Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кабалевский Дмитрий Борисович↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Область педагогического творчества: музыкальное воспитание детей. Сущность опыта: целью системы музыкального воспитания учащихся являются эмоциональная заинтересованность детей музыкой и формирование средствами музыки духовного мира школьников. Она определяет следующие приоритетные задачи: развитие музыкальной культуры и навыков творческой деятельности, а также выбор принципов построения программы (жанрово-тематические блоки, опорные сигналы, «три кита»). Продуктивность: развитие музыкальных способностей (всех компонентов музыкального слуха, памяти, творческих способностей), формирование умений проводить самостоятельный музыковедческий анализ (определение стиля, жанра, средств выразительности), интереса к музыке композиторов-классиков. Доступность: после предварительного освоения учителем следующего учебно-педагогического комплекса: «Программы по музыке для общеобразовательных школ» (под ред. Д.Б. Кабалевского), тематических и поурочных разработок к ней и соответствующей литературы (см. Библиографию). Трудоемкость: не дает результатов без планомерного и последовательного использования всех частей программы. Элементы опыта 1. Музыкальная культура школьника. 2. Музыкальный кругозор школьника. 3. Музыкальный интерес. 4. Музыкально-творческая деятельность школьника. 5. Тематическое построение программы Д.Б. Кабалевского. 6. Принцип тождества и контраста в программе Д.Б. Кабалевского. 7. Метод «забегания и возвращения». 8. Метод спирального обобщения. 9. Метод эмоциональной драматургии. 10. Приемы активизации аудитории учителем музыки. 11. Подготовка учителя к беседе о музыке. 12.Общение учителя музыки с разновозрастной аудиторией. 13.Урок-обобщение в программе Д.Б. Кабалевского. 14.Урок углубления темы. 15.Урок-концерт в программе Д.Б. Кабалевского. Библиография. Наиболее известные работы 1. Избранные статьи о музыке. - М., 1963. 2. Дорогие мои друзья. - М., 1979. 3. Про трех китов и про многое другое. - М., 1970. 4. Прекрасное пробуждает доброе. - М., 1973. 5. Музыка в начальной школе. - М., 1979. 6. Как рассказывать детям о музыке. - М., 1977. 7. Воспитание ума и сердца. - М., 1981. 8. Музыка и музыкальное образование. - М., 1984. 9. Сила искусства. - М., 1984. 10. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.
Лысенкова Софья Николаевна Область педагогического творчества: уроки обучения грамоте, русского языка, математики в начальной школе. Сущность опыта: процесс обучения строится на основе перспективного изучения трудных тем с использованием комментированного управления, опорных схем, сигнальных карточек. Продуктивность: программа начальной школы усваивается в более короткие сроки, исчезают пробелы в знаниях учащихся, значительно повышается качество знаний, умений. Трудоемкость: за счет подготовки средств обучения (опорных схем, сигнальных карточек) увеличивается время на подготовку к урокам, однако по мере накопления дидактических средств эти затраты уменьшаются. Внедрение: при наличии соответствующих наглядных средств обучения система работы может быть использована в обучении детей младшего школьного возраста. Элементы опыта 1. Основные понятия. 2. Принципы обучения. 3. Опережение программы. 4. Перспективное изучение трудных тем. 5. Предупреждение, а не исправление ошибок. 6. Постоянное повторение. 7. Комментированное управление. 8. Аргументация (вслух) всех действий ученика. 9. Опорные схемы. 10. Сигнальные карточки. 11. Карточки-опоры. 12. Карточки с буквенным обозначением величин. 13.Связывающие дуги. 14. Краткая с промежуточными действиями запись задачи. 15. Наборные полотна простых задач. 16. Этапы изучения трудных тем. 17. Этапы работы над задачей. 18. Работа над предложением в букварный период. 19. Обучение грамоте. Библиография. Наиболее известные работы 1. Жизнь моя - школа, и право на творчество. - М., 1995. 2. Когда легко учиться. Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587. - М., 1990.
Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович Область педагогического творчества: воспитание детей в семье. Сущность опыта: концепция максимального развития личности с рождения. Она предполагает создание оптимальных условий для разнообразной деятельности, обеспечение свободы и самостоятельности детей в занятиях, максимальное напряжение сил в деятельности, проявление искренней заинтересованности и ненавязчивой помощи родителей. Концепция реализуется в создании приемов, разработке пособий, средств, требований, правил, условий воспитания в семье. Контроль - самочувствие ребенка и специальные измерения. Новое - идея максимального для каждого возраста развития личности, разработка условий ее реализации. Область применения: семья, учебно-воспитательное учреждение. Продуктивность: позволяет перекрывать общепринятые стандарты развития личности. Трудоемкость: требует от родителей специальных условий и времени, не вполне реальных для каждой семьи. Внедрение: способы усвоения — по книгам, ТВ, введение в свою практику. Условия усвоения — достаточно свободный режим работы родителей, комфортные жилищные условия. Элементы опыта 1. Режим кормления грудного ребенка. 2. Система воспитания в семье. 3. Правила закаливания грудных детей. 4. Формирование привычек грудного ребенка. 5. Физкультура с первых дней. 6. Закаливание детей раннего возраста. 7. Спортивная комната. 8. Измерение уровня физического развития ребенка.- 9. Организация питания в семье. 10.Общие правила воспитания в семье. 11. Условия умственного развития ребенка. 12. Правила организации развивающих игр. 13. Игра «сложный узор». 14.Средства, стимулирующие развитие ребенка. 15. Воспитание заботы и внимания к людям. 16.Литература и искусство в воспитании детей. 17.Трудовое воспитание в семье. 18.Фабрика «ниточка-ниточка». Библиография. Наиболее известные работы 1. Правы ли мы?- М., 1963. 2. Мы и наши дети. - М., 1980. 3. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989. Шаталов Виктор Федорович Область педагогического творчества: обучение математике, физике, истории в средней общеобразовательной школе. Сущность опыта — в создании эффективной организационно-методической системы обучения ряду предметов в общеобразовательной школе. Новаторство заключается в создании и использовании наглядных схем-опорных сигналов, включающих несколько параграфов изучаемого материала. Определена обоснованная структура изучения теоретического материала, решения задач, опроса и контроля знаний. Продуктивность системы состоит в том, что у учащихся формируются прочные теоретические знания, умения применять их в практической деятельности и навыки. В.Ф. Шаталов добился высоких показателей обученности. Трудоемкость заключается в относительно значительных затратах времени, денег и усилий на создание и оформление опорных сигналов. Внедрение требует издания опорных сигналов для учителей. В педвузах начать соответствующую подготовку студентов. Элементы опыта 1. Организационно-методическая система. 2. Планирование учебного процесса. 3. Оборудование учебного кабинета. 4. Опорные сигналы. 5. Структура изучения теоретического материала. 6. Ежеурочный опрос по теоретическому материалу. 7. Проверка теоретических знаний по «листам взаимоконтроля». 8. Система задач. 9. Записи задач на классной доске. 10. Методика решения одинаковых задач. 11. Организация самостоятельного решения задач в классе. 12. «Педагогический десант». 13. Метод проверки решения задач («метод цепочки»). 14. Подготовка к «релейным» (итоговым) контрольным работам по решению задач. 15. Уроки-практикумы. 16. Уроки открытых мыслей. 17.Учет знаний. 18. «Щадящая педагогика». Библиография. Наиболее известные работы 1. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979. 2. Педагогическая проза. - М., 1980. 3. Точка опоры. - М., 1987. 4. Педагогический поиск. - М., 1987.
Приложение 5 МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»* Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность. Таблица Окончание таблицы
Шкала оценок: 5 - очень сильно повлияло, 4 - сильно, 3 - средне, 2 - слабо, 1 - никак не повлияло. Условные обозначения: «и» - внутренние индивидуально значимые мотивы; «с» - внутренние социально значимые мотивы; «+» — внешние положительные мотивы; «-» — внешние отрицательные мотивы. Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.
В профессиональной консультации психолог пользуется системой методов и показателей, которые наглядно представлены в схеме (см. схему). Попытаемся дать характеристику отдельных методов профдиагностики, способов анализа и представления диагностических данных в виде дифференциально-диагностического обследования, психограммы, психологической характеристики школьника. Для выявления личностных особенностей часто используется многофакторный опросник Раймонда Кэттела. Опросник разработан автором на основе длительного исследования и предназначается для получения полного представления о личности в короткое время.
В исследовании старшеклассников используется юношеский вариант опросника, который выявляет 14 личностных факторов. 1.Фактор А - аффектотимия (сердечность, доброта, общительность). - шизотимия (обособленность, отчужденность, замкнутость). 2. Фактор В - схоластические умственные способности. 3. Фактор С - эмоциональная стабильность (сила «Я») - (нестабильность). 4. Фактор D - возбудимость - флегматичность (фактор темперамента). 5. Фактор Е - доминантность, властность - зависимость, покорность. 6. Фактор F - озабоченность - беспечность 7. Фактор L - сила «сверх-Я» - слабость «сверх-Я» 8. Фактор Н - робость - смелость 9. Фактор J - жесткость - мягкость 10. Фактор G- коллективизм - индивидуализм 11. Фактор Q - уверенность в себе - чувство вины 12. Фактор Q2- самодостаточность - приверженность группе. 13.Фактор Q3 - высокий контроль «Я» - низкий контроль «Я». 14. Фактор Q4- высокое рабочее напряжение - низкое рабочее напряжение.
