Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности педагогической профессии наиболее ярко раскрываются при анализе проблемы взаимоотношений педагога и ребенка. Взаимоотношения педагога и ребенка — это тип межличностных отношений, сущность которых состоит во взаимном эмоциональном контакте, совместных действиях, поведенческой связи, существующей между непосредственными участниками педагогического процесса в ходе решения задач образования, воспитания и развития. Взаимоотношения формируются в непосредственном взаимодействии «лицом к лицу» на уроке, на перемене, на экскурсии или утреннике, т.е. в ситуациях формального (регламентированного) и неформального (свободного) общения. Они составляют внутреннюю и не всегда заметную сторону педагогического взаимодействия, отражая потребностно-мотивационную сферу личности педагога и воспитанника. Проблемы межличностных отношений педагога и ребенка рассматривались многими исследователями, среди которых Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский (Учитель и детский коллектив. — Мн., 1975), А. Ершов (Взгляд психолога на активность человека. — М., 1991), И.И. Рыданова и др. И.И. Рыданова, в частности, предложила следующую типологию межличностных взаимоотношений в контексте общения учителя с учащимися. 1. Взаимно положительные отношения являются безусловно оптимальным вариантом, обеспечивая психологическую совместимость взаимодействующих сторон. 2. Взаимно отрицательные отношения выступают как взаимно травмирующие, непродуктивные, конфликтогенные. Чтобы найти общий язык с ребенком, учителю необходимо кардинально изменить свое отношение, занять положительную позицию, не надеясь на сиюминутную благоприятную трансформацию взаимоотношений. 3. Односторонние положительно-отрицательные взаимоотношения как асимметричный вариант отличаются неустойчивостью, нестабильностью. Учитель и учащиеся с негативной установкой склонны ожидать такого же отношения к себе. Отсюда неадекватность, предвзятость поведенческих реакций. В свою очередь, положительно настроенный педагог, наталкиваясь на негативизм школьников, может потерять самоконтроль. Чтобы предотвратить эскалацию межличностного напряжения, ему необходимо преодолеть себя, не «зацикливаться» на обидах, обрести внутреннее и внешнее спокойствие, не опускаясь до сведения счетов с учащимися. 4. При односторонних противоречиво положительных взаимоотношениях, когда очевидны колебания между симпатией и антипатией, имеется объективная психологическая основа для сотрудничества. Решающую роль играют поведенческая реакция учителя, его терпимость и такт. 5. Односторонние противоречиво отрицательные отношения не исключают согласия и конструктивности совместных действий. Однако педагогу важно усилить положительную позицию учащихся, найти способы сближения. 6. Взаимно противоречивые отношения являются потенциально деструктивными. Чтобы наладить межличностные контакты, педагогу необходимо преодолеть обоюдную настороженность и тревожность. 7. Обезличенные, т.е. объект-объектные, отношения являются педагогически неполноценными. Формальные контакты не только свидетельствуют о взаимном равнодушии, но и провоцируют немотивированные вспышки агрессии учащихся. Для осознания особенностей взаимоотношений педагога и ребенка в современных условиях необходимо учитывать, что призыв к ненасилию, толерантности все более и более овладевает умами общественности и заставляет задуматься об организации педагогически целесообразных отношений с детьми в образовательном процессе именно с этих позиций. Одной из важных составляющих профессионализма педагога является умение формировать у детей опыт взаимодействия между людьми, социальными группами, общественными объединениями и государствами, т.е. умение вести диалог, успешные переговоры, проявление стремления к справедливости, толерантности. Всему этому может научиться ребенок только во взаимодействии со взрослыми и прежде всего, с педагогами, которым присущи именно такие качества. Представляется уместным обозначить следующие подходы во взаимоотношениях педагога и воспитанников. 1. Дети должны быть услышаны. Педагогу необходимо создавать условия для того, чтобы у его воспитанников была реальная возможность говорить о своих правах и отстаивать их в образовательном процессе. В последнее время появились «школьные парламенты», участвуя в которых, дети стали выполнять посильные для них задачи, связанные как с работой учебных заведений, так и с жизнью социума, окружающего школу. «Стажируясь во власти» в различных формах детского самоуправления, дети учатся понимать, что они подотчетны тем, кто их избрал, и несут перед ними ответственность, усваивают, что выборная должность налагает определенные обязательства и требует исполнения обещаний и соответствующих обязанностей. 2. Дети должны быть участниками весьма широкого спектра видов деятельности: познавательной, творческой, информационной, коммуникативной, аналитической, спортивной и пр. Участие детей предполагает, что активность педагогов будет направлена на инициирование и поддержку активности детей в большей степени, чем на реализацию собственных, т.е. «взрослых», представлений о том, как обустроить социальное пространство для жизнедеятельности детей. В любом возрасте дети способны на большее, чем принято считать, и, как правило, они справляются с поставленными перед ними задачами, если взрослые тактично, ненавязчиво, но заинтересованно и со знанием дела им помогают. 