Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билеты по правоохранительным органам↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Билеты по правоохранительным органам Билет Правоохранительные органы РФ: Понятия, система, основные черты Правоохранительный орган-специально созданный государством орган, учрежденный государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, наделённые правом применять меры юридического воздействия и действующие на основании и в соответствии с законом. Система правоохранительных органов: 1) Судебные органы (КС РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, Федеральные суды, суды общей юрисдикции, федерально-арбитражные суды, мировые судьи); 2) Верховный суд, судебный департамент при ВС 3) Органы прокуратуры 4) Органы предварительного расследования (дознание и следствие) 5) Органы исполнительной власти в сфере юстиции (ФСИН, Федеральная служба судебных приставов) 6) Органы обеспечения безопасности (СВР, ФСБ, ФТС, ФСКН) 7) Органы, оказывающие юридическую помощь (адвокаты, нотариусы, детективы) По характеру правового интереса правоохранительные органы могут быть разделены на: · Государственные · Общественные · Частные К государственным органам относятся: o Судебные органы o Следственный комитет РФ o МВД РФ o ФСБ РФ o Совет Безопасности РФ o Минюст РФ o ФССП РФ o ФСИН РФ o Таможенные органы o Органы по контролю за незаконным оборотом наркотиков в РФ o ФНС РФ o Росфинмониторинг o Федеральное казначейство РФ o Органы записи актов гражданского состояния o Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам ребенка в РФ, уполномоченные по правам человека и ребенка в субъектах РФ К общественным органам относятся: § Адвокатура § Нотариат § Третейские суды § Общественные наблюдательные комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания К частным органам относятся: Частные (индивидуальные предприниматели) и предприятия, осуществляющие детективную и охранную деятельность По методу осуществления своей деятельности правоохранительные органы могут быть разделены на использующие и не использующие метод принуждения: К органам, использующим метод принуждения, относятся практически все органы из вышеперечисленных, за исключением уполномоченных по правам человека и ребенка в РФ К органам, не имеющим властных полномочий, относятся все вышеперечисленные общественные и частные правоохранительные органы По направленности правоохранительного интереса соответствующие органы могут быть разделены на органы: v Урегулирования правовых споров (органы правосудия и третейские суды) v Контроля и надзора за законностью (орган Минюста РФ и Прокуратуры РФ) v Защиты прав и свобод человека и гражданина (уполномоченные по правам человека и ребенка, общественные наблюдательные комиссии) v Охраны (поддержания) общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (МВД России, ФССП, ФСИН,ФМС, ФСБ, Совет Безопасности, Частные предприятия и предприятия в области детективной и охранной деятельности) v Выявления, расследования и предупреждения преступлений и иных правонарушений (оперативно-розыскные органы, органы дознания и предварительного следствия, налоговые органы, таможенные органы, Росфинмониторинг, Федеральное казначейство РФ) v Оказания юридических услуг (адвокатура, нотариат, органы ЗАГС) Основные черты: Правоохранительный орган должен быть: 1) Обусловлен потребностью в охране (сохранении) права в его ценностно-правовом (правовая идеология) и нормативно-правовом (законодательство) измерениях и, следовательно, являться правоохранительным органом 2) Целенаправлен на удовлетворение этой потребности, т е иметь правоохранительный интерес, концентрированно выраженный в направлении или направлениях его деятельности 3) Подчинен публично-правовому интересу либо согласованному с ним общественному или частному интересу 4) Институционально организован 5) Образован в соответствии с законом, действовать в порядке, установленном законом путем применения норм этого закона 6) Обеспечен принудительной силой
Билет Правоохранительная деятельность: Понятия, признаки, функция Правоохранительная деятельность-это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного им порядка. В широком смысле правоохранительная деятельность-это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле правоохранительная деятельность-это деятельность специально уполномоченных органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия. Функции правоохранительной деятельности: · Конституционный контроль (установление нарушений предписаний Конституции РФ) · Правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях) · Организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов) · Прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования) · Выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде) · Оказание юридической помощи Признаки: 1) Вид государственной деятельности 2) Осуществляется не всеми органами государственной власти, а только специально уполномоченными, для которых правоохранительная функция входит в основное содержание их деятельности 3) Решения и действия правоохранительных органов и должностных лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, принятые в пределах их компетенции в соответствии с законом, обязательны для граждан, органов и организаций, которым они адресованы 4) Носит процедурный характер, который прописан в процессуальных кодексах 5) Осуществляется посредством мер