Билет 6. Методология педагогики: сущность, функции, уровни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 6. Методология педагогики: сущность, функции, уровни.



 

Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразовании педагогической действительности.

Уровни:

• 1-ый – практическая деятельность.

• 2-ой – уровень науки.

На I уровне методология рассматривается как учение о структуре, логической рганизации, методах и средствах деятельности человека.

На II уровне методология — это учение о принципах организации, формах и методах научного познания.

Функции:

1) гносеологическая (познавательная) функция, реализация которой обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов;

2) праксеологическая (преобразовательная) функция обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей, а также внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;

3) аксиологическая (оценочная) функция, или функция критики развития педагогической науки, реализация которой способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т. д.;

4) рефлексивная функция направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т. е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой педагогической науки;

5) функция нормативного предписания показывает, что должно быть и как;

6) эвристическая (творческая) функция заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

 

Билет 7. Характеристика основных методологических подходов в педагогике

 

Основными методологическими подходами в педагогике являются:

1) системный – анализ внутренних и внешних связей и отношений объекта, рассмотрение всех его элементов с учётом их места и функций в нём.;

2) личностный – ориентация при конструировании и осуществлении пед. процессов на личность как цель, объект, результат;

3) деятельностный – рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности;

4) полисубъектный (диалогический) – личность обретает своё «человеческое содержание» в общении с другими;

5) аксиологический (ценностный) – признание и реализация в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности, образования в целом;

6) культурологический – человек содержит в себе часть культуры;

7) антропологический – системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении пед. процесса;

8) этнопедагогический – воспитание с опорой на национальные традиции народа, на культуру, обычаи, привычки.

 

Билет 8. Научно-педагогическое исследование: сущность, принципы, этапы.

 

Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования.

Этапы педагогического исследования:

1. подготовительный;

2. разработка методологического аппарата;

3. сбор материала;

4. обработка, выводы;

5. внедрение результатов в практику.

Специфика научно-педагогического исследования заключается в:

1. гуманистичность

2. неповторимость

3. уникальность

4. многофакторность

 

Билет 9. Методы научно-педагогического исследования.

 

1. Методы организации исследования:

• Комплексный (изучение педагогического объекта как системы);

• сравнительный (изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения);

• лонгитюдный (выявление изменений в течение длительного времени)

2. Методы сбора данных:

• Выявление, анализ, обобщение педагогического опыта;

• педагогическое наблюдение;

• самонаблюдение, самоанализ;

• беседа и интервьюирование;

• анкетирование;

• педагогический анализ ситуаций и фактов;

• педагогический консилиум (групповой экспертный анализ);

• экспертные оценки;

• анализ педагогической документации;

•анализ и оценка результатов учебной деятельности (выполнения обучающимися самостоятельных заданий, контрольных, графических, творческих, лабораторных работ и др.);

•педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная работа, замер времени выполнения действий, определение умений и личностных качеств по степени обученности воспитанности, способов мышления и деятельности по творческим проявлениям);

• педагогический эксперимент;

• сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определенной проблеме и сравнение его с отечественным);

• праксиметрические методы (хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись)

3. Методы обработки данных:

• Математические (регистрация, ранжирование, шкалирование);

• Качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологиза- ция, синтез и обобщение)

4. Методы интерпретации и оценки данных:

• Теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на основе существующей теории, концепции);

• Сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала, но в сравнении с ранее собранными материалами или полученными другими исследователями);

 

Билет 10. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

 

Цель образования как социокультурного феномена – формирование индивидуального стиля жизнедеятельности.

Социальные функции образования: воспроизводство культуры и развитие личности.

Ценность образования в личностном аспекте: свобода личности, жизненные перспективы (чувство времени и пространства), неудовлетворенность, самореализация, статус личности и ее удовлетворенность жизнью, мировоззрение личности Компетентности Ценность образования в социальном аспекте: Единое культурное пространство соц.потенциала благосостояния общества духовности Статус государства в мире Регулирует статусные отношения и роли Нормы поведения и деятельности Образовательные парадигмы:

1. знаниевая (знать, можно не понимать) – культурологическая (знать, где можно найти)

2. технократическая (развитие науки) – гуманистическая (развитие личности)