3. Дети должны проявлять активность в образовательном процессе. В мировом педагогическом сообществе расширяется практика преподавания, которая способствует активизации участия детей в процессе их собственного образования, стимулирует их интерес к самообразованию. Педагог должен обязательно учитывать, что приоритетное значение для развивающегося ребенка имеют игры, досуг, свободное общение со сверстниками и взрослыми, причем на все это ребенок имеет неотъемлемое право, а сами игры, досуг и общение таят в себе огромные возможности и для собственного развития детей, и для изменения их жизни к лучшему, и для активного обучения. Педагоги в своих взаимоотношениях и взаимодействии с детьми должны учитывать наличие таких факторов, форм и средств проявления детской активности: ♦ детское движение, наличие, характер которого в обществе характеризует степень демократического развития самого общества; ♦ ценности и идеалы детства, детская субкультура; ♦ права ребенка во всей их совокупности, зафиксированные в Конвенции ООН «О правах ребенка»; ♦ детский отдых в различных формах; ♦ детская игра; ♦ детская дружба; ♦ детский романтизм; ♦ символика и атрибутика детских сообществ; ♦ коллективы детей как модели общественной жизни взрослых; ♦ опыт и практика деятельности детских сообществ; ♦ детское законотворчество (уставы, правила, торжественные обещания детских организаций и пр.); ♦ социально значимая деятельность ребенка и детских сообществ; ♦ нравственно-правовое пространство ребенка и детства. Дети нуждаются в педагогической поддержке их инициатив. В этом отношении велика, естественно, роль личности педагога - лидера и организатора их жизнедеятельности. Если он будет носителем позитивных ценностей, то за счет своих лидерских качеств и организаторских способностей в значительной мере будет влиять как на оздоровление ситуации внутри детского сообщества, так и на процесс формирования позитивного отношения к детскому миру с его субкультурой в мире взрослых. Как показывает практика, ценностные ориентации педагогов весьма разнообразны, но в этом разнообразии они должны быть подчинены общечеловеческим ценностям, в противном случае неминуемы серьезные личностные деформации как у педагогов, так и у вверенных их заботам воспитанников. Ответственность за детей, их жизнь, здоровье, физическое, психическое и социальное развитие - не только аксиома гуманистической педагогики, не только правовой принцип организации взаимоотношений педагогов и воспитанников, но и одно из профессионально значимых качеств личности педагога. Создание условий для формирования ценностного пространства ребенка не только реализует личностные потребности детей, но и является приоритетной сферой интересов всех участников образовательного процесса, реализующих задачи социализации и воспитания личности. Педагогу необходимо очень хорошо знать детей и их мир для того, чтобы не навредить, а помочь ребенку, для того, чтобы сотрудничать с ним, а не конфликтовать, для того, чтобы понимать и прощать его, быть требовательным и вести за собой, четко зная и информируя ребенка о том, куда и зачем. Важной личностной характеристикой профессионального педагога является педагогический интерес, предполагающий тонкое прикосновение к нравственному миру ребенка, умение видеть его проблемы не только и не столько с позиции взрослого, сколько с позиции самого ребенка. Педагог должен замечать, задумываться и находить ответы на вопросы, почему ваш воспитанник в гневе, агрессивен (ругается или дерется), впал в истерику, испытывает радость или негодует, жалуется, ябедничает, вечно или иногда чего-то просит, чего-то боится. Обидчивость, а тем более мстительность педагога в ответ на неадекватные, слишком эмоциональные реакции воспитанников — признак его профессиональной несостоятельности. Нравственный мир детства представлен разнообразным спектром моральных чувств детей. Они индивидуально-личностно относятся к злу и добру, справедливости и несправедливости, предательству и верности. Дети по-разному понимают эти категории и в соответствии с пониманием по-разному строят свои отношения и совершают поступки. В этом виртуальном мире детства бушует бездонный океан их фантазии. (Не путать со лживостью, хотя детские фантазии иногда для взрослого неотличимы от лжи. Кто забыл, как это выглядит, советуем перечитать «Денискины рассказы» Драгунского). Детям в условиях морального хаоса и неразберихи, царящих на телеэкранах и в их неокрепших душах, очень нужен внимательный, чуткий и мудрый педагог, понимающий и способный принять детские фантазии не как ложь, а как один из способов их внутреннего миросозидания и миропознавания. В детском мире есть такая область, как религиозность. Педагог должен уважительно относиться к этой важной стороне жизни потому, что есть такая демократическая категория, как свобода совести. Нельзя допускать даже ненароком оскорбления религиозных чувств. В последние годы в отечественной педагогике сформировался сравнительно новый раздел — религиозная педагогика, в котором представлены такие особые направления, как христианская педагогика, педагогика ислама и т.