Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные виды педагогической деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитание. Преподавание — это такой вид специальной деятельности педагога, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. Преподавание — один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только и результате тесного взаимодействия с обучаемым так в непосредственной, так и в опосредованной форме. Но в какой бы форме это взаимодействие не выступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения. Таковым же он выступает при условии, когда деятельность учащихся обеспечивается, организуется и контролируется учителем, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. В ходе подготовки и реализации процесса обучения учитель выполняет следующие виды деятельности: с одной стороны, осуществляет отбор, систематизацию, структурирование учебной информации, предъявление ее учащимся, с другой — организует деятельность учащихся, рациональную, эффективную, адекватную задачам обучения. Предметом деятельности преподавателя выступает руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся (рис. 8).
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности (в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития. Преподавание и воспитательная работа — две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, степень эффективности которого как раз и зависит от того, насколько оно будет продумано. Аналогично процесс воспитания невозможен без элементов обучения. Обучение лишь условно, для удобства и более глубокого его познания рассматривается изолированно от воспитания. Преподавание значительно легче по способам его организации и осуществления, а в структуре целостного педагогического процесса, по мнению В.А.Сластенина, «оно должно занимать подчиненное положение». Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. От результата не только преподавания, но и воспитания. Существует еще несколько видов педагогической деятельности, которые наглядно показаны на рис. 9. Рассматривая, например, круг обязанностей воспитателя группы продленного дня, можно увидеть в его деятельности и преподавание, и воспитательную работу. Решая задачи воспитывать у учащихся любовь к труду, высокие моральные качества, привычки культурного поведения и навыки личной гигиены, он регулирует режим дня школьников, наблюдает и оказывает помощь в своевременном приготовлении домашних заданий, в разумной организации досуга. Очевидно, привитие привычек культурного поведения, навыков личной гигиены и учебной деятельности — это уже сфера не только воспитания, но и обучения, которая требует систематических упражнений.
Необходимо указать еще один аспект данной проблемы: некоторые учителя помимо преподавательской работы выполняют еще функции классного руководителя. Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации - учитель, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса. В содержание деятельности классного руководителя входит: ♦ всестороннее изучение учащихся, выявление их склонностей, запросов и интересов, создание актива класса, разъяснение Устава школы или «Правил для учащихся» с целью воспитания норм поведения и чувства ответственности за честь класса и школы; ♦ наблюдение за успеваемостью, дисциплиной, общественной работой и досугом учащихся; ♦ организация внеклассных и внешкольных мероприятий; ♦ систематическое взаимодействие с родителями учащихся, организация работы родительского комитета класса; ♦ принятие мер по предупреждению отсева учащихся из школы и т.д. Классный руководитель составляет план работы на четверть или на полугодие, в конце учебного года представляет администрации школы краткий отчет о своей деятельности. Важнейшая задача классного руководителя - развитие ученического самоуправления*. Кроме того, можно выделить в отдельную группу виды деятельности по признаку специфических задач и функционала педагогов различных специальностей. К примеру, виды деятельности социального педагога включают в себя: ♦ социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг; ♦ социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам; ♦ социально-реабилитационную помощь, направленную на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в этом детей; ♦ социально-бытовую помощь, направленную на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска; ♦ социально-экономическую помощь, направленную на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов; ♦ медико-социальную помощь, направленную на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершенно- летних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска; ♦ социально-психологическую помощь, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, на устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении; ♦ социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска. Таким образом, подводя итог сказанному, приходим к выводу: педагогическая деятельность будет успешной, когда педагог сумеет развить и поддержать познавательные интересы детей, создать атмосферу совместного творчества, коллективной ответственности и заинтересованности в успехах всех обучающихся и воспитанников, т.е. когда в его деятельности будут реально и эффективно взаимодействовать обе ее разновидности при доминирующей роли воспитания.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.007 с.) |