3. педагогоцентрическая - детоцентрическая

4. социентарная (всё на благо социума) - антропоцентрическая

Задача – стимулировать, развивать то, что уже есть в человеке. Педагогический процесс в универсальной модели образования:

Цели 1. Развитие личностных способностей к самоопределению. 2. Учет целей, интересов и индивидуальных способностей обучающихся и педагогов. 3. Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса (совместная, согласованная учебно-поисковая деятельность)

Задачи 1. Не только усвоение обучающимися конкретной информации, но и овладение обобщенными способами усвоения знаний, способами мышления и выполнения различных видов деятельности. 2. Разработка и реализация деятельностного типа содержания обучения; при этом деятельность обучающегося выступает фактором его самоопределения и развития, а также частью содержания обучения.

Реализуются посредством деятельностного подхода, который отвергает: 1) вербальные методы обучения; 2) догматические формы передачи ォготовогоサ учебного материала; 3) монологичность и обезличен- ность словесного преподавания; 4) пассивность обучающихся; 5) статичную завершенную систему знаний, умений, навыков предполагает: 1) активные (рефлексивно-дея- тельностные) формы и методы обучения; 2) развивающие (личностно- ориентированные)технологии; 3) активность всех участников педагогического процесса; 4) усвоение обобщенных способов выполнения различных видов деятельности

Результат = личность Сформированность универсальных способностей личности, ее готовности к познанию и преобразованию мира, самообразованию и саморазвитию. Освоение обобщенных способов мышления и деятельности, системных знаний

 

Билет 11. Основные тенденции развития системы образования в мире.

 

Социокультурные предпосылки:

• Смени типов культурно-исторического наследия

• Информатизация

• Глобализация + Глобальные проблемы

Новые требования к образованию:

• Формирование активной позиции личности

• Ориентация на самобытность личности

• Ориентация на общечеловеческие и национальные ценности

• Расширение способов передачи-получения социокультурного опыта

Цель образовательной политики в развитых странах – качества и мобильности образования; создание единого образовательного пространства (Болонская декларация 1999 г., Берлинская декларация - 2003 г.).

Тенденции в развитии образования:

• Приведение в соответствие уровней образования и научных степеней

• Единая система контроля и оценки

• Единый стандарт качества образования

• Механизм взаимопризнания документов об образовании

• Диверсификация

• Практикоориентированность

• Непрерывность

• Специализированность

• Самообразование

• Снижение сроков теоретической подготовки

 

Билет 12. Высшее образование в Германии.

 

Академический ландшафт Федеративной Республики привлекателен как для начинающих студентов, так и для молодых учёных. Его отличительная черта - гармоничное сочетание старых университетских традиций и современных достижений науки. В "студенческом городке Германия" насчитывается более 300 вузов. Наряду со старыми университетами, отличающимися широким выбором классических предметов, в Германии появляется всё больше и больше новых вузов, делающих ставку на междисциплинарное обучение и тесную связь между теорией и практикой.

Главный принцип высшего образования в Германии - "академическая свобода", поэтому в немецкий университет может поступить каждый при условии выполнения требований допуска к обучению в вузах. В соответствии с принципом "академической свободы" обучение является бесплатным. Плату взимают лишь немногочисленные частные университеты.

Другой важный принцип немецких вузов - связь учёбного процесса и научных исследований. В университетах ФРГ работает много известных учёных. В лабораториях при университетах часто совершаются открытия мирового уровня.

 

Научные и учебные процессы происходят не в "башне из слоновой кости", то есть не ограничиваются одними лишь теоретическими занятиями и разработками. В немецких вузах дают не только теоретическое образование, но и опыт практической работы по профессии. С фундаментальными исследованиями здесь соседствуют прикладные науки. Существует и много примеров удачного сотрудничества университетов с международными концернами и иностранными исследовательскими институтами. Всё это повышает конкурентоспособность и карьерные шансы выпускников немецких вузов.

 

Тот, кто не стремится к научной карьере, может выбрать для учёбы одно из высших специальных учебных заведений или поступить в один из политехнических институтов. С практической стороной избранной профессии студенты этих вузов знакомятся на немецких предприятиях. Промышленность заинтересована в установлении контактов с иностранными студентами, которых она рассматривает как своих потенциальных менеджеров или партнеров по бизнесу за границей.