д. Религия и церковь долгое время аккумулировали народную мудрость и этнопедагогические знания. Педагогу стоит открыть для себя этот, возможно, новый для него пласт человеческой культуры, для чего рекомендуем ознакомиться с интересным, необычным словарем, собравшим категории, которыми мыслят верующие дети-христиане, и многие из которых было бы полезно усвоить неверующим детям. Важным требованием к личности педагога является знание и умение по крайней мере нейтрализовать угрозы детству со стороны окружающего мира, поскольку он далеко не безоблачен, умение оказать своевременную и действенную помощь и поддержку ребенку, попавшему в сложную ситуацию, среди которых: ♦ социальные и психологические конфликты; ♦ нужда и бедность; ♦ алкоголизм и наркомания; ♦ насилие и дискриминация; ♦ этнические и национальные проблемы; ♦ преступления и правонарушения; ♦ инвалидность; ♦ сиротство; ♦ родительская жестокость. Профессионализм педагога формируется в процессе изучения и осмысления научной информации о ребенке. Ребенок как объект научного познания един и целостен, но изучается он в рамках многих наук. Каждая наука изучает ребенка со своих позиций, что позволяет всесторонне понять ребенка в его единстве и целостности. 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса Общество, доверив педагогам важнейшее дело обучения и воспитания детей, наделило их широким спектром прав и обязанностей, что влечет за собой ответственность за их соблюдение. Требования к профессии предполагают наличие у педагога ответственности как одного из важнейших профессионально значимых качеств. Ответственность как свойство личности характеризуется высокоразвитым умением принимать обоснованные решения, наличием чувства долга, умением предвидеть последствия своих действий и готовностью отвечать за них. Осознание личной ответственности за процесс и результат собственной профессиональной деятельности необходимо будущему педагогу уже на первых этапах профессионального становления. Оно создает предпосылки для профессионального саморазвития, для добросовестного и активного овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками. Одним из важнейших признаков зрелости педагога в организации взаимоотношений участников образовательного процесса выступает умение обеспечивать функционирование правового пространства детства. В трудах З.К.Шнекендорфа подчеркивается, что «дети оказываются в исключительно уязвимом положении, когда им приходится отстаивать свои права, поскольку они не имеют права голоса, не пользуются влиянием ни в одном из могущественных лобби или учреждений, способных добиваться политических и экономических изменений. Дети особенно уязвимы в тех случаях, когда их права нарушаются, поскольку практически лишены возможности обратиться за советом или защитой к независимым организациям или лицам. Если же они и обращаются с жалобой, к ней относятся с гораздо меньшим вниманием, чем к жалобам взрослых». У детей есть права и свободы, закрепленные в Конвенции ООН «О правах ребенка». Но этот документ составлен для взрослых, которые должны сформировать у себя современные представления о гражданских правах и свободах детей. С учетом того, что система образования в полном смысле этого слова выступает как социогенный институт, через который проходит все общество, правовая грамотность педагога становится необходимым фактором движения нашей страны к правовому государству. Будучи не только носителем, но и транслятором позитивного социального опыта, педагог обязан выступать гарантом обеспечения прав воспитанников, находящихся в правовом поле образовательной системы. В этой связи знание педагогом законодательной базы современного российского образования является одним из наиболее приоритетных требований к уровню его профессиональной компетентности. Как известно, законодательство России в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации в области образования. Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 г. (его редакция обновляется практически ежегодно), занимает центральное место в законодательстве об образовании. Он устанавливает общие принципы и правила, которые регулируют все виды правоотношений в области образования, возникающих между работниками сферы управления образованием, педагогическими работниками, обучающимися и их родителями. Важнейшей задачей закона является определение объема прав гражданина России на образование и порядка реализации этих прав. Рассмотрим основные положения правового регулирования в области образования. Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны — Конституции (ст. 43) и в федеральном Законе «Об образовании» (ст. 1). Образование должно осуществляться в соответствии с законодательством и нормами международного права. В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли отражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН «О правах ребенка», Декларации ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации по различным аспектам подготовки и положении учителей начальных и средних школ и других международных документов. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Государство берет на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путем создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Оно гарантирует гражданам получение бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатного (в случае, если это образование получается первый раз) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Государственная политика в области образования исходит из принципов: ♦ гуманистического и светского характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; ♦ свободы и плюрализма в образовании; ♦ демократического, государственно-общественного характера управления образованием. Гуманистический характер образования обусловливает его обращенность к потребностям, интересам, психофизиологическим возможностям личности, направленность образовательного процесса на развитие личности и общества, формирование чувства терпимости и стремления к сотрудничеству в отношениях между людьми. Светский характер образования означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного воздействия и основывается на свободе совести гражданка также на том, что Российская Федерация, согласно ст. 14 ее Конституции, является светским государством. Принцип приоритета общечеловеческих ценностей означает, прежде всего, определение того, что выступает в качестве таких ценностей для всего человечества. Под общечеловеческими понимаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизованного развития, а именно: Жизнь, Добро, Истина и Красота (Гармония). Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на понимании цели воспитания как воспитание свободного человека. Свобода человека как осознанная необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, определяется свободой воли, т.е. тем, насколько его намерения и поступки обусловлены внешними факторами. Свобода одного человека всегда связана с ограничением свободы другого, следовательно, уважение другого человека, который свободен быть самим собой, есть уважение самого себя. Правам и социальной защите обучающихся, воспитанников посвящена ст. 50 Закона РФ «Об образовании», целью которой является законодательное закрепление основных прав и мер социальной защиты данной категории граждан. В числе общих прав в сфере образования данная статья, прежде всего, подтверждает такие конституционные права и свободы граждан как: ♦ право на уважение человеческого достоинства, ♦ право на свободу совести, информации, ♦ право на свободное выражение собственных мнений и убеждений, ♦ право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом. Большое внимание в статье уделено перечислению собственно образовательных прав, которыми обладают учащиеся всех образовательных учреждений независимо от их типа и вида, уровня и направленности, организационно-правовых форм. В пп.2 и 4 закреплены общие для всех граждан права на выбор образовательного учреждения и формы получения образования, на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением. Исключительную важность для характеристики общих прав граждан имеет п.7 данной статьи, где раскрывается содержание права на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Права работников образовательных учреждений и их социальные гарантии и льготы раскрываются в ст. 55 Закона РФ «Об образовании». Самому же педагогу, кроме этого, необходимо знать права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего, а также родителей или лиц, их заменяющих. В Рекомендациях специальной межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросу о статусе учителей от 05.10.66 признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного общества. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена общественным уважением. В п. 1. ст. 44 Конституции Российской Федерации преподавание отнесено к творческой деятельности. Как творческая деятельность оно разрешается по совместительству с выборными должностями в представительных органах власти, судах и даже на государственной службе. Для успешного осуществления взаимоотношений между педагогами и учениками работникам образовательного учреждения как непосредственным участникам образовательного процесса необходимо также знать и уметь пользоваться своими правами и прилагать все усилия к обеспечению четкого выполнения своих обязанностей. Как мы уже отмечали, в своей профессиональной деятельности педагог связан прежде всего с учащимися, воспитанниками. Однако круг общения педагога значительно шире. Важную роль в воспитании подрастающего поколения также играет профессионально грамотное взаимодействие педагога со своими коллегами, с родителями учащихся, воспитанников, с администрацией образовательного учреждения, другими лицами, имеющими то или иное отношение к обучению и воспитанию обучающихся. Несмотря на важность взаимодействия на всех указанных уровнях следует сказать, что по степени значимости на первое место выходят отношения «педагог - воспитанник»; именно они играют в учебно-воспитательном процессе определяющую роль. Структура отношений «педагог — воспитанник» представляет собой систему социальных связей, начиная от самых простых пространственных, психических и социальных контактов и до самых сложных социальных действий и взаимоотношений, имеющих устойчивый характер. Отношения между ними не выбираются, а диктуются необходимостью: для педагога — работать, воспитывать, учить, а для подрастающего поколения — учиться, развиваться, самовоспитываться. Взаимоотношения между педагогом и ребенком необходимо рассматривать с той точки зрения, что во взаимодействии с воспитанниками наставник непременно должен выступать как высоконравственная личность — носитель долга, совести, чести, добра, справедливости. Настоящий педагог является примером для детей и их родителей, а взаимоотношения между ним и воспитанником выступают как базис процесса обучения и воспитания. Философ и педагог Джон Локк так писал о значении примера учителя: «Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями... Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров...» Стержневым компонентом, пронизывающим всю систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося. Педагогическая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировавшейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение педагога к учащемуся, воспитаннику как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающих основание проектировать социально значимые черты личности ребенка. Практически ни у кого из педагогов нравственное требование — уважение к личности учащегося — открыто не вызывает возражений. Однако на практике нередко встречается нарушение этой нормы, что свидетельствует о трудностях, которые педагогу приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отношение к ребенку как личности требует затрат нервной энергии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэтому уважать каждого учащегося и видеть в нем личность — это сложная работа ума и сердца настоящего педагога. 