражнялись в беско­нечном повторении мифов, родословий, преданий. В каж­дом племени создавались специальные школы - варе вананга (дома знаний), где наиболее знающие люди пере­давали молодым знания и опыт племени, знакомили с его обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и колдовство. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали также и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих работ. Школы подобного типа существовали не только у маори, но и у других племен.

С возникновением религии педагогические функции у первобытных народов стали выполнять шаманы, заклина­тели, знахари. С появлением потребности в специализи­рованном обучении вследствие усложнения трудовых опе­раций, общественных отношений и разделения труда выделяются люди, лучшие в своем деле, передающие зна­ния, опыт без отрыва от основной трудовой деятельности. Вместе с тем нельзя не отметить, что уже на этом этапе элементы обучающе-воспитательной деятельности были рассчитаны не только на трудовую, но и на спонтанную социально-идеологическую подготовку. Взращивание не просто трудоспособных, но и верных членов родоплеменного социума интуитивно осознавалось как насущная по­требность, которая реализовывалась в содержании ритуа­лов и одобряемых формах поведения.

Таким образом, предыстория возникновения педагоги­ческой профессии характеризуется наличием архаичного типа образования. Оно осуществлялось в процессе повседнев­ной общественной (прежде всего, производственной жиз­ни): все без исключения взрослые выполняли педагогиче­ские функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям; воспитательные функции роди­телей и других членов общины тесно переплетались; фи­зические наказания отсутствовали, взрослые уважительно относились к личности ребенка и учитывали его желания. Способ обучения был практически-деятельностным, сло­весные методы воспитания и передачи информации име­ли второстепенное значение. У детей не существовало осо­бого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения, навыки и способности при­обретались в ходе непосредственной производственной и других видов общественной деятельности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.014 с.)