государственного принуждения 6) Осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур 7) Ее реализация возлагается прежде всего, на специально уполномоченные органы-правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Правоохранительная деятельность основывается на конституционных принципах правоохраны: 1) Принцип законности (ст. 15 Конституции РФ) 2) Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ) 3) Принцип равенства граждан и юридических лиц перед законом (ст. 19 Конституции РФ) Билет 3 Предмет курса «Правоохранительные органы РФ»: Объектом исследования курса правоохранительные органы РФ является государственно-правовая действительность Российской Федерации. Предмет дисциплины-устройство, организация и направления деятельности правоохранительных органов. Предмет изучения дисциплины имеет сложный, комплексный характер. Это связано с тем, что РФ обладает весьма мощным государственным аппаратом, который обеспечивает реализацию различных внутренних и внешних государственных функций. Обеспечивая их, правоохранительные органы находятся межу собой в постоянной взаимосвязи. Правоохранительные органы-это вводная и комплексная дисциплина и носит межотраслевой характер Система дисциплины: 1) Общие вопросы и понятия 2) Судебная власть и судебная система 3) Основные направления деятельности остальных правоохранительных органов Система курса «Правоохранительные органы РФ»: Систему курса можно разделить на следующие разделы: - Общие понятие о дисциплине Правоохранительные органы РФ - Общее понятие о правоохранительной деятельности. - Судебная система РФ - Прокуратура РФ и прокурорский надзор - Органы исполнительной власти РФ, осуществляющие правоохранительную деятельность. - Негосударственные организации, осуществляющие правоохранительную деятельность.
Билет Взаимодействие учебной дисциплины с другими дисциплинами 1) Теория государства и права 2) Конституционное право 3) Уголовное право и уголовный процесс 4) Гражданское право и гражданский процесс 5) Адвокатура и нотариат 6) Международное право Усвоение этой дисциплины необходимо для эффективного изучения последующих дисциплин юридического цикла. Изучение этой дисциплины позволяет сформировать комплексные знания, касающиеся структуры различных органов, возможностей их взаимодействия друг с другом и с иными государственными органами, общественными объединениями, а также различными институтами гражданского общества. Наиболее полно такая связь прослеживается с рядом дисциплин государственно-правового цикла. Поскольку правоохранительные органы изучаются в качестве элемента общего государственного механизма, данный предмет связан с учебной дисциплиной «Теория государства и права». В частности такая взаимосвязь прослеживается при изучении следующих разделов: · Функции государства · Механизм государства · Правовые отношения · Законность и порядок
Билет Законы Это нормативно - правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений. Виды законов: 1. Конституция 2. Федеральные конституционные законы регулируют вопросы, которые определены в Конституции 3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».). 4. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.). Подзаконные акты Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей. Виды подзаконных актов: 1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны (Указы и распоряжения Президента) - Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. 2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера. 3.Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. 4.Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.
Билет Билет Билет Принципы правосудия Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками). 1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие). Субъективный аспект принципов выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и притом немаловажное значение. 2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е. они обязательны для соблюдения, как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили. 3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения. 4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других. Принципы организации и осуществления правосудия: – принцип законности правосудия; – принцип осуществления правосудия только судом; – принцип доступности судебной защиты; – принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; – принцип участия граждан в осуществлении правосудия; – принцип состязательности и равноправия сторон; – принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту; – принцип презумпции невиновности; – принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону; – принцип открытого разбирательства дел во всех судах; – национальный язык судопроизводства. Билет Система судов РФ. (ДЛЯ ДОП. ВОПРОСА ОТ СУМАРОКОВА) Систему судов РФ можно описать следующим образом: 1. Конституционные суды в РФ: - Конституционный суд РФ. - Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. 2. Суды общей юрисдикции в РФ. - Верховный суд РФ - Суды субъектов РФ - Городские (районные) суды - Мировые суды 2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ. - Военная коллегия Верховного суда РФ. - Военные (флотские) окружные суды РФ. - Гарнизонные суды РФ 3. Арбитражные суды в РФ. - Высший Арбитражный Суд РФ. - Федеральные арбитражные суды округов - Арбитражные суды округов - Арбитражные суды субъектов РФ 4. Иные суды, действующие на территории РФ.
