Кабалевский Дмитрий Борисович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кабалевский Дмитрий Борисович



Область педагогического творчества: музыкальное вос­питание детей.

Сущность опыта: целью системы музыкального воспитания учащихся являются эмоциональная заинтересованность детей музыкой и формирование средствами музыки духовного мира школьников. Она определяет следующие приоритетные зада­чи: развитие музыкальной культуры и навыков творческой дея­тельности, а также выбор принципов построения программы (жанрово-тематические блоки, опорные сигналы, «три кита»).

Продуктивность: развитие музыкальных способностей (всех компонентов музыкального слуха, памяти, творческих способ­ностей), формирование умений проводить самостоятельный музыковедческий анализ (определение стиля, жанра, средств выразительности), интереса к музыке композиторов-классиков. Доступность: после предварительного освоения учителем следующего учебно-педагогического комплекса: «Программы по музыке для общеобразовательных школ» (под ред. Д.Б. Каба­левского), тематических и поурочных разработок к ней и соот­ветствующей литературы (см. Библиографию).

Трудоемкость: не дает результатов без планомерного и пос­ледовательного использования всех частей программы.

Элементы опыта

1. Музыкальная культура школьника.

2. Музыкальный кругозор школьника.

3. Музыкальный интерес.

4. Музыкально-творческая деятельность школьника.

5. Тематическое построение программы Д.Б. Кабалевского.

6. Принцип тождества и контраста в программе Д.Б. Ка­балевского.

7. Метод «забегания и возвращения».

8. Метод спирального обобщения.

9. Метод эмоциональной драматургии.

10. Приемы активизации аудитории учителем музыки.

11. Подготовка учителя к беседе о музыке.

12.Общение учителя музыки с разновозрастной аудиторией.

13.Урок-обобщение в программе Д.Б. Кабалевского.

14.Урок углубления темы.

15.Урок-концерт в программе Д.Б. Кабалевского.

Библиография. Наиболее известные работы

1. Избранные статьи о музыке. - М., 1963.

2. Дорогие мои друзья. - М., 1979.

3. Про трех китов и про многое другое. - М., 1970.

4. Прекрасное пробуждает доброе. - М., 1973.

5. Музыка в начальной школе. - М., 1979.

6. Как рассказывать детям о музыке. - М., 1977.

7. Воспитание ума и сердца. - М., 1981.

8. Музыка и музыкальное образование. - М., 1984.

9. Сила искусства. - М., 1984.

10. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.

 

Лысенкова Софья Николаевна

Область педагогического творчества: уроки обучения гра­моте, русского языка, математики в начальной школе.

Сущность опыта: процесс обучения строится на основе пер­спективного изучения трудных тем с использованием комменти­рованного управления, опорных схем, сигнальных карточек.

Продуктивность: программа начальной школы усваивается в более короткие сроки, исчезают пробелы в знаниях учащихся, значительно повышается качество знаний, умений.

Трудоемкость: за счет подготовки средств обучения (опор­ных схем, сигнальных карточек) увеличивается время на подго­товку к урокам, однако по мере накопления дидактических средств эти затраты уменьшаются.

Внедрение: при наличии соответствующих наглядных средств обучения система работы может быть использована в обучении детей младшего школьного возраста.

Элементы опыта

1. Основные понятия.

2. Принципы обучения.

3. Опережение программы.

4. Перспективное изучение трудных тем.

5. Предупреждение, а не исправление ошибок.

6. Постоянное повторение.

7. Комментированное управление.

8. Аргументация (вслух) всех действий ученика.

9. Опорные схемы.

10. Сигнальные карточки.

11. Карточки-опоры.

12. Карточки с буквенным обозначением величин. 13.Связывающие дуги.

14. Краткая с промежуточными действиями запись задачи.

15. Наборные полотна простых задач.

16. Этапы изучения трудных тем.

17. Этапы работы над задачей.

18. Работа над предложением в букварный период.

19. Обучение грамоте.

