Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка



Особенности педагогической профессии наиболее ярко раскрываются при анализе проблемы взаимоотношений педагога и ребенка. Взаимоотношения педагога и ребенка — это тип межличностных отношений, сущность которых со­стоит во взаимном эмоциональном контакте, совместных действиях, поведенческой связи, существующей между не­посредственными участниками педагогического процесса в ходе решения задач образования, воспитания и развития.

Взаимоотношения формируются в непосредственном взаимодействии «лицом к лицу» на уроке, на перемене, на экскурсии или утреннике, т.е. в ситуациях формально­го (регламентированного) и неформального (свободно­го) общения. Они составляют внутреннюю и не всегда за­метную сторону педагогического взаимодействия, отра­жая потребностно-мотивационную сферу личности педа­гога и воспитанника.

Проблемы межличностных отношений педагога и ребен­ка рассматривались многими исследователями, среди ко­торых Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский (Учитель и дет­ский коллектив. — Мн., 1975), А. Ершов (Взгляд психоло­га на активность человека. — М., 1991), И.И. Рыданова и др.

И.И. Рыданова, в частности, предложила следующую типологию межличностных взаимоотношений в контек­сте общения учителя с учащимися.

1. Взаимно положительные отношения являются безуслов­но оптимальным вариантом, обеспечивая психологи­ческую совместимость взаимодействующих сторон.

2. Взаимно отрицательные отношения выступают как вза­имно травмирующие, непродуктивные, конфликтогенные. Чтобы найти общий язык с ребенком, учителю не­обходимо кардинально изменить свое отношение, занять положительную позицию, не надеясь на сиюминутную благоприятную трансформацию взаимоотношений.

3. Односторонние положительно-отрицательные взаимоот­ношения как асимметричный вариант отличаются неустойчивостью, нестабильностью. Учитель и учащиеся с негативной установкой склонны ожидать такого же отношения к себе. Отсюда неадекватность, предвзятость поведенческих реакций. В свою очередь, положительно настроенный педагог, наталкиваясь на негативизм школьников, может потерять самоконтроль. Чтобы пре­дотвратить эскалацию межличностного напряжения, ему необходимо преодолеть себя, не «зацикливаться» на оби­дах, обрести внутреннее и внешнее спокойствие, не опус­каясь до сведения счетов с учащимися.

4. При односторонних противоречиво положительных взаи­моотношениях, когда очевидны колебания между симпа­тией и антипатией, имеется объективная психологичес­кая основа для сотрудничества. Решающую роль играют поведенческая реакция учителя, его терпимость и такт.

5. Односторонние противоречиво отрицательные отноше­ния не исключают согласия и конструктивности совме­стных действий. Однако педагогу важно усилить поло­жительную позицию учащихся, найти способы сбли­жения.

6. Взаимно противоречивые отношения являются потенци­ально деструктивными. Чтобы наладить межличностные контакты, педагогу необходимо преодолеть обоюдную настороженность и тревожность.

7. Обезличенные, т.е. объект-объектные, отношения явля­ются педагогически неполноценными. Формальные контакты не только свидетельствуют о взаимном рав­нодушии, но и провоцируют немотивированные вспыш­ки агрессии учащихся.

Для осознания особенностей взаимоотношений педа­гога и ребенка в современных условиях необходимо учи­тывать, что призыв к ненасилию, толерантности все более и более овладевает умами общественности и заставляет задуматься об организации педагогически целесообразных отношений с детьми в образовательном процессе именно с этих позиций.

Одной из важных составляющих профессионализма педагога является умение формировать у детей опыт взаи­модействия между людьми, социальными группами, об­щественными объединениями и государствами, т.е. уме­ние вести диалог, успешные переговоры, проявление стремления к справедливости, толерантности. Всему этому может научиться ребенок только во взаимодействии со взрослыми и прежде всего, с педагогами, которым прису­щи именно такие качества.

Представляется уместным обозначить следующие под­ходы во взаимоотношениях педагога и воспитанников.

1. Дети должны быть услышаны.

Педагогу необходимо создавать условия для того, чтобы у его воспитанников была реальная возможность говорить о своих правах и отстаивать их в образовательном процессе.