Текст опросника, методику интерпретации данных психолог может найти в книгах «Методы психодиагностики в спорте», «Введение в экспериментальную психологию», «Психологическое тестирование». Для оценки профессионального личностного типа можно использовать методику Джона Голланда. Голланд, как представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов. 1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д. 2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик. 3. Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем, активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи). 4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичности, оригинальности, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом. 5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п. 6. Артистический тип — опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п. Тест прост в проведении и обработке данных. Испытуемым предлагается инструкция, согласно которой из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора. Тест Д. Голланда по определению типа личности Инструкция: ниже попарно представлены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий «поэт или психолог» вы предпочитаете вторую, тогда в листе ответов в графе 41 (б) вы должны поставить знак «плюс».
Ключ к тесту Д. Голланда (лист ответов учащихся)
Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся можно использовать специальную анкету и дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанные группой сотрудников ВНИИ профтехобразования под руководством Е.А. Климова в конце 60-х - начале 70-х гг. Анкета 1 1. В какой среде ты считаешь возможным применить способности (наука, искусство, сельское Хозяйство, промышленность, речной или морской флот, сфера обслуживания, строительство, транспорт, работа по обучению других)? 2. Твое любимое занятие в свободное время. 3. Какая профессия тебя привлекает и почему? 4. Какое дело у тебя получается лучше всего? 5. Какая работа тебе доставляет большее удовольствие? 6. Кого из окружающих людей ты считаешь специалистом своего дела? Анкета 2 Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни следующее задание. 1. Задатки дарований есть у каждого человека, в соответствии с ними нужно выбрать профессию. Поэтому подчеркни тот признак одаренности, который проявляется у тебя в наибольшей мере: хорошая память; наблюдательность; сообразительность; тонкость и точность движений, действий; тонкое обоняние; умение различать цвета и их оттенки; рассудительность; здравый смысл; устойчивый интерес ко всем наукам; высокая умственная работоспособность; увлеченность техникой; умение конструировать, моделировать; интерес к экспериментам; любовь к детям и стремление постоянно быть с ними; страсть к путешествиям, желание много увидеть; любовь к природе, к животным; интерес к кулинарии; постоянно испытываемое удовольствие от общения. 2. Чем ты отличаешься от других? В чем превосходишь своих сверстников, в чем отстаешь от них? 3. Некоторыми профессиями невозможно овладеть при определенных недостатках, которые называются противопоказаниями к профессии. Перечисли их: аллергия на пищу, запахи; плохое здоровье; болезненность; быстрая утомляемость; повышенная нервная чувствительность; раздражительность, нетерпеливость; боязнь крови, человеческих страданий; вспыльчивость, неуравновешенность; быстрая утомляемость от общения с людьми; неаккуратность, неряшливость, небрежное отношение к работе и быту; отсутствие выдержки, конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми; нежелание переделывать плохо выполненную работу. 4. Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если другого выбора не будет: моторист, милиционер, строитель, сторож, няня, шофер, продавец, кулинар, овощевод (подчеркни). 5. Подчеркни профессиональные черты человека, который для тебя является образцом: знание своего дела; вдумчивость; пытливость; цепкость в работе; творческий склад ума; нестандартность мышления; умение быть простым, доступным в общении с людьми; требовательность к себе и своей работе; высокая результативность труда, его качество, полная самоотдача в любимом деле; умение учитывать условия и обстоятельства; умение преодолевать трудности; уверенность в своих силах. 6. Подчеркни требования к своей будущей профессии: отсутствие чрезмерной физической нагрузки, конкретные результаты, возможность творчества, возможности развивать способности, высокая зарплата, возможность заниматься любимым делом, общение с интересными людьми, высокая общественная значимость, разнообразие в содержании работы, свободное время, возможность самому регулировать рабочее время. 7. Какой учебный предмет является твоим любимым и почему? Люблю__________(предмет), потому что он легко усваивается; развивает хорошо ум и способности; нравится преподаватель этого предмета; нравится, как преподают этот предмет; знание этого предмета необходимо для поступления в институт: знание этого предмета пригодится для будущей профессии. Анализ ответов учащихся может дать психологу первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки, а также о главных направлениях профориентационной работы. В первоначальном исследовании склонностей и профессиональных интересов учащихся может быть использован опросник ДДО. В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. Первую группу составляют профессии типа человек - природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д. Основой второго типа являются отношения человек - техника, где объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер. Третью группу образуют профессии типа человек- человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности - сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т. д. Четвертую группу составляют профессии типа человек-знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статисты, экономисты. Человек - художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д. Названные типы не могут быть строго ограничены, принимаются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов. Перед испытуемым ставится задача - дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак плюс (+). Если определенно нравится - два плюса (++), а если очень нравится - три плюса (+++). Если скорее не нравится, чем нравится, -один минус (-), если определенно не нравится -два минуса (—), а если очень не нравится - три минуса (------). Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчи-тываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО». Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.145 (0.013 с.) |