Библиография. Наиболее известные работы

1. Жизнь моя - школа, и право на творчество. - М., 1995.

2. Когда легко учиться. Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587. - М., 1990.

 

Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович

Область педагогического творчества: воспитание детей в семье.

Сущность опыта: концепция максимального развития лич­ности с рождения. Она предполагает создание оптимальных условий для разнообразной деятельности, обеспечение свобо­ды и самостоятельности детей в занятиях, максимальное на­пряжение сил в деятельности, проявление искренней заинтере­сованности и ненавязчивой помощи родителей. Концепция реа­лизуется в создании приемов, разработке пособий, средств, тре­бований, правил, условий воспитания в семье. Контроль - самочувствие ребенка и специальные измерения. Новое - идея максимального для каждого возраста развития личности, раз­работка условий ее реализации. Область применения: семья, учебно-воспитательное учреждение.

Продуктивность: позволяет перекрывать общепринятые стандарты развития личности.

Трудоемкость: требует от родителей специальных условий и времени, не вполне реальных для каждой семьи.

Внедрение: способы усвоения — по книгам, ТВ, введение в свою практику.

Условия усвоения — достаточно свободный ре­жим работы родителей, комфортные жилищные условия.

Элементы опыта

1. Режим кормления грудного ребенка.

2. Система воспитания в семье.

3. Правила закаливания грудных детей.

4. Формирование привычек грудного ребенка.

5. Физкультура с первых дней.

6. Закаливание детей раннего возраста.

7. Спортивная комната.

8. Измерение уровня физического развития ребенка.-

9. Организация питания в семье.

10.Общие правила воспитания в семье.

11. Условия умственного развития ребенка.

12. Правила организации развивающих игр.

13. Игра «сложный узор».

14.Средства, стимулирующие развитие ребенка.

15. Воспитание заботы и внимания к людям.

16.Литература и искусство в воспитании детей.

17.Трудовое воспитание в семье.

18.Фабрика «ниточка-ниточка».

Библиография. Наиболее известные работы

1. Правы ли мы?- М., 1963.

2. Мы и наши дети. - М., 1980.

3. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989.

Шаталов Виктор Федорович

Область педагогического творчества: обучение математике, физике, истории в средней общеобразовательной школе.

Сущность опыта — в создании эффективной орга­низационно-методической системы обучения ряду предметов в общеобразовательной школе. Новаторство заключается в со­здании и использовании наглядных схем-опорных сигналов, включающих несколько параграфов изучаемого материала. Определена обоснованная структура изучения теоретического материала, решения задач, опроса и контроля знаний.

Продуктивность системы состоит в том, что у учащихся формируются прочные теоретические знания, умения применять их в практической деятельности и навыки. В.Ф. Шаталов добил­ся высоких показателей обученности.

Трудоемкость заключается в относительно значительных затратах времени, денег и усилий на создание и оформление опорных сигналов.

Внедрение требует издания опорных сигналов для учителей. В педвузах начать соответствующую подготовку студентов.

Элементы опыта

1. Организационно-методическая система.

2. Планирование учебного процесса.

3. Оборудование учебного кабинета.

4. Опорные сигналы.

5. Структура изучения теоретического материала.

6. Ежеурочный опрос по теоретическому материалу.

7. Проверка теоретических знаний по «листам взаи­моконтроля».

8. Система задач.

9. Записи задач на классной доске.

10. Методика решения одинаковых задач.

11. Организация самостоятельного решения задач в классе.

12. «Педагогический десант».

13. Метод проверки решения задач («метод цепочки»).

14. Подготовка к «релейным» (итоговым) контрольным рабо­там по решению задач.

15. Уроки-практикумы.

16. Уроки открытых мыслей. 17.Учет знаний.

18. «Щадящая педагогика».

Библиография. Наиболее известные работы

1. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979.

2. Педагогическая проза. - М., 1980.

3. Точка опоры. - М., 1987.

4. Педагогический поиск. - М., 1987.