В последнее время появились «школьные парламенты», участвуя в которых, дети стали выполнять посильные для них задачи, связанные как с работой учебных заведений, так и с жизнью социума, окружающего школу. «Стажиру­ясь во власти» в различных формах детского самоуправле­ния, дети учатся понимать, что они подотчетны тем, кто их избрал, и несут перед ними ответственность, усваива­ют, что выборная должность налагает определенные обя­зательства и требует исполнения обещаний и соответству­ющих обязанностей.

2. Дети должны быть участниками весьма широкого спектра видов деятельности: познавательной, творческой, информационной, коммуникативной, аналитической, спортивной и пр.

Участие детей предполагает, что активность педагогов будет направлена на инициирование и поддержку актив­ности детей в большей степени, чем на реализацию соб­ственных, т.е. «взрослых», представлений о том, как обу­строить социальное пространство для жизнедеятельности детей. В любом возрасте дети способны на большее, чем принято считать, и, как правило, они справляются с по­ставленными перед ними задачами, если взрослые так­тично, ненавязчиво, но заинтересованно и со знанием дела им помогают.

3. Дети должны проявлять активность в образователь­ном процессе.

В мировом педагогическом сообществе расширяется практика преподавания, которая способствует активиза­ции участия детей в процессе их собственного образова­ния, стимулирует их интерес к самообразованию.

Педагог должен обязательно учитывать, что приори­тетное значение для развивающегося ребенка имеют игры, досуг, свободное общение со сверстниками и взрослыми, причем на все это ребенок имеет неотъемлемое право, а сами игры, досуг и общение таят в себе огромные воз­можности и для собственного развития детей, и для из­менения их жизни к лучшему, и для активного обучения. Педагоги в своих взаимоотношениях и взаимодействии с детьми должны учитывать наличие таких факторов, форм и средств проявления детской активности:

♦ детское движение, наличие, характер которого в обще­стве характеризует степень демократического развития самого общества;

♦ ценности и идеалы детства, детская субкультура;

♦ права ребенка во всей их совокупности, зафиксиро­ванные в Конвенции ООН «О правах ребенка»;

♦ детский отдых в различных формах;

♦ детская игра;

♦ детская дружба;

♦ детский романтизм;

♦ символика и атрибутика детских сообществ;

♦ коллективы детей как модели общественной жизни взрослых;

♦ опыт и практика деятельности детских сообществ;

♦ детское законотворчество (уставы, правила, торжествен­ные обещания детских организаций и пр.);

♦ социально значимая деятельность ребенка и детских сообществ;

♦ нравственно-правовое пространство ребенка и детства. Дети нуждаются в педагогической поддержке их иници­атив. В этом отношении велика, естественно, роль лично­сти педагога - лидера и организатора их жизнедеятельно­сти. Если он будет носителем позитивных ценностей, то за счет своих лидерских качеств и организаторских способ­ностей в значительной мере будет влиять как на оздоров­ление ситуации внутри детского сообщества, так и на про­цесс формирования позитивного отношения к детскому миру с его субкультурой в мире взрослых. Как показывает практика, ценностные ориентации педагогов весьма раз­нообразны, но в этом разнообразии они должны быть под­чинены общечеловеческим ценностям, в противном слу­чае неминуемы серьезные личностные деформации как у педагогов, так и у вверенных их заботам воспитанников.

Ответственность за детей, их жизнь, здоровье, физическое, психическое и социальное развитие - не только аксиома гуманистической педагогики, не только правовой прин­цип организации взаимоотношений педагогов и воспитан­ников, но и одно из профессионально значимых качеств личности педагога.

Создание условий для формирования ценностного про­странства ребенка не только реализует личностные по­требности детей, но и является приоритетной сферой ин­тересов всех участников образовательного процесса, реа­лизующих задачи социализации и воспитания личности.

Педагогу необходимо очень хорошо знать детей и их мир для того, чтобы не навредить, а помочь ребенку, для того, чтобы сотрудничать с ним, а не конфликтовать, для того, чтобы понимать и прощать его, быть требователь­ным и вести за собой, четко зная и информируя ребенка о том, куда и зачем.

Важной личностной характеристикой профессиональ­ного педагога является педагогический интерес, предпо­лагающий тонкое прикосновение к нравственному миру ребенка, умение видеть его проблемы не только и не столько с позиции взрослого, сколько с позиции самого ребенка.