Билет Билет Билет Правовой статус судьи ФКЗ «О статусе судей» Билет Билет Конституционный суд РФ Конституционный Суд РФ (КС) как специализированный орган судебного конституционного надзора был учрежден в декабре 1990 г. Конституция РФ 1993 г. и Федеральный конституционный закон от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ» определили роль и место КС в судебной системе России. КС РФ, как гласит ст. 1 Закона, – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Данная формулировка позволяет сделать вывод о двойственном характере правовой природы КС. С одной стороны, КС – орган правосудия, составная часть судебной власти – с учетом своих полномочий меняет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права; с другой – КС как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность их ветвей власти, на установление объема их полномочий. КС РФ является не только судебным органом, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от ВС и ВАС, которые по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам. Главная функция КС – обеспечение конституционного контроля – обусловила сущностные отличия КС от других судов. КС как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов, но при этом им не устанавливаются фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов. Конституционный Суд решает исключительно вопросы права (ст. 3 Закона о Конституционном Суде). Статус КС не предполагает обжалования принимаемых им решений. КС – единственный орган судебной системы РФ, который вправе проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае неконституционности лишать их юридической силы. В отличие от назначаемых Советом Федерации председателей ВС, председатель КС РФ избирается судьями КС. Федеральный конституционный закон закрепил важнейшие принципы конституционного судопроизводства. Независимость. Судьи КС независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В своей деятельности судьи КС выступают в личном качестве и не представляют государственные и общественные органы, политические партии и движения, государственные, общественные и иные предприятия, учреждения, организации, должностных лиц, государственные и территориальные образования, нации, социальные группы. Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений по ним производится КС коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях КС проходит открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, когда это необходимо для обеспечения охраняемых законом тайны, безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях КС происходит устно. При рассмотрении дел Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы, кроме ранее представленных судьям и сторонам. Язык судопроизводства. Производство в КС ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать показания на другом языке и пользоваться услугами переводчика. Непрерывность судебного заседания. Заседание КС по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию позиции на основе состязательности в заседаниях КС РФ. КС представляет собой одну из ветвей судебной власти и осуществляет свои функции в установленных законом формах конституционного судопроизводства, которые являются разновидностью процесса с использованием отдельных элементов судебной процедуры. Своеобразие конституционного судопроизводства не может не влиять на перечень и содержание его принципов. Среди приведенного перечня нет таких общепризнанных принципов правосудия, как законность, презумпция невиновности и участие представителей населения в правосудии. Законность в конституционном судопроизводстве обеспечивается тем фактором, что КС руководствуется единственным законодательным актом – Конституцией РФ, что по определению исключает какое-либо отступление от акта высшей юридической силы. Отсутствие принципа невиновности связано с тем, что КС не осуществляет правосудие по конкретным уголовным и гражданским делам, и в конституционном судопроизводстве нет обвиняемых, подсудимых, истцов и ответчиков. Коллегиальность конституционного судопроизводства отличается от коллегиальности правосудия. Представители населения не привлекаются к рассмотрению дел, так как их разрешение требует глубоких юридических знаний и высокого профессионализма. Федеральный конституционный закон закрепил особое правовое положение КС, что нашло отражение и в регулировании порядка отбора кандидатов, процедуре их назначения на должность судей и гарантиях их независимости при исполнении возложенных полномочий. Судьей КС может быть гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предложения о кандидатах на должность судей КС могут вноситься Президентом РФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации. Судья КС не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы и иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой работой, кроме преподавательской и научной деятельности. Судья КС не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья КС не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Судья КС не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу. На судей КС распространяются гарантии, установленные для всех судей Российской Федерации. Независимость судьи КС обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению. Деятельность КС включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом КС. Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Существенная сторона гарантий деятельности КС – обеспечение его независимости в финансовом, кадровом и материально-техническом отношениях. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» КС наделен полномочиями, обеспечивающими защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны. Согласно ст. 125 Конституции РФ КС полномочен осуществлять конституционное правосудие по следующим категориям дел. 1. О соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров России. Право на обращение в КС по упомянутым вопросам имеют: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. 