 

 

Приложение 5

МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»*

Инструкция: ниже приведены утверждения, характе­ризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.

Таблица

Окончание таблицы

УТВЕРЖДЕНИЕ ОЦЕНКА ТИП МОТИ- ВАЦИИ
1. 2. 3. 4. 5. 6.   7. 8. 9. 10. 11. 12.   13.   14.   15. 16. 17.   18. 19.   20. Требует общения с разными людьми Нравится родителям Предполагает высокое чувство ответственности Требует переезда на новое место жительства Соответствует моим способностям Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием Дает возможность приносить пользу людям Способствует умственному и физическому развитию Является высокооплачиваемой Позволяет работать близко от дома Является престижной Дает возможности для роста профессионального мастерства Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах Позволяет реализовать способности к руководящей работе Является привлекательной Близка к любимому школьному предмету Позволяет сразу получить хороший результат труда для других Избрана моими друзьями Позволяет использовать профессиональные умения вне работы Дает большие возможности проявить творчество   и — с + и —   с и + + — с   __   с   и + с     —   +
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Шкала оценок:

5 - очень сильно повлияло, 4 - сильно, 3 - средне, 2 - слабо, 1 - никак не повлияло.

Условные обозначения: «и» - внутренние индивидуально значимые мотивы; «с» - внутренние социально значимые моти­вы; «+» — внешние положительные мотивы; «-» — внешние от­рицательные мотивы.

Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мо­тивации.

 

В профессиональной консультации психолог пользуется си­стемой методов и показателей, которые наглядно представле­ны в схеме (см. схему).

Попытаемся дать характеристику отдельных методов профдиагностики, способов анализа и представления диагностиче­ских данных в виде дифференциально-диагностического обсле­дования, психограммы, психологической характеристики школь­ника.

Для выявления личностных особенностей часто используется многофакторный опросник Раймонда Кэттела. Опросник разра­ботан автором на основе длительного исследования и предназ­начается для получения полного представления о личности в короткое время.

 
 

 


В исследовании старшеклассников используется юношеский вариант опросника, который выявляет 14 личностных факторов.

1.Фактор А - аффектотимия (сердечность, доброта, общительность).

- шизотимия (обособленность, отчужденность, замкнутость).

2. Фактор В - схоластические умственные способности.

3. Фактор С - эмоциональная стабильность (сила «Я»)

- (нестабильность).

4. Фактор D - возбудимость - флегматичность (фактор темперамента).

5. Фактор Е - доминантность, властность

- зависимость, покорность.

6. Фактор F - озабоченность - беспечность

7. Фактор L - сила «сверх-Я» - слабость «сверх-Я»

8. Фактор Н - робость - смелость

9. Фактор J - жесткость - мягкость

10. Фактор G- коллективизм - индивидуализм

11. Фактор Q - уверенность в себе - чувство вины

12. Фактор Q2- самодостаточность - приверженность группе.

13.Фактор Q3 - высокий контроль «Я» - низкий контроль «Я».

14. Фактор Q4- высокое рабочее напряжение - низкое рабочее напряжение.

 

Текст опросника, методику интерпретации данных психолог может найти в книгах «Методы психодиагностики в спорте», «Введение в экспериментальную психологию», «Психологичес­кое тестирование».

Для оценки профессионального личностного типа можно ис­пользовать методику Джона Голланда. Голланд, как представи­тель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выде­лял 6 типов.

1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конк­ретными объектами (вещами, инструментами, машинами), от­дает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способ­ности.

Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, аг­роном и т.д.

2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, ра­ционален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мыш­ления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невер­бальные способности.

Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, ма­тематик, физик.

3. Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление по­учать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем, активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обла­дает хорошими вербальными способностями.

Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, вра­чи, психологи).

4. Конвенциальный тип - предпочитает четко струк­турированную деятельность. Характер стереотипный, конкрет­ный, практический. Не проявляет критичности, оригинальности, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельнос­ти). Слабо развиты организаторские способности, преоблада­ют математические способности.

Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые по­зволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хо­рошими вербальными способностями.

Предпочтительна следующая деятельность: артист, журна­лист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.

6. Артистический тип — опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в реше­ниях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные спо­собности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, лите­ратурное творчество и т.п.

Тест прост в проведении и обработке данных. Испытуемым предлагается инструкция, согласно которой из каждой пары про­фессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора.

Тест Д. Голланда по определению типа личности

Инструкция: ниже попарно представлены различные про­фессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, кото­рой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий «поэт или психолог» вы предпочитаете вторую, тогда в листе ответов в графе 41 (б) вы должны поставить знак «плюс».

 

а) инженер-техник б) инженер-контролер а) вязальшик б) санитарный врач а) повар б) наборщик а) фотограф б) заведующий магазином
а) чертежник б) дизайнер а) философ б)психиатр а) ученый-хи­мик б) бухгалтер а) редактор на­учного журнала б) адвокат
а) лингвист б) переводчик художественной литературы а) педиатр б) статистик а) организатор воспитатель­ной работы б) председатель профсоюза а) спортивный врач б) фельетонист
а) нотариус б)снабженец а) перфоратор б) карикату­рист а) политичес­кий деятель б) писатель а) садовник б) метеоролог
а) водитель троллейбуса б) медсестра а) инженер-электрик б) секретарь-машинистка а) маляр б) художник по металлу а) биолог б) главный врач
а) телеоператор б) режиссер а) гидролог б) ревизор а) зоолог б) зоотехник а) математик б) архитектор
а) работник б) счетовод а) учитель б) командир дружинников а) воспитатель б) художник по керамике а) экономист б) заведующий отделом
а) корректор б) критик а) завхоз б) директор а) радиоинже­нер б) специалист по ядерной фи­зике а) наладчик б) механик
а) агроном б) председатель колхоза а) закройщик-модельер б) декоратор а) археолог б) эксперт а) работник му­зея б) консультант
а) ученый б) актер а) логопед б) стеногра­фист а) врач б) дипломат а) главный бух­галтер б) директор
а) поэт б) психолог а) архивариус б) скульптор    

 

 

Ключ к тесту Д. Голланда (лист ответов учащихся)

РЕАЛИС- ТИЧЕСКИЙ ТИП ИНТЕЛЛЕК-ТУАЛЬНЫЙ ТИП СОЦИАЛЬ- НЫЙ ТИП КОНВЕН- ЦИАЛЬНЫЙ ТИП ПРЕДПРИ- ИМЧИВЫЙ ТИП АРТИСТИ-
ЧЕСКИЙ
ТИП
         
       
За 10а      
11а 13а    
12а 14а 15а  
16а          
17а 20а        
18а 22а 25а      
19а 23а 26а 28а 30а  
21а 24а 27а 29а    
31а          
32а 35а 38а     37а
33а 36а 39а 40а   41а
34а 37а   42а    
- S = S = S = S = S = S =

 

Для предварительной ориентации в интересах и склоннос­тях учащихся можно использовать специальную анкету и диф­ференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанные группой сотрудников ВНИИ профтехобразования под руковод­ством Е.А. Климова в конце 60-х - начале 70-х гг.

Анкета 1

1. В какой среде ты считаешь возможным применить спо­собности (наука, искусство, сельское Хозяйство, промышлен­ность, речной или морской флот, сфера обслуживания, строи­тельство, транспорт, работа по обучению других)?

2. Твое любимое занятие в свободное время.

3. Какая профессия тебя привлекает и почему?

4. Какое дело у тебя получается лучше всего?

5. Какая работа тебе доставляет большее удовольствие?

6. Кого из окружающих людей ты считаешь специалистом своего дела?

Анкета 2

Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни следующее задание.