Педагог должен замечать, задумываться и находить от­веты на вопросы, почему ваш воспитанник в гневе, агрес­сивен (ругается или дерется), впал в истерику, испытыва­ет радость или негодует, жалуется, ябедничает, вечно или иногда чего-то просит, чего-то боится. Обидчивость, а тем более мстительность педагога в ответ на неадекватные, слишком эмоциональные реакции воспитанников — при­знак его профессиональной несостоятельности.

Нравственный мир детства представлен разнообразным спектром моральных чувств детей. Они индивидуально-личностно относятся к злу и добру, справедливости и неспра­ведливости, предательству и верности. Дети по-разному по­нимают эти категории и в соответствии с пониманием по-разному строят свои отношения и совершают поступки.

В этом виртуальном мире детства бушует бездонный океан их фантазии. (Не путать со лживостью, хотя дет­ские фантазии иногда для взрослого неотличимы от лжи. Кто забыл, как это выглядит, советуем перечитать «Денискины рассказы» Драгунского). Детям в условиях мо­рального хаоса и неразберихи, царящих на телеэкранах и в их неокрепших душах, очень нужен внимательный, чут­кий и мудрый педагог, понимающий и способный при­нять детские фантазии не как ложь, а как один из спосо­бов их внутреннего миросозидания и миропознавания.

В детском мире есть такая область, как религиозность. Педагог должен уважительно относиться к этой важной стороне жизни потому, что есть такая демократическая категория, как свобода совести. Нельзя допускать даже ненароком оскорбления религиозных чувств.

В последние годы в отечественной педагогике сформи­ровался сравнительно новый раздел — религиозная педа­гогика, в котором представлены такие особые направле­ния, как христианская педагогика, педагогика ислама и т.д. Религия и церковь долгое время аккумулировали на­родную мудрость и этнопедагогические знания. Педагогу стоит открыть для себя этот, возможно, новый для него пласт человеческой культуры, для чего рекомендуем оз­накомиться с интересным, необычным словарем, собрав­шим категории, которыми мыслят верующие дети-хрис­тиане, и многие из которых было бы полезно усвоить не­верующим детям.

Важным требованием к личности педагога является знание и умение по крайней мере нейтрализовать угрозы детству со стороны окружающего мира, поскольку он да­леко не безоблачен, умение оказать своевременную и дей­ственную помощь и поддержку ребенку, попавшему в слож­ную ситуацию, среди которых:

♦ социальные и психологические конфликты;

♦ нужда и бедность;

♦ алкоголизм и наркомания;

♦ насилие и дискриминация;

♦ этнические и национальные проблемы;

♦ преступления и правонарушения;

♦ инвалидность;

♦ сиротство;

♦ родительская жестокость.

Профессионализм педагога формируется в процессе изучения и осмысления научной информации о ребенке. Ребенок как объект научного познания един и целостен, но изучается он в рамках многих наук. Каждая наука изу­чает ребенка со своих позиций, что позволяет всесторон­не понять ребенка в его единстве и целостности.

1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса

Общество, доверив педагогам важнейшее дело обуче­ния и воспитания детей, наделило их широким спектром прав и обязанностей, что влечет за собой ответственность за их соблюдение. Требования к профессии предполагают наличие у педагога ответственности как одного из важ­нейших профессионально значимых качеств.

Ответственность как свойство личности характеризует­ся высокоразвитым умением принимать обоснованные ре­шения, наличием чувства долга, умением предвидеть по­следствия своих действий и готовностью отвечать за них. Осознание личной ответственности за процесс и результат собственной профессиональной деятельности необходимо будущему педагогу уже на первых этапах профессиональ­ного становления. Оно создает предпосылки для професси­онального саморазвития, для добросовестного и активного овладения профессиональными знаниями, умениями и на­выками.

Одним из важнейших признаков зрелости педагога в организации взаимоотношений участников образователь­ного процесса выступает умение обеспечивать функцио­нирование правового пространства детства.

В трудах З.К.Шнекендорфа подчеркивается, что «дети оказываются в исключительно уязвимом положении, когда им приходится отстаивать свои права, поскольку они не имеют права голоса, не пользуются влиянием ни в одном из могущественных лобби или учреждений, способных до­биваться политических и экономических изменений. Дети особенно уязвимы в тех случаях, когда их права наруша­ются, поскольку практически лишены возможности об­ратиться за советом или защитой к независимым органи­зациям или лицам. Если же они и обращаются с жалобой, к ней относятся с гораздо меньшим вниманием, чем к жалобам взрослых».