2. По спорам о компетенции: – между федеральными органами исполнительной власти; – между органами государственной власти России и органами государственной власти ее субъектов; – между высшими государственными органами власти субъектов РФ. Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре, перечисленных выше, а также Президент РФ – в случае использования согласительных процедур для разрешения возникших разногласий и передачи дела на рассмотрение суда при недостижении согласованных решений (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). 3. О конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Правом на обращение в КС с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод имеют граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения граждан и иные органы и лица, указанные в федеральном законе. 4. Толкование Конституции дается КС по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ. Толкование Конституции РФ КС является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. 5. О даче заключений по соблюдению установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обращение с запросом о даче заключения направляется в КС Советом Федерации, если обвинение выдвигается Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. Полномочия КС реализуются путем принятия правовых актов – постановления, заключения, определения и решения по организационным вопросам. Особенность юридической природы данных актов состоит в том, что КС решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов.
Билет Суды общей юрисдикции РФ ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. 2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; 2) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды); 3) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом; 4) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом. 3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции
1. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 2. Суды общей юрисдикции рассматривают: 1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами; 2) все уголовные дела; 3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению. 3. Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.
Билет Верховный Суд РФ Структура ВС РФ 1. Большая часть судебной деятельности осуществляется Судебной коллегией по гражданским делам и Судебной коллегией по уголовным делам. Работой этих коллегий руководят их председатели, которые являются заместителями Председателя ВС РФ. По первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются судьями ВС единолично или коллегиально в составе трех судей ВС. Приговоры и решения могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационную коллегию ВС РФ. По второй инстанции (кассационной) ВС рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения, судебные акты областных и приравненных к ним судов. Они действуют в составе трех судей. Судебные коллегии также уполномочены проверять и вступившие в силу приговоры и иные решения, вынесенные нижестоящими судами общей юрисдикции. 2. Кассационная коллегия ВС РФ состоит из председателя и 12 членов из числа судей ВС РФ, рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные акты, не вступившие в силу, вынесенные одной из трех указанных выше коллегий в качестве суда первой инстанции. В пределах своих полномочий она рассматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. 3. Судебная коллегия ВС из 18 судей коллегиально принимает решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции Законом о статусе судей: вынесения заключения по запросам Генерального прокурора РФ о законности возбуждения уголовного дела в отношении судей федеральных судов среднего и высшего уровней, привлечения их в качестве обвиняемых или привлечения к административной ответственности, допустимости производства оперативно-розыскных действий или действий, ограничивающих их права и свободы либо нарушающих судейскую неприкосновенность и др. 4. Президиум ВС РФ – коллегиальный орган в составе 13 судей, в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС, меры по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства. 5. Пленум ВС, включающий в свой состав всех судей ВС, не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Его главная функция – рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и статистики, дача разъяснений по вопросам применения законодательства. Билет Мировые судьи в РФ Билет Военные суды Билет Арбитражные суды в РФ: ОБЩАЯ характеристика и система ФКЗ от 1995 «Об арбитражных судах в РФ» Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны. Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Система арбитражных судов включает: федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ. Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры). Все три АПК, принятые в 1992, 1995 и 2002 гг., предусматривают административное судопроизводство, в котором осуществляется судебный контроль за деятельностью государственных органов. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики. Решаемые арбитражными судами задачи обеспечиваются путем реализации основных, общих для всех судов принципов правосудия: законности, независимости судей, равенства перед законом и судом, права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судебного разбирательства. Особенности арбитражного судопроизводства: – большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности; – область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве; – принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторо
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 3682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.210 (0.015 с.) |