 

При поступлении в вуз не предусмотрены вступительные экзамены, и самое главное для абитуриента — успешно сдать выпускные экзамены в школе или гимназии. При приёме на обучение престижным специальностям решающее значение имеет средний балл школьного аттестата абитуриента.

 

Билет 13. Система образования Республики Беларусь: цель, компоненты, принципы.

 

Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:

• приоритетности образования;

• обязательности общего базового образования;

• осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

• доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

• преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

• национально-культурной основы образования;

• приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

• научности;

• экологической направленности образования;

• демократического характера управления образованием;

• светского характера образования.

Национальная система образования включает:

• участников образовательного процесса;

• образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

• учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

• государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровней управления).

 

Билет 14. Тенденции реформирования системы образования в Республике Беларусь

 

Предпосылки реформирования:

1. Мировые тенденции

2. Новая социокультурная обстановка в стране

Новые подходы к образованию

• Демократизация

• Гуманизация

• Гуманитаризация

• Непрерывность

• Интеграция

• Индивидуализация и дифференциация

• Фундаментализм

• Прагматизм

Направления реформирования

1. Структурно-организационные:

• управление качеством образования

• деверсификация

• система дополнительного образования

• профилизация

2. Содержательно-технологические:

✓ активные методы

✓ самостоят. работы

✓ проблемность изложения

✓ интенсификация

✓ информатизация

✓ акцент с обучающей на познавательную деятельность

3. Создание ресурсного обеспечения

• нормативно-правовое

• кадровое

• материально-техническое

• финансовое

Уровни образования:

• дошкольное

• общее базовое

• общее среднее

• профессионально-техническое

• средне-специальное

• высшее

• послевузовское

+ внешкольное

+повышение квалификации

и переподготовка

Учреждения образования:

• Дошкольные учреждения

• Учреждения обеспечивающие получение базового, среднего, высшего образования, повышение квалификации и переподготовку

• Внешкольные учреждения воспитания и обучения

• Социально-педагогические учреждения

• Специальные педагогические учреждения

• Научно-исследовательские учреждения

• Учреждения управления

 

Билет 15. Основные положения новой образовательной политики Республики Беларусь.

 

Многообразие и изменчивость окружающего мира побуждают личность к его осмыслению и освоению, структурированию, упорядочению и преобразованию. Динамизм и многоукладность социальной жизни делают этот процесс непрерывным (постоянно продолжающимся). И современная система образования должна быть ориентирована на формирование новых природо-социокультурных отношений охранно-созидательного типа между человеком, обществом, природой. Главной целью образования сегодня выступает развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности, способной к освоению и преобразованию мира, созданию новых форм общественной жизни, культуры в целом. Именно эта деятельность и готовность к ней должны воспроизводиться и формироваться новым образованием. Современная ситуация такова, что от ответственности и деятельности каждого человека зависит благосостояние окружающих людей, природного мира, судьба планеты. Поэтому каждый человек должен обладать критическим мышлением, иметь плюралистическое мировоззрение, мыслить глобально, совершая локальное действие в многообразном, постоянно меняющемся мире. В этой связи основными положениями новой образовательной парадигмы могут выступать:

 

• ориентация учебных планов и программ, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развитие умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции;

 

• изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений, навыков к посреднику между учеником (студентом) и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном, активном освоении нового содержания образования).

 

Действительно, роль педагога в процессе обучения уже не должна сводиться только к подаче обучающимся системы готовых знаний, умений, навыков. Педагог призван оказать учащимся помощь в познании себя, окружающего мира в усвоении и принятии общечеловеческих и культурных ценностей и норм, личностном и профессиональном развитии. При этом учебный предмет, наука рассматриваются как часть культуры, а научные способы познания — одними из форм человеческой жизнедеятельности. Обращение к культуре в целом предполагает выделение в содержании обучения объема современных научных знаний, соответствующих достижениям и открытиям в науке; определение общекультурного значения учебных дисциплин и культурологической составляющей в их содержании. Другими важными положениями новой парадигмы образования являются:

 

• ориентация образования на развитие у обучающихся мыследеятельностных (аналитических, рефлексивных, самоопределенческих и др.) способностей, составляющих основу теоретического мышления;

 

• установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства (ребенок — ключ к познанию человека, отношение к ребенку в социуме — как показатель культуры общества).