У детей есть права и свободы, закрепленные в Конвенции ООН «О правах ребенка». Но этот документ составлен для взрослых, которые должны сформировать у себя современ­ные представления о гражданских правах и свободах детей.

С учетом того, что система образования в полном смыс­ле этого слова выступает как социогенный институт, че­рез который проходит все общество, правовая грамот­ность педагога становится необходимым фактором дви­жения нашей страны к правовому государству. Будучи не только носителем, но и транслятором позитивного со­циального опыта, педагог обязан выступать гарантом обеспечения прав воспитанников, находящихся в право­вом поле образовательной системы. В этой связи знание педагогом законодательной базы современного россий­ского образования является одним из наиболее приори­тетных требований к уровню его профессиональной ком­петентности.

Как известно, законодательство России в области об­разования включает в себя Конституцию Российской Фе­дерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации в области обра­зования. Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 г. (его редакция обновляется практически ежегодно), зани­мает центральное место в законодательстве об образова­нии. Он устанавливает общие принципы и правила, кото­рые регулируют все виды правоотношений в области об­разования, возникающих между работниками сферы уп­равления образованием, педагогическими работниками, обучающимися и их родителями. Важнейшей задачей за­кона является определение объема прав гражданина Рос­сии на образование и порядка реализации этих прав.

Рассмотрим основные положения правового регулиро­вания в области образования. Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны — Конституции (ст. 43) и в федеральном Законе «Об образовании» (ст. 1).

Образование должно осуществляться в соответствии с законодательством и нормами международного права. В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли от­ражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН «О правах ребен­ка», Декларации ООН о распространении среди молоде­жи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонима­ния между народами, Конвенции о борьбе с дискрими­нацией в области образования, рекомендации по раз­личным аспектам подготовки и положении учителей начальных и средних школ и других международных до­кументов.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием не до­пускается создание и деятельность организационных струк­тур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).

Школьная дисциплина должна поддерживаться с по­мощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Государство берет на себя обязанность обеспечить каж­дому человеку должное образование путем создания сис­темы образовательных учреждений и соответствующих ус­ловий для их деятельности. Оно гарантирует гражданам получение бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессио­нального образования, а на конкурсной основе - бесплат­ного (в случае, если это образование получается первый раз) среднего, высшего и послевузовского профессиональ­ного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Государственная политика в области образования ис­ходит из принципов:

♦ гуманистического и светского характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здо­ровья человека, свободного развития личности;

♦ свободы и плюрализма в образовании;

♦ демократического, государственно-общественного ха­рактера управления образованием.

Гуманистический характер образования обусловливает его обращенность к потребностям, интересам, психофи­зиологическим возможностям личности, направленность образовательного процесса на развитие личности и обще­ства, формирование чувства терпимости и стремления к сотрудничеству в отношениях между людьми.

Светский характер образования означает свободу госу­дарственного, муниципального образовательного учреж­дения от прямого религиозного воздействия и основыва­ется на свободе совести гражданка также на том, что Рос­сийская Федерация, согласно ст. 14 ее Конституции, яв­ляется светским государством.

Принцип приоритета общечеловеческих ценностей оз­начает, прежде всего, определение того, что выступает в качестве таких ценностей для всего человечества.

Под общечеловеческими понимаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в ус­ловиях любых общественно-исторических изменений ци­вилизованного развития, а именно: Жизнь, Добро, Исти­на и Красота (Гармония).

Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на понимании цели воспитания как воспи­тание свободного человека. Свобода человека как осоз­нанная необходимость действовать в соответствии с нор­мами, правилами, законами общества, определяется сво­бодой воли, т.е. тем, насколько его намерения и поступки обусловлены внешними факторами. Свобода одного че­ловека всегда связана с ограничением свободы другого, следовательно, уважение другого человека, который сво­боден быть самим собой, есть уважение самого себя.

Правам и социальной защите обучающихся, воспитан­ников посвящена ст. 50 Закона РФ «Об образовании», це­лью которой является законодательное закрепление ос­новных прав и мер социальной защиты данной категории граждан. В числе общих прав в сфере образования данная статья, прежде всего, подтверждает такие конституцион­ные права и свободы граждан как:

♦ право на уважение человеческого достоинства,

♦ право на свободу совести, информации,

♦ право на свободное выражение собственных мнений и убеждений,

♦ право на свободное посещение мероприятий, не пре­дусмотренных учебным планом.