1. Задатки дарований есть у каждого человека, в со­ответствии с ними нужно выбрать профессию. Поэтому подчерк­ни тот признак одаренности, который проявляется у тебя в наи­большей мере: хорошая память; наблюдательность; сообрази­тельность; тонкость и точность движений, действий; тонкое обо­няние; умение различать цвета и их оттенки; рассудительность; здравый смысл; устойчивый интерес ко всем наукам; высокая умственная работоспособность; увлеченность техникой; умение конструировать, моделировать; интерес к экспериментам; лю­бовь к детям и стремление постоянно быть с ними; страсть к путешествиям, желание много увидеть; любовь к природе, к животным; интерес к кулинарии; постоянно испытываемое удо­вольствие от общения.

2. Чем ты отличаешься от других? В чем превосходишь сво­их сверстников, в чем отстаешь от них?

3. Некоторыми профессиями невозможно овладеть при оп­ределенных недостатках, которые называются противопоказа­ниями к профессии. Перечисли их: аллергия на пищу, запахи; плохое здоровье; болезненность; быстрая утомляемость; повы­шенная нервная чувствительность; раздражительность, нетер­пеливость; боязнь крови, человеческих страданий; вспыльчивость, неуравновешенность; быстрая утомляемость от общения с людьми; неаккуратность, неряшливость, небрежное отношение к работе и быту; отсутствие выдержки, конфликтность в отно­шениях со сверстниками и взрослыми; нежелание переделы­вать плохо выполненную работу.

4. Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если другого выбора не будет: моторист, милиционер, строитель, сторож, няня, шофер, продавец, кулинар, овощевод (подчерк­ни).

5. Подчеркни профессиональные черты человека, который для тебя является образцом: знание своего дела; вдумчивость; пытливость; цепкость в работе; творческий склад ума; нестан­дартность мышления; умение быть простым, доступным в об­щении с людьми; требовательность к себе и своей работе; вы­сокая результативность труда, его качество, полная самоотда­ча в любимом деле; умение учитывать условия и обстоятель­ства; умение преодолевать трудности; уверенность в своих силах.

6. Подчеркни требования к своей будущей профессии: от­сутствие чрезмерной физической нагрузки, конкретные резуль­таты, возможность творчества, возможности развивать способ­ности, высокая зарплата, возможность заниматься любимым делом, общение с интересными людьми, высокая обществен­ная значимость, разнообразие в содержании работы, свобод­ное время, возможность самому регулировать рабочее время.

7. Какой учебный предмет является твоим любимым и по­чему?

Люблю__________(предмет), потому что он легко усваива­ется; развивает хорошо ум и способности; нравится преподава­тель этого предмета; нравится, как преподают этот предмет; знание этого предмета необходимо для поступления в инсти­тут: знание этого предмета пригодится для будущей профессии.

Анализ ответов учащихся может дать психологу первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях и воз­можностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки, а также о главных направлениях профориентационной работы.

В первоначальном исследовании склонностей и профессио­нальных интересов учащихся может быть использован опрос­ник ДДО.

В основу опросника положена идея о делении всех суще­ствующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа человек - при­рода, где объектом труда являются живые организмы, расте­ния, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лес­ник и т.д.

Основой второго типа являются отношения человек - тех­ника, где объектом труда служат технические системы, маши­ны, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими про­фессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек- человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Спе­циальности - сфера обслуживания, медицина, педагогика, юрис­пруденция и т. д.

Четвертую группу составляют профессии типа человек-зна­ковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, програм­мисты, машинистки, статисты, экономисты.

Человек - художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фото­граф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

Названные типы не могут быть строго ограничены, принима­ются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов.

Перед испытуемым ставится задача - дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соот­ветствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак плюс (+). Если определенно нравится - два плюса (++), а если очень нравится - три плюса (+++). Если скорее не нравится, чем нравится, -один минус (-), если определенно не нравится -два минуса (—), а если очень не нравится - три минуса (------).

Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчи-тываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО». Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного при­менения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что ре­зультаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способ­ности в данный момент.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.089 с.)