 

Действительно, образование должно готовить обучающихся к жизни в разнообразном, динамичном и противоречивом мире. В этих условиях перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений строить и рефлексировать собственные действия, осуществлять выбор и самоопределяться в новой ситуации. При этом деятельность по известному образцу чаще всего неприемлема. Однако в школе не получили широкого распространения способы и технологии анализа и понимания разных ситуаций (исторических и современных, в мире и в стране, в школе и в классе, в семье и на улице, и т. д.), а также пути и технологии построения нешаблонного поведения в новых условиях. Вместо этих умений, необходимых человеку в самостоятельной жизни, у учащихся чаще формируются навыки-автоматизмы, связанные с выполнением несложных операций и ограничивающие понимание новых ситуаций и освоение обобщенных способов выполнения различных видов деятельности.

 

Выход видится в переходе от «школы памяти» к «школе мышления и действия», т. е. к новой педагогической парадигме. Это предполагает включение в содержание образования способов анализа ситуаций и разрешения проблем в новых условиях. Установка на формирование у обучающихся умений рефлексии, критического мышления, системно-ситуационного анализа в условиях изменчивого современного мира предполагает наличие у ученика (студента) развитой системы мыследеятельностных способностей.

 

Таким образом, важнейшая задача современного образования заключается в изменении его направленности, переносе акцентов с традиционного освоения обучающимися предшествующего социокультурного опыта в виде знаний, умений и навыков на стимулирование их к разрешению возникающих перед отдельными людьми, обществом в целом проблемных ситуаций; формирование у молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющемся обществе, творческое обогащение личностного социального опыта, внесение собственного вклада в развитие культуры общества.

 

Билет 16. Уровни образования и образовательные учреждения.

 

Основное образование в республике имеет следующие уровни:

• дошкольное;

• общее базовое;

• общее среднее;

• профессионально-техническое;

• среднее специальное;

• высшее;

• послевузовское.

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях. Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования.

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

• внешкольное воспитание и обучение;

• повышение квалификации и переподготовку кадров.

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и(или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации). К учреждениям образования относятся:

• дошкольные учреждения;

• учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения — школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы);

• учреждения внешкольного воспитания и обучения;

• социально-педагогические учреждения;

• специальные учебно-воспитательные учреждения;

• научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

Анализ мировых тенденций развития высшего образования, прежде всего университетского, позволяет выделить его отличительные характеристики в современных условиях: широкая диверсификация образования – многовариантность, многообразие, многомодельность; гибкость и многовариативность в сроках начала и завершения высшего образования; ориентация высшего образования на студента; формирование у студентов способности понимания, сохранения развития национальных международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия; переход высшего образования к парадигме «образование на протяжении всей жизни»; непрерывная адаптация учебных программ к будущим потребностям общества; усиление направленности на междисциплинарные, многодисциплинарные и трансдисциплинарные образовательные программы; повышение роли и уровня научных исследований в высшей школе; интернализация высшего образования и др.

Цель современного образования – формирование высокообразованной, свободной и духовной личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации в постоянно изменяющемся мире.

Современное белорусское общество находится в процессе системной трансформации. Основным направлением этих трансформационных изменений выступает переход к постиндустриальной (информационной) модели развития. С учётом этого современная высшая школа готовит специалиста не только к исполнению конкретных видов труда, но и развивает способность адаптироваться к динамично изменяющемуся спросу на различные виды деятельности.

Важнейшая задача высшего образования – формирование элиты общества. Выдавая дипломы о высшем образовании, вузы тем самым определяют, кто из молодых людей получит доступ к престижному положению и статусу.

2.Актуальные проблемы совершенствования университетского образования

Одной из примечательных особенностей современного состояния высшего образования в Республике Беларусь является повсеместное переименование учреждений образования, а именно: перевод институтов в ранг университетов. Это подразумевает, что учебные заведения достигли определённых успехов в подготовке профессорско-преподавательского состава, также увеличения числа преподавателей имеющих учёные степени и звания, совершенствовании процесса и в расширении перечня специальностей, по которым можно получить образование в данном вузе.

Всё это способствует тому, что студент, выбравший ту или иную специализацию, имеет возможность получить глубокие и разнообразные знания по данному предмету. Он должен в обязательном порядке освоить методику самостоятельной научной и методической работы и под руководством опытных и квалифицированных педагогов получить практику применения своих знаний и умений, и в конечном итоге стать высокопрофессиональным специалистом.