Большое внимание в статье уделено перечислению соб­ственно образовательных прав, которыми обладают уча­щиеся всех образовательных учреждений независимо от их типа и вида, уровня и направленности, организацион­но-правовых форм. В пп.2 и 4 закреплены общие для всех граждан права на выбор образовательного учреждения и формы получения образования, на получение образова­ния в соответствии с государственными образовательны­ми стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение допол­нительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением.

Исключительную важность для характеристики общих прав граждан имеет п.7 данной статьи, где раскрывается содержание права на получение бесплатного начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего и на­чального профессионального образования.

Права работников образовательных учреждений и их социальные гарантии и льготы раскрываются в ст. 55 За­кона РФ «Об образовании». Самому же педагогу, кроме этого, необходимо знать права, обязанности и ответствен­ность несовершеннолетнего, а также родителей или лиц, их заменяющих.

В Рекомендациях специальной межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросу о статусе учителей от 05.10.66 признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного обще­ства. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена обще­ственным уважением.

В п. 1. ст. 44 Конституции Российской Федерации пре­подавание отнесено к творческой деятельности. Как твор­ческая деятельность оно разрешается по совместительству с выборными должностями в представительных органах власти, судах и даже на государственной службе.

Для успешного осуществления взаимоотношений меж­ду педагогами и учениками работникам образовательного учреждения как непосредственным участникам образова­тельного процесса необходимо также знать и уметь пользо­ваться своими правами и прилагать все усилия к обеспе­чению четкого выполнения своих обязанностей.

Как мы уже отмечали, в своей профессиональной дея­тельности педагог связан прежде всего с учащимися, вос­питанниками. Однако круг общения педагога значительно шире. Важную роль в воспитании подрастающего поколения также играет профессионально грамотное взаимодействие педагога со своими коллегами, с родителями учащихся, вос­питанников, с администрацией образовательного учрежде­ния, другими лицами, имеющими то или иное отношение к обучению и воспитанию обучающихся. Несмотря на важ­ность взаимодействия на всех указанных уровнях следует сказать, что по степени значимости на первое место выхо­дят отношения «педагог - воспитанник»; именно они игра­ют в учебно-воспитательном процессе определяющую роль. Структура отношений «педагог — воспитанник» представля­ет собой систему социальных связей, начиная от самых про­стых пространственных, психических и социальных контак­тов и до самых сложных социальных действий и взаимо­отношений, имеющих устойчивый характер. Отношения меж­ду ними не выбираются, а диктуются необходимостью: для педагога — работать, воспитывать, учить, а для подрастаю­щего поколения — учиться, развиваться, самовоспитывать­ся. Взаимоотношения между педагогом и ребенком необ­ходимо рассматривать с той точки зрения, что во взаимо­действии с воспитанниками наставник непременно должен выступать как высоконравственная личность — носитель дол­га, совести, чести, добра, справедливости.

Настоящий педагог является примером для детей и их родителей, а взаимоотношения между ним и воспитанни­ком выступают как базис процесса обучения и воспита­ния. Философ и педагог Джон Локк так писал о значении примера учителя: «Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями... Дур­ные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров...»

Стержневым компонентом, пронизывающим всю сис­тему взаимоотношений между педагогом и ребенком, яв­ляется уважение к личности каждого учащегося. Педагоги­ческая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировав­шейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение педагога к учащемуся, воспитан­нику как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций разви­тия подрастающего поколения, дающих основание проек­тировать социально значимые черты личности ребенка. Практически ни у кого из педагогов нравственное требова­ние — уважение к личности учащегося — открыто не вызы­вает возражений. Однако на практике нередко встречается нарушение этой нормы, что свидетельствует о трудностях, которые педагогу приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отно­шение к ребенку как личности требует затрат нервной энер­гии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэто­му уважать каждого учащегося и видеть в нем личность — это сложная работа ума и сердца настоящего педагога.

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Проблемы и перспективы педагогической профессии закономерно связаны с проблемами образования, посколь­ку именно носители этой профессии обеспечивают функ­ционирование всех компонентов системы образования, отвечая за грамотное управление процессом образования и достижение его целей.

