Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин «культура» (cultura) — латинского происхождения, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В Дальнейшем слово «культура» стало употребляться в более обобщенном значении. В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры. В философии выделилось несколько точек зрения, рассматривающих культуру: как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (В. Момов, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, О.Г. Дробнйцкий); как совокупность материальных и духовных ценностей (В.П. Тугаринов, Ю.И. Ефимов, И.А.Громов, А.И.Арнольдов, Н.В.Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (М.С.Каган, В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов, О.В. Ханова и др.); как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной и духовной жизни общества (B.C. Библер, Н.С. Злобин, А.Н. Леонтьев, И.А. Ильяева и др.); как степень возвышения человека над своей естественной биологической природой, развития в нем духовного начала (В.М. Розов, Д.С. Лихачев и др.). Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи (античная культура), для различных обществ, народностей, наций (русская культура), особенностей сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни (культура труда, в том числе и педагогического, общения, питания и т.д.). В более узком смысле культура выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности. Классиками марксизма была высказана мысль о том, что цивилизации отличаются друг от друга не столько тем, что производится и что делается людьми, сколько тем, как это осуществляется. Сущность культуры и определяется, в первую очередь, способами осуществления жизнедеятельности. В связи с этим можно вести речь о разновидностях культур, связанных с различными сферами и направлениями человеческой деятельности: общения, мышления, управления, потребления, быта, питания, движения, физического и умственного труда, досуга и т.д. Когда говорят о воспитании культуры какой-то деятельности, то имеют в виду процесс приобщения личности ко всему тому лучшему, что наработано человечеством, наукой и практикой в данной области жизнедеятельности в конкретный период человеческой жизни. Понятие культуры жизнедеятельности в связи со сказанным всегда имеет конкретно-исторический, относительный характер. Культура, как известно, в ее материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Сам человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к существующим в данном обществе ценностям, традициям, овладения присущими конкретному обществу и его культуре приемами и навыками деятельности. Человек, таким образом, является продуктом общечеловеческой культуры, ее представителем и носителем. Педагогическая культура, являясь составной частью общей, также существует в материальной и духовной формах, причем, к материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания, а педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально-этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры. Разумеется, педагогическая культура и культура педагога — не тождественные понятия. Приступая к разговору о культуре педагога, нельзя не коснуться понятия «культура личности». Культура личности понимается нами в двух аспектах. Во-первых, это уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований. Во-вторых, это совокупность компетенций: ♦ политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственнйм путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и развития демократических институтов; ♦ компетенций, касающихся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям) и т.п. Культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры вполне очевидна: педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики деятельности педагога является частью общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия. Общество определяет цели и содержание процесса воспитания и образования в общем аспекте социализации личности. По сути, педагог осуществляет интеллектуальную связь между поколениями, являясь носителем и распространителем (в определенном смысле пропагандистом) общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, всей цивилизации, преемственность поколений во многом обусловлены ролью образования как социального института и педагога как одного и: главных действующих в нем лиц. Общая (базовая) культура педагога представляет собор совокупность зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности. Культуру можно рассматривать и как результат личностного развития, показывающий степень освоения культурного опыта человечества отдельной личностью, уровень развития ее духовных сил и способностей, уровень интенсивности их проявления в практической деятельности, характер ценностных ориентации на конкретном этапе развития личности. Культурное развитие человека — это процесс качественной трансформации его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм деятельности и поведения. Для педагога процесс общекультурного развития обязательно сопрягается с проявлением личной активности, стремлением к расширению своего кругозора и эрудиции, коррекцией через самовоспитание индивидуальной системы норм поведения, приведением ее в соответствие с социально значимыми культурными образцами и нормами. Возвращаясь к определению культуры личности как совокупности ряда компетенций (политических, социальных, поликультурных и пр.), логично предположить, что в содержание общей базовой культуры специалиста в сфере образования целесообразно включить: культуру умственного и физического труда; культуру самообразования и саморазвития, самоорганизации; культуру быта; культуру общения и культуру досуга. Содержание базовой культуры современного педагога можно рассматривать и в аспекте отношений личности с окружающим миром. Если понимать жизнедеятельность человека как совокупность его разнообразных отношений с внешним миром, то следует выделить такие области: ♦ экологическую культуру (характеризующую взаимоотношения человека с окружающей природой); ♦ технологическую культуру (характеризующую разнообразные трудовые отношения и операционно-технологическую готовность к выполнению разных видов трудовой деятельности); ♦ правовую культуру (характеризующую правовые отношения с людьми и субъектами производства, государственными учреждениями); ♦ политическую культуру (отражающую особенности отношений с властью, партиями, объединениями и союзами, общественным строем и т.д.); ♦ культуру семейных отношений; ♦ коммуникативную культуру; ♦ гносеологическую и информационную культуру; ♦ экономическую культуру (отражающую специфику экономических взаимоотношений личности с другими людьми и субъектами собственности). Таким образом, педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.181 (0.01 с.) |