1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ Проблемы и перспективы педагогической профессии закономерно связаны с проблемами образования, поскольку именно носители этой профессии обеспечивают функционирование всех компонентов системы образования, отвечая за грамотное управление процессом образования и достижение его целей. Какими видятся нам проблемы российского образования в начале XXI в.? Проблема эффективности образования. Понятие «эффективность» в самой общей форме обозначает степень приближения к максимальному или оптимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек. Среди теоретиков и практиков еще очень сильна тенденция рассматривать сферу образования в экономическом отношении лишь как потребляющую национальный доход, но не участвующую в его создании. Тем самым за образованием признается только его социальная эффективность. С этим подходом связан так называемый принцип остаточного финансирования образования. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказывающих достаточно высокую народохозяйственную эффективность образования. Образование действительно может быть экономически выгодным, высокорентабельным делом. Достижение необходимых обществу определенных социальных и экономических результатов составляет смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности. В отличие от прочих отраслей народного хозяйства результаты образования выражаются не в создании каких-либо средств улучшения жизни людей, а непосредственно в совершенствовании и развитии самого человека. В результате организованного образовательного процесса резко повышается и экономическая, и социальная отдача человека. Признание исключительной значимости научно-образовательного потенциала как фактора социально-экономического развития современных обществ не должно скрывать острых противоречий, нерешенных проблем в сфере образования. Причины неудовлетворительного положения дел в этой сфере связаны с усилением технократических тенденций, игнорированием гуманистических аспектов, недооценкой личностного фактора. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизм - одна из фундаментальнейших характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Это не только не исключает, но и предполагает как диалектическую противоположность антигуманизм, означающий отношение одного человека к другому как к средству своей жизни, средству удовлетворения эгоистических целей и потребностей. Противостояние и активное взаимодействие антиподов - гуманизма и антигуманизма - пронизывает всю историю человечества. Тем не менее, гуманистические тенденции в образовании неуклонно нарастают в общественном сознании. Гуманистические идеи могут распространяться и утверждаться в жизни общества лишь через просвещение и образование. Но и само образование и как социальный институт, и как образовательный процесс, и как результат педагогической деятельности должно отвечать принципам гуманизации. Одним из путей гуманизации образования является его гуманитаризация. Однако гуманитаризация образования не всегда означает его гуманизацию, поскольку гуманитарные дисциплины могут быть наполнены и антигуманистическим содержанием. Негуманно, к примеру, создавать ситуацию учебной перегрузки, ведущей к переутомлению, заставляя учащихся под видом гуманитаризации изучать увеличивающиеся объемы учебного материала по общественным наукам. Образовательные ценности и проблема образования как личностной ценности. Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничить содержание образовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа ценностных (аксиологических) ориентации неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем. Для преодоления недостатков первого и второго типов образования необходима ориентация на культурно-гуманистические ценности в разработке образовательных проектов. Современный человек должен понимать динамику процессов природного и социального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки. Как известно, образование является общечеловеческой ценностью. Однако образование наряду с другими общечеловеческими ценностями на индивидуально-личностном уровне признается в разной степени. «Очевидно, что отношение человека к образованию во многом зависит от того, насколько вознаграждается — и прежде всего чисто материально — образованность, насколько достоин образ жизни учащих и учащихся. Во всех странах, и у нас в России тоже, сейчас все более признается личностная ценность образования. Иными словами, образование - это не только «подготовка кадров», оно важно для самого человека». На отношение человека к образованию как к личностной ценности влияют и общая направленность личности, личностная шкала ценностей, опыт образовательной успешности на предыдущих этапах образования, отношение к образованию «значимых других». Ценность образования, ранг которой в системе ценностей молодежи несколько снизился в начале 90-х годов, вновь повышается, при этом достаточно устойчивым становится прагматический подход к образованию, прослеживается тенденция рассматривать образование как средство получения материальных благ и удовольствий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 3720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.249 (0.019 с.) |