Какими видятся нам проблемы российского образова­ния в начале XXI в.?

Проблема эффективности образования. Понятие «эффек­тивность» в самой общей форме обозначает степень при­ближения к максимальному или оптимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных по­следствий или издержек.

Среди теоретиков и практиков еще очень сильна тен­денция рассматривать сферу образования в экономиче­ском отношении лишь как потребляющую национальный доход, но не участвующую в его создании. Тем самым за образованием признается только его социальная эффек­тивность. С этим подходом связан так называемый прин­цип остаточного финансирования образования. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказывающих достаточно высокую народохозяйственную эффективность образования. Образование действительно может быть эко­номически выгодным, высокорентабельным делом.

Достижение необходимых обществу определенных со­циальных и экономических результатов составляет смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности. В отличие от прочих отраслей народного хозяйства результаты образования выражаются не в создании каких-либо средств улучшения жизни лю­дей, а непосредственно в совершенствовании и развитии самого человека. В результате организованного образова­тельного процесса резко повышается и экономическая, и социальная отдача человека.

Признание исключительной значимости научно-обра­зовательного потенциала как фактора социально-эконо­мического развития современных обществ не должно скры­вать острых противоречий, нерешенных проблем в сфере образования. Причины неудовлетворительного положения дел в этой сфере связаны с усилением технократических тенденций, игнорированием гуманистических аспектов, недооценкой личностного фактора.

Проблема гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизм - одна из фундаментальнейших характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей цен­ности. Это не только не исключает, но и предполагает как диалектическую противоположность антигуманизм, озна­чающий отношение одного человека к другому как к сред­ству своей жизни, средству удовлетворения эгоистических целей и потребностей. Противостояние и активное взаи­модействие антиподов - гуманизма и антигуманизма - пронизывает всю историю человечества. Тем не менее, гума­нистические тенденции в образовании неуклонно нарас­тают в общественном сознании.

Гуманистические идеи могут распространяться и утвер­ждаться в жизни общества лишь через просвещение и об­разование. Но и само образование и как социальный ин­ститут, и как образовательный процесс, и как результат педагогической деятельности должно отвечать принципам гуманизации. Одним из путей гуманизации образования является его гуманитаризация. Однако гуманитаризация образования не всегда означает его гуманизацию, посколь­ку гуманитарные дисциплины могут быть наполнены и антигуманистическим содержанием. Негуманно, к приме­ру, создавать ситуацию учебной перегрузки, ведущей к переутомлению, заставляя учащихся под видом гуманита­ризации изучать увеличивающиеся объемы учебного ма­териала по общественным наукам.

Образовательные ценности и проблема образования как личностной ценности. Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образо­вания. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничить содержание образовательной подготовки минимумом све­дений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятель­ности человека. Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведо­мо не будут востребованы в непосредственной практичес­кой деятельности. Оба типа ценностных (аксиологичес­ких) ориентации неадекватно соотносят реальные возмож­ности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем. Для преодоления недо­статков первого и второго типов образования необходима ориентация на культурно-гуманистические ценности в раз­работке образовательных проектов. Современный человек должен понимать динамику процессов природного и со­циального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обла­дать умениями оценивать собственные возможности и спо­собности, брать на себя ответственность за свои убежде­ния и поступки.

Как известно, образование является общечеловеческой цен­ностью. Однако образование наряду с другими общечело­веческими ценностями на индивидуально-личностном уровне признается в разной степени. «Очевидно, что от­ношение человека к образованию во многом зависит от того, насколько вознаграждается — и прежде всего чисто материально — образованность, насколько достоин образ жизни учащих и учащихся. Во всех странах, и у нас в Рос­сии тоже, сейчас все более признается личностная цен­ность образования. Иными словами, образование - это не только «подготовка кадров», оно важно для самого чело­века».

На отношение человека к образованию как к личност­ной ценности влияют и общая направленность личности, личностная шкала ценностей, опыт образовательной ус­пешности на предыдущих этапах образования, отноше­ние к образованию «значимых других». Ценность образо­вания, ранг которой в системе ценностей молодежи не­сколько снизился в начале 90-х годов, вновь повышается, при этом достаточно устойчивым становится прагмати­ческий подход к образованию, прослеживается тенден­ция рассматривать образование как средство получения материальных благ и удовольствий.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.112.123 (0.021 с.)