Вместе с тем, университетское образование имеет свои особенности и отличия. Предполагается, что человек, получающий образование в университете, получает более широкие и всесторонние знания в различных областях науки и сферах жизни общества.

Отличительными чертами современного этапа модернизации высшего образования в Республике Беларусь являются:

1.взвешенность подходов, вырабатываемых на основе национальных интересов, приобретенного отечественного и международного опыта развития высшей школы;

2.сохранение качества высшего образования, необходимого национальной экономике;

3.учет экономической целесообразности при установлении продолжительности, содержания, объемов и интенсивности обучения;

4.постепенный переход к массовому высшему образованию, которое в перспективе смогут получить все желающие из числа успешно завершивших обучение в средней школе;

5.открытость белорусской высшей школы для зарубежных партнеров, повышение ее престижа, конкурентоспособности и привлекательности на мировом рынке образовательных услуг.

В этой связи в настоящее время в числе первоочередных рассматривается вопрос о структуре высшего образования с тем, чтобы перейти к системе, нацеленной на обеспечение массовой подготовки специалистов, а также научных кадров через механизм магистратуры. При этом болонская схема, предусматривающая укороченную до трех-четырех лет первую ступень, признана не отвечающей национальным потребностям страны в связи с недостаточным профессиональным уровнем выпускников. По той же причине академическая степень бакалавра рассматривается как целесообразная лишь в перспективе и только в отдельных случаях подготовки кадров для зарубежных стран или для специальностей без глубокого академического содержания, например, специальностей искусства (исполнительское мастерство), спорта и туризма (спортивное мастерство) и других по желанию студента.

Такой подход позволит изменить существующую в ряде вузов тенденцию искусственного завышения продолжительности обучения по ряду специальностей. Студенты изучают значительное число курсов и их разделов общеразвивающего характера, которые могут быть изучены самостоятельно по мере возникновения в них действительной необходимости, а также второстепенных предметов, слабо связанных с будущей профессиональной деятельностью. Содержание образования отличается и чрезмерным объемом дисциплин социально-гуманитарного цикла, излагаемых в виде изолированных от остального содержания модулей. Нет сомнений в необходимости пересмотра образовательных стандартов для специальностей, ведущих к относительно простым или двойным квалификациям, не предполагающим глубокой академической подготовки или утратившим ее вследствие размытия целей обучения. Существенным резервом для сокращения продолжительности обучения станет при этом хорошо организованная и обеспеченная методически самостоятельная работа студентов, результаты которой контролируются преподавателем, а объем учитывается учебным планом. Очевидно, ревизия содержания образования покажет и целесообразность сокращения перечня специальностей, многие из которых отличаются лишь незначительными деталями или квалификационными выходами.

 

Билет 17. Концептуальные основы и формы непрерывного образования.

 

Непрерывное образование:

• Допрофессиональная подготовка

• Профессиональное образование

• Послевузовское образование

Непрерывное проф.образование основано на системе дополнительного проф.образования (ДПО)

Цель – проф.знаний и их адаптация к изменяющимся условиям; совершенствование деловых качеств; подготовка к выполнению новых трудовых функций.

Принципы ДПО:

• Многофункциональность

• Динамизм и мобильность

• Опережающий характер

• Связь с жизненным и проф. опытом

• Учет профессиональных потребностей

• Открытость и сотрудничество

• Фундаментализм

• Деятельностная направленность

Функции ДПО:

1. акмеологическая

2. сервисная (соц.заказ)

3. диагностическая

4. компенсаторная

5. инновационная

6. консультативная

7. специализирующуя

Формы ДПО:

1. повышение квалификации (углубление, обновление знаний; развитие проф. умений)

• краткосрочное (не менее 72 ч.)

• тематический и проблемный семинар (72-100 ч.)

• длительные курсы (более 100 ч.)

2. переподготовка (освоение новой специальности)

3. стажировка (развитие умений)

4. самообразование

Формы ДПО:

• с отрывом от производства (очное)

• без отрыва от производства (заочное; дистанционное)

• с частичным отрывом от производства

• экстернат

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 6015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.177.119